LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вание агрессивного поведения проявляется в подражании таким тяжким преступлениям,
как изнасилование и даже убийство. Такие преступления-копии — самые тревожные
примеры моделируемого поведения (подробнее об этой проблеме читайте в главе 5).
Сенсационность преступлений, совершенных по сценарию, взятому из фильмов,
привлекает внимание печатных и электронных СМИ, поэтому публике известно
много подобных случаев. Однако следует помнить, что, учитывая общее количество
телезрителей, совершение преступления-копии — исключительный случай. Мил-
лионы других телезрителей, которые смотрят те же самые передачи, не испытывают
побуждения подражать действиям персонажей. Это означает, что совершение или не
совершение преступлений под воздействием телевидения определяется такими ин-
дивидуальными факторами, как склонность к насилию, психическое состояние,
эмоциональная уравновешенность и т.п.
96 Часть II. Теория и основные понятия

Социологи часто больше интересуются менее явным воздействием медианаси-
лия, не влекущим проявлений агрессии к другим людям, которое можно подвергнуть
количественным измерениям с помощью контролируемого эксперимента. Боль-
шинство ученых различают такие последствия воздействия медианасилия, как ког-
нитивное, аффективное или поведенческое. Все эти аспекты подробно рассматри-
ваются в главе 10, посвященной проблеме медианасилия.
С момента появления кино и телевидения озабоченность по поводу негативного
воздействия сцен насилия была важной движущей силой государственной полити-
ки. Синтия Купер в своей книге Violence on Television ("Насилие на телеэкране") вы-
деляет три стадии политических дебатов по поводу медианасилия. На первом этапе I
рассматривался вопрос роста преступности среди несовершеннолетних. Затем рамки
дебатов расширились, включив проблему воздействия сцен насилия на социальное |
поведение и благополучие общества в целом. На третьем этапе стратегия политиков
изменилась: от выяснения негативного воздействия телевизионного насилия на зри-
телей они перешли к упреждающим мерам, направленным на борьбу с теленасилием
посредством законодательных ограничений {Cooper, 1996, p. vi-vii).


МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ХОРОШЕМУ ИЗ СМИ
Последние годы все больше исследований, изучающих воздействие детских теле-
передач, дают обнадеживающие результаты. Эти исследования показали, что многие
детские развлекательные программы оказывают просоциальное или позитивное воз-
действие. Общая тенденция такова: развлекательные и образовательные телевизи-
онные программы (не включающие сцен насилия), например "Улица Сезам", спо-
собствуют интеллектуальному развитию, развивают воображение, навыки решения
проблем, способствуют социализации (Fisch, 2001; Fisch & Trugellio, 2001).
Последние исследования шоу "Улица Сезам" подтвердили выводы первых иссле-
дований о том, что постоянные зрители этой передачи опережают других детей по
уровню развития когнитивных умений, а также относительно других просоциальных
аспектов как в США (Wright & Huston, 1995; Wright, Huston, Scantlin & Cotler, 2001), так и
за рубежом (UNICEF, 1996; Brederode-Santos, 1993; Ulitsa Sesame Department of Research
and Content, 1998). Лонгитюдные исследования показали, что позитивное воздействие
передачи "Улица Сезам" (рис. 4.2) на успеваемость испытывали не только дошкольни-
ки, но также школьники младших классов (Zill, 2001; Zill, Davis & Daly, 1994) и даже
старшеклассники (Anderson et al, 1998).
Было обнаружено, что благотворное воздействие оказывают и другие детские пе-
редачи, например, Barney & Friends ("Барни и компания") (Singer & Singer, 1998,
1995, 1994), "Остров Гулла-Гулла" и "Окно Аллегры" (Bryant et ai, 1997; Mulliken &
Bryant, 1999), "Три подсказки" (Anderson et al, 2000; Bryant et ai, 1999), "Квартал
мистера Роджерса" и The Electric Company ("Электрическая компания") (Rice, 1984;
Rice & Haight, 1986; Ball & Bogatz, 1973; Ball et al., 1974), Between the Lions ("Среди
львов") (Linebarger, 2000), Reading Rainbow ("Радужные письмена") (Leitner, 1991),
Square One 7У ("ТВ-1") (Hall, Esty & Fisch, 1990; Hall et al., 1990) и 3-2-1 Contact ("3-2-
1 контакт") (Cambre & Fernie, 1985; Johnston, 1980; Johnston & Luker, 1983; Wagner,
1985). Позитивное воздействие детских образовательных программ усиливается, ес-
ли дети смотрят и обсуждают их вместе с родителями (Singer & Singer, 1983). Двух-
97
Глава 4. Социально-когнитивная теория

летние наблюдения за детьми, которые постоянно смотрели передачи "Остров Гул-
ла-Гулла" и "Окно Аллегры" показали, что им легче было решать проблемы, и они
показывали более гибкое мышление, чем те дети, которые не смотрели этих про-
грамм. Вдобавок, постоянные зрители больше узнали об адекватном социальном по-
ведении, чем их ровесники, которые не смотрели этих программ {Bryant et al, 1997),
и лучше справлялись с решением проблем (Mulliken & Bryant, 1999).




Объектом других двухлетних наблюдений стали зрители образовательной програм-
мы для дошкольников "Три подсказки", где были обнаружены более выраженные
благотворные изменения, чем у тех детей, кто эту программу не смотрел {Anderson et al.,
2000; Bryant et al., 1999). По результатам выполнения субтестов невербального решения
проблем и неюмористического решения задач теста Кауфмана были выявлены стати-
стически значимые различия в пользу детей, регулярно смотревших программу.
Речевые навыки, грамотность, решение математических и логических задач, ес-
тественные и технические науки, гражданское самосознание, социальные науки —
в этих и других сферах было отмечено положительное воздействие образовательных
программ {Fisch, 2001).
98 Часть II. Теория и основные понятия

СОЦИАЛЬНОЕ ПОБУЖДЕНИЕ ИЛИ УБЕЖДЕНИЕ
Рекламные кампании и другие способы убеждения служат хорошим примером
социального побуждения, еще одной разновидности моделируемого поведения. Со-
циальное побуждение не связано с новыми моделями поведения, и в этом его отли-
чие от научения путем наблюдения и разрешающего воздействия. Социальное по-
буждение подразумевает индуцирование определенных предварительно усвоенных
моделей поведения.
Большинство людей неохотно покупают новые, неизвестные товары, если их не убе-
дить, что эти изделия обладают определенными преимуществами. Например, побужде-
ние перейти на новую отбеливающую зубную пасту может быть вызвано желанием иметь
такую же ослепительную улыбку, а также красивую и беззаботную жизнь, как у моделей
из рекламного ролика.

ПОБУЖДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МНОЖЕСТВЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Согласно социально-когнитивной теории, поведение человека часто детерминирует-
ся множественными воздействиями различной интенсивности. Не существует единой
модели, способной объяснить каждый случай убеждения, моделирования или усвоения
новых моделей поведения. Иногда на человека влияет определенная телепрограмма,
иногда — межличностная коммуникация, иногда — и то, и другое. В каждом случае, ко-
гда имеют место изменения в поведении, действует комбинация внешних факторов
и личностных качеств. Динамика такой комбинации уникальна для каждого индивида.
Читатель помнит о гипотезе непрямого воздействия (глава 3). Согласно модели ог-
раниченного воздействия, пользующиеся авторитетом члены сообщества, которых ис-
следователи назвали лидерами общественного мнения, испытывали воздействие:
СМИ. Эти лидеры, в свою очередь, влияли на большинство других людей в процессе
личного общения.
Значительное количество научных работ опровергает представление о том, что
медиавоздействие может только усиливать изменения в поведении, а не вызывать
их. Исследования показали, что в некоторых случаях именно СМИ вызывают эти
изменения (Bandura, 1986; Liebert, Sprafkin & Davidson, 1982) и оказывают непосред-
ственное воздействие на зрителей (Watt & van der Berg, 1978). Интенсивность медиа-
воздействия может быть различной, что относится и к другим источникам воздейст-
вий, которые в конечном счете детерминируют поведение индивида (Bandura, 1994),


РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ
СИМВОЛИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Научные исследования воздействия СМИ включают также изучение такой важ-
ной области, как распространение нововведений — новых технологий, изделий, по-
ведения и т.д. в обществе или крупной социальной группе. Самый значительный
вклад в разработку этого направления внес ученый Эверетт Роджерс (Rogers, 1963).
99
Глава 4. Социально-когнитивная теория

Исследования показали, что успешное распространение нововведений всякий
раз проходит по одной и той же 5-образной кривой. Это кривая нормального рас-
пределения, соответствующая определенному промежутку времени. Стадии процес-
са распространения инноваций, которые отображены с помощью гауссовой кривой,
подробно рассматриваются в главе 7.
Социально-когнитивная теория рассматривает распространение нововведений
через призму символического моделирования, убеждения, социального побуждения
и мотивации. Процесс распространения определяется тремя основными событиями.
1. Индивид узнает о неком нововведении (новом поведении, новом изделии и т.д.).
2. Индивид принимает нововведение (или следует новым моделям поведения).
3. Индивид взаимодействует с другими индивидами в социальных группах, со-
действуя принятию новых моделей поведения или поддерживая их решение
о принятии новых поведенческих моделей.
Исследование распространения нововведений подразумевает изучение роли медиа-
воздействия и межличностного общения в принятии новых моделей поведения. Симво-
лический мир телевидения одновременно транслируется миллионам людей. Спутнико-
в е антенны сделали телевидение доступным для всех уголков нашей планеты. Воздей-
ы
ствие телевидения привело к социальным изменениям, охватившим целые общества,
ч е ы которых моделируют различное поведение, стили и идеи, увиденные ими по теле-
лн
визору и усвоенные (Bandura, 1986; Singhall & Rogers, 1989; Winettetal., 1985).


СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как уже упоминалось, социально-когнитивная теория служит теоретическим ба-
зисом для многих других направлений в рамках научных исследований медиавоздей-
ствия, которые рассматриваются в настоящей работе, — начиная от изучения ме-
дианасилия и испуга, как реакции на массовую информацию, до влияния порногра-
ф и и эффекта внушения.
и
В последние годы социально-когнитивная теория массовой коммуникации дока-
зала свою эффективность в качестве теоретического обоснования информационных
кампаний и их организации (Lapinski & Witte, 1998). Медиакампании, пропаганди-
рующие здоровый образ жизни (Marcus et ai, 1998; Clark & Gong, 1997; Maibach et ai,
1997), широко использовали социально-когнитивную теорию.
Социально-когнитивная теория также служит концептуальным основанием для
исследования медиавоздействия в других областях. Сюда относится исследование
воздействия репортажей о ходе избирательных кампаний (Rhee, 1997), исследование
воздействия сцен насилия на конструкты агрессии в памяти зрителей (Bushman,
1998), исследование отношения детей к правилам безопасности после просмотра
сцен несчастных случаев и аварий в теледрамах (Cantor & Omdahl, 1999) и даже исто-
рический контент-анализ газетных объявлений об услугах кормилиц (Potter &
Sheeshka, 2000).
100 Часть П. Теория и основные понятия

Исследования показали...
В 1970-х годах несколько ученых исследовали содержание телевизионных мелодрам. Ис-
следования показали, что "мыльные оперы" давали искаженную картину реальности. В
частности, это касается процентного соотношения событий в телефильмах и в реальной
действительности.
Н. Кацман (Katzman, 1972) обнаружил, что чаще всего персонажам мелодрам приходится
быть участниками следующих событий:
• супружеская измена;
• проблемы в семье;
• трудности на работе;
• физическая нетрудоспособность.
М. Кассата, Т. Скилл и С. Боаду (Cassata, Skill & Boadu, 1979) обнаружили, что основными
причинами смерти телеперсонажей были:
• убийство (чаще всего);
• сердечно-сосудистые заболевания (особенно среди женщин).
М. Даунинг (Downing, 1974) и Б. Роуз (Rose, 1979) обнаружили, что:
• почти 70% персонажей "мыльных опер" — медики;
• среди них очень мало работников физического труда;
• социальные проблемы замалчиваются.



РЕЗЮМЕ
Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры служит базисом многих других
теорий медиавоздействия. Она предоставляет концептуальную систему для анализа ког-
нитивных способностей, детерминирующих поведение человека, и для описания психи-
ческих процессов, задействованных в процессе научения. Социально-когнитивная тео-
рия — один из аспектов более широкой теории социального научения Бандуры, которая
объясняет поведение, изучая процесс тройного взаимодействия, т.е. взаимодействие
когнитивных факторов, поведенческих факторов и факторов внешней среды.
Социально-когнитивная теория подчеркивает важность нескольких когнитивных
способностей, отличающих людей от других живых существ. К ним относятся: спо-
собность к символической репрезентации (символизации), способность к саморегу-
ляции, способность к саморефлексии и заместительная способность. Способность к
саморефлексии включает четыре разных режима, используемых для верификации
мышления: инактивный, замещающий, побуждающий и логический.
Научение путем наблюдения и моделирование — ключевые элементы социально-
когнитивной теории. Наблюдая действия других индивидов и их последствия, индивид
может обучаться увиденным моделям поведения. Моделирование — это воспроизве-
дение усвоенных моделей поведения. Моделирование предполагает участие четырех
процессов: внимания, запоминания, моторного воспроизведения и мотивации.
Новые жизненные ситуации требуют от людей применения усвоенных моделей
поведения к новым условиям. Абстрактное моделирование поднимает научение на
101
Глава 4. Социально-когнитивная теория

более высокий уровень, чем простая имитация увиденных действий, и поэтому об-
ладает многими преимуществами практического характера.
Когда индивид наблюдает поведение или получает информацию, которые проти-
воречат устоявшимся моделям поведения или моральным принципам, внутренний
конфликт ведет к пересмотру мотивации. Сдерживающее воздействие имеет место,
когда индивид воздерживается от предосудительного поведения, опасаясь последст-
вий. Разрешающее воздействие имеет место, когда снимаются усвоенные прежде
внутренние ограничения на определенные модели поведения.
Люди, совершающие противоправные действия, часто применяют особые когни-
тивные техники, чтобы оправдать свое поведение. Различают восемь таких приемов
разрешения: моральное оправдание, сравнение в свою пользу, эвфемистическое пе-
реименование, переложение ответственности, диффузия ответственности, искажен-
ное восприятие последствий, дегуманизация, приписывание вины другим людям
или обстоятельствам.
Многие фильмы и передачи возбуждающе действуют на психику зрителей. Такое
воздействие кино и телевидения может быть продолжительным. Реакция испуга, на-
выки, симпатии и антипатии к персонажам, перенимаемые зрителями, могут быть
устойчивыми.
Социально-когнитивная теория помогает объяснить просоциальное воздействие,
эффект культивации и жизненные предпочтения индивида через понятия когнитив-
ных способностей, научения путем наблюдения и моделирования. Социально-
когнитивная теория также служит концептуальной основой исследований социаль-
ного побуждения потребителей массовой информации. Согласно социально-
когнитивной теории, мотивация, или влияние, побуждающее к моделированию но-
вого поведения или принятию новых идей, является динамичной и, как правило,
представляет собой комбинацию внешних факторов, с одной стороны, и когнитив-
ных способностей и индивидуальных характеристик человека, с другой.
Изучение распространения нововведений, еще одно важное направление науч-
ных исследований медиавоздействия, также находит концептуальное основание
в социально-когнитивной теории. Распространение нововведений во всем обществе
или в крупной социальной группе объясняется через явления символического моде-
лирования, социального побуждения и мотивации. Успешное распространение ин-
новаций включает три этапа: знакомство с нововведением, принятие нововведения
и формирование социальной структуры, сопровождающее принятие нововведения.


БИБЛИОГРАФИЯ
Anderson, D.N., Huston, A.C, Wright, J.C. & Collins, P.A. (1998). Sesame Street and educational
television for children. In R.G. Noll & M.E. Price (Eds.), A communications cornucopia: Markle
Foundation essays on information policy. Washington, DC: Brookings Institution Press.
Anderson, D.R., Bryant, J., Wilder, A., Santomero, A., Williams, M. & Crawley, A.M. (2000). Researching
Blue's Clues: Viewing behavior and impact. Media Psychology, 2,179—194.
Anderson, J.R. & Bower, G.H. (1973). Human associative memory. Washington, DC: Winston & Sons.
Ball, S. & Bogatz, G.A. (1973). Reading with television: An evaluation of The Electric Company.
Princeton, NJ: Educational Testing Service.
Ball, S., Bogatz, G.A., Karazow, K.M. & Rubin, D.B. (1974). Reading with television: A follow-up
evaluation of The Electric Company. Princeton, NJ: Educational Testing Service.
102 Часть II. Теория и основные понятия

Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122—147.
Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood
Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura, A. (1989). Self-regulation of motivation and action through internal standards and goal
systems. In L.A. Pervin (Ed.), Goal concepts in personality and social psychology (pp. 19—85).
Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bandura, A. (1992). Self-efficacy mechanism in psychobiological functioning. In R. Schwarzer (Ed.),
Self-efficacy: Thought control of action (pp. 355—394). Washington, DC: Hemisphere.
Bandura, A. (1994). Social cognitive theory of mass communication. In J.Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 61—90). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bandura, A., Ross, D. & Ross, S.A. (1963). Imitation of film-mediated aggressive models. Journalof
Abnormal and Social Psychology, 66, 3—11.
Bandura, A., Underwood, B. & Fromson, M.E. (1975). Dismhibition of aggression through diffusion
of responsibility and dehumanization of victims. Journal of Research in Personality, 9, 253—269.
Berkowitz, L. (1984). Some effects of thoughts on anti- and prosocial influences of media events: A
cognitive-neoassociation analysis. Psychological Bulletin, 95, 410—427.
Brederode-Santos, M.E. (1993). Learning with television: The secret of Rua Sesamo. [English
translation of Portuguese, Brederode-Santos, M.E. (1991). Com a Televiso о Segredo da Rua
Sesamo. Lison: TV Guia Editora.] Unpublished research report.
Brock, T.C. & Buss, A.H. (1962). Dissonance, aggression, and evaluation of pain. Journal of Abnormal
and Social Psychology, 65, 197—202.
Brock, T.C. & Buss, A.H. (1964). Effects of justification for aggression and communication with the
victim on postaggression dissonance. Journal of Abnormal and Social Psychology, 68, 404—412.
Bryant, J., McCollum, J., Ralston, L, Raney, A., McGavin, L., Miron, D., Maxwell, M.,
Venugopalan, G., Thompson, S., Dewitt, D., Lewis, K., Mundorf, N. & Smith, S. (1997). Report
8: Effects of two years' viewing of Allegra's Window and Gullah-Gullah Island. Report to
Nick, Jr. Tuscaloosa, AL: University of Alabama, Institute for Communication Research.
Bryant, J., Mulliken, L, Maxwell, M., Mundorf, N., Mundorf, J., Wilson, В., Smith, S., McCollum,
J. & Owens, J.W. (1999). Effects of two years' viewing of Blue's Clues. Tuscaloosa, AL: University of
Alabama, Institute for Communication Research.
Buerkel-Rothfuss, N.L. & Mayes, S. (1981). Soap opera viewing: The cultivation effect. Journalof
Communication, 31, 108-115.
Bushman, B.J. (1998). Priming effects of media violence on the accessibility of aggressive constructs
in memory. Personality & Social Psychology Bulletin, 24, 537—546.
Cambre, M.A. & Fernie, D. (1985). Formative evaluation of Season IV, 3-2-1 Contact: Assessing the
appeal of four weeks of educational television programs and their influence on children's science
comprehension and science interest. New York: Children's Television Workshop.
Cantor, J. & Omdahl, B.L. (1999). Children's acceptance of safety guidelines after exposure to
televised dramas depicting accidents. Western Journal of Communication, 63, 58—73.
Clark, N.M. & Gong, M. (1997). A scale for assessing health care providers' teaching and
communication behavior regarding asthma. Health Education & Behavior, 24, 245—257.
Cooper, C.A. (1996). Violence on television, Congressional inquiry, Public criticism and industry
response, A policy analysis. Lanham, MD: University Press of America, Inc.
Duncker, K. (1938). Experimental modification of children's food preferences through social
suggestion. Journal of Abnormal Social Psychology, 33, 489—507.
Fisch, S.M. (in press). Vast wasteland or vast opportunity?: Effects of educational television on
children's academic knowledge, skills, and attitudes. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.) Media
effects (2nd ed.) Mahwah, NJ: Erlbaum.
103
Глава 4. Социально-когнитивная теория

Granovetter, M. (1983). The strength of weak ties: A network theory revisited. In R. Collins (Ed.),
Sociological theory 1983 (pp. 201—233). San Francisco: Jossey-Bass.
Hall, E.R., Esty, E.T. & Fisch, S.M. (1990). Television and children's problem-solving behavior: A synopsis
of an evaluation of the effects of Square One TV. Journal of Mathematical Behavior, 9, 161—174.
Hall, E.R., Fisch, S.M., Esty, E.T., Debold, E., Miller, B.A., Bennett, D.T. & Solan, S.V. (1990).
Children's problem-solving behavior and their attitudes toward mathematics: A study of the effects of
Square One 7y(Vols. 1—5). New York: Children's Television Workshop.
(Johnston, J. (1980). An exploratory study of the effects of viewing the first season of 3-2-1 Contact. New
York: Children's Television Workshop.
Johnston, J. & Luker, R. (1983). The "Eriksson Study": An exploratory study of viewing two weeks of the
second season of 3-2-1 Contact. New York: Children's Television Workshop.
Landman, J. & Manis, M. (1983). Social cognition: Some historical and theoretical perspectives. In
L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 16, pp. 49—123). New York:
Academic.
Lapinski, M.K. & Witte, K. (1998). Health communication campaigns. In L.D.Jackson &
B.K. Duffy (Eds.), Health communication research: A guide to developments and directions
(pp. 139-161). Westport, CT: Greenwood.
Leitner, R.K. (1991). Comparing the effects on reading comprehension of educational video, direct
experience, and print. Unpublished doctoral thesis, University of San Francisco, CA.
Liebert, R.M., Sprafkin, J.N. & Davidson, E.S. (1982). The early window: Effects of television on
children and youth. Elmsford, NY: Pergamon.
Linebarger, D.L. (2000). Summative evaluation of Between the Lions: A final report to WGBH Educational
Foundation. Kansas City, KS: University of Kansas, Juniper Gardens Children's Project.
McGhee, P.E. & Fraeh, T. (1980). Television viewing and the learning of sex-role stereotypes. Sex
Roles, 6, 179-188.
Maibach, E.W., Maxfield, A., Ladin, K. & Slater, M. (1996). Translating health psychology into
effective health communication: The American Healthstyles Audience Segmentation Project.
Journal of Health Psychology, 1, 261—277.
Malamuth, N.M. & Donnerstein, E. (Eds.). (1984). Pornography and sexual aggression. New York:
Academic.
Marcus, B.H., Owen, N., Forsyth, L.H., Cavill, N.A. & Fridinger, F. (1998). Physical activity
interventions using mass media, print media, and information technology. American Journal of
Preventive Medicine, 15, 362—378.
Mulliken, L. & Bryant, J.A. (1999, May). Effects of curriculum-based television programming on
behavioral assessments of flexible thinking and structured and unstructured prosocial play behaviors.
Poster presented at the 49th annual conference of the International Communication Association,
San Francisco, CA.
Ostlund, L.E. (1974). Perceived innovation attributes as predictors of innovativeness. Journal of
Consumer Research, 1,23—29.
Potter, B. & Sheeshka, J. (2000). Content analysis of infant feeding messages in a Canadian women's
magazine, 1945 to 1995. Journal of Nutrition Education, 32, 196-204.
Rhee, J.W. (1997). Strategy and issue frames in election campaign coverage: A social cognitive
account of framing effects. Journal of Communication, 47, 26—48.
Rice, M.L. (1984). The words of children's television. Journal of Broadcasting, 28, 445—461.
Rice, M.L. & Haight, P.L. (1986). "Motherese" of Mr. Rogers: A description of the dialogue of
educational television programs. Journal of Speech and Hearing Disorders, 51, 282—287.
Robertson, T.S. (1971). Innovative behavior and communication. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Rogers, E.M. (1983). Diffusion of innovations. New York: Free Press.
Rogers, E.M. & Shoemaker, F. (1971). Communication of innovations: A cross-cultural approach. New
York: Free Press.
104 Часть II. Теория и основные понятия

Rosenthal, T.L. & Zimmerman, B.J. (1978). Social learning and cognition. New York: Academic.
Singer, J.L. & Singer, D.G. (1994). Barney and Friends as education and entertainment: Phase 2 — Can
children learn through preschool exposure to Barney and Friends? New Haven, CT: Yale University
Family Television Research and Consultation Center.
Singer, J.L. & Singer, D.G. (1995). Barney and Friends as education and entertainment: Phase 3 — A
national study: Can children learn through preschool exposure to Barney and Friends? New Haven,
CT: Yale University Family Television Research and Consultation Center.
Singer, J.L. & Singer, D.G. (1998). Barney & Friends as entertainment and education: Evaluating the
quality and effectiveness of a television series for preschool children. In J.K. Asamen & G.L. Berry
(Eds.), Research paradigms, television, and social behavior (pp. 305—367). Thousand Oaks, CA: Sage.
Singer, J.L. & Singer, D.G. (1983). Implications of childhood television viewing for cognition,
imagination, and emotion. In J.Bryant & D.R.Anderson (Eds.), Children's understanding of
television: Research on attention and comprehension (pp. 265—295). New York: Academic.
Singhal, A. & Rogers, E.M. (1989). Pro-social television for development in India. In R.E. Rice &
C.K. Atkin (Eds.), Public communication campaigns (pp. 331—350). Newbury Park, CA: Sage.
Tan, A.S. (1979). TV beauty ads and role expectations of adolescent female viewers. Journalism
Quarterly, 56, 283-288.
Tornatzky, L.G. & Klein, K.J. (1982). Innovation characteristics and innovation adoption-
implementation: A meta-analysis of findings. IEEE Transactions of Engineering and Management,
EM-29, 28-45.
Ulitsa Sezam Department of Research and Content. (1998, November). Preliminary report of
summative findings. Report presented to the Children's Television Workshop, New York, NY.
UNICER (1996). Executive summary: Summary assessment of Plaza Sesamo IV— Mexico. [English
translation of Spanish.] Unpublished research report. Mexico City, Mexico: Author.
Wagner, S. (1985). Comprehensive evaluation of the fourth season of 3-2-1 Contact. New York:
Children's Television Workshop.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign