LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Например, действия молодых родителей мотивированы материальными и эмо-
циональными потребностями своего маленького ребенка. Если супруги обнаружи-
вают, что их зарплаты недостаточно для удовлетворения этих потребностей, они
могут оценить ситуацию и заняться поисками более высокооплачиваемой работы.
Затем молодые родители могут осознать, что их занятость мешает им удовлетворить
эмоциональные потребности малыша. В этом случае один из супругов может решить
заняться надомной работой, чтобы уделять ребенку больше внимания. В каждом
случае родители оценивали, регулировали и направляли свое поведение, руково-
дствуясь общей мотивацией или целью.

СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕФЛЕКСИИ
Данная способность подразумевает процесс верификации мыслей. Это умение кон-
тролировать правильность собственного мышления. Бандура определил четыре разных
"режима" мысленной проверки правильности суждений и действий (верификации):
инактивный, замещающий, побуждающий и логический (Bandura, 1986,1994).
В шшктивном режиме индивид оценивает согласованность между образом мыслей
и результатами своих действий. Например, девочка думает, что может стать олимпий-
ской чемпионкой по гимнастике, но на первой же тренировке обнаруживается, что она
абсолютно неспортивна. Тренер советует ей забыть о спорте и добиваться успеха в
другом роде деятельности. В этом случае девочка должна пересмотреть свой образ
мыслей, поскольку он не согласуется с ее действиями. Если же, наоборот, она проявит
незаурядные спортивные данные, тренер может сказать ей, что при условии упорных
тренировок девочка имеет шанс выиграть Олимпиаду. В таком случае действия девоч-
ки подтверждают правильность ее мыслей, обеспечивая верификацию.
В замещающем режиме наблюдение деятельности других людей и ее последствий
служит средством подтверждения правильности собственного мышления. Хорошим
примером может служить воздействие телепередач. Предположим, некая женщина
живет в обществе, в котором женщины полностью подчинены мужчинам и считаются
низшими во всех отношениях существами. Эта женщина думает, что подобное поло-
жение существует во всем мире. Затем в ее деревню приходит телевидение. Первое, что
она видит, — женщина-телерепортер. Она переключает канал и смотрит, как едва оде-
тая принцесса Ксена расправляется с десятком здоровенных мужчин. Можно себе
представить, каково удивление этой женщины! Конечно же, подобный шок может
привести к тому, что ее понятие о женской неполноценности будет пересмотрено.
Эффективная реклама — самый лучший пример побуждающего режима, особен-
но если это рекламный ролик, персонажа которого убеждают в преимуществах но-
вого изделия. Оно немного дороже, но значительно качественнее старого, поэтому
герой ролика делает выбор в пользу нового изделия. Несмотря на более высокую це-
ну нового товара, телезрителя убеждает пример персонажа рекламного ролика, и он
может купить рекламируемый товар.
В последнем режиме верификации мышления, относящемся к саморефлексии, логи-
ческом, средством верификации служат ранее усвоенные правила умозаключения. Пред-
положим, что телезрителю, которого убедили покупать новый товар, он настолько по-
нравился, что тот решает попробовать дорогие изделия других марок. Затем телезритель
убеждается, что высокая цена, независимо от марки изделия, означает более высокое ка-
чество. Этот новый образ мышления — результат логических умозаключений.
88 Часть II. Теория и основные понятия

В свете социально-когнитивной теории.
"Внутренняя направленность не является движущей силой человеческого поведения, равно
как оно не формируется и не контролируется автоматически внешними раздражителями.
Скорее, деятельность человека объясняется моделью тройной взаимообусловленности, в ко-
торой поведение, когнитивные и другие индивидуальные факторы, а также явления внешней
среды функционируют в качестве взаимно определяющих друг друга элементов. С этой точки
зрения природа личности определяется количеством основных способностей".

— Альберт Бандура, 1986


ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ
Это свойство человека, способность к опосредствованному обучению на опыте
других людей, подчеркивает потенциальное социальное воздействие СМИ — как по-
зитивное, так и негативное. Что касается позитивного социального воздействия, за-
местительная способность позволяет индивиду обучаться различным полезным мо-
делям поведения из книг или телепередач, где эти модели представлены. С другой
стороны, из СМИ люди также узнают и обучаются моделям асоциального поведения,
о которых они бы не узнали из других источников.


НАУЧЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ
В теории социального научения и социально-когнитивной теории большое зна-
чение придается концепции научения путем наблюдения. Человек наблюдает за дей-
ствиями других людей и последствиями этих действий и обучается тем поведенче-
ским моделям, которые видит. Затем человек может воспроизводить усвоенные та-
ким образом модели поведения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ
Феномен воспроизведения моделей поведения, иначе известный как моделирова-
ние, включает четыре процесса: внимание, запоминание (сохранение), моторное вос-
произведение и мотивация (Bandura, 1986, 1994). Понять эти процессы поможет такой
простой пример, как постановка правильного удара в гольфе.

Внимание
Человеку необходимо внимательно следить за разными действиями и правильно
воспринимать их, чтобы в дальнейшем успешно их моделировать. Начинающий иг-
рок в гольф должен наблюдать за движениями тренера и прислушиваться к его ука-
заниям — одним словом, быть очень внимательным к тем образцам поведения, ко-
торые подлежат моделированию.

Запоминание
Усвоенные модели поведения необходимо запомнить, чтобы их можно было сно-
ва использовать. Информация сохраняется в постоянной памяти посредством двух
репрезентативных систем — образной и вербальной (словесной). Закодированная
89
Глава 4. Социально-когнитивная теория

таким образом информация в дальнейшем может преобразовываться в действия.
Начинающий игрок в гольф должен понимать наставления тренера и запоминать их,
также как и движения тренера.

Моторное воспроизведение
На первых порах моторное воспроизведение может вызывать трудности или во-
все не удаваться, так как новичок должен "продумывать" все стадии правильного
удара. Однако в процессе отработки удара когнитивный элемент все больше отсту-
пает на задний план. Если начинающий игрок обладает необходимыми моторными
способностями, научение проходит намного быстрее и успешнее. Другими словами,
хорошая физическая подготовка или двигательная память новичка значительно со-
кращает период времени, необходимый для постановки правильного удара.

Мотивация
По разным причинам люди не всегда мотивированы моделировать то поведение,
которому они обучаются. В нашем примере с гольфом начинающий игрок может за-
метить, например, что у другого тренера удар гораздо сильнее. Он может также уви-
деть, что его тренер по-другому держит клюшку, ставит ноги и замахивается. В этом
случае новичок может захотеть перейти к другому тренеру, чтобы научиться более
сильному удару. Или же начинающий игрок может решить, что игра в гольф —
слишком дорогое удовольствие, и в будущем не использовать те навыки, которые он
успел приобрести. Мотивация становится основным фактором, определяющим ис-
пользование или не использование моделируемого поведения.
В некоторых случаях моделирование имеет гораздо более далеко идущие последст-
вия, чем безобидный удар в гольфе. Разные ситуации научения определяют важность
четырех упомянутых компонентов моделирования. Возьмем, например, молодого ин-
терна, который учится оперировать, или боязливого ребенка, который учится плавать.
В обоих случаях наиболее важное значение приобретает моторное воспроизведение мо-
делируемого поведения. Значение мотивации для процесса научения может быть про-
иллюстрировано примером двух людей, пытающихся выучить иностранный язык: мо-
тивация американского студента, изучающего русский язык для получения универси-
тетского диплома, будет отличаться от мотивации русского иммигранта, которому
нужно выучить американский английский, чтобы выжить в США.
Три типа ситуаций обеспечивают стимулы, побуждающие индивида моделиро-
вать поведение: 1) позитивные результаты непосредственного применения усвоен-
ных моделей поведения; 2) наблюдение поведения других людей и его последствий;
3) оценка, основанная на внутренних ценностях или стандартах поведения самого
индивида (Bandura, 1989, 1994). Например, если ребенок выучил детский стишок,
рассказал его родителям и заработал похвалу, он мотивирован следовать тем моде-
лям поведения, о которых говорится в стишке.
Популярная телепередача Blue's Cues ("Три подсказки") служит хорошим примером
второго типа мотивирующей ситуации. В каждой передаче один из персонажей, мальчик
Стив, должен разгадать загадку, которую ему предлагает игрушечный щенок Блю. В то
время, как мальчик и щенок вместе поют и играют, Стив обнаруживает три подсказки.
Затем он садится в кресло, чтобы подумать над загадкой и разгадать ее. Ребенок, который
смотрит телепередачу, видит, что Стив успешно разгадывает все загадки щенка. Поэто-
90 Часть II. Теория и основные понятия

му, когда ему самому приходится размышлять над какими-нибудь проблемами, он, веро-
ятно, будет моделировать поведение Стива, т.е. садиться в "кресло для раздумий".
Чтобы проиллюстрировать третью ситуацию, возьмем телесериал "Могучие Рейнд-
жеры". Предположим, ребенок регулярно смотрит телесериал и имитирует увиденные
сцены насилия. Возможно, это чувствительный ребенок, который не хочет причинять
кому-либо боль, а, кроме того, старшие объяснили ему, что насилие — это плохо, однако
его способность имитировать Красного Рейнджера очень нравится другим детям и делает
его очень популярным. Однажды, подражая своему любимому телеперсонажу, мальчик
сбивает с ног своего друга, который при падении ломает себе руку. Это ужасное зрели-
ще — рука неестественно изогнута, из раны торчит кость. Ребенок, покалечивший своего
друга, шокирован, целую неделю он плачет и не выходит из дома. Он уже не пытается
имитировать Рейнджеров. В этом случае ребенок получает мотивацию избегать модели-
рования сцен насилия, потому что понял, к каким ужасным результатам оно приводит.
Его индивидуальные стандарты поведения изменились, стали более строгими.

АБСТРАКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Усвоенные правила поведения служат ориентирами в новых ситуациях (Bandura,
1994). Эти правила часто служат абстрактной точкой отсчета для принятия решений
в новых обстоятельствах. Другими словами, существующие стандарты поведения не
идеальны и не универсальны для каждой новой ситуации. Индивид просто ориенти-
руется по результатам пережитых в прошлом событий или наблюдаемых им собы-
тий, случившихся с другими людьми.
Абстрактное моделирование поднимает научение на более высокий уровень, чем
простое подражание наблюдаемым моделям поведения. Новые ситуации способст-
вуют появлению новых поведенческих моделей, основанных на уже усвоенных пра-
вилах поведения. Затем новые модели поведения, в свою очередь, осваиваются и за-
поминаются для последующей адаптации в других ситуациях.
Абстрактное моделирование обладает многими преимуществами практического
характера (Bandura, 1986, 1994; Rosenthal & Zimmerman, 1978). Индивид вырабатывает
личные критерии для оценки мотивации и поведения как собственных, так и других
людей. Абстрактное моделирование также стимулирует критическое мышление
и развивает коммуникативные навыки.
Возьмем, к примеру, детскую телепередачу Gullah Gullah Island ("Остров Гулла-
Гулла"). В одном из эпизодов дети делают подарки своему отцу. Маленькая девочка,
которая смотрит эту передачу, видит, что сделанные своими руками подарки радуют
отца. Приближается Рождество, и девочка понимает, что у нее слишком мало денег,
чтобы купить подарки родителям. Тогда она решает что-нибудь смастерить. В данной
ситуации поведение девочки выходит за рамки имитации увиденных по телевизору об-
разцов поведения. Она применила усвоенную модель поведения к другой, новой си-
туации. Действия девочки представляют собой акт абстрактного моделирования.


ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Иногда индивид наблюдает поведение или получает информацию, которые опреде-
ленным образом конфликтуют со сложившимися моделями поведения. С такими ситуа-
циями ассоциируются два основных типа воздействия: сдерживающее и разрешающее
91
Глава 4. Социально-когнитивная теория

(Bandura, 1994). Внутренний конфликт заставляет индивида пересматривать свою моти-
вацию, побуждающую его придерживаться сложившихся моделей поведения.


СДЕРЖИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
В большей части исследований сдерживающего и разрешающего воздействий
изучалось асоциальное, агрессивное или сексуальное поведение (Berkowitz, 1984;
Liebert, Sprafkin & Davidson, 1982; Malamuth & Donnerstein, 1984; Zillmann & Bryant,
1984). Во всех случаях сдерживающее воздействие имело место, когда страх перед
последствиями (например, формальным наказанием или укорами совести) удержи-
вал индивида от предосудительного поведения.
Сдерживающее воздействие осуществляется в случаях, когда новая информация
или наблюдение новых моделей поведения сдерживает те действия, которым индивид
обучился ранее. Разрешающее воздействие разрешает или снимает ранее усвоенные
внутренние запреты на определенные модели поведения. Заядлый курильщик может
принять решение изменить свое поведение (т.е. бросить курить), если увидит, как
умирает от рака легких его любимый дядюшка (который даже спал с сигарой в зубах).
Индивид в этом случае подвергается сдерживающему воздействию. С другой стороны,
индивид может воспитываться в семье, где курение и употребление спиртных напит-
ков считается неприемлемым. Когда индивид поступает в колледж и покидает свою
семью, он видит, что другие студенты курят и пьют. Его отношение к этим вредным
привычкам становится более толерантным. Когда индивид впервые решает попробо-
вать пива или закурить, это значит, что он испытывает разрешающее воздействие.
Приведем еще один пример сдерживающего воздействия. Две подруги-
первокурсницы живут в общежитии. В силу привычки, приобретенной еще в школе,
одна из них готовится к занятиям, не выключая телевизор. Другая студентка не мо-
жет учиться, если ее что-нибудь отвлекает, поэтому она закрывается в своей комна-
те. На экзамене первая студентка получает "неуд.", а вторая — отличную оценку.
Оправившись от шока, первая студентка решает изменить свое обычное поведение
во время подготовки к занятиям и моделировать поведение своей подруги.


РАЗРЕШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Прекрасным примером разрешающего воздействия могут служить эксперименты,
проведенные Альбертом Бандурой и его коллегами в 1963 году. Ученые исследовали
психологическое воздействие кино. Детей разделили на контрольную и эксперимен-
тальную группы. Затем экспериментальной группе показали фильм, включающий
сцены агрессивного поведения (взрослый мужчина бил по боксерской груше). Позже
дети имитировали эти агрессивные действия с надувными куклами Бо-Бо (рис. 4.1),
причем совершали их гораздо чаще, чем дети из контрольной группы, которым пока-
зывали другой фильм. Более того, ученые обнаружили, что дети из экспериментальной
группы перестали сдерживать другие виды агрессивного поведения, усвоенные в про-
шлом, которые не демонстрировались в фильме (Bandura, 1963). Таким образом,
фильм оказал разрешающее воздействие на детей, которые его смотрели.
92 Часть П. Теория и основные понятия




Приемы разрешения
Многие формы поведения социально неприемлемы. Убийство, изнасилование, из-
биение и другие преступные действия служат крайними примерами импульсов, которые
следует сдерживать. Это относится и к другим формам поведения, менее экстремальным.
Исследования показали, что люди, совершающие предосудительные действия,
часто используют особые когнитивные техники, позволяющие им оправдаться
в собственных глазах. Другими словами, воздействие, сдерживающее определенные
действия, блокируется (разрешающим воздействием), даже если выполнение этих
действий противоречит моральным нормам индивида. Исследователи выделяют во-
семь таких приемов, или техник: моральное оправдание, сравнение в свою пользу,
эвфемистическое переименование, переложение ответственности, диффузия ответ-
ственности, искаженное восприятие последствий, дегуманизация и приписывание
вины другим людям или обстоятельствам (Bandum, 1994).
Три первых приема — моральное оправдание, сравнение в свою пользу и эвфе-
мистическое переименование — самые действенные средства когнитивной и мо-
ральной перестройки. Это означает, что с их помощью индивид может изменить или
реструктурировать свое отношение к асоциальному поведению. Вследствие приме-
нения техник разрешения предосудительные действия могут восприниматься
не только как приемлемые, но даже как желательные. Проиллюстрировать такую ре-
структуризацию может уже приведенный пример студента, воспитывавшегося
в очень строгих правилах, который решает нарушить "сухой закон" и выпить пива со
93
Глава 4. Социально-когнитивная теория

своими друзьями. При этом происходит процесс когнитивной и моральной реструк-
туризации, вследствие которого употребление спиртных напитков воспринимается
как желательное поведение.
Моральное оправдание происходит в тех случаях, когда человек верит, что его дейст-
вия, которые в других обстоятельствах квалифицировались бы как преступные, служат
высшим, благородным целям, оправдывающим их. В таких случаях сдерживающее воз-
действие снимается или ослабляется. Преступая закон, человек зачастую руководствует-
ся мотивами высшего блага. Хороший пример морального оправдания — военные дейст-
вия, когда насилие оправдывается "высшим благом" защиты демократии. Более обы-
денный пример — мать шлепает своего расшалившегося ребенка.
Сравнение в свою пользу подразумевает сопоставление собственных предосуди-
тельных действий с более серьезными или явными проступками других людей. На-
пример, студентка-первокурсница, которая смотрит телевизор во время подготовки
к занятиям, может оправдывать свои действия, сравнивая себя со своим братом, ко-
торый вообще никогда не готовится к занятиям и не успевает по всем дисциплинам.
С помощью эвфемистического переименования можно не только замаскировать предо-
судительное поведение, но даже сделать его похвальным или, по крайней мере, допусти-
мым. Например, девушка, которая смотрит телевизор во время выполнения домашних
заданий, может эвфемистически назвать просмотр телепередач не развлекательным,
а образовательным мероприятием. Она убеждает себя, что телевидение помогает ей быть
в курсе последних событий, поэтому смотреть телевизор так же важно, как готовиться
к занятиям. Студент из пуританской семьи, который в колледже начинает курить, пред-
почитает думать, что это делает его более мужественным, вместо того, чтобы признаться
себе, что курение — это вредная для здоровья привычка.
Две техники разрешения подразумевают уклонение от ответственности за про-
ступки. Переложение ответственности имеет место в тех случаях, когда полномочное
лицо санкционирует какие-либо предосудительные действия индивида и вместо ис-
полнителя несет ответственность за эти действия. В случае диффузии ответственно-
сти правонарушитель действует как член группы, поэтому не осознает личной ответ-
ственности за содеянное. Опять-таки, военные действия могут служить хорошим
примером использования такой техники.
Еще один прием, игнорирование или искаженное восприятие последствий своих дейст-
вий, относится к тем ситуациям, когда субъект совершает асоциальные действия, не за-
думываясь об их вреде, либо считает, что вред будет незначительным (Brock & Buss, 1962,
1964). Подросток, разбивающий витрину магазина, чтобы покрасоваться перед своими
приятелями, не думает о последствиях. Он своей ловкостью адреналином и тем впечат-
лением, которое он производит на друзей, не задумываясь о том, что несчастному вла-
дельцу магазина придется убирать осколки стекла и заказывать новую витрину.
И, наконец, дегуманизация и приписывание вины касаются отношения агрессора
к жертвам. Дегуманизация имеет место в тех случаях, когда объекта агрессии лиша-
ют человеческих качеств и считают не более чем животным. Во время Второй миро-
вой войны фашисты дегуманизировали евреев, поэтому они не считали геноцид ев-
реев преступлением. В США многие белые дегуманизировали негров, поэтому чер-
нокожее население не допускалось к голосованию и было лишено гражданских прав
и свобод. Агрессивно настроенные белые нападали на мирные демонстрации нег-
ров, отстаивающих свои гражданские права, обвиняя демонстрантов в провокациях
или ссылаясь на особые обстоятельства, но не признавая себя виновными.
94 Часть П. Теория и основные понятия

НАУЧЕНИЕ НА МЕДИАМАТЕРИАААХ
И МОДЕЛИРОВАНИИ
Когда положительный персонаж фильма или книги умирает, многие зрители чувст-
вуют, как болезненно сжимается сердце и к горлу подступает комок. А если оказывает-
ся, что герой не умер, а просто был без сознания, очень трудно сдержать слезы радости.
С выходом на экраны кинотеатров в 1970-х годах триллера "Челюсти" зритель-
ный зал буквально взрывался аплодисментами, когда шериф убивал акулу-людоеда.
Тем летом газеты сообщали, что многие люди, отдыхающие на морском побережье,
боялись купаться, опасаясь нападения акул.
Как показывают эти примеры, выражение сильных эмоций или совершение из
ряда вон выходящих поступков персонажами фильмов возбуждающе действует на
психику зрителей. Зрители вспоминают подобные впечатления и переживания,
и такие мысли и образы служат сигналом, запускающим нервное самовозбуждение
{Bandura, 1992; Wilson & Cantor, 1985).
Такое возбуждение не всегда кратковременное. Несколько проведенных исследо-
ваний показали, что последствиями просмотра волнующих фильмов могут быть дли-
тельные эмоциональные реакции, устойчивое отношение и поведение. Яркие впе-
чатления от триллера об акуле-людоеде заставляли многих людей избегать купания
в океане, а те, кто все-таки осмелились зайти в воду, не могли избавиться от чувства
беспокойства и были чрезмерно осторожны. Лет за десять до этого, под воздействи-
ем сцены убийства в душевой комнате в фильме Альфреда Хичкока "Психопат",
многие люди переоборудовали свои ванные.
Существует множество примеров такой сильной реакции испуга, но исследования
показали, что люди обучаются и другим моделям поведения, и некоторые из них могут
быть довольно устойчивыми. Имитация поведения кино- и телегероев помогает зрите-
лям справляться со своими страхами и фобиями, ослабляя их и повышая толерант-
ность (устойчивость) к ним {Bandura, 1982). Зрители учатся ненавидеть то, что ненави-
дят киногерои, и любят то, что этим героям приятно {Bandura, 1986; Duncker, 1938).


ВОСПРИЯТИЕ ТЕХНИК РАЗРЕШЕНИЯ ЗРИТЕЛЯМИ
Ученых также интересует, что происходит, когда зрители видят совершение пер-
сонажами актов насилия и применение ими техник разрешения, описанных в пре-
дыдущем разделе. Как реагируют зрители? Как это на них действует?
Исследования показали, что когда зрители видят сцены насилия, обоснованного
какими-то из упомянутых приемов разрешения, они склонны в дальнейшем приме-
нять насилие к другим людям, которые, по их мнению, заслуживают наказания. Ис-
ходящее от зрителей насилие связывают с санкционированными на экране силовы-
ми методами персонажей {Bandura, Underwood & Fromson, 1975).


СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И
КУЛЬТИВАЦИЯ
Некоторые исследования показывают, что телевизионная реальность не всегда
адекватно отражает действительное положение вещей. Некоторые ученые считают,
что у людей, которые много смотрят телевизор, восприятие и убеждения меняются,
95
Глава 4. Социально-когнитивная теория

приближаясь более к тому миру, который изображен в телепередачах, чем к реаль-
ному миру. Ученые называют такое явление социальным конструированием реально-
сти. Как можно узнать из главы 6, данный феномен — один из аспектов культивации
(разновидности медиавоздействия).
Один из самых убедительных примеров способности телевидения менять вос-
приятие дает тестирование телезрителей, при котором они должны оценить свои
шансы стать жертвой авиакатастрофы или разбойного нападения. В "реальном ми-
ре" такие подобные события случаются довольно редко, в то время как в
"телевизионном мире" они происходят весьма часто. Большинство телезрителей,
особенно те, кто отдавал предпочтение определенным программам, серьезно пере-
оценили свои шансы погибнуть в авиакатастрофе или от рук бандитов.
Некоторые исследования показали, что у постоянных телезрителей, как правило,
вырабатываются неправильные представления под воздействием телевизионных сте-
реотипов (Buerkel-Rothfuss & Mayes, 1981; McGhee & Frueh, 1980; Tan, 1979). В 1981 году
H. Бюркель-Ротфусс и С. Мейз тестировали 290 студентов колледжа, которые каждый
день смотрели мелодрамы, или "мыльные оперы". Студентов просили дать примерную
статистику процентного отношения некоторых профессий (например, врач, юрист,
бизнесмен, рабочий, домохозяйка), заболеваний (депрессия, рак, инфаркт), а также
важных и кризисных жизненных ситуаций (брак, развод, супружеская измена, смерть
близкого человека). Студенты пытались определить, какой процент мужчин и женщин
подпадает под ту или иную категорию. Ученые контролировали такие переменные, как
уровень интеллекта, пол, возраст и самооценка; эксперимент был построен таким об-
разом, чтобы учитывать исключительно воздействие телевидения, но не прочих фак-
торов. Как и предполагалось, те студенты, которые регулярно смотрели мыльные опе-
ры, воспринимали реальную действительность как максимально приближенную к те-
левизионной реальности. Эти студенты завышали долю врачей и юристов среди других
профессий, количество разводов и случаев супружеской измены, процент незаконно-
рожденных детей и количество абортов, а также других событий, которые в мыльных
операх происходят гораздо чаще, чем в реальной жизни.


ВОЗДЕЙСТВИЕ СЦЕН НАСИЛИЯ
Долгие годы исследователи большей частью занимались изучением негативного воз-
действия медианасилия вследствие заместительной способности учиться агрессивному
поведению у теле- и киноперсонажей. В самой крайней, извращенной форме моделиро-

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign