LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 59
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

стоен Нобелевской премии по литературе. В том же году его исключи-
ли из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобе-
левской премии.

Одним из последствий либерализации внешнеполитического курса
явилось углубление международных связей деятелей культуры. Предста-
506

вители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажи-
ровку в разные страны мира. Расширились обмен информацией между
научно-исследовательскими институтами, их взаимное сотрудничество в
решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались
выставки из крупнейших картинных галерей мира. Проходили выступ-
ления лучших зарубежных театральных и музыкальных коллективов. В
Москве состоялся первый международный конкурс музыкантов и ис-
полнителей им. П.И. Чайковского. Получил развитие международный
туризм.

В начале 60-х годов усилились идеологический нажим на культур-
ную жизнь и методы диктата в руководстве ею. Активизировали работу
органы цензуры. Объявленная "коллективным руководством" страны
демократизация общественно-политической и культурной жизни обер-
нулась ее временной либерализацией.

Народное образование и высшая школа. Восстановление разру-
шенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов
значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие шко-
лы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное
образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу.
Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей си-
лой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фаб-
рично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища.
Только в 1946-1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был
возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному
семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей шко-
лы с производством была проведена перестройка народного образова-
ния. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю по-
литехническую школу, начальная четырехлетняя - заменялась трехлет-
ней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась один-
надцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен
труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные
цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной,
неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и сниже-
нию общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с
этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обу-
чения.

Растущая потребность в квалифицированных специалистах способ-
ствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были от-
крыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Ир-
кутске, Нальчике и других городах. Только в 1950-1955 гг. начали дей-
ствовать 50 новых вузов. В 1959-1965 гг. высшие учебные заведения

507

подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4
млн. выпускников.

Усиление идеологической работы не прошло бесследно для средней
и высшей школы. В них вводились новые общественные дисциплины:

"Обществоведение" для учащихся старших классов и "Основы научного
коммунизма" для студентов вузов. Такими путями предполагалось
улучшить коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Для
повышения уровня политических знаний взрослого населения расширя-
лась сеть политшкол, университетов марксизма-ленинизма.

Развитие науки. Сразу по окончании Великой Отечественной войны
началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь дей-
ствовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созда-
ны Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. Открылись новые
научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии,
физической химии, точной механики и вычислительной техники. Созда-
вались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими
на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядер-
ной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР состоялось испыта-
ние атомной бомбы.

Диктатура в духовно-идеологической сфере тяжело отражалась на
развитии науки. С большими трудностями сталкивались исследователи,
занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведо-
ма руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-
генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. они были объявлены
лжеучеными, а их труды - вне закона.

Реформы в общественно-политической жизни периода хрущевской
"оттепели", изменения в культурной политике создали более благопри-
ятные условия для развития науки. Вступление Советского Союза в
эпоху научно-технической революции потребовало расширения сети
исследовательских учреждений, создания новых отраслевых институтов.
В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока
было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увели-
чивались ассигнования на научные цели.

Научно-техническая революция потребовала развития отраслей на-
учных знаний, непосредственно связанных с созданием новой техники, с
использованием атомной энергии для нужд народного хозяйства. Уделя-
лось большое внимание развитию радиофизики, электроники, теорети-
ческой физики. В 1954 г. в СССР начала действовать первая промыш-
ленная электростанция на атомной энергии. В подмосковном городе
Дубна был создан международный центр для проведения исследований в
области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных

508

целях. В становлении Объединенного института ядерных исследований
участвовали известные физики А.П. Александров, Д.И. Блохинпев,
И.В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались
авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин и др.

Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической облас-
ти. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ра-
кета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР
был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля
1961 г. ЮА. Гагарин первым совершил полет вокруг Земного шара на
космическом корабле "Восток". В последующие годы были проведены
несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты кос-
монавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космиче-
ского пространства.

Исследователи добились значительных результатов в области кибер-
нетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области
квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов - совместно с аме-
риканским физиком Ч. Таунсом - были удостоены Нобелевской пре-
мии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами
академики Н.Н. Семенов (совместно с американским исследователем С.
Хнншелвудом), Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк.
Результаты исследовательских работ ученых-химиков А.Н. Несмеянова
и ИЛ. Кнунянца получили широкое применение в народном хозяйстве.
Вошли в практику выступления советских ученых на международных
научных конгрессах и конференциях. Становилось очевидным, что раз-
делявший Восток и Запад "железный занавес" начинал разрушаться.

XX съезд КПСС создал предпосылки для формирования новых под-
ходов познания общества. Возможность ознакомления с закрытыми
прежде для исследователей документами способствовала позитивным
сдвигам в общественных науках. Появились интересные публикации по
отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые
догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать
"белые пятна" в науке ("Очерки исторической науки в СССР",
"История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-
1945 IT." и другие). Но, как и прежде, на пути развития истории (так же
как философии и экономики) стояли определенные установки и требо-
вания, тормозившие ее освобождение от догм и стереотипов.

В начале 60-х годов делались попытки поставить на "научную" ос-
нову антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как глав-
ный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого и
результат деятельности "буржуазной пропаганды". В целях усиления

509

атеистического воспитания граждан издавался журнал "Наука и рели-
гия", открывались Дома научного атеизма. Был создан Институт науч-
ного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В вузах
вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". Увеличивались
тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры» по мнению властей,
должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-
материалистического мировоззрения.

Литература и искусство. Решающее воздействие на развитие худо-
жественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской
страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в
литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные
книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого,
повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной
войны обращались писатели "фронтового поколения" — Г.Я. Бакланов,
В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве
многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика"
Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов появились
произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу
государства И.В. Сталина. Их появлению способствовала практика
жестокого контроля над творчеством художественной интеллигенции
со стороны партийно-государственных органов власти. Пример тому -
переработка писателем А.А. Фадеевым после критики сверху романа
"Молодая гвардия". Причиной критики книги было "недостаточное"
отражение руководящей роли партии в организации сопротивления вра-
гу в Донбассе в годы Отечественной войны.

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным
ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимо-
отношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина
("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты
служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых
поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литера-
тура пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной
деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агроно-
ма" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил
роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята
тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со сторо-
ны руководителей страны это произведение получило негативную оцен-
ку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н.С.
Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий,
сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным

510

произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солже-
ницына "Один день Ивана Денисовича".

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В
Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Мо-
сковский государственный университет им. М.В. Ломоносова (1949-
1953 гг., архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов,
А.Ф. Хряков). Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении
станций московского и ленинградского метрополитена (А.В. Щусев,
В.Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как
средство эстетического воспитания людей. Отсюда - использование для
их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное уб-
ранство многих станций не соответствовало их функциональному на-
значению, многократно увеличивало стоимость строительных работ.
Архитектурные "излишества" присутствовали в некоторых построенных
по индивидуальный проектам жилых и административных зданиях, до-
мах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому

строительству "излишества" и элементы дворцового стиля исчезли из
архитектуры.

В начале 60-х годов усилилось разоблачение "идейных шатаний"
деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-
государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуцие-
ва "Застава Ильича". В конце 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку
работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве неко-
торых жнвописпев-авангардистов он увидел нарушение "законов красо-
ты" или просто "мазню". Свое личное мнение в вопросах искусства
глава государства считал безоговорочным и единственно правильным.
На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг гру-
бой критике произведения многих талантливых художников, скульпто-
ров, поэтов.

В целом годы "оттепели" благотворно отразились на развитии отече-
ственной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал
становлению творчества деятелен литературы и искусства нового поко-
ления. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства
с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х-
СЕРЕДИНЕ 9Q-X ГОДОВ

Условия культурной жизни (1965-1984). Развитие культуры в пери-
од после хрущевской "оттепели" носило противоречивый характер. От-

511

крывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создава-
лись научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по
1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались сред-
ства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов

СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и
научная литература.

Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно
было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по "остаточному"
принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руко-
водство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего
Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС ("О литературно-
художественной критике", "О работе с творческой молодежью" и дру-
гих) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались
успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-
государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили
к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и ста-
новились известными широкому кругу читателей лишь литературные
работы, не отступающие от принципов социалистического реализма,
способствующие - в соответствии с установками сверху - коммуни-
стическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречащие
этим принципам, не взирая на их художественные достоинства, не по-
лучали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности
печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за
рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными
властями как "предательство" авторов книг. Именно так было расце-
нено появление на Западе рассказов писателей АД. Синявского и
Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдони-
мами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за грани-
цу. Процесс над Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским вызвал волну обще-
ственного протеста в Советском Союзе.

О завершении "оттепели" в духовной жизни общества свидетельст-
вовало организованное властями осуждение книги историка А.М. Не-
крича "22 июня 1941 г.". В ней автор попытался показать причины тя-
желых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной
войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее ав-
тор исключен из рядов КПСС (1967 г.).

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государст-
венным руководством и представителями науки, литературы и искусст-
ва. Углубление консервативных начал в управлении культурой содейст-
вовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

512

Культура в "перестройка". На рубеже 80-90-х годов произошли
изменения правительственной политики в духовной жизни общества.
Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой
от административных методов управления литературой, искусством,
наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая
печать — газеты "Московские новости", "Аргументы и факты", журнал
"Огонек". В публикуемых статьях предпринимались попытки разобрать-
ся в причинах "деформаций" социализма, определить свое отношение к
"перестроечным" процессам. Обнародование неизвестных ранее фактов
отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляриза-
цию общественного мнения. Значительная часть либерально настроен-
ной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М.С.
Горбачева. Но многие группы населения, в их числе специалисты, науч-
ные работники, видели в проводимых реформах "измену" делу социа-
лизма и активно выступали против них. Различное отношение к проис-
ходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руково-
дящих органах творческих объединений интеллигенции.

В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформирова-
ли альтернативный Союзу писателей СССР комитет "Писатели в под-
держку перестройки" ("Апрель"). Идентичное объединение было сфор-
мировано ленинградскими литераторами ("Содружество"). Создание и
деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. О
поддержке происходивших в стране демократических преобразований
заявил созданный по инициативе ученых и литераторов "Союз духовно-
го возрождения России". В то же время часть представителей интелли-
генции негативно встретила курс на "перестройку". Взгляды этой части
интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного
из вузов Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами".

Начавшаяся "перестройка" вызвала к жизни мощное движение за ос-
вобождение культуры от идеологического нажима.

Образование и наука. В 70-е годы в стране развернулась подготови-
тельная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе
и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс.
Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения
общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в
учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось
изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к
обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Одна-
ко, по мнению специалистов, выпускники школы были слабо подготов-
лены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят
закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры во допол-
514

17. «Исторн» России» ˜1-

нению всеобщего среднего всеобщим профессиональным образованием.
Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако
слабость материально-технической базы школ не позволила осущест-
вить намеченный план полностью.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть ву-
зов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказа-
ния помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь соз-
давались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования.
В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33
млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда от-
вечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности
выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Мно-
гие молодые специалисты работали не по специальности. В годы
"перестройки" стали входить в практику договорные обязательства ме-
жду вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенно-
го профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в раз-
витии высшей школы и ее связях с производством.

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в не-
которых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила
внимание группа советских ученых в письме, направленном Л.И. Бреж-
неву. Одной из, причин отставания науки называлось отсутствие необхо-
димых для деятельности ученых свободы творчества и получения ин-
формации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой,
неразвитостью научного приборостроения.

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позво-
лило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась
разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В ча-
стности, активно проводились космические исследования. Вошли в
практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изы-
сканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в гео-
логии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и
лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в
области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодина-
мики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Иш-
линскнй). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удосто-
ен Нобелевской премии академик ПЛ. Капица.

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного со-
единения науки с производством. Основной формой их слияния стали
научно-производственные объединения (НПО). Они создавались как в
промышленности (например. Ленинградское оптико-механическое объе-

514

динение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, "Эфирмасло"). НПО
соединяли в едином межхозяйствениом комплексе промышленные пред-
приятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспе-
риментальные хозяйства. К середине 80-х годов действовали около 250
НПО в промышленности и почти 400 научно-производственных систем
в агросфере экономики. "Перестройка" и распад СССР привели к слому

<< Пред. стр.

страница 59
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign