LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 54
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к
росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Восто-
ка. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в
общем составе населения, сократился процент сельских жителей и кол-
хозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния на-
рода. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для ос-
тальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и
предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государст-
венных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных
категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное
осуществление программы повышения заработной платы низкооплачи-
ваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обуче-
ние в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его
темпов способствовала индустриализация строительных работ, исполь-
зование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны но-
вые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые
комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине

461

50-х годов почт четвертая часть населения страви переселилась в но-
вые квартиры.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО
КУРСА

Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в на-
чальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной
международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запа-
да. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с ко-
торым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать вся-
кие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные
державы во главе с США продолжали создание военно-политических
союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания
и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-
политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политиче-
ские блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалис-
тического лагеря" в мире и национально-освободительное движение
колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз
СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был
подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между
СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Ор-
ганизации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Поль-
ша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Орга-
низация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств
ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать воз-
никающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать
в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консульти-
роваться по международным вопросам, затрагивающим их общие инте-
ресы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командо-
вание для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполи-
тических действий был образован Политический консультативный ко-
митет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических
блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для
ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средст-
ва, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем.
Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой
конфронтации в межгосударственных отношениях.
462

Руководство страны во гааве с Н.С. Хрущевым видело одно из
средств ослабления международной напряженности в расширении взаи-
моотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры
об установлении межгосударственных отношений с несколькими стра-
нами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление
дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Гер-
мании. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны
между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались ди-
пломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нор-
мализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г.
представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудниче-
ство сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х го-
дов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми
державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государ-
ствами "третьего мира" (развивающимися странами) - Индией, Индоне-
зией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им по-
мощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов
(участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асу-
анской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на
посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР
было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к ре-
шению внешнеполитических проблем четко определились в середине
50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание
вопросам международной обстановки и перспективам мирового разви-
тия. В документах съезда были сделаны выводы о возможности пре-
дотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к
социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам
суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государства-
ми мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен
А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время пред-
ставлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации
СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отно-
шения с социалистическими государствами, к числу которых присоеди-
нилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества бы-
ли: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, кон-
такты в области научно-технической политики, культурные связи. Глав-
ным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла
помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других

463

объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях
государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из при-
чин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им
принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны
многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость
стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки дик-
тата и открытого военного вмешательства в дела независимых госу-
дарств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли уча-
стие в подавлении антисопиалистического выступления в Венгрии. Ор-
ганизаторы выступления требовали, в частности, вывода советских
войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание
было подавлено объединенными вооруженными силами государств —
участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной
Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении
на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отка-
зался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве
двух стран в области ядерной физики.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию во-
енной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны
(Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с ку-
бинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядер-
ными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет прави-
тельство США объявило о введении "карантина" на все виды направ-
ляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установлен-
ные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-
бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли
лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хру-
щева.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с
появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности,
получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами
других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней
политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения воору-
жений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались
попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоруже-
ния. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициатива-
ми, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение
ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по
разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных
сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.
464

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР,
США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфе-
ре, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Мос-
ковскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение
политических и экономических связей с другими странами, развитие
личных контактов глав государств привели к кратковременному смяг-
чению международной обстановки.

В 1964 г. завершилась полигака реформ, проводимых Н.С. Хруще-
вым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значи-
тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру-
ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче-
ские и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по
инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта.
Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой
реформ и ее инициатором - Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С.
Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в от-
ставку.

Глава 40.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

В 1965-1984 гг.

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарас-
тания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они прояв-
лялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений насе-
ления, падении авторитета СССР на международной арене. Принимае-
мые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не
могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной
системы.

Смена политического курса. С отставкой Н.С. Хрущева завершился
процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились
начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер-
вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал
Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо-
те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения
Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего
стремился к стабильности общества. Главой правительства был назна-
чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми-
нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь
ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие
страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным
продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерали-
зацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить суще-
ствующую систему. В то же время они выступали противниками ра-
дикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь
развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и не-
которые друпие работники партийно-государственного аппарата. Дос-
тижение стабильности общества они связывали с пересмотром полити-
ческого курса последних лет, с отказом от политики десталннизации и
реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего
развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода
хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике
и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руко-
водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого
социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто-
вался как обязательный этап на пути продвижения советского общества

466

к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со-
единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала
сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе,
содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно-
сти в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала
внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов
построения коммунизма - этапа "развитого социализма". Существовав-
шие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как
результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устране-
нию недостатков должна была способствовать политика "совершенство-
вания" социализма. Активными проводниками концепции "развитого
социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС
Ю.В. Андропов и преемник последнего - К.У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х -
70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под ви-
дом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им
преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышлен-
ных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена тер-
риториальная система управления народным хозяйством. Устранялись
искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению
к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились
критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста-
линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра-
ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и
зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые
последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в
СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу-
ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о
складывании новой исторической общности - советского народа. Одна-
ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес-
публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени-
ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше-
ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре-
подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю-
щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных
традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас-
тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само-
сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас-
сматривались как проявление местного национализма.

467

В развитии общественно-политической жизни все более четко про-
слеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая.
Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными
и государственными делами. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно
росла численность общественных объединений на предприятиях и в уч-
реждениях. Создавались организации народного контроля и техническо-
го творчества, постоянно действующие производственные совещания
(ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специали-
стов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили кото-
рыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении
общественным производством широких масс населения.

Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее
управления рассматривались на партийных съездах - XXIV (1970 г.),
XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народно-
хозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток).
Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, ко-
торые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-
приказных методов управления. Увеличилась численность администра-
тивного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных мини-
стерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн.
чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике
не осознавалось руководством страны.

Общественные объединения из представителей различных категорий
населения действовали при местных Советах. Но социальный состав
самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллиген-
ции определялись партийными органами. Под партийным контролем
находилась повседневная работа всех структур государственной власти

в центре и на местах.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия
Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно
проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной
печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло
обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рас-
смотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство
преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция "развитого
социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа.
Главным принципом государственной власти провозглашалось полно-
властие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями
политическая основа государства - Советы.

468



Система ор ганов государственной вла« (1977-1991 гг.) стм в СССР
Верховный Совет СССР
Совет Совет Союза Национальностей

Верховный Совет
союзной республики
Краевой совет народных депутатов Городской совет народных депутатов Областной совет народных депутатов
Верховный совет автономной республики
Совет народных депутатов автономной области
Районный сое народных депут »ет i-атов

Поселковый совет народных депутатов Сельский совет народных депутатов

Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верхов-
ные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и
другие Советы составляли единую систему органов государственной
власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет
СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обя-
занностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции,
включение в состав Союза новых республик, утверждение государст-
венных бюджетов, планов социального и экономического развития. В
перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции вы-
полнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуще-
ствлялась при помощи системы государственного управления, которую
возглавлял Совет Министров СССР.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" на-
зывалась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона
закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общест-
ва, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внут-
ренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической
системы - социалистическая собственность на средства производства в
двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам соци-
ального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип со-
циалистического интернационализма в отношениях СССР с социалисти-
ческими странами и государствами, освободившимися от колониальной
зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о
национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались
469

права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономически-
ми, политическими и правовыми средствами.



См стема орган 0 в государственного уг (1977-1991 гг.) Ipi явления в СС ;СР
- Совет Министров СССР -

Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты СССР Советы Министров союзных республик

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзных республик



Объединения, предприятия, учреждения Объединения, предприятия, учреждения союзного подчинения Объединения, предприятия учреждения республиканского подчинения



Правозащитное движение. Усиление идеологического нажима на
общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое рас-
пространение движения диссидентства. На первых порах деятельность
диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеоло-
гией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее -
на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк
Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Глав-
ными формами деятельности диссидентов были демонстрации под пра-
возащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и
судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г.
группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели,
музыканты - обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В
письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о
недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники пра-
возащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с

<< Пред. стр.

страница 54
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign