LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 53
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

подписание военно-политического союза между США, Австралией и
Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало
укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях быв-
ших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды
новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация
Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была
создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста-

452

вила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между
государствами На сессиях ООН советские представители выступали с
предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запреще-
нии атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих
государств. Все эти предложения, как правило, блокировались предста-
вителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вы-
вел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены
в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участ-
вовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в
конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои под-
писи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сто-
ронников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались
требования запрещения атомного оружия и установления международ-
ного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на
рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руково-
дство Корейской Народно-демократической Республики сделало по-
пытку объединить под своим началом два корейских государства. По
мнению советских руководителей, это объединение могло усилить пози-
ции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период
подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР
оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Ко-
рее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Север-
ную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операци-
ях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных диплома-
тических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направле-
ний внешней политики в послевоенные годы являлось установление
дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы.
Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румы-
нии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в
1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз
поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях
зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства.
В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и тор-
говли между странами была создана межправительственная экономиче-
ская организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его
состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румы-
ния, Чехословакия, а с 1949 г. - ГДР. Местопребыванием Секретариата
СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот

453

странами Запада торговых отношений с СССР и государствами В
ной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-
европейскими странами были определены двусторонними договорами
между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае,
если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Наме-
чалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон-
ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы дого-
варивающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Вос-
точной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и
конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути
построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей
некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда
(Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для
построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению
советской модели строительства социализма, к унификации идеологиче-
ских и политических концепций привело к советско-югославскому
конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в реко-
мендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме
того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об
обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внеш-
ней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совме-
стных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР
разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине
40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на
международной арене. В то же время политика конфронтации Востока
и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в
мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизапия общественно-
политической жизни, усиление международной напряженности - таковы
были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В
этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, уже-
сточилась командно-административная система. В эти же годы в обще-
ственном сознании все более четко формировалась мысль о необходи-
мости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облег-
чила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы обществен-
ной жизни.

Глава 39.
РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг.

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели".
В этот период начались процессы либерализации во внутренней и
внешней политике. Велись преобразования в экономической и полити-
ческой сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, прово-
димые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встреча-
ли непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата.
Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Политика десталииизации. Весной 1953 г. были осуществлены из-
менения в составе руководства КПСС и Советского правительства.
Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев - известный партий-
ный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторгани-
зациями страны. Председателем Совета Министров был назначен
Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, мини-
стром обороны - НА. Булганин. Во главе нового министерства внут-
ренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Бе-
рия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председате-
лем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые
лидеры заявили о своей готовности осуществлять "коллективное руко-
водство" страной. Однако с первых же дней пребывания у власти нача-
лась борьба между ними за политическое лидерство. Основными сопер-
никами в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они
находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были при-
частны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали
необходимость выбора нового политического пути, восстановления за-
конности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс
на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были
предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по "делу врачей".
Были освобождены из заключения участники "мингрельского дела". В
1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграни-
чить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании рас-
455

ширить полномочия МВД - своей главной опоры в борьбе за власть:

Берия был исключен из партии как "враг народа" и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства зани-
мала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм
административно-командной системы, в частности, по преодолению
культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала
Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секрета-
ря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Стали-
на. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в орга-
нах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реа-
билитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была
создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.
В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские,
государственные и военные работники, несправедливо осужденные по
процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев,
А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабили-
тированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-поли-
тической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде об-
суждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего
плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда
выступил Н.С. "Хрущев с докладом "О культе личности и его последст-
виях". В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова
сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации наро-
дов в 30—40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с куль-
том личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с
отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности B|
истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С.
Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в док-
ладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять
причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.
Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений
сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном соз-
нании, разрушение системы страха. "Умирают в России страхи..." - та-
кими словами начиналось одно из стихотворений Е. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни. Во второй
половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восста-
новление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепле-
ния правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия.
Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Бы-

456

ло принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законо-
творческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами
в экономической и политической сферах наделялись высшие государ-
ственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась ра-
бота по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депор-
тированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки,
ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину.
Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были
сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась ре-
патриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии,
Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был
велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабили-
тация не коснулась многих крупных советских и государственных дея-
телей 30-х годов, в частности, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина - руководи-
телей оппозиции И.В. Сталину. Было отказано в возвращении на преж-
ние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилита-
ция не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и
выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населе-
ния.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочис-
ленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали
растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По
мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Ста-
лина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на
международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляе-
мая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыта-
лась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они
обвиняли Хрущева в нарушении принципов "коллективного руково-
дства" и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных
внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Одна-
ко открытое сопротивление части партийных и государственных руко-
водителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть
партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хру-
щева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Ма-
ленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении
против политического курса партии. Участники группы были исключе-
ны из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими
постов.

Обновление аппарата власти. После устранения "оппозиции" были
проведены перемены в составе высших органов власти. В частности,
457

был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета
СССР К.Е. Ворошилов - его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен
министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую
роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно
возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две долж-
ности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его
руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утвер-
ждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая программа провозгласила вступление страны в период
"развернутого коммунистического строительства". В Программе были
определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в
мире производства продукции на душу населения, переход к коммуни-
стическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществле-
ние программных задач намечалось на два ближайших десятилетия.
"Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", —
утверждал Н.С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусмат-
ривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение систе-
мы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных
начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении
социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудо-
вой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения,
непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране
преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В
1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были по-
вышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло
и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского насе-
ления. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска
объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастов-
щиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вы-
зывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-
хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабиль-
ностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности,
реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу
(1962 г.).

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Экономический курс в деревне. Во второй половине 1953 г. нача-
лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и
458

направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче-
ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного
производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения
продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение бла-
госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового
руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной
политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.)
Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение
государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию,
увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование
налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст-
венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за-
готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование
отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в аг-
росферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в
1955 г. - лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го-
сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб-
ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с
единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с
МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости
от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни-
ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу
тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для
подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Си-
бирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре-
стьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили
право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-
технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про-
дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра-
лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими
ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде-
ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг.
прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя-
тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и
залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй-
ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными
предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко-
номику многих хозяйств.

459

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других
преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп-
нения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществля-
лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо-
зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы
управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться
линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на-
ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили-
лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После
визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам - по его на-
стоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен-
ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна
СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью. Переориентирование эко-
номики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратко-
временным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция
преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Мален-
ков - сторонник стратегии развития легкой промышленности - был вы-
нужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавли-
вался принцип приоритетного развития производства средств производ-
ства, что нашлю отражение в планах шестой пятилетки и семилетки
(1959-1965 гг.). (В связи с ошибками, допущенными при составлении
шестого пятилетнего плана (1956-1960 гг.), был разработан новый план,
рассчитанный на семь лет.) На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего
объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю
группы "А". Высокими тепами развивались машиностроение и приборо-
строение. Продолжалась механизация производственных процессов в
промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строи-
тельство.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промыш-
ленных предприятий. В их числе - Череповецкий металлургический и
Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по
производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышлен-
ные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле
1955 i. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улуч-
шения внедрения в производство новейших достижений науки и тех-
ники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась
на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас-
лей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис-
460

тема управления тормозила развитее промышленности. Качественные
сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руково-
дства индустриальными отраслями.

В 1957 г. бью принят закон о перестройке управления промышлен-
ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя
отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и
ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы
народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 эконо-
мических районов на базе существующего административного деления.
Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер-
ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть
отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к
территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития
промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес-
публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйство-
вания сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и
технологическая полигика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в со-
циальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Все-
союзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей
страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в

<< Пред. стр.

страница 53
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign