LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 49
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

во приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего
начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г.
Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличе-
ние числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного на-
селения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. - 24%). Не-
сколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями го-
рода и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые
правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаме-
нов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при по-
ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.
В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для по-
ступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа
высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-
крестьянской интеллигенции.

418

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны.
Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них —
действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сей-
час - имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический
(ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских
центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа-
ции Н.Б. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека
Социалистической академии общественных наук, преобразованная
позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР
(с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам -
ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов
отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Прави-
тельство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем
введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были
эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров.
Лишь после окончания гражданской войны появились условия для ста-
новления науки. Были основаны новые институты в системе Российской
Академии наук. которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук
СССР.

Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развива-
лась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими
декларациями выступили литературные группировки футуристов, ле-
фовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как
на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писате-
ли и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) органи-
зовали литературное объединение "Кузница" (по названию одноименно-
го журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выра-
жающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетар-
ские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих
организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воз-
действии на читателя в "сторону коммунистических задач пролетариа-
та".

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За
отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием ново-
го общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкан-
тов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так
называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за
"чистоту" пролетарского искусства вела Российская ассоциация проле-
тарских художников (РАПХ).

14*

419

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, ли-
тераторы, художники стремились отразить в своем творчестве совре-
менную им действительность. На художественных выставках демонст-
рировались картины "Тяжелая индустрия" Ю.И. Пименова и "Тачанка"
М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта "Белые и
черные" В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; "Мистерия-буфф" В. Маяков-
ского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-
пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищ-
ного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э.
Мейерхольда.

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историче-
скому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина "Разин Степан" и О.Д.
Форш "Одеты камнем"). Тема минувшей гражданской войны заняла
большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман "Белая
гвардия", пьеса "Бег") и драматурга К.А. Тренева (пьеса "Любовь Яро-
вая").

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и
Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художествен-
ной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился
отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему
искусству.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х - 30-е ГОДЫ

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со
стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни
общества. Произошли изменения в структуре органов управления куль-
турой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализи-
рованным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и ра-
диовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С.
Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА.|
Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними на-|
роднохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного!
строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятель-j
ности партийно-государственных органов большое место занимала ра-|
бота, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утвержде-
ние марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся обще-
ственно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печа-
ти, литературе и искусству.

420

В постановлениях ЦК партии "О журнале "Под знаменем марксиз-
ма" и "О работе Комакадемии" (1931 г.) были намечены задачи и ос-
новные направления развития общественных наук. От них требовалось
преодолеть отставание науки от практики социалистического строи-
тельства. В постановлениях был сформулирован тезис об "обострении
классовой борьбы на теоретическом фронте". Вслед за тем начались
поиски "классовых врагов" на "историческом фронте", на музыкальном
и литературных "фронтах". В "контрреволюционном вредительстве"
были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед
Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые
писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы
оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась
работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повыше-
нию культурного уровня советских людей. Был составлен единый план
обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превраще-
ние СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее
начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были
выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки
в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ.
Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего
числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с.тем образова-
тельный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их
школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих
достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной
подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями
народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана
сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки
по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и
высшего образования. Были отменены ограничения для "классово чуж-
дых элементов" при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки.
Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в
стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохо-
зяйственного развития потребовало увеличения подготовки специали-
стов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. чис-
ленность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до
909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

421

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на
развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени
как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК
ВКЩб) приняли постановление о преподавании гражданской истории в
школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические
факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое по-
становление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию' научно-исследовательских цен-
тров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты
органической химии, геофизики. Всесоюзная академия сельскохозяйст-
венных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по
проблемам микрофизики (П-Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф.
Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и
др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали на-
учной основой для создания первых опытных ракет. Исследования уче-
ного-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный
способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Вели-
кой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Алек-
сандрова способы зашиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения
Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во вто-
рой половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их фи-
лиалов.

Художественная жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов
литература и искусство рассматривались как одно из средств коммуни-
стического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось
усиление борьбы с "контрреволюционными" идеями и "буржуазными
теориями" в сфере художественной жизни.

На рубеже 20-х - 30-х годов увеличилось число литературных объе-
динений. Действовали группы "Перевал", "Леф" (Левый фронт искусст-
ва), Всероссийский союз писателей. Союз крестьянских писателей. Ли-
тературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили
свои съезды, имели печатные органы.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке
литературно-художественных организаций". В соответствии с ним были
упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объеди-
нялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В
августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На
нем с докладом о задачах литературы выступил A.M. Горький. Вслед за
общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы пи-

422

сателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП
СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан
Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов
ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.
Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как
дело принципиальной важности. Основным творческим методом литера-
туры и искусства становился социалистический реализм, важнейшим
принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не оста-
новила развития литературы, живописи, театрального и музыкального
искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произве-
дениями Д.Д. Шостаковича (оперы "Нос" и "Катерина Измайлова"),
С.С. Прокофьева (опера "Семен Котко") и др.

На рубеже 20 - 30-х годов в литературу и искусство пришло новое
поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в разви-
тии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебе-
дев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре рабо-
тали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров.
В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, БЛ.
Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Кор-
нилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжа-
ли в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы "Христолюбовские ситцы"
и "Соляной бунт") и А.Т. Твардовский (поэма "Страна Муравия"). За-
метным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Тол-
стого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому стра-
ны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С.
Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на историче-
ские темы ("Александр Невский" режиссера С.М. Эйзенштейна, "Петр
Первый" В.М. Петрова, "Суворов" В.И. Пудовкина и др.). Значитель-
ных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров
прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной класси-
ки, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.).
Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и
М.В. Нестеровым, P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала
развиваю массового градостроительства и становлению советской архи-
тектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой куль-
турно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями.
Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проекти-

423

ровании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин,
А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых
архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения
нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств
стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то ги-
гантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве
(архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду - театр Красной
(ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н.
Симбирпев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы -
столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к соз-
данию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях
к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценней-
шие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные
ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).

Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуры
20-х - 30-х годов является творчество представителей художественной и
научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской
войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн.
человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две тре-
ти от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции,
Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной
и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стреми-
лись сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны
несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых
других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выхо-
дили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В.
Одоевцевой, Г.В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь
далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в ис-
тории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и дру-
гие стали основоположниками евразийского движения. В программном
документе евразийцев "Исход к Востоку" говорилось о принадлежности
России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого
геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представ-
ляла особую историческую и культурную общность, отличную и от
Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции
был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся во-
круг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономи-
ческих процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные
труды по этой теме.

424

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на
родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным
в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неодно-
значны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие
ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась
грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то
же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламента-
ция художественного творчества тяжело отражались на развитии всех
сфер культуры.

Глава 37.

СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ (1941-1945)

В 1941 г. вторая мировая война вступила в новую фазу. К этому
времени фашистская Германия и ее союзники захватили фактически
всю Европу. В связи с уничтожением польской государственности уста-
новилась совместная советско-германская граница. В 1940 г. фашист-
ское руководство разработало план "Барбаросса", цель которого состоя-
ла в молниеносном разгроме советских вооруженных сил и оккупации
Европейской части Советского Союза. Дальнейшие планы предусматри-
вали полное уничтожение СССР. Для этого на восточном направлении
были сосредоточены 153 немецкие дивизии и 37 дивизий ее союзников
(Финляндии, Румынии и Венгрии). Они должны были нанести удар в
трех направлениях: центральном (Минск - Смоленск - Москва), севе-
ро-западном (Прибалтика - Ленинград) и южном (Украина с выходом на
Черноморское побережье). Планировалось молниеносная кампания в
расчете захвата Европейской части СССР до осени 1941 г.

СОВЕТСКО.ГЕРМАНСКИЙ ФРОНТ

Начало войны. Осуществление плана "Барбаросса" началось на
рассвете 22 июня 1941 г. широкими бомбардировками с воздуха круп-
нейших промышленных и стратегических центров, а также наступлени-
ем сухопутных войск Германии и ее союзников по всей европейской
границе СССР (на протяжении 4,5 тыс. км). За несколько первых дней
немецкие войска продвинулись на десятки и сотни километров. На цен-
тральном направлении в начале июля 1941 г. была захвачена вся Бело-
руссия и немецкие войска вышли на подступы к Смоленску. На северо-
западном - занята Прибалтика. 9 сентября блокирован Ленинград. На
юге гитлеровские войска оккупировали Молдавию и Правобережную
Украину. Таким образом, к осени 1941 г. был осуществлен гитлеров-
ский план захвата огромной территории Европейской части СССР.

Стремительное наступление германских войск на советском фронте
и их успехи в летней кампании объяснялись многими факторами объек-
тивного и субъективного характера. Германия имела значительные пре-
имущества в экономическом и военно-стратегическом планах. На на-
чальном этапе войны она использовала не только свои, но и ресурсы
союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы для нанесе-
ния удара по Советскому Союзу. Гитлеровское командование и войска

426

имели опыт ведения современной войны и широких наступательных
операций, накопленный на первом этапе второй мировой войны. Техни-
ческое оснащение вермахта (танки, авиация, средства связи и др.) зна-
чительно превосходило советское в подвижности и маневренности.

Советский Союз, несмотря на прилагаемые в годы третьей пятилетки
усилия, не завершил свою подготовку к войне. Перевооружение Крас-
ной Армии не было закончено. Военная доктрина предполагала ведение
операций на территории противника. В связи с этим оборонительные
рубежи на старой советско-польской границе были демонтированы, а
новые создавались недостаточно быстро. Крупнейшим просчетом И.В.
Сталина оказалось его неверие в начало войны летом 1941 г. Поэтому
вся страна и, в первую очередь, армия, ее руководство не были подго-
товлены к отражению агрессии. В результате в первые дни войны была
уничтожена прямо на аэродромах значительная часть советской авиа-
ции. Крупные соединения Красной Армии попали в окружение, были
уничтожены или захвачены в плен.

Сразу после нападения Германии Советское правительство провело
крупные военно-политические и экономические мероприятия для отра-
жения агрессии. 23 июня была образована Ставка Главного командова-
ния. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Главноко-
мандования. В нее вошли И.В. Сталин (назначенный Главнокомандую-
щим и ставший вскоре наркомом обороны), В.М. Молотов, С.К. Тимо-
шенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников и Г.К.
Жуков. Директивой от 29 июня Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) поста-
вили перед всей страной задачу мобилизовать все силы и средства на
борьбу с врагом. 30 июня был создан Государственный Комитет Оборо-
ны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в стране. Коренным
образом была пересмотрена военная доктрина, выдвинута задача орга-
низовать стратегическую оборону, измотать и остановить наступление
фашистских войск. Крупномасштабные мероприятия были проведены
по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации населе-
ния в армию и на строительство оборонительных рубежей.

В конце июня - первой половине июля 1941 г. развернулись круп-
ные оборонительные приграничные сражения (оборона Брестской кре-
пости и др.). С 16 июля по 15 августа на центральном направлении про-

<< Пред. стр.

страница 49
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign