LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 45
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Различное понимание принципов и методов социалистического
строительства, личные амбиции (Л,Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е.
Зиновьева и других представителей "старой гвардии", обладавшей зна-
чительным большевистским дооктябрьским стажем), их неприятие ста-
линских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступ-
ления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в
печати. Теоретические разногласия о возможности построения социа-
лизма или в одной стране (В.И. Ленин, И.В. Сталин), или только в ми-
ровом масштабе (Л.Д. Троцкий) сочетались со стремлением занять в
партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических
противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленин-
ские, И.В. Сталин последовательно устранял CBOHXL оппонентов. Л.Д.
Троцкого в 1929 г. выслали из СССР. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и их
сторонники были репрессированы в 30-х годах.

Первый камень в фундамент культа личности И.В. Сталина заклады-
вался в ходе внутрипартийных дискуссий 20-х годов под лозунгом вы-
бора верного, ленинского пути строительства социализма и установле-
ния идеологического единства.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Советские республики накануне объединения. К началу 20-х годов
на территории бывшей Российской империи существовало несколько
независимых государственных образований. Это - созданные на основе
национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорус-
ская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалисти-
ческие республики, а также Бухарская и Хорезмская народные совет-
ские республики. Дальневосточная республика. В годы гражданской
войны для более эффективного отпора антисоветским силам между
РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический
союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось еди-
ное военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и
Главком Красной Армии). Представители республик были включены в

383

состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйст-
венный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми
отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствую-
щим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регули-
рующих отношения центральных и местных (республиканских) органов
власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения
получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось
в том, что российские управленческие структуры играли и роль обще-
государственных органов власти. Республиканские компартии были
включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Бла-
годаря этому достигалось единство действий республик в решении
военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколь-
ко ограничивало суверенитет независимых государственных образова-
ний.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик
сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество.
В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между
собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом
союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов.
Возросла роль.ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республи-
ки передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их
интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и 'Грузия в
1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федера-
цию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принци-
пах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления
советского политического строя и их обороноспособности потребовали
совершенствования существующих договорно-федеративных связей.
Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов
экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более
четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны
РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функ-
ции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызыва-
ло недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские
настроения. С другой стороны, участились требования работников неко-
торых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов.
Предлагалось, в частности, - в связи с начавшимися в республиках аг-
рарными реформами и отсутствием общего законодательства - объеди-
нить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР

384

и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Ук-
раины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости
"уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их
праг^. обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКЩб) образовало комиссию для
подготовки законопроекта о новой форме государственного объедине-
ния. И.В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам на-
циональностей РСФСР, разработал план "автономизапии". В соответст-
вии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской,
Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухар-
ской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось
сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суве-
ренные права народов, и потому большинство партийно-государствен-
ных руководителей республик высказались против него. В октябре-
ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного
объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного
государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоя-
лись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И.
Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании
Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный
съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об
образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольно-
сти объединения, равноправия республик и их право свободного выхода
из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их ком-
петенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими
структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную
власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был
осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была
утверждена в январе 1924 г. П съездом Советов СССР. Формой государ-
ственного устройства наций провозглашалась федерация республик с
правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопро-
сов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и
социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами,
осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-
телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавли-
вались структура и объем полномочий высших органов власти и управ-
ления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный
съезд Советов, а в перерывах между съездами - двухпалатный ЦИК:

13. «История России»

385

Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть при-
надлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сфор-
мированы общесоюзные наркоматы. Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декрето?'"*! по-
становлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между
сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распо-
рядительной власти передавалась его президиуму. На верховные обще-
союзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных
планов, утверждение государственного бюджета, установление единой
денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского,
уголовного и трудового законодательства, установление общих прин-
ципов развития в области просвещения и здравоохранения. Прези-
диум ЦИК имел право решать возникающие между союзными респуб-
ликами спорные вопросы. Он мог отменять постановления республи-
канских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При
Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое
управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и тер-
роризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для
граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В облас-
ти избирательного права неизменными остались принципы Конститу-
ции РСФСР 19,18 г., отдававшие преимущество рабочему классу по
сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и
открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-
прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элемен-
ты и служители религиозных культов.

Национально-государственное строительство. После принятия Кон-
ституции СССР главным направлением в области национальной полити-
ки была провозглашена ликвидация исторически сложившегося нера-
венства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культур-
ной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались на-
циональные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленче-
ских структур усиливали процесс бюрократической централизации в
стране.

В 1924-1925 гг» было проведено национально-государственное раз-
межевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бу-
харской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская
ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преоб-
разована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли
в состав СССР. Проводилась работа по уточнению границ союзных рес-
публик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР пере-

386

давалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской об-
ластей РСФСР, заселенных преимущественно белоруссами. В процессе
преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский ок-
руг Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджи-
ков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное
размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих меж-
национальных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление
страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области,
районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и
районы.

13*

Глава 34.
СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х - 30-е ГОДЫ XX в.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического
развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную,
обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороно-
способности. Неотложной потребностью была модернизация экономики,
главным условием которой являлось техническое совершенствование
(перевооружение) всего народного хозяйства.

Политика индустриализации. Курс на индустриализацию провоз-
гласил в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической
партии (большевиков) (переименована после образования СССР). На
съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозя-
щей машины и оборудование, в страну, производящую их. В его доку-
ментах обосновывалась потребность в максимальном развитии произ-
водства средств производства (группа "А") для обеспечения экономиче-
ской независимости страны. Подчеркивалась важность создания социа-
листической -промышленности на основе повышения ее технического
оснащения. Начало политики индустриализации было законодательно
закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Главное внима-
ние в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных
предприятий. Одновременно строились свыше 500 новых заводов, в их
числе Саратовский и Ростовский сельскохозяйственного машинострое-
ния, Карсакнайский медеплавильный и др. Началось сооружение
Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской
гидроэлектростанции (Днепрогэс). Развитие и расширение промышлен-
ного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих пред-
приятий. Кроме внутрипромышленного накопления источником финан-
сирования стало перераспределение в пользу индустрии национального
дохода.

Осуществление политики индустриализации потребовало изменений
в системе управления промышленностью. Наметился переход к отрасле-
вой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в
распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе
ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной
промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы
управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования,
сохранявшегося в течение длительного времени. Для него была харак-
388

терны чрезмерная централизация, директивное командование и подавле-
ние инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйст-
венных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны дея-
тельности промышленных предприятий.

Развитие промышленности. Первый пятилетний план. На рубеже
20-30-х годов руководством страны был принят курс на всемерное ус-
корение, "подхлестывание" индустриального развития, на форсирован-
ное создание социалистической промышленности. Наиболее полное
воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития на-
родного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.) всту-
пил в действие с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не были ут-
верждены задания пятилетки, а разработка некоторых разделов (в част-
ности, по промышленности) продолжалась. Пятилетний план разрабаты-
вался при участии крупнейших специалистов. К его составлению были
привлечены А.Н. Бах — известный ученый-биохимик и общественный
деятель, И.Г. Александров и А.В. Винтер - ведущие ученые-энергетики,
Д.Н. Прянишников — основатель научной школы агрохимии и др.

Раздел пятилетнего плана в части индустриального развития был
создан работниками ВСНХ под руководством его председателя В.В.
Куйбышева. Он предусматривал среднегодовой прирост промышленной
продукции в объеме 19-20%. Обеспечение столь высоких темпов разви-
тия требовало максимального напряжения сил, что хорошо понимали
многие руководители партии и государства. Н.И. Бухарин в статье
"Заметки экономиста" (1929 г.) поддержал необходимость высоких тем-
пов индустриализации. По его млению, осуществлению таких темпов
могли способствовать повышение эффективности и снижение себестои-
мости производства, экономия ресурсов и уменьшение непроизводи-
тельных затрат, повышение роли науки и борьба с бюрократизмом. Од-
новременно автор статьи предостерегал против "коммунистических"
увлечений и призывал к более полному учету объективных экономиче-
ских законов.

План был утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г.
Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну
из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим
началось сооружение предприятий металлургии, тракторе-, автомобнле-
и авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнепке, Ростове-на-
Дону, Керчи, Москве и других городах). Полным ходом шло строитель-
ство Днепрогэса и Турксиба.

Однако очень скоро начался пересмотр плановых заданий индустрии
в сторону их повышения. Были "откорректированы" задания по произ-
водству строительных материалов, по выплавке чугуна и стали, по вы-
389

пуску сельскохозяйственных машин. Пленум ЦК партии, состоявшийся
в ноябре 1929 г., утвердил новые контрольные цифры развития про-
мышленности в сторону их резкого увеличения. По мнению И.В. Ста-
лина и его ближайшего окружения, можно было к концу пятилетки вы-
плавить чугуна вместо планируемых 10 млн. тонн - 17 млн., выпустить
170 тыс. тракторов вместо 55 тыс., произвести 200 тыс. автомобилей
вместо 100 тыс. и т.д. Новые контрольные цифры не были продуманы и
не имели под собою реальной основы.

Руководство страны выдвинуло лозунг - в кратчайший срок догнать
и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капитали-
стические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой
ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое
общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР
стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой про-
мышленности.

В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, про-
мышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и да-
же превышала их. В начале 30-х годов темпы ее роста значительно
упали: в 1933 г. они составили 5% против 23,7% в 1928-1929 гг. Уско-
ренные темпы индустриализации потребовали увеличения капиталовло-
жений. Субсидирование промышленности велось в основном за счет
внутрипромыпгаенного накопления и перераспределения национального
дохода через госбюджет в ее пользу. Важнейшим источником ее финан-
сирования стала "перекачка" средств из аграрного сектора в индустри-
альный. Кроме того, для получения дополнительных средств правитель-
ство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало
резкое углубление инфляции. И хотя было объявлено о завершении пя-
тилетки в 4 года и 3 месяца, "откорректированные" задания плана по
выпуску большинства видов продукции выполнить не удалось.

Вторая пятилетка. Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), утвер-
жденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил тенденцию на
приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой
промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в
завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей
техники для всех его отраслей. Задания плана - по сравнению с преды-
дущей пятилеткой - выглядели более реалистичными и умеренными. За
годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тыс. крупных промыш-
ленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и
Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие
заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростан-
ций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Ускорен-

390

ными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине
были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане - заводы
по обработке металла.

Завершение выполнения второго пятилетнего плана было объявлено
досрочным - снова за 4 года и 3 месяца. В некоторых отраслях про-
мышленности действительно были достигнуты очень высокие результа-
ты. В 3 раза выросла выплавка стали, в 2,5 раза - производство элек-
троэнергии. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли
промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная.
Вместе с тем развитию легкой промышленности, производящей предме-
ты потребления, не уделялось должного внимания. Сюда направлялись
ограниченные финансовые и материальные ресурсы, поэтому результа-
ты выполнения второй пятилетки по группе "Б" оказались значительно
ниже запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям).

Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом
многих советских людей. На призыв XVI конференции ВКП(б) органи-
зовать социалистическое соревнование откликнулись тысячи тружени-
ков заводов и фабрик. Среди квалифицированных рабочих возникло
стахановское движение. Его участники показывали пример небывалого
подъема производительности труда. На многих предприятиях выдвига-
лись встречные планы производственного развития, более высокие по
сравнению с установленными. Трудовой энтузиазм рабочего класса
имел большое значение для решения задач индустриализации. Вместе с
тем рабочие нередко поддавались нереальным призывам, таким, как
призывы выполнить пятилетку за четыре года или догнать и перегнать
капиталистические страны. Стремление к установлению рекордов имело
и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначен-
ных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих
освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации
производства.

Аграрная политика. Индустриальный рывок тяжело отразился на
положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение
возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличива-
лись цены на промышленные товары. Одновременно искусственно за-
нижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате рез-
ко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с
хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухуд-
шил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполне-
ние плана индустриализации. Часть экономистов и хозяйственников
видели причину кризиса в ошибочности курса партии. Для выхода из
создавшегося положения предлагалось изменить взаимоотношения меж-

391

ду городом и деревней, добиться их большей сбалансированности. Но
для борьбы с хлебозаготовительным кризисом был избран иной путь.

Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к
чрезвычайным мерам, напоминающим политику периода "военного
коммунизма". Запрещалась свободная рыночная торговля зерном. При
отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголов-
ной ответственности, местные Советы могли конфисковывать часть
их имущества. Особые "оперуполномоченные" и "рабочие отряды"
изымали не только излишки, но и необходимый крестьянской семье
хлеб. Эти действия привели к обострению отношений между государст-
вом и сельским населением, которое в 1929 г. уменьшило посевные
площади.

Переход к коллективизации. Кризис заготовительной кампании
1927/28 гг. и тенденция части работников аппарата ЦК ВКП(б) к цен-
трализованному, административно-командному руководству всеми от-
раслями экономики ускорили переход к всеобщей коллективизации.
Проходивший в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял специальную
резолюцию по вопросу о работе в деревне. В ней шла речь о развитии
на селе всех форм кооперации, которые к этому времени объединяли
почти треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи
намечался постепенный переход к коллективной обработке земли. Но

<< Пред. стр.

страница 45
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign