LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности.
Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели - декаб-
ристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский).
Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических поряд-
ков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм ока-
зал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лер-
монтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утвер-
ждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин.
После создания романа "Евгений Онегин" этот художественный метод
стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,
Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились
характерные черты реализма: правдивое отображение действительности
яо всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение

отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и
народа.

261

Большое значение для развития литературы имела деятельность
"толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные
записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а с 1847 г.
его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в:

"Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантли-
вых писателей того времени - И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не-
красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое
явление для России - литературная критика. Они стали и центрами ли-
тературных объединений, и выразителями разных общественно-
политических взглядов. В них отражалась не только литературная по-
лемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-
политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми
течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к
литераторам запретительные и репрессивные меры, В 1826 г. цензур-
ный устав, названный современниками "чугунным", сменил прежний
(1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению
кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным
для самодержавия и церкви. "История нашей литературы, по словам
А.И. Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги". А.И. Полежа-
ев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев
за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинс-
кий убит во время Кавказской войны.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь всту-
пила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежне-
му широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие
русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным,
Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Алек-
сандрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Моск-
ве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая по-
стоянно вмешивалось в репертуар и подбор актеров. Это тормозило
театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то
разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций,
что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и
сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились
произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных
авторов. Особенно популярен был Н.В. Кукольник, написавший ряд
исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические коме-
дии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30-40-е годы XIX в. под влия-
нием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утвер-
262

ждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жиз-
ни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

Талантливые артисты - В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семе-
нова и другие — закладывали основы русской театральной школы. В
Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли
Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор") прославился
М.С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского
мастерства. В Александрийском театре реалистические образы Хлеста-
кова в "Ревизоре" и Митрофанушки в "Недоросле" создал А.Е. Марты-
нов.

Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное
театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияни-
ем отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты "чистей-
шего классицизма". Им на смену приходили сентиментальные мелодра-
мы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов,
сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в
репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан оте-
чественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фон-
тан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина). В либретто балетов ис-
пользовались мифология, сказки, события из реальной истории разных
стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и
драматургу Ш-Дидло. Он создал основы русского классического балета,
использовав национальные мотивы и традиции европейского танцеваль-
ного искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блиста-
ли А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина и др.

Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в ис-
тории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стреми-
лись к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ.
Многовековое народное творчество создало основу для развития нацио-
нальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с роман-
тизмом обусловило появление особого жанра - русского романса
(А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал
композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались клас-
сические каноны европейской музыкальной культуры с русскими на-
родными мелодиями. Оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Куколь-
ника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили
основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал
романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником
всех основных жанров национальной классической музыки.

263

Реалист и новатор А.С. Даргомыжский вводил в свои произведения
бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал прие-
мы и Средства музыкальной выразительности в операх "Русалка" и
"Каменный гость". Крупным представителем романтического направле-
ния в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера "Аскольдова
могила").

Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства
также были характерны романтизм и реализм. Однако официально при-
знанным методом был классицизм. Академия художеств стала консерва-
тивным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам
свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам класси-
цизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические
сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли
рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к порт-
ретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипрен-
ский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин.
Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина
является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он
тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умуд-
ренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего
В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружев-
ница", "Портрет сына" и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли,
ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний
день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сю-
жет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил
свои картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" изображению
крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реали-
стичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торга-
шескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майо-
ра", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали
П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVID-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры.
И.П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. По-
жарскому на Краевой площади. По проекту А.А. Монферрана была
воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним
дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне
1812 г. Б.И. Орловскому принадлежат памятники М.И. Кутузову и
264

М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех
конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Ни-
колая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и меда-
лей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой
половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Харак-
терная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось
в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и
гармоничностью. По проекту А.Д. Захарова было воздвигнуто здание
Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов.
Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростраль-
ные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел
завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского
собора. По проекту А.А. Монферрана был создан Исаакиевскнй со-
бор - самое высокое здание России того времени. К.И. Росси закончил
формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода,
Александрийского театра и Михайловского дворца. Именно в первой
половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодче-
ства.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях клас-
сицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитек-
турным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями университета
(перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада
(архитектор О.И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено
для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода
1813-1815 гг. О.И. Бове оформил также ансамбль Театральной площа-
ди, возведя здания Малого и Большого театров.

В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью,
строгостью линий и форм начал сменяться "русско-византийским сти-
лем". К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой
Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в
1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от
нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в
1883 г.)

Существенные преобразования затронули лишь центр старой столи-
цы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась дере-
вянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались
многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Твер-
скую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе
нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на ко-

265

тором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той
поры поэт П.А. Вяземский:

"...здесь чудо - барские палаты
С гербом, где венчан знатный род.
Вблизи на курьих ножках хаты
И с огурцами огород".

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города.
Там работали талантливые архитекторы Я.Н. Попов, В.П. Стасов и др.
По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий
собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Примор-
ского бульвада с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в
центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губерна-
тору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к
морю.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих
успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произве-
дения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекто-
ров и композиторов. Завершился процесс складывания русского литера-
турного языка и в целом - формирования национальной культуры. Тра-
диции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумно-
жались в последующее время.

Глава 23.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Основные направления и этапы. К середине XIX в. явственно про-
явилось отставание России от передовых капиталистических государств
в экономической и социально-политической сферах. Международные
события середины века показали ее значительное ослабление и во
внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней по-
литики правительства во второй половине XIX в. было приведение эко-
номической и социально-политической системы России в соответствие
с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была
направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения
дворян.

На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: по-
ступательное экономическое развитие (укрепление капиталистического
уклада), изменения в социальной структуре (появление новых классов и
социальных слоев), мощный подъем общественного движения.

Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяют-
ся три этапа. Первый - подготовка и осуществление крестьянской ре-
формы. Второй - проведение реформ 60-70-х годов. Третий - измене-
ние в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консер-
вативных тенденций.

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Предпосылки реформы. Аграрно-крестьянский вопрос к середине
XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России.
Среди европейских государств крепостное право оставалось только в
ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие.
Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями
(природой) российского самодержавия, которое с момента образования
Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключи-
тельно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что
крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых го-
сударств. В конце XVIII - середине XIX в. российская общественность
постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом гово-
рили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767-1768 гг. (И. Чу-
267

пров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов, Г. Коробьин), просветители (Н.Й. Но-
виков, С.Е. Десницкий), А.Н. Радшцев, первые русские революционе-
ры - декабристы, либералы (славянофилы и западники), а также ради-
кально настроенные общественные деятели. Создавались различные
проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в сторо-
не от понимания необходимости решения крестьянского вопроса
(вспомним проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, деятель-
ность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных
крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян
1837-1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное
право, дать помещикам положительный пример управления крестьяна-
ми, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективны-
ми из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостниче-
ской системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя
экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных
крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство,
которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку по-
мещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модер-
низации стр*аны, так как препятствовало складыванию рынка свободной
рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, по-
вышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и
тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом анти-
крепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были
довольно слабыми. В условиях попипейско-бюрократической системы,
созданной при Николае I, они яе могли вылиться в широкие крестьян-
ские движения, потрясавшие Россию в XVII-XVIII вв. В середине XIX в.
недовольство крестьян своим положением выражалось в разных фор-
мах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побега,
поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с
нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. кре-
стьян Грузии в 1857 г.

Народное движение не могло не влиять на позицию правительства,
которое понимало, что крепостное состояние крестьян - это "пороховой
погреб под государством". Император Николай I в речи на заседании
Государственного совета весной 1842 г. признал: "Нет сомнения, что
крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех
ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы де-
26&

лом еще более губительным". В этом высказывании содержится вся
суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание
несовершенства существующей системы, а с другой — справедливая
боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному

краху.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной полити-
ческой предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемон-
стрировало отсталость и гнилость социально-политической системы
страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитиче-
ская ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного
авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не
только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким
примером служит изменение политических взглядов М.ПЛогодина, ко-
торый в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской вой-
ны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической
системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах раз-
рабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности
и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наи-
большую известность приобрела "Записка об освобождении крестьян",
составленная юристом и историком К.Д. Кавелиным. Он писал: "Кре-
постное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития
России". Его план предусматривал сохранение помещичьей собственно-
сти на землю, передачу крестьянам небольших наделов, "справедливое"
вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную
народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали
А.И. Герцен в "Колоколе", Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в
журнале "Современник". Публицистические выступления представите-
лей разных общественно-политических направлений во второй половине
50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к
осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена поли-
тическими, экономическими, социальными и нравственными предпо-
сылками.

Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский пре-
стол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хо-
рошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил
прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт
В.А. Жуковский. Составленный им "План учения" цесаревича был на-
целен на "образование для добродетели". Нравственные принципы, зало-
женные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование лич-

269

ности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с
юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал "полным гене-
ралом". Путешествия по России и Европе способствовали расширению
кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государствен-
ных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет ми-
нистров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов
по крестьянскому делу. Таким образом, 37-летний император практиче-
ски и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качест-
ве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобожде-
ния крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель".

По словам умиравшею Николая I, Александр II получил "команду
не в порядке". Исход Крымской войны был ясен - Россия шла к пора-
жению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим
правлением Николая, искало причины провала его внешней поли-тки.
Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность
радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего двор-
ца задуматься о направлении своей внутренней политики.

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign