LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

18

четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до
1924г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные
системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных
лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей
системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья под-
рубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как
удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того
времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на
новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха,
бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами соби-
рали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зерно-
терками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там
плодородных земель было много и участки земли засевали в течение
двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( переклады-
вались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь
использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е.
орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Сла-
вяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабоче-
го скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из
других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничест-
во (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных
регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяй-
ства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо
было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только
большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным
распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в
жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от
слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену
родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Об-
щинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность тер-
ритории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела опреде-
ленной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения
общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля,
скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника.
В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы,

19

промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу меж-
ду семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам
часть обшин попала под их власть. (Феод — наследственное владение,
пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это не-
сти придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный
собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим
путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинни-
ками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась ста-
рая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить
подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало
и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный
характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутрен-
них ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рын-
ка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков
стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные
товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и
обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и оборо-
ны от внешних врагов.

Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния
двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения
врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой
возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или де-
тинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов,
храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естест-,
венная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треуголь-
ника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепо-
стных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремес-
ленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее i
районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной cne|j
пиальности, - слободами, ц

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких
как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший
Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась
также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из
них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Напри-
мер, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании вос-
ходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный,

20

Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на
Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укреп-
ления.

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных
союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка —
"нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни реша-
лись на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сот-
ни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организа-
цией была дружина. По археологическим данным и византийским ис-
точникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв.
Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княже-
ские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе
и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению
князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором
дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-
апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвра-
щались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский
двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором
(рало, плуг).

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ран-
ней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сло-
жился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял раз-
нообразные силы природы или отражал социальные и общественные
отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун -
бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель ско-
товодства; Мокошь - оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл -
бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различ-
ных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что гово-
рит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного един-
ства.

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения
славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные
княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие
черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием
(известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно
византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся
союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейши-
не Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг
Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существова-

21

ние накануне образования Древнерусского государства трех крупных
объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или
Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занима-
ла территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Ме-
стоположение Артании разными исследователями определяется неоди-
наково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утвержда-
ет, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось
крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть
северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использова-
нием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее
в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетель-
ства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с
местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы
антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Ви-
зантию, приносили дружинникам и князьям значительную военную До-
бычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского обще-
ства. Таким образом, в результате экономического и социально-
политического развития у восточно-славянских племен начала склады-
ваться государственность.

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объ-
яснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со
средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в
качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
Многие историки считают, что варягами были норманские (скан-
динавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому
императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племе-
нем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные
племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили
дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за-
висимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море",
что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет
новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и
обильна, а наряда (порядка. - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и
володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими
землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик
положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После
смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был
родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и
22

Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь
(называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил ос-
нованием для появления так называемой норманской теории возникно-
вения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована
немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными
для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории вы-
ступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как прави-
ло, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия
в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи
между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь за-
метного влияния варягов на экономические и социально-политические
институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских
сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям -
верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что
количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-
либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном про-
исхождении той или иной династии типична для древности и средневе-
ковья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосак-
сов и создании Английского государства, об основании Рима братья-
ми Ромулом и Ремом и т.п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность
норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского госу-
дарства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический
смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из
положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по
их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.
Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством
и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все
основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции госу-
дарственности сложились задолго до призвания варягов. Государствен-
ные институты возникают в результате развития общества. Действия
отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоя-
тельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следова-
тельно, факт призвания варягов, если он действительно имел место,
говорит не столько о возникновении русской государственности, сколь-
ко о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной
исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматри-
вать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского

23

общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рю-
рика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют
мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и
само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной
Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призва-
нии варягов является плодом тенденциозного сочинительства, поздней-
шей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также
точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходивши-
ми либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района
реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встре-
чается применительно к различным объединениям как на севере, так и
на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как
его называют по столице. Киевской Руси) - закономерное завершение
длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полу-
тора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг
в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего
пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во
всех сферах жизни восточно-славянского общества.

Глава 3.
ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХП в.)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефео-
дальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.
Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной,
суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще
во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее
вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством
стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его
границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией
Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих
позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киев-
ских великих князей.



Раннефе одальная монархия IX - нг 14. XII вв.
Великий князь Киевский

Дружина
Стершая дружина. Бояре (знать)
Младшая дружина (гриди)

Местные (удельные) князья Посадники, волостели

Местная дружина

Погосты, становища, волости


История Киевской Руси, хронологические рамки которой большин-
ство историков определяют как DC - начало XII в., условно может
быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина Х в.) -
время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х - первая
половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха рас-
цвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало
XII в., переход к территориально-политической раздробленности.
25

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА Х в.)

Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно
"Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого
времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новго-
родском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульп-
тор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был ре-
альной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрис-
ландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал
походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из
его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской
обл.), другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки
считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" -
"со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит
одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два
года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал
в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и
Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и осво-
бодили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследни-
ка (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в
исторической литературе называть династию киевских князей
"Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"), власть
в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег
(879-911).

Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и
Дир (некоторые историки считают этих князей последними представи-
телями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью об-
мана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром
объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская им-
перия. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего юж-
ного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз
удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил дого-
вор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами
Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заклю-
чены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на
двое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом язы-
ках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до
26



jt принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось
и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе рус-
ском", со которому судили жителей Киевской Руси).



Дина стия Рюриковичей (IX- XII 1вв.)
Рюрик [Трувор, -Синеус] 862-879

Олег 879-912

Игорь 912-945 Ольга 945-957


Святослав 957-972

• • l
Ярополк 972-980 Олег ум. 977 Владимир Святой 980-1015
Святополк1 Окаянный 1015-1019 ^-У Борис Глеб ум. 1016 ум.1016
Владимир ум. 1032 Святослав 11 1073-1076 Изъяслав 1 Всеволод 1 1054-1068, 1069-1073, 1076-1078 1078-1093
Ростислав OJ ум. пег 1115 Давид ум.1123 Святополк II 1093-1113 Владимир Мономах 1113-1125
i i '
Вопппяга, Всеволод II Игорь 11 володарь Ц39-1146 1146 Изъяслав III 1157-1159 Мстислав Великий 1125-1132 Юрий"tazTi^ та^1——————' 1155-1157
Изъяслав 11 Ростислав Андрей Владимир 1146-1149 1154-1156 Боголюбский 1151-1154 1159-1167 1169-1174 Михаил Большое 1175-1176 ^езд^
Ярослав Остромысл ум.1187 Мстислав II 1167-1169 Ярослав ум. 1175
Роман Галицкий ум.1205
• I
Василько ум.1271 Дан» Галш ум.1 ^й Константин 3>64 1216-1219 Юрий II 1212-1216 1219-1238 Ярослав II Святослав 1238-1246 1246-1247
I- Г I I
Михаил 1247-1248 Андрей Александр Невский 1248-1252 1252-1263 Ярослав III 1263-1272 Василий Костромской 1272-1276


27

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет
греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без ору-
жия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные доку-
менты и заранее предупреждать византийского императора о своем при-
езде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза соби-
раемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить
дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения
различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был едино-
временной акцией.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign