LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Система выси в РОССИЙСКОЙ и иего и центрального у мперии в первой поле правления эвине XIX в.
„U 1 МП ЕРАТОР
"^^s^^^^———
Генерал-прокурор Управляющий Председатель Председатель Ьбер-прокурор
Собственная Его Правительствующий Императорского Гоодарпявнныи Сенат Величества совет канцелярия Комитет министров Святейший Синод
МИ НИ СТЕРСТВА министры
S ?|i 0. 1 1 § i 10


В последующие годы реформаторские настроения Александра I от-
разились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохра-
нении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоеди-
ненной к России в 1809 г., а также в создании H.H-Новосильцевым по
поручению царя "Уставной грамоты Российской империи" (1819-
1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение
представительных органов, равенство всех граждан перед законом и
федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти
предложения остались на бумаге.

"Аракчеевищна". В последнее десятилетие правления Александра I
во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенден-
ция. По имени ее проводника она получила название "аракчеевпщна".
Это была полигика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепост-
ного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной
регламентации государственного управления, в полипейско-репрессив-
ных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в "чистке"
университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

217

Наиболее ярким проявлением "аракчеевщины" стали военные посе-
ления - особая форма комплектования и содержания армии. Цель соз-
дания военных поселений - добиться самообеспечения и самовоспроиз-
водства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания ог-
ромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации
относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать
в 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные кре-
стьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской гу-
берний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи.
Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в канто-
нисты, ас 18 - в действительную военную службу. Все они своим тру-
дом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сель-
скохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся
жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее
нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, про-
мыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В по-
селениях царил произвол местного начальства. Главным начальником
над военными поселениями был назначен А-ААракчеев. Крестьяне и
передовые люди России с возмущением встретили введение военных
поселений, но Александр твердо заявил, что "военные поселения будут
во что бы то^ни стало". К 1825 г. около трети солдат было переведено
на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На
организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Воен-
ные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную
опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Прави-
тельство от этой практики в последующие годы отказалось.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не бы-
ло. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась
чрезвычайная ситуация - междуцарствие. В ходе переговоров между
вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в
качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Пе-
тербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола,
так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении
знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К
середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским
императором стал третий сын Павла — Николай.

Николай I. Личность нового императора неоднозначно оценивалась
современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной ра-
ботоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные
деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и
деспотом с кругозором "ротного командира". Николая не готовили к
218

управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьез-
ного образования. Его интересовало лишь военное дело, особенно
внешняя сторона - парады, маневры и муштра. А.И.Герцен называл его
солдатом "по призванию, по образованию, по наружности и по внутрен-
ности". Однако природный ум и железная воля, умение подбирать спо-
собных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность
достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на
троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по
праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутрен-
него и внешнего положения России, в недопущении в нее революцион-
ной "заразы". Свое программное заявление: "Революция на пороге Рос-
сии, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится ды-
хание жизни, пока... я буду императором" он осуществлял реальными
политическими мероприятиями.

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не
видеть углубляющегося экономического и социально-политического
отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он
также не учитывать недовольство крестьян, выпивавшееся в восстания и
бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в
формировании либеральной оппозиции и развитии революционной тра-
диции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка аб-
солютистских режимов, выход на политическую арену новых социаль-
ных слоев, общая либерализация государственного строя во многих
странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение
и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по слу-
чаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенст-
вование внутреннего состояния государства. Он призвал население до-
вериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда
следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление
этих усовершенствований.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещатель-
ного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная
при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Им-
ператорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько
отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную
жизнь страны.

Особое место занимало Ш-е Отделение С.Е.И.В. канцелярии и при-
данный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в
России и за ее пределами. В 70-тысячной армии чиновников половину
составляли военные. Все высшие бюрократические посты занимали лю-
бимцы царя, лично ему преданные свитские генерал- и флигель-
219

адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для
разработки различных законопроектов. Эт комитеты подчинялись лич-
но царю.



Структура и функции Собственной Его Императорского Величества каищеи 1ярии
Управляющий Управляющий Главный начальник Управляющий Управляющий
1 отделение - II отделение -кодификационное1826-1882 гг. III отделение -высшая полиция1826-1880 гг. IV отделение -управление учреждений империатрицы Марии 1828-1917 гг. V отделение -управление государственной деревней1827.1837гг.
прошениям 1826-1882 гг.
Главный начальник (шеф жандармов)
Штаб отдельного корпуса жандармов1836-1917 гг.

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она
действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в
стране. С другой стороны, она привела к пробуксовывавши) государст-
венного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточни-
честву.

Кодификация законов. Николай I твердо верил, что неукоснитель-
ное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране.
Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядоче-
ние) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта рабо-
та была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он на-
меревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать
на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако
консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его огра-
ничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобще-
ны законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опублико-
вали в "Полном собрании законов Российской империи" (45 томов). В
отдельный "Свод законов" (15 томов) были помещены действующие
законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это
также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраива-
лось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти
царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затро-

220

нули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в.
система государственного управления просуществовала с небольшими
изменениями вплоть до начала XX столетия.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Ос-
новную массу населения составляли крестьяне. Большинство принадле-
жало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении
крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других евро-
пейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их
незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство
все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдержи-
вало развитие промышленности. Уже во второй половине XVIII в. стала
очевидной назревшая необходимость изменения существующего поло-
жения.

Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьше-
нии своих привилегий. Будучи господствующим сословием и опорой
самодержавия, дворянство отстаивало сохранение крепостничества в
нетронутом виде. Поэтому правительство в начале ХГХ в. попыталось
хотя бы прикрыть его наиболее уродливые и порицаемые обществом
формы. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже кре-
постных. Дворянство умело обходило этот указ, давая объявления о
сдаче крепостных "в аренду". В 1803 г. был издан указ о свободных
хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на во-
лю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на
крепостническую систему, так как за первую четверть XIX в. было ос-
вобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Одновременно
была значительно сокращена раздача государственных крестьян в част-
ные руки (что широко практиковала "щедрая" Екатерина П). Многие
государственные деятели (М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, П-Д.Кисеяев
и др.) разрабатывали, по поручению Александра I, проекты освобожде-
ния крестьян. Однако практического воплощения они не получили.

При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Кре-
стьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного
решения. Создаваемые правительством Секретные комитеты для изы-
скания средств к улучшению состояния крестьян сводили свою деятель-
ность к бесплодным дискуссиям. Общее направление политики на кон-
сервацию старых порядков мешало освобождению крестьян. Как и в
первой четверти XIX в., так и во второй правительство предпринимало
меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено
221

отдавать крепостных да заводы я ограничено право помещиков ссылать
крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, запрещавший продавать
крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лиши-
ли права приобретать крестьян. Так было покончено с самыми уродли-
выми формами крепостничества, коща разрушались крестьянские се-
мьи, а их члены использовались как домашние рабы. В 1842 г. был из-
дан указ "Об обязанных крестьянах". Он продолжил линию, намечен-
ную указом 1803 г. о свободных хлебопашцах. Он не обязывал помещи-
ков предоставлять землю крестьянам, получавшим личную свободу без
выкупа. За данный в пользование надел крестьянин обязан был отраба-
тывать определенные повинности. Регламентация взаимоотношений ме-
жду помещиками и крестьянами западных губерний выразилась во вве-
дении инвентарей, которые определяли размеры крестьянских наделов и
повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это
были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в

деревне.

В 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была прове-
дена широкая система мероприятий - реформа управления государст-
венными крестьянами. Они составляли более трети сельского населе-
ния, платившего подати, и находились в ведении Министерства финан-
сов. Цель реформы - поднять благосостояние этой категории крестьян,
чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отноше-
ния к крестьянам. Реформа улучшила правовое и материальное поло-
жение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местно-
го самоуправления. Созданное Министерство государственных иму-
ществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд
подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание земель и
увеличивало наделы малоземельных крестьян, создавало семенной фонд
и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за
справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные

школы и больницы.

В целом крестьянский вопрос в течение первой половины XIX в. не
был окончательно решен и крепостное право оставалось незыблемым.
Но к середине века в правительственных кругах был накоплен некото-
рый опыт его решения, на который могли опереться государственные
деятели 50-60-х годов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В первой половине XIX в. политика правительства в области образо-
вания была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить
222

жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую со-
словную систему образования, оставить его привилегией господствую-
щего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, тех-
нических и административных кадрах требовала совершенствования и
расширения системы образования. Все это заставило правительство уве-
личить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд
законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать
органы управления просвещением и образованием.

В начале XIX в. наметилась либеральная линия в политике прави-
тельства в области образования. Однако она постепенно сменялась кон-
сервативной и даже реакционной. Нарушалось самоуправление (авто-
номия), введенная университетским уставом 1804 г. Министерство про-
свещения, созданное в 1802 г., было в 1817 г. преобразовано в Мини-
стерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало
развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и
системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казан-
ского, Московского, Петербургского и других университетов вылились
в их "чистку" и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодум-
стве, уволили и отдали под суд. Реакционная политика в области обра-
зования при Александре I была одним из проявлений "аракчеевщины".

Подобная линия продолжалась и при Николае I. В 1826 г. был соз-
дан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить
все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просве-
щения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет раз-
работал основные принципы правительственной политики в области
образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и
средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторван-
ность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования
представителями низших сословий составляли сущность созданной сис-
темы образования. Это был один из рычагов сохранения господства дво-
рян и удержания народа в покорности.

Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых, тем не менее, была
расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чи-
новников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. Устав
1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил
их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и ме-
стных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор
студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изыма-
лись философия и другие "отвлеченные" науки, не имевшие прикладно-
го значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с
пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина.

223

За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить
и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие
образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явст-
венно проявилась назревшая необходимость реформирования сложив-
шейся системы образования.

"Мрачное семилетие?'. Во внутренней политике последних лет
правления Николая I (1848-1855) реакционно-репрессивная линия еще
больше усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейс-
кого государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и
Ш-го отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назрева-
ния в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ.
Правительство Николая не решило ни одного важного государственного
вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти
хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внут-
ренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась "колоссом на гли-
няных ногах". Это предопределило провалы во внешней политике, по-
ражение в Крымской войне 1853-1856 гг. и вызвало реформы 60-х го-
дов. .

Глава 20.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возмож-
ностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач.
Они включали защиту собственных границ и расширение территории в
соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономи-
ческими интересами страны. Это подразумевало складывание террито-
рии Российской империи в ее естественных границах по морям и гор-
ным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение или насильст-
венное присоединение многих соседних народов. Дипломатическая
служба России была четко налаженной, разведка - разветвленной. Ар-
мия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и
обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы
не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть
важную, а иногда и определяющую роль в европейском концерте.

Основные направления внешней политики России. Они определи-
лись еще в XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная ев-
роазиатская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В пер-
вые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была
связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной
задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых
монархических режимов и борьба с революционным движением. Алек-
сандр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы
и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 г.
Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспых-
нувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунай-
ских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской
империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоева-
нием в конце XVIII в. Черноморского побережья и, в первую очередь, с
присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое
экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России.
Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного ре-
жима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный про-
ход через них русских торговых судов способствовал экономическому
развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недо-
пущение в Черное море иностранных военных судов также было одной
225

«История России» Л-^-J

из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства
России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-
Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства хри-,
стианским подданным Османской империи. Этим правом Россия актив-
но пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего
единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и
Ирана на эта территории. Здесь Россия старалась расширить свои вла-
дения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую
роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа,
которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это
было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с
вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включе-
ния всего кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в. доба-
вились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время
периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со
странами Северной и Южной Америки. В середине века российское
правительство начало присматриваться к Средней Азии.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XIX в.

Борьба против наполеоновской Франции. В самом начале XIX в.|
Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако аг-
рессивные планы Наполеона, с 1804 г. французского императора, заста-
вили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коа-
лиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война
оказалась крайне неудачной для союзников. В ноябре 1805 г. их войска
потерпели поражение под Аустерлипем. Австрия вышла из войны, коа-

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign