LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ние элементов капиталистического уклада в хозяйстве: накопление ка-
питалов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые
заводы, и постепенное формирование постоянного рынка вольнонаем-
ной рабочей силы. Крепостное право затормаживало эти процессы. Его
отмена в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота, ко-
торое большинство историков относит к концу 70-х - началу 80-х годов
XIX в.

Новые формы организации производства быстрее внедрялись в лег-
кой промышленности (текстильной, пищевой и бумагоделательной). В
этих отраслях ручной труд рабочих быстро заменялся машинным, соз-
давались новые и реконструировались старые предприятия (текстильная
Прохоровская мануфактура в Москве и др.). Несколько медленнее
осуществлялись перемены в тяжелой промышленности. При производ-
стве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паро-
вые двигатели (Петербургский чугунолитейный завод и др.). Машинное
оборудование было заграничного происхождения и ввозилось, в ос-
новном, из Англии и Бельгии. Тем не менее в первой половине XIX в.
начала зарождаться отечественная машиностроительная промышлен-
ность. Первые заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сор-
мово) и других городах. Однако эта отрасль была недостаточно разви-
той вплоть до конца XIX в. и слабо влияла на экономическое развитие
страны.

С началом промышленного переворота связано формирование ново-
го социального слоя - вольнонаемных рабочих. Работные люди, занятые
на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необходимые про-
изводственные навыки, нередко ломали и портили механизмы. Только с
развитием вольнонаемного труда можно было перейти к эффективному
фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались не-
имущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие

208

на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих состав-
ляли вольнонаемные.

В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. По
сравнению с Западной Европой они получали меньшую заработную
плату, имели более продолжительный рабочий день. Бесконтрольная
эксплуатация рабочих, связанная во многом с традициями крепостного
права, стала в дальнейшем причиной их мощного социального протеста.

На основе применения вольнонаемного труда в России начали
формироваться основные промышленные районы - Северо-Западный
(Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный
(Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных частях
России была одной из специфических особенностей ее экономики.

Вдали от крупных городских центров и главных торговых путей
процветало кустарное производство. Наряду с фабричным оно было
характерно для многих отраслей легкой промышленности (текстильной,
кожевенной, деревообрабатывающей). Даже некоторая часть металличе-
ских изделий производилась кустарным способом. В многочисленных
деревенских кузницах ковались плуги, лемехн, ножи, топоры и другие
предметы крестьянского быта. Жители некоторых крестьянских дере-
вень специализировались на художественных промыслах. Там возникали
центры, известные до сегодняшнего дня: Палех, Гжель и др. Кустарное
производство развивалось и во второй половине XIX в.

Следовательно, в первой половине XIX в. сосуществовали кустарная
(мелкотоварная) промышленность, крепостная и вольнонаемная ману-
фактуры, фабричное производство.

Для создания крупномасштабного производства требовались не толь-
ко рынок свободной рабочей силы, но и значительные капиталы. В кре-
постнической России они накапливались чрезвычайно медленно и со
многими злоупотреблениями. Купцы наживали большие состояния на
продаже вина и на крупных казенных (государственных) подрядах.
Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались незакон-
ными действиями - казнокрадством, взяточничеством, вымогательством
денежных средств у населения.

Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапож-
никовы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрапювы и др. Деньги, на-
житые в торговле, вкладывались в промышленность. Например, выходец
из торговых кругов И-М.Кондрашов построил крупные шелковые фаб-
рики, продукция которых славилась по всей Европе. Морозовы стали
производителями хлопчатобумажных тканей. Многие родоначальники
буржуазных династий выходили из крепостных, сохраняя крестьянский
менталитет, благоговение перед царем и дворянами. В целом россий-
209

екая буржуазия была еще экономически слабой, политически аморф-
ной. Она не играла активной роли в социальной жизни страны. Прави-
тельство мало помогало развитию крупного промышленного производ-
ства, настороженно следило за формированием нового общественного

слоя.

Финансы. В начале XIX в. для финансирования войн против Напо-
леона и поддержки дворянского землевладения русское правительство
производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций - бумажных денег,
впервые введенных в середине XVIII в. В первой четверти XIX в. эмис-
сия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они резко обесценились.
Попытки Павла I и Александра I преодолеть инфляцию не удались.

Поэтому в 1839-1844 гг. по инициативе министра финансов графа
Е.Ф.Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежно-
го обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации
стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательно-
му курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю сереб-
ром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обмени-
вались на серебро. Реформа на некоторое время укрепила финансовую
систему России. Однако неурожаи 30-40-х годов, интервенция в Венг-
рию в 1848 г. и Крымская война 1853-1856 гг. вызвали новые финансо-
вые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в

несколько раз.

Торговля. В первой половине XIX в. продолжал формироваться все-
российский рынок. Этот процесс тормозила низкая покупательная спо-
собность населения, обусловленная крепостным состоянием крестьян и
нищенским существованием значительной массы населения. Основными
покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан. Не-
смотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в

предшествующий период.

Внутренний рынок претерпел существенные изменения за счет рас-
ширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров. Осо-
бое значение имело распространение на рынке, наряду с сельскохозяй-
ственной продукцией, промышленных изделий. По-прежнему роль тор-
говых центров играли ярмарки, всероссийские и местные, которых в
России насчитывалось более тысячи. Широкой известностью пользова-
лись Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в
Ярославской губернии. Важное значение имело развитие магазинной
(постоянной розничной) торговли в крупных городах России.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла внешняя
торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, то есть вывоз
превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчез-

210

ли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала преобладать
сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, лес, пеньку, ко-
жи, лен и т.д. В вывозе этих продуктов в Европу (в основном, в Анг-
лию) были заинтересованы, прежде всего, русские помещики, использо-
вавшие вырученные деньги на приобретение предметов роскоши. Рус-
ская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Небольшая часть
промышленной продукции шла в Китай, Иран, Турцию. Даже в этих
азиатских странах Россия была мало способна конкурировать с Запа-
дом. Попытки правительства помочь буржуазии развить внешнюю тор-
говлю были неэффективными. Огромный среднеазиатский рынок рус-
ские купцы смогли освоить лишь к концу XIX в.

Импорт, в основном, был ориентирован на удовлетворение потреб-
ностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай,
кофе, пряности) и др. Очень небольшое количество импорта составляли
машины, инструменты и другие предметы, необходимые для развития
промышленности и сельского хозяйства страны.

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение
внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (ярма-
рок) - все это требовало реорганизации и улучшения транспортной сис-
темы. Основными видами транспорта были водный и гужевой, имевшие
сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хо-
зяйственные потребности страны.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все до-
рога. По тому же традиционному принципу позднее создавалась и же-
лезнодорожная сеть России.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Западной
Европой внешняя торговля осуществлялась, в основном, через балтий-
ские и черноморские порты. Русский торговый флот был немногочис-
ленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, при-
надлежавшие иностранным судовладельцам.

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой половине
XDC в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование было связа-
но, главным образом, с развитием водного транспорта. В 1808-1811 гг.
были созданы Марианская и Тихвинская системы каналов, связавшие
Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках России поя-
вились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддержи-
вать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соответство-
вала экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям
отраны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с
Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

211

Для России с ее огромной территорией особое значение имело соз-
дание разветвленной железнодорожной сети, начавшееся в конце 30-х
годов. В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная ветка меж-
ду Петербургом и Царским Селом. В 1839-1848 гг. построили Варшав-
ско-Венскую железную дорогу, соединившую Россию с Западной Евро-
пой. В 1843-1851 гг. еще одна линия была проложена между Петербур-
гом и Москвой. В железнодорожном строительстве первой половины
века, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. С
этого времени в стране стал зарождаться так называемый государствен-
ный капитализм.

В целом в первой половине XIX в. политический строй и социаль-
ная система сдерживали развитие производительных сил и модерниза-
цию экономики России. Владение дворянством большей частью земель-
ного фонда страны, денежными средствами и другими формами собст-
венности, сохранение отживших методов хозяйствования были основ-
ными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее,
в России не было в первой половине XIX в. острого экономического
кризиса, так как в ее хозяйственной структуре развивался капиталисти-
ческий уклад. В нем вызревали новые производительные силы и тот
способ производства, который стал господствующим во второй полови-
не XIX в.».

Глава 19.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла
в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимав-
шую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождеств-
ляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и
Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить сущест-
вующую экономическую и социально-политическую систему, а с дру-
гой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени.
Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые ново-
введения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее
социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней
политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направлен-
ная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дво-
рянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной
церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.

Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как вос-
стание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.

Три проблемы: структура государственного управления, взаимоот-
ношения помещиков и крестьян, система образования - занимали цен-
тральное место во внутренней политике первой половины XIX в. Реше-
ние первого вопроса правительство видело в углублении централизации
административного аппарата, в создании кадров образованных, профес-
сионально грамотных чиновников, преданных лично императору и ма-
териально зависящих от получаемого жалованья. При решении кресть-
янского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную на-
пряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских вы-
ступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые
проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие
страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие
Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство
заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать,
во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения
дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей
обороноспособность страны и возможность проведения активной внеш-
ней политики.

Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и
проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в
213

первой половине XIX в. экономического и социально-политического
строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в
которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь,
призывавшую подданных к беспрекословной покорности.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Александр I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился
последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербург-
ской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел
его старший сын Александр. Молодой император был сложной и проти-
воречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его харак-
тера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве
Екатерина П оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его
образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать меж-
ду отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни
современники отмечали его лицемерие и неискренность. А.С.Пушкин
дал ему весьма образную характеристику: "Властитель слабый и лука-
вый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой..." Дру-
гие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе
людей. Александр получил блестящее для того времени образование.
Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставни-
ком будущего императора был швейцарский политический деятель
Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей фран-
цузского просветительства, которые он пытался привить своему учени-
ку. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хоро-
шо видел политическое и экономическое отставание России от передо-
вых европейских государств, думал о возможности и необходимости
некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с
возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствова-
ния, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние
годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, дохо-
дившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнепо-
литических действиях в 1815-1825 гг.

Эра либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул пря-
молинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполи-
тические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных
распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербург-
ской аристократии, но и широкой русской общественности. Он высту-
пил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику

214

"по законам и сердцу" своей бабки Екатерины П. В этом сочетались
как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популяр-
ность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом "Жало-
ванные грамоты" дворянству и городам, объявил широкую амнистию
людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь раз-
решен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, от-
менялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей
регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти ме-
ры создали Александру славу либерала.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести
реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам.
В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган
при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались
идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него
вошли молодые друзья царя - граф П.А. Строганов, польский князь
А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Проек-
ты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Де-
ло ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые
лишь слегка подновили фасад Российской империи.

Реформы государственного управления. В 1802 г. устаревшие кол-
легии, которые еще с петровских времен являлись главными органами
исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера за-
вершила процесс разграничения функций органов государственного
управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управле-
ния, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности
министров перед императором, усилению централизации и укреплению
самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюро-
кратии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу
жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных
сип, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел,
финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при
реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции
были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения ми-
нистрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров (в
1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до
1917 г.).

В 1802 г. бью реформирован Сенат, ставший высшим судебным и
контролирующим органом в системе государственного управления. Его
участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он по-
лучил право делать "представления" императору по поводу устаревших
законов.

215

Введение принципа единоначалия затронуло и управление право-
славной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству.
Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назнача-
лись императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как
правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновни-
ков. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I
должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голи-
цын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государст-
венного управления был статс-секретарь Непременного совета М.М. Спе-
ранский. Однако он очень недолгое время пользовался расположе-
нием императора. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы
способствовать началу конституционного процесса в России. В его про-
екте - "Введение к уложению государственных законов" - намечался
принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной вет-
вей власти путем созыва представительной Государственной думы и
введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал не-
обходимым создать Государственный совет, который стал бы связую-
щим звеном между императором и органами центрального и местного
управления. Все вновь предложенные органы осторожный М.М. Спе-
ранский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался
на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М.М. Сперанского выступила консер-
вативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для
самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегирован-
ного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и
историк Н-М.Карамзин. В записке "О древней и новой России", адресо-
ванной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, незыблемо-
сти самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную политику проводил близкий к
Александру граф А.А. Аракчеев, который, в отличие от М.М. Сперан-
ского, стремился к укреплению личной власти императора путем даль-
нейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами
и консерваторами закончилась победой последних. М.М.Сперанский
был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом было учреждение Государственного сове-
та в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановни-
ков, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные
функции при разработке важнейших законов (в таком виде Государст-
венный совет просуществовал до 1906 г.). Реформы 1802-1811 гг. не
изменили самодержавной сущности политической системы России. Они

216

лишь усилили централизацию в бюрократизацию государственного ап-
парата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и
исполнительной властью.



<< Пред. стр.

страница 25
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign