LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Русскую литературу XVDI столетия своими произведениями обо-
гатили писатели, поэты и публицисты, такие, как АД. Кантемир,
В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков,
А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Ка-
рамзин и др.

Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения таз
"великого посольства" Петр I со свойственной ему нетерпеливостью
собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обре-
зать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко
стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали
"босые"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам.
Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем
свидетельствовал специальный медный "бородовой знак". Повсеместно
вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение,
которое ранее, по "Соборному уложению" 1649 г., расценивалось как
уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные
Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специаль-
ное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе —
"Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В нем предписыва-
лось держать отца и мать "в великой чести", быстро отвечать на вопро-
сы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в
обществе. "Юности честное зерцало" пользовалось большим спросом и
четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петров-
ское время проводились и общественные праздники. Строились триум-
фальные арки, устраивались "огненные потехи" (фейерверки), проводи-
лись массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров
флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России
начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогца же, с 1 января
1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как
это было принято в большинстве стран Европы.

199

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В
области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к
регулярной планировке, для которой характерны геометрическая пра-
вильность, симметричность, установление единых правил и приемов в
застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской
империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов ранне-
го барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и
застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропав-
ловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой
половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со здани-
ем Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке,
собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вести-
бюлем станции метро "Площадь Революции"). Их создание связывают с
именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы
средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — зда-
ния напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчан-
ные крестами. Тоща же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, про-
мышленные здания Суконного и Монетного двора. Каменный мост че-
рез Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский
дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в.
наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на
одном из островов Онежского озера с 22-гпавой центральной Преобра-
женской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро-
странились на старые русские города. С этой целью была создана спе-
циальная комиссия, которая составила более 400 проектов переплани-
ровки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в.
было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского - "вычурный")
характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью,
блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достига-
лось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия
колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших
светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли -
итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину.
Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур-

200

ге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской
знати. Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Куз-
нецкий мост через р. Неглинную, Красные ворота, колокольню в Трои-
це-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из
которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов,
М.Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко
пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма харак-
терны ясность форм, простота и в то же время монументальность, ут-
верждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности.
В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры
Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность
планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных
и вертикальных линий.

Петербург принимал "строгий, стройный вид". Во второй половине
XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца,
Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов - Камен-
ноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-
Деламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мра-
морный дворец, Ю.М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего
сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался непо-
вторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех сторон земли
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами...

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва.
Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова
(ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик
и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество обще-
ственных зданий и особняков, и сегодня украшающих столипу. Это зда-
ние Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собра-

201

ния, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры
Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Скульптура. В первой половине XVIII в. общий процесс обмирще-
ния искусства, потребности государственной жизни дали толчок разви-
тию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой ча-
стью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее
пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о
победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников
на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах ис-
кусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко,
во второй половине - классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли - отец знаме-
нитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I
и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ива-
новны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных
портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из сре-
ды поморских косторезов, - Ф.И. Шубин. Для него характерна необы-
чайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М.В. Ломоносо-
ва, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева,
императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся
скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: "И под его
рукою мрамор дышит".

Памятником А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллего-
рическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге),
прославил себя М.И. Козловский. Ему же принадлежит гаавная статуя
Петергофского каскада фонтанов - "Самсон", символизирующая победу
России в Северной войне. Замечательное место в истории русской
скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптур-
ный памятник Москвы - памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818),
памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгроб-
ных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник
основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его соз-
дал французский скульптор Э.М. Фальконе.

Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Уша-
кова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой
половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились
в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их
творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана"

202

И. Никитина, в "Автопортрете с женой" А. Матвеева художники наряду
с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир,
духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи —
передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой инди-
видуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся
достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты
художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П.
Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа
крепостных Шереметевых (портреты "Неизвестная крестьянка",
"Калмычка Аннушка" и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техни-
кой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых:

портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший
портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил много-
гранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова,
богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д.
Дидро. В образах, созданных ВЛ. Боровиковским, сильнее выявлены
интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под
влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина,
В.И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по-
лучила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж
(С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические
сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Ши-
банова впервые в русской живописи появилось изображение жизни кре-
стьян. Сохранились и народные картинки - лубок.

Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по
инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр пе-
реехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в
Российский театр (ныне Академический театр драмы им.
А.С.Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у
себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их
крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было
более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров.
Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу
которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая
актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в
1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же сто-

203

летай были написаны и поставлены также первые русские оперные
спектакли: опера "Анюта", композитором которой считают В.А. Паш-
кевича, "Мельник-колдун, обманщик и сват" М.М. Соколовского,
"Ямщики на поставе" Е.И. Фомина; создавал свои произведения компо-
зитор Д.С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в
XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа свет-
ского направления в искусстве, установление широких связей с культу-
рой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культу-
ры в XIX в.

Глава 18.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В первой половине XDC в. территория Российской империи выросла
до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Север-
ной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составля-
ло более 70 млн. человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные
угодья, полезные ископаемые (руды, уголь, нефть, драгоценные металлы
и камни) давали все необходимое для быстрого промышленного разви-
тия. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обусловлива-
ло специфику разных районов страны.

В первой половине XIX в. территория Российской империи делилась
на губернии и области, которые, в свою очередь, подразделялись на уез-
ды. Количество губерний за первую половину века увеличилось в 1,5
раза за счет присоединения к России новых территорий, разукрупнения
отдельных губерний или преобразования некоторых областей (Астра-
ханской, Таврической) в самостоятельные губернии. Часть губерний
объединялась в генерал-губернаторства и наместничества (Кавказское).
Особый статус имели Великое княжество Финляндское, присоединенное
к России в 1809 г., и Царство Польское, образованное в 1815 г. из час-
ти польских земель.

Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое госу-
дарство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивавший
все нити управления в своих руках. Основной социально-политической
силой оставались дворяне. Государство в лице самодержавия в своей
внутренней и внешней политике всеми средствами поддерживало их и
мало заботилось об интересах складывающейся российской буржуазии.
Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне, разделен-
ные на несколько категорий (помещичьи), или частновладельческие,
государственные, удельные, экономические - бывшие монастырские и
Др.). Жители городов - купцы и мещане - составляли всего несколько
процентов населения.

Для экономики России первой половины XIX в. характерны глубо-
кие контрасты. Обновление - расширение товарно-денежных отноше-
ний и применение вольнонаемного труда, начало технического перевоо-
ружения промышленности - сочеталось с натурально-патриархальным
укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием
внеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники. Капи-
талистический способ производства требует, во-первых, рынка свобод-
205

ной наемной рабочей сипы, во-вторых, капиталов, т.е. денежных
средств, вложенных в производство, и. в-третьих, относительно высокой
покупательной способности населения. Однако крепостническая систе-
ма препятствовала складыванию этих условий, тормозила развитие про-
изводительных сил и, следовательно, мешала модернизации страны.

Россия шла своим путем, во многом отличавшимся от Запада. Бур-
жуазные революции, произошедшие в Англии, Франции и других стра-
нах, миновали Россию. В течение первой половины XIX в. она сохраня-
ла свое традиционное экономическое и социальное устройство. Тем не
менее, объективные, общенациональные потребности государства и
субъективные интересы самодержавия, постепенное развитие произво-
дительных сил привели к падению крепостного права в 1861 г. и, следо-
вательно, изменению экономического и социально-политического уст-
ройства России.

Сельское хозяйство. В первой половине XIX в. Россия оставалась
аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения.
Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство,
другую половину занимала система государственного феодализма, в
которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.

Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно
продолжали развиваться и в первой половине XIX столетия. Главным
явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение
товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все
больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение
хлебного экспорта, который достиг к середине XIX в. около 70 млн.
пудов.

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков прини-
мать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и севе-
ро-западных районах это достигалось за счет применения наемного тру-
да крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения тех-
нического оснащения производства и совершенствования методов веде-
ния хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному сево-
обороту, использовали сельскохозяйственные машины (сеялки, веялки,
молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. Карто-
фель, становившийся основным продуктом питания населения, превра-
тился в полевую культуру.

Однако в основной массе помещичьих имений продолжал приме-
няться принудительный труд крепостных крестьян. В условиях крепост-
ничества наиболее распространенным способом повышения эффектив-
ности хозяйства было усиление эксплуатации крестьян. Они были вы-
нуждены платить оброк (натуральный и денежный) и отрабатывать бар-

206

шину. В течение первой половины столетия оброк вырос в 2-5 раз. Все
больше увеличивалась барщина, при которой крестьяне должны были
работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств ин-
тенсификации барщины была так называемая "месячина", то есть ли-
шение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Растущий об-
рок и барщина тормозили развитие собственного хозяйства крестьян,
обрекали сельских тружеников на полуголодное существование. Таким
образом, усиление эксплуатации крепостных крестьян обусловливало
застой и рутинность производительных сил в деревне.

Русское крестьянство традиционно было малоземельным. Наделы,
полученные от помещика или государства для выплаты оброка и госу-
дарственных налогов, не давали возможности развивать товарное хозяй-
ство, едва обеспечивали прожиточный минимум.

В связи с этим аграрно-крестьянский вопрос был центральным в
экономической и социально-политической жизни России на протяжении
XIX и начала XX в. Он включал три стороны: личное освобождение
крестьян, наделение их землей и изменение общинной системы земле-
пользования.

Специфическая для России общинная система заключалась в том,
что крестьяне сообща пользовались землей, которая делилась между
крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перерас-
пределялась. Это мешало подъему продуктивности крестьянского хозяй-
ства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социаль-
ном отношении это препятствовало формированию собственнической
психологии у крестьян, разделению их на богатых и бедных. Процесс
расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел очень медленно.
Лишь единицам крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, уда-
валось скопить немалые средства. Деревня, в своей массе, оставалась
нищей, голодной, темной, забитой и политически инертной.

Промышленность. В начале XIX в. промышленное производство
находилось в рутинном состоянии. Урал и другие районы, где были ши-
роко распространены частновладельческие и государственные мануфак-
туры, основанные на принудительном труде, постепенно утрачивали
свое прежде ведущее положение в экономике. Эта предприятия были
нерентабельны, малопродуктивны и не могли удовлетворить возрастаю-
щие запросы населения в промышленной продукции. Россия все больше
отставала от развитых капиталистических стран по выплавке чугуна (от
Англии в 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях
промышленности.

В 30-40-е годы XIX в., позднее, чем в Западной Европе, в России
начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике.

207

С одной стороны, он был связан с техническим перевооружением про-
мышленности, повсеместной заменой ручного труда на машинный и
внедрением в производство различных двигателей. С другой стороны, ои
сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением но-
вых классов, характерных для капиталистического общества.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с
середины XVIII столетия. Их появление было обусловлено, во-первых,
научно-техническим прогрессом: созданием новых - паровых двигате-
лей и различных механизмов, облегчавших процесс производства, по-
зволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих ра-
ботников, труд которых заменялся машинным. Во-вторых, формирова-
нию предпосылок промышленного переворота способствовало зарожде-

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign