LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ские хозяйства были доведены до разорения.

Центральная власть в Польше была слабой. Польский король изби-
рался на сейме, где враждовали между собой отдельные группировки
знати. Зачастую эти группировки, не считаясь с национальными задача-
ми, искали помощи за рубежом. Действовал принцип "либерум вето"
(право свободного запрещения), в соответствии с которым все решения

190

сейма должны были приниматься единогласно (даже один голос
"против" срывал принятие закона).

Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи: монархи
Пруссии, Австрии и России. Россия выступила под предлогом освобож-
дения украинских и белорусских земель, которые испытывали наиболее
жестокий гнет со стороны польских феодалов.

Поводом для вмешательства в дела Польши, где господствующей ре-
лигией было католичество, послужил вопрос о положении христиан-
некатоликов. Русское правительство договорилось с польским королем
об уравнении в правах католического и православного населения. Наи-
более реакционная часть польской шляхты, подстрекаемая Ватиканом,
выступила против этого решения. Правительство Екатерины П направи-
ло в Польшу войска, подавившие выступление шляхетской группиров-
ки. Одновременно Пруссия и Австрия оккупировали часть польских
земель. Прусский король Фридрих II выступил с инициативой раздела
Польши. Екатерина II в отличие от него считала целесообразным со-
хранить единую Польшу, но под русским влиянием.

В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои вой-
ска в Западную Украину (Галипию), Пруссия - в Поморье. Россия по-
лучила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских зе-
мель, входивших ранее в Ливонию. Прогрессивная часть польского дво-
рянства и нарождавшаяся буржуазия сделали попытку спасти Польское
государство. В соответствии с конституцией 1791 г. отменялись выбор-
ность короля и право "либерум вето". Была усилена армия, в сейм до-
пускалось третье сословие, вводилась свобода вероисповедания.

Новая польская конституция была принята, когда Франция была
объята пламенем революции. Боясь распространения "революционной
заразы", а также чувствуя упадок своего влияния в стране, польские
магнаты обратились к Екатерине II за помощью. Русские войска, а
вслед за ними и прусские вступили в Польшу. Старые порядки были
восстановлены.

В 1793 г. состоялся второй раздел Польши. К России отошли Цен-
тральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. Пруссия
получила Гданьск, часть земель по рекам Варга и Висла.

В 1794 г. польские патриоты под руководством Тадеуша Костюшко,
стремившиеся сохранить суверенитет Польши, подняли восстание. Ека-
терина II подавила его, послав войска под командованием А.В. Суворо-
ва. Это предопределило третий раздел Польши. В 1795 г. Центральную
Польшу с Варшавой получила Пруссия, Южную Польшу с Люблином и
Краковом - Австрия. К России отошли Лнва, Курляндия, Волынь и За-
падная Белоруссия. В результате разделов Польша более чем на столе-

191

•me потеряла государственность и суверенитет. Польский король отрек-
ся от престола и переехал в Россию.

Воссоединение с Россией украинского и белорусского народов име-
ло огромное прогрессивное значение. Эти земли исторически были свя-
заны общностью экономической, политической и культурной жизни.
Украинский и белорусский народы получили более благоприятные воз-
можности для своего дальнейшего развития, были избавлены от религи-
озного гнета. Присоединение к России помогло украинцам и белорусам
сохранить свою национальную культуру и самобытность. В рамках еди-
ного государства вновь объединились три братских славянских народа -
русские, украинцы и белорусы.

Царизм в борьбе против революции во Франции. В 1789 г. во
Франции произошла буржуазная революция. Восставший народ Парижа
14 июля штурмом овладел Бастилией. В стране установился буржуаз-
ный строй. Великая Французская революция оказала огромное влияние
на весь ход мировой истории. Весь XIX в. прошел под знаком француз-
ской революции.

Боязнь "французской заразы", "этого страшного чудовища" (так на-
зывали дворяне революцию во Франции) заставила Екатерину II принять
самые решительные меры по оказанию помощи контрреволюционерам.
После казни короля Людовика XVI Россия разорвала дипломатические
и торговые отношения с Францией. Было запрещено распространение
трудов французских просветителей. Совместно с Англией была пред-
принята попытка оказать экономическое давление на Францию. Внутри
России усилились репрессии против передовых людей. Именно в
это время был сослан в Сибирь А.Н. Радищев, арестован Н.И. Новиков.
В 1794 г. восстание в Польше помешало Екатерине II открыто высту-
пить против Франции. Польские события спасли французскую револю-
цию.

Война с революционной Францией. Павел I продолжил борьбу с
Францией, стремившейся утвердить свое господство в Европе. В 1798-
1799 гг. последовал захват Наполеоном Мальты, Ионических островов и
Египта. В 1798 г. Россия оказалась в антифранпузской коалиции евро-
пейских держав во главе с Англией. Военные действия сосредоточились
в Италии и Средиземном море, куда направились флоты Англии и Рос-
сии.

Русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова осенью 1798 г. че-
рез Босфор и Дарданеллы вошел в Средиземное море, а затем в Адриа-
тическое, где от французских войск были освобождены Ионические
острова. Ф.Ф. Ушаков штурмом овладел крепостью на острове Корфу -
главной базой французов. Греческое население с воодушевлением

192

встретило русских моряков. В следующем, 1799 г. Ф.Ф. Ушаков осво-
бодил от французских войск Неаполь и Рим.

Русскую сухопутную армию, действовавшую совместно с австрийца-
ми в Северной Италии, возглавил А.В. Суворов. Войска под его коман-
дованием в течение пяти недель очистили от французских солдат Се-
верную Италию, триумфально вступив в Милан и Турин (Итальянский
поход).

Однако успешными действиями А.В. Суворова были недовольны ав-
стрийские союзники, претендовавшие на Северную Италию. Павел I
распорядился перебросить войска А.В. Суворова в Швейцарию на со-
единение с корпусом генерала А.М. Римского-Корсакова и австрийской
армией. Русские чудо-богатыри во главе с 70-летним полководцем со-
вершили невиданный подвиг. С трудными боями, особенно за Сен-
Готардский перевал и у Чертова моста, где были разбиты французские
войска, русская армия совершила свой легендарный переход через Аль-
пы (Швейцарский поход).

Вскоре в связи с обострением противоречий внутри антифранпуз-
ской коалиции Россия вышла из ее состава. Русские войска были ото-
званы. За одержанные победы великий русский полководец А.В. Суво-
ров получил титул князя Италийского и высший воинский чин генера-
лиссимуса. Однако вскоре А.В. Суворов, к которому Павел I питал
острую неприязнь, оказался в опале. В 1800 г. он умер.

Итоги внешней политики. В целом внешнеполитические тоги вто-
рой половины XVIII в. были позитивными для дальнейшего развития
России и населявших ее народов.

В России в отличие от колониальных империй Западной Европы,
имевших заморские территории, русское население жило бок о бок с
присоединенными к империи народами. Совместный труд по освоению
богатств страны объективно способствовал сближению народов, позво-
лял выжить на огромных пространствах Евразии. Господствующий слой
присоединенных земель органично входил в состав российской правя-
щей элиты. Как правило, государство почти не вмешивалось во внут-
реннее устройство малых народов. Возможность свободного перемеще-
ния по огромной территории страны, освоения ее привела к "черес-
полосному" расселению ее жителей. Так складывалось единое геополи-
тическое пространство на территории Евразии.

7. «История России»

Глава 17.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ в.

Отличие культуры ХУШ в. от культуры IX-XVII вв. В XVIII в.
ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием эко-
номики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве,
пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и ха-
рактера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена
государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В
XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся
многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление
знаний дало возможность перейти к открытию законов развития приро-
ды и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных
сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский рево-
люционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержа-
вия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубеж-
ной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост ме-
ждународного авторитета России повлекли за собой установлен» по-
стоянных. контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традипионалистской, пронизанной ре-
лигиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII столетии при-
ходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рацио-
налистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демо-
кратизм и открытость в контактах с культурами других стран и наро-
дов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской фило-
софией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, внима-
нием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята
в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общест-
венного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято
выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характе-
ризующийся становлением новой русской культуры; середина - вторая
половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета со-
словной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры
крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный харак-
тер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка
создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавлива-

194

клея гармонические отношения между людьми, между человеком и
природой.

В русском искусстве первой полвины - середины XVIII в. господ-
ствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В
конце XVin в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств
(сентиментализм).

Возникновение светской школы. Светский характер образования,
соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу
петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенст-
ва. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась
в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося ря-
дом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из
старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в
1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская
академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были
открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа
канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей
дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дво-
рянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы
оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен
трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обо-
значения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт
перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали
издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты
42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных со-
словий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика
потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы наби-
рали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Од-
нако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию
замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной
привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в
Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус,
который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артилле-
рийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Па-
жеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве от-
крылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети,
которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петер-

7*

195

J

бурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также
благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также
через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных
семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в ме-
дицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах,
а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдат-
ских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский)
состав.

Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замк-
нутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии
открылись формально бессословные главные народные училища, а в
каждом уезде - четырехклассные и двухклассные малые народные учи-
лища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно
не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий
населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из
тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полно-
стью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Мо-
сковского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при
деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы
Петровны.И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициа-
тиве И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до
переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском универси-
тете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднял-
ся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя универси-
тета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли
быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ло-
моносов писал, что "университет создан для генерального обучения раз-
ночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну из
важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распростране-
нии научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография
и библиотека университета, а также публичные лекции его профессо-
ров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в
области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук,
указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Ака-
демии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных усло-
вий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли бога-
тейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Север-
196

ной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменно-
угольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние рай-
оны Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей. Ледовитого
океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине
XVin в. географом И.К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середи-
не XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный
"Атласу" И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива
между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников
составил первое "Описание земли Камчатки". Имена С. Челюскина,
двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира
как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были
организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина,
И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России,
оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской истори-
ческой науке. Во второй половине века свои исторические труды созда-
ли историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик
А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века
выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англи-
чанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепост-
ничества это изобретение не получило практического использования и
было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный
изобретатель - И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового
моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают вообра-
жение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-
исторический музей - Кунсткамера (1719); было положено начало Биб-
лиотеке Академии наук (1714). В конце ХУШ в. покупка Екатериной П
ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила
начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира -
Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на пер-
вых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В
России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эй-
®Р, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К.
Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказыва-
лись иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке.
С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произо-
шел заметвый рост числа русских специалистов-ученых.

197

М.В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангель-
ской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из
титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и ис-
следованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни
одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений.
М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии;

высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном
строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изу-
чением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Вене-
ре знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гу-
манитарных наук. Он первым выступил против норманской теории про-
исхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика"
была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов
оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-
тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечатель-
ные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской
науки. Он был создателем первого русского университета, его учени-
ки и коллеги (академики) - астроном С.Я. Румовский, математик"
М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Ле-
пехин, физик Г.В. Рихман и др. - обогатили русскую науку замечатель-
ными открытиями.

Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости страны
были центральными в общественно-политической мысли России первой
четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович,
П.П. Шафиров и др. - с рационалистических позиций "естественного
права" и "общего блага" доказывали необходимость преобразований и
право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих со-
чинениях "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент" Ф. Проко-
пович последовательно проводил мысль о том, что "русский народ та-
ков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством
храним быть может". П.П. Шафиров в "Рассуждении о причинах Свей-
ской войны" доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю
"отчич и дедич" русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посош-
ков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремес-
ленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге "О ску-
дости и богатстве" выступал как горячий поборник русской промыш-
ленности и торговли.

198

В середине — второй половины XVIII в. в центре русской общест-
венной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сто-
рон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов
Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екате-
риной П. Эта борьба подготовила появление революционера-республи-
канца А.Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепост-
ного права.

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign