LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Уездное дворянское собрание
Городской голова Управа благочиния
Нижний земский суд
»•
Общая градская дума Частный пристав
Шестигласная дума Квартальный надзиратель
Ремесленная управа


Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему
управления, Екатерина П отделила судебные органы от исполнительных.
Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был по-
мещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каж-
дое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд
в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила
Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан -
городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все
эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые
назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился
Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены
которых назначались государством. Новым для России был Совестный

182

суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бес-
сословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор
мог вмешиваться в дела суда.



OfГУБЕРНИЯ ——> УЕЗД ——»• )ганы суда по рефо рме 1775 Г.
Сенат

Судебные палаты
Си вестяыйсуд
ГРАЖДАНСКАЯ УГОЛОВНАЯ



Верхний земский суд Верхняя земская расправа Губернский магистрат

Нижний земский суд Нижняя земская расправа Городово }й магистрат
Дворяне Государственные Горожане крестьяне

В отдельную административную единицу был выделен город. Во гла-
ве его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В
городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на
части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части
в свою очередь - на кварталы, которые контролировал квартальный
надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все колле-
гии, исключая Иностранную коллегию. Военную и Адмиралтейскую.
Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была лик-
видирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на
Кубань.

Сложившаяся система управления территорией страны в новых ус-
ловиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее це-
лью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед
восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать
реку Яик в Урал, а яицкое казачество - в уральское. Более чем вдвое
увеличилось число чиновников на местах.

Жалованные грамоты дворянству и городам. 21 апреля 1785 г., в
день рождения Екатерины П, одновременно были изданы Жалованные
грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной П был подго-

183

товлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) кре-
стьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недо-
вольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о
нравах и обязанностях сословий. В соответствии с "Грамотой на нрава,
вольности и преимущества благородного российского дворянства" оно
освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных на-
казаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, кото-
рые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы.
Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда
не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне гу-
бернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную кор-
порации дворянства и избирали своих предводителей, а также должно-
стных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские соб-
рания имели право делать представления правительству о своих нуждах.
Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла
дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось
наименование "благородное".

"Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" опреде-
ляла права и обязанности городского населения, систему управления в
городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу
и составляли "градское общество". Объявлялось, что "мещане или на-
стоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное
строение, или место, или землю имеют".

Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них
включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили
купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники;

четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы;

пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим
образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили
промыслами или работой. Жители города каждые три года избира-
ли орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голо-
ву и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган -
шестигласную думу, в состав который входило по одному представите-
лю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала
дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил
торговли и т.п. только с ведома городничего, назначенного правительст-
вом.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского насе-
ления под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в
руках городничего, управы благочиния и губернатора.

184

Реформа образования. Екатерина II придавала огромное значение
образование в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с пре-
зидентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского
корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых со-
словных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о
приоритете воспитания над образованием. Считая, что "корень всему
злу и добру - воспитание", Екатерина П и И.И. Бецкой решили создать
"новую породу людей". По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербурге
были открыты Воспитательные дома. Смольный институт благородных
девиц с отделением для девочек-мещанок. Коммерческое училище в
Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Взгляды И.И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени ха-
рактер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них
природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женско-
го образования. Однако "тепличные" условия, изолированность от ре-
альной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки
И.И Бецкого сформировать "нового человека" утопическими.

Генеральная линия развития русского просвещения шла не через
утопические затеи И.И Бецкого, а по пути создания системы общеобра-
зовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой
1782—1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл серб-
ский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учрежда-
лись двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлет-
ние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились
единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система,
разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера-
тура, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, бла-
городными пансионами и гимназией при Московском университете со-
ставляли структуру среднего образования в России. По подсчетам спе-
циалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим
числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Обра-
зование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело
сословный характер.

АЛ. Радищев. Крестьянская война, идеи русских и французских
просветителей. Великая Французская революция и война за неза-
висимость в Северной Америке (1775—1783), приведшая к образова-
нию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице
Н.И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воз-
действие на формирование взглядов Александра Николаевича Радище-
ва (1749-1802). В "Путешествии из Петербурга в Москву", в оде

185

"Вольность", в "Беседе о том, что есть сын Отечества" А.Н. Радищев
выступал с призывом "совершенного уничтожения рабства" и передачи
земли крестьянам. Он считал, что "самодержавие есть наипротивнейшее
человеческому естеству состояние", и настаивал на его революционном
свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А.Н.
Радищев называл того, кто борется за интересы народа, "за вольность -
дар бесценный, источник всех великих дел". Впервые в России прозву-
чал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостни-
чества.

"Бунтовщик хуже Пугачева", - так оценила первого русского рево-
люционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги "Путешествие из
Петербурга в Москву" был конфискован, а ее автор арестован и приго-
ворен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский
острог в Сибири.

Павел I. Правление Павла I (1796-1801) одни историки называют
"непросвещенным абсолютизмом", другие - "военно-полицейской дик-
татурой", третьи - считают Павла "русским Гамлетом", четвертые —
"романтическим императором". Однако даже те историки, которые на-
ходят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил
знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет
уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина II, подарив сыну Гат-
чину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел
жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме,
противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став
императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисципли-
ны и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и сво-
бодомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость,
неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране
должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое ме-
сто ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой
доходя до самодурства.

В 1797 г. Павел издал "Учреждение об императорской фамилии", по
которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол от-
ныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну,
а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. Для содержания им-
ператорского дома было образовано ведомство "уделов", которое управ-
ляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими
на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограниче-
но действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались
прусские порядки.

186

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал
помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям,
рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а ко-
гда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в сою-
зе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, от-
воевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз
с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков
донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны
потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и
внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследни-
ка престола будущего императора Александра I был совершен послед-
ний в истории России дворцовый переворот. Павел I был убит в Михай-
ловском замке в Петербурге.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVDI в.

Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней политики,
стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за
выход к южным морям - Черному и Азовскому. С третьей четверти
XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значительное ме-
сто занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель
Украины и Белоруссии и объединении в одном государстве всех восточ-
ных славян. Начавшаяся в 1789 г. Великая Французская революция во
многом определила направленность внешнеполитических акций русско-
го самодержавия в конце XVIII в., включая борьбу с революционной
Францией. На юго-восточных границах России положение было относи-
тельно стабильным.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. К активным действиям на юге
русское правительство подталкивали и интересы безопасности страны, и
потребности дворянства, стремившегося получить богатейшие южные
земли, и развивающиеся промышленность и торговля, диктовавшие не-
обходимость выхода к черноморскому побережью.

Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 г. объяви-
ла войну России. Военные действия начались в 1769 г. и велись на тер-
ритории Молдавии и Валахии, а также на Азовском побережье, где по-
сле взятия Азова и Таганрога Россия приступила к строительству флота.
В 1770 г. русская армия под командованием талантливого полководца

187

П.А. Румянцева одержала блестящие победы при речках Ларга и Кагул
(притоках реки Прут) и вышла к Дунаю. В том же году русский флот
под командованием А.Г. Орлова и адмиралов Г.А. Спиридова и И.С.
Грейга, выйдя из Петербурга, через Гибралтар вошел в Средиземное
море и в Чесменской бухте у берегов Малой Азии полностью уничто-
жил турецкую эскадру. Турецкий флот был блокирован в Черном море.

В 1771 г. русские войска под командованием князя В.М. Долгоруко-
ва овладели Крымом, что означало конец войны. Однако Турция, опи-
раясь на поддержку Франции и Австрии и используя внутренние труд-
ности России, где шла Крестьянская война, сорвала переговоры. Тогда
в 1774 г. русская армия перешла Дунай. Войска под командованием
А.В. Суворова разбили армию великого визиря у деревни Козлуджа,
открыв основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул.
Турция была вынуждена просить мира.

Он был заключен в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи в 1774 г.
По условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия получала выход к
Черному морю, степи Причерноморья - Новороссию, право иметь свой
флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарда-
неллы. Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к России.
Крымское ханство становилось независимым от Турции. Турция выпла-
чивала контрибуцию в размере 4 млн. рублей. Русское правительство
добилось также права выступать в качестве защитника законных прав
христианских народов Османской империи.

В результате успешного окончания русско-турецкой войны народы
Балканского полуострова развернули национально-освободительную
борьбу против турецкого ига. Была восстановлена автономия Молдавии
и Валахии, принятых Россией под свое покровительство. Началось ос-
воение Новороссии (юга Украины). Там возникли города Екатеринослав
(1776, ныне Днепропетровск), Херсон (1778).

За блестящие победы в русско-турецкой войне Екатерина П щедро
наградила своих полководцев орденами и именным оружием. Кроме
того, А.Г. Орлов стал именоваться Чесменским, В.М. Долгоруков -
Крымским, П.А. Румянцев - Задунайским. А.В. Суворов получил золо-
тую пшату с бриллиантами.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Турция не желала примирить-
ся с утверждением России на Черном море. В ответ на попытку Турции
вернуть Крым под свою власть русские войска заняли Крымский полу-
остров, который вошел в состав России. Как опорная база флота был
основан Севастополь (1783). Г.А. Потемкин за успехи при присоедине-
нии Крыма (старое название Таврида) получил приставку к своему ти-
тулу "князь Таврический".

188

В 1783 г. в г. Георгиевске (Северный Кавказ) был заключен договор
грузинского царя Ираклия П с Россией о протекторате. Был подписан
Георгиевский трактат, по которому Россия приняла под свое покрови-
тельство Восточную Грузию.

Весной 1787 г. Екатерина П в сопровождении двора, польского ко-
роля и европейских послов совершила поездку в Новороссию и Крым.
В Херсоне к ним присоединился австрийский император Иосиф П. По-
ездка преследовала цель ознакомиться с богатствами Новороссии и ус-
пехами Г.А. Потемкина, стоявшего во главе управления юга России, по
его освоению. Кроме того, гости должны были убедиться, что Россия
твердой ногой стала на Черном море. Эти результаты были достигнуты,
хотя выражение "потемкинские деревни", означающее чрезмерную по-
казуху, вошло в обиход после екатерининской поездки.

Летом 1787 г. Турция потребовала возвращения Крыма и открыла
военные действия. А.В. Суворов разгромил врага в сражении при Кин-
бурне (неподалеку от Очакова, 1787), Фокшанах и на реке Рымник
(1789). За эту победу Суворов получил графский титул и приставку к
нему - "Рымникский". В декабре 1788 г. после долгой осады Г.А. По-
темкин штурмом овладел "ключом к Черному морю" - Очаковом, ту-
рецкой крепостью на Днепровском лимане.

Особое значение имело взятие Измаила (1790) - цитадели турецкого
владычества на Дунае. После тщательной подготовки А.В. Суворов на-
значил время штурма. Желая избежать кровопролития, он отправил ко-
менданту крепости письмо с требованием сдачи; "24 часа - воля, пер-
вый выстрел - уже неволя, штурм - смерть". Турецкий паша ответил
отказом: "Скорее Дунай остановится в своем течении, небо упадет на
землю, чем сдастся Измаил". После 10-часового штурма Измаил был
взят. В бою за Измаил прославил себя ученик А.В. Суворова - будущий
полководец М.И. Кутузов.

Наряду с сухопутными войсками успешно действовал флот, которым
командовал адмирал Ф.Ф. Ушаков. После ряда блестящих побед в Кер-
ченском проливе и у форта Гаджибей Черное море стало свободным для
русского флота. В сражении у мыса Калиакрия (неподалеку от болгар-
ского города Варна) в 1791 г. турецкий флот был уничтожен. Турция
обратилась к России с предложением заключить мир.

В 1791 г. мир был подписан в городе Яссы. По Ясскому мир-
ному договору Турция признавала Крым владением России. Границей
между двумя странами стала река Днестр. В состав России вошла
территория между реками Буг и Днестр. Турция признавала россий-
ское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом
1783 г.

189

В результате русско-турецких войн ускорилось хозяйственное ос-
воение степного юга России. Ширились связи России со странами Сре-
диземноморья. Было ликвидировано Крымское ханство - постоянный
очаг агрессии против украинских и русских земель. На юге России бы-
ли основаны Николаев (1789), Одесса (1795), Екатеринодар (1793, ныне
Краснодар)и др.

Русско-шведская война 1788-1790 гг. В конце 80-х годов ХУШ в.
России пришлось одновременно вести военные действия на два фронта.
В 1788 г. Швеция решила вернуть земли, утраченные еще в Северной
войне. Военные действия проходили вблизи Петербурга, когда основные
армии сражались на юге против Турции. Наступление на суше не дало
результатов, и вскоре шведский король и его войска покинули пределы
России. Более того, русские войска заняли значительную часть швед-
ской Финляндии. Сражения на море шли с переменным успехом. В
1790 г. в финской деревне на реке Кюммене был подписан Верельский
мир, сохранявший прежние границы.

Образование США и Россия. Одним из значительных международ-
ных событий третьей четверти XVIII в. была борьба североамерикан-
ских колоний за независимость от Англии - буржуазная революция,
приведшая к созданию Соединенных Штатов Америки.

Разногласия между Англией и Россией оказали благоприятное воз-
действие'яа ход Американской революции. В 1780 г. русское прави-
тельство приняло "Декларацию о вооруженном нейтралитете", поддер-
жанную большинством европейских стран. Суда нейтральных стран
имели право вооруженной защиты, если на них произойдет нападение
флота воюющей стороны. Это повлекло отказ Англии от попыток орга-
низации морской блокады американского побережья и объективно спо-
собствовало победе Американской революции.

Разделы Польши. В последней трети XVIII в. одним из центральных
вопросов в области международных отношений в Европе стал польский
вопрос. Речь Посполитая переживала тяжелый кризис, причина которо-
го лежала в своекорыстной, антинапиональной политике польских маг-
натов, доведших страну до развала. Жестокий феодальный гнет и поли-
тика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Пос-
политой, стали тормозом для дальнейшего развития страны. Крестьян-

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 66)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign