LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



600


500


400


300


200


100


0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

в возрасте 0-15 лет старше трудоспособного возраста

Рисунок 5. «Демографическая нагрузка» на 1000 лиц трудоспособного возраста,
на начало года
20


В то же время до 2005–2006 гг. продолжится рост численности населения
в трудоспособном возрасте, что будет увеличивать нагрузку на рынок труда,
обостряя проблему безработицы. Избыток рабочей силы будет увеличиваться в
ближайшие пять–шесть лет, когда экономика не будет испытывать нехватки в
трудовых ресурсах. С другой стороны, появление на рынке труда кадров нового
поколения, менталитет и образование которых уже ориентировано на рыноч-
ные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что безусловно положи-
тельно скажется на качестве трудовых ресурсов, которые будут заняты в про-
изводстве. Это особенно важно, учитывая, что в 1990-х годах происходил ми-
грационный отток квалифицированных кадров (преимущественно в США, Гер-
манию, Израиль, куда в 90-х годах на постоянное место жительства выезжало
порядка 80 тыс. человек), не нашедших своего места в новой России. Помимо
людей, получивших зарубежное гражданство, российская экономика теряла и
продолжает терять квалифицированных специалистов, которые успешно кон-
курируют на мировых рынках труда и выезжают работать по контракту. Ми-
грационный же прирост российского населения обеспечивается преимущест-
венно за счет притока менее квалифицированной рабочей силы из стран СНГ и
Балтии.
Качественное ухудшение структуры человеческого капитала, происходя-
щее на фоне устойчивого сокращения численности населения – одна из основ-
ных угроз для российской экономики. Одним из условий выхода на траекторию
устойчивого экономического роста потенциально может стать изменение ми-
грационной политики. Исторический опыт показывает, что наиболее ощутимые
рывки вперед в культурном и экономическом развитии Россия совершала в те
периоды, когда она была открыта для остального мира. В прошлые века рос-
сийскому государству служили немцы, французы, голландцы. Впоследствии
многие из них становились российскими подданными. Это означало не только и
не столько приток капитала, сколько культуры, знаний, чего в первую очередь
не хватает современной России. Необходимо заполнять вакуум деловой культу-
ры, образовавшийся в стране в прошедшие десятилетия в результате геноцида
интеллигенции, начавшегося в 20-х годах. В долгосрочной перспективе необхо-
димо создать условия, при которых из России народ бы не уезжал, а наоборот –
приезжал. Российское гражданство должно стать таким же желанным для ин-
весторов, иностранных наемных работников, как для нынешних россиян ка-
надское, американское, аргентинское и пр. гражданство. Многие страны мира
предоставляют льготы инвесторам, предоставляют право вида на жительство
или получения гражданства при выполнении соискателями определенных тре-
бований. Стратегически России следует пойти по этому же пути.
Начало решение демографических и миграционных вопросов не следует
откладывать, поскольку приток инициативной рабочей силы в экономику стра-
ны будет способствовать регенерации слоя населения, получающего стабильные
доходы, повышать массовый спрос. В случае же инерционной демографиче-
ской политики, с 2005–2006 гг. рост числа пенсионеров, а именно низкодоход-
ной группы населения, будет обострять проблему массового спроса, формиро-
вания среднего класса, будет препятствовать формированию более равномер-
ной структуры распределения доходов, а значит – ограничивать возможности
экономического роста.
Перелом негативных тенденций в экономике может существенным обра-
зом содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рож-
даемости, что однако позитивно скажется не ранее, чем через несколько десят-
ков лет. Непринятие же скорейших мер по нормализации экономической си-
туации в стране, создания условий для устойчивого роста экономики. будет уг-
рожать не только социальной стабильности, но и существованию России как го-
сударства. Инерционный демографический прогноз говорит в пользу того, что
21


через 40 лет население России может сократиться до 90 млн чел. Это будет про-
исходить на фоне быстрого роста численности населения в относительно бед-
ных неевропейских странах, что может иметь далеко идущие геополитические
последствия, включая угрозу территориальной целостности страны.
Для России прогнозируемое сокращение численности населения может
иметь гораздо более тяжелые последствия, чем для Европы9 в силу гораздо бо-
лее низкого уровня развития и политической изолированности от развитых
стран Запада. Таким образом, в геополитическом аспекте Россия будет нахо-
диться в своего рода буферной зоне между развитыми странами Запада, где
численность населения будет также сокращаться, и бедными странами Азии,
Ближнего и Среднего Востока, где численность населения будет расти опере-
жающими темпами. Потенциально не следует исключать, что над страной будет
висеть угроза территориальных претензий со стороны сил, придерживающихся
фундаменталистских взглядов10, и поддерживаемых рядом ортодоксальных ре-
жимов. В этих условиях у России по сути вряд ли останется более разумный
выбор, кроме как заявить о своей готовности в перспективе интегрироваться в
объединенную Европу и формировать свою экономическую, внешнюю и внут-
реннюю политику исходя из этой стратегической установки.
Как было отмечено выше, стране предстоит решить множество проблем и
столкнуться со множеством ограничивающих свободу маневра факторами.
Широкий спектр ограничений будет порождаться внешними условиями – ожи-
даемой динамикой развития мировой экономики, спросом на товары традици-
онного российского экспорта, ценами на них. С этой точки зрения крайне же-
лательно не затягивать с реформами и воспользоваться благоприятной мировой
конъюнктурой, поскольку уже в 2001 г. ожидается снижение мировых цен на
нефть, вследствие того, что мировое производство нефти превысит потребле-
ние. Ожидается, что в 2001–2003 гг. цены на нефть могут стабилизироваться
на уровне ниже 20 долл./баррель, что значительно сократит потенциально воз-
можные объемы валютных поступлений в страну. Сформировавшаяся в России
экономическая система, основанная на экспорте природных ресурсов, оконча-
тельно исчерпает себя.
При реализации либеральной экономической стратегии к концу десятиле-
тия в экономике страны должны явно обозначиться структурные сдвиги. В на-
стоящее время российская экономика характеризуется крайне деформирован-
ной структурой ВВП (см. табл. 4), что выражается в явно завышенном объеме
чистого экспорта и низком уровне потребления.




Угроза сокращения численности коренного населения в Европейских странах
9

также представляет серьезную проблему для экономического развития региона
10 Конфликт в Чечне и Дагестане – один из сигналов такой угрозы.
22


Таблица 4.
Структура использования ВВП отдельных стран (данные за 1997 г., в %)
США Герма- Греция Мексика Турция Польша Россия
ния (1999 г.)
ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Расходы на конечное 83,1 76,6 88,2 73,6 81,0 82,5 68,6
потребление
Домашних хозяйств 67,7 57,2 73,4 65,3 68,8 65,3 53,8
(включая НКООДХ)
Государственных уч- 15,4 19,3 14,8 8,4 12,1 17,3 14,8
реждений
Валовое накопление 18,1 22,6 20,1 26,4 24,8 22,4 15,1
Основных фондов 17,2 20,1 20,0 19,5 26,1 21,2 14,8
Прирост запасов ма- 0,8 2,5 0,0 6,9 –1,3 1,3 0,3
териальных оборотных
средств
Чистый экспорт –1,2 0,9 –8,3 0,0 –5,7 –5,0 16,3

Как видно из табл. 4, в настоящее время удельный вес чистого экспорта в
России составляет свыше 16%. Крайне низким остается удельный вес конечно-
го потребления. Хотя данные о российском ВВП, в силу существенного отрыва
текущего курса рубля от паритета его покупательной способности не вполне со-
поставимы с данными по другим странам, приведенным в табл. 4, тем не ме-
нее общие тенденции изменения структуры ВВП прослеживаются. Расчеты по-
казывают, что через 8–10 лет при реализации либеральной стратегии реформ,
подразумевающей проведение структурных реформ, трансформацию бюджет-
ных расходов, проведение жилищно-коммунальной реформы, пенсионной ре-
формы, развития финансовых рынков, реструктуризации банковской системы
и т.п., разрыв между паритетом покупательной способности и текущим курсом
рубля может сократиться до 70–90%.
Темпы роста ВВП в 5–6% в среднем за год на протяжении 20-летнего пе-
риода могут оказаться вполне реальными для страны. В отдельные годы рост
может ускоряться до 8–10%. За двадцать лет объем ВВП может увеличиться в
три раза. Этот рост будет неравномерным по отраслям экономики, что вкупе с
изменением структуры цен существенным образом трансформирует номиналь-
ную структуру ВВП. К концу периода (20 лет) доля потребления может превы-
сить 80%, сократится чистый экспорт, он может принимать и отрицательные
значения, если Россия станет надежным реципиентом капитала.
Имеющиеся данные позволяют оценить перспективное положение стран
по уровню ВВП на душу населения. Прогнозные оценки положения России в
рейтинге ВВП на ближайшие 10 лет были выполнены по двум сценариям.
Первый сценарий опирается на политику сбалансированной открытости
российской экономики, использования ее внешнеэкономического потенциала,
интеграции в мировую систему хозяйствования и повышения ее эффективно-
сти. В этих условиях, как отмечалось выше, среднегодовые темпы роста рос-
сийской экономики в течение десяти лет могут составить порядка 5–6%, в то
время как мировая экономика, по прогнозам, будет расти со средними темпа-
ми в 2–3%. Однако ближайшие «соседи» России по рейтингу подушевого ВВП
также в основном принадлежат к группе стран с высокими темпами роста. Та-
ким образом, даже при существенном росте ВВП перемещение России в рей-
тинге мирового развития не будет значительным. В лучшем случае можно рас-
считывать, что через десять лет Россия может подняться до места в конце чет-
вертого – начале пятого десятка стран по уровню ВВП на душу населения. Бо-
лее реально перемещение на 5–7 позиций вверх. Существенно, что при этом бу-
23


дет происходить укрепление рубля в реальном выражении, приближение ры-
ночного курса к паритету покупательной способности.
Второй сценарий подразумевает усиление закрытости, изолированности
России от остального мира. Расчеты показывают, что в этом случае темпы рос-
та российской экономики оказываются существенно ниже, в том числе могут
принимать отрицательные значения. Вполне реально, что при этом условии
Россия сместится в конец седьмого – начало восьмого десятка стран.
ГЛАВА 3. КОНТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И
ПОДХОДЫ


Стратегия развития и реформирования экономики России на ближайшее
десятилетие формируется в относительно благоприятных социально-
политических условиях 1. Объективно она должна отражать, во-первых, реаль-

ный уровень развития и состояние общества и экономики, во-вторых, форму-
лировать цели развития и трансформации экономики и общества, в-третьих,
учитывать существующие внешние ограничения и риски. Основные проблемы,
ограничения и риски в основном отражены в данном томе, особенно в первых
двух главах Обзора. Задача данной главы – сформулировать основные концеп-
туальные требования к новому этапу экономической реформы, которые необ-
ходимо реализовывать ради ускорения развития и трансформации. Глава не
претендует на исчерпывающую полноту или на полную логическую упорядо-
ченность – проблемы страны слишком сложны для этого. Мы постараемся вы-
делить и обсудить лишь несколько наиболее важных проблем и факторов раз-
вития.
Россия находится на новом историческом рубеже, с которого можно дви-
гаться по магистрали вместе со всем человечеством, развивая демократию,
формируя гражданское общество и условия для устойчивого экономического
развития. Эффективная рыночная экономика как цель государственной поли-
тики предполагает принципиально ответственный подход к ключевым пробле-
мам российской экономики. Глобальная конкуренция, переходный характер
сложившихся в стране экономических отношений вынуждают к выработке
гибкой экономической политики, совмещающей решение стратегических задач
формирования институционального базиса и тактических задач приспособле-
ния к реальным условиям развития и конкуренции.
Принципиально важно, чтобы все основные социальные силы не только
были услышаны при формировании программы развития, но и приняли ее ос-
новные положения. Успех российской трансформации, целью которой является
создание демократического общества и свободного эффективного рынка, в бу-
дущем реален, но не гарантирован – без адекватных структурных и институ-
циональных реформ экономика может оставаться в переходном состоянии,
проигрывая конкурентам. Можно полагать, что длительность следующего этапа
охватит целое десятилетие, причем от первой фазы 2000–2003 гг. зависит успех
всего предприятия. В фокусе внимания в данной главе находятся проблемы и
дилеммы политики реформирования экономики страны именно на первой фазе
нового этапа трансформации.
В первых двух параграфах будут рассмотрены общие вопросы и ключевые
институциональные факторы реформы. Следующие три параграфа посвящены
бюджетным, налоговым и структурным реформам. Формирование частного
финансового сектора экономики и структурная политика представляют собой
как бы два противоположных по методам типа накопления капитала. Наконец,
макроэкономическая политика и экономический рост замыкают главу в каче-
стве оценки ожидаемого хода развития в ближайшие годы.

1. Общие цели и условия реформы

Ход дискуссии по проблемам реформы осенью 1999 – зимой 2000 г. отра-
жал совершенно новую ситуацию в пост-плановый период в России – экономи-

Глава отражает предварительный этап дискуссии по новой экономической про-
1

грамме по состоянию на начало апреля 2000 г.
2


ческий рост. Высокие ожидания успехов реформ в связи с ожидаемой макро-
стабилизацией в 1995–1997 гг. сменились тяжелым пессимизмом после краха
августа 1998 г. Эффект девальвации, видимо, недооценивался, так что рост
цен на экспорт в 1999 г. создал – довольно неожиданно для прогнозистов – эф-
фект ощутимого (не всегда даже поддающегося измерению) роста. Новый пре-
зидент, политическая консолидация, улучшение потребительских настроений
создали ситуацию, в которой реформаторы еще никогда не находились. Впер-
вые за период реформ президент обладает достаточной властью и влиянием на
Федеральное собрание, чтобы проводить многие назревшие преобразования. В
то же время сложность последних определяется в большей степени реально
сложившимися интересами, нежели интеллектуальной трудностью. Потребуется
огромные усилия и время, чтобы провести новое законодательство и – главное –
практически его реализовать.
Возникла потребность осмыслить ситуацию, в которой оказалась Россия к
концу столетия и наметить не только программу мер на год, как это было ха-
рактерно для нескольких предыдущих лет, но и на более отдаленное будущее.
Оценка объективно тяжелого состояния страны, незавершенность ряда важ-
нейших реформ, потеря привычного ранее статуса страны времен глобального
паритета вывели в фокус дискуссии вопрос о модернизации экономики. Пове-
стка дня рыночных реформ как источника роста дополнилась поиском собст-
венной программы развития страны, направленной на быстрый экономический
рост и по возможности быстрое восстановление места и роли России в мире.
Появилось ощущение, что рост экономики уже гарантирован – осталось его ус-
корить.
Заказ политической элиты на повышение роли страны в мире немедленно
вызвал предложение разного рода «прорывных идей», что видимо, неизбежно в
такой ситуации. Каждая из этих идей в отдельности вряд ли заслуживает раз-
бора, поскольку находится вне профессионального поля. Заметим лишь, что
объявление той или иной «простой» модели единственно верным способом ре-
шения сложнейших экономических проблем страны представляет собой опас-
ность сразу по нескольким причинам. Во-первых, это демобилизует усилия по
глубокому адекватному анализу существа реальных проблем страны. Сведение
анализа к аналогии, кажущаяся простота решений подрывают продуктивность
работы экономического сообщества. Во-вторых, ожидание «чуда» может при-
вести к потери времени. Естественный рост в силу объективных причин может
быть приписан второстепенным мерам, что лишь внесет вклад в экономиче-
скую мифологию. Начавшееся снижение цен на нефть в 2000 г. может сыграть
отрезвляющую роль, чтобы естественный выход экономики из кризиса через
год после девальвации не расценивался как результат того или иного отдельного
фактора. Реформа может идти только как комплексная система мер или веро-
ятнсть ее успеха будет невелика.
Наконец, ожидание чуда ведет к завышенным ожиданиям элит и общест-
ва, принятию слишком оптимистических инвестиционных и бюджетных реше-
ний и угрозе разлада с реалиями. Важна устойчивость положительного тренда,
выполнение обещаний правительства. В период повышенных ожиданий обще-
ства важно сохранить уверенность в точности прогноза, мер и минимизации
рисков, чем стимулировать подъем настроений и ожиданий обещанием чудес-
ного решения труднейших проблем, что позднее может оказаться миражом.
Содержание будущей экономической программы объективно должно ре-
шать три группы проблем: экономический рост и модернизация; экономиче-
ские реформы, особенно структурные; проблемы места страны в мире, ее ста-
туса. Одной из ключевых особенностей экономической политики является раз-
нонаправленность целей и различие, иногда конфликт инструментов их дости-
жения. Трансформационные преобразования требуют воли, расчета, терпения
3


правительства и общества, часто сопряжены с расходами (пример – пенсионная
реформа), но создают условия для устойчивого роста в дальнейшем. Фактиче-
ски проводимые решения по поводу крупных инвестиционных проектов, тари-
фов, региональных трансфертов составляют фактически неоформленную про-
мышленную (структурную, региональную) политику, часто несвязанную с об-
щей стратегией развития и реформ. Эффективность такой политики неизбежно
низка. Структурная или промышленная политика (в частности, стимулирование
развития высоких технологий, ракетно-космической отрасли, фундаменталь-
ных наук, физической инфраструктуры) должна быть направлена на решение
текущих проблем и – в известной мере – на поддержание статуса страны, спо-
собной изобретать и вкладывать в развитие человеческой цивилизации, а не
только потреблять в обмен на природные ресурсы.
Возможности подталкивания экономического роста в краткосрочном пла-
не ограничены бюджетными возможностями, достижение статусных целей
также имеет затратный характер с точки зрения бюджета. Проведение струк-
турных реформ по существу имеет своеобразный характер: расходы на прове-
дение на первом этапе – выигрыши для роста и бюджета на втором. Российское
государство не может ставить какие-либо цели, требующие немедленного при-
влечения и использования масштабных финансовых ресурсов, поскольку не
располагает ими. Фактически выбор должен быть сделан в пользу разумного
использования крайне ограниченных ресурсов развития при формировании
эффективной рыночной экономики как основы для устойчивого роста в после-
дующем. Ресурсы, которыми располагает частный бизнес, распределены край-
не неравномерно, логика их использования не обязательно должна совпадать с
общими интересами страны.
Преобладающий массив проблем российской экономики на рубеже этапов
трансформации в России оказался настолько глубоким и масштабным, что их
решение имеет нетривиальный характер. Прошло четыре–пять лет с того мо-
мента, когда по внешним сравнениям мог начаться экономический рост. Соче-
тание жесткой денежной политики и поддержания высокого курса рубля с от-
носительно мягкой бюджетной политикой и искаженной системой отношений
на микроуровне не выдержало внешних потрясений. Целый ряд хрупких дос-
тижений предыдущих лет – крупные банки, рынок ценных бумаг, внешние за-
имствования частного бизнеса – рухнули. Формирование финансовой системы
было отброшено примерно на тот уровень, с которого начинали восточноевро-
пейские страны много лет назад. Преимущества огромной капитальной базы
экспортных отраслей не были реализованы.
В мире накопился значительный опыт проведения реформ, но не сущест-
вует опыта быстрого реформирования только что сложившегося сложного хо-
зяйственного механизма. Огромное число различных программ стабилизации и
трансформации в мире (см. Вставку 1) не дают простого и однозначного ответа
на все вопросы. Ключевые элементы национальных программ являются, разу-
меется, специфическими для каждой страны.




Вставка 1. Опыт других стран мира
Национальные экономические программы распадаются на три группы по их це-
лям и содержанию в зависимости от исторических условий и типа стран их прини-
мающих.
Основная масса национальных программ в развитых странах сводится к марги-
нальным изменениям налогового, социального, банковского законодательства и т. п.
Такие программы влияют на условия конкуренции и направлены на повышение эф-
4


фективности существующих рыночных институтов. Программы вносятся победившими
партиями и принимаются парламентами. Наиболее радикальные и спорные моменты
таких программ выходят за рамки чисто экономических проблем и охватывают необхо-
димость изменений в национальных традициях и привычках и проводятся в тяжелой
политической борьбе (не всегда только парламентской). В основном они связаны с обу-
чением (студенты), поддержанием сложившихся систем социальной защиты (железные
дороги, Франция), закрытием целых отраслей промышленности (угольная отрасль, Ве-
ликобритания). При реализации планов повышения эффективности рынков частая
проблема – размен интересов отраслей при международных договорах. В конце XX в.
это больше связано с интеграционными процессами, которые в обмен на эффектив-
ность рынков требуют отказа от привычных элементов суверенитета или его символов
(Европейский Союз, евро). Такие программы базируются на развитом законодательст-
ве, сложившихся и выполняемых правилах игры (контрактное право, арбитраж, нало-
ги). Изменения правил функционирования экономики не носит массового характера,
не угрожает политической устойчивости и не подрывает конкурентоспособность на-
ционального бизнеса, устойчивость гражданского общества и дееспособность государ-
ства. Обычно такие программы не захватывают проблем государственного устройства
или изменения конституции.
Национальные программы в большинстве развивающихся стран обычно связаны
с попытками создать условия для устойчивого экономического роста после очередного
экономического кризиса или перехода от авторитарного режима к демократии в дан-
ной стране. Они обычно предполагают попытку решить несколько крупных экономиче-
ских проблем в обстановке высокой популярности того или иного лидера, в благоприят-
ной политической ситуации («окно возможностей»). Пакет реформ, проводимый в таких
случаях, обычно охватывает очередную попытку макростабилизации, несколько струк-
турных реформ, меры по привлечению иностранных инвестиций (приватизация). В 80–
90-х годах такие программы обычно сопровождались поддержкой международных фи-

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign