LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1 5 ,0 0 ,2 5


0 ,2 0

1 0 ,0
0 ,1 5


0 ,1 0
5 ,0

0 ,0 5


0 ,0 0 ,0 0
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

П П С , р у б ./ д о л л . к у р с , р у б ./ д о л л . о т н о ш е н и е П П С /к у р с


Рисунок 3. Паритет покупательной способности и рыночный курс рубля в Рос-
сии в 1993–1999 гг.

Таким образом, с одной стороны в настоящее время рубль явно недооце-
нен. С другой же стороны, реальный сектор оказывается неконкурентоспособ-
ным, если рубль существенно укрепляется. Тем не менее, очевидно, что в долго-
срочной перспективе курс рубля должен расти в реальном выражении, что бу-
дет повышать уровень конкуренции между российскими и зарубежными про-
7


изводителями товаров и услуг, причем в первую очередь это будет касаться
внутреннего рынка.
3. Сохранение топливно-сырьевой ориентации экономики страны, кото-
рая сложилась в предыдущие десятилетия. Быстрая приватизация минераль-
но-сырьевого и топливно-энергетического секторов экономики позволила акку-
мулировать в частных руках значительные материальные и финансовые акти-
вы, однако вследствие фактической невозможности инвестирования3 в другие,
потенциально перспективные сектора экономики ее структура неуклонно
ухудшалась.
4. Сохранение значительного числа ограничений, в том числе – админист-
ративных4, на экономическую деятельность внутри страны при том, что в отно-
сительно короткие сроки были сняты многие ограничения для капитальных по-
токов. Это привело к тому, что не только ввоз капитала в страну, но и инвести-
рование в российскую экономику из внутренних источников стало иррацио-
нальным – более рациональное поведение заключалось в вывозе капитала из
России, что и наблюдалось (в том или ином варианте) в течение 1990-х годов.

2. Варианты стратегии

Несмотря на нерешенность ряда ключевых макроэкономических и струк-
турных проблем, по ряду направлений российские реформы продвинулись
дальше, чем в других странах с переходной экономикой. В первую очередь это
касается приватизации и открытости экономики. Таким образом, основная ди-
лемма текущего момента заключается в устранении указанного выше противо-
речия между чрезмерной зарегулированностью экономики, с одной стороны, и
ее либерализацией – с другой. Теоретически это может быть достигнуто двумя
способами:
а) повышением степени государственного вмешательства, будь то «стиму-
лирование внутреннего спроса» или акцент на административные, по сути за-
претительные, методы экономической политики;
б) дальнейшей либерализацией экономики, устранением сохраняющихся
барьеров входа на рынки, созданием подлинно конкурентной среды, упроще-
нием «правил игры», облегчением условий хозяйствования.
Реализация первого из вариантов противоречит исходной установке – от-
крытости экономики и интеграции России в мировую систему хозяйствования.
Из учебников известно, что идея стимулирования внутреннего спроса посред-
ством ослабления бюджетных ограничений не работает в условиях открытой
экономики. Принципиально она может быть реализована в закрытой системе.
Российский опыт 1990-х годов также показывает, что отсутствие бюджетных
ограничений, политика дешевых денег в условиях падающей экономики не
привела к перелому тенденции, напротив – такая макроэкономическая полити-
ка стимулировала отток капитала и усугубляла ситуацию в стране, поскольку
капиталы, преодолевая все административные барьеры, утекали туда, где рис-
ки вложений были меньше.
Усиление административного регулирования на основе запретительных
методов по сути будет толкать к мобилизационной экономике, то есть к ее за-
крытию. Этот вариант не рассматривается в данном документе, поскольку его


Российская экономика абсорбировала минимально необходимый объем инвести-
3

ций, который позволял обеспечивать текущие нужды топливно-сырьевого сектора эко-
номики, преимущественно ориентированного на экспорт.
4 Помимо административных ограничений следует учитывать ограничения свя-

занные с активностью криминальных структур, что по сути повышает налоговое бремя
на производителя, коррупцию, слабую законодательную базу и т.п.
8


реализация означала бы новые масштабные преобразования не только хозяйст-
венного механизма, но и политической системы государства, что находится вне
пределов компетенции авторов. Исходя же из реалий, характеризующих ситуа-
цию в стране и в мире на рубеже веков, а также исходя из исторического опы-
та, более разумным представляется ориентация на создание либеральной моде-
ли экономики с достаточно высоким уровнем конкуренции, где вмешательство
государства в хозяйственную жизнь сведено до минимума. Роль же государства
как гаранта правовой и политической стабильности при этом повышается.
Необходимо признать, что наличие указанных выше, а также и ряда дру-
гих противоречий все чаще порождает желание усилить административное
воздействие на хозяйственные процессы – административно оградить отечест-
венного товаропроизводителя от конкуренции, обязать экспортеров продавать
всю валютную выручку, увеличивать ускоренными темпами объем рублевой
денежной массы, административно пытаясь отсечь ее от валютного рынка, и
т.п. Следует, однако, понимать, что если подобные меры и принесут положи-
тельный эффект, он может иметь лишь краткосрочный характер. Заложить ос-
новы для устойчивого, на десятилетия, роста экономики подобными ухищре-
ниями невозможно. Устойчивый рост российской экономики, в том виде, в ка-
ком его рыночные основы формировались в 90-х годах, возможен лишь при
становлении и развитии всех атрибутов, присущих капитализму – многосег-
ментного финансового рынка, правовой и политической стабильности, рабо-
тающего законодательстве, надежно защищающего права акционеров и т.п.
Все это будет означать формирование конкурентной среды, причем по мере
развития финансовых рынков будет ослабевать давление на валютный сегмент,
что будет способствовать укреплению рубля и усилению конкуренции.
К началу XXI в. страна реально столкнулась с реальной угрозой оказаться
на периферии цивилизованного мира вследствие прогрессирующего технологи-
ческого отставания. Единственным способом избежать этого является переход
от стагнации к росту экономики, который должен носить устойчивый характер,
причем на протяжении продолжительного промежутка времени. Уровень инди-
видуального потребления (по паритету покупательной способности) в России
втрое ниже, чем в странах Европейского Союза, в пять раз ниже, чем в США5.
Должна быть поставлена стратегическая задача сокращения отставания России
от развитых стран Европы и Америки. Особое значение имеет то обстоятельст-
во, что в долгосрочной перспективе темпы роста должны существенно превы-
шать среднемировые, в противном случае не представляется возможным со-
кратить указанное отставание, как по общему уровню потребления, так и по
общему объему ВВП, что будет ограничивать перспективы дальнейшего разви-
тия.
Прогнозируется, что в ближайшие десятилетия процесс интернационали-
зации экономических отношений будет продолжаться, хотя итогом такого раз-
вития становится не только общий рост мировой экономики, в том числе в бед-
ных странах, но и увеличение разрыва между бедными и богатыми государст-
вами. Однако, обладая высокообразованным человеческим капиталом, у России
есть все шансы выйти из группы бедных стран. Таким образом, Россия стоит
перед выбором – либо идти в фарватере ключевых тенденций развития миро-
вой экономики, пользуясь преимуществами интеграции и снижая ее политиче-
ские и экономические издержки, либо ориентироваться на более закрытый,
обособленный характер развития.
В первом случае необходимо существенное расширение членства России в
различных международных организациях, что позволит плавно обеспечить не

При оценке по текущему курсу этот разрыв оказывается еще более существен-
5

ным.
9


просто заимствование общепринятых «правил игры», но и изменить менталитет
экономических агентов и российского общества в целом. Это должно способст-
вовать достижению главной цели развития экономики России, которая состоит
в не просто в существенном повышении жизненных стандартов в Россий-
ской Федерации, но и выходе их на качественно новый уровень.
Необходимым условием решения стоящих перед страной задач является
обеспечение ускоренного роста экономики, достигаемого на основе:
• повышения эффективности экономики, построения инфраструктуры рынка,
обеспечения равных условий конкуренции, установления всеохватывающих
рыночных отношений;
• обеспечения политической стабильности и неизменности условий экономиче-
ской деятельности – стабильной и предсказуемой экономической политики,
причем это в первую очередь относится к макроэкономической политике, ко-
торая должна быть прозрачна и понятна всем экономическим агентам;
• кардинального улучшения инвестиционного климата, обеспечения приоритет-
ности в развитии секторов, которые могли бы реализовать конкурентные пре-
имущества России (в первую очередь это касается некапиталоемких отраслей, а
также производств, где потенциально может быть реализован инновационный
потенциал);
• сбалансированной открытости российской экономики и использования ее
внешнеэкономического потенциала, интеграции в мировую систему хозяйство-
вания (в том числе – на уровне отдельных производств, которые входили бы в
систему международной кооперации);
• формирования социальной основы долгосрочного устойчивого экономического
развития – среднего класса.
Принимая во внимание сложившуюся за годы структуру распределения
собственности, весьма неравномерное распределение российского населения по
уровню доходов (20% наиболее богатого населения устойчиво получают при-
мерно половину всех доходов), а также общий низкий уровень доходов и по-
требления, в стране образовались условия, при которых инвесторами может
стать лишь небольшая прослойка граждан. В этих условиях приоритеты эконо-
мического развития страны будут определяться преимущественно крупными
(по российским меркам) инвесторами. Таким образом государство должно либо
признать статус-кво в части сложившегося распределения собственности, за-
конность накопленного в 90-е годы капитала и надежно гарантировать защиту
частной собственности, либо столкнуться с дальнейшим недоверием инвесто-
ров. В первом случае шансы на повышение инвестиционной активности гораз-
до выше. Во втором случае – угроза нового, нерыночного, передела собственно-
сти может затормозить развитие страны еще на многие годы.
Анализ показывает, что при условии политической стабильности, выпол-
нении указанных выше условий, касающихся построения более надежных пра-
вовых основ рыночной экономики, после выборов 2000 г. можно ожидать ус-
тойчивого роста инвестиций. При этом темпы их роста на протяжении доста-
точно длительного времени могут существенно превышать темы роста потреб-
ления. Спрос на инвестиции в стране может оставаться достаточно высоким
вследствие длительного периода недоинвестирования и, по сути, отсутствия
структурных сдвигов в экономике на протяжении десятилетий. В пользу потен-
циально высокого спроса на инвестиции свидетельствует и унаследованная ка-
питалоемкая структура российской экономики: инвестиции будут требоваться
на только для становления и развития новых производств, но и для поддержа-
ния в работоспособном состоянии, имея также в виду модернизацию, традици-
онных для России секторов – добывающих отраслей, энергетики, металлургии,
химии. С другой стороны, предложение инвестиционных ресурсов может резко
возрасти в условиях повышения определенности политического будущего стра-
10


ны. Потенциал для этого, как сказано выше, имеется – в первую очередь это
касается сокращения оттока капитала, потенциально возможный его приток
назад (как под видом «иностранного», так и под маркой добровольно репатрии-
руемого отечественного).
В 1999 г. общий объем накопления основного капитала составил, по оцен-
кам, порядка 27 млрд долл., что по текущему курсу сопоставимо с ежегодным
оттоком капитала из страны. Даже незначительное улучшение инвестиционно-
го климата, сокращение объемов невозврата экспортной выручки и других по-
токов денежных средств, которые могут трактоваться как отток финансовых
ресурсов из российской экономики, может значительно увеличить объем инве-
стируемых в российскую экономику средств. Начиная с 2002 г. ежегодный рост
инвестиций в основной капитал может составлять не менее 10–20%. Период
повышенной инвестиционной активности будет продолжаться 5–7 лет. Период
высоких темпов роста инвестиций и высоких темпов роста ВВП был характе-
рен для многих стран, начиная от Японии в 60-х годах, до Польши последних
лет.
В российских условиях долгосрочная макроэкономическая политика
должна ориентироваться на поддержание динамического равновесия, подобно-
го тому, которое показано выше на рис. 1, так, чтобы ни при каких условиях не
допускать одновременной несбалансированности внутреннего и внешнего ба-
лансов страны. По сути же это означает жесткую бюджетную политику с пер-
вичным профицитом в несколько процентов ВВП, политику дорогих денег в об-
ласти монетарной политики и политику плавающего валютного курса, которая
должна автоматически возвращать экономику в равновесное состояние при
различных внутренних и внешних воздействиях. Политика дорогих денег будет
способствовать ограничению инфляции, росту монетизации экономики, отве-
чать объективной тенденции укрепления реального курса рубля.
Дешевизна рубля приводит к тому, что объем рублевой денежной массы в
России явно не соответствует масштабам ее экономики (на конец 1999 г. объем
рублевой массы М2 незначительно превышал 26 млрд долл.). Низкий же уро-
вень монетизации объективно означает низкий уровень сбережений, сдержива-
ет развитие банковской системы, ограничивает возможности кредитования ре-
ального сектора6, ограничивает возможности экономического роста. Низкий
уровень монетизации также обусловливает крайне высокую чувствительность
страны к внешним воздействиям – отток или приток в страну 5–10 млрд долл.
(что крайне незначительно в мировых масштабах) может серьезно дестабилизи-
ровать финансовую систему России. С другой стороны, очевидно, что денежная
эмиссия сама по себе вряд ли может оживить экономику: низкая финансовая и
платежная дисциплина, отсутствие институциональных реформ, вывоз капита-
ла и ряд других факторов обусловили высокую долю расчетов в неденежной
форме в целом по экономике, снижение спроса на деньги, широкомасштабное
вытеснение из хозяйственной практики нормальных денежных расчетов. В ре-
зультате избыток рублевой ликвидности находит единственное пристанище –
на валютном рынке.

3. Меры политики

Макроэкономические диспропорции в денежной сфере усугубляются тем,
что на фоне низкого уровня монетизации отток капитала из страны не пре-
кращается. По оценкам, базирующимся на данных платежного баланса, мас-
штабы ежегодного вывоза капитала из страны составляют порядка 20–25 млрд

Естественно, существуют и другие, более значимые, причины, сдерживающие
6

процесс развития финансовой системы.
11


долл. Об этой проблеме, которая постоянно существовала на протяжении 1990-
х годов, широко заговорили лишь в 1999 г., после девальвации, когда негатив-
ное влияние процесса кредитования Россией остального мира усугубилось рос-
том относительных масштабов этого явления в сравнении с масштабами эко-
номики страны (при использовании рыночного курса рубля). Вывоз капитала
продолжился и в 1999 г., что отнюдь не свидетельствует в пользу государствен-
ной власти, проводившейся экономической политики.
В 1999 г. рост ВВП происходил на фоне ощутимого сокращения внутрен-
него потребления, что компенсировалось гигантским чистым экспортом (сальдо
торгового баланса в 1999 г. составило порядка 33 млрд долл.). Тем не менее,
стране не удалось ни расплатиться в полном объеме с кредиторами, ни нарас-
тить резервы. Направление же капитальных потоков (в страну или из страны
текут финансовые ресурсы) является верным индикатором эффективности
экономической политики государства, характеристикой степени доверия к вла-
сти. Для России важно не только прекращение (или сокращение) оттока капи-
тала, что теоретически возможно достичь административными методами (есте-
ственно, в рамках другой политической системы), но и добровольный возврат в
перспективе российского капитала назад. Это, однако, будет возможно лишь в
рамках либеральной экономики и стабильной государственной власти в услови-
ях «диктатуры закона», что будет привлекательным и для иностранных инве-
сторов.
Учитывая сказанное выше, с макроэкономических позиций в ходе транс-
формации объективно формировались условия, при которых в ближайшей пер-
спективе дальнейшее развитие экономики должно было бы пойти по пути уско-
ренного роста частных инвестиций, поскольку концентрация высоких доходов
у относительно небольшой прослойки населения создает условия для формиро-
вания инвестиционного потенциала. В пользу того, что в результате периода
трансформации в 1990-х годах сформировались условия для того, чтобы в
дальнейшем, по крайней мере на начальном этапе, экономическое развитие
пошло бы преимущественно по «инвестиционному» пути развития, а не по пути
опережающего роста массового спроса, свидетельствует и концентрация собст-
венности, которая также оказалась в основном сосредоточена в руках относи-
тельно узкой прослойки населения. Принимая же во внимание, что быстрой
трансформации сложившейся структуры доходов и собственности в направле-
нии их более равномерного распределения ожидать не следует, катализатором
роста экономики становится не расширение массового потребительского спро-
са, а инвестиции.
С другой точки зрения, объективная потребность в инвестициях вытекает
из того, что к концу 1990-х годов производственный аппарат страны устарел не
только морально, но и физически. По данным Госкомстата, средний возраст
производственного оборудования в промышленности в конце 1998 г. превысил
16 лет (против 8,4 года в 1970 г.), а степень износа основных фондов по про-
мышленности в целом достигла почти 53% (в сравнении с 25,7% в 1970 г.). Сле-
дует подчеркнуть, что фонды оказались изношены весьма равномерно практи-
чески по всем отраслям (за исключением пищевой промышленности, где сте-
пень износа основных фондов чуть ниже 44%). Это означает, что без инвести-
ций и масштабного обновления основного капитала в долгосрочной перспекти-
ве вряд ли можно ожидать устойчивого роста промышленного производства. Не
лучше обстоят дела и в других отраслях экономики, производящих товары. Реа-
лизация накопленного инвестиционного потенциала на основе признания госу-
дарством незыблемости права собственности, обеспечение гарантий защиты
этого права должно резко повысить эффективность производства, пусть
это даже будет сделано, как это может казаться сейчас, в ущерб «равен-
ству и справедливости». Именно на фоне инвестиционного бума можно ожи-
12


дать трансформации структуры российской экономики. При этом следует при-
знать, что на начальном этапе при реализации данной концепции развития от-
носительный разрыв между бедными и богатыми сокращаться не будет. Однако
это будет происходить при общем росте доходов и потребления.
В связи с этим, одной из важнейших идеологических задач текущего мо-
мента является необходимость развеяния иллюзий относительно российского
менталитета, а именно – относительно приверженности населения страны кол-
лективистским, общественным ценностям. Дух коллективизма искусственно
насаждался в стране в XX в., итоги же развития страны в 1990-х годах, а так-
же опыт прошлых столетий скорее свидетельствуют в пользу того, что индиви-
дуализм, частная собственность, опора на собственные силы, предпринима-
тельство более отвечают менталитету российского общества. Так, и в сельском
хозяйстве, и в промышленности в конце XIХ – начале ХХ в. движущей силой
производства был относительно узкий слой наиболее работоспособных, инициа-
тивных предпринимателей. Современная экономическая политика должна
строиться с учетом и этих реалий. Для реализации творческого потенциала рос-
сийских граждан, который несопоставимо выше, чем в большинстве разви-
вающихся стран, для пробуждения деловой инициативы должны быть обеспе-
чены облегченные правила выхода на рынок, устранены бюрократические
барьеры, удалены избыточные препятствия в виде различных видов лицензи-
рования и контроля. Эти мероприятия автоматически будут способствовать
снижению уровня коррупции.
В долгосрочной перспективе ключевое значение для России имеет необхо-
димость обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни
не за счет экстенсивных факторов, как это было в условиях администра-
тивной системы, а в результате повышения эффективности производст-
ва. Это в первую очередь предполагает восстановление финансовой ответст-
венности за результаты хозяйственной деятельности, что, соответственно, не-
возможно без повышения платежной дисциплины (в том числе и со стороны го-
сударства), задействования механизма банкротств, развития судебной систе-
мы, восстановления финансовых рынков, в первую очередь рынка корпора-
тивных ценных бумаг и т.п. Иначе говоря, без развития всей рыночной инфра-
структуры.
Главной причиной, обусловившей необходимость реформ в российской
экономике, явилось критическое снижение эффективности общественного про-
изводства в условиях централизованного управления, отсутствие стимулов к
производительному труду. Объективно первоочередным решением, которое бы
могло способствовать повышению эффективности производства, стал отказ от
тотального директивного регулирования в условиях фактического отсутствия
экономических стимулов и переход к формированию в России системы произ-
водственных отношений на основе экономической заинтересованности. Исход-
ным условием формирования такой системы является существование частной
собственности в сфере производства. Однако простого признания незыблемо-
сти права частной собственности недостаточно. Другим ключевым условием
является конкурентная среда, создание равных условий конкуренции для
всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Именно кон-
куренция, угроза потери своего места на рынке является движущей силой по-
вышения эффективности производства. Разработка и принятие прогрессивного
антимонопольного законодательства – важнейший приоритет экономической
политики.
Особое значение должна также иметь политика поддержки малого и сред-
него бизнеса, суть которой сводилась бы не к его государственному финансиро-
ванию, льготному кредитованию, на что нереально рассчитывать в российских
условиях, а способствовала бы устранению барьеров входа на рынки. Именно
13


этот сектор экономики способствует быстрому созданию рабочих мест, являет-
ся «школой» рыночной экономики для начинающих участников рынка, реализу-
ет процедуру естественного отбора наиболее эффективно работающих пред-
принимателей.
Для реализации потенциала роста в рамках рыночной системы стране не-
обходима институциональная реформа. Рыночная экономика невозможна без
банков и рынков капитала. Реструктуризацию банковской системы, создание
системы эффективно работающих банков, которые бы действительно выполня-
ли роль посредников между сбережениями и инвестициями, необходимо прово-
дить ускоренными темпами и начинать это необходимо незамедлительно. Рост,
который наметился в 1999 г., возможно и продолжится в 2000 г., однако, он
будет вряд ли возможен без работающей банковской системы, способной акку-
мулировать «короткие» деньги мелких вкладчиков и превращать их в «длинные»
деньги для крупных инвесторов.
Если реструктуризация банковской системы и развитие рынка государст-
венных ценных бумаг служит перераспределению финансовых ресурсов, то
функционирование рынков корпоративных ценных бумаг служит также и пе-
рераспределению собственности – от одного собственника к другому, более эф-

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign