LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дельцами капитала.
Новые веяния исходят из двух источников. Во-первых, это новое поколе-
ние сравнительно молодых менеджеров и бизнесменов, относящихся к тем ви-
дам бизнеса, которые устояли в ходе финансового кризиса 1998 г. Это не оли-
гархи, но и не малый бизнес, который как-то затих в тени и не предъявляет по-
ка своих исторически традиционных требований честной игры и свободы от
государства и крупного бизнеса. Как и следовало ожидать, собственный личный
успех в 90-х годах новые бизнесмены рассматривают как основу своего права
на общественную проповедь. Если это движение распространится вширь и,


«Потребуется время для изменения ментальности, ее переориентации с ренты на
4

прибыль… Неопределенность относительно целей и методов приватизации будет воз-
действовать на этот процесс еще долгое время. Предположительно, эта ситуация более
выгодна для старой бюрократии. Она будет контролировать приватизацию и использу-
ет этот контроль для защиты своего социального статуса и превращения скрытых прав
собственности в легальные права собственности» (Grigoriev L. Ulterior Property Rights
and Privatization. In: The Post-Soviet Economy / Ed. by A. Aslund. L.: Pinter Publishers,
1992, pp. 204, 206).
5 Определение для такого поведения дано покойным Манкуром Олсоном: «стацио-

нарные бандиты», которые рационально эксплуатируют недавно захваченные активы.


24
25


главное, его представители возьмут на себя ответственность за установление
новых стандартов деловой этики, то одна из основных надежд начала 90-х го-
дов оправдается – надежда на появление эффективного добросовестного собст-
венника.
Другой сигнал появился со стороны крупной промышленной и финансовой
элиты, которая столкнулась с низкими этическими стандартами в деловой жиз-
ни и обществе как серьезным ограничением на свой дальнейший успех в стра-
не и в мире. Формирование корпоративной морали внутри крупных компаний
сталкивается с недобросовестностью массы бизнесменов и чиновников, недо-
верием инвесторов за рубежом. Фактически это проблема «российских издер-
жек» для тех, кто успешно использовал российские правила игры на предыду-
щих этапах. Кроме эффективности внутри страны, для бизнеса остро стоит во-
прос о престиже страны и самого бизнеса в мире. Реальный рейтинг компании
или банка в международном бизнесе не только влияет на их престиж, но и на
стоимость кредита, возможности альянсов на мировом рынке. А потери пре-
стижа, понесенные российским бизнесом в мире, в последние годы весьма ве-
лики.
Проблемой остается, кто поведет реальную борьбу за изменение деловой
морали в стране: сам бизнес или МВД с судами. Представляется, что пока сам
крупный бизнес не сумеет доказать необходимость новых правил игры в своей
среде и не навяжет их всем, кто ассоциирован с бизнесом и рассчитывает на
деловой успех, до тех пор проповедь новой деловой морали не встретит большо-
го отклика. Суть решения такого рода проблем – ответственность самого бизне-
са. В других странах это потребовало довольно длительного исторического пе-
риода. Дореволюционная история российского капитализма дает основания по-
лагать, что повсеместное распространение деловой морали и этики возможно и
в России. Воздействие складывающихся в мире стандартов деловой этики,
борьбы с коррупцией также нельзя сбрасывать со счетов. Но никто не должен
ждать морального поведения от другого и не может его требовать, пока не про-
демонстрирует его сам.

4. Риски страны и экономическая политика

Даже наиболее развитые страны сталкиваются с глубоким неравенством,
бедностью значительных групп, неадекватностью пенсионных систем и качест-
ва образования. Страны с развивающимися рынками, особенно с переходной
экономикой, должны решать сложные задачи в области формирования рыноч-
ной экономики и трансформации общества. Россия, наверное, сталкивается с
самыми острыми проблемами на обоих направлениях.
Макроэкономическая политика России, как показывает опыт последнего
десятилетия, весьма ограничена в выборе решений в силу неразвитости част-
ной финансовой системы, низкого уровня внутренних сбережений, особенно в
форме финансовых инструментов. Фактически макроэкономическая политика
является и останется заложницей нескольких крупных факторов или проблем.
Прежде всего, это способность федерального бюджета сохранять равновесие
между социальной политикой и обслуживанием внешнего долга без срыва в
эмиссию и инфляцию. Стремление поднять уровень жизни как беднейших сло-
ев общества, так и образованных групп, которые реально могут стать в буду-
щем средним классом, будет постоянно подталкивать государство к мерам, на-
правленным на рост потребления. Одновременно это будет препятствием для
снижения формальных социальных обязательств государства, несмотря на то,
что они практически невыполнимы в финансовом отношении. Поскольку эко-
номический рост приведет к расширению ресурсов страны и правительства, на



25
26


них будут предъявлены требования с трех сторон: рост потребления, обслужи-
вание внешнего долга и внутренние инвестиции.
Выработке макроэкономической политики, подчиненной целям подъема,
должна предшествовать формулировка позиций по нескольким ключевым во-
просам. Первый вопрос касается кредитно-денежной политики и инфляции.
Ограничение эмиссии останется необходимостью, но инфляция пока не являет-
ся непосредственной угрозой. Опыт показывает, что возобновление роста снова
создает угрозу выхода инфляционных процессов из-под контроля. Подъем эко-
номики на первой фазе развития может потребовать специальных антиинфля-
ционных мер, но пока это дело будущего.
Второй вопрос, требующий ясности и предсказуемости – это политика в
отношении валютного курса. Кризис привел к болезненному двукратному сни-
жению реального курса рубля. В сущности, это решило массу проблем, особенно
связанных с защитой внутреннего рынка, для тех предприятий, которые могут
производить сравнительно конкурентоспособную продукцию. От ответа на во-
прос о валютном курсе будет зависеть политика производителей, импортеров и
инвесторов. Этот вопрос, в свою очередь, делится на две части.
Первая часть связана с динамикой реального курса рубля. На первой фазе
низкий курс рубля должен дать шанс национальным производителям. Но укре-
пление экономики должно вести к постепенному росту реального курса и со-
кращению уровня защиты внутреннего рынка. Усиление конкуренции будет
полезно, особенно потому, что будет ожидаемо и предсказуемо (см. гл. 2 данно-
го Обзора). Одновременно, импорт прямых инвестиций будет весьма выгоден
именно в этот период, особенно учитывая снижение уровня политических рис-
ков в России после президентских выборов. Эта политика ограничивала бы
приток спекулятивного капитала, но способствовала притоку прямых капита-
ловложений в обход ценовых барьеров. Восстановление финансовых рынков
страны, доверия к национальным финансовым институтам означало бы и вос-
становление доступа к мировым рынкам капиталов. Однако новая волна заим-
ствования не должна строиться на попытках гарантировать сверхприбыли.
Приток портфельного капитала может быть продуктивен только вместе с адек-
ватным функционированием частной финансовой системы, финансирующей
накопление.
Вторая часть вопроса – это метод регулирования рынка валюты. Плаваю-
щий курс с постепенным снижением административных методов контроля и
ограничением спекулятивных колебаний выглядит предпочтительней. В сущно-
сти, эта политика эквивалента своего рода росту реального курса в рамках ва-
лютного коридора, но при этом не дает спекулянтам больших шансов на игру
против рубля.
Восстановление в 1999 г. объема ВВП и промышленного производства
примерно до уровня 1997 г. тем значимее, что началось оживление и в маши-
ностроении, хотя от очень низкого уровня. Экономический рост может продол-
жаться на этом базисе в течение определенного срока, хотя это еще не решает
долгосрочных проблем страны. Ключевая проблема развития на ближайшие го-
ды – совмещение целей трансформации экономики, развития новых отраслей,
повышения темпов роста ради повышения уровня потребления, наконец, под-
держание статуса одной из важнейших стран мира. Реализация политики раз-
вития также требует бюджетных затрат в ближайшие годы ради получения по-
следующих выгод от увеличения эффективности экономики (пенсионная ре-
форма, частичная рекапитализация банковской системы). Рост производства
создает завышенные ожидания во всех этих сферах, хотя это только еще ран-
ний подъем, связанный с восстановлением после кризиса (рис. 5).




26
27



130

120

110

100

90

80

70
янв.97 янв.98 янв.99 янв.00

Пром ышденность всего Топливная пром ышленность
Машиностроение

Рисунок 4. Динамика промышленного производства в 1997–2000 гг.

Коренной проблемой ближайших нескольких лет будет конфликт между
целями государства в трансформации экономики и желанием подтолкнуть раз-
витие с помощью бюджетных расходов. С учетом огромных затрат на обслужи-
вание долга, сложилась ситуация, в который на каждый ожидаемый пункт
прироста ВВП имеется несколько «претендентов»: обслуживание внешнего дол-
га, повышение жизненного уровня населения, инвестирование в продолжение и
развития подъема, а также расходы, связанные с проведением структурных
реформ. Целью этой работы является не выстраивание приоритетности этих
задач и проблем, а скорее, трезвая оценка ограничений на возможности эконо-
мической политики, от которой общество ждет чудес в решении всех проблем.
В этом отношении полезно решить, какие же проблемы приходится выделять
как важнейшие с точки зрения долгосрочного устойчивого развития, поскольку
конкретные решения на том или ином отрезке времени остаются предметом
политического выбора.
В долгосрочном плане основной угрозой для страны является снижение
объема и качества человеческого капитала. Уровень образования, науки и куль-
туры, а также их вклад в мировую цивилизацию могут начать постепенно сни-
жаться. Улучшение качества высшего и среднего образования в ряде городов
носит очаговый характер и сопровождается снижением уровня во многих де-
прессивных районах. Если не будет достаточного роста валового продукта и
финансирования, то в конечном итоге может произойти выравнивание качест-
ва и массовости образования до уровня, соответствующего снизившимся фи-
нансовым возможностям страны. Страна в этом случае останется грамотной,
но постепенно утратит роль «источника новостей» в сфере науки и культуры.
Последствия недостаточного финансирования общего образования, развития
фундаментальных наук и высоких технологий внутри страны могут быть раз-
личными. Главное для России – сохранить способность не только поддерживать
общий уровень образования, но добиваться принципиально новых результатов
в области науки и культуры. Поддержка фундаментальных наук и информаци-
онных технологий может в конечном итоге стать средством противодействия
тенденции к сокращению роли России в глобальной экономике.




27
28


Вторая угроза при низком уровне инвестирования (после падения накоп-
ления вчетверо за 90-е годы) – это понижение качества основного производи-
тельного капитала: износ скважин и других месторождений, износ физической
инфраструктуры, требующей капитального ремонта, появление узких мест на
транспорте и энергоснабжении ( в частности, в условиях роста экономики).
Страна фактически уже сталкивается с огромной потребностью в накоплении в
таком количестве отраслей экономики, что техногенные проблемы могут опере-
дить появление ресурсов для их решения.
При увеличении темпов роста ВВП страна, при сохраняющейся структуре
производства, может быстро столкнуться с энергетическими ограничениями.
Дело в том, что рост ВВП в нынешней энергоемкой структуре должен сопрово-
ждаться огромным наращиванием инвестиций в энергетику уже в ближайшие
годы. Но возможности вложения огромных средств для поддержания энергоем-
кой структуры производства ограничены отсутствием финансовых ресурсов у
государства и высокими рисками для компаний. Иностранные инвестиции, ес-
тественно, останутся, лишь вспомогательным средством, хотя в некоторых от-
раслях и регионах они могут играть весьма значительную роль.
Здесь неизбежно возникает разлад отраслевых интересов в отношении ис-
точников финансирования развития и направлений инвестирования. Интересы
долгосрочного развития страны требуют поддержки информационных техноло-
гий, науки и образования. Поддержание статуса страны как великой нации в
области науки и культуры, обороноспособности приведет к краткосрочным за-
просам на бюджетные средства. Основная масса экономических агентов граж-
данской экономики объективно заинтересованы в реформе налоговой системы
и стимулировании инвестиций. Экспортные отрасли будут выступать против
попыток перераспределить тем или иным образом рентные доходы в пользу ин-
вестиций в другие сектора экономики, потребностей государства и потребле-
ния.
Особенно трудным будет выбор даже не между потреблением и накопле-
нием или распределением инвестиций между секторами экономики, а между
всеми целями развития страны, с одной стороны, и обслуживанием внешнего
долга – с другой. Всем странам, выходящим из долгового и финансового кризи-
са, приходится проходить через трудный период, в котором страна должна вы-
плачивать внешние долги. В российской ситуации эта проблема особенно остра
в связи с необходимость выплат 10–12 млрд долл. в год по обслуживанию долга
в течение длительного периода времени.
В дальнейшем потребуется высокий первичный профицит федерального
бюджета (порядка 4%), чтобы обслуживать внешний долг на уровне 6–7% ВВП
в год. Даже при реструктурировании «советского» долга по Парижскому клубу
экономическая, особенно денежная и бюджетная политика будут находится под
постоянным давлением внешнего долга. Принципиальным моментом является
угроза обострения долговых проблем в 2003 г., на который по нынешним дан-
ным приходится значительное увеличение выплат. Бюджетная политика и ре-
формы в 2000–2003 гг. должны будут проводиться с учетом этой угрозы: как в
смысле необходимости ускорения структурных реформ, так и в отношении ос-
торожной долговой и бюджетной политики.
Историческая практика предполагает, что норма накопления в стране с
острыми проблемами развития должна бы составлять порядка 20–25% (кото-
рые, собственно, и наблюдались в стране в 1996–1997 гг. – см. табл. 7), вклю-
чая несколько процентных пунктов на инвестиции в общественную инфра-
структуру. Для этого пришлось бы в конечном итоге иметь внутреннюю норму
сбережений порядка 25–30% и более, чтобы обеспечить обслуживание внешнего
долга в ближайшие годы. Наконец, с учетом бегства капиталов на уровне 5–7%
ВВП страна должна сберегать порядка 30–35% ВВП для решения всех этих


28
29


проблем. Очевидно, что это невозможно, причем в условиях ожидаемого подъ-
ема поддерживать высокую норму сбережений в ущерб потреблению возможно
только при чрезвычайно высоких темпах роста, как это было в Юго-Восточной
Азии в 70–80 годах. Альтернатива в виде массового заимствования за рубежом
в ближайшие годы нереальна и нежелательна. Практически это означает, что
снятие политических рисков, налоговая и другие реформы, изменение отноше-
ний собственности и корпоративного управления должны осуществляться та-
ким образом, чтобы прежде всего остановить бегство капиталов, которое в на-
стоящее время оценивается в 20–25 млрд долл. в год (подробнее см. гл. 16 дан-
ного обзора).
Таблица 7.
Инвестиционный баланс (% ВВП)
Показатель 1996 1997 1998
Сбережения внутренней эконо- 27,5 24,4 20,3
мики
Счет текущих операций сектора –2,9 –0,9 –4,0
«остальной мир»
Итого валовое накопление 24,6 23,5 16,3
Источники: Госкомстат, ЦБ РФ.

Наконец, остается чрезвычайно опасная угроза попасть в порочный круг
колебаний цен мирового рынка на сырьевые товары и долговых проблем. Вы-
сокий уровень заимствований в период высоких цен и подъемов обычно трудно
удержать в каких-то четких рамках. Падение цен на некоторые виды сырья и
долговой кризис в том или ином районе мира могут распространяться довольно
быстро, что может привести к эффектам, схожим с финансовым кризисом
1997–1999 гг. Как показал опыт последних лет, Россия весьма зависима от це-
новых процессов, находящихся вне ее влияния.




29
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА


1. Точка отсчета

Итоги 1999 г. оказались самыми многообещающими не только за весь пе-
риод реформ, но и за 90-е годы в целом. По опубликованным данным Госком-
стата, валовой внутренний продукт увеличился в 1999 г. на 3,2% по сравнению
с предыдущим годом, что гораздо выше, чем прогнозировалось многими анали-
тиками. Существенно, что экономический рост 1999 г. – это рост, напрямую
связанный с инвестициями, а не с динамикой потребления, что представляет
собой принципиальное изменение тенденций, которые были характерны для
российской экономики в 1990-х годах1. В 1999 г. инвестиции в основной капи-
тал выросли на 4,5% по сравнению с 1998 г., а реальный объем личного потреб-
ления сократился примерно на 7%.
Примечательно, что оживление инвестиционной активности в 1999 г. про-
изошло тогда, когда российская экономика оказалась в более стабильном со-
стоянии, чем это было раньше. Рис.1 наглядно показывает, что до девальвации
экономика находилась в крайне неравновесном состоянии, характеризовав-
шимся тем, что гигантский внутренний дефицит (дефицит федерального бюд-
жета) не компенсировался профицитом во внешнем балансе (счет текущих опе-
раций)2. Макроэкономическое равновесие достигалось за счет внешних заимст-
вований. С конца 1998 г. картина принципиально изменилась. Девальвация
обусловила не только коррекцию курса национальной валюты, но и существен-
ную коррекцию уровня потребления, что привело к значительному сокращению
внутреннего дефицита и возникновению значительного профицита по внеш-
ним текущим операциям. Тем самым, в 1999 г. даже в условиях институцио-
нального вакуума и сохранении масштабов оттока капитала одна лишь макро-
экономическая сбалансированность способствовала росту инвестиционной ак-
тивности. При этом устойчивое состояние внешнего и внутреннего балансов го-
сударства (суммарный их профицит) позволило даже осуществить масштабные
выплаты внешнего долга.




На возможность такого сценария роста в России (опережающий рост инвести-
1

ций) было указано в Информационно-аналитическом бюллетене БЭА № 15 за июнь 1999
г.
2 Оба показателя, дефицит бюджета и сальдо счета текущих операций, приведены

в млрд долл. США на основе среднеквартальном курса рубля.
2



8,0
6,0
4,0
2,0
0,0
-2,0
1


2


3


4


1


2


3


4


1


2


3


4


1


2


3

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign