LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

странах, тем более успех развития отраслей в России должен опираться на
инициативу частного бизнеса везде, где это возможно, и на концентрацию ог-
раниченных ресурсов государства на узких ключевых звеньях.

8. Макроэкономическая политика и экономический рост

Все страны имеют свои нерешенные экономические и социальные пробле-
мы. Даже наиболее развитые страны сталкиваются с глубоким неравенством,
бедностью значительных групп населения, неадекватностью пенсионных сис-
тем и качества образования. Страны с развивающимися рынками, особенно с
переходной экономикой, должны решать сложные задачи в области формиро-
вания рыночной экономики и трансформации общества. Россия, наверно,
сталкивается с самыми острыми проблемами на обоих направлениях.
Ближайшие годы станут, по-видимому, периодом возобновления экономи-
ческого роста. Табл. 2 показывает, какими темпами могла бы развиваться рос-
сийская экономика в ближайшие годы при предположении об устойчивости
внешних параметров развития (цены и на экспорт, обслуживание внешнего
долга). Разумеется, экономика имеет значительные (хотя неравномерно распре-
деленные по отраслям) запасы производственных мощностей. Но этот рост
предполагает проведение достаточно серьезных структурных реформ, снимаю-
33


щих внутренние препятствия для роста, как они сложились в области накопле-
ния, слабости финансовой системы, нагрузки на бюджеты и т.п.7 Трудно оце-
нить возможности ускорения роста в случае радикальных преобразований. Яс-
но, что в ближайшие два-три года реформы будут требовать огромных усилий и
значительных средств (пенсионная реформа и т.п.). Рост пока обусловлен нор-
мальными циклическими факторами восстановления после кризиса, импорто-
замещением.
Экономический рост во второй фазе следующего этапа мог бы уже идти на
базе реализации тех реформ, которые представляются минимально необходи-
мыми и упомянуты в предыдущих параграфах. Внутренние движущие силы
долгосрочного устойчивого подъема, способы финансирования инвестиций в
большой мере будут определяться первой фазой реформ, их успехом и будут в
очень большой степени отличаться от специфики первой фазы.
Таблица 2.
Основные макроэкономические показатели «устойчивого» сценария развития
российской экономики
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004
ВВП
прирост к предыдущему году, % 3,2 5,5 4,2 5,8 5,6 4,7
объем в % к уровню 1997 г. 98,1 103,4 107,8 114,1 120,5 126,1
объем в текущих ценах, млрд руб. 545,5 5887 7076 8315 9518 10650
объем по обменному курсу, млрд долл. 186,1 204 222 212 211 228
Валовой национальный доход, % ВВП 95,9 98,5 98,4 98,5 98,7 99,1
Валовые сбережения, % ВВП 25,5 31,2 32,1 31,9 32,1 32,2
Валовое накопление, % ВВП 15,1 18,0 22,1 24,8 26,4 27,7
Расходы на конечное потребление, % ВВП
домашних хозяйств 50,5 48,6 48,6 50,1 50,4 50,1
государственных учреждений 15,4 14,7 14,6 14,1 13,8 14,2
Доходы федерального бюджета, % ВВП 13,5 13,9 14,1 14,0 14,1 13,7
Расходы федерального бюджета, не свя- 10,8 11,0 10,7 10,1 9,8 10,0
занные с обслуживанием долга, % ВВП
Первичный профицит федерального бюд- 2,7 2,9 3,4 3,9 4,3 3,7
жета, % ВВП
Профицит(+)/дефицит(–) федерального –0,3 0,1 0,1 0,6 1,0 0,5
бюджета, % ВВП
Чистые выплаты по внешнему долгу
млрд долл. 10,4 10,3 11,2 10,8 17,0 12,6
% ВВП 5,6 5,0 5,1 5,1 8,1 5,5
Внешний долг на конец года
млрд долл. 156,5 143,5 141,5 140,3 136,1 132,6
% ВВП 84,1 70,4 63,7 66,2 64,5 58,2
Прирост потребительских цен, % 37 14 12 11 9 6
Среднегодовой обменный курс, руб./долл. 24,4 28,8 31,8 39,2 45,0 46,7
Экспорт товаров (ФОБ), млрд долл. 74,7 83,3 79,8 81,8 82,8 83,7
Импорт товаров (ФОБ), млрд долл. 39,4 45,3 52,8 59,9 62,8 67,5
Сальдо счета текущих операций, млрд долл. 25,0 29,8 20,7 15,7 13,6 10,9
Валютные резервы на конец года, млрд 9,4 15,5 21,4 28,1 28,7 28,9
долл.

Структура российской экономики такова, что динамика ВВП в сущест-
венной мере в обозримом будущем будет определяться динамикой промышлен-
ного производства. Так, удельный вес промышленности в ВВП составляет около
32%. Эконометрический анализ показывает, что динамика таких секторов как
транспорт (8% ВВП) и торговля (22% ВВП) напрямую зависят от динамики про-

См.: «Проблемы перехода к устойчивому росту», Бюллетень № 23, БЭА, апрель 2000.
7
34


изводства промышленной продукции. Всего эти три сектора дают свыше 62%
ВВП. По 6% ВВП приходится на строительство и на сельское хозяйство, 2%
ВВП – на связь. В то же время доля нерыночных услуг (динамика которых обу-
словливается динамикой расходов бюджета и на бурный рост которых рассчи-
тывать не приходится), составляет порядка 12% ВВП
Учитывая специфику структуры российской экономики, высокий удель-
ный вес энергоемких отраслей промышленности и транспорта, ее рост будет
существенно зависть от возможностей энергетического сектора, в первую оче-
редь – электроэнергетики. Причем, указанные ограничения могут проявиться
уже через 2–3 года. При росте экспорта энергоносителей страна может столк-
нуться с дефицитом в своем энергетическом балансе.
Относительно неэнергоемкий гипотетический путь развития – увеличение
объема услуг. В среднесрочной перспективе данный сценарий представляется
мало реалистичным, поскольку пока добавленная стоимость генерируется в ос-
новном в экспортно-ориентированных энергоемких отраслях и большая часть
инвестиций направляется именно в эти отрасли. Так, в 1999 г. порядка 42%
инвестиций в основной капитал пришлось на промышленность, 19% было на-
правлено в транспорт. Другим крупным реципиентом инвестиций стало жи-
лищно-коммунальное хозяйство (18%). Таким образом, на долю всей остальной
экономики пришлось не более 20% от общего объема инвестиций. Расчет на то,
что высокие темпы роста ВВП могут в среднесрочной перспективе быть дос-
тигнуты за счет интенсивного развития информатики и интернет-технологий
пока также мало реалистичен. Так, удельный вес такой отрасли, как «информа-
ционно-вычислительное обслуживание» в российском ВВП не превышает 0,2%.
Для характеристики развития российской экономики в ближайшее деся-
тилетие относительно реалистичными представляются среднегодовые темпы
прироста ВВП в 5–6% (см. табл. 2). Расчеты показывают, что такие среднего-
довые темпы роста в течение десятилетия (при условии реализации имеющего-
ся инвестиционного потенциала) вполне достижимы. Это означает увеличение
объема ВВП к 2010 г. на 70–75%. Вряд ли следует ориентироваться на более
высокую динамику.
Более высокие темпы роста возможны только после того, как сложатся по-
зиции новых компаний или отраслей на рынках, будут сняты препятствия для
экономического роста инфраструктурного характера. Но особенно важно обес-
печить улучшение параметров, характеризующих состояние источников фи-
нансирования частного накопления. Сюда относятся рост нормы сбережений,
эффективная работа финансовой системы, резкое сокращение бегства капита-
лов, существенный приток иностранных прямых инвестиций. Формирование
адекватного инвестиционного климата и инвестиционный бум в России – жела-
тельно – должны носить современный характер и опираться на современные
отрасли промышленности, а не закреплять сложившееся место страны как по-
ставщика сырья и полуфабрикатов. Как указывалось выше, высокие темпы
роста с сохранением нынешней энергоемкой отраслевой структуры вряд ли
возможны.
Макроэкономическая политика, подчиненная целям подъема, должна
сформулировать несколько достаточно простых положений. Первый вопрос ка-
сается кредитно-денежной политики и инфляции. Жесткая бюджетная и кре-
дитно-денежная политика остаются обязательным элементом для страны после
финансового краха, обремененной огромным внешним долгом. Этот пункт не
является в общем дискуссионным. Инфляция пока не является непосредствен-
ной угрозой.
Вторая сфера, требующая ясности и предсказуемости – это политика в от-
ношении курса рубля. Кризис привел к болезненному двукратному снижению
реального курса рубля. В сущности, это решило массу проблем, особенно свя-
35


занных с защитой внутреннего рынка для тех предприятий, которые могут
производить сравнительно конкурентоспособную продукцию. Политика произ-
водителей, импортеров и инвесторов будет зависеть от ответов на два вопроса.
Первый – это динамика реального курса рубля. Представляется, что на первой
фазе низкий курс рубля должен дать шанс национальным производителям. Но
укрепление экономики должно вести к постепенному росту реального курса и
сокращению уровня защиты внутреннего рынка. Усиление конкуренции будет
полезно, особенно потому, что будет ожидаемо и предсказуемо.
Таблица 3.
Сбережения и их использование в России (в соответствии с системой нацио-
нальных счетов), 1994–1999 гг. (% ВВП)

Показатель 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Сбережения внутренней 30,3 27,8 26,6 21,4 17,2 25,5
экономики (использование)
- Чистое кредитование ос- 4,0 2,4 2,8 0,0 3,2 12,6
тального мира*
= Валовое внутреннее нако- 25,5 25,4 24,6 23,5 15,7 15,7
пление
Источник - Госкомстат. * Показатель численно близок (исключая статисти-
ческую погрешность) к сальдо текущего платежного баланса.

Табл. 3 показывает баланс финансовых ресурсов страны, которыми она
располагает для накопления. Фактически при значительных внутренних сбере-
жениях (за исключением 1997- 1998 гг.) – в пределах 26–30% ВВП в последние
годы. Россия инвестировала дома значительно меньше, зато "кредитовала" ос-
тальной мир на уровне 2 - 3% своего ВВП. Норма внутреннего накопления, осо-
бенно в основной капитал постепенно снижалась последние два года. Экономи-
ка располагает определенными (хотя неравномерно распределенными) свобод-
ными мощностями. Поэтому низкий уровень накопления не является непосред-
ственным препятствием роста в течение ближайшего времени. Разумеется, по-
пытка нарастить энергетический сектор потребовала бы немедленного мас-
штабного увеличения капиталовложений и роста нормы накопления (из любых
источников) с целью предотвратить "пробку" через несколько лет.
Ситуация 1999 года показывает реальную проблему обеспечения финан-
сирования подъема в начале нового века. Страна не может себе позволить
"кредитовать" остальной мир на уровне 12-13% ВВП. Рост предполагает еще бо-
лее высокую норму сбережений. При желательной норме накопления примерно
в 20-25% и выплатах по внешнему долгу на уровне 5-6% необходимая норма
сбережений оказывается близкой к 30% ВВП. В этой ситуации практически не
остается места для того бегства капитала, которое мы анализируем в главе 16.
Фактически речь идет о переключении использования национальных сбереже-
ний чрезвычайного порядка по своим масштабам. Ниже из Таблицы 4 видно,
что отток (легальный и нелегальный) капитала из России устойчив и вырос с
уровня 6% в 1996-1997 гг. (в рамках данной статистики) до уровня в 9-10%
ВВП в 1998-1999 гг.
Стратегически страна заинтересована в росте курса рубля, что снижало
бы относительный размер внешнего долга и облегчало бы его обслуживание.
Среди методов регулирования валютного рынка плавающий курс с постепен-
ным снижением административных методов контроля и ограничением спеку-
лятивных колебаний выглядит наиболее предпочтительно. Импорт прямых ин-
вестиций в Россию будет весьма выгоден (инвесторам) именно в этот период,
особенно учитывая снижение уровня политических рисков. Эта политика огра-
ничивала бы приток спекулятивного капитала, но способствовала притоку пря-
36


мых капиталовложений в обход ценовых барьеров. Восстановление финансо-
вых рынков страны, доверия к национальным финансовым институтам озна-
чало бы и восстановление доступа к мировым рынкам капиталов. Однако новая
волна заимствования не должна строиться на гарантиях сверхприбылей ино-
странным инвесторам. Приток портфельного капитала может быть продукти-
вен только вместе с адекватным функционированием частной финансовой сис-
темы, финансирующей накопление. Таблица 4 показывает композицию дина-
мики капитальных счетов платежного баланса. Фактически мы имеем дело с
постоянным процессом вывода российских активов за рубеж. Как отмечается
ниже в главе 16, до 1997 года этот процесс во многом финансировался с помо-
щью роста российских обязательств (в данной таблице частные и государствен-
ные обязательства объединены).
Фактически при продолжении бегства (оттока) капитала страна должна
вновь привлекать иностранный капитал, чтобы сохранить вышеуказанные
параметры использования сбережений: 25% ВВП - внутреннее накопление и 5%
ВВП - минимальный уровень обслуживания внешнего долга. Это ключевой па-
раметр развития экономики России в ближайшие годы. Рассчитывать на мгно-
венный скачек прямых иностранных инвестиций за пределы сложившихся по-
лутора процентов ВВП не приходится (см. главу 17). Привлечение иностранных
портфельных инвестиций и банковских займов с отрицательного уровня 1999
года (порядка -2% ВВП) до сколько-нибудь значительного положительного при-
тока возьмет порядочно времени. Именно поэтому структурные реформы, ре-
структурирование финансовой системы и общие меры институционального ха-
рактера являются ключом к будущему подъему на базе национальных сбереже-
ний.

Таблица 4.
Структура капитальных статей платежного баланса, 1994-1999 гг. (% от ВВП).
( минус - отток капитала; плюс - приток)
1994 1995 1996 1997 1998 1999
Счет текущих операций * 3,0 2,3 3,0 0,8 3,2 13,6
Счет операций с капиталом 0,9 -0,1 -0,1 -0,2 -0,1 -0,2
Активы (прирост за рубе- -6,5 -1,5 -8,5 -9,0 -10,2 -12,9
жом):
- наличная иностранная ва- -2,3 0,1 -2,1 -3,2 0,3 0,4
люта (в России)
- остатки на текущих счетах -0,3 1,3 -0,3 0,2 -0,3 -2,1
и депозиты (за рубежом)
- отток капитала -2,6 -1,6 -5,9 -6,4 -9,5 -9,9
- прочие -1,3 -1,3 -0,2 0,3 -0,7 -1,4
Обязательства (прирост в 2,3 2,1 5,3 8,8 5,1 0,6
России):
- прямые инвестиции 0,2 0,6 0,6 1,6 1,3 1,6
- портфельные инвестиции 0,6 2,7 3,7 14,0 3,0 -1,9
и ссуды и займы привлечен-
ные
- просроченная задолжен- 1,5 -1,0 0,9 -6,7 0,9 1,0
ность и прочие обязательства
Резервные активы 0,3 -2,8 0,4 -0,4 2,0 -1,1
* Численно близко к чистому кредитованию остального мира (в СНС) - см. таб-
лицу 3.
37


После реструктуризации советского долга необходимо позаботиться на
правовом и институциональном уровне о мерах, исключающих повторение де-
фолтов. Россия не может позволить себе приобрести устойчивый имидж стра-
ны, где могут осознанно брать в долг с намерением не вернуть, на личном, ча-
стном или государственном уровне. Жесткие стандарты заимствования и воз-
врата должны быть введены внутри страны, чтобы стать контрастом для про-
шлого.
Однако для устойчивого подъема необходимо решение нескольких про-
блем: рост прямых инвестиций, сокращение бегства капиталов (общий отток –
9,5%–9,9% ВВП) в последние два года. Выплаты по внешнему долгу неизбежны,
новые заимствования частного сектора весьма затруднены. В конечном итоге
Россия нуждается не столько в притоке капитала, сколько в эффективном ис-
пользовании собственных сбережений
Экономический рост без масштабного государственного заимствования –
это довольно сложно, но необходимо. Ограничение роста внутреннего долга, об-
служивание внешнего долга – эта необходимость резко ограничивает набор
возможных вариантов макроэкономической политики. Стране в принципе
предстоит период чрезвычайно трудный в смысле балансирования экономиче-
ской политики между очевидными целями свободной либеральной рыночной
экономики, проведения необходимых для этого соответствующих реформ и
прагматическими решениями острых практических проблем.


***
Следует быть очень осторожными в прогнозировании постоянно высоких
темпов роста как основы для принимаемых сегодня решений. Экономическая
история показывает, что высокие темпы роста в течение ряда лет неизбежно
создают те или иные узкие места в экономики или сложности в развитии. Иде-
альная экономическая политика, которая бы одновременно решала и острые
текущие проблемы, и долгосрочные (с учетом рисков) пока нигде не наблюда-
лась. Тем более ее трудно себе представить в стране с такими дисбалансами,
как в России. Важную роль в ускорении роста в будущем могло бы сыграть де-
регулирование, укрепление конкурентных начал. Снижение налогообложения,
его равенство и справедливость – также серьезный фактор роста в будущем.
Что касается абсолютного и относительного снижения государственных расхо-
дов, то тут есть естественные ограничения возможностей их снижения (соци-
альная сфера, оборона и пр.). В странах с развитыми рынками снижение госу-
дарственных расходов автоматически ведет к снижению спроса на капитал со
стороны государства, его большую доступность для частного накопления. Этот
эффект значительно менее очевиден для России, поскольку сбережения населе-
ния, экспортных предприятий не проходят через внутреннюю банковскую сис-
тему.
Макроэкономическая политика России, как показывает опыт последнего
десятилетия, весьма ограничена в выборе решений в силу неразвитости част-
ной финансовой системы, низкого уровня внутренних сбережений, особенно в
форме финансовых инструментов. Фактически макроэкономическая политика
является и останется заложницей нескольких крупных факторов или проблем.
Прежде всего, это способность федерального бюджета сохранять равновесие
между социальной политикой и обслуживанием внешнего долга. В этом контек-
сте свободные ресурсы, если бы они появлялись как результат приватизации,
возврата внешних долгов другими странами, высоких цен на экспортные това-
ры стоило бы использовать для снижения внешней нагрузки на бюджет, свя-
занной с обслуживанием долга. Потребление в стране в целом может вырасти
38


на сколько-нибудь значимую величину только как результат длительного подъ-
ема, а не за счет перераспределительных процессов.
Стремление поднять уровень жизни как беднейших слоев общества, так и
образованных групп, которые реально могут стать в будущем средним классом,
будет постоянно подталкивать государство к мерам, направленным на рост по-
требления. Одновременно это будет препятствием для снижения формальных
социальных обязательств государства, несмотря на то, что они практически не-
выполнимы в финансовом отношении. Очевидно, что после десяти лет депрес-
сии общество испытывает потребность в уменьшении социального неравенства,
но одновременно поддержать многочисленные слои и группы населения прак-
тически нереально.
Эффективность размещения и использования ресурсов в будущем будет
определяться степенью улучшения инвестиционного климата в экономике Рос-
сии. Характер проведения структурных реформ и макроэкономической поли-
тики будет в значительной степени зависеть от неоднозначной композиции
объективных целей страны (и политической и финансовой элиты): модерниза-
ция, статус страны, завершение трансформации. А характер самой программы
будет определяться объективными (и, возможно, субъективными) интересами
тех, кто осуществляет контроль над национальными активами, как частных
собственников, так и государственных чиновников. Реализация любой про-
граммы будет проходить в борьбе различных интересов. Чем радикальней про-
грамма, тем больше интересов она затронет. Было бы опасной иллюзией пред-
ставлять ситуацию бесконфликтной и предполагать возможность роста при
расширении «пирога для всех». Успешная программа реформ, особенно в ин-
ституциональной сфере, предполагает ломку сложившейся практики и в из-
вестном смысле может оказаться «неудобной» для всех в той или иной степени.
В реальных условиях России при такой постановке долгосрочных задач
ключевой выбор должен быть сделан в пользу развития, создания условий, по-
зволяющих активной части общества эффективно использовать ресурсы по
созданию национального дохода. Страна нуждается в модернизации, а это оз-
начает сознательное проведение политики, направленной на формирование ус-
ловий для сбережений и их эффективного инвестирования.

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign