LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нансовых организаций. Как правило они требуют существенных изменений в законо-
дательстве и иногда – даже изменений в конституции (сокращение социальных обяза-
тельств государства, допуск иностранцев в те или иные сектора экономики, бюджетные
ограничения и др.).
Программы национального возрождения или радикальной модернизации страны
были типичны для популистских лидеров; ситуации послевоенного восстановления или
обретения независимости. «Харизматические» программы обычно направлены не столь-
ко на решение некоторого конечного набора проблем, сколько на создание атмосферы
единства нации вокруг лидера и необходимости решения крупных национальных про-
блем (восстановление, развитие и проч.), формулирования интересов и целей страны. К
этому типу программ в общем можно причислить и первые трансформационные про-
граммы стран Восточной и Центральной Европы 90-х годов, базировавшиеся на идеях
трансформации экономики и общества. Такие программы не могут ограничиваться
экономическими рамками и реформами. Они идут дальше и успех таких трансформа-
ционных программ определялся национальной спецификой истории, религии, реальной
политической ситуации.
В этой классификации будущие российские программы выполняют двоякую роль.
Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новых геополити-
ческих условиях, возрождение страны на основе политической консолидации. В этом
отношении – это как бы завершение харизматических программ пост-
социалистической трансформации. С другой стороны – это неизбежно будет новая про-
грамма типичных для развивающейся страны структурных реформ.

Модернизация вновь вырисовывается как ключевая цель России в начале
нового столетия. Фактически речь идет об адаптации к глобальной конкурен-
ции, обеспечении роста объемов производства в конкурентоспособных отрас-
лях, на которых базируется и будет базироваться мировая экономика в XXI в. С
этим связана и идея поддержания статуса великой державы (нации), предпола-
гающая определенные издержки и высокую ответственность. Без поддержания
уровня образования, культуры, фундаментальных наук и технологий в стране
данный статус может ассоциироваться только с военной мощью и историче-
5


ским положением в мире. Повестка дня реформ оказывается зависимой от те-
кущего состояния экономики и финансов, от политических и управленческих
ограничений. Важно, что на этот раз модернизация выступает не столько как
цель государственной мобилизации ресурсов, сколько как цель развития стра-
ны на базе рыночной экономики.
Объективно видны две фазы в развитии и трансформации России на бли-
жайшее десятилетие. Первый этап – использование временных факторов (вы-
сокие цены на сырьевые товары, реструктурирование долга, эффект девальва-
ции) для проведения радикальных и болезненных реформ в течение 2000–2003
гг. Это «окно возможностей» основано на текущей политической консолидации
и электоральном цикле. Макроэкономическая и бюджетная политика должны
быть подчинены реформаторской повестке дня. На этом этапе должны быть
сняты ограничения для последующего долгосрочного роста. Промышленная по-
литика может быть сконцентрирована на нескольких жизненно важных, кон-
кретных направлениях, в основном на высоких технологиях и «облагоражива-
нии» структуры экспорта в предвидении неизбежных колебаний цен на сырье и
определенного исчерпания возможностей сырьевого экспорта. Критические
требования к этой фазе – подстраховка против возможного финансового и дол-
гового кризиса в 2003–2004 гг. (годы следующих выборов): накопление валют-
ных резервов, ограничение задолженности всех агентов на всех уровней, сни-
жение зависимости бюджета от экспортных поступлений. Проведение струк-
турных реформ, взвешенная бюджетная и долговая политика не исключают
заметного экономического роста. Более того, магия чисел при росте со дна глу-
бочайшего кризиса может дать вполне политически приемлемые величины. В
то же время не следует обольщаться числами, как это было в 1999 г. Рост в
рамках данной фазы – это рост на старом базисе за счет имеющихся мощно-
стей. Устойчивый масштабный подъем – это рост, основанный на высокой
норме внутренних сбережений, инвестируемых в новые мощности. Понятно,
что для реализации этой «инвестиционной мечты» потребуется выполнение ус-
ловий, эквивалентных проведению огромных по масштабу реформ, включая
решение проблем возврата капитала, адекватного функционирования частной
финансовой системы.
Без проведения структурных реформ, воссоздания системы сбережений и
накопления шансы на такой подъем довольно ограничены. Общая опасность
первого этапа – нетерпение и желание начать масштабную модернизацию при
недостаточных ресурсах и на неадекватной базе. Страна не может мгновенно
изменить или «перескочить» тот институциональный базис, характер принятия
решений на микроуровне, степень развития конкуренции, которые определяют
характер развития экономики
Специфика второй фазы национальной программы (условно после 2004
года) будет неизбежно зависеть от трех групп факторов. Во-первых, это успех
первой фазы в решении экономических проблем и ликвидации узких мест раз-
вития, как на уровне практической политики, так и в проведении структурных
реформ. Во-вторых, огромную роль будет играть восприятие обществом и эли-
тами результатов первого этапа и готовность поддержать последующие шаги.
В-третьих, нельзя полностью сбрасывать со счетов внешние для страны факто-
ры: мир на границах, уровень цен на сырьевые товары на мировых рынках,
отношения с внешними кредиторами и инвесторами как с источниками капи-
тала. Как ни парадоксально, характер экономического роста и развития на
второй фазе легче описать и прогнозировать, чем на первой, на которой так
много зависит от политической воли, консенсуса элит по выбору приоритетов
страны, управленческих возможностей аппарата, выбора времени, наличия по-
литических и финансовых ресурсов. Устойчивый последовательный успех эко-
номической политики на первой фазе важен также с точки зрения формирова-
6


ния «менталитета успеха» в обществе, преодоления фатализма и усталости
предшествующего десятилетия, утверждения оптимизма и готовности к риску
и долгосрочным решениям в бизнесе и обществе.
В этом контексте крайне важно четко сформулировать цели развития
страны, цели экономической политики и ограничения на их реализацию. Яс-
ность целей – условие их реальности, формулирования средств реализации,
сроков, взаимоувязки проблем и их решений. Россия не может себе позволить
нереальных целей, наполеоновских методов («ввяжемся в битву и посмотрим»),
некомплексных и непродуманных шагов. Социальные издержки предыдущего
этапа были столь высоки, что ответственные политики должны сознавать хруп-
кость реальной экономической и социальной ситуации в стране. Впереди слож-
ный период развития и трансформации, который не обещает быстрого реше-
ния проблем, не предполагает одновременный выигрыш всех на каждом шагу.
Политическая и финансовая элита должны проявить ответственность и взять
на себя груз решений, тяжелых не только, как это обычно предполагается, для
«населения», но и для себя. Если десять лет назад решения относительно транс-
формации принимались в период разрушения плановой экономики, то ныне
придется преодолевать сложившиеся перекосы в законодательстве и его реали-
зации в условиях сформировавшихся за годы реформ политических и экономи-
ческих интересов.
Российская дискуссия о целях преобразований экономики базировалась в
течение почти десяти лет на представлении, что быстрый переход к рынку и
возобновление роста по ходу дела смогут решить существующие экономические
проблемы. Проблемы развития, конкретные узкие места в развитии страны
(такие, как износ физической инфраструктуры), крупные проекты на транс-
порте и энергетике оказались отложены не только по причине нехватки финан-
совых ресурсов. Государство, сохраняя значительные рычаги управления эко-
номической жизнью, не сумело создать механизм стратегических инвестицион-
ных программ, в том числе и по идеологическим причинам – веры в чудодейст-
венную способность рынка решать все проблемы. В долгосрочной перспективе
эффективный рынок действительно решает большинство проблем, но на корот-
ких отрезках времени и при неэффективном рыночном механизме вопрос о
развитии, видимо, решается в том числе и паллиативными методами. Фактиче-
ское сочетание стратегических и тактических подходов к реформированию при
решении конкретных проблем определяется в каждой стране в зависимости от
политической ситуации и степени осознания правительством реального эконо-
мического положения.
Принципиально важно разделить непосредственно стоящие перед страной
конкретные проблемы развития, поддержания высокого статуса страны и про-
блемы трансформации. Все три группы проблем решаются мерами государст-
венной экономической политики. Но в первых двух случаях государство тем
или иным способом пытается само или вместе с бизнесом решить проблему (
пока рынок еще не может их решить), а во втором оно выступает как реформа-
тор, создавая условия для решения той или иной проблемы самим рынком.

2. Институциональный базис реформ и роль государства

Основным препятствием для развития российской экономики является
несовершенство институциональных рамок для эффективного инвестирования.
Попытки форсировать развитие, законсервировав существующую недорефор-
мированную структуру экономики, обрекают страну на топтание на месте.
Дальнейшие рыночные преобразования потребуют глубоких и достаточно бо-
лезненных реформ и в социальной сфере, и в финансовом секторе, и в сфере
естественных монополий.
7


В последние годы произошла определенная консолидация российской го-
сударственности, укрепление законодательной и судебной системы. В то же
время попытки государственных органов осуществлять непосредственное ад-
ресное регулирование экономики явно чреваты разрастанием коррупции. В
связи с этим усиление роли государства в регулировании экономических про-
цессов должно выражаться, прежде всего, в гарантировании единых условий
хозяйствования для всех экономических субъектов и в обеспечении выполне-
ния условий контрактов.
Огромная потребность российского бизнеса в дерегулировании отражает
две тенденции: собственно к свободе от дополнительных трансакционных из-
держек в целом, к борьбе с установлением рентных отношений в бизнесе и
управлении. Борьба с избыточным государственным регулированием в разви-
тых рыночных странах основана на освобождении эффективно функциони-
рующих рынков и их агентов от ненужных трансакционных издержек. В стра-
нах с переходной экономикой происходит параллельно два процесса: формиро-
вания рынков и снятие остатков старого «планового» регулирования, с одной
стороны, и попыток навязать новые ненужные оковы – с другой. В этом слож-
ном процессе иногда упускают другую крайность и опасность: отсутствие адек-
ватного рыночного регулирования, его неустойчивость (или невыполнение) мо-
гут вести к вакууму, который немедленно заполняется или теневой экономикой,
или явлениями, нарушающими интересы бюджета, других участников рынка.
Ликвидировать потом эти последствия крайне сложно, поскольку заинтересо-
ванные группы пытаются защитить свои рентные интересы и преподносят их
как законные явления рыночной экономики. Эффективность их лоббирования
трудно недооценить, но столь же трудно ограничить.
Вставка 2. Роль институциональных факторов
Сердцевина реформ – изменение структуры сложившейся экономической систе-
мы. Структура определятся множеством воспроизводящихся отношений между людь-
ми, принимающими решения (предприниматели, потребители, наемные работники, ин-
весторы). Совокупность отношений отражена в наборе институтов, определяющих для
каждого человека структуру издержек, от которой он отталкивается при построении
решений и реализации действий. Одновременно институты как набор правил и обеспе-
чивающих их соблюдение механизмов определяют права людей (права собственности и
права свободы).
В конечном счете конкретные характеристики институтов отражают особенности:
• спецификация и защита прав собственности;
• эффективность механизмов управления сделками (обменом правами собствен-
ности и свобод) – рыночными, смешанными и внутрифирменными (корпоративного
управление);
• выполняемость обещаний, выдаваемых предпринимателями друг другу без при-
влечения третьей стороны (будь то суд, профессиональная ассоциация или мафия);
• поведение государственных чиновников как исполнителей относительно ожи-
даемого со стороны поручителей (налогоплательщиков);
• взаимоотношения между домашними хозяйствами (населением) и предпринима-
телями;
• участие хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе.
Права собственности. Права собственности, вне зависимости от того, кто
принимает решение по поводу использования того или иного ресурса, предпо-
лагают наличие режима исключительности в отношении права отдельного че-
ловека или группы людей на принятие решения и получение соответствующего
результата.
Поддержание такого режима сопряжено с издержками. Поэтому частная
собственность не может обеспечить эффективность использования ресурсов,
если не существует низкозатратного механизма соблюдения данных прав. По-
добный низкозатратный механизм связан с деятельностью государства, пред-
8


ставители которого выполняют защитные функции в соответствии с заранее
определенными и известными правилами. Для России проблема состоит в том,
что наряду с частичным уходом государства из экономики как регулятора (по-
средством дерегулирования и приватизации) не произошло пока усиления госу-
дарства как гаранта прав собственности. Более того, оно само через ползучую
конфискацию (в виде запретительно высоких суммарных налогов, включая по-
боры функциональных «бандитов-гастролеров») сохраняет свое присутствие в
экономике и мешает самому себе обеспечивать нерушимость гарантий прав
собственности.
В свою очередь государственная собственность поддерживает неэффек-
тивное использование ресурсов в силу высокой ожидаемой отдачи от недобро-
совестного поведения. Длинная цепочка исполнителей и непрозрачность отчет-
ности не позволяют привести в соответствие стимулы чиновников и директо-
ров госпредприятий и вменяемых им функций. Теоретически организованная
идеология – фактор, определяющий цену, которую готов заплатить человек за
следование собственным убеждением в ущерб материальному благосостоянию,
в том числе за счет злоупотреблений. Отсутствие такой идеологии приводит к
существенно более высокому риску недобросовестного поведения.
Механизмы управления сделками. Обмен правами собственности на рын-
ке, то есть с использованием механизма цен, может быть с низкими издержка-
ми в расчете на одну сделку гарантирован государством (судебная система).
Препятствия для расширения существующих видов рыночных обменов (рын-
ков) и создания новых видов рыночных обменов заключены в недостаточной
уверенности игроков (действующих или потенциальных), что государство будет
выступать беспристрастным гарантом соблюдения оговоренных условий. При-
мером может служить ипотечное кредитование, создание которого в качестве
нового рынка возможно только при посредничестве государства.
Неэффективность корпоративного управления сопряжена с проблемой
защиты прав меньшинства и сторонних инвесторов, а также значительными
издержками по передаче прав собственности эффективному собственнику. Их
источник также заключен в недостатках существующего законодательства и
правоприменительной практики. Сложилась экономика жесткого контроля над
собственностью со стороны тех групп (не всегда даже большинства акций), ко-
торые контролируют объект собственности и особенно его кассовые потоки. В
рамках сложившегося целеполагания оказывается рациональной политика вы-
вода средств с предприятия для эффективного использования (часто за рубе-
жом), нежели максимизации долгосрочной стоимости фирмы. Нетранспарент-
ность собственности, затемненность вопроса о том, кто собственно владеет не-
давно приватизированной собственностью затрудняет борьбу с неуплатой нало-
гов, бегством капиталов, искусственными банкротствами.
Развитие конкуренции. Формирование жесткой конкурентной среды в
Восточной и Центральной Европе при сравнительно медленной и отложенной
приватизации оказалось ключевым фактором в сравнительно эффективном
рыночном поведении предприятий. Формирование такой среды в России прин-
ципиально важно для корректировки поведения российских компаний, укреп-
ления корпоративного управления, переориентации с рентных целей на при-
быль. Одной из проблем страны в конце первого этапа трансформации – низ-
кий уровень применения антимонопольного законодательства. Дерегулирова-
ние и сокращение вмешательства государства в деятельность компаний пред-
полагает соблюдение норм поведения как собственно компаниями, так и необ-
ходимость борьбы с действиями органов власти (особенно региональными и ме-
стными), ограничивающих своими решениями конкуренцию и ущемляющими
права и интересы коммерческих организаций и граждан. Реальное укрепление
тех органов государственной власти (увеличение их независимости и ресурсов),
9


которые противостоят нарушению законов о свободе конкуренции, антимоно-
польного законодательства – эта мера, против которой никто никогда открыто
не возражает. Выполнение этой меры на практике могло бы сократить лобби-
рование, снизить трансакционные издержки для бизнеса, но могло бы затро-
нуть крупные сложившиеся интересы.
Барьеры для свободной конкуренции. Естественным стимулом предприни-
мателя быть лучшим среди равных является поиск новых возможностей ис-
пользования имеющихся ресурсов. Это означает, прежде всего, повышение
производительности ресурсов. Кроме того, это и открытие новых ресурсов и
продуктов, соответственно, новых рынков. Однако существование устойчивых
анклавов с отсутствием конкуренции и возможностями использования де-
факто режима мягких бюджетных ограничений (через неплатежи и трансфер-
ты) блокирует создание указанных стимулов. Наоборот, все усилия направляют-
ся на то, чтобы получить преимущества, основанные на монопольном положе-
нии. Данный стимул сопрягается с интересами местных органов власти в по-
полнении бюджетов, в том числе и в целях выполнения непомерных социаль-
ных обязательств.
Барьеры принимают самые разнообразные формы, дифференцируя из-
держки производства (трансакционные и трансформационные) вне зависимо-
сти от усилий предпринимателей в целях повышения качества производимых
продуктов и уровня производительности используемых при этом ресурсов. В
числе таких барьеров следует отметить:
• неодинаковые ставки и разный режим налогообложения предприятий одной
отрасли;
• неравные условия распределения земли и государственных заказов;
• неравенство фактических цен на энергоресурсы для разных компаний в одной
отрасли;
• неравенство административных требований, предъявляемых к различным
компаниям;
• неравные условия применения законов, в том числе относящихся к защите ин-
теллектуальной собственности;
• неравные условия доступа к экспортной инфраструктуре, контролируемой го-
сударством.
Первый этап реформ дал доступ к использованию значительной части
экономических ресурсов страны. Однако одновременно стала нарастать тен-
денция к созданию рентных отношений при использованию производственных
и непроизводственных активов. Даже оставляя в стороне рэкет со стороны
преступных сообществ, государственное регулирование и лицензирование, на-
растание бюрократических требований создали огромные препятствия к веде-
нию бизнеса. Сложились огромные издержки для входа на рынок новых, осо-
бенно малых и средних предприятий. Как в 80-е годы в мире сложилось поня-
тие «издержки Бразилии» – то есть избыточные трансакционные издержки ве-
дения бизнеса (торговля и прямые инвестиции) по сравнению с другими стра-
нами, так в 90-е годы сложилось понятие «издержки России». Препятствия для
входа в отрасль и получения доступа к ресурсам (особенно к земле), для реше-
ния административных вопросов, тяжелый налоговый режим создают тот фе-
номен, который часто именуется плохим инвестиционным климатом.
Недостоверность обязательств бизнеса. Для того, чтобы заключать кон-
тракт с партнером, необходимо доверие, которое является либо следствием дол-
госрочного сотрудничества, либо эффективных гарантий государства (досто-
верность обязательств государства), либо достоверных обязательств со стороны
партнера. В России достоверность обязательств, посредником в обеспечении
которой выступает государство, в настоящее время под большим вопросом.
10


Опора на давно наработанные связи существенно сужает возможности выбора
и поиска более производительных поставщиков (выгодных потребителей). Вы-
полняемость контрактов без вмешательства государства предполагает обмен
залогами. Проблема в том, что данная практика отношений в рамках бизнеса
не отработана и может возникнуть децентрализовано из практики повседнев-
ного взаимодействия между предпринимателями. Важную роль в решении
данной проблемы могут сыграть прямые иностранные инвестиции, привнося-
щие в российскую практику правила рыночной экономики, а также реинвести-
рование полученной прибыли, что требует гарантий со стороны государства в
форме действующих институтов.
Недоверие населения к власти и бизнесу. Коррупция – серьезный источник
недоверия населения к государству как организации и, соответственно, к вла-
сти, поскольку в рамках и от имени данной организации действуют люди (гос-
служащие), поведение которых существенно отклоняется от декларированных
функций организации. Другим важным источником недоверия к власти явля-
ется недостоверность выдаваемых ее представителями обещаний, что обуслов-
лено несоответствием между тем, что государство может делать и что деклари-
руется как сфера его ответственности. Более того, часть обязательных функций
государства реализуется неудовлетворительно (защита прав собственности, га-
рантирование соблюдения условий контрактов).
Недоверие населения к бизнесу во многом проистекает из оценки истоков
бизнеса и интуитивного понимания стимулов предпринимателей, богатеющих
не вместе с простыми потребителями, а за счет простых потребителей. Причем
данное представление вполне может существовать даже в условиях одновре-
менного роста как благосостояния населения, так и прибылей предпринимате-
лей. В данном случае – это прямое следствие отсутствия цивилизованной пред-
принимательской этики, ответственности бизнеса перед обществом.
Коррупция в государственном аппарате. Люди принимают решения и
действуют в соответствии со своими стимулами. Стимулы определяются налич-
ными правилами игры и являются неотъемлемым атрибутом рационального по-
ведения вне зависимости от того, о ком идет речь – избирателе, политике или
предпринимателе. Это относится и к государственным служащим. Коррупция –
использование служебного положения в личных целях, отличающихся от декла-
рированных целей организации.
Продажа права нарушать закон – способ использования служебного поло-
жения, также основанный на существующей системе стимулов. В результате
многократного использования данного приема возникает эффект обучения,
связанного с систематическим нарушением законодательства. Необходимо
время осознать, что правила игры существенно изменились (в том случае, если
они действительно изменились). В итоге, угроза связана с возрастающими из-
держками перехода к системе некоррумпированной власти. Простое повыше-
ние уровня оплаты, скорее всего проблемы не решит, хотя и создаст дополни-
тельные проблемы с бюджетным финансированием либо с сокращением чис-
ленности госаппарата. Последнее означает применение инструментов отбора.
Однако единственный надежный критерий – это лояльность к отбирающему.
Таким образом, к числу важнейших задач модернизации экономики отно-
сится укрепление государственных институтов и институциональной базы в
целом, включая:
• обеспечение безусловного приоритета законодательных актов федерального
уровня над актами субъектов федерации и местного самоуправления;
• создание эффективных механизмов противодействия применению местных
нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству; укруп-
нение территориальных подразделений федеральных служб;
11


• юридическое закрепление прав собственности на все ее объекты и разработка
полных кадастров объектов недвижимости;
• сокращение государственного вмешательства в дела бизнеса через функцио-
нальные представительства федеральных органов власти на местах;
• обеспечение публичности проводимой политики и укрепление исполнительной
вертикали;
• пресечение создания административных барьеров, дискриминирующих часть
производителей на региональных товарных рынках (как источник коррупции и
неэффективности производства) за счет расширения полномочий антимоно-
польных органов и упрощения процедуры возбуждения и ведения дел;
• обеспечение условий для развития элементов прецедентного права по хозяйст-
венным спорам;
• переход на казначейскую систему исполнения бюджета и внебюджетных фон-
дов;
• предоставление возможности конечным бюджетополучателям безакцептно спи-
сывать средства со счетов казначейства в пределах утвержденных ассигнова-
ний;
• законодательное установление лимитов на внутренние и внешние заимствова-
ния;
• создание равных условий доступа к экспортной инфраструктуре, контролируе-
мой государством (или ее разгосударствление).
В самом коротком выражении воздействие государства на формирование
новых условий хозяйствования упирается в соблюдение всеми сторонами пра-
вил игры. Прежний неписанный социальный контракт действовать перестал, а
новый социальный контракт не появился2. Поэтому одной из задач государства

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign