LINEBURG


страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Оглавление
Введение
Раздел 1. Экономическая политика на новом этапе
Глава 1. Итоги экономической трансформации России в 90-х годах
1. «Треугольная» экономика
2. Место России в современном мире
3. Завершение первого этапа трансформации
4. Выбор экономических решений: препятствия и риски
Глава 2. Макроэкономические проблемы развития России
1. Точка отсчета
2. Варианты стратегии
3. Меры обеспечения экономического роста
4. Долговременные перспективы
Глава 3. Контуры экономических реформ: новые задачи и походы
1. Общие цели и условия реформ
2. Институциональный базис реформ и роль государства
3. Основания бюджетной политики
4. Первоочередные меры налоговой реформы
5. Социальная реформа
6. Создание устойчивой финансовой системы
7. Структурная политика
8. Макроэкономическая политика и экономический рост.

Раздел 2. Особенности экономической политики после финансового кризиса
Глава 4. Политика в финансовой сфере
1. Характеристика финансового кризиса
2. Общая характеристика финансовой политики в 1999 г.
3. Взаимоотношения России с МВФ в 1999 г.
Глава 5. Структурные реформы: специфика 1999 г.
1. Приватизация
2. Налоговая реформа
3. Внешнеэкономическая политика
4. Естественные монополии
5. Аграрная политика
Раздел 3. Кредитная и долговая политика
Глава 6. Денежная и валютная политика
1. Денежно-кредитная политика
2. Валютная политика
Глава 7. Внутренний долг
1. Накопление внутреннего долга в 90-е годы
2. Реструктуризация внутреннего долга в 1998–1999 гг.
Глава 8. Внешний долг
1. Общая оценка ситуации
2. Возможные пути урегулирования проблемы
3. Условия и факторы реструктуризации
4. Перспективы отношений с международными «клубами» кредиторов
Раздел 4. Бюджетно-фискальная политика
Глава 9. Доходы бюджета
1. Консолидированный бюджет
2. Федеральный бюджет
Глава 10. Расходы бюджета
1. Консолидированный бюджет
2. Федеральный бюджет
2


Глава 11. Налоговая политика
1. Косвенные налоги
2. Прямые налоги
Глава 12. Реструктурирование налоговой задолженности
1. Правовая база
2. Практические мероприятия
Раздел 5. Социальная политика
Глава 13. Экономическое положение населения
1. Личные доходы
2. Проблемы регулирования оплаты труда
3. Личное потребление
4. Личные сбережения
Глава 14. Внебюджетные социальные фонды
1. Пенсионный Фонд
2. Фонд социального страхования
3. Фонд обязательного медицинского страхования
4. Фонд занятости населения РФ
Глава 15. Система социальной защиты населения
1. Законодательная и нормативная база
2. Размер социальных пособий
3. Охват населения социальными пособиями и льготами
4. Распределение социальной помощи
5. Реформирование системы социальной защиты населения
Раздел 6. Потоки капитала
Глава 16. Бегство капитала
1. Характер вывоза капитала из России
2. Оценка масштабов вывоза
3. Видимые последствия
4. Схемы вывоза капитала
5. Меры по предотвращению бегства капитала
Глава 17. Политика в отношении прямых иностранных инвестиций
1. Конкурентные позиции России
2. Основные приоритеты стимулирования ПИИ
3. Законодательная база регулирования иностранных инвестиций
4. Вопросы совершенствования режима СРП
5. Организационная структура привлечения ПИИ
6. Механизмы привлечения ПИИ в экономику России
Глава 18. Перераспределение сбережений в экономике
1. Сбережения
2. Перераспределение сбережений: финансовый сектор и государство
3. Расчеты с внешним миром
4. Методические подходы к анализу потоков капитала
Раздел 7. Банковский сектор
Глава 19. Состояние банковской системы
1. Важнейшие последствия кризиса 1998 г.
2. Условия восстановления банковской системы
3. Качество собственного капитала российских банков
4. Перспективы развития российской банковской системы
Глава 20. Банковская реструктуризация
1. Банковское регулирование в условиях кризиса
2. Текущие задачи регулирования
3. Банковская реструктуризация: российская практика
3


4. Стратегия реструктуризации и рекапитализации
Раздел 8. Частный нефинансовый сектор
Глава 21. Условия развития конкуренции
1. Значение конкуренции и факторы, определяющие ее особенности
2. Условия развития конкуренции на товарных рынках
3. Антимонопольный контроль и регулирование
Глава 22. Реструктуризация промышленных предприятий
1. Основные факторы и механизмы
2. Основные направления реструктуризации
Глава 23. Реформирование угольной промышленности
1. Реформы 1993–1998 гг.
2. Два подхода к реформированию отрасли
3. Роль и позиция МБРР
4. Социальное партнерство
5. Взаимоотношения центра с регионами
6. Политика Правительства в 1999 г.
7. Дальнейшие задачи реструктуризации
Глава 24. Развитие агропродовольственного сектора
1. Результаты реформ 90-х годов
2. Особенности сформировавшейся аграрной политики
3. Влияние кризиса 1998 г. на агропродовольственный сектор
4. Основные проблемы агропродовольственного сектора
5. Задачи современной аграрной политики
Раздел 9. Большие города России
Глава 25. Крупнейшие города России: адаптация к рынку
1. Особенности развития крупнейших городов РФ
2. Городские финансы
3. Взаимоотношения с регионами
Глава 26. Экономическое развитие Санкт-Петербурга
1. Особенности развития экономики Санкт-Петербурга за годы реформ
2. Городские проблемы и городские финансы
Глава 27. Финансовая система Москвы
1. Организационные основы финансовой системы г. Москвы
2. Расширенный бюджет г. Москвы в 1997– 1998 гг.
3. Управление долгом
Раздел 10. Приложения
Приложение 1. Заявление Правительства Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на
1999 год
Приложение 2. Меры по реализации среднесрочной программы структурных
реформ (Письмо о политике развития для целей третьего займа на
структурную перестройку экономики)
Приложение 3. Оценка мировой экономической ситуации
Приложение 4. Статистика
Приложение 5. Список публикаций БЭА
ВВЕДЕНИЕ

«Обзор экономической политики в России за 1999 год» охватывает нелег-
кий период в жизни российского общества. Последствия финансового краха
1998 г. потребовали решения сложнейших проблем в области макроэкономиче-
ской политики. Такие периоды, естественно, заполнены мероприятиями, по-
священными кризисному управлению и антикризисным мерам. Напомним, что
предыдущий Обзор был посвящен развитию финансового кризиса и его непо-
средственным последствиям в конце 1998 - начале 1999 г.
Данный том служит решению трех взаимосвязанных задач. Во-первых,
это рассмотрение коренного вопроса о характере адаптации российской эко-
номики к последствиям краха августа 1998 г. и четырехкратной девальвации.
Почти полтора года, прошедшие после августа 1998 г., позволяют судить об ус-
пехах и неудачах послекризисной экономической политики. Поэтому мы анали-
зируем прежде всего адаптацию различных секторов экономики к последстви-
ям кризиса, а не экономику и политику календарного 1999 г.
Экономическая политика страны с доминирующим сырьевым экспортом и
большим внешним долгом представляет собой достаточно известную картину.
Россия не стала исключением из общего правила. Экономика и социальная
сфера выдержали удар несколько лучше, чем даже можно было ожидать в раз-
гар кризиса в 1998 г. Послекризисный рост промышленный производства и
ВВП снял наиболее тревожные ожидания, которые превалировали осенью 1998
г. В условиях частой смены правительств спор о направлении развития и ре-
формирования неизбежно был связан с вопросами выживания страны как эко-
номического организма, поддержания ее социальной и политической стабиль-
ности и мирового статуса.
Во-вторых, этот том во многом является частью трехлетней программы
БЭА, целью которой было взглянуть на экономические проблемы России, ее
экономическую политику конца 90-х годов после завершения основных реформ
первого этапа перехода к демократии и рынку. Ключевые структурные рефор-
мы шли медленно, и характер экономических отношений мало изменился за
последние три–четыре года. Объективное рассмотрение того экономического
механизма, который сложился в России к концу первого этапа трансформации,
отвлекаясь от исходного состояния и политических обстоятельств его формиро-
вания, помогает четче видеть перспективу. Российская экономика развивается
уже на собственной институциональной основе, которая сформировалась к се-
редине 90-х годов.
Представляет интерес вопрос о том, что в нынешнем механизме стало по-
стоянным свойством, что меняется самостоятельно и эволюционно в силу логи-
ки самой экономической жизни, а что требует вмешательства государства и
дальнейших реформ. Одной из ключевых проблем экономической практики, не
слишком щедро описанной в теории, является взаимодействие между поведе-
нием экономических агентов – населения, предприятий, – и государственной
политикой, выраженной в законах и решениях правительства. Во многом успех
или неуспех тех или иных реформ зависит от того, насколько намерения и ре-
шения законодателя соответствуют интересам экономических агентов. Совпа-
дение интересов и решений – это самый легкий для рассмотрения случай. На-
много сложнее анализировать попытки провести долгосрочные реформы про-
тив интересов влиятельных экономических групп, или государственную поли-
тику как форму реализации таких интересов.
Данный Обзор включает в себя ряд важных тем, которые по разным при-
чинам не были затронуты в предыдущих двух выпусках. Три «Обзора экономи-
ческой политики в России» за 1997–1999 гг. могут в известном смысле рассмат-
риваться как единое целое, объединенное вышеуказанным подходом и в значи-
2


тельной степени авторским коллективом. Разумеется, даже в трех томах трудно
охватить все ключевые проблемы страны, даже вместе с другими работами
БЭА 1997-2000 гг.1
Можно полагать, что 2000 г. открывает новый этап в истории страны. По-
литическая консолидация общества позволяет надеяться на эффективное про-
ведение нового раунда реформ, которые позволят решить в обозримом будущем
как унаследованные от прошлого проблемы развития гражданского общества,
трансформации экономического механизма, так и те проблемы, которые сло-
жились собственно в 90-е годы. Поэтому третьей задачей является важная для
любого коллектива экономистов попытка осмыслить в развернутом виде итоги
развития не только за последний год, но и в более широком контексте, а также
взглянуть в будущее. Необходимость относительно быстрого – в ближайшие
один–два президентских срока – проведения структурных реформ, которые
становятся естественным измерителем возможных шагов в области развития
экономики страны и продолжения рыночной трансформации в будущем, дик-
туется острыми экономическими проблемами страны.
Данная работа ориентирована на анализ экономических проблем и подхо-
дов к реформированию хозяйственной системы, выявление объективных осно-
ваний для принятия политических решений. Первый раздел Обзора в большей
степени рассчитан на участие в национальной дискуссии по основным целям и
принципам предстоящего этапа развития страны и реформирования экономи-
ки. Чрезвычайно важно достичь широкого национального согласия в отноше-
нии как существа и глубины, так и приоритетов в экономических и социальных
реформах, составляющих объективное содержание следующего этапа жизни
страны. Большую роль в этом отношении сыграет ожидаемая обществом новая
программа реформ, в разработке которой задействованы огромные интеллекту-
альные ресурсы. Содержание и имплементация правительственной программы
будет одной из ключевых тем следующего Обзора 2000 г.

Леонид Григорьев,
Генеральный директор
Фонда «Бюро экономического анализа»




Оглавления предшествующих выпусков «Обзора экономической политики в Рос-
1

сии» и список публикаций БЭА даны в приложении к данному тому. См. тж. сайт БЭА:
www.beafnd.org.
ГЛАВА 1. НАКАНУНЕ НОВОГО ЭТАПА ТРАНСФОРМАЦИИ

Россия находится в преддверии нового этапа трансформации. В стране
накопилась масса экономических проблем, связанных как с плановым развити-
ем в течение предшествовавших реформам десятилетий, так и собственно с хо-
дом реформ. Выбор дальнейшего пути зависит теперь уже не только от рефор-
маторской деятельности государства, но и от интересов собственников нацио-
нальных активов, сложившихся в эти годы. Трудной проблемой формирования
экономической политики на ближайшие годы является выбор между транс-
формационными усилиями для формирования условий дальнейшего развития и
решением, как говорили раньше, «крупных народнохозяйственных задач». В
отличие от большинства других стран с переходной экономикой (кроме Китая),
на проблемы развития и проблемы трансформации накладываются и статусные
проблемы России как великой державы, хотя правильнее говорить о великой
нации. Множественность целей при ограниченности финансовых, администра-
тивных и временных ресурсов делает процесс выбора чрезвычайно сложным и
ответственным. Существуют риски, которые должны браться в расчет, и кото-
рые накладывают дополнительные ограничения на свободу выбора.
К началу 2000 г. российское общество охватило довольно определенное
ощущение завершения предыдущего этапа трансформации страны и ожидания
поворота к лучшему. Внешним символом такого завершения была добровольная
отставка Б. Н. Ельцина с поста Президента РФ, выборы нового состава Думы и
нового президента – В. В. Путина. Электорат готов снова надеяться и нашел
того, кому он мог бы поверить. Появление вновь надежды на будущее имеет ог-
ромное значение для страны, если не окажется растраченным. Поворот в соци-
ально-политических настроениях является результатом меняющейся ситуации в
стране.
Объективные предпосылки ожиданий связаны, во-первых, с событиями
последних полутора лет: страна перенесла финансовый крах 17 августа 1998 г.
в конечном счете много лучше, чем опасались в разгар кризиса. Это проявилось
в относительной социальной стабильности, основанной на компенсаторных
факторах в области потребления и распределения (выплата зарплаты и прочее),
которые предотвратили обострение социальной обстановки. Во-вторых, наблю-
дается общая усталость как широких слоев населения, так и деловой и полити-
ческой элиты от ощущения постоянных потерь и поражений внутри страны и в
мире в течение предыдущего десятилетия.
Психологическое состояние общества в течение всех 90-х годов отражало
процесс всеобъемлющей трансформации: страны, государства и экономики.
Распад СССР – основы глобального идеологического и военно-политического
противостояния – остался позади. Ход чеченской войны 1999–2000 гг., при
всей ее тяжести, показал, что процесс распада страны может быть остановлен.
Независимо от отношения к причинам и характеру изменения конфигурации
страны, для экономического роста и политики существенен один принципиаль-
ный момент: Россия более не несет бремя экономического обеспечения глобаль-
ного военно-политического и идеологического противостояния. Россия стала го-
сударством, в рамках которого нация пытается сформировать цели своего дос-
тойного существования и развития, свою национальную идею.
Внутриполитическая борьба за выбор пути между демократией и возвра-
том к прошлому завершилась парламентской кампанией 1999 г., отразившей
новую ситуацию: в отличие от 1996 г. отстаивание существования демократии
перестало быть вопросом выбора. При первой надежде на восстановление на-
ционального достоинства, независимо от формы реализации – будь то твер-
дость политики по отношению к Западу по некоторым вопросам или военная
кампания на Северном Кавказе – общество показало готовность и желание опе-
реться на государство и поддержать того, кто становился в этих условиях сим-
волом надежды. Усталость от неразберихи, неудач и унижений предопределила
возможность консолидации. К 2000 г. как электорат, так и элиты востребовали
стабильность в обществе и формирование экономически сильного государства,
имеющего авторитет в мире.
Российская экономика в 1999 г. впервые показала лучшие результаты, чем
ожидалось (см. табл. 1). Неожиданность такого результата не следует переоце-
нивать: относительная изоляция реального сектора от рухнувшей банковской
системы, высокие цены на товары сырьевого экспорта, импортозамещающие
процессы дали толчок экономике, который может продолжаться некоторое
время. Однако до устойчивого подъема пока довольно далеко, если понимать
под ним масштабный рост инвестиций в создание новых мощностей, появление
новых отраслей промышленности, особенно в области информационных техно-
логий, и т.п.
Таблица 1.
Динамика макроэкономических показателей и прогнозы
(темпы прироста, в реальном выражении, %)
Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
ВВП
Фактически –4,9 0,8 –4,6 3,2
–2,0
Прогноз, декабрь 1995 г.
1,0
Прогноз, декабрь 1996 г.
1,5 3,5 5,0
Прогноз, январь 1998 г.
–3,0 1,0 3,0
Прогноз, март 1999 г.
2,0 3,0 4,0
Прогноз, февраль 2000 г.
Промышленное производство
Фактически –4,0 2,0 –5,2 8,1
–3,5
Прогноз, декабрь 1995 г.
1,0
Прогноз, декабрь 1996 г.
3,0 4,0 5,0
Прогноз, январь 1998 г.
–1,0 2,0 4,0
Прогноз, март 1999 г.
4,5 5,0 5,5
Прогноз, февраль 2000 г.
Капиталовложения
Фактически –18,0 –5,0 –6,7 4,5
–7,0
Прогноз, декабрь 1995 г.
0,5
Прогноз, декабрь 1996 г.
0,0 5,0 6,5
Прогноз, январь 1998 г.
0,0 2,0 5,0
Прогноз, март 1999 г.
3,5 6,0 8,0
Прогноз, февраль 2000 г.
Потребительские цены
Фактически 21,8 11,0 84,4 36,5
20,0 12,0 8,5
Прогноз, февраль 2000 г.
Источники: Госкомстат РФ; программы Правительства Российской Федерации за
соответствующие годы.

Первое «окно политических возможностей» – готовность общества к пере-
менам и реформам на рубеже 80–90-х годов – возникло в результате усталости
общества от кризиса плановой системы: падения темпов роста, многолетнего
тотального дефицита, кризиса государственных финансов, в том числе долгово-
го кризиса. Быстрая ломка плановой системы и демократизация обеспечили
благоприятный психологический фон и временную терпимость общества к бо-
лезненным аспектам перемен. Но несбывшиеся надежды и высокие социальные
издержки в ходе едва ли не десятилетнего кризиса и беспрерывные ожидания
обещанного процветания для страны в 1996–1999 гг. вызвали сомнения в логи-
ке и технике трансформации. На фоне эксцессов масштабного первичного на-
копления и коррупции появилось ощущение безнадежности. Однако события со


2
второй половины 1998 г. до весны 2000 г. свидетельствуют о достаточно высо-
кой психологической устойчивости населения.
Новое «окно возможностей» для реформ основано, как ни парадоксально,
именно на определенном разочаровании в результатах реформ 90-х годов и
создает перспективы для трансформации экономики и общества. Политическая
элита имеет шанс на поддержку довольно значительных слоев общества, если ее
шаги будут укладываться в общие ожидания. Новые возможности для проведе-
ния реформ в стране заключаются уже не в готовности общества к новым
жертвам, как это бывает в начале периода масштабных реформ, и что мы на-
блюдали во многих странах с переходной экономикой. Напротив, нынешние
ожидания связаны с «наведением порядка» в стране и предположением, что
прогресс может быть результатом «порядка».
Дискуссии о выборе пути развития зимой 2000 г. показали, что серьезной
альтернативы продолжению рыночной трансформации не выдвинуто. Но боль-
шинство политических сил сместилось в своих программах в направлении ук-

страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign