LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 39
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и материальными ресурсами и необходимыми средствами на перепрофилирование производства.
Начиная с 1991 г. проблема конверсии оказалась вплетенной в сложный и противоречивый узел более
общих экономических и политических проблем. С распадом Советского Союза оборонные предприятия
лишились налаженных производственных связей, а также значительной части рынков сбыта своей продукции.
Резко сократился оборонный заказ. При составлении программы конверсии предполагалось, что объем
производства вооружений и военной техники должен сократиться в 1991 г. на 19% по сравнению с 1988 г.,
после чего до 1995 г. выпуск военной продукции будет оставаться практически на том же уровне. Однако
реальное сокращение выпуска военной продукции по сравнению с 1988 г. уже в 1991 г. составило более 30%. В
свою очередь с переходом к рыночным условиям хозяйствования производство гражданской продукции в
оборонных отраслях стало определяться реальным платежеспособным спросом покупателей.
Для управления процессом конверсии в новых условиях в 1992 г. был принят Закон РФ “О конверсии
оборонной промышленности в Российской Федерации”, а в Правительстве РФ началась разработка
Государственной программы конверсии на 1993–1995 гг. Основные задачи Государственной программы были
определены как сохранение и эффективное использование производственного, кадрового и инновационного
потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих
мест в гражданской сфере экономики, использовании его для модернизации и реконструкции экономики,
развития экспортной базы и импортозамещения.
В рамках Государственной программы конверсии были реализованы конкурсные механизмы
государственной поддержки приоритетных направлений конверсии. Предприятия сами составляли свои
конверсионные программы, выбирая оптимальные пути перепрофилирования производства и привлекая для
этого прежде всего собственные средства. Покупателей конверсионной продукции предприятия тоже должны
были искать самостоятельно, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи, в том числе внешнеэкономические.
Государственное целевое кредитование программ конверсии предприятий, прошедших конкурсный отбор,
должно было осуществляться через коммерческие банки. За счет бюджета предусматривалось финансирование
НИОКР и дотации предприятиям по социальным выплатам и на содержание социальной инфраструктуры.
В ходе реализации программы были созданы производственные мощности по выпуску многих видов
продукции гражданского назначения, отвечающей современным техническим и эксплуатационным
требованиям, обеспечивающей снижение закупок по импорту и пользующейся повышенным спросом. Однако в
целом контрольные показатели Государственной программы конверсии не были достигнуты. На 1993 г.
Программа предусматривала увеличение производства гражданской продукции в оборонном комплексе на 12%
по сравнению с 1992 г. Реально же вместо роста произошло снижение гражданского производства на 11%. В
1994–1995 гг. сокращение гражданского производства продолжалось. Ни по одной из целевых конверсионных
программ новые мощности не были введены в намеченных объемах.
В связи с необходимостью реализации новых подходов к управлению процессом конверсии, в 1995 г., еще
до истечения срока действия предыдущей программы, была разработана третья Государственная программа
конверсии оборонной промышленности на 1995–1997 гг. В основу программы были положены следующие
принципы:
• переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке
отдельных перспективных производств и видов гражданской продукции, уменьшение числа приоритетов,
определенных в предыдущей Государственной программе;
• постепенный перенос акцента с инвестиционных методов государственной поддержки конверсии на
организационно-институциональные методы (расширение самостоятельности предприятий, создание
рыночной системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы,
развитие фондового рынка и т.д.).
Программа включала в себя 8 подпрограмм организации разработки и серийного производства
высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения по важнейшим отраслям
народного хозяйства (гражданской авиационной техники, продукции гражданского судостроения,
оборудования для топливно-энергетического комплекса, наукоемкой медицинской техники, электроники,
средств связи и информатики, производства материалов, комплектующих изделий и оборудования для выпуска
конкурентоспособной сложной бытовой техники, технологического оборудования для перерабатывающих отраслей
агропромышленного комплекса).
Финансовое обеспечение Программы предполагалось осуществить за счет конверсионного кредита,
предоставляемого из федерального бюджета на возвратной основе, бюджетных ассигнований (на проведение
НИОКР, выделение дотаций на выплату выходного пособия и переквалификацию работников, содержание
объектов социальной инфраструктуры), а также внебюджетных источников (средств предприятий, заказчиков и
др.). Для осуществления смешанного кредитования конверсионных проектов за счет государства и частных
инвесторов был образован Государственный фонд конверсии.
Намеченных в Программе обобщенных показателей развития гражданского производства в оборонном
комплексе достичь снова не удалось. В 1996 г. Программой предусматривалась стабилизация производства
гражданской продукции в отраслях оборонного комплекса, а в 1997 г. – его рост на 3–5% к уровню 1996 г. при
увеличении удельного веса гражданской продукции в общем объеме производства. Фактически же объем
гражданского производства в комплексе сократился в 1996 г. по сравнению с 1995 г. на 18%, а без учета
атомной промышленности – на 30%.
Невыполнение Федеральных конверсионных программ было обусловлено следующими факторами:
• неудовлетворительным финансированием технического перевооружения оборонного комплекса (в 1995 г.
объем реально выделенного кредита составил 22,5% от объема, предусмотренного в федеральном бюджете
и в Программе на этот год, в 1996 г. – 11%, а в 1997 г. – 0,85%);
• ухудшением экономического положения оборонных предприятий в связи с сокращением оборонного заказа
и его недофинансированием, что резко ограничило собственные инвестиционные финансовые возможности
предприятий;
• недоучетом изменений платежеспособного спроса, что явилось одной из причин медленной окупаемости
бюджетных средств;
• недостаточно эффективным использованием высвобождаемых из военного производства мощностей и
научно-производственного потенциала;
• недостаточной государственной поддержкой конверсионных предприятий (в области налогового,
таможенного законодательства и т.д.);
• несоответствием реально выделенных бюджетных средств запланированным по достаточно
многочисленным программам и мероприятиям по конверсии.
Однако главной причиной невыполнения первых трех программ, а также и первого этапа реализации
четвертой, о которой речь пойдет ниже, стала неверная оценка Правительством макроэкономических
тенденций. Вместо ожидавшейся стабилизации и последующего роста в 1993–1998 гг. наблюдался спад
производства, углубление финансового и бюджетного кризиса.
Средства из федерального бюджета в рамках конверсионных программ в основном расходовались на
дотации предприятиям (выплата выходного пособия, переквалификация работников, а также содержание
социальной инфраструктуры), т.е. не на техническое перевооружение производства, а в основном на решение
социальных вопросов. Причем доля дотаций в общих расходах на конверсию с каждым годом увеличивается. В
то же время удельный вес льготного конверсионного кредита составил в 1997 г. менее 1 % всех расходов (см.
табл. 5).
В основном конверсионные программы на предприятиях финансируются за счет собственных средств
(42%). Коммерческие банки все меньше проявляют заинтересованность в финансировании конверсионных
программ по причине высоких инвестиционных рисков. За 1994–1997 гг. их доля в общих расходах снизилась с
31% до 6%, причем основная часть кредитов коммерческих банков предоставлялась предприятиям авиационной
промышленности.
Таблица 5
Структура расходов на конверсию предприятий ВПК
по источникам финансирования (% )
Годы Все Феде- в том числе Регио- Собствен- Кредиты
ральный льготные дотации нальные ные банков
бюджет конверси- бюджеты средства
онные
кредиты
1995 г. 100 34 3 12 2 33 22
1996 г. 100 32 3 26 3 46 10
1997 г. 100 39 1 34 3 42 6
Источник: данные обследований Госкомстата по 600 предприятиям ВПК.


Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998–2000
годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г.
№ 1081 “О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации Послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Порядок во власти – порядок в стране””, исходит
из решений Президента по вопросам военной реформы и основных положений Программы Правительства
Российской Федерации “Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах”. Утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 625. Правовые основы и
принципы государственной политики в области проведения конверсии оборонной промышленности
обеспечивает новый Федеральный Закон “О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации”,
принятый в марте 1998 г. и утвержденный Президентом 13.04.98 г.
В новом Федеральном Законе были установлены основные понятия в области проведения конверсии,
вопросы правового регулирования, государственного управления, финансирования и т.д. Определены
следующие цели проведения конверсии:
• обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования
научно-технического и производственного потенциала организаций оборонной промышленности для
производства высокотехнологической и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции;
• обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобождаемых в связи с
проведением конверсии, в том числе посредством создания дополнительных рабочих мест в
конверсируемых организациях;
• обеспечение научно-технического прогресса за счет приоритетного развития наукоемких производств;
• развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;
• снижение экономической зависимости от импорта продукции за счет создания и развития производства
продукции, аналогичной импортной;
• создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.
В программе также определены приоритетные направления развития: гражданская авиатехника и
судостроение, электронная и медицинская техника, средства связи и информации, оптическое
приборостроение, оборудование для ТЭК, производство новых материалов. Предусматривается обеспечить
ввод производственных мощностей по выпуску гражданской продукции на сумму около 10 млрд руб. и создать
рабочие места для 80 тысяч человек.
Главным отличием программы на 1998–2000 гг. от предыдущих являются намеченные мероприятия по
осуществлению целенаправленной реструктуризации оборонной промышленности в соответствии с задачами
военного строительства, по перепрофилированию и модернизации высвобождаемых из военного производства
производственных мощностей под выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции
гражданского назначения, а также по обеспечению социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с
реструктуризацией.
Особое внимание уделено вопросам совершенствования механизма финансирования, имея в виду, наряду с
бюджетным финансированием, более широкое использование внебюджетных источников, в т.ч. и частные
инвестиции, включая мероприятия по продаже акций разрешенных к приватизации оборонных предприятий,
размещение среди российских инвесторов акций учрежденных холдинговых компаний, а также средств от
реализации госимущества. В то же время около 50% средств на конверсию должно было быть выделено из
федерального бюджета, в том числе более половины – в виде инвестиционных кредитов. Была создана
нормативно-правовая база, позволяющая обеспечить финансирование инвестиционных программ конверсии
через Госконверсфонд9.

9
“Положение о порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств
федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора”, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 143.
Однако в связи с углублением финансового и бюджетного кризиса кредиты на конверсионные нужды,
обеспечивающие выполнение Программы, из госбюджета за 10 месяцев 1998 г. выделены не были.



4. Социально-экономические проблемы
в оборонном комплексе
С целью привлечения квалифицированных кадров в ВПК государство на протяжении длительного времени
поддерживало более высокий жизненный уровень работников “оборонки” по сравнению с другими отраслями
экономики. Это выражалось не только в уровне оплаты труда, но и в создании социальной инфраструктуры на
оборонных предприятиях (жилье, детские сады, оздоровительные комплексы, дома отдыха, санатории и т.д.).
Вследствие утраты монопольного положения на рынке гражданской продукции, сокращения оборонного
заказа и его недофинансирования, финансово-экономическое положение предприятий комплекса резко
ухудшилось, что привело к снижению уровня материального положения работающих. В настоящее время
средняя оплата труда персонала на предприятиях оборонной промышленности значительно ниже, чем в других
отраслях экономики, и составляет лишь 2/3 от среднего уровня оплаты труда в промышленности.
Проблемы, связанные с низким уровнем оплаты труда занятых в ОК, усугубляются длительными
задержками в выплате заработной платы. На многих предприятиях и организациях ОК задержки с выплатой
зарплаты превышают 4–6 и более месяцев. Нарастание задолженности по выплате заработной платы
работающим по-прежнему остается одной из наиболее острых социальных проблем. Меры, которые
предпринимает Правительство по ликвидации задолженности, позволяют лишь на короткий период
приостановить ее рост, затем процесс вновь возобновляется.
Задолженность по заработной плате является следствием ставшего уже хроническим недофинансирования
(по сравнению с планами) военного производства и несвоевременной оплаты государством заказанной и
произведенной продукции. Например, в 1998 г. фактическое финансирование национальной обороны
осуществлялось в размере 1/3 от плановых назначений, а закупка вооружений и военной техники – в размере
10% от планировавшихся.
В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 ок