LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 35
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

финансового кризиса соответствовали той вполне рациональной модели поведения, которая сложилась в 90-е
годы. Как было показано в предыдущем “Обзоре экономической политики”, эта модель в значительной мере
отражает принципиальную незавершенность реформ в области отношений собственности1. В этой связи важно
разделить интересы всех участников процесса принятия финансовых решений.
В настоящее время в России лишь меньшинство предприятий обрабатывающей промышленности и
торговли (прежде всего внешней) характеризуется наличием четко выраженного контроля со стороны
собственников (особенно иностранных) и ориентацией на масштабные инвестиции с долгосрочной отдачей.
Собственники же и менеджеры основной части приватизированных предприятий управляют ими в ситуации
неуверенности в устойчивости собственного контроля. К этому добавляются противоречия между интересами
инсайдеров и различных групп аутсайдеров, растущее влияние локальных и региональных властей. В
результате собственники и менеджеры большинства предприятий объективно не могут следовать долгосрочной
стратегии, предпочитая использовать кассовые поступления (внутри страны или за рубежом) для чисто
финансовых инвестиций. Огромное влияние теневой экономики и чисто спекулятивных интересов
значительной массы новых владельцев выражается также в уходе от налогов и вывозе капитала, что ведет к
обескровливанию предприятий. Поэтому действия большинства предприятий вплоть до августа 1998 г. – вывоз
капиталов, уклонение от уплаты налогов и снижение накопления, – выступают, как ни парадоксально, в
качестве “нормального поведения”, к которому привыкли.


1. Финансовое поведение предприятий в 1998 г.
В 1998 г. финансовое положение предприятий резко ухудшилось. Если в 1997 г. чистая прибыль2 составила
174 млрд руб., то по итогам 1998 г. был зафиксирован чистый убыток в размере –34,6 млрд руб. При этом число
убыточных предприятий существенно превысило число прибыльных фирм (см. рис. 1). Естественно, что
основная часть убытков пришлась на второе полугодие, но уже в первой половине 1998 г. чистая прибыль
предприятий хотя и оставалась положительной, но была намного меньше, чем в 1997 г., а шесть отраслей
промышленности закончили первое полугодие 1998 г. с отрицательным сальдо прибылей и убытков3.
140


120


100


80


60


40


20


0
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Отношение числа убыточных к числу прибыльных предприятий
Отношение суммы убытков к сумме прибылей

Рисунок 1. Соотношение прибылей и убытков в нефинансовом секторе
Ухудшение результатов финансовой деятельности предприятий в первой половине 1998 г. сопровождалось
ростом объемов просроченной задолженности и повышением ее удельного веса в общем объеме задолженности
(см. рис. 2). При этом быстрее всего росла задолженность по кредитам и займам и по оплате труда. В середине
1998 г. формирование оборотных активов обеспечивалось лишь на 2% за счет денежных средств, а на 44% – за

1
См.: “Обзор экономической политики в России за 1997 год”. М.: БЭА, 1998. Гл. 1, п. 5; гл. 7.
2
Чистая прибыль равна сальдо суммы прибылей прибыльных предприятий и суммы убытков убыточных предприятий.
3
Угольная, химическая и нефтехимическая, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, черная
металлургия, промышленность строительных материалов.
счет задолженности покупателей. Низкая ликвидность оборотных активов во многом была связана со
структурой расчетов. По результатам обследования Госкомстата, удельный вес денежных средств в общем
объеме расчетов составляет около трети, а остальное приходится на такие неденежные инструменты, как
взаимозачет, векселя, бартер и т. д. Столь широкое распространение неденежных инструментов приводит к
снижению ликвидности предприятий, что, в свою очередь, инициирует цепочку неплатежей.
65.0


Доля просроченной
62.5
задолженности
в кредиторской
60.0



57.5



55.0
Доля просроченной
задолженности
в дебиторской
52.5



50.0
12.96 03.97 06.97 09.97 12.97 03.98 06.98 09.98 12.98

Рисунок 2. Доля просроченной задолженности предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского
хозяйства, %.
Ухудшение финансового положения предприятий было связано, прежде всего, со спадом производства в
реальном секторе экономике. Но к этому следует добавить и действие целого ряда других негативных
факторов, как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Среди них – неблагоприятная налоговая система,
ухудшение внешнеэкономических условий, высокие реальные ставки процента. Последнее, в свою очередь, во
многом было обусловлено ростом бюджетных заимствований и соответствующим увеличением доходности
государственных долговых обязательств. После короткого снижения осенью 1997 г., в течение всего периода
перед крахом доходность ГКО росла, что не только вело к отвлечению финансовых ресурсов на рынок
государственного долга, но и препятствовало снижению ставок процента. В 1998 г. сбережения населения
сократились, и финансовая система оказалась окончательно истощена. Реальный процент доходил до 100% на
рынке ГКО или примерно 40% по банковским кредитам (см. рис. 3).
Наконец, ко всему этому добавилось еще и падение курсов акций, начавшееся осенью 1997 г. (рис. 3). Хотя
лишь небольшое число российских “голубых фишек” реально котировались в России (или через АДР – в
США), развитие биржевого кризиса имело несколько практических последствий. Во-первых, компании с
котирующимися акциями не могли (кроме Газпрома) собрать дополнительный капитал или привлечь
иностранных инвесторов на выгодных условиях. Во-вторых, кризис задержал выход на биржи второго эшелона
российских компаний. Наконец, были крайне ограничены возможности залога акций для получения кредитов.

300 600
4835

250 400



200 200



150 0



100 -200



50 -400



0 -600
дек.95 дек.96 дек.97 дек.98

Процент по кредитам Доходность ГКО
Месячный темп прироста ИПЦ на годовом уровне Индекс курса акций РТС (правая шкала)

Рисунок 3. ГКО, %. Динамика курса акций
Таблица 1
Сбережения и ссудный процент
Показатели: 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ (% ВВП)
1а Сбережения населения, ГКС 18,2 7,1 11 15,7 13,2 14,9 15,3 10,5
1б Сбережения населения, БЭА 18,2 7,1 8,8 8 4,9 4,6 5,1 1,7
2 Налоги, выплаченные 2,3 2,6 2,9 2,2 2,6 2,9 2,9
населением
3 Расчетные налоги, 3,8 3,3 3,9 3.9*
невыплаченные
населением*
4 Валовая прибыль 4 18,9 23,9 20 11,7 11,5 4,7 4,1 -0,3
отраслей**
СПРОС НА СБЕРЕЖЕНИЯ (% ВВП)
1а Федеральный дефицит - 44,2 15,6 10,6 5,3 7,9 6,7 4,8
(МВФ)
1б Дефицит - 40,3 15,1 9,7 6,0 8,9 7,5 6,2
консолидированного
бюджета (МВФ)
2 Оценка бегства капитала по 4,8 2,9 3,7 6,4 5,7 8,4
данным платежного
баланса, БЭА
ЦЕНЫ И ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
1 Темп прироста цен 160,4 2508,8 839,9 215,1 131,3 21,8 11,0 84,4
2 Ставка процента по 22,4 202,8 824 297,3 224,9 66,9 35,3 44,8
кредитам
3 Реальный процент (2–1)*** -138,0 -2306 -15,9 82,2 93,6 45,1 24,3 -39,6
*Оценка на базе 9 месяцев 1998 г.


В 4 кв. 1998 г. началась постепенная адаптация предприятий к новым финансовым условиям. В результате
финансовые показатели деятельности почти всех отраслей промышленности начали улучшаться. В частности,
немного сократились чистые убытки нефинансовых предприятий, небольшие положительные изменения стали
наблюдаться и в динамике других финансовых показателей. Так, стало улучшаться соотношение текущих
активов и пассивов, впервые за длительное время стало расти отношение дебиторской задолженности к
кредиторской. После августа стал сокращаться удельных вес просроченных платежей как в дебиторской, так и в
кредиторской задолженности, и к концу 1998 г. эти показатели вернулись к уровню начала года (см. выше рис.
2). Предприятия стали активно погашать свою задолженность по заработной плате, и за октябрь–декабрь общая
сумма этого вида задолженности сократилась почти на 15%. В результате девальвации рубля существенно
сократились рублевые налоговые обязательства для экспортеров. Резкое увеличение инфляции во втором
полугодии привело к возникновению отрицательного реального процента по кредитам.

Тем не менее, к началу 1999 г. финансовое положение предприятий все еще оставалось достаточно
напряженным. В стране так и не сформировался долгосрочный кредит производству – после 17 августа возврат
долгов банкам еще более затруднен, особенно тех заимствований, которые были прямо или косвенно
номинированы в твердых валютах. Сокращение внутренних источников финансирования уменьшило не утечку
капиталов, а инвестиции. Исчезновение самых ходовых финансовых инструментов привело к использованию
ликвидных активов для вывоза капиталов или для вложения их в валюту.
Считается, что бегство капиталов усиливается в условиях политической нестабильности и ухудшения
макроэкономической конъюнктуры. В России все по-своему – в наиболее спокойном и стабильном 1997 г.
утечка капиталов была рекордной, что отражает именно специфику отношений собственности и управляющих
и собственников. Пока еще трудно подсчитать, насколько падение экспортных доходов и сокращение
возможностей для вывоза капитала в 1998 г. по сравнению с 1997 г. было компенсировано увеличением
интенсивности (доли) вывозимого капитала в условиях нестабильной политической и экономической ситуации.
Особую проблему представляет процесс накопления. В течение 1995–1998 гг. правительство постоянно
ожидало поворота к росту инвестиций как обещанного чуда макростабилизации. Однако как государственные,
так и частные инвестиции непрерывно сокращались – даже в относительно благополучном 1997 г. Естественно,
падение производства и прибылей в 1998 г. обусловило дальнейшее снижение накопления, которое сократилось
за год на 6,7%.
Как показывает опыт большинства развитых стран, производственные инвестиции являются
запаздывающим показателем по отношению к динамике дохода и продаж. Конечно, в любой экономике в
условиях депрессии почти всегда есть место для реализации отдельного эффективного проекта. Та или иная
отрасль в зависимости от ценовой ситуации, налогов и прочего может быть привлекательна для притока
капитала. Но масштабный инвестиционный рост разворачивается только тогда, когда для этого складываются
макроэкономические условия, причем, как правило, лишь через несколько кварталов после начала заметного
оживления. В российской экономике падение накопления за 90-е годы было примерно пятикратным. Поворот к
росту со столь малых величин может стартовать несколько раньше “обычного” в процентном выражении, в
стоимостном же рост накопления, скорее всего, будет подчиняться общим правилам.
Правительство до краха так и не нашло практического способа подтолкнуть инвестиции. Упорядочивание
налоговой системы с помощью Налогового кодекса было, пожалуй, самым многообещающим, но совершенно
недостаточным шагом в этом направлении. Систему “1 : 4” (один рубль правительства – четыре рубля бизнеса)
для высоко эффективных проектов запустить так и не удалось. Государственные вложения в инфраструктуру
сжались до минимума, сузилось воспроизводство основного капитала в рыночной экономике. При столь
высоком реальном проценте в 1994-1998 гг. и искаженной мотивации владельцев состояние налоговой системы
лишь усугубляло дело.
Внимание правительства было приковано к сбору налогов, обсуждению масштабов растущей недоимки. С
учетом пеней и штрафов недоимка налогов с бизнеса превысила всякие управляемые масштабы. Рост
неплатежей предприятий друг другу и налоговая задолженность накапливались с первых месяцев реформ, но
подходы к решению этих проблем так и не были найдены. Правительство постоянно находилось в состоянии
нелегкого выбора. Списывать долги, даже заведомо не поддающиеся выплате, опасно, поскольку в этом случае
подается неправильный сигнал всем предприятиям, что можно не платить, и одновременно наказывают
исправных плательщиков. В то же время накопленные долги стали препятствием для накопления, поскольку
невозможно было “показать” источники финансирования и не платить налогов и долгов. Нерешенность этой
проблемы на микроуровне внесла свой вклад в формирование инвестиционного тупика в экономике страны: нет
доходов, навес долгов – нет инвестиций.
В сформировавшейся модели мотивации и поведения предприятий макроэкономические и конъюнктурные
факторы играли роль своего рода регулятора масштабов бегства капиталов, уклонения от налогов, поскольку
определяли возможности для легального и нелегального отвлечения ресурсов. Инвестиционный процесс
оставался блокированным как на уровне рациональных целей фирм, так и на уровне его реализации в условиях
действующей налоговой и штрафной системы за неплатежи (“счет недоимщика” и проч.). В этом проявился, в
частности, “остаточный” характер инвестиций при коротком горизонте планирования: сначала поддержание
контроля и доходов заинтересованных групп, и лишь потом – долгосрочные интересы. Строго говоря,
удивительным является не столько то, как предприятия существуют в такой среде, сколько то, что
государственные финансы так долго продержались в микросреде с такой мотивацией и таким поведением.
Взрыв неплатежей начался в 1 квартале 1992 г., и за последующие семь лет ни правительство, ни МФО. Ни
иностранные советники, ни “кулибины” так и не придумали, что с ними делать.
Проблема неплатежей и бегства капитала осталась в наследство новому правительству как
интеллектуальная и политическая.


2. Структура неплатежей
Как показала практика, расчетная система, включающая неплатежи, оказалась достаточно устойчивой к
финансовому кризису. Одним из возможных объяснений этой устойчивости является то обстоятельство, что
реальный сектор существовал и продолжает существовать достаточно изолировано от финансового. Как
отмечалось выше, в структуре расчетов предприятий денежные средства составляют не более 1/3, в структуре
оборотных активов денежные средства на банковских счетах занимают лишь 2–3%, а доля банковских кредитов
и займов в общей кредиторской задолженности4 в первой половине 1998 г. составляла менее 13%. Следствием
слабых связей между предприятиями и банками стала относительно низкая зависимость первых от потрясений
на финансовых рынках.
О масштабах неплатежей свидетельствует тот факт, что просроченная общая кредиторская задолженность,
накопленная в экономике, составляла к концу июня 1998 г. 1126 млрд. руб., просроченная дебиторская – 684
млрд. руб., а денежный агрегат М2 – лишь 369 млрд. руб. Таким образом, просроченная общая кредиторская
задолженность превышала предложение денег в 3,1 раза, а просроченная дебиторская задолженность – в 1,9
раза. К главным причинам столь широкого распространения неплатежей относятся:
• неэффективность предприятий, инициирующих цепочку неплатежей; слабое распространение процедуры
банкротства в отношении подобных предприятий;
• отсутствие ресурсов для пополнения оборотных средств, неразвитость долгового рынка, высокие ставки по
кредитам;
• неполное выполнение государством своих обязательств как следствие принятия нереальных бюджетов;
• несовершенство налоговой системы, низкая налоговая дисциплина и недостаточная требовательность к
налогоплательщикам со стороны государства5.

Кредитные позиции реального сектора
Для анализа системы неплатежей существенное значение имеет оценка кредитных позиций предприятий
реального сектора, т.е. соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (прежде всего просроченной).

4
Здесь и далее под общей кредиторской задолженностью понимается как собственно кредиторская задолженность, так и
задолженность по кредитам и займам.
5
Подробнее см. доклад Центрального банка России от 17 сентября 1997 г. “О проблеме неплатежей в Российской экономике и
возможных путях ее решения”.
Как отмечалось выше, в середине 1998 г. общая кредиторская просроченная задолженность превышала
дебиторскую на 443 млрд. руб. или на 65% (см. рис. 4). Иными словами, реальный сектор экономики выступает
в качестве чистого заемщика, чистыми кредиторами по отношению к которому выступают государство,
население и финансовые учреждения. Что же касается отношений с заграницей, то здесь реальный сектор, как
будет показано ниже, сам выступает в качестве чистого кредитора.
1200



1000 3


800
млрд. рублей



600
4
1
400



200
5
2 6
0
Дебиторская Кредиторская

Просроченная дебиторская задолженность: 1 – покупателей; 2 – прочее.
Просроченная общая кредиторская задолженность: 3 – государству; 4 – поставщикам; 5 – по кредитам и займам; 6 – прочее (включая
задолженность по оплате труда).
Рисунок 4. Просроченная задолженность по состоянию на 1 июля 1998 г.
На дезагрегированном уровне позиции отдельных отраслей с точки зрения внутрисекторного чистого
кредитования достаточно тесно связаны с результатами финансовой деятельности (см. табл. 2). По состоянию
на 1 июля 1998 г. все отрасли – чистые кредиторы имели положительную чистую прибыль, а все отрасли –
чистые заемщики относились к числу убыточных. Наконец, отрасли с отношением просроченной кредиторской
и дебиторской задолженности, близким к единице, балансируют на грани прибыльности и убыточности.
Таблица 2
Некоторые результаты финансовой деятельности предприятий
(по состоянию на 1 июля 1998 г.)
Отрасли Отношение Чистая
просроченной прибыль*
задолженности
покупателей к
просроченной
задолженности
поставщикам
Связь 4,5 +
Транспорт 1,7 +
Строительство 1,6 +
Электроэнергетика 1,4 +
Топливная промышленность 1,4 +
Машиностроение и металлообработка 0,9 +
Пищевая промышленность 0,9 +
Производство строительных материалов 0,9 –
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,9 –
Торговля и общественное питание 0,8 +
Металлургическая промышленность 0,6 –
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- 0,6 –
бумажная промышленность
Химическая и нефтехимическая 0,6 –
промышленность
Легкая промышленность 0,6 –
Сельское хозяйство 0,3 –
* Положительному сальдо прибылей и убытков соответствует знак “+”; отрицательному – знак “–”.
Источник: Госкомстат РФ.

Помимо прибыльности, на позиции отрасли с точки зрения чистого кредитования влияют и некоторые
другие факторы (они же отчасти влияют и на уровень прибыльности). Прежде всего, это монопольные позиции
отрасли: в число главных кредиторов экономики входят электроэнергетика и транспорт. У еще одной
монопольной отрасли – жилищно-коммунального хозяйства – кредитная позиция близка к нейтральной, но
отрасль в целом является убыточной, что определяется особым положением ЖКХ в российской экономике.
Плата за услуги ЖКХ остается достаточно низкой, что не позволяет полностью покрыть расходы отрасли.
Хотя жилищно-коммунальное хозяйство субсидируется государством, однако не в достаточной мере для
покрытия всех издержек, так как само же государство является одним из основных заемщиков у этой отрасли.
Об этом свидетельствует высокий вес бюджетных организаций в структуре просроченной дебиторской
задолженности покупателей (по данным Госкомстата – около одной трети всей задолженности). В результате
формируется задолженность ЖКХ перед поставщиками, главным образом, перед топливно-энергетическим
комплексом.
Второй фактор, который потенциально может влиять на финансовое положение отрасли – степень ее
экспортной ориентации (для отраслей, производящих товары). Здесь, впрочем, складывается весьма
неоднозначная картина. Среди основных экспортно-ориентированных отраслей топливная промышленность
является прибыльной и чистым кредитором, а металлургическая и лесная и деревообрабатывающая
промышленность – убыточными и чистыми заемщиками.
Тот факт, что две из трех отраслей, в наибольшей степени связанных с экспортом, в середине 1998 г.
являлись чистыми заемщиками, можно отчасти объяснить завышенным курсом рубля. Такой курс приводил к
тому, что внутренние цены в экспортных отраслях (за исключением топливной промышленности) в течение
двух последних лет превышали мировые, что снижало рентабельность производства. После августовского
кризиса и девальвации рубля разрыв между внутренними и мировыми ценами заметно уменьшился.
Одновременно стали расти ускоренными темпами внутренние цены в этих отраслях6, что способствует
некоторому перераспределению валовой добавленной стоимости в их пользу и соответствующему улучшению
финансового положения относящих к ним предприятий.
Плохие финансовые показатели предприятий легкой промышленности и сельского хозяйства были связаны,
прежде всего, с их низкой эффективностью и неконкурентоспособностью производимой продукции по
сравнению с импортируемыми аналогами. Однако после девальвации отечественные производители получили,
по крайней мере, ценовое преимущество, что может стимулировать спрос на их продукцию и несколько
улучшить финансовое положение.

Задолженность по кредитам банков
и займам и по оплате труда
На 1 июля 1998 г. просроченная задолженность отраслей экономики по полученным кредитам банков и
займам составляла 44,2 млрд. руб. или около 3,9% от просроченной общей кредиторской задолженности.
Относительно небольшой удельный вес этого вида задолженности объяснялся низким уровнем кредитования
предприятий реального сектора (на 1 июля 1998 г. задолженность по кредитам и займам составляла 277,6 млрд.
руб. или 12,3% от общей кредиторской задолженности) и относительно более высокой платежной дисциплиной
предприятий в отношениях с банками по сравнению с другими кредиторами. В среднем доля просроченных
платежей в задолженности по кредитам и займам в середине года составляла 16%, в то время как доля
неплатежей в кредиторской задолженности равнялась 55%.
Наиболее “проблемными” с точки зрения банковского кредитования в первом полугодии 1998 г. являлись
такие отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство (доля просроченной задолженности во всей
задолженности по кредитам и займам – 43,5%) и сельское хозяйство (доля просроченной задолженности в
задолженности по кредитам и займам – 39,6%). Столь высокий процент невозврата кредитов можно связать с
некоторыми другими показателями финансовой деятельности: в частности, эти две отрасли имели наименьшую
долю денежных средств в структуре оборотных активов.
Другим внешним кредитором для реального сектора является население, а инструментом кредитования –
неплатежи по зарплате. Накопленная к 1 июля 1998 г. задолженность по оплате труда составляла 71,2 млрд.
руб., в том числе из-за отсутствия собственных средств – 58,3 млрд. руб. В целом удельный вес неплатежей по
зарплате в структуре просроченной кредиторской задолженности не очень велик (по состоянию на 1 июля 1998
г. – около 6%). В сельском хозяйство и строительстве эта доля была значительно выше, но это частично
объясняется сезонным характером оплаты работ в этих отраслях. К концу года, как отмечалось, большинство
предприятий начало погашать задолженность по зарплате, обусловленную отсутствием собственных средств, но во

<< Пред. стр.

страница 35
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign