LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В двойственном положении находится группа банков с высокой долей иностранного капитала. С одной
стороны, она de facto является наиболее перспективной с точки зрения развития банковского бизнеса, с другой
– ограничена в источниках привлечения капитала. Нельзя исключать, что эта группа сможет изыскать
дополнительные возможности для существования, и в ходе реструктуризации банковской системы пополнится
новыми банками, приобретенными иностранными инвесторами.
Предстоящие парламентские и президентские выборы делают маловероятной возможность скорой
реорганизации Сбербанка России, несмотря на всю сложность его финансового положения. В то же время для
привлечения частных сбережений может быть принято политическое решение о стимулировании развития
депозитных операций дочерних банков иностранных кредитных организаций, которое будет сопровождаться
особыми условиями (например, обязательством поддерживать определенную долю привлеченных средств
вкладчиков в виде депозита в Сбербанке). Повышенный спрос на национальную продукцию должен поднять
норму рентабельности производства и расширить банковское кредитование. При этом основным источником
кредитных ресурсов по-прежнему останутся средства частных российских банков.
Появление на банковской сцене новых игроков в виде независимых частных розничных банков с развитой
филиальной сетью, ипотечных и иных специализированных банков вряд ли возможно без проведения
соответствующей государственной политики, которая, в первую очередь, должна восполнить существующие
законодательные пробелы. Учитывая ту осторожность, с которой законодательная власть до сих пор подходила
к вопросу развития правовой базы, начало масштабной диверсификации банковской системы можно ожидать
не ранее 2001 г.
17
Глава
БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Основные усилия Центрального банка в течение последних лет фокусировались на решении ряда важных
задач, включая снижение уровня инфляции, поддержание курса рубля, совершенствование регулирования
банковской системы. Главная роль в деятельности ЦБ отводилась денежно-кредитной политике. Вместе с тем
ЦБ заметно продвинулся и в сфере банковского регулирования. Меры, предпринятые ЦБ, включали в себя
укрепление системы банковского надзора и политики лицензирования банков, введение нового плана счетов на
основе международных стандартов, совершенствование системы экономических нормативов, позволявших
оценивать финансовое положение банков. Путем последовательного снижения процентных ставок в 1997 г. ЦБ
пытался стимулировать расширение деятельности банков в реальном секторе.
Однако практическая реализация задач ЦБ в области банковского регулирования неизбежно ограничивалась
специфическими условиями развития российской экономики. С учетом острой нехватки инвестиционных
ресурсов именно средства банков рассматривались в качестве одного из основных потенциальных источников
финансирования экономики. Банкам отводилась роль реформаторов реального сектора, что позволяло избежать
существенного перераспределения собственности в пользу иностранного капитала. В неменьшей степени
вопрос использования банковских ресурсов связывался с софинансированием бюджетного дефицита.
Важнейшее значение имела и политическая поддержка исполнительной власти со стороны крупнейших банков.
Все это привело к своеобразному конфликту интересов, когда попытки ЦБ укрепить систему банковского
надзора натолкнулись на противодействие банков, обладавших финансовыми средствами и политическим
влиянием. Этот конфликт выразился в слабом контроле ЦБ над кредитными и иными операциями внутри
банковских групп, разрешении банкам использовать бюджетные средства для формирования ресурсной базы,
низким требованиям к созданию внутренних резервов, отсутствии разработанных механизмов регулирования
инвестиционных рисков, чрезмерной защите от иностранной конкуренции.
Характер и сложность проблем, возникших в ходе развития банковской системы, в значительной мере
предопределяли недостаточную эффективность регулирующих мер, запаздывание ЦБ с принятием
необходимых решений. Наиболее ярким примером в этом отношении явилась разработка программы
реструктуризации банковской системы. Работу над программой предполагалось завершить только к октябрю
1998 г., хотя быстро ухудшавшееся положение значительной массы банков в период финансового кризиса
требовало принятия неотложных и масштабных мер уже в первой половине года.
В свою очередь, правомерность и эффективность применения отдельных инструментов реструктуризации
банковской системы зависят от разнообразных факторов, в том числе от наличия или отсутствия у государства
достаточных финансовых ресурсов для реализации тех или иных мер. Роль этого фактора наглядно проявляется
в России, где кризисная ситуация требует от регулирующих органов выработки эффективных мер, не
связанных с вовлечением значительных финансовых средств.


1. Основные направления
банковского регулирования
Действия ЦБ по регулированию банковской системы целесообразно рассматривать в рамках нескольких
основных направлений. К первому относились меры долгосрочного характера, имевшие целью общее
укрепление банковской системы. Второе направление было связано с исправлением отдельных недостатков
российской банковской системы, как хронических, так и приобретенных за последние годы. Третье
направление включало антикризисные меры регулирования, принимавшиеся ЦБ до середины августа 1998 г. в
условиях усиливавшегося финансового кризиса. Четвертое относилось к острому периоду банковского кризиса
и состояло из действий оперативного характера при нарастающей банковской панике. Пятое направление
содержало меры по регулированию банковской системой, находящейся в состоянии системного кризиса,
включая проведение ее реструктуризации и оздоровления.
УКРЕПЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Практически все меры долгосрочного характера были согласованы с МВФ в качестве одного из
необходимых условий дальнейшего сотрудничества. Они включали в себя:
• введение новой формы бухгалтерского учета и отчетности, приближенной к международным стандартам;
• укрепление пруденциального надзора и проведение выездных проверок;
• создание банковских резервов под возможные потери по ссудам;
• совершенствование системы расчетов и переход к обеспеченным формам кредитования банков;
• постепенное введение консолидированной отчетности для банковских групп;
• переход к двухуровневой системе расчета собственного капитала;
• организацию системы раскрытия информации о кредитных учреждениях с использованием сервера ЦБ в
сети Интернет.
Положительный эффект от их применения должен проявиться в ближайшие несколько лет. Стоит отметить,
что хотя ЦБ удалось далеко продвинуться в области введения общепринятых в мировой практике стандартов
банковской деятельности, реализация основных мер пока далека от завершения. Окончательная структура
баланса коммерческих банков не сформирована. В течение 1998 г. ЦБ ввел в действие несколько десятков
новых балансовых счетов. Крайне низкой остается степень детализации в отчетности внебалансовых
операций47. Введение метода накоплений, используемого в МСБУ, невозможно без вступления в силу
Налогового кодекса. Система выездных проверок, позволяющая наиболее точно контролировать состояние
кредитных организаций, требует наличия большого штата квалифицированного персонала и серьезных затрат.
Консолидированное составление отчетности начало применяться с 1 июля 1998 г., но относилось лишь к шести
банкам и не охватывало существенную часть организаций, входивших в банковские группы48. При расчете
экономических нормативов методика двухуровневого расчета капитала применяется, начиная с 1.02.1999 г.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Действия ЦБ и других органов власти по совершенствованию банковского регулирования могли бы
существенно ослабить отрицательные последствия финансового кризиса для банковского сектора. Однако
несмотря на предпринимавшиеся ЦБ определенные усилия, ему не удалось решить большинство
существовавших проблем, что усугубило системный кризис. В этой связи целесообразно выявить основные
направления банковской деятельности, требовавшие особенно тщательного регулирования и контроля,
предпринимавшиеся меры и факторы, препятствовавшие проведению адекватной политики ЦБ.
1. Начиная с конца 1996 г. в банковском секторе постоянно увеличивался риск валютной ликвидности.
Существовала серьезная диспропорция между валютными активами и пассивами коммерческих банков. Банки
предпочитали либо конвертировать краткосрочные валютные обязательства в рубли, либо выдавать их в
виде долгосрочных кредитов.
Принятые ЦБ меры сводились к утверждению в конце 1997 г. инструкции, регулирующей порядок
привлечения и погашения валютных кредитов на срок свыше 180 дней, и введении норматива Н11.1
“Максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-
нерезидентами”, ограничивающего объем таких обязательств 4-кратной величиной собственных средств.
Вместе с тем увеличение валютных операций отчасти было связано с ограниченными возможностями
расширения пассивных операций банковской системы внутри страны в последние 1,5–2 года. Еще одним
фактором стало падение доходности на финансовом рынке в 1997 г., которое привело к снижению
рентабельности банковских операций. Следует также заметить, что обычно регулирующие банковские органы
расширяют допустимые рамки привлечения иностранных кредитов в периоды неустойчивости на финансовом
рынке, что позволяет банкам частично снизить проблемы поддержания ликвидности. Наконец, напомним, что
риск дефолта по гособлигациям РФ никем серьезно не рассматривался.
2. Для большинства крупных банков была характерна повышенная зависимость от риска обесценения
национальной валюты. Банки поддерживали большой объем срочных валютных обязательств. Отдельные
операторы рынка имели высокую долю незакрытых форвардных сделок. Банки не создавали резервы на случай
возможных потерь по срочным сделкам. В течение 1998 г. банки перешли на предоставление
преимущественно валютных кредитов.
ЦБ поддерживал одинаковые резервные и нормативные требования к кредитным операциям в рублях и
иностранной валюте, придерживаясь концепции “однородности регулирования”.
Подобная позиция ЦБ отчасти оправдывалась тем, что основная часть срочных сделок была заключена
банками в 1997 г. в условиях стабильной валютной политики. Через хеджирование валютных рисков
нерезидентов банки повышали привлекательность внутреннего рынка и имели возможность получить прибыль
от арбитражных сделок. В 1998 г. объемы срочных обязательств банков неуклонно снижались.
Кроме того, значительная часть валютных кредитов предоставлялась внутри закрытых банковско-
промышленных групп. Банки, выступавшие инициаторами создания БПГ, в основном кредитовали
предприятия, связанные с ними через перекрестное участие в капитале, что теоретически должно было
ограничить рост кредитного риска при обесценении рубля. Однако на практике многие владельцы БПГ
предпочли после кризиса отказаться от поддержки “своих” обанкротившихся банков и возврата кредитов,
оформленных внутри финансовой группы.
3. В течение последних лет отдельные ведущие банки несли повышенный риск по вложениям в валютные
бумаги, закладывая свои крупные пакеты под иностранные кредиты.
Эта проблема не решалась в силу характера ее локализации. Соответствующие банки относились к
системообразующим, имели крупные вложения в госбумаги и нуждались в привлечении ресурсов для



47
В то же время именно на внебалансовых счетах отражаются срочные операции, залоговое обеспечение и предоставленные банками
гарантии, то есть те операции, которые непосредственно влияют на оценку состояния банковской системы.
48
В список банков, обязанных предоставлять с 1.07.98 г. отчетность на консолидированной основе, входили Альфа-банк, Менатеп,
Империал, СБС-Агро, Инкомбанк и Банк Москвы. Начиная с 1 января 1999 г. консолидированная отчетность должна предоставляться
всеми кредитными организациями.
расширения своих операций. Рост их активов мог быть использован при проведении санации проблемных
банков, для повышения уровня капитализации банковской системы49.
4. Недостаточное развитие законодательной базы повышало правовой риск в деятельности банковской
системы, усиливало ее уязвимость и способствовало росту проблемных банковских активов. Отсутствовало
нормативное регулирование срочного рынка. Схема гарантирования частных вкладов не была отработана.
Порядок работы территориальных учреждений Банка России с проблемными банками был установлен
письмом ЦБ № 96-Т “О работе с банками, размер собственных средств (капитала) которых составляет сумму,
эквивалентную менее 1 млн. ЭКЮ” от 21.04.98 г. Предполагалось, что проблемные банки должны
самостоятельно разрабатывать планы по увеличению собственного капитала и проведению реструктуризации,
реорганизовывать свою деятельность в форме присоединения или слияния, либо перерегистрироваться в
небанковские кредитные организации.
Что касается контроля за рынком деривативов, то по этому вопросу государственные органы регулирования
не имели единой позиции. До 1998 г. судебные разбирательств по причине неисполнения срочных сделок были
крайне редки. Законы о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и о гарантировании вкладов
граждан в течение нескольких лет не принимались в Государственной Думе.
5. Развитие банковско-промышленных групп способствовало перераспределению активов крупных банков
между компаниями, входящими в состав группы. Тем самым ослаблялась защищенность большинства банков,
вокруг которых формировались БПГ.
ЦБ пытался наладить систему повышенного контроля за деятельностью ведущих кредитных организаций с
использованием специально созданного ОПЕРУ-250. Начиная с середины лета часть банков должна была
предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
Но в целом проблема осталась нерешенной, т. к. ЦБ не имел полномочий по регулированию деятельности
небанковских организаций, входящих в банковско-промышленные группы. Кроме того, заметный
политический вес руководителей групп и/или реальных собственников банков препятствовал созданию
прозрачной и ясной системы регулирования их деятельности. Наконец, ЦБ стремился использовать капитал
“олигархических банков” для проведения санации банковской системы51.
6. Ряд ведущих банков нес очень высокие затраты по инвестиционным проектам, связанным с
недвижимостью (строительство офисных зданий) и развитию многофункциональной деятельности. Для
некоторых из них подобные затраты оказались непосильным бременем.
Адекватных мер контроля и надзора со стороны ЦБ, которые могли бы предотвратить такие неоправданные
расходы, выработано не было.
В оправдание подобной деятельности банков можно сказать, что до 1997 г. они заработали достаточные
денежные суммы. Основой крупных вложений в капитальное строительство являлась прибыль от различного
рода финансовых операций, включая операции с госбумагами. Подобные вложения осуществлял и Сбербанк
России, построивший современный центральный офис и произведший капитальный ремонт офисов своих
крупнейших филиалов.
7. С момента возникновения российской банковской системы существовала проблема достоверности и
адекватности балансовых данных. При детальных проверках реальный уровень кредитного риска,
принимаемый банками, обычно оказывался выше декларируемого. Банки выдавали кредиты с “подложным”
или неликвидным обеспечением, которые рассматривались как надежные. Существовала практика проведения
банками валютных операций в обход регулирования валютной позиции.
До начала финансового кризиса проблема оставалась нерешенной, т. к. выявить подобные операции можно
было только при выездных проверках, которые практически не проводились. Что же касается аудиторских
фирм, то по разным причинам они не всегда были способны объективно оценить степень операционного и
кредитного риска. Это касалось и деятельности иностранных аудиторских фирм, входящих в “большую
шестерку”, которые проводили проверку балансовых отчетов большинства крупных банков. Банки не были
обязаны учитывать в своей деятельности результаты проверок и рекомендаций аудиторов. Заметим также,
что отсутствие развитого товарного рынка не позволяло проводить переоценку по рыночной стоимости
полученных банками залогов за предоставленные кредиты.
На первых этапах развития финансового и банковского кризиса Центральный банк также стремился не
оказывать серьезного давления на банковскую систему, предполагая к осени разработать программу
реструктуризации и затем начать ее постепенную реализацию.
После того, как в августе банковский кризис перешел в открытую стадию, ЦБ стал уделять проблемам
балансовых и отчетных данных гораздо больше внимания. Так, в конце августа ЦБ обязал 58 уполномоченных
банков предоставлять еженедельный отчет о движении иностранной задолженности. После того, как
недостоверность балансовой информации банков стала затруднять оценку реального состояния банковской


49
Примером может служить банковская группа СБС-Агро, проводящая реорганизацию Агропромбанка. По некоторым оценкам,
портфель ценных бумаг СБС-Агро включал ОВВЗ на сумму более 2 млрд дол., который был наполовину заложен под иностранные
кредиты.
50
По состоянию на конец июля 1998 г. в ОПЕРУ-2 обслуживались следующие банки: Автобанк, Агропромбанк, Внешторгбанк,
Возрождение, Империал, Инкомбанк, Менатеп, Мосбизнесбанк, МФК, ОНЭКСИМ банк, Промстройбанк России, Российский кредит,
Сбербанк России, СБС-Агро, Токобанк, Уникомбанк.
51
В течение полугода обсуждались планы санации Уникомбанка с привлечением средств ОНЭКСИМбанка. Банки Менатеп и
ОНЭКСИМ выражали желание участвовать в реорганизации Токобанка.
системы, ЦБ обязал свои территориальные учреждения повысить качество проверок и ужесточить меры к
банкам-нарушителям. Вопросы, подлежащие первоочередной проверке, включали в себя:
• достоверность состояния кредитного портфеля;
• правильность расчета выполнения экономических нормативов и расшифровок балансовых счетов;
• правильность отражения полученных банком доходов и произведенных расходов;
• достоверность учета неоплаченных расчетных документов в связи с отсутствием средств на корсчете.
В конце года ЦБ установил, что все возможные требования к банкам по довнесению вариационной маржи
(margin calls) по привлеченным кредитам и сделкам “репо” должны покрываться ликвидными активами, а
начиная с 1 февраля 1999 г. банки должны при расчете достаточности капитала учитывать кредитные риски по
внебалансовым инструментам и срочным сделкам.
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Основные последствия антикризисного регулирования банковской системы были связаны с проведением
денежно-кредитной политики. Меры, принимаемые денежными властями в поддержку рубля, оказывали
влияние, в первую очередь, на банковскую ликвидность. Именно за счет ограничения банковской ликвидности
ЦБ пытался уменьшить давление, оказываемое коммерческими банками на валютный курс. Можно выделить
следующие направления прямого или косвенного воздействия ЦБ на ликвидность банковской системы:
• регулирование нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам;
• рефинансирование коммерческих банков через различные формы кредитования;
• введение ограничений на проведение банками валютных операций;
• ужесточение инвестиционных нормативов для работы на рынке госбумаг;
• изменение порядка определения доходов и расходов от инвестиционной деятельности.
Следует отметить, что реакция банковской системы на действия ЦБ не всегда совпадала с ожидаемой.
За период с января по середину августа ЦБ только один раз изменил нормативы отчислений кредитных
организаций в фонды обязательных резервов (ФОР). Начиная с 1.02.1998 г. для всех видов средств,
привлеченных коммерческими банками (кроме Сбербанка) от юридических и физических лиц, был установлен
единый норматив отчислений в размере 11%52. До этого момента нормативы были дифференцированы в
зависимости от сроков и валюты привлеченных средств53. Вводя данные изменения, ЦБ стремился повысить
привлекательность краткосрочных депозитных операций в рублях для коммерческих банков и одновременно
хотел избежать сокращения суммарного объема ФОР.
Логичным следствием действий ЦБ должен был стать рост рублевых депозитов до востребования и
краткосрочных вкладов (до 30 дней). Однако изменение нормативов резервирования не привело к
пропорциональному росту депозитных ставок, предлагаемых банками, что спровоцировало нерациональное
поведение вкладчиков. Повышение на 2% ставок резервирования по привлеченным валютным депозитам
позволило сохранить объем ФОР на уровне 36,9 млрд руб., но в то же время ограничило возможности банков по
расширению депозитных операций в иностранной валюте в первой половине 1998 г.
Ухудшение ситуации на рынке госбумаг в конце апреля заставило ЦБ повысить требования к первичным
дилерам. В соответствии с указанием ЦБ № 219-У от 24.04.98 г., начиная с 1 июля 1998 г., для сохранения
статуса первичного дилера финансовые институты должны были поддерживать минимальный объем вложений
в госбумаги на уровне не менее 500 млн. рублей, что более, чем в 1,5 раза превышало действовавший норматив
(300 млн рублей). В более спокойной ситуации можно было ожидать расширения банковских вложенеий в ГКО
за счет реинвестирования средств, привлеченных от населения. Однако в ходе майской волны увеличения
депозитных ставок, которые выросли до 40% годовых по месячным депозитам, крупные банки стремились
использовать средства вкладчиков преимущественно на поддержку ликвидности и проведение валютных
оперций.
Обвал рынка госбумаг во второй половине мая и размеры балансовых убытков банков от рыночной
переоценки вложений в государственные облигации вынудили ЦБ в июне смягчить порядок расчета
экономических нормативов, разрешить банкам переводить облигации из портфеля для продаж в
инвестиционный портфель и пересматривать результаты от отрицательной переоценки в мае–июне. Эти
действия позволили банкам на некоторое время отложить фиксацию убытков. После того, как в начале июля
ЦБ значительно сократил лимиты, в рамках которых банки могли покупать у него иностранную валюту, и стал
активно привлекать банковские средства на депозиты, среднедневные свободные остатки коммерческих банков
на рублевых корсчетах в ЦБ упали до 12,9 млрд руб. В отдельные дни июля сумма свободных средств
опускалась ниже критической отметки в 10 млрд руб. – суммы, в которую оценивался минимальный объем
средств, необходимый для бесперебойного прохождения платежей.
По мере уменьшения возможностей банков по восстановлению ликвидности рыночными способами более
весомое значение для них приобретали кредиты ЦБ. Наибольший доступ к рефинансированию ЦБ имели
московские банки – первичные дилеры на рынке ГКО54. Они могли:

52
Для Сбербанка с 1 декабря 1997 г. действовал норматив отчислений в размере 8% от привлеченных средств в рублях.
53
Норматив отчислений по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составлял 14%, по срочным обязательствам от
31 до 90 дней – 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней – 8% и по средствам в иностранной валюте – 9%.
54
В начале 1998 г. статусом первичного дилера на рынке ГКО – ОФЗ обладали 33 коммерческих банка: Автобанк, Альфа-банк, Банк
Москвы, Башкредитбанк, Внешторгбанк, Возрождение, Газпромбанк, Гута-банк, Диалогбанк, Еврофинанс, Зенит, Империал, ИНГ банк,
Инкомбанк, Кредит Свисс Ферст Бостон, ММБ, Межкомбанк, Менатеп, Мосбизнесбанк, Мост-банк, МФК, НРБ, Онэксим банк,
• в случае нехватки средств на корсчете получать однодневные кредиты в рамках лимитов, которые
определялись исходя из рыночной стоимости портфеля госбумаг55;
• начиная с 19.06.98 г. в автоматическом режиме получать беспроцентные внутридневные кредиты для
поддержания непрерывности обработки платежей;
• проводить с ЦБ сделки “репо” под залог госбумаг56;
• привлекать ломбардные кредиты, которые достаточно широко выдавались и остальным банкам.
Всплески активного использования банками ломбардных кредитов для повышения своей ликвидности
совпадали с пиками неустойчивости на финансовом рынке. С 1 июня ЦБ перевел предоставление ломбардных
кредитов на сроки 21–30 дней на аукционную основу. Кредитные аукционы проводились по американской
схеме, которая предусматривала предоставление денежных средств по ставкам не ниже ставки отсечения,
определяемой на основе поданных банками заявок. После привлечения банками в июне ломбардных кредитов
на сумму более 11 млрд руб. ЦБ ограничил срок кредитования одной неделей, прекратил предоставлять
ломбардные кредиты по фиксированным ставкам и полностью перешел на аукционную форму их размещения.
На какое-то время это сократило возможность использования данного источника. В то же время, снижение
ликвидности, особенно у крупных банков, заставляло их все чаще пользоваться однодневными кредитами ЦБ.
В начале августа ЦБ в 2–3 раза сократил лимиты на операции с банками на валютном рынке и стал
проводить операции на условиях предоплаты, ввел ограничения на покупку валюты коммерческими банками
для собственных нужд и установил ежедневный контроль за валютными операциями ведущих кредитных
институтов. В результате банки целиком переключились на торговлю на валютных биржах, где существовала
гарантия исполнения сделок. 14 августа объем торгов на ММВБ достиг максимальной величины за последний
год (470 млн дол.).
Оценивая набор антикризисных мер, предпринимавшихся ЦБ до середины августа 1998 г., необходимо
подчеркнуть, что в целом они были связаны с решением задачи поддержания валютного курса и не
способствовали заметному улучшению качественных показателей банковской системы. Политика ограничения
ликвидности, которая была призвана ослабить давление на рубль со стороны коммерческих банков, стала одной
из причин перерастания системного банковского кризиса в открытую форму.
КРАТКОСРОЧНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
Предполагалось, что одним из первых шагов на пути выхода из кризиса станет создание расчетного
банковского пула, призванного решить проблему неплатежей и гарантировать банковские вклады граждан. В
пул должны были войти 12 банков – Альфа-банк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Инкомбанк, Менатеп,
Мост-банк, МФК, Национальный резервный банк, ОНЭКСИМбанк, Российский кредит, Сбербанк и СБС-Агро.
ЦБ призвал банки с объемом вкладов свыше 1 млрд руб. заключить с банковским консорциумом специальное
соглашение, предполагавшее предоставление гарантий в обмен на передачу части активов.
Проблемы крупных банков ЦБ собирался решать с помощью слияний/присоединений, санации и временной
национализации, привлекая к решению этой задачи Сбербанк, ВТБ, ВЭБ (банки с преимущественным участием
государства) и оставшиеся жизнеспособные кредитные организации. Учитывая сложившуюся структуру
собственности в основных банковско-промышленных группах, одним из основных принципов реструктуризации
ведущих банков должно было стать усиление ответственности акционеров и менеджеров.
Однако практически все перечисленные меры оказались невыполнимыми. Банковский консорциум перестал
существовать спустя всего несколько дней после объявления о его создании. К моменту включения в пул ряд
банков по существу уже являлся банкротами. В пул отказались вступить Автобанк и Банк Москвы, затем из него
вышли два государственных банка – Сбербанк и ВЭБ, сославшись на отсутствие механизма и принципов
функционирования пула. Оставшиеся участники смогли провести частичный клиринг взаимных обязательств, после
чего пул распался на несколько группировок. Одно из объединений в лице ОНЭКСИМ банка, Мост-банка и банка
Менатеп решило официально оформить свое слияние. Руководители перечисленных банков выступили с заявлением
о совместном плане реструктуризации и создании Росбанка, новой кредитной организации, к которой должны были
перейти полномочия трех объединяемых банков.
Национализация банков и возложение ответственности на акционеров банковских групп были невозможны
без принятия новых законодательных актов. После того, как Государственная дума отказалась утверждать
законопроекты, предложенные ЦБ, руководство Банка России решило пойти по пути введения временных


Промрадтехбанк, Промстройбанк России, Промстройбанк (г. Санкт-Петербург), Российский кредит , Сбербанк России, СБС-Агро,
Ситибанк, Токобанк, Торибанк, Чейз Манхеттен Банк Интернэшнл. К середине апреля из их состава вышли Промстройбанк России и
Башкредитбанк. В июне не смогли выполнять обязательства Возрождение и Межкомбанк. В начале июля от статуса первичного дилера отказался
Промрадтехбанк.
55
До 19.06.98 ЦБ предоставлял однодневные расчетные кредиты без дополнительного залогового обеспечения, причем объем
необеспеченного кредита, на который мог рассчитывать банк, ограничивался суммой 50 млн руб., и его ставка равнялась 1,3 ставки
рефинансирования. Начиная с 19.06.98 однодневные кредиты стали предоставляться под залог ГКО и ОФЗ по фиксированным ставкам,
которые ежедневно устанавливались ЦБ. В связи с незавершенностью построения системы расчетов, ЦБ предоставлял однодневные и
внутридневные кредиты только банкам, расположенным в г. Москве и Санкт-Петербурге.
56
Помимо первичных дилеров правом использовать механизм “репо” на рынке ГКО-ОФЗ обладали банки, у которых рыночная
стоимость собственного портфеля госбумаг превышала 100 млн руб. Заключение сделок “репо” между ЦБ и банками происходило по
двухуровневой схеме, которая предусматривала ежедневное проведение аукциона и специальной торговой сессии. Аукционы “репо”
проводились до начала торгов по госбумагам и давали банкам возможность привлечь денежные средства на любые цели. Специальная
сессия проводилась по окончании торгов по госбумагам и позволяла банкам закрывать денежную позицию в торговой системе без
привлечения дополнительных средств извне.
администраций в наиболее крупных проблемных банках, СБС-Агро и Инкомбанке. Действия ЦБ встретили
открытое сопротивление со стороны “олигархов”, были оспорены в суде и признаны незаконными.
В начале сентября ЦБ обязал банки провести дополнительный перерасчет размера собственных средств при
условии создания внутренних резервов в максимальном объеме. Ведущие московские банки должны были
предоставить результаты расчетов к 15 сентября, остальные банки – к 1 октября 1998 г. Быстрое изменение
общего состояния банковской системы при несовершенстве норм пруденциального надзора не позволяло
объективно оценивать происходившее ухудшение показателей на основе банковских отчетов. Начиная со
второй недели сентября ЦБ переключился на проведение тематических проверок, в первую очередь, в ведущих
банках. Список банков, подлежащих первоочередному обследованию, включал 43 московских банка и 7
региональных57. Для контроля за состоянием региональной части банковской системы в ЦБ была создана
специальная рабочая группа.
Девальвация рубля и паралич платежной системы, вызванный массовым кризисом банковской ликвидности,
окончательно изменили направление политики ЦБ. Задача ограничения ликвидности банковской системы,
активно решаемая денежными властями до августа 1998 г., сменилась необходимостью безинфляционного
увеличения ликвидности. В разгар кризиса ЦБ вынужден был одновременно действовать в интересах
восстановления платежной системы с участием банков и оказания поддержки собственно банковскому сектору.
По состоянию на середину сентября в банках “зависло” не менее 40 млрд руб. клиентских платежей.
Основные усилия Правительства сконцентрировались на проведении банками платежей в бюджеты всех
уровней и внебюджетные фонды. В случае задержки платежей уполномоченными банками, Минфин
предоставил региональным управлениям Федерального казначейства право переводить счета в ЦБ, Сбербанк
или Внешторгбанк. Для сбора информации о фактах задержки платежей кредитными организациями ЦБ
образовал “горячие линии”.
Основные меры ЦБ по повышению банковской ликвидности и улучшению финансовых показателей
коммерческих банков включали в себя:
• поэтапное снижение резервных требований и разрешение использовать докризисный обменный курс для
расчета резервных требований по обязательствам в иностранной валюте58;
• обмен “замороженных” выпусков госбумаг на длинные ОФЗ из портфеля ЦБ и новые краткосрочные
облигации ЦБ59;
• предоставление банкам однодневных и ломбардных кредитов и отказ от требований по просроченным
кредитам, которые были обеспечены “замороженными” госбумагами;
• выдачу кредитов отдельным банкам на срок 6 месяцев для погашения обязательств перед вкладчиками;
• консолидацию данных о задержанных клиентских платежах и проведение трех “расшивок” платежей с
использованием массового клиринга и части ФОР, которую банки должны были восстановить, в том числе
через продажу ЦБ облигаций с погашением в 1998 году60;
• предоставление долгосрочных кредитов банкам-санаторам, которые также испытывали проблемы с
ликвидностью;
• предоставление стабилизационных кредитов “для повышения устойчивости” социально значимым и
региональным банкам на срок до 1 года.
Только в августе–сентябре ЦБ израсходовал на поддержку ликвидности банковской системы порядка 160–
170 млрд руб., включая 130 млрд руб. ломбардных кредитов под залог “замороженных” госбумаг и
еврооблигаций, выпущенных в июле при попытке реструктуризации части внутреннего государственного
долга; 25 млрд руб., полученных банками за счет снижения резервных требований, и не менее 10 млрд руб. в
виде краткосрочных кредитов крупнейшим банкам. Хотя ЦБ и коммерческие банки не раскрывали условий
предоставленных кредитов, можно предполагать, что значительная их часть носила целевой характер и
предназначалась для проведения бюджетных платежей. Начиная с конца сентября скорость денежных вливаний
ЦБ несколько замедлилась. По оценкам участников рынка МБК, на долю проблемных банков приходилось
более 70% всех привлеченных межбанковских кредитов. Денежные вливания ЦБ в определенной мере
ограничили скорость распространения неплатежеспособности среди банков из-за неисполнения взаимных
обязательств друг перед другом.


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign