LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Источник: Госкомстат РФ.

На протяжении всего года на динамику заработной платы продолжал оказывать жестокое давление фактор
задолженности по оплате труда. Если в январе число предприятий, на которых имела место задолженность,
удалось сократить с 97,5 тыс. до 70 тыс., то в последующем эта цифра неуклонно росла и к концу года почти
удвоилась, превысив 139 тыс. предприятий.
Основное бремя задолженности по традиции несли учреждения образования (более 14% от общего числа
предприятий, имеющих задолженность), предприятия и организации аграрного сектора (13%), культуры и
искусства (9%). Более 7% предприятий, не расплатившихся со своими работниками, приходится на
промышленность. Общая сумма задолженности составила на 1 декабря 1998 г. почти 85 млрд руб., что
эквивалентно почти 4 (3,72) размерам декабрьского общего фонда оплаты труда.
Оба правительства в первой половине 1998 г. пытались решить проблему задолженности селективным
методом, в основном под давлением социально-политических факторов. Так, в результате “рельсовой войны
шахтеров” весной–летом была погашена значительная доля задолженности со стороны федерального бюджета
работникам угольной промышленности12.
Почти до самого конца 1998 г. негативное влияние бюджетной задолженности на ситуацию в сфере доходов
усиливалось. Если в первой половине года доля “ответственности” бюджета колебалась от 11% (минимальное
значение, достигнутое в феврале) до 15%, то уже в августе эта доля “перешагнула” 20-процентную планку и в
дальнейшем увеличивалась. К началу декабря 1998 г. задолженность бюджетов всех уровней предприятиям и
организациям составляла 22 млрд руб., то есть более четверти всего накопленного объема задолженности по
зарплате. От этого фактора практически в полной зависимости находится режим выплаты заработной платы в
образовании, культуре и искусстве, аппарате органов управления (98–99% задолженности по зарплате
приходится на бюджет), здравоохранении (83%), а также в коммунальном хозяйстве и в научной сфере (50–55%
задолженности на счету бюджета).
За первые 9 месяцев 1998 г. бюджетная задолженность выросла в 2,6 раза (см. табл. 2), причем в сфере
образования она увеличилась в 4 раза, в здравоохранении – в 6,1 раза, в учреждениях культуры и искусства – в
6,3 раза. В декабре бюджетная задолженность сократилась почти на 11% (до 19,7 млрд руб.), но это мало
повлияло на общую ситуацию с выплатами зарплаты в бюджетных отраслях. И хотя имеющаяся задолженность
едва ли не полностью приходится на региональные и местные бюджеты, эта проблема остается, пожалуй, самой
острой из числа стоящих перед федеральным правительством в социальной сфере.
Таблица 2
Задолженность по выплате заработной платы (на конец периода)
Показатель млрд руб. Темп прироста, %
09.98 10.98 11.98 12.98
12.97 09.98 10.98 11.98 12.98 к к к к
12.97 09.98 10.98 11.98
Всего* 52,6 85,1 61,6
88,1 86,8 85,0 77,0 –1,4 –2,1 –9,4
За счет средств 45,7 67,2 64,7 62,9 57,3 47,0 –3,6 –2,9 –8,9
предприятий
За счет бюджетных 7,0 17,9 157,3
средств*
20,9 22,1 22,1 19,7 5,6 0,0 –10,7
* С сентября 1998 г. включая данные о задолженности работникам органов социального обеспечения и местных административных
органов.
Источник: Госкомстат РФ.



2. Рынок труда
Российский рынок труда в период 1992–1998 гг. развивался во многом по нетрадиционным сценариям,
отличным от большинства стран, переживающих стадию трансформации, и в результате приобрел сложную и
противоречивую конфигурацию, главная характеристика которой – преобладание латентных процессов над
открытыми. Регистрируемая безработица составляет лишь около четверти ее общего объема, оцениваемого по
методологии МОТ как численность лиц, не имеющих занятия, но активно его искавших.
Причиной этого являются, во-первых, низкие, по оценке самих безработных, социальные гарантии, в
частности, размер пособия по безработице, отсутствие подходящих вакансий для многих категорий ищущих
работу лиц, ограниченные возможности трудоустройства и программ занятости, реализуемых
государственными службами занятости, а также целый ряд экономических и психологических факторов,
свойственных различным социально-демографическим группам населения13. Во-вторых, что особенно
существенно для последних двух лет, основными причинами сокращения масштабов открытой безработицы
стали ужесточение регламентов постановки граждан на учет в службах занятости и финансовый дефицит
Фонда занятости населения РФ, в результате которого на протяжении всего 1998 г. имела место задолженность
по выплате денежных пособий (пособие по безработице, досрочные пенсии, доплаты на иждивенцев и пр.),
что усугубило нежелание безработных регистрировать потерю работы и стимулировало их добровольное
снятие с учета в службах занятости.
В динамике основных показателей рынка труда, как и в динамике доходов населения, в течение 1998 г.
выделяются 3 этапа:
январь–март, когда основные параметры, характеризующие открытые процессы, сохраняли относительную
стабильность;
апрель–август, в течение которых проявилась тенденция к росту напряженности на рынке труда;

12
Кроме погашения задолженности по оплате труда в отношении работников угольной промышленности был реализован ряд
дополнительных мер социального характера, в частности, дополнительные пенсии для бывших шахтеров за счет федерального бюджета, а
также запланировано (но не реализовано) финансирование летней оздоровительной кампании для детей шахтеров, оплачиваемой
государством за счет фонда социального страхования в сумме 47 млн руб.
13
О существовании разницы в отношении к регистрации различных групп безработных свидетельствует, в частности, значительная
дифференциация в структуре безработицы, зарегистрированной ФСЗ, и по данным обследования рабочей силы Госкомстата РФ.
период, начиная с сентября, когда эти тенденции усилились и приобрели явный характер.

24 3.0
Численность зарегистрированных
безработных, млн
20 2.5
(правая шкала)

16 2.0


Норма неполной занятости,
12 1.5
% (левая шкала)

8 1.0


Коэффициент напряженности
4 0.5
(левая шкала)

0 0.0
12.96 03.97 06.97 09.97 12.97 03.98 06.98 09.98 12.98

Примечание: норма неполной занятости рассчитана по кругу крупных и средних предприятий (% от общей численности занятых);
коэффициент напряженности равен отношению зарегистрированного числа ищущих работу к числу вакансий (сезонность
устранена).
Рисунок 3. Динамика основных параметров рынка труда в 1997–1998 гг.


Финансовый кризис значительно обострил положение на рынке труда. После долгого периода стабилизации
размеров общей безработицы в результате кризиса наметился ее дальнейший рост. По оценке Госкомстата РФ,
общая численность безработных в сентябре увеличилась на 40 тыс. человек до 8,39 млн человек и составила
11,6% экономически активного населения. С октября–ноября развиваются негативные тенденции в динамике
практически всех индикаторов, характеризующих состояние рынка труда: растет численность ищущих работу
граждан, состоящих на учете в службах занятости, численность лиц, признанных безработными, число
получателей пособия по безработице и пр. Многие предприятия, столкнувшись с финансовыми трудностями,
были вынуждены перейти к сокращению своего персонала. Соответственно, ускорился процесс сокращения
числа заявленных вакансий, регистрируемых ФСЗ, что обусловило дальнейший рост коэффициента
напряженности рынка труда. Усиление напряженности на рынке труда отчетливо проявилось и в расширении
режима неполной занятости и инициированных администрацией неоплачиваемых (частично оплачиваемых)
отпусков работников крупных и средних предприятиях. Масштабы частичной занятости на крупных и средних
предприятиях уже в сентябре 1998 г. практически стали сопоставимы с годовыми масштабами предыдущего
года.
В 1998 г. сохранялась территориальная дифференциация в уровне безработицы (в конце 1997 г. разница
между максимальным и минимальным ее уровнем составляла 13,3 раза, в октябре 1998 г. этот показатель
составлял 13,4 раза). После августовского кризиса максимальное значение уровня безработицы на локальных
рынках труда вплотную приблизилось к 10%: в Корякском автономном округе в августе он составил 9,5%. Тем
самым даже при относительно умеренном уровне безработицы в среднем по России существует опасность
возникновения проблемы региональной “гипербезработицы”. Это означает, что дальнейший рост безработицы
даже в отдельно взятых регионах с так называемой “критической ситуацией на рынке труда” способен
существенно повлиять на общую социально-экономическую ситуацию, причем не только и не столько в данных
территориях, сколько в национальных масштабах. К регионам, положение в трудовой сфере которых может
послужить общим детонатором, относятся Республика Дагестан, Кировская и Сахалинская области, Республика
Коми, Эвенкийский АО, Архангельская область, Удмуртская Республика, Агинский Бурятский АО, Республика
Калмыкия, Ненецкий АО, Мурманская область, Республика Ингушетия, уже упоминавшийся Корякский АО.
Очевидно, что зафиксированный в сентябре уровень официальной безработицы далеко не полностью
отражал сложившуюся ситуацию на рынке труда. Так, имевшие место в конце августа–сентябре масштабные
высвобождения из сферы занятости, в первую очередь среди работников финансового сектора, практически не
повлияли на динамику показателя безработицы, поскольку далеко не все работники данной категории
служащих обращаются в органы службы занятости.
Особенно рельефно это проявилось в Москве как главном центре деловой активности, в котором
преимущественно сконцентрирована финансовая и банковская деятельность. К началу кризиса численность
официально зарегистрированных безработных в Москве составляла 35,5 тыс. чел. или 0,6% от трудоспособного
населения. В сентябре прирост численности безработных составил лишь 285 чел. и уровень безработицы в
столице, таким образом, продолжал оставаться самым низким среди регионов и крупных городов России. Тем
не менее в это время произошло заметное увеличение масштабов высвобождения работников в связи с
сокращением численности персонала. Так, только в течение трех недель (с 24 августа по 11 сентября) 162
предприятия и организации предоставили сведения в комитет труда и занятости о высвобождении 3,5 тыс.
работников. Почти треть приходилась на банки (среди них “СБС-Агро”, “Инкомбанк”, “Токо-банк”,
“Промстройбанк” и др.) и другие финансовые организации. Уже с середины августа стало заметным падение
предложений на рынке труда. Работодатели начали снимать ранее сделанные ими в городскую службу заявки
на набор персонала (вакансии). В течение месяца примерно на 300 сократилось количество рекламных
объявлений по подбору персонала в специализированных изданиях.
Несмотря на то, что заметного роста зарегистрированной безработицы в конце 1998 г. не наблюдалось,
очевидно, что в ближайшее время ситуация, особенно в мегаполисах, будет находиться под влиянием
следующих факторов.
Массовые высвобождения из финансово-банковского сектора отложены во времени, как и большинство
банковских банкротств, однако роста официальной безработицы на величину высвобождений не следует
ожидать. Высвобождение коснется различных социальных групп, но их экономическое положение и поведение
на рынке труда отнюдь не одинаково.
В первую очередь высвобождения коснутся банковско-финансового сектора, инвестиционной деятельности,
страхового дела, торговых предприятий и организаций, рекламного бизнеса и т.д. Очевидно также, что
сокращения занятости не минует и реальный сектор экономики, в особенности средний и малый бизнес.
Вероятнее всего, также сократятся возможности и для самозанятости. Кроме того, на обострение ситуации на
рынке труда, в том числе и на рост открытой безработицы, в ближайшей перспективе будут продолжать
оказывать негативное воздействие такие факторы, как продолжающаяся реформа вооруженных сил и выход на
рынок труда значительного числа выпускников учебных заведений (в частности, обусловленный
демографическим ростом численности этих возрастных групп).
Как и в предыдущие годы, на протяжении 1998 г. государственная политика на рынке труда была
сконцентрирована на регулировании лишь одного из его сегментов, причем самого незначительного по весу –
параметров официальной безработицы. Это регулирование строилось на прежней парадигме, когда на первый
план выдвигались преимущественно социальные цели, а именно – попытки поддержания доходов лиц,
потерявших работу. На эти цели в 1998 г. было направлено почти 60% средств Фонда занятости населения РФ,
в то время как доля средств, расходуемых на активные меры, в первую очередь на профессиональную
подготовку, переподготовку и профессиональную ориентацию, цель которых – быстрейшее возвращение
безработных в сферу занятости, хотя и выросла по сравнению с предыдущим годом (6,3%), все же остается
недопустимо низкой – по итогам 9 месяцев лишь 7,1% (см. табл. 3). Среди изменений в структуре расходов
ФЗН обращает на себя внимание рост доли затрат на содержание самих органов занятости – с 16,7% до 19,2%,
хотя в эту сумму входят затраты на реализацию такой важной функции (строго говоря, основной), как
содействие в трудоустройстве, что свидетельствует об относительном удорожании услуг, оказываемых
службами занятости населению.
Таблица 3
Структура расходов Фонда занятости населения РФ в 1997–1998 гг.
1997 9 мес. 1997 9 мес. 1998
Статьи расходов млн руб. 1998 %к % к итогу
млн руб. итогу
1 2 3 4
Израсходовано средств Фонда 8821,9 5898,3 100,0 100,0
занятости, всего
в том числе:
поддержание доходов 5212,6 3441,6 59,1 58,3
профессиональная подготовка, 554,8 417,9 6,3 7,1
переподготовка и
профессиональная ориентация
перечисления федеральной части 363,5 298,2 4,1 5,1
финансовая поддержка 362,3 192,1 4,1 3,3
финансирование общественных 199,3 136,2 2,3 2,3
работ
информационная поддержка 262,5 116,8 3,0 2,0
программ занятости
социальную адаптацию 73,4 26,2 0,8 0,4
размещение средств в ценных 58,4 60,5 0,7 1,0
бумагах
капитальные вложения 164,8 19,0 1,9 0,3
прочие расходы 98,5 59,3 1,1 1,0
затраты на содержание службы 1471,8 1130,6 16,7 19,2
занятости

Вопрос об эффективности деятельности государственной службы занятости продолжает оставаться остро
дискуссионным. Очевидно, что ухудшение общей ситуации на рынке труда и в особенности сокращение спроса
на труд означают, что объективные возможности результативного трудоустройства лиц, потерявших работу,
сужаются. В то же время ситуация усугубляется серьезными сбоями в финансовом обеспечении деятельности
органов по труду, в результате которых имеет место недофинансирование ряда программ занятости. По
существу единственным источником финансирования этих программ выступают обязательные отчисления
предприятий (организаций, учреждений, кооперативов), на долю которых приходится более 90% общих
доходов Фонда (см. табл. 4). Рост доли этого источника доходов усиливает зависимость финансирования
политики на рынке труда от налоговой дисциплины предприятий, организаций и учреждений. Так, по итогам 9
месяцев 1998 г. уровень собираемости поступлений в ФЗН составил лишь 71% от бюджетных назначений.
Результатом стал рост задолженности ФЗН по денежным выплатам населению, которая возросла с 2,8 млрд руб.
в начале 1998 г. до 3,7 млрд руб. в его конце.

Таблица 4
Структура доходов Фонда занятости населения РФ в 1997–1998 гг.
1997 9 мес. 1997 9 мес.1998 %
Статьи доходов млн руб. 1998 %к к итогу
млн руб. итогу
Поступило средств в Фонд занятости 8846,8 5939,3 100,0 100,0
в том числе:
обязательные отчисления 7985,3 5366,7 90,26 90,36
предприятий, организаций,
учреждений, кооперативов
средства республиканского 238,7 46,8 2,70 0,79
бюджета
средства местного бюджета 19,8 17,1 0,22 0,29
добровольные поступления 0,1 17,8 0,00 0,30
иные поступления 603,0 490,9 6,82 8,27

Недостаточность финансовых средств для реализации ряда активных программ занятости, таким образом,
затрудняет анализ их результативности, следовательно, вывод об их неэффективности, хотя и имеет под собой
веские основания, все же неочевиден. Тем не менее на основании региональных данных можно по крайней мере
утверждать, что при практически равных затратах на те или иные программы “продуктивный выход”14
существенно варьируется, что свидетельствует о различной результативности деятельности региональных
органов занятости. Так, среди территорий с относительно равными условиями финансирования15 в Курской
области “продуктивный выход” составляет 65%, в Нижегородской – 67%, в то время как в Свердловской –
лишь 51%, Красноярском крае – 40%, в Московской области – 35%.
Вместе с тем, несмотря на необходимость и важность воздействия на объемы открытой безработицы,
главной проблемной областью российского рынка труда продолжает оставаться неуправляемый рост латентных
процессов, который в принципе не может регулироваться теми же инструментами, что и открытые процессы.
Попытка создания таких механизмов, в частности, направленных на снятие искусственных регламентаций,
затрудняющих высвобождение излишней рабочей силы с предприятий, была предпринята в рамках разработки
в 1998 г. нового трудового кодекса, которая, однако, не была закончена и будет продолжена, видимо, в 1999 г.


3. Пенсионное обеспечение
Ситуация в области пенсионного обеспечения складывалась весьма драматично. После некоторого роста в
феврале 1998 г. вплоть до августа реальный средний размер пенсии оставался практически неизменным и
колебался вокруг отметки 130% от величины прожиточного минимума пенсионера. После событий августа
1998 г. покупательная способность средней пенсии резко упала – до уровня прожиточного минимума. При этом
около 9% пенсионеров (3,6 млн чел.) получали пенсию в минимальном размере 84 руб., что в реальном
исчислении составляет чуть более 20% от прожиточного минимума и даже в сумме с компенсациями – чуть
более 62%.
На неблагоприятное положение дел в пенсионной сфере оказывал влияние сохраняющийся в силу
демографической тенденции старения населения рост численности пенсионеров – с 38,286 млн чел. в начале
1998 г. до 38,433 в сентябре, то есть прирост реципиентов составил 146,8 тыс. чел. Этот фактор определял рост
нагрузки на Пенсионный фонд РФ, несмотря на то, что некоторые параметры имели тенденцию к сокращению.
Так, на 7,7 тыс. чел. сократилась численность пенсионеров-военнослужащих срочной службы и членов их
семей (со 166,7 до 159 тыс. чел.), а также на 14 тыс. чел. уменьшилась численность досрочных пенсионеров (с
57,6 до 43,6 тыс. чел.). Последнее обстоятельство, однако, связано не с сокращением риска потерять работу для
лиц в предпенсионных возрастах, а с усложнением процедуры получения и оформления досрочных пенсий в
службах занятости.
Основной причиной пенсионных проблем все же остается сложное финансовое положение Пенсионного
фонда РФ. Незавершенность, или же фактически отказ от реализации масштабной пенсионной реформы, над
которой правительство работало весь предыдущий 1997 г., не позволили сколь-нибудь существенно повлиять
на пенсионную сферу и механизмы ее финансирования. Результатом стало развитие всего существовавшего


14
Под продуктивным выходом понимается доля трудоустроенных, переобученных и занятых в общественных работах в течение года, в
общей численности лиц, состоящих на учете в региональной службе занятости.
15
Для этих регионов индекс локализации средств (отношение доли региона в общих расходах ФЗ к доле зарегистрированных в нем
безработных в общей численности безработных в РФ) близок к 1.
ранее комплекса противоречий, негативное влияние которых резко усугубилось в условиях
общеэкономического кризиса.
140


130


120


110


100


90


80




август
март
февраль




апрель




сентябрь
январь




май




июль
июнь




октябрь
1998




Рисунок 4. Соотношение средней пенсии с компенсацией и прожиточного минимума пенсионера в 1998 г., %
За 9 месяцев 1998 г. в Пенсионный фонд РФ поступило 103,4 млрд руб. или чуть более 70% от всего
запланированного объема на весь год (см. табл. 5). Страховые взносы – главная статья доходов – составили
101,7 млрд руб. (98% от всех собственных доходов ПФ). Из федерального бюджета на выплату пенсий,
выплачиваемых из этого источника, было перечислено 5,3 млрд руб., что составляет лишь треть (34,3%) от
необходимой суммы, которая в расчете на год должна была составить 15,4 млрд руб. Кроме того, для выплат
досрочных пенсий Фондом занятости населения было направлено в ПФ 214 млн руб., из которых 63 млн руб.
составляла погашение прежней задолженности Фонда занятости перед ПФ, образовавшейся на начало 1998 г.
Общая сумма перечислений из Фонда занятости чуть превысила 40% от ожидаемого объема. Наиболее
существенными недопоступления в ПФ оказались в период летнего кризиса: если в июле страховые поступления
составляли 12.5 млрд руб., то в августе – 9,9 млрд (снижение на 21%), в сентябре – 10,7 млрд (снижение на 14.4%)16.
Недопоступление средств в ПФ стало результатом следующих причин:
• фактический фонд оплаты труда, который служит базой для исчисления и уплаты страховых взносов
предприятий, оказался на 4 млрд ниже прогнозируемого – 504 млрд руб. против 508 млрд руб. по прогнозу;
• фактическая налогооблагаемая база, на которую начислялись взносы, оказалась еще меньше – 484,4 млрд
руб., в то время как необлагаемая доля оказалась выше, чем ожидалось (6,4% против 6%);
Таблица 5
Структура доходов Пенсионного фонда РФ в 1998 г., млрд руб.
Проект Фактически % выполне-
Статьи доходов бюджета ПФ за ния плана 9
на год 9 мес. мес.
Собственые доходы ПФ 144,886 103,374 95,1
в том числе:
страховые взносы 142,380 101,691 95,2
прочие поступления 2,5063 1,683 89,5
Средства федерального бюджета 15,405 5,287 45,8
Средства Фонда занятости 0,509 0,214 56,2
в том числе:
погашение задолженности 0,215 0,063 39,0
поступления на выплату досрочных 0,294 0,151 68,7
пенсий
Всего доходов 160, 800 108,876 90,3

• по-прежнему самой острой проблемой оставалась просроченная задолженность по страховым отчислениям,
которая усиливалась в течение года: если в первой его половине уровень собираемости взносов был равен
76,1%, то по результатам 9 месяцев – лишь 73,3%.
Проблему неуплаты и задолженности со стороны предприятий и организаций правительство пыталось
решить за счет реструктуризации долгов с предоставлением рассрочки предприятиям по прошлой
задолженности при условии своевременного перечисления текущих средств, что дало некоторый позитивный
эффект и позволило повысить доходы ПФ на 6,1 млрд руб.
В отраслевом разрезе главными должниками по отношению к ПФ являются предприятия машиностроения и
металлообработки (19 млрд руб.), строительства (16 млрд руб.), сельского хозяйства, транспорта и связи (8
млрд руб.), металлургии (7,6 млрд руб.) и некоторые другие отрасли народнохозяйственного комплекса.

16
Помимо влияния кризиса следует иметь в виду и воздействие сезонного фактора на динамику поступлений в ПФ, которое в эти
месяцы традиционно ниже.
Не менее сложно складывалось положение с уплатой взносов в региональном разрезе. Резко снизился
уровень сбора даже в регионах, в которых ранее складывалась относительно благополучная ситуация с
налоговыми платежами во внебюджетные социальные фонды, например, в Московской области – с 95 до 86%,
Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 98 до 87%, Архангельской области – с 93 до 83%, Самарской
области – 95 до 70% и т.д. Продолжала ухудшаться собираемость в дотационных территориях: в республике
Марий-Эл – с 79 до 58%, Мордовии – с 85 до 64%, Чувашии – с 71 до 61%, Ульяновской области – с 77 до 57%.
На протяжении последних лет дополнительную напряженность в процесс финансирования пенсионной
сферы и формирования доходов Пенсионного фонда вносит возрастающая в связи с бюджетным дефицитом
задолженность федерального бюджета. Сумма назначенных пенсий, финансирование которых по

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign