LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

полтора раза это означает рост покупательной способности наличных валютных сбережений как минимум в
полтора раза. С 6 млрд долл. валютных вкладов дело обстоит сложнее. Хотя потенциально их покупательная
способность также увеличилась, их ликвидность уменьшилась даже сильнее, чем ликвидность рублевых
депозитов. Тем не менее относительная мера благосостояния населения (отношение рублевой оценки всех
сбережений к номинальному месячному доходу населения) могда даже несколько повыситься в
послекризисный период, благодаря как росту рублевой оценки валютных сбережений, так падению
номинальных личных доходов.
В результате девальвации рубля резко возросло неравенство в распределении сбережений, поскольку,
согласно данным опросов, валютные сбережения сосредоточены в руках относительно небольшой группы
населения. Так, накануне кризиса (июнь 1998 г.) только четверть опрошенных сообщали, что им приходилось
иметь дело с валютой на протяжении года. По другому опросу 10% респондентов заявили, что в сентябре
1998 г. не предпринимали никаких мер по смягчению последствий финансового кризиса, без объяснения
причин такого поведения. Можно предположить, что у этой группы населения основная часть сбережений
была в форме наличной валюты.
Финансовый кризис разрушил хрупкое доверие к финансовой системе той части населения, которая имела
сбережения, и существенным образом изменил их сберегательное поведение. Согласно данным обследования
потребителей, к ноябрю 1998 г. 47% респондентов, имевших вклады в банках до начала кризиса, пытались
изъять их, причем 25% вкладчиков это удалось сделать без проблем, 10% – только частично, и 12% – вообще не
получило своих вкладов. Согласно данным Центрального банка, за 4 месяца после начале кризиса сумма
вкладов населения уменьшилась на 13%, при этом в коммерческих банках она уменьшилась на 40%, а в
Сбербанке к октябрю упала на 12%, но затем подросла, и к декабрю составляла уже 95% от предкризисного
уровня (см. табл. 4).
Рост вкладов в Сбербанк в октябре и декабре 1998 г. объясняется не только надежностью данного банка с
государственными гарантиями, но и переводом части индивидуальных вкладов и счетов из коммерческих
банков в Сбербанк по правилам, установленным Центральным банком России. Один из пунктов этих правил
предусматривал перевод валютных вкладов из ряда коммерческих банков в рублевые сбербанковские вклады
по курсу, установленному на конец августа. Трудности, связанные с возвратом валютных вкладов, и неверие
населения в надежность банков привели к тому, что, несмотря на некоторое увеличение рублевой оценки
валютных вкладов после кризиса, в долларовом выражении они сократились почти вдвое, в основном в августе
и в октябре. Только небольшая доля изъятых валютных вкладов была переведена в рублевые по схеме
Центрального банка, основная же их часть была либо была израсходована на товары и услуги, либо осталась в
виде наличной валюты.

Таблица 4
Накопленные сбережения населения (млрд руб., на конец месяца)
Налич- Рублевые Рублевые Ценные Налич- Валютные Задолженность Всего финансовые
ные депозиты в депозиты в бумаги ная вклады банкам активы
рубли Сбербанке коммерческих валюта
банках
12.97 103,3 115,2 33,0 32,7 136,9 33,2 10,3 448,8
01.98 92,3 119,3 34,0 33,2 141,1 30,7 12,1 464,2
02.98 95,4 122,1 35,7 34,5 139,6 32,4 12,2 454,9
03.98 94,6 125,1 37,1 36,0 139,2 33,9 12,5 465,2
04.98 100,9 127,7 38,1 38,2 138,0 35,1 12,8 470,6
05.98 101,6 128,4 38,8 38,8 138,0 36,4 12,9 480,0
06.98 101,9 126,9 39,2 39,6 142,6 37,7 12,4 486,2
07.98 101,3 123,5 37,7 41,1 152,1 40,5 12,2 494,0
08.98 106,5 115,0 31,7 42,1 260,6 46,3 11,3 591,2
09.98 108,1 109,2 26,9 42,0 401,1 71,8 11,0 732,0
10.98 115,8 113,6 24,4 42,8 406,9 53,5 10,5 767,6
11.98 116,6 117,8 23,3 43,4 432,7 55,0 10,3 786,5
12.98 131,0 126,7 21,8 49,2 502,8 59,7 10,6 872,1
Источник: Госкомстат РФ, ЦБ РФ и оценки БЭА.

Как отмечалось выше, в условиях кризиса наличная валюта оказалась самой выгодной формой личных
сбережений. В сентябре 1998 г. почти 50% всех опрошенных были согласны с этим утверждением, однако только
3,4% воспользовались покупкой долларов для борьбы с последствиями кризиса. В ноябре только 2,2%
респондентов использовали покупку валюты как способ сохранения сбережений. Незначительная
распространенность столь очевидного способа объясняется прежде всего отсутствием денег у значительной
части населения, что обусловило сокращение спроса на валюту. За август, сентябрь и октябрь 1998 г.
уполномоченные банки ввезли меньше валюты, чем только за июль месяц и в 4 раза меньше, чем за
аналогичный период 1997 г. В сентябре и октябре 1998 г. впервые за все время регистрации обменные пункты
купили у населения больше валюты, чем продали. В результате, несмотря на резкий рост рублевой оценки
валютных сбережений, реальное количество долларов на руках у населения продолжало сокращаться, и это
сокращение в значительной степени объясняет тот факт, что потребление во время кризиса сократилось
меньше, чем личные доходы.
3. Состояние экономики
в представлении населения
Анализ развития личного потребления в России базируется в основном на данных Госкомстата. В силу ряда
причин, как практического, так и методологического характера, эти данные не всегда адекватно отражают
реальные процессы в этой области, поэтому особое значение приобретают независимые источники
информации. Одним из таких источников является Всероссийский центр изучения общественного мнения
(ВЦИОМ). Вот уже на протяжении 10 лет он проводит регулярные опросы населения, которые помимо
политических и социологических вопросов включают вопросы, связанные с экономическим положением как
самого населения, так и страны в целом.
Прямые оценки населением собственного экономического состояния существенно отличаются от данных
Госкомстата. Так, оценки личного среднедушевого дохода, сообщаемые населением, примерно в два раза
меньше тех оценок среднедушевого дохода, которые публикует Госкомстат. Минимальный необходимый доход
на душу, по мнению населения, примерно в два раза выше прожиточного минимума, рассчитываемого
Госкомстатом. Последнему примерно соответствует та сумма, которая в глазах населения определяет бедность
(см. табл. 5). Несовпадение абсолютных величин определяется не только тем, что люди скрывают величину
своих доходов, но и несколько завышенными оценками среднедушевых доходов официальной статистикой.
Таблица 5
Оценки доходов населения по данным опросов ВЦИОМ и статистики
Госкомстата (в текущих ценах, деном. руб.)
01.97 11.97 01.98 03.98 05.98 07.98 09.98 11.98 01.99
Показатель
Опросы ВЦИОМ
Среднедушевой 422 593 508 490 470 513 460 500 503
месячный доход семьи
Прожиточный минимум (на 666 785 848 778 880 854 1040 1059 986
чел.)
Нормальный доход 1399 1801 1731 1622 1777 1655 2041 2099 2039
(на чел.)
Бедная семья 328 391 386 382 471 442 539 549 453
Данные Госкомстата
Среднедушевой месячный 806 940 798 862 833 883 982 1127 1079
доход семьи
Прожиточный минимум (на 394 407 418 427 435 438 552 619 787
чел.)
Источники: ВЦИОМ, Госкомстат.

Вместе с тем анализ результатов опросов в динамике показывает, что население реалистично оценивает
остроту экономических проблем, стоящих перед российской экономикой, достаточно четко представляет, какие
изменения происходят в экономике, и соответствующим образом реагирует на них. Особенно явно это
проявляется при сопоставлении годовых темпов прироста личных доходов по статистике Госкомстата и оценок
изменения материального положения семей за предшествующие 12 месяцев (см. рис. 10).
4,0 80

3,0 70

2,0 60

1,0 50

0,0 40

-1,0 30

-2,0 20

-3,0 10

-4,0 0
12- 12- 12- 12- 12- 12- 12- 12-
92 93 94 95 96 97 98 99
Темп прироста личных доходов
Индекс прошлых изменений личного материального положения

Рисунок 10. Оценка населением изменения материального положения и динамика реальных личных доходов
В тоже время очевидно, что динамика потребительских оценок не тождественна динамике набора обычных
статистических показателей. Это позволяет относиться к подобного рода информации, как к самостоятельным
макроэкономическим индикаторам. Одним из таких индикаторов является Индекс потребительских настроений
(ИПН), рассчитываемый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) с 1993 г. С мая
1996 г. построение индекса потребительских настроений в России курируется Министерством финансов РФ и
Казначейством США.
Специфика методологии построения индекса потребительских настроений (ИПН) заключается в том, что на
основании микроэкономической, по своей сути, информации создается обобщенный индикатор изменений,
происходящих в экономике в целом. Такие микроэкономические различия респондентов, как пол, возраст,
социальный статус, становятся существенными для индекса только тогда, когда в экономике происходят
социально-демографические сдвиги. Достоинства ИПН заключаются в том, что помимо экономических
факторов он отражает психологические, социальные, политические и др. аспекты реальной жизни.
Индекс потребительских настроений (ИПН) строится на основании проводимых ВЦИОМом регулярных
обследований на репрезентативной всероссийской выборке. При этом используются ответы на основные 5
вопросов:
1. Как изменилось материальное положение семьи за прошедший год?
2. Как, по-вашему, изменится материальное положение семьи в следующем году?
3. Каким, по-вашему мнению, будет состояние экономики в ближайший год?
4. Каким, по вашему мнению, будет состояние экономики через 5 лет?
5. Как вы думаете, хорошее ли сейчас время для покупки товаров длительного пользования?
При построении индекса для каждого вопроса доля негативных ответов вычитается из доли позитивных
ответов и к результату прибавляется 100. Затем рассчитывается средняя арифметическая из полученных
величин. Таким образом, индекс изменяется от 0 до 200, при этом значение равное 100 соответствует
нейтральному состоянию, когда доли позитивных и негативных ответов совпадают.
На протяжении 1997 г. наблюдался рост потребительских настроений населения, который происходил в
основном за счет улучшения оценок текущего материального положения семей и улучшения оценок условий
для покупки товаров длительного пользования (см. рис. 11). В сентябре 1997 г. ИПН достиг наивысшей точки
за все время наблюдений с января 1993 г. После этого началось постепенное снижение индекса, хотя он по-
прежнему оставался на беспрецедентно высоком уровне.

100,0
90,0
80,0
70,0
60,0
50,0
40,0
30,0
20,0
10,0
0,0
12.92 12.93 12.94 12.95 12.96 12.97 12.98 12.99

ИПН Текущее состояние (1,5) Ожидания (2,3,4)

Рисунок 11. Индекс потребительских настроений и его основные компоненты
Смена правительства весной 1998 г. приостановила это падение, несмотря на ухудшение большинства
объективных показателей, что отражало, скорее, чисто психологические надежды на перемены к лучшему.
Однако уже в июле, когда существенно снизилась оценка будущего состояния экономики и перспектив
улучшения личного материального положения, наметилось новое снижение индекса потребительских
настроений. Финансовый кризис привел к катастрофическому падению всех компонентов индекса. К ноябрю
1998 г. индекс потребительских настроений достиг рекордно низких значений за всю историю наблюдений.
При этом интересно отметить, что в сентябре индекс больше всего сократился за счет средних и
высокодоходных групп. В ноябре основная тяжесть падения приходилась на низкодоходные группы, а у
высокодоходной группы он даже несколько поднялся за счет улучшившихся ожиданий.
Увеличение индекса в январе 1999 г. связано, по-видимому, как с некоторым оживлением промышленного
производства в конце года, так и с мерами, принимавшимися для погашения задолженности по заработной плате в
декабре 1998 г. В то же время в динамике индекса отразился психологический фактор переоценки отрицательных
последствий финансового кризиса на первой его стадии и некоторое восстановление реального видения экономики к
началу 1999 г. (см. рис. 12).
120%



100%
Госкомстат


80%


ВЦИОМ
60%



40%



20%



0%
01.97
02.97
03.97
04.97
05.97
06.97
07.97
08.97
09.97
10.97
11.97
12.97
01.98
02.98
03.98
04.98
05.98
06.98
07.98
08.98
09.98
10.98
11.98
12.98
01.99
Рисунок 12. Динамика отношения текущего и минимального дохода по данным Госкомстата и ВЦИОМа (отношение для
ноября 1997 г. = 100)
Кроме того, данные табл. 5 (см. выше) позволяют предположить наличие таких психологических аспектов в
поведении населения, как частичная недооценка темпов инфляции на некоторых этапах кризиса и
незначительное снижение требований к минимально необходимому уровню дохода в реальном выражении, т.е.
определенное признание негативных последствий кризиса и принятие существующего положения как новой
отправной точки для ожидаемого развития.
13
Глава
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОХОДОВ
НАСЕЛЕНИЯ


Динамика доходов населения является социально-экономическим параметром, прямо связанным с
изменениями в макросфере, поэтому в 1998 г. она следовала за изменениями основных макроэкономических
показателей. В динамике доходов можно выделить три этапа (см. рис. 1):
• январь–апрель (рост реальных среднедушевых доходов);
• апрель–август (начало тенденции к снижению доходов);
• с августа–сентября по настоящее время (резкое сокращение реальных денежных доходов населения с
последующей относительной стабилизацией).
Та же динамика характерна и для покупательной способности доходов, измеренной по отношению к
прожиточному минимуму. В сентябре сокращение реальных доходов составило 19,4% по сравнению с началом
года, в октябре среднедушевые доходы увеличились на 6 процентных пунктов и составили 86% от января (т. е.
совокупное падение составило 13,4%).

120 240
Среднедушевые доходы
в постоянных ценах,
янв.-1998=100 (левая шкала)
110 220



100 200

Соотношение среднедушевого
дохода и прожиточного
90 180
минимума, % (правая шкала)


80 160



70 140
Апрель




Ноябрь
Сентябрь
Май
Февраль




Июль




Октябрь
Январь




Март




Июнь




Август




Рисунок 1. Динамика среднедушевых доходов населения в 1998 г.
На протяжении 1998 г. государственная политика в области регулирования доходов строилась на прежней
парадигме этого регулирования, затрагивающей доходы ограниченного круга социальных групп населения.
Речь идет о заработной плате лиц наемного труда, занятых в бюджетной сфере, пенсионных выплатах (включая
инвалидов, лиц, потерявших кормильцев, и пр.), а также пособиях, выплачиваемых безработным,
низкообеспеченным домохозяйствам и прочим беднейшим социальным группам. В отношении этих групп – как
до, так и после августовского кризиса – политика правительства преследовала цель поддержания их доходов на
неизменном уровне. Но если в первой половине года правительству в известной мере удавалось реализовать эту
цель, то в условиях экономического кризиса ни финансовых ресурсов, ни имеющихся у правительства
инструментов регулирования оказалось явно недостаточно, чтобы предотвратить существенное падение
доходов названных групп.


1. Оплата труда
На протяжении первых семи месяцев 1998 г. средняя реальная начисленная зарплата оставалась практически
стабильной. После небольшого увеличения в январе–феврале началось ее медленное снижение, в результате в
июле реальная зарплата была такой же, как в декабре 1997 г. (с учетом сезонных факторов). В августе–ноябре
реальная зарплата снизилась на 40%, в том числе в сентябре – на 26% (см. рис. 2).
110



100



90



80



70



60



50
12.96 03.97 06.97 09.97 12.97 03.98 06.98 09.98 12.98

Рисунок 2. Динамика реальной заработной платы (декабрь 1997 = 100, сезонность устранена)
В целом аналогичную динамику имела зарплата в так называемых бюджетных отраслях, где основная часть
фонда заработной платы выплачивается из средств федерального и местного бюджета. Но если в первой
половине года зарплата в бюджетных отраслях менялась параллельно со средней или даже несколько
опережала ее, то во второй половине года ситуация изменилась (см. табл. 1). В образовании, здравоохранении
и учреждениях культуры после августовского бюджетно-финансового краха ставки оплаты труда фактически
оказались заморожены, и их относительная номинальная величина заметно сократилась по сравнению с
1997 и первой половиной 1998 г. Понятно, что это означало более значительное, чем среднее, сокращение
реальной зарплаты в последние месяцы 1998 г. В то же время в научных учреждениях и в сфере
государственного управления в 4 кв. 1998 г. относительная зарплата оказалась выше, чем в 1997 г.
Таблица 1.
Дифференциация заработной платы в бюджетных отраслях
Средняя Относительная зарплата, % средней
реальная Культура и Образо-вание Здравоохране- Наука Коммунальное Аппарат управ-
Период зарплата, искусство ние хозяй-ство ления
дек. 1997
=100
1990 176,4 62 67 67 113 74 120
1991 171,1 67 71 76 90 80 99
1992 112,7 52 61 66 64 82 94
1993 119,9 62 68 76 68 92 115
1994 109,9 62 69 76 78 96 117
1995 80,7 61 65 74 77 102 107
1996 91,5 65 69 77 83 106 120
1997 95,6 60 63 68 91 113 145
1998
I кв. 101,0 63 63 68 94 н.д. 140
II кв. 100,4 65 66 71 94 н.д. 143
III кв. 87,8 58 57 66 92 н.д. 138
IV кв. 67,3 55 56 60 98 н.д. 151

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign