LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Э

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от греч. ego - Я) - познавательная позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Э. следует отличать от эгоизма: эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания других людей, но намеренно пренебрегает ими. Э. проявляется при нек-рых психич. заболеваниях (шизофрении, психопатии, истерии}, является характерным симптомом РДА. В ряде психологич. теорий Э. рассматривается как естественное и закономерное свойство ребенка на определенных этапах его развития. Напр., Ж.Пиаже расценивал так называемую эгоцентрическую речь как проявление общей эгоцентрической позиции ребенка, не способного встать на точку зрения собеседника. Л. С. Выготский, критикуя идеи исходной асоциальности ребенка, убедительно опроверг представление о дет. Э. как об изначально предопределенном состоянии. Так, согласно Выготскому, эгоцентрическая речь представляет собой социально обусловленный этап формирования внутренней речи.
ЭЙФОРИЯ - эмоциональное состояние, для к-рого характерны беспричинная веселость и беспечность, снижение критичности, моторное возбуждение. У людей с нормальной психикой и сохранным интеллектом Э. иногда наступает при кислородном голодании, а также в результате введения в организм небольших доз наркотич. веществ. Э. нередко является одним из симптомов травм мозга (главным образом лобных долей), а также нек-рых психич. заболеваний. Иногда отмечается при олигофрении.
ЭНУРЕЗ - недержание мочи. Встречается преимущественно в дет. возрасте, чаще у мальчиков. Может выступать симптомом различных расстройств, в частности анатомических дефектов, воспалений и травматич. повреждений мочеполовой системы. Встречается неврозоподобный Э., возникающий в результате раннего органич. поражения нервной системы (травмы позвоночника, сотрясения мозга, менингоэнцефалита и др.). Течение болезни длительное и зависит от ликвидации основного повреждения. В подростковом возрасте неврозоподобный Э. может выступить источником патологич. формирования личности. Невротич. Э. возникает под влиянием острой психич. травмы и, как правило, проходит по мере ослабления нервно-психич. напряжения, но может и закрепляться в случае хронического невротич. состояния. Э. иногда выступает симптомом шизофрении, слабоумия. Лечение зависит от коррекции основного нарушения.
ЭНЦЕФАЛИТ (от греч. enkephalos - головной мозг) - инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (главным образом через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и др.). Первичный Э. (комариный Э., клещевой Э., эпидемический Э. и др.), как правило, возникает в результате укусов переносчиками вируса. При вторичном Э. головной мозг поражается вследствие общей инфекции (при краснухе, гриппе, ветряной оспе и т. п.). Болезнь протекает остро; симптомы: повышение температуры тела, головная боль, тошнота, судороги, парезы и др. Последствия Э., перенесенного в детском и подростковом возрасте, бывают крайне тяжелыми: снижение интеллекта, расстройства речи и памяти, эпилептиформные припадки, гиперкинезы.
ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (от греч. enkephalos - головной мозг и pathos - болезнь) - органич. поражение головного мозга невоспалительного характера. Возникает вследствие перенесенных травм (интоксикаций, инфекционных и сосудистых заболеваний головного мозга). Характеризуется рядом симптомов: головная боль, раздражительность, снижение умственной работоспособности и др. В дет. возрасте Э. нередко приводит к снижению памяти и интеллекта (вплоть до имбецильности), иногда - к эпилептиформным припадкам. Лечение определяется спецификой заболевания, обусловившего Э.
ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia, от epilambano - схватываю, нападаю) - хроническое нервно-психич. заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением дознания, а также постепенным развитием своеобразных черт личности (чрезмерный педантизм, «вязкость» мышления и поведения, резкая смена настроений и др.). Последнее - существенное основание для диагноза Э., поскольку в нек-рых случаях припадки могут быть крайне редкими. Постановка диагноза требует различения Э. и эписиндрома (см. Эпилептиформный синдром). Большинство детей, страдающих Э., способны обучаться в массовой школе (при этом педагогам необходимо овладеть навыками помощи этим детям при припадках). Иногда Э. проявляется также в снижении умственных способностей; в этом случае больные дети направляются в коррекционную школу для детей с нарушениями интеллекта.
ЭПИЛЕПТИФОРМНЫЙ СИНДРОМ, эписиндром -комплекс психич. нарушений, внешне похожих на эпилепсию, но имеющих органич. происхождение. В отличие от эпилепсии практически не приводит к специфич. изменениям личности. Является симптомом поражения ЦНС, вызванного травмами и опухолями мозга, воспалительными заболеваниями и т. п. Требует спец. лечения и прекращается по мере купирования основного заболевания. При нерезко выраженных поражениях ЦНС проходит к подростковому возрасту и без мед. вмешательства.























Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

(Извлечения)

Принят Государственной Думой 18 июля 1996 года
Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации указанных лиц к обществу.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона основные термины имеют следующее значение:
специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования;
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; взрослый - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет;
недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;
физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;
психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;
тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;
специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение общего назначения - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;
специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
специальное образовательное подразделение - структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;
обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;
государственное именное образовательное обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ;
полное государственное обеспечение - обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных образовательных учреждений общего назначения питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами.
Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:
лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации; родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья; педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья; государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования.
Статья 3. Цели специального образования
1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.
2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
Глава II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Статья 7. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.Лицо, полагающее, что его возможности получить образование ограничены по состоянию здоровья, имеет право на освидетельствование в целях установления его права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:
1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;
2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;
4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);
5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;
6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации;
7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученными образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья
На полном государственном обеспечении в государственных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья: неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые; с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; со сложными недостатками.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 10. Формы получения специального образования
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании».
Статья 11. Обучение на дому
1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.
2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его законными представителями.
3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Типовое положение об организации обучения на дому утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Форма договора об обучении на дому утверждается соответствующими федеральными (центральными) государственными органами управления образованием.
Статья 12. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения
1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.
2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и общеобразовательным учреждением.
3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Форма договора об организации обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.
Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника.
Статья 14. Интегрированное обучение
1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации способствуют развитию интегрированного обучения.
2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).
В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджета субъектов Российской Федерации в размере, установленном соответствующим государственным именным образовательным обязательством.
3. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью совместного обучения из этого образовательного учреждения на основании решения совета образовательного учреждения, предварительно согласованного с психолого-медико-педагогической комиссией. При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме.
Статья 15. Специальные образовательные учреждения
1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.
2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:
1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;
2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;
3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;
5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.
Статья 16. Логопедическая служба
1.Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.
Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством: введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда; создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета; создания логопедического центра - учреждения с правами юридического лица.
2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы общего образования и начального профессионального образования.
Статья 17. Центры реабилитации
1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральными органами исполнительной власти.
2.Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.
Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложным дефектом - не более чем шесть человек.
3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья конкурс при приеме в общеобразовательные учреждения и (или) образовательные учреждения начального профессионального образования не проводится.
Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
1.Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, установленном Федеральным законом.
2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.
2. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико-социальные экспертные комиссии
1. Для диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование и создания специальных условий для получения образования, а также для консультирования родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.
В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссией и разрешения конфликтов между психолого-медико-педагогической комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем один психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации.
2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:
1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;
2) удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;
3) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;
4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;
5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);
7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.
3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят: психолог; врачи - психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт; специалисты в области специального образования -логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; юрист; представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.
4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.
Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.
5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, в организации обучения на дому или в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения. В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу. Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде.
6. Психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико-педагогический центр являются юридическими лицами. Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и о психолого-медико-педагогическом центре утверждаются Правительством Российской Федерации.
7. Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии. Положение о медико-социальной экспертной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 35. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования
1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.









































Приложение 3
ПЕРСОНАЛИИ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

АЗБУКИН Дмитрий Иванович (1883-1953) - отечественный дефектолог, д-р пед. наук, проф., заслуженный деятель науки РСФСР, чл.-кор. АПН РСФСР, один из организаторов высшего дефектологического образования в СССР. А. длительное время был заведующим кафедрой психопатологии и деканом дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В течение ряда лет возглавлял Научно-исследовательский ин-т дефектологии АПН РСФСР. А. - автор многих статей и монографий по клинике олигофрении, олигофренопедагогике и школьной гигиене, имевших большое значение для построения системы и принципов обучения и воспитания умственно отсталых детей. Уделял большое внимание вопросам физического воспитания уч-ся массовых и спец. школ.
Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Соч.: Клиника олигофрении. - М., 1936.
ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905-1987) - отечественный ученый и организатор дефектологической науки, д-р психол. наук, проф., действительный член Академии пед. наук СССР, одна из основателей, затем руководителей Научно-исследовательского ин-та дефектологии АПН СССР (ныне Ин-т коррекционной педагогики РАО). Разрабатывала принцип дифференцированного подхода к проблеме обучения и воспитания детей с различными психофизич. отклонениями, создавала новые типы учебных учреждений (школы и классы для слабослышащих, слабовидящих, детей с ЗПР и др.).
ГНЕЗДИЛОВ Михаил Федотович (1887-1968) - отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ.
Соч.: Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. - М., 1959; Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. - М., 1962; Обучение грамоте во вспомогательной школе. - М., 1957; Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. -М., 1956; Методика русского языка во вспомогательной школе. - М.,1965.
ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949) - отечественный дефектолог, один из организаторов вспомогательной школы. В 1915 г. в Петербурге открыл частную школу для детей с глубокой умственной отсталостью. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции его деятельность была направлена на организацию учреждений для аномальных детей. Г. - активный участник съездов, связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей; автор ряда работ, посвященных проблемам содержания, методам обучения и воспитания аномальных детей. В своих работах особое внимание уделял труду как средству коррекции личности аномального ребенка в общей системе средств воспитания, раскрывал специфику методов работы во вспомогательной школе. Он впервые организовал лекторий для родителей аномальных детей. Внес большой вклад в дело подготовки кадров для спец. школ. Лекции, прочитанные им, опубликованы в сборнике «Воспитание и обучение де4зективных детей» (Пг., 1918).
Соч.: Олигофренопедагогика (совм. с Н.Ф.Кузьминой и Ф. М. Новик). - М., 1940; Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна (1866-1934) - первый русский педагог-дефектолог, работавший с глубоко умственно отсталыми детьми. В 1894 г. организовала в Петербурге спец. приют для таких детей. Доказала на опыте возможность развития детей с глубокой умственной отсталостью под влиянием воспитания и спец. обучения. Г. - автор оригинальных работ по спец. педагогике, лектор первых курсов для педагогов-дефектологов (1918).
Соч.: Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка. - М.; Л., 1932.
ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович (1890-1950) - отечественный дефектолог. Д. сыграл большую роль в становлении советской дефектологии, в борьбе с буржуазными влияниями в теории и практике обучения аномальных детей. Д. - организатор и руководитель Экспериментально-дефектологического ин-та и Научно-практического ин-та спец. школ и детских домов (1930-1944). Д. - организатор и участник всероссийских совещаний и конференций по дефектологии.
Соч.: Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах.- М.,1954.
ДУЛЬНЕВ Григорий Митрофанович (1909-1972) - отечественный олигофренопедагог и психолог. Работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей. Особое значение имеют исследования Д. по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка. Под руководством и при участии Д. разработаны принципы современной вспомогательной школы, созданы учеб. планы, программы, методические руководства.
Соч.: Особенности обучения учащихся вспомогательных школ. К вопросу об использовании наглядных и словесных средств обучения во вспомогательной школе (ред.) // Известия АПН РСФСР, вып. 68; Принципы отбора детей во вспомогательную школу (ред. и автор). - М., 1959; Книга для учителя вспомогательной школы (ред. и автор). - М., 1955; Воспитательная работа во вспомогательной школе (ред. и автор). - М., 1961; Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1968.
ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900-1968) - выдающийся отечественный дефектолог, проф., д-р пед. наук. Большое значение для советской дефектологии имеет критика Д. буржуазных влияний в теории и практике обучения и воспитания аномальных детей. Изучая вопросы теории и истории обучения глухонемых, Д. показал самобытное развитие русской сурдопедагогики. В течение длительного времени Д. был директором Научно-исследовательского ин-та дефектологии АПН СССР. Он содействовал значительному расширению проблематики научно-исследовательской работы ин-та.
Большое значение для развития дефектологии имела работа Д. по подготовке спец. кадров. Д. в течение ряда лет возглавлял дефектологический факультет Московского государственного педагогического ин-та им. В. И.Ленина. Под его руководством и при его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, методические пособия для дефектологических факультетов.
Д. был председателем секции дефектологии Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, председателем комиссии ВЦСПС по работе среди глухих, способствовал созданию спец. учебников и наглядных пособий для спец. школ, проведению ряда мероприятий по улучшению обслуживания глухих.
Д. - автор многих работ по различным вопросам дефектологии, редактор учебников, монографий, сборников по дефектологии, участник международных конгрессов, посвященных работе с аномальными детьми.
ЗАБУГИН Филадельф Дмитриевич (1884-?) - отечественный врач-невропатолог, один из организаторов воспитания и обучения умственно отсталых и трудновоспитуемых детей в Москве. Особое внимание он уделял вопросу изучения умственной отсталости и методу отбора умственно отсталых детей в спец. школу.
3. - автор ряда статей, посвященных данным вопросам.
Соч.: Дети-олигофрены. - М., 1937.
ЗАМСКИЙ Хананий Самсонович (1913-1998) - выдающийся отечественный олигофренопедагог.
С сентября 1951 г. в течение 23 лет 3. заведует кафедрой олигофренопедагогики, а с 1961 по 1971 г. руководит дефектологическим факультетом МГПИ им. В.И.Ленина. Благодаря его усилиям укрепляется авторитет факультета как научного и педагогического центра, готовящего квалифицированных специалистов. По инициативе 3. совершенствуются учебные планы, разрабатываются и утверждаются программы по специальным дисциплинам. 3. создает благоприятные условия для повышения квалификации сотрудников факультета, для подготовки и защиты ими кандидатских диссертаций. При факультете создаются медико-педагогическая консультация, лаборатория технических средств обучения, учебные мастерские. 3. положил начало традиции проводить ежегодно межвузовские научные студенческие конференции по проблемам дефектологии. По инициативе 3. и при его непосредственном участии открыты дефектологические факультеты при педагогических институтах Свердловска, Иркутска, Ташкента, он оказывал помощь и в организации учебного процесса на этих факультетах.
3. принадлежит большая заслуга в популяризации достижений отечественной дефектологии за рубежом, куда он выезжал для обмена опытом, чтения лекций и участия в ряде международных конференций.
3. - автор более 60 работ, многие из которых переведены на немецкий, английский, японский, испанский, словацкий и норвежский языки. Он является одним из авторов сборника «Школы для умственно отсталых детей за рубежом» (М., 1966), удостоенного в 1967 г. первой премии АПН СССР.
В 1976 г. 3. получил вторую премию АПН СССР за монографию «История олигофренопедагогики». Ряд научных трудов 3. отмечен дипломами МГПИ им. В. И. Ленина. За свою последнюю монографию «Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века» был удостоен первой премии на конкурсе научно-исследовательских работ МПГУ 1995 г.
ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901-1977) - отечественный психолог, проф., действительный член АПН СССР, автор ряда экспериментальных исследований процессов памяти и их развития у школьников. 3. разработал систему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении; ряд работ посвятил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 г. 3. создал первую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухонемых детей в Экспериментально-дефектологическом ин-те. 3. - автор многих книг; он фундаментально изучил вопросы развития памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, формирования их личности в условиях обучения и психолого-педагогические проблемы сочетания слова учителя и средств наглядности во вспомогательной школе.
Соч.: Психология умственно отсталого школьника. - М., 1939;
Очерки психологии глухонемых детей (совм. с И. М. Соловьевым). - М., 1940.
КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943) - отчественный врач-психиатр, проф., общественный деятель, один из организаторов учебно-воспитательных и лечебных учреждений для аномальных детей, научно-исследовательской работы в области дефектологии, высшего дефектологич. образования.
В 1908 г. К. организовал в Москве школу-санаторий для дефективных детей - одно из первых учреждений для аномальных детей в России. В основе учебно-воспитательного процесса в школе-санатории лежало развитие творческих возможностей детей, их инициативы путем глубокого изучения воспитанников, широкого использования наглядности и ручного труда на уроках, развития самостоятельности. Большое место отводилось лечебно-оздоровительным мероприятиям. На базе школы-санатория был организован Дом изучения ребенка (1918), в дальнейшем преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию, которой К. руководил.
К. - автор ряда работ, посвященных проблемам дефектологии.
Соч.: Дефективные дети и школа (ред.). - М., 1912; Воспитание и обучение трудных детей (совм. с С.П.Крюковым). - М., 1914; Путем творчества (ред.). - М., 1922.
КУЗЬМИЦКАЯ Мария Игнатьевна (1902-1978) - отечественный олигофренопедагог. Работала в области воспитания глубоко умственно отсталых детей. Разрабатывала вопросы методики преподавания истории во вспомогательной школе, занималась пропагандой спец. педагогических знаний, принимала участие в работе по повышению квалификации учителей-дефектологов.
К. - автор статей, методических писем по вопросам воспитательной работы во вспомогательной школе.
ЛУБОВСКИЙ Владимир Иванович (р. 1923) - отечественный психолог. Работает в области изучения высшей нервной деятельности аномальных детей, занимается исследованием функции зрения при его нарушениях. Л. является одним из авторов разработки объективных методов исследования слуха.
Соч.: Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М., 1956. - Т. 1; Динамика развития детей-олигофренов (совм. с М. С. Певзнер). - М., 1963;
Особенности световой чувствительности у слабовидящих детей // Ориентировочный рефлекс и проблемы рецепций в норме и патологии. - М., 1964.
ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977) - отечественный психолог, д-р пед. наук, д-р мед. наук, проф., действительный член АПН СССР, автор исследований проблемы нарушения психических функций (особенно речевых) при локальных поражениях мозга и последующем восстановлении нарушенных функций. Ему принадлежит ряд работ, освещающих особенности высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Эти работы сыграли большую роль в обосновании принципов и методов отбора детей во вспомогательные школы. Его исследования в области речевых нарушений имеют большое значение для работы по развитию речи у аномальных детей.
Соч.: Травматическая афазия. - М., 1947; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка (ред.). - М., 1956-1958.-Т. 1-2; Умственно отсталый ребенок (ред.).-М., 1960; Высшие корковые функции человека и их- нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 1962; Принципы отбора детей во вспомогательные школы (ред. совм. с Г. М. Дульневым). - 2-е изд. - М., 1960; Лобные доли и регуляция психических процессов (ред.). - М., 1966; Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга (совм. с Л. С. Цветковой). - М., 1966.
ЛЯПИДЕВСКИЙ Сергей Семенович (1903-1975) - отечественный дефектолог, врач-психоневролог, проф., один из организаторов высшего дефектологического образования. Разрабатывал вопросы естественнонаучных основ воспитания и обучения аномальных детей, а также проблемы логопедии и детской психопатологии.
Соч.: Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. - М., 1951. - Вып. III-IV; Дифференциация состава учеников вспомогательных школ // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. -М., 1954. - Вып. IV; Невропатология. - М., 1965.
ПИНСКИЙ Борис Израилевич (1910-1982) - отечественный психолог, д-р пед. наук. Работал в области психологии умственно отсталых детей. Наибольшее значение имеет его исследование особенностей мотивов деятельности умственно отсталых детей.
Соч.: Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962; О непреднамеренном запоминании в процессе повторения и его особенностях у умственно отсталых детей // Известия АПН РСФСР. - М., 1948. - Вып. 19; Процесс воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательных школ // Известия АПН РСФСР. - М., 1954. - Вып. 58.
ПОСТОВСКАЯ Мария Павловна (1865-1953) - отечественный олигофренопедагог, организатор первого в Москве класса для умственно отсталых детей (1908). П. - автор ряда работ, из которых наиболее значительная посвящена вопросу обучения грамоте уч-ся вспомогательных школ (написана в соавторстве с И. П. По-стовским и Е. А. Бергман).
РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860-1926) - отечественный врач-психиатр, проф. Известен трудами в области клинической невропатологии и психиатрии. Для изучения индивидуально-психологических особенностей детей Р. разработал методику, составленную на основе «психологических профилей». Р. много работал в области детской психологии и дефектологии; основал Общество психиатров и невропатологов.
Соч.: Общая характеристика психологических профилей. - М., 1910; Психологические профили. - М., 1917; Психологические профили дефективных учащихся в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр. - М., 1914; Внимание. Объем. Психологические профили. - М., 1926.
СОЛОВЬЕВ Иван Михайлович (1902-1986) - отечественный психолог, д-р пед. наук. Его работы посвящены изучению особенностей развития познавательной деятельности у глухих и умственно отсталых детей. С. исследовал также вопросы изменения структуры психики аномального ребенка в процессе его развития. Большое значение имеет ряд его работ, посвященных развитию чувственного познания и образного мышления, а также психологии решения глухими детьми теоретических и практических задач.
С. - автор и редактор работ по специальной психологии.
Соч.: Восприятие действительности умственно отсталыми детьми // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953; Зрительное и осязательное восприятие и его развитие у глухонемых школьников // Развитие познавательной деятельности глухонемых детей. - М., 1957; Познавательная деятельность при решении задач глухими и слышащими школьниками // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. - М., 1961; Вопросы психологии глухонемого ребенка // Психологическая наука в СССР. - М., I960; О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. - М., 1962; Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1968.
ШИФ Жозефина Ильинична (1904-1978) - отечественный психолог, д-р пед. наук. Работала в области исследования развития процессов мышления и речи у нормальных, глухих и умственно отсталых детей. Особое значение имеют ее исследования для теории и практики обучения глухих языку и формирования их словесного мышления. Принимала участие в создании первых программ по психологии детей с недостатками слуха для педагогических институтов.
Соч.: Развитие научных понятий у школьников. - М., 1935; Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками. - М., 1954; Таблицы по русскому языку. - М., 1947; Развитие познания цвета у глухих и слышащих детей / Под ред. И.М.Соловьева. - М., 1962; Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы (ред.). - М., 1905; Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968.

































СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 5
В Западной Европе 5
В России 12
Л. С.Выготский (1896 -1934) 17
Глава 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ 25
Предмет и задачи олигофренопедагогики 25
Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII типа 30
Факторы, влияющие на развитие личности ребенка 42
Проблемы обучения детей-олигофренов 46
Основные категории дидактики 49
Основные принципы обучения (дидактические принципы) 51
Методы обучения в специальной школе 61
Определение и классификация методов обучения 61
Характеристика отдельных методов обучения 64
Урок в специальной школе 69
Основные методические требования к уроку 69
Типы и структура уроков 71
Особенности построения уроков различного типа 75
Подготовка учителя к уроку 78
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ 82
Первый опыт построения содержания обучения во вспомогательных школах на этапе их становления 82
Поиск путей определения содержания обучения во вспомогательной школе
и ее организационное становление 87
Обострение противоречий в понимании целей и задач вспомогательного обучения 89
Восстановление специфики работы вспомогательной школы 92
Совершенствование содержания образования в специальной (вспомогательной) школе (50-80-е годы XX в.) 96
Глава 4. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА МАТЕМАТИКИ 111
Формирование математических понятий у учащихся младших классов 113
Изучение классно-разрядной структуры многозначных чисел в старших классах 120
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 133
Глава 6. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 152
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 155
Современные подходы к организации обучения детей с проблемами в обучении 166
Особенности усвоения учащимися с задержкой психического развития русского языка и математики 170
Усвоение математических знаний и навыков 170
Формирование навыка чтения 176
Приложение 1. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 186
Приложение 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) 217
Приложение 3 . ПЕРСОНАЛИИ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕФЕКТОЛОГОВ 228

































Учебное издание

Пузанов Борис Пантелеймонович,
Коняева Наталия Петровна,
Горскин Борис Борисович и др.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)

Учебное пособие

Редактор Р. К. Лопина
Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова
Корректор В. Н. Рейбекель

Подписано в печать 22.02.2001. Формат 60х90/16. Гарнитура «Таймс».
Печать офсетная Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 17,0. Тираж 30000 экз.
(2-й завод 7001 - 14000 экз ) Заказ № 260.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 367-0798, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign