LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

Обсуждение концепции реформирования академического сектора науки в России. Проекты и мнения.

ОТ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА. Публикуемые сегодня материалы мы предлагаем для оперативного их обсуждения в научном сообществе. Мы рассчитываем на отклик наших региональных отделений, а также на активную позицию всех ученых и специалистов, озабоченных назревающим разрушением науки под предлогом ее реформирования. Ваши предложения, замечания и иные соображения по затронутой в материалах тематике направляйте нам электронной почтой по адресам: za-nauku@mail.ru , imvs-rus@rambler.ru Вопросы так называемого реформирования науки в России находятся постоянно в центре внимания нашего Движения, что отражается в серии его недавних Заявлений (от 24.03.05, 06.02.05) и Обращении Центрального Совета (от 20.05.04), в которых подвергаются критике правительственные планы «модернизации» науки, сводящиеся прежде всего к приватизации последней. Пагубные последствие планируемой приватизации подробно раскрыты в этих документах Движения, а также в других материалах и статьях, помещенных на нашем сайте в разделе «Наука». Мы предлагаем Вашему вниманию два существенных документа: «Проект Программы модернизации академического сектора науки» и Аналитическую записку Профсоюза работников Российской академии наук, в которой содержится критика этого проекта. ______________________________________________________________________________
Проект Программы модернизации академического сектора науки
(Проект на 06.04.2005)
Настоящая Программа модернизации академического сектора науки (далее именуется – Программа) разработана на основании Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 26 октября 2004 г.
Фундаментальная наука является важнейшим приоритетом российского государства. Только ее энергичное развитие может обеспечить формирование в России экономики, основанной на знаниях, ускоренное социальное развитие общества и более эффективное государственное управление. Первоочередная задача академического сектора науки состоит в обеспечении высокого уровня фундаментальных исследований, а также тех направлений науки, ответственность за прогресс которых берет на себя российское государство (комплекс исследований, ориентированных на обеспечение национальной обороны и безопасности, развитие сельского хозяйства, медицины, архитектуры и строительства, совершенствование воспитательно-образовательной деятельности, искусства).
Органы власти и научное сообщество предпримут согласованные усилия, направленные на модернизацию академического сектора российской науки с учетом как стоящих перед государством задач, так и его финансовых возможностей.
Предметом Программы является определение целей, основных принципов и сроков модернизации функций, структуры и механизмов функционирования Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус (Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) в целях сохранения и развития конкурентноспособной системы воспроизводства знаний как предпосылки ускоренного развития российской экономики и общества, определение задач и основных мероприятий, реализующих программу.
В дальнейшем речь идет в основном о Российской академии наук, поскольку мероприятия по модернизации отраслевых академий наук могут отличаться как по итогам, так и по срокам их реализации.
Предлагаемая Программа модернизации академического сектора исходит из задач совершенствования управления научной деятельностью, из понимания того, что в работе самой Академии имеются трудности и проблемы, связанные с функциями и со структурой академических учреждений, с необходимостью дальнейших шагов по демократизации деятельности РАН, с усилением инновационных процессов и с повышением конкурентоспособности РАН в системе мировой науки.
Программа содержит четыре раздела:
в первом разделе приводится характеристика организационно-правового статуса и основные проблемы развития академического сектора науки;
во втором разделе определяются цели, задачи и принципы модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки;
в третьем разделе определяется структура научной организации академического сектора науки после реорганизации;
в четвертом разделе определяются основные мероприятия по модернизации академического сектора науки.
1. Характеристика организационно-правового положения и основные проблемы развития академического сектора науки
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке) Российская академия наук и отраслевые академии наук являются имеющими государственный статус самоуправляемыми некоммерческими организациями (учреждениями). В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом о науке определяются следующие особенности правового положения академий наук, имеющих государственный статус, как отдельных видов государственных учреждений, по сравнению с государственными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Особенности создания, реорганизации и ликвидации
Академии создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Функциональные особенности деятельности и управления Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета. Отраслевые академии наук проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.
Российская академия наук является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава.
Академии наделяются:
· правом управления своей деятельностью; · правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности;
· правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества;
· правом на утверждение уставов и назначение руководителей указанных организаций.
Структурные особенности
В академии входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий наук. Российская академия наук имеет в своем составе институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки.
Особенности финансирования и управления имуществом Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации и предусмотренных их уставами источников. Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми получателями и главными распределителями средств федерального бюджета. За академиями, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке. В Земельном кодексе не предусмотрено освобождение от налогов на землю организаций академического сектора науки и в законодательстве не указаны явно механизмы компенсации этих налогов, что может привести в конечном итоге к прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые являются существенным ресурсом развития академического сектора науки.
Законом о науке также определяются особенности правового положения научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук как отдельных видов государственных учреждений, по сравнению с государственными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и уставами академий. Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на отдельном балансе. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально - технической базы.
Анализ существующего положения и результативности деятельности Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, дает основание сформулировать следующие основные проблемы академического сектора науки:
1. В настоящее время имеются пробелы в правовом обеспечении академического сектора науки.
2. Ограниченность бюджетных ресурсов субъектов академического сектора науки сужает их возможности по расширенному воспроизводству знаний и коммерциализуемых результатов научно-технической деятельности.
3. Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента национальной инновационной системы и основы качественного высшего образования; в то же время в стране за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на мировом рынках.
4. Недостаточная востребованность результатов научных исследований экономикой страны и системой государственного управления.
5. Система и размеры оплаты труда научных сотрудников и материально-технического обеспечения исследований приводят к продолжающейся внутренней и внешней утечке высококвалифицированных научных кадров, повышает риск деградации отечественной науки. Ситуация усугубляется отсутствием экономических и социальных стимулов для закрепления в науке молодых специалистов, отсутствием реальных подходов к решению жилищной проблемы для научной молодежи.
6. Действующие организационно-правовые нормы, установленные для федеральных государственных учреждений, зачастую сдерживают инновационную активность организаций академического сектора науки, ведущих прикладные исследования.
7. Сохраняются организационно-правовые барьеры между фундаментальной наукой и образованием, как следствие – новые научные результаты фундаментальных исследований слабо используются в сфере образования (прежде всего университетского), а в проведение научных исследований недостаточно вовлекаются молодые специалисты и вузовские ученые.
Указанные проблемы создают угрозу утраты государством одной из важнейших предпосылок эффективного долгосрочного развития и ограничивают реализацию академического потенциала в интересах выполнения функций государства по развитию научной, инновационной и образовательной деятельности.
2. Цели, задачи и принципы модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки
Стратегические цели Российской Федерации в сфере развития науки и технологий определены Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации. Основными из них являются:
- создание необходимых условий для перехода российской экономики на инновационный путь развития, повышение роли науки в экономическом развитии Российской Федерации как одного из условий обеспечения качественного экономического роста;
- повышение качества фундаментальных исследований как основы для обеспечения конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок, для повышения качества образования, для усиления позиций России на мировом рынке научно-технической продукции и услуг;
- сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, обеспечение его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики, в интересах обеспечения национальной безопасности;
- комплексное развитие национальной инновационной системы, эффективное использование научного потенциала органами власти всех уровней и секторами реальной экономики в интересах развития экономики России и, в конечном счете, - решение на этой основе национальной задачи удвоения валового внутреннего продукта в десятилетней перспективе;
- эффективное использование отечественной науки в целях повышения образовательного уровня населения РФ, совершенствования системы подготвки специалистов с высшим образованием.
Основными целями модернизации академического сектора науки являются:
- приоритетное развитие в России фундаментальных исследований мирового уровня и повышение их роли в образовании, социально-экономическом развитии страны, обеспечении эффективного государственного управления;
- повышение конкурентоспособности отечественной науки, проведение взаимоувязанной научно-технической и инновационной политики, в том числе обеспечение прорыва на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий;
- эффективное восполнение и использование академических научно-исследовательских кадров, значительное улучшение их материального положения и пенсионного обеспечения, совершенствование системы найма работников;
- совершенствование системы управления государственным академическим сектором науки при сохранении и развитии его самоуправляемости;
- повышение эффективности использования государственной собственности в научно-технической сфере, использования высвобождаемых ресурсов для модернизации приборной базы исследований и развития инновационной деятельности. Сформулированные цели обусловливают необходимость решения следующих основных задач:
- осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;
- поэтапная модернизация системы управления организациями академического сектора науки, в том числе оптимизация сочетания базового, программного и конкурсного финансирования для создания конкурентной среды в научных организациях и на этой основе повышение объективности в выборе перспективных и приоритетных направлений исследований;
- содействие развитию существующих и созданию недостающих элементов инновационной инфраструктуры в системе академий наук, имеющих государственный статус (центры трансфера технологий, технопарки и т.д.);
- сохранение и поддержка ведущих научных школ и коллективов;
- сохранение, восполнение и повышение эффективности использования уникальной материально-технической базы научных организаций академического сектора науки, включая уникальное научно-исследовательское оборудование, установки, стенды;
- содействие эффективному вовлечению в хозяйственный оборот и результатов научной и научно-технической деятельности;
- дальнейшее развитие интеграции науки и высшего образования, создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров;
- обеспечение эффективного воспроизводства кадрового потенциала академического сектора науки;
- расширение возможностей профессиональной самореализации талантливой молодежи в сфере фундаментальной науки;
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере функционирования академических научных организаций.
Основные общие принципы модернизации академического сектора науки состоят в следующем:
- все государственные научные организации академического сектора науки должны быть активно задействованы в решении поставленных задач;
- Российская академия наук, созданная государством как высшее научное учреждение страны, должна сохранить и усилить свою ведущую роль как мирового центра фундаментальных исследований, а отраслевые академии – как ведущие центры в соответствующих отраслях знаний;
- приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются научным сообществом самостоятельно, исходя из национальных интересов России с учетом мировых тенденций развития науки. Вместе с тем направления фундаментальных исследований корректируются с учетом задач, определяемых государством и выражаемых в виде государственного заказа на поставку научно-технической продукции для государственных нужд; государственный заказ должен обеспечить поддержку наиболее передовым и перспективным направлениям поисковых и прикладных исследований, которые востребованы секторами реальной экономики России, а также ориентированы на обеспечение национальной обороны и безопасности;
- научное академическое сообщество должно получить достойные условия труда и его оплаты и последующее пенсионное обеспечение, в том числе за счет развития перспективных форм организации и совершенствования механизмов финансирования фундаментальных исследований;
Модернизация функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки должна проводиться при учете следующих принципиальных положений:
Функции
Основная функция Российской академии наук – осуществление фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
Прогнозирование развития фундаментальной и прикладной науки, разработка предложений о приоритетных направлениях науки, о совершенствовании государственного и общественного строительства.
Расширение и усиление функций Российской академии наук по координации фундаментальных научных исследований, ведущихся в отраслевых академиях наук, имеющих государственный статус, высшей школе, государственных научных центрах.
Расширение и повышение значимости экспертной деятельности академического сектора науки, в том числе в отношении важнейших государственных проектов.
Усиление образовательной составляющей деятельности академического сектора науки, внедрение оптимальных форм интеграции с ведущими российскими университетами; при необходимости внесение соответствующих изменений в законодательство. Подготовка научных кадров высшей квалификации, участие в подготовке и переподготовке специалистов с высшим образованием.
Осуществление мероприятий, направленных на развитие социальной базы науки, на укрепление социальной защищенности работников науки.
Создание условий для эффективной реализации инновационного потенциала академического сектора науки, включая переход ряда научных организаций к новым организационно-правовым формам. Проведение прикладных исследований в целях наращивания технологического потенциала и развития экономики, культуры и образования в России.
Повышение эффективности управления государственным имуществом академическим сектором науки путем консолидации средств, получаемых в результате использования государственной собственности, в том числе недвижимого имущества и земельных ресурсов.
Организационная структура и система управления
Совершенствование системы государственного управления наукой на основе сочетания государственного управления академическим сектором науки и самоорганизации научного сообщества.
Преодоление разделенности фундаментальной науки между различными организациями (учреждениями); создание предпосылок для объединения в перспективе передовых научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня, в рамках Российской академии наук.
Совершенствование механизмов формирования и выбора приоритетов и основных направлений исследований академического сектора науки. Формирование координационных советов при отделениях РАН по приоритетным направлениям фундаментальных исследований.
Возможное изменение структуры научной организации академического сектора науки для эффективной реализации его функций.
Приведение организационно-правового статуса научных организаций в соответствие с осуществляемыми ими функциями. Организации Российской академии наук, осуществляющие функции преимущественно некоммерческого характера, должны действовать в форме учреждений РАН, организации с уникальной материально-технической базой (исследовательского и/или лабораторно-испытательного оборудования, установок, стендов и т.д.) могут действовать в форме казенных предприятий.
Изменение организационно-правового статуса организаций Российской академии наук в тех случаях, где оно целесообразно, осуществляется по инициативе самой академии.
После внесения соответствующих изменений в законодательство РФ организации РАН могут также действовать в форме государственных автономных некоммерческих организаций и др.
Сеть научных организаций академического сектора науки следует оптимизировать. Разработка принципов и механизмов оптимизации сети научных учреждений РАН, а также их реализация, осуществляются Российской академией наук в соответствии с законодательством и Уставом РАН.
Однопрофильные научные организации или их подразделения следует консолидировать (с учетом региональных особенностей), или сохранить в качестве филиалов базовых научных организаций.
Научные организации академического сектора науки, осуществляющие деятельность регионального или местного характера, могут быть переданы в ведение соответствующих субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Точно так же, научные организации, осуществляющие узковедомственную деятельность, могут быть переданы в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Механизмы финансирования
Увеличение расходов на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на приоритетных программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными организациями.
Расширение проектного финансирования научных исследований с использованием механизма ведомственных целевых программ, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по приоритетным направлениям. Оптимизация сочетания базового, программно-целевого и конкурсного финансирования для создания конкурентной среды в научных организациях и повышения объективности в выборе перспективных и приоритетных направлений научных исследований.
Разработка и реализация ведомственных целевых программ РАН по приоритетным направлениям фундаментальных исследований мирового уровня, основанных на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, тщательной экспертизы, системной отчетности.
Выход в течение 2007 г. на показатели минимальной бюджетной обеспеченности научного работника 750000-800000 руб. в год в ценах 2004 г. со средним уровнем заработной платы не менее не менее 30000 руб. в месяц. При этом средний уровень заработной платы молодых специалистов должен составлять 15-20 тыс. руб. Оптимизация численности персонала, занятого в фундаментальных исследованиях, на основе переаттестации сотрудников научных организаций. При этом научные организации могут создавать дополнительные ставки для научных сотрудников за счет внебюджетных средств.
По мере роста бюджетной заработной платы следует отойти от практики получения научными сотрудниками в один и тот же период вознаграждения за труд из бюджетных и внебюджетных средств научного учреждения.
Доходы от уступки прав на результаты научной деятельности используются научными учреждениями РАН на вознаграждение авторов соответствующих результатов и на развитие материальной базы научных исследований. В отношении использования интеллектуальной собственности необходимы уточнения в законодательстве.
Управление имуществом и использование высвобождаемого имущества
Оптимизация структуры и состава академического сектора науки должно сопровождаться оптимизаций использования федеральной собственности, в том числе объектов недвижимости и земельных ресурсов для решения задач, определенных государством.
Государство не может и не должно рассматривать высвобождаемые ресурсы, также как и временно не используемые объекты имущества и земельные наделы, как средство для пополнения федерального бюджета. Государство должно учитывать, что из-за практически полного отсутствия финансирования приборной базы науки она находится в критическом состоянии.
Финансовые средства, получаемые за счет использования высвобождаемого и сдаваемого в аренду имущества, направляются на модернизацию материально-технической базы, на коренную модернизацию приборной базы академической сферы, на дополнительную поддержку заслуженных ученых пенсионного возраста.
Курс государства на формирование инновационной системы определяет целесообразность создания в рамках Российской академии наук особого коммерческого сектора, ориентированного на коммерциализацию прикладных разработок академических институтов. Для этого государственные унитарные предприятия, входящие в состав академий, и некоторые научные структуры, ведущие главным образом, прикладные и коммерчески ориентированные разработки, могут быть преобразованы в акционерные общества со стопроцентным государственным участием, а их акции переданы в управление РАН.
Таким путем будут решены две важные задачи: с одной стороны, создание гибкого, отвечающего требованиям времени механизма передачи научных знаний в производство, органичной связи науки и бизнеса, а с другой - формирование важного дополнительного источника финансирования академической науки.
3. Структура и устав научной организации академического сектора науки после реорганизации
Структура научной организации академического сектора науки может включать следующие секторы:
· Научно-исследовательский сектор (научные отделы и лаборатории).
· Сектор ориентированных научных исследований и инноваций (включающий в себя прикладные отделы и отделы коммерциализации фундаментальных разработок).
· Научно-образовательный сектор (включающий базовые кафедры и специализированные образовательные подразделения).
· Эксплуатационно-производственные подразделения.
· Административно-управленческие подразделения.
Предполагается, что введение такой структуры позволит обеспечить разграничение режимов использования бюджетных и внебюджетных средств. Научные организации могут иметь структуру, отражающую специфику работы института, отличающуюся от указанной выше. В частности, в организациях, выполняющие преимущественно фундаментальные исследования, могут не создаваться секторы ориентированных исследований и инноваций.
С учетом основных направлений модернизации академического сектора должен быть уточнен типовой устав научной организации академии наук. В уставах конкретных организаций должны прежде всего быть определены и закреплены основные направления их научной деятельности. Академический сектор по своей структуре и составу не может быть застывшим. Поэтому следует разработать и ввести в действие систему внутренней периодической аттестации организаций. К организациям, получившим в ходе аттестации неудовлетворительную оценку, следует применять соответствующие меры, вплоть до их закрытия.
4. Система основных мероприятий по модернизации академического сектора науки.
1. Анализ деятельности научных организаций РАН на основе следующих основных показателей:
- уровень фундаментальных исследований в сравнении с мировым;
- показатели результативности деятельности организации;
- анализ выполняемых организацией научных исследований и определение долей в общем объеме: (а) фундаментальных исследований; (б) прикладных исследований; (в) разработок;
- анализ и экономическая оценка объектов интеллектуальной собственности организации;
- кадровый потенциал организации;
- оснащенность организации оборудованием;
- объемы внебюджетных средств, вкладываемых в развитие экспериментальной базы. Анализ деятельности научных организаций проводится группами экспертов, формируемых Президиумом РАН.
2. Выявление научных организаций, ведущих тематически близкие исследования, и подготовка предложений по оптимизации их количества, структуры и штатной численности.
3. Выявление научных организаций, выполняющих, в основном, исследования по договорам и контрактам, и/или занимающихся коммерциализацией научных разработок. Рассмотрение возможности изменения их организационно-правового статуса, а также вопросов о передаче на региональный уровень или в ведение федеральных органов исполнительной власти.
4. Принятие решений о переходе на отраслевую систему оплаты труда. Разработка нормативной базы, необходимой для реализации этих решений. Поэтапный переход научных организаций РАН на новые нормативы финансирования.
5. Возможное, при наличии объективных предпосылок, изменение структуры научных организаций РАН. _______________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ
Профсоюз работников Российской академии наук
Совет
Аналитическая записка «К Проекту Программы модернизации академического сектора науки» от 21.03.05.
1. Общие замечания.
Название документа, к сожалению, во многом не соответствует его содержанию. Определение предмета Программы модернизации академического сектора науки, включающего в себя все академии наук, имеющие государственный статус, и отсутствие четкого определения термина «академический сектор науки» в контексте данного документа ведет к смысловой путанице и неопределенности, несмотря на оговорку, что «в дальнейшем речь идет в основном о Российской академии наук» (с.1). Так, раздел «3. Структура и устав научной организации академического сектора науки после реорганизации» при желании можно трактовать как обязательный для всех государственных академий наук, без необходимости обсуждения и согласования с ними, сваливая ответственность на «проработанные предложения, внесенные Российской академией наук».
В разделе 2 при изложении механизмов финансирования по сути дела предлагается передача Российской академии наук контрольных функций над фундаментальными исследованиями отраслевых академий «с передачей соответствующих объемов финансирования в РАН» (с.11), а в среднесрочной перспективе предлагается исключить отраслевые академии из состава главных распорядителе и получателей бюджетных средств, возложив эту функцию на РАН (с.12). Очевидно, что эти положения не согласовывались с руководством Российской академии медицинских наук, Российской академией сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств.
Анализ документа показывает, что в проекте Программы нет четкой и активной позиции РАН, направленной на сохранение и развитие российской науки. Разработчики документа заняли позицию пассивных исполнителей идеологии Минобрнауки и Минэкономразвития. Отсутствие оценки процессов, произошедших в научно-техническом секторе России за последние 15 лет, отсутствие анализа их причин и объективного анализа современного состояния и реальной эффективности науки предопределило содержание проекта Программы. В нем, фактически в одностороннем порядке, РАН (после одобрения документа Общим собранием РАН) обязуется произвести реформирование своей структуры без конкретизации необходимых действий со стороны руководства страны и без предварительного нормативно-правового закрепления обязательств государства по отношении к науке и научно-техническому сектору на законодательном уровне.
Хотя к числу основных функций РАН в проекте Программы отнесена экспертная деятельность, «в том числе в отношении важнейших государственных проектов» (с.9), очевидно, что проект Программы не проходил серьезной экспертизы с привлечением ведущих специалистов институтов РАН в области экономических наук, конфликтологии, социологии и права. Отсутствует экономическая оценка средств, необходимых для реализации Программы, и оценка экономической эффективности результатов предлагаемой реформы.
Таким образом, рассматриваемый проект Программы в целом представляет собой экономически не просчитанный, недоработанный и сырой документ. В нем не прописаны обязательства как стороны РАН, так и со стороны руководства Российской Федерации. Без строгой взаимной ответственности любая модернизация науки вообще и РАН, в частности, теряет всякий смысл и объективно ведет к разрушению РАН и всего научно-технического сектора России. И сделано это будет руками Российской академии наук по ее собственной Программе.
2. Первый раздел проекта Программы: Характеристика организационно-правового положения и основные проблемы развития академического сектора науки.
В разделе приведено простое изложение ряда нормативных актов, определяющих некоторые сегодняшние позиции академий наук, имеющих государственный статус, в том числе и РАН. Отсутствует оценка последних изменений Закона о науке и научно-технической политике, принятых в 2004 г. (№122-ФЗ), отменивших 4% норму финансирования науки. Отсутствует даже упоминание об устранении из бюджетной классификации раздела 6 «Фундаментальные исследования и содействие НТП», что практически делает невозможным оценку средств, выделенных в Бюджете текущего года на науку. Полностью отсутствует даже описание положения Государственных научных центров, хотя ряд ГНЦ входит в структуру РАН. Полностью отсутствует характеристика и анализ будущей ситуации в связи с отменой налоговых льгот научным организациям последней редакцией Налогового кодекса РФ (налоги на землю, на имущество, НДС).
Полное отсутствие анализа нормативных актов не позволяет поставить конкретные задачи по реформированию правовой базы науки (включая разработку новых нормативных и законодательных актов) перед Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и Президентом РФ. Без решения этой первоочередной задачи заниматься каким-либо реформированием науки вообще и РАН в частности в принципе недопустимо.
Во второй части раздела 1 формулируются «основные проблемы академического сектора науки» (с.4 – 5), которые правильнее назвать проблемами, созданными государством для государственной науки. Семь сформулированных проблем реально являются производными из трех компонент, определяющих реальное отношение государства к науке:
1) Чудовищно низкое финансирование государственного научно-технического сектора экономики (в том числе фундаментальной науки) и его последовательное снижение в %% ВВП в течение как минимум последних 10 лет, включая последние суперблагоприятные «нефтяные» годы (свертка «вежливых» формулировок п.п.2,3,5).
2) Наличие государственной и ведомственной нормативно-правовой базы, по сути дела законодательно закрепляющей реальную возможность уничтожения российской науки различными методами и препятствующей реальной интеграции науки и системы высшего образования (п.п.1,6,7).
Примеры: отмена 4%-й нормы финансирования науки; налоги на землю, имущество и НДС; ограничение инновационной деятельности научных организаций путем отождествления предпринимательской и инновационной деятельности и ее нормирование по отношению к финансированию научной деятельности (соотношение 30% - 70%) Законом об аккредитации; выведение раздела 6 из Бюджетной классификации; практика принятия Бюджета и т.д.
3) Неумение или нежелание руководства страны организовать использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в государственном секторе экономики и, прежде всего, в оборонных отраслях. В силу логики чиновничества именно это интерпретируется как «недопустимо низкая эффективность» науки.
По сути дела все проблемы определяются одним стратегическим недостатком: отсутствуют четко сформулированные обязанности государственной науки по отношению к государству и столь же четко определенные и законодательно закрепленные обязанности государства по отношению к науке. С этого положения должен начинаться документ, определяющий стратегию развития или реформирования науки, финансируемой государством. К сожалению, даже попыток создания подобных формулировок в проекте Программы нет.
В разделе 1 отсутствует еще один раздел, который должен быть основополагающим для определения необходимых принципов реформирования РАН и определения структуры научных организаций РАН. Речь идет , во-первых, об объективной оценке высочайшей реальной эффективности работы РАН по научной продукции на объем финансовых вложений по сравнению с наукой развитых стан. Во-вторых, о высочайшей конкурентноспособности научных сотрудников РАН на мировом рынке, об анализе связанного с этим обстоятельством кадрового кризиса и его последствиях для российской науки. Решение этой проблемы должно быть принципиальным моментом в ходе предлагаемого реформирования РАН. Без этого решения любое реформирование обречено на провал в силу биологического вымирания сегодняшних квалифицированных научных кадров. В третьих, необходим анализ путей и способов, позволивших институтам РАН реально выжить и во многом сохранить научный потенциал. Именно этот опыт выживания и эти пути должны быть закреплены на уровне рекомендуемой структуры институтов РАН и определении принципов их финансирования.
3. Второй раздел проекта Программы: Цели, задачи и принципы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки.
Сформулированные цели модернизации академического сектора науки (с.6 – 7) фактически никакого отношения к этой модернизации не имеют. Это – цели, которые должно поставить перед собой законодательное и исполнительное руководство России для обеспечения условий проведения реформы науки и, в частности, Российской академии наук. РАН сама по себе принципиально не в состоянии достичь ни одной из указанных целей.
С позиции государства основной смысл существования науки, финансируемой государством, состоит, прежде всего, в обеспечении наукой и научно-промышленным сектором максимальной независимости и безопасности государства в самом широком смысле этих понятий. Эта задача сегодня приобретает особую значимость. Поэтому в целевой основе стратегии осмысленного реформирования науки должна лежать приоритетность обеспечения системы национальной безопасности государства, должны быть предложены конкретные элементы реформирования, направленные на оптимизацию решения проблем экономической, политической, оборонной, технологической, демографической, медицинской, биологической, экологической, продовольственной и других составляющих системы безопасности страны. Среди сформулированных целей модернизации ничего похожего нет в принципе.
Основные задачи (с.7 – 8) представляют собой разнородную смесь задач государственного, ведомственного и внутриакадемического уровня, не объединенных единой целевой установкой государственной значимости. Отсюда их обобщенная обтекаемость и отсутствие в дальнейших разделах проекта Программы предложений по конкретным и экономически оцененным механизмам и способам решения этих задач. То же самое относится и к основным общим принципам модернизации академического сектора науки (с.8), хотя это единственное место в проекте Программы, где упомянута национальная оборона и безопасность.
Подраздел Функции
За исключением двух позиций – реализация инновационного потенциала и эффективность управления государственным имуществом, - все приведенные функции уже содержатся в разделе II «Цели, предмет деятельности и основные задачи Российской академии наук» Устава РАН. Их констатация никакого отношения к модернизации функций РАН не имеет. Введение в Устав двух упомянутых выше функций помимо очевидных организационных действий требует новой нормативно-правовой базы. Единственное упоминание об этом обстоятельстве содержится только в п.10 Приложения 1 «План мероприятий по реализации Программы на 2005-2007 г.г.».
Подраздел Организационная структура и система управления
Никаких четко сформулированных необходимых целей, оправдывающих все приведенные в подразделе положения, в тексте не приводится. Предлагаемая серьезнейшая перестройка структуры РАН и изменение структуры и организационно-правового статуса организаций РАН не обоснованы никакими стоящими перед РАН задачами. В этих обстоятельствах говорить о целесообразности или нецелесообразности упоминаемых реформаций бессмысленно. Создается странное впечатление, что единственная определяющая цель – желание разработчиков документа послушно реализовать разработки Минобрнауки, содержащиеся в первом варианте отвергнутой научным сообществом Концепции и в проекте «Стратегии Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2010 г.».
Нет никаких положений о необходимости разработки конкретных механизмов и процедур структурных трансформаций, нет никаких экономических оценок затрат, необходимых для организации такой перестройки, нет оценки потерь, связанных с дезорганизацией работы реформируемых организаций.
Подраздел Механизмы финансирования
В этом подразделе смешаны позиции, относящиеся к государственному и внутриакадемическому ведению. Часть «новых» положений просто содержится в бюджетном Кодексе РФ. Подраздел абсолютно не проработан с точки зрения экономических затрат. Нет никаких экономически обоснованных оценок даже для объемов бюджетного финансирования и объемов «оптимизации численности персонала, занятого в фундаментальных исследованиях» (читай «сокращения»), необходимого для достижения к 2007 г. среднего уровня заработной платы научного работника в размере 30 000 руб. в месяц (в ценах 2004 г.), хотя привести хотя бы очень грубую оценку не составляет труда.
Рассмотрим гипотетический институт, все сотрудники которого от вахтера и уборщицы и до директора являются кандидатами наук. По нормативам ФЭУ РАН, утвержденным Президиумом РАН, в 2004 г. средняя ежемесячная оплата труда работника института из базового финансирования составляет 3 500 руб. По грубой оценке средняя численность научных сотрудников в РАН составляет примерно 50% нормативной численности. Это означает, что при сохранении соотношения объемов финансирования на программное и базовое финансирование в РАН на уровне 2004 г. для обеспечения в таком институте заработной платы научного сотрудника в 30 000 руб. необходимо увеличить бюджет РАН в 2007 г. почти в пять раз (в ценах 2004 г. без учета инфляции). При этом все остальные сотрудники института, в том числе администрация и сотрудники, обеспечивающие нормальное функционирование всей инфраструктуры, остаются на средней зарплате 3 500 руб. Второй предельный случай – бюджет РАН остается неизменным. Результат - сокращение численности научных сотрудников института практически в 10 раз, поскольку сокращение всех остальных сотрудников, включая всю администрацию во главе с директором института доведет зарплату научных сотрудников только до 7 000 руб. Комментарии излишни. Отсюда абсолютно ясно, что никаких представлений о возможных механизмах доведения заработной платы научного сотрудника до 30 000 руб. (как и о результатах работы этих механизмов) у разработчиков проекта Программы нет.
Казалось бы, что на основании тривиального здравого смысла в основу разработки механизмов финансирования должен быть положен опыт выживания институтов РАН в течение последних 15 лет. Абсолютно понятно, к чему может привести игнорирование этого опыта. Один из принципиальнейших уроков этого времени – использование любых возможностей и финансовых источников (бюджетных и внебюджетных) для обеспечения выполнения фундаментальных исследований, запланированных и осуществляемых институтом в рамках его основной деятельности, гибкое использование сотрудников любых подразделений для решения этой задачи. Только такой подход обеспечил возможность получения многих (если не всех) серьезнейших и перспективных научных достижений РАН последних лет, таких например, как прорывные методологические работы по созданию микробиочипов, выполненные под руководством академика А.Д.Мирзабекова.
Запрет на одновременную оплату труда из бюджетных и внебюджетных источников полностью блокирует возможность получения подобных результатов в дальнейшем.
Подраздел Управление имуществом и использование высвобождаемого имущества. Подраздел экономически не проработан. Чрезвычайно важные предложения по созданию в структуре РАН особого коммерческого сектора, ориентированного на коммерциализацию прикладных разработок институтов заслуживают особого внимания. Учитывая отсутствие нормативной и правовой базы и отсутствие опыта серьезной коммерческой деятельности у Президиума РАН, необходимо привлечь к проработке этой части проекта Программы ведущих экономистов и правоведов РАН.
4. Третий раздел проекта Программы: Структура и устав научной организации академического сектора науки после реорганизации
Эта часть почти совпадает с документом «Концепция реструктуризации институтов РАН», проект на 29.11.2004. Комментарии к этому документу, несмотря на уверения руководства РАН, что этот документ дезавуирован и не существует, были переданы в Комиссию по реструктуризации. (При необходимости копия или расширенный комментарий могут быть представлены в Комиссию)
5. Четвертый раздел проекта Программы: Система основных мероприятий по модернизации академического сектора науки
Анализ деятельности научных организаций РАН безусловно необходим. Все последующие действия должны определяться реальными целями реформирования РАН, полностью отсутствующими в проекте Программы
По поручению Комиссии Профсоюза РАН по проблемам реформирования РАН
Член комиссии А.А.Фрейдин



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign