LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нина «Эта странная жизнь». Нет смысла пересказы-
вать здесь произведение современного классика: если
до сих пор у вас не было случая ознакомиться с ним —
просто возьмите и прочитайте. Но пару цитат из пове-
сти об Александре Любищеве мы все-таки приведем,
чтобы дать вам самое общее представление о том, что
же это такое — «система Любищева», на которую ссы-
лаются многие специалисты по тайм-менеджменту.
Итак:

«Жизнь Любищева можно было воссоздать во
всех ее извивах, год за годом, более того — день за
днем, буквально по часам. Не прерывая, насколько
мне известно, ни разу, Аюбищев вел свой дневник
с 1916 года — и в дни революции, и в годы войны,
он вел его лежа в больнице, вел в экспедициях, в
поездах: оказывается, не существовало причины,
события, обстоятельства, при которых нельзя
было занести в дневник несколько строчек».

Не спешите в недоумении пожимать плечами: днев-
ники, мол, — развлечение для романтических бары-
шень, а у серьезных людей — пухлые «органайзеры»,
в которые никак не влезают бесконечные списки всех
дел, которые нужно выполнить! И так времени нет, а
тут еще предлагают писать мемуары?!
Не горячитесь. Вернемся ненадолго к повести Гра-
нина:

"Я листал их — то за шестидесятый год, то
за семидесятый; заглянул в сороковой, в сорок пер-
вый — всюду было одно и то же. Увы, то были ни-
какие не дневники. Повсюду я натыкался на крат-
кий перечень сделанного за день, расцененный в ча-
сах и минутах и еще в каких-то непонятных
цифрах. Я посмотрел довоенные дневники — и там
записи того же типа. Ничего из того, что обычно
составляет плоть дневников, — ни описаний, ни
подробностей, ни размышлений».

Записи в «дневниках» Любищева имели вот такой,
например, вид:

«Ульяновск. 8.4.1964. Систематическая энто-
мология: определение Псиллиолес, конец — 2 ч.
20 м. Начало сводки о Псиллиолес — 1 ч. 05 м.
(1,0).
Дополнительные работы: письмо Давыдовой и
Бляхеру, шесть стр. — 3 ч. 20 м. (0,5).
Передвижение— 0,5.
Отдых: брился. Ульяновская правда — 15 м.
Известия — 10 м. Аитгазета — 20 м.; А. Толстой
«Упырь» — 66 стр. — 1ч. 30м.
Слушал «Царскую невесту». Римский-Корса-
ков.
Всего основной работы — 6 ч. 45 м.».

Как видите, никакой «романтики» — сухой и очень
краткий отчет о сделанном.
На первый взгляд, в этом скрупулезном внимании
к часам и минутам нет особого смысла: ну ходит чело-
век-чудак с блокнотом наготове, день за днем отмечая
в нем, сколько минут потратил на чтение газет (да еще
не «газет вообще », а настырно измеряет, сколько ушло
на чтение каждой газеты!). Это ли не напрасная трата
времени?
Впрочем, вы, наверное, и сами догадываетесь, что к
простой фиксации ежедневных событий дело не сво-
дится. После первого недоумения к такому же выводу
приходит и автор повести о Любищеве:

«Я обратил внимание, что в конце каждого ме-
сяца подводились итоги, строились какие-то ди-
аграммы, составлялись таблицы. В конце года
опять, уже на основании месячных отчетов, со-
ставлялся годовой отчет, сводные таблицы».

Действительно, сам по себе хронометраж еще от-
нюдь не является «системой учета времени». Человек,
выучивший назубок таблицу умножения, не может с
полным правом сказать о себе, что знает математику.
Равным образом, человек, ежедневно фиксирующий
все свои временные «расходы », не может утверждать,
что он таким образом навел полный порядок в делах и
установил строгий контроль за расходованием своего
времени.
Проследить, на что именно и сколько времени вы
тратите каждый день, — значит, получить материал для
размышлений, данные для вдумчивого анализа. А вот
уже на основе этого анализа можно будет выработать
некий план действий, продумать необходимые и воз-
можные усовершенствования в том образе жизни, ко-
торый пока что является для вас привычным.
После того как вы получите не приблизительное, а
вполне отчетливое представление о том, куда уходит
ваше время, определив всевозможные «черные дыры»,
затягивающие в себя минуты, часы, а то и целые дни,
вы сможете обнаружить новые возможности для осу-
ществления своих планов.
Впрочем, не будем забегать вперед — разговор о
том, как избавиться от этих «черных дыр» и разумно
распределить всевозможные дела, нам еще предстоит.
А пока вернемся к хронометражу.
О технической стороне дела можно, в принципе, го-
ворить до бесконечности. Все тот же Любищев вел свои
дневники непрерывно на протяжении пятидесяти ше-
сти лет! И каждый день, невзирая на обстоятельства,
фиксировал в этих записях время, потраченное на раз-
личные дела, с точностью до минуты! Потом, как мы
видели, составлял сводные таблицы, графики, анали-
зировал все «расходы» времени, на основании чего со-
вершенствовал свое расписание.
Впрочем, мы не будем подробно описывать здесь
систему Любищева, равно как и любую другую сис-
тему учета времени. Дело в том, что каждый чело-
век, всерьез подошедший к этому вопросу, создает
свою собственную систему, наиболее для себя удоб-
ную. И потому подобных систем существует великое
множество! Трудно отдать предпочтение какой-то
одной из них — каждая может оказаться эффектив-
ной для одного из наших читателей и непригодной
для другого.
Между тем различия, как правило, касаются в ос-
новном принятых условных обозначений, методов
фиксации, оформления и некоторых других деталей.
Сам принцип контроля остается более или менее не-
изменным во всех системах.
Для начала вы можете составить совсем простень-
кую табличку:




Заполняйте ее на протяжении двух-трех дней. Пос-
ле этого выделите несколько категорий дел, например:
«переговоры», «работа в Интернете», «чтение», «по-
ездки » и т. п.
Сразу могут возникнуть два вопроса: с какой точ-
ностью учитывать время и сколько категорий выде-
лять? Что касается точности, поступайте так, как вам
будет удобно, но все-таки учитывайте хотя бы часы.
Строго говоря, для достижения действительно значи-
мого результата желательно все-таки учитывать свои
«расходы» более тщательно. Мало кто способен кон-
тролировать свою деятельность с точностью до мину-
ты, но 15 минут — достаточно реальный показатель.
Кстати, обычно люди, занимающиеся хронометражем,
вводят свои личные единицы измерения: скажем,
15 мин = 1 у. е. времени. Получаемые в ходе хроно-
метража показатели можно округлять до этих «у. е.»,
и все дальнейшие подсчеты и расчеты ведутся уже в
этих Новых единицах — получается удобнее, чем скру-
пулезно подсчитывать каждую минутку. Понятно, что
обобщать и анализировать данные тоже удобнее, имея
дело с некими целыми числами.
По поводу количества категорий, на которые вы бу-
дете разделять все свои дела, приводить какие-то од-
нозначные и строгие рекомендации трудновато. Тут
все, опять-таки, зависит от ваших особенностей и пред-
почтений, от того, насколько тщательно и дотошно вы
стремитесь подсчитать свои временные затраты. Мно-
гое определяется и тем, какой именно деятельностью
вы занимаетесь. Но здравый смысл подсказывает, что
категорий все-таки не должно быть ни слишком мало,
ни слишком много.
Что это может означать на практике? Например,
если вам ежедневно приходится довольно много чи-
тать, «чтение» может показаться слишком общей ка-
тегорией, и целесообразно выделить такие более точ-
ные понятия как «чтение специальной литературы»
(и эта категория будет относиться к «работе»), «чте-
ние художественной литературы» (что является «от-
дыхом»), «чтение прессы» (а это, в зависимости от ва-
шей конкретной ситуации, может быть и «отдыхом»,
и «работой»). Но вот подразделять «художественную
литературу» на «детективы», «фантастику», «класси-
ку» и т. д., наверное, было бы излишеством, ибо такие
подробности не имеют принципиального значения в
процессе учета времени, лишь «засоряя » график и вы-
нуждая вас производить дополнительные подсчеты по-
траченного времени.
Другое дело, если ваша работа каким-то образом
связана именно с литературой — вы являетесь крити-
ком, редактором, занимаетесь исследованием книжно-
го рынка. Тогда жанр прочитанного может иметь для
вас серьезное значение...
Словом, вы, наверное, уже поняли: разделение всех
дел на категории — дело не всегда простое, но доволь-
но важное. От того, как именно вы это сделаете, во
многом зависит, насколько удобной будет ваша систе-
ма учета и планирования времени. И, кстати, именно
поэтому я не берусь рекомендовать вам какую-то кон-
кретную систему, одну-единственную из уже суще-
ствующего множества: как правило, их разрабатыва-
ют «под себя», и предложенные категории (так же, как
и условные обозначения) могут оказаться для вас не-
приемлемыми.
В том же Интернете можно найти немало систем, и
многие из них производят впечатление совершенно го-
ловоломных, крайне запутанных и излишне усложнен-
ных. Тем не менее нет никакого сомнения — для авто-
ра подобной системы в ней все предельно ясно, и он
искренне считает свою разработку самой удобной и
эффективной. Коротко говоря, на вкус и цвет товари-
щей нет. Может быть, вы и найдете подходящий для
вас вариант среди уже существующих, но мне представ-
ляется, что на поиски и выбор можно потратить боль-
ше времени, чем на выработку собственных правил
игры.
Но вернемся пока что к общей схеме действий.
Итак, вы в течение нескольких дней вели учет своим
делам, записывая в таблицу, как именно вы проводите
время. Потом, проанализировав полученный список
дел, разнесли их по нескольким категориям. Очевид-
но, что теперь можно подвести некоторые итоги: под-
считать, сколько часов в день вы проводите с реальной
пользой, а сколько тратите впустую. Как мы уже гово-
рили, в большинстве случаев первые результаты тако-
го подсчета, мягко говоря, обескураживают...
Но лиха беда начало! Продолжив работу, мы не-
пременно добьемся успеха!


В чем сила?
Если после подведения этих первых итогов у вас се-
рьезно испортилось настроение и слегка пошатнулась
самооценка, следует немедленно вернуть себе утрачен-
ную бодрость духа. Для этого тщательно проверьте
свои записи на предмет выявления своих сильных сто-
рон.
Как бы вы ни переживали от того, что не успеваете
делать все необходимое, можете быть уверены: вы уже
(в определенных, конечно, пределах) являетесь специ-
алистом по тайм-менеджменту! Иначе и быть не мо-
жет: ведь вы все-таки работаете, действуете и успевае-
те сделать довольно много. Да, не все — и, возможно,
намного меньше, чем нужно и чем хотелось бы. Но, так
или иначе, вы не пребываете в пассивном бездействии
и справляетесь со своими делами. Наверное, вам хоте-
лось бы успевать больше и лучше — что ж, постепенно
вы к этому придете. А честное, лишенное ложной
скромности, признание своих успехов и сильных сто-
рон уже сейчас, на начальном этапе обучения тайм-
менеджменту, поможет вам быстрее добиться желае-
мого.
Проанализируйте свой стиль действий с точки зре-
ния сильных сторон. В чем именно вы успешны? С ка-
кими делами вы однозначно справляетесь хорошо?
И главный вопрос — как именно вам это удается? На-
верняка у вас есть какие-то полезные привычки, мето-
ды, «секреты мастерства ». И вполне возможно, что до
сих пор вы применяли свои приемы «оптимизации тру-
да» автоматически: единожды обнаружив эти эффек-
тивные способы действий, вы с успехом пользуетесь
ими, но никогда не задумывались над тем, что и поче-
му вы делаете.
Для дальнейшего продвижения к успеху вам нужно
четко представлять себе, чем именно вы располагаете —
что знаете, что умеете. Не исключено, что эти частные
приемы и методы организации тех или иных дел можно
сделать более универсальными, распространить на бо-
лее широкий круг занятий. Ваш лучший учитель — вы
сами! Изучите свои собственные способы работать быс-
тро и эффективно и подумайте— нельзя ли применить
их к тем областям деятельности, которые пока что у вас
«прихрамывают ».


Проблемные зоны
Теперь, когда вы укрепились в сознании собствен-
ных достоинств, вам будет не так огорчительно рас-
сматривать и свои слабые стороны. Прежде всего при
переходе к анализу недостатков настройтесь на пра-
вильную, продуктивную точку зрения. Вы присматри-
ваетесь к своим слабым сторонам не для того, чтобы
обвинить себя в чем-то, а для того, чтобы найти реше-
ние проблемы и повысить эффективность своей дея-
тельности! Просто отругать себя, испытать чувство
вины — дело, в общем-то, нехитрое. И совершенно бес-
полезное! Никто еще не добивался успеха, исходя из
этой шаткой предпосылки: «Я плохой и должен стать
лучше».
Если вы действительно тщательно поработали на
предыдущем этапе, отыскивая и анализируя свои силь-
ные стороны, то наверняка понимаете: успех — в ва-
ших руках, вы многое знаете и умеете, у вас есть все
необходимое для того, чтобы постепенно решить су-
ществующие проблемы и организовать свою жизнь
наилучшим образом.
Итак, что же мешает вам расходовать свое время
разумным и полезным образом? Для того чтобы вам
было удобнее работать, вы можете на основе своих из-
мерений составить отдельный список под условным
названием «Они мешают нам жить!», т. е. список тех
помех и препятствий, что отнимают у вас полезное вре-
мя. Разумеется, мы исходим из уверенности в том, что
вы вели свой хронометраж честно и добросовестно.
Это означает, что в ваших записях зафиксированы не
только случаи, когда вас отвлекали от работы некие
сторонние силы (будь то люди или обстоятельства), но
и те ситуации, когда отвлекались вы сами. Помимо
помех, отвлекающих вас от работы, существуют и
ошибки в организации ежедневных дел. Скорее всего,
вы найдете их в приведенном ниже списке, но не ис-
ключено, что к этому прибавятся ваши «фирменные»
недочеты.
Вот что чаще всего мешает оптимальной организа-
ции времени.
Это, наверное, самая распространенная проблема
занятых людей. Все с детства знают пословицу про двух
зайцев, но все равно продолжают гнаться за ними —
да порой не за двумя, а за целой стайкой! И результат,
конечно, оказывается вполне предсказуемым: из десят-
ка одновременно начатых дел в лучшем случае дово-
дятся до конца два-три, остальные же «повисают» на
разных стадиях незавершенности.




На первый взгляд, это явление противоположно
предыдущему, но, в сущности, они неразрывно связа-
ны друг с другом.
Если вы не продумали и не спланировали свою дея-
тельность разумным образом, а просто с энтузиазмом
набрасываетесь на каждую новую проблему, встающую
перед вами, вы, к сожалению, приходите именно к это-
му: дело, которым вы занимались, приходится вдруг
отложить, чтобы «перепрыгнуть» к другому, только
что появившемуся. Если над вами довлеет необходи-
мость выполнять сразу несколько одинаково важных
задач, вы то и дело откладываете работу над одной,
чтобы переключиться на другую, и в итоге все они ос-
таются нерешенными.
Впрочем, есть и другие причины отсрочек: возмож-
но, проблема, которую вы пытались разрешить с ходу,
без предварительного обдумывания, показалась вам
слишком сложной, и именно возникшие трудности за-
ставили вас отодвинуть решение... на неопределенный
срок.
Так или иначе, важно понимать: все начатые и не-
завершенные дела — все те же «чёрные дыры», в ко-
торые утекает ваше драгоценное время. Даже если вы,
вроде бы, не тратите на эти «хвосты » ни минуты, само
их существование заставляет вас то и дело отвлекать-
ся от своей деятельности. Вы становитесь более рас-
сеянным, встревоженным, вам труднее сосредото-
читься.
Психологи давно установили: незавершенные дей-
ствия притягивают к себе наше сознание и наше вни-
мание, напоминают о себе до тех пор, пока не будут
доведены до логического конца.




Эта проблема имеет непосредственное отношение к
постановке целей и планированию необходимых задач.
То есть к тому, о чем мы говорили в предыдущих гла-
вах. Поэтому сейчас не будем повторяться. Если вы об-
наружили, что в вашем маленьком личном хаосе повин-
на именно неспособность определить, за какие дела
следует браться в первую очередь, или же вы вообще
утратили перспективу и перестали понимать, зачем вы
занимаетесь тем, чем занимаетесь, — вернитесь к пер-
вым главам, особенно к тем страницам, на которых об-
суждается проблема выбора.
Проблема, многим знакомая не понаслышке! Вро-
де бы и продумаешь все, и в целях с задачами порядок
наведешь, и расписание себе составишь — хорошее та-
кое, разумное.
Но тут же начинается: коллега попросил подменить
его «всего на пару часиков», начальник внезапно под-
кинул еще немножко дел — «конечно, в ваши обязан-
ности это не входит, но вы уж отнеситесь с понимани-
ем... это очень, очень нужно и очень срочно!»
Позвонил старинный приятель и настойчиво звал
на вечеринку — «а не то смотри-, брат, обижусь!». Меж-
ду тем коллега, отлучившийся на пару часиков, отсут-
ствует уже половину рабочего дня, и вы все это время
пытаетесь заниматься и своими, и его делами. И тут,
конечно, звонит любимая супруга и рассказывает вам,
чем, по ее мнению, вы должны заниматься сегодня ве-
чером...
И вы покорно киваете, и каждому из своих милых
собеседников уныло говорите: «Да-да, конечно!»,—
а в голове вашей идет лихорадочная работа: как же все
это совместить?!
Как успеть выполнить все свои обещания и при этом
хоть немножко придерживаться того прекрасного пла-
на действий, который вы выработали для себя накану-
не вечером, когда вам вдруг почему-то показалось, что
мир устроен разумно?
Это те статьи расхода времени, которые люди, как
правило, относят к «обстоятельствам непреодолимой
силы». Автомобильные пробки, безнадежность обще-
ственного транспорта, необходимость стоять в очере-
дях или маяться в приемных в ожидании нужных нам
людей — все это крадет у нас немыслимое количество
времени!

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign