LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

относиться к себе. Так или иначе, но для успешного
овладения новым навыком (т. е. навыком добиваться
поставленных целей) положительное подкрепление
(т. е. успешный результат) ничуть не повредит!
Так вот, возвращаясь к временным ограничени-
ям. Выделяя несколько этапов в достижении конеч-
ной цели, сразу же отмечайте, сколько времени вы
отводите на каждый этап. Мы в дальнейшем изло-
жении будем условно считать, что прохождение
каждого этапа занимает один месяц, но в каждом
конкретном случае рамки, конечно, могут быть ины-
ми — это зависит и от особенностей вашей жизни, и
от того, в чем именно должны заключаться действия
на каждом из этапов. О том, как оценить имеющееся
в вашем распоряжении время, мы поговорим чуть
позже, пока же запомните главное: этапы не долж-
ны быть абстрактными. Для того чтобы ваш план
оказался действительно эффективным, в него изна-
чально должно быть заложено четкое условие:
сколько именно времени отводится на прохождение
каждого этапа. Если такого условия не будет, слиш-
ком велика опасность, что цель так и останется «бла-
гим пожеланием»: вы или застрянете на первом же
этапе и будете проходить его до тех пор, пока вам
все это не надоест, или же вынуждены будете пере-
' ключиться на что-то другое.
Итак, наша условная картина такова: через шесть
месяцев мы должны оказаться в некой точке, и для это-
го нам нужно совершить шесть шагов, «длительность»
каждого из которых — 1 месяц. Иными словами, бо-
лее или менее крупная цель теперь представлена пе-
ред нами как последовательность из шести более кон-
кретных задач. Например, вы поставили перед собой
такую цель: «Стать менее застенчивым и замкнутым,
расширить круг общения». Первым шагом (1-й месяц)
может быть такой: «Пройти психологический тренинг
общения», вторым (2-й месяц)— «Повстречаться с
пятью давними приятелями, с которыми я очень редко
общаюсь » и т. д.
Разумеется, каждый из этих шагов можно еще бо-
лее конкретизировать, разбив на несколько совсем част-
ных задач. Например, для того чтобы попасть на тре-
нинг, нужно раздобыть нужную информацию (т. е.
узнать, где такие тренинги проводятся, возможно, по-
советоваться с кем-то из знакомых, чтобы выбрать ту
программу, которая подойдет вам лучше всего), рас-
планировать все свои дела на ближайший месяц та-
ким образом, чтобы тренинг гармонично вписался в
обычное расписание, и т. д. А для того чтобы выпол-
нить задачу второго этапа, можно (и нужно) заранее
уточнить для себя: в первую неделю звоню такому-то
и такому-то, во вторую иду в гости вот к этому и т. п.
Понятно, что по мере осуществления этого плана в
него придется вносить некоторые коррективы (хотя
бы потому, что у людей, задействованных в нем, на-
верняка есть и свои собственные планы и расписания),
но общая канва должна быть намечена изначально —
иначе почва опять уйдет у вас из-под ног и результа-
том будет полная неразбериха и масса времени, по-
траченного впустую.
Представление общей цели в виде цепочки частных
задач имеет несколько крайне важных преимуществ.
Во-первых, вы получаете четкое представление о том,
что именно вам нужно делать. Занимаясь предвари-
тельным планированием, вы, безусловно, экономите
приличное количество времени. Попытка действовать
спонтанно может, конечно, привести к блестящему
результату, но, увы, это скорее исключение, чем пра-
вило. Гораздо чаще попытки достичь желаемого без
отчетливого представления о том, какие именно шаги
для этого нужно предпринять, заканчиваются неуда-
чей.
Во-вторых, такой подход просто необходим в тех
сферах, в которых вы не чувствуете себя достаточно
уверенно. Возможно, до сих пор вы не брались за ка-
кое-то новое дело просто потому, что не были увере-
ны в своей способности осилить его. Вы видите перед
собой целн, но она представляется вам чересчур труд-
ной, и вот вы говорите: «Нет, это, конечно, было бы
прекрасно, но мне никогда этого не достичь... слиш-
ком сложно, это займет очень много времени, тут тре-
буются навыки, которыми я не обладаю — словом, хо-
рошо бы, но вряд ли получится ». Конкретные задачи
(вроде «Найти в Интернете информацию о тренин-
гах» или «В среду позвонить Васе Иванову») выгля-
дят совсем не так пугающе! Добиваться успеха в
выполнении таких задач намного проще, чем в испол-
нении общей цели, а значит, у вас будет немало воз-
можностей убедиться в том, что вы справляетесь со
своими делами, действительно двигаетесь в заданном
направлении, а не стоите на месте. Из многих малень-
ких, но очевидных успехов сложится один большой и
значительный!
Хочется еще раз напомнить вам простое, но не-
обычайно важно правило: записывайте! Составьте про-
стенькую табличку, в которой вы укажете крупные эта-
пы и совсем частные задачи, а также отметите время,
отведенное на выполнение каждой из них.
Еще возникает вопрос о том, до какой же степени
следует дробить исходную цель. С одной стороны, чем
более конкретными будут шаги, тем отчетливее вы бу-
дете представлять себе свои действия. С другой — су-
ществует гласность утратить саму цель: на ум опять
приходит известная пословица о деревьях, за которы-
ми не видно леса.
Трудно предложить какой-то общий критерий.
«Масштаб» задач зависит и от их содержания (и со-
держания общей цели), и от ваших личных привычек и
особенностей характера. Скорее всего, у вас не воз-
никнет необходимости дробить частную задачу «По-
звонить Васе Иванову в среду» на какие-то более мел-
кие. С другой стороны, если у вас нет свободного
доступа в Интернет и навыков поиска в Сети, вам, воз-
можно, придется разделить задачу «Найти в Интер-
нете информацию о тренингах» на ряд более конкрет-
ных действий: получить у коллеги консультацию о том,
как пользуются поисковыми системами; узнать, где
расположено ближайшее к вашему дому Интернет-
кафе и сходить в него и т. п. (а может быть, требуется
просто по-другому поставить задачу: искать информа-
цию о тренингах не в Сети, а как-то иначе — по спра-
вочнику «Желтые страницы », расспрашивая знакомых
и т. д.).




Что ж, у вас уже есть не только цель, но и совер-
шенно конкретный план по ее осуществлению. Дело за
малым — исполнить задуманное. И вот тут кое-кто из
наших читателей может воскликнуть: «Да я и раньше
отлично знал, чего хочу и что для этого делать! Пла-
нирую-то я отлично, вот осуществлять не получается!
Обстоятельства выше меня — все время что-то меша-
ет, слишком много проблем наваливается разом!»
Это правда, реальная жизнь редко дает нам воз-
можность спокойно и беспрепятственно следовать
проложенным курсом. Но ведь, на самом-то деле, на-
личие проблем и препятствий и делает нашу жизнь
интересной, а порой по-настоящему захватывающей!
Весь фокус состоит в том, чтобы превратить пробле-
му из труднопреодолимого (как может показаться) пре-
пятствия в проверку ваших способностей. Взяв очеред-
ной барьер, вы можете смело сказать себе: «Я могу!
Я справился с этим!» Если смотреть на проблемы имен-
но с этой точки зрения, их появление, согласитесь, мож-
но только приветствовать.
Вот одна из возможных стратегий, позволяющих
преодолевать возникающие препятствия. Ценность ее
состоит в том, что она достаточно систематична: исполь-
зуя этот алгоритм, вы предотвращаете потери времени.
Почему это так? Ответ, в общем-то, лежит на поверх-
ности.
Если вы не владеете алгоритмом выполнения задач
(или решения проблем — называйте, как хотите), вам
всякий раз приходится тратить драгоценные минуты и
часы на поиск подходящего способа действий. Обладая
же некой общей схемой, вы используете время только
для того, чтобы продумать конкретные шаги, имеющие
отношение к решению именно этой, конкретной зада-
чи. Проверьте сами, и вы убедитесь, что такой система-
тический подход к решению задач позволяет вам сэко-
номить немало времени.
Общая схема действий при решении задач такова:
1. Четкое определение (формулировка) проблемы.
2. Мозговой штурм.
3. Выбор оптимального решения.
4. Осуществление принятого решения.
5. Оценка результата.


Шаг первый: четкое определение проблемы
Об этом много говорить не стоит, поскольку пра-
вила определения (формулировки) частных задач не
имеют принципиальных отличий от правил формули-
рования целей. Но если вы, составляя свой план (крат-
косрочный или долгосрочный), столкнулись с тем, что
какой-то этап никак не удается пройти и по непонят-
ным причинам поставленная вами задача не решается,
первое, что нужно сделать, — еще раз проверить фор-
мулировку.

Правильно ли поставлена задача?
Достаточно ли конкретна формулировка (то
есть содержится ли в ней описание того, какие
именно действия вам следует предпринимать)?
Действительно ли это ваша задача (то есть ее
выполнение зависит именно от вас, а не от дей-
ствий других людей или стечения внешних об-
стоятельств)?

Например, задача «Наладить отношения с началь-
ником» не является ни конкретной, ни по-настояще-
му вашей. Причем, второй недостаток напрямую вы-
текает из первого. Что значит «наладить отношения
с начальником»? Вместе ездить на рыбалку по выход-
ным? А как быть, если он такого желания не испыты-
вает?
В данном случае нужно более подробно проанали-
зировать ситуацию, чтобы точно сказать, чего именно
вы все-таки хотите добиться — иначе говоря, чем вас
не устраивает существующее положение дел. Что имен-
но «разлажено» в ваших отношениях с начальством?
Может быть, он выражает недовольство не слишком
строгим соблюдением правил трудовой дисциплины с
вашей стороны? Тогда в чем именно состоят его пре-
тензии? В результате таких раздумий вы сможете, на-
конец, сформулировать совершенно конкретную зада-
чу, решение которой целиком и полностью зависит от
вас, а не от начальника: «Перестать опаздывать на ра-
боту». Согласитесь, что эта задача, в отличие от пер-
воначальной, абсолютно решаема. К тому же и оце-
нить, достигли ли вы поставленной цели, в данном
случае совсем просто (тогда как достоверно опреде-
лить, действительно ли «наладились отношения», до-
вольно трудно — потребуется вырабатывать какие-то
критерии этой «налаженности», что, скорее всего, ока-
залось бы совершенно бесполезным).
Наконец, постарайтесь не хвататься за решение не-
скольких важных задач сразу. Кроме того, любая за-
дача (если только решение ее не очевидно и беспроиг-
рышно) подразумевает, по крайней мере, несколько
возможных решений, из которых вам предстоит вы-
брать наиболее подходящее. Эта работа — выработка
и выбор решений — требует вдумчивости и внимания.
Не перегружайте свою «операционную систему» не-
обходимостью одновременно удерживать в памяти и в
фокусе внимания несколько проблем, каждую со сво-
им «веером» решений. О том, как грамотно и обосно-
ванно выбрать из нескольких важных задач первооче-
редную, мы поговорим в разделе, специально
посвященном проблеме выбора.


Шаг второй: мозговой штурм

Этот метод уж точно известен большинству наших
читателей, а остальные тоже наверняка его использу-
ют, просто не зная этого названия. Тем не менее имеет
смысл напомнить, как именно проводится эта «насту-
пательная операция».
Итак, имея перед собой четко сформулированную
задачу (разумеется, в виде записи на листе бумаги!
Помните, что все подобные размышления и творчес-
кие поиски оказываются намного более эффективны-
ми, если вы фиксируете их письменно), запишите все
возможные ее решения, какие только придут вам в
голову. На данном этапе вам ни в коем случае не нуж-
но оценивать их с точки зрения реалистичности, удоб-
ства и прочих критериев. Просто записывайте все, что
продиктует вам ваше воображение, пусть даже и со-
вершенно неожиданные, фантастические варианты.
Отметая хотя бы какие-то из своих идей, вы загоняе-
те свои творческие способности в некие рамки, и в
результате может наступить полный «умственный
паралич»: вам не удастся придумать никакого реше-
ния. Сейчас вам позволено быть совершенно свобод-
ным в изложении своих фантазий — так что пишите,
перечисляйте, придумывайте столько, сколько смо-
жете.
Кстати, многие люди испытывают затруднения
именно при формулировании своих мыслей: вот вроде
бы мелькает что-то в сознании и даже, возможно, что-
то весьма подходящее, но никак не удается толком
описать словами, в чем же именно заключается идея.
По этой причине, к сожалению, теряется множество
прекрасных креативных предложений и решений. Не
заставляйте себя сейчас сразу писать «на чистовик»,
гладко и четко формулировать мысли. Эта работа —
лично для вас, а не для отчета. И это — не постановка
цели или задачи, а сугубо творческий процесс генери-
рования идей. Поэтому, если вы испытываете трудно-
сти со словесными формулировками, используйте лю-
бой другой метод фиксации образов и мыслей,
всплывающих в вашем сознании. Например, можно
рисовать пиктограммы — рисунки-символы. Главное,
чтобы сами вы понимали, что именно скрывается за
этими условными обозначениями, и смогли чуть поз-
же «прочитать» свой список.


Шаг третий: выбор оптимального решения
Вот теперь вы можете выбрать из тех решений, ко-
торые «сгенерировали» на предыдущем этапе. Тща-
тельно взвесьте и оцените каждое из них. Наверное,
некоторые отпадут сразу, оказавшись все-таки непри-
годными или слишком уж трудоемкими. Может быть,
сделать выбор из оставшихся вариантов не составит
для вас труда — бывают такие удачные ситуации, ког-
да наиболее подходящее решение очевидно выделяет-
ся среди всех прочих.
Если же это не так и вы обнаруживаете, по край-
ней мере, несколько более или менее равноценных воз-
можностей, можно воспользоваться одним из специ-
альных методов выбора (с некоторыми из этих методов
вы познакомитесь чуть позже).


Шаг четвертый:
осуществление принятого решения
Разумеется, после того как решение принято, сле-
дующим вашим шагом должно быть воплощение заду-
манного на практике. Тут главное — не отвлекаться и
действительно довести дело до конца.


Шаг пятый: оценка результата
Этот шаг — крайне важный, а между тем о нем час-
то забывают. Точнее, он обычно ограничивается про-
стым «получилось—не получилось». Если же вы дей-
ствительно хотите повысить эффективность своей
деятельности, а также свести к минимуму ненужные
затраты времени, по завершении каждой задачи необ-
ходимо проанализировать (оценить) весь ход ее выпол-
нения и достигнутый результат. Вот примерный спи-
сок вопросов:
Добились ли вы желаемого?
Не возникло ли у вас в ходе выполнения этой
работы идей о каких-то более эффективных
способах решения? (Так бывает: уже в процес-
се выполнения принятого решения вы обна-
руживаете, что существуют и другие возмож-
ности, более подходящие по тем или иным
параметрам. Не всегда имеет смысл «менять
коней на переправе», но все возникающие
соображения желательно зафиксировать —
в противном случае они непременно забудут-
ся. А ведь не исключено, что вам еще не раз и
не два придется решать подобные этой задачи,
и опыт, который вы приобрели сейчас, может
оказаться бесценным.)
Если задачу решить не удалось, что этому по-
мешало? Чего вам не хватило для того, чтобы
добиться успеха? Если вы еще раз пройдете тем
же путем, но учитывая допущенные недочеты
и ошибки, приведет ли это вас к желаемому ре-
зультату?

Собственно, тут возможны такие варианты: вы
убедились, что выбранное вами решение либо в прин-
ципе неверное, либо нуждается в некоторой «довод-
ке». Если корректировка возможна, проведите ее, а
потом вернитесь к результатам «мозгового штурма».
Помните? Вы выбрали один из вариантов действий,
но ведь в запасе остались и другие. Вновь сравните их
между собой (а также с исправленным вариантом того
решения, которым вы пытались воспользоваться), вы-
берите оптимальное — и попробуйте решить задачу
еще раз.
И даже в том случае, если вы исчерпали все реше-
ния, что приходили вам в голову, отказываться от за-
дачи и впадать в отчаянье рановато. Повторно оцени-
те саму формулировку задачи: может быть, причина
неудач кроется именно здесь, в недостаточно коррект-
но заданных условиях? Наконец, отнюдь не зазорно
обратиться за советом и помощью к другим людям.
В зависимости от того, в чем именно заключается го-
ловоломная задачка, вы можете попросить совета у со-
служивцев, родственников или друзей, а также у кон-
сультантов-профессионалов.



Теперь настало время рассказать, как и обещали, о
грамотных и обоснованных методах выбора. Выбирать
приходится каждому из нас, причем практически по-
стоянно. Между прочим, некоторые философы видят
принципиальное отличие представителя вида Homo
Sapiens от других высокоразвитых животных именно
в способности к выбору. Животное руководствуется
инстинктом, врожденным «знанием» о том, как нуж-
но поступать в той или иной ситуации. И лишь человек
волен сознательно выбирать — что и как ему делать.
Не вдаваясь сейчас в глубокие философские рассуж-
дения, ограничимся лишь этим утверждением: пробле-
ма выбора — проблема любого из нас.
Масштабы, конечно, могут быть самыми разны-
ми — от выбора галстука до выбора места работы.
К счастью, большинство «развилок», встречающихся
на нашем пути ежедневно, мы все-таки преодолеваем,
не задумываясь. Знания, опыт, да и просто привычка
помогают нам совершать множество мелких выборов,
не заостряя на них внимания и не прикладывая серь-
езных усилий.
Но не так уж редки ситуации, в которых выбор
действительно становится проблемой. Есть целый ряд
задач, и все они, вроде бы, одинаково важны — с ка-
кой же начинать? А у каждой задачи, в свою очередь,
есть, по крайней мере, несколько возможных реше-
ний — какое же из них наилучшее? И так далее, и тому
подобное... Понятно, что не всегда можно положить-
ся на интуицию, везение или даже имеющиеся знания
и опыт.
Вот в таких непростых случаях на помощь и прихо-
дит наука. Существуют специальные методы, позволя-
ющие сделать обоснованный выбор из имеющихся воз-
можностей. Некоторые из этих методов мы сейчас и
рассмотрим.


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign