LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

цели.
Давайте рассмотрим вопрос о том, какой должна
быть «хорошая » цель. Пусть вы теперь готовы к тому,
что в дальнейшем цель придется пересматривать и под-
вергать некоторым уточнениям и изменениям, но все-
таки, прежде всего, ее нужно сформулировать, и же-
лательно сделать это с максимальной точностью, дабы
свести к минимуму возможные исправления в будущем
и достичь именно того, что вам нужно.
Сначала давайте договоримся: если вы хотите, что-
бы чтение этой книги действительно принесло вам
пользу, вы будете не просто читать, но прорабатывать,
осуществлять на практике предложенные шаги. Воз-
можно, вы уже не раз испытывали желание что-то из-
менить в своей жизни, добиться большей упорядочен-
ности и эффективности собственной деятельности. Но
если вы только мечтали, представляли себе мысленно,
что именно вы измените и как прекрасен будет резуль-
тат... в общем, неудивительно, что сегодня в руках у
вас оказалась эта книжка: вы по-прежнему исполнены
благих намерений «начать новую жизнь».
На самом деле, столь радикальных перемен не про-
изойдет и вряд ли они нужны. Пусть жизнь остается
не «новой», а «прежней», но более налаженной, более
насыщенной. А для того чтобы этого добиться, сделай-
те, пожалуйста, одну очень простую, на первый взгляд,
вещь: положите перед собой листок бумаги (а лучше —
специально купленный блокнот) и ручку. Большинство
предложенных в этой книге техник и методик требуют
письменного исполнения.
Может быть, кто-то из читателей недоуменно спро-
сит: «К чему эти формальности? Зачем мне писать какой-
то отчет для самого себя? На память я, слава Богу, не жа-
луюсь, и если уж приму какое-то решение, то и так его не
забуду!»
Во-первых — увы! — забудете. Во-вторых, рассмат-
ривайте это условие просто как первое реальное под-
тверждение того, что от благих намерений вы наконец
перешли к действиям. В уме вы уже решали задачу орга-
низации собственной жизни и прежде, но результат-
то был не слишком удовлетворительным. Попробуйте
хотя бы начать действовать — вы вскоре убедитесь, что
это по-настоящему помогает в работе над собой.




Итак, на чистом листе бумаги запишите несколь-
ко своих целей (т. е. вариантов ответа на вопрос:
«Чего я хочу добиться?»). Пока что от вас не требу-
ется серьезных размышлений и отшлифованных до
блеска формулировок. Напишите то, что думаете, и
так, как умеете.
Возможно, уже этот этап вызовет у вас серьезные
затруднения: вам вообще не удается сформулировать
никаких целей! «Если б я мог четко сказать, чего имен-
но я хочу, не было бы и проблемы! Трудность как раз в
том, что я сам не знаю, чего хотеть и к чему стремить-
ся...» Знакомая картина?
Пожалуйста, не откладывайте в сторону чистый
лист, не позволяйте себе вновь погрузиться в пучину
самоуничижения или жалости к себе, «никчемному».
Может быть, вам легче будет выполнить это задание,
если вместо слова «цели» вы будете использовать сло-
во «желания» или «мечты». Самое важное в данный
момент — не оценивать важность или реалистичность
этих желаний (такую работу, конечно, все равно при-
дется выполнить, но это уже следующий этап, а сейчас
об этом думать рано).
Просто позвольте себе помечтать, ненадолго вый-
ти за рамки жесткой и требовательной реальности.
Расслабьтесь, налейте себе чашку вкусного чая, сядь-
те поудобнее — и отпустите на волю свое воображе-
ние.
Никто не требует от вас отчета, и вы никому не обя-
заны предъявить готовый список. Мечтайте, фантази-
руйте, проговорите, наконец, вслух (то есть на бума-
ге) все то, что на самом деле представляется вам
желанным.
При выполнении этого задания существуют лишь
два ограничения. Во-первых, указывайте лишь те цели,
которые имеют для вас значение сейчас: нет смысла
припоминать все свои мечты, начиная с ясельного воз-
раста. Такое занятие тоже может принести некоторую
пользу, но не сейчас, когда перед вами стоит задача
определить приоритеты будущего.
Во-вторых, есть ограничение по времени. Выпол-
нение задания должно занять у вас 15 минут, и только
в том случае, если за это время вам не удастся сгенери-
ровать ни одной цели, можете добавить себе еще 15 ми-
нут.
Если же и вторая попытка ничего не даст, отложи-
те эту работу, полностью переключитесь на другие дела
на какое-то время— скажем, на пару часов, а потом
вернитесь к своему чистому листу и выполните зада-
ние!
Очень желательно, чтобы в итоге в вашем списке ока-
зались цели (желания) разного «масштаба»— от част-
ных и конкретных (например: «хочу перестать каждый
день опаздывать на работу») до более или менее глобаль-
ных («хочу открыть свой бизнес » или «мечтаю совершить
кругосветное путешествие»). Не стесняйтесь, не пытай-
тесь на данном этапе ранжировать свои желания, пре-
небрегая «мелочами» или ограничивая себя, отказыва-
ясь от «слишком нереальных» целей. Запишите все, что
приходит вам в голову.
А вот теперь, когда перед вами лежит не чистый
лист, но некий список, можете переходить к следую-
щему этапу.




Итак, у вас есть неплохой материал для дальней-
шей работы. Теперь настало время внимательно про-
смотреть и оценить каждый из пунктов вашего списка.
По каким параметрам имеет смысл оценивать и рас-
пределять цели (желания)? Вот один из возможных
подходов.
Отделите действительно СВОИ цели
от навязанных извне

Это, между прочим, одна из самых серьезных про-
блем, связанных с постановкой целей. Причины могут
быть разными, но результат один: слишком часто мы
принимаем цели других людей (порой нам даже незна-
комых) за свои собственные! И именно эта «путани-
ца» во многом повинна в том, что мы не добиваемся
успеха.
Если вы искренне и всерьез выполняли первое за-
дание (т. е. перечисляли свои цели и желания), в ва-
шем списке, по идее, не должно оказаться никаких
«диверсантов». Но все же проверьте свой реестр вни-
мательно, и, если обнаружите в нем цели, продикто-
ванные желанием или нуждой угодить кому-то дру-
гому (начальству, знакомым или родственникам), но
противоречащие вашим собственным планам и пред-
почтениям, решительно вычеркивайте их. Вам все рав-
но не удастся добиться того, чего вам на самом деле
совсем не хочется. (А если и удастся — в конце кон-
цов, это не редкость! — то цена будет несоразмерно
высокой: платить придется здоровьем, душевным рав-
новесием, профессиональной и личной успешностью).
Я не призываю вас к самовлюбленности и эгоцен-
тризму. Но «разумный эгоизм» — штука полезная,
причем, как показывает опыт, не только тому, кто
обладает этим качеством, но и окружающим его лю-
дям. С точки зрения тайм-менеджмента, это означа-
ет следующее: выполнение любых дел «через не хочу »,
насильно, из чувства долга, но вопреки собственным
желаниям и склонностям, требует изрядных усилий
и занимает очень много времени. Человек же, отчет-
ливо представляющий себе действительно желанные
цели и способы их достижения, имеет все необходи-
мое для того, чтобы организовать свою жизнь разум-
но; в конечном итоге, у него остается время и для того,
чтобы обращать внимание на окружающих, работать
не только для себя, любимого, но и для других.


Оцените масштаб целей

ДЛЯ удобства дальнейшей работы рассортируйте
свои цели и желания, разбив их на несколько «темати-
ческих» групп, относящихся к разным сферам жизни.
Можно, например, начертить вот такую табличку.
Имея перед глазами такую таблицу, вы быстро и без
особых затруднений сумеете распределить свои цели
и желания по соответствующим графам.
Теперь можно переходить непосредственно к оцен-
ке «масштаба». Внимательно просмотрев список, от-
метьте в столбце "5 лет" те из целей, которые вы мо-
жете осуществить в течение ближайших пяти лет (при
желании вы можете выбрать срок поменьше — напри-
мер, три года). Аналогичным образом отметьте в сле-
дующем столбце те цели, которые вы можете реализо-
вать в ближайшие шесть месяцев.
В результате вы получите два новых списка — дол-
госрочных и краткосрочных целей. Прежде чем перей-
ти к дальнейшей работе над ними, отметим еще один
крайне важный момент: те цели и желания, которые
вам не удалось отнести ни к одной из двух категорий,
вовсе не нужно отметать как неосуществимые. То, что
они в данный момент не кажутся вам доступными, не
означает полной и абсолютной невозможности их ре-
ализации. Просто сегодня вы не готовы, по тем или
иным причинам, взяться именно за них.
Не исключено, что через какое-то время картина
изменится. Возможно, осуществление тех целей, ко-
торые вы занесли в список, поможет вам добиться и
этих, пока что менее реальных (например, вы приоб-
ретете необходимое для этого образование или упро-
чите свое материальное положение).
Но вернемся к двум нашим спискам. Осталось сде-
лать вот что: вооружившись ярким маркером, выдели-
те в списке «5 лет» три цели, которые представляются
вам наиболее важными. Так же поступите со списком
«6 месяцев». Перепишите эти «тройки» на чистые ли-
сты. Теперь вы сможете приступить к следующему эта-
пу — планированию действий по достижению наибо-
лее важных для вас целей.


Конфликт целей

Нередко случается так, что несколько целей всту-
пают между собой в конфликт. Проще говоря, вам не
удается выбрать — какая из целей важнее другой. Си-
туация, когда приходится буквально разрываться меж-
ду одинаково значимыми целями, может стать насто-
ящим стрессом.
Тем не менее не стоит отчаиваться: неразрешимых
проблем не бывает, нужно лишь выработать правиль-
ное к ним отношение. Возможно, некоторая часть
противоречий между целями снимется «сама собой»
в ходе составления списка целей. Одно дело — пута-
ница в голове, и совсем другое — последовательное
изложение всех необходимых и привлекательных це-
лей на бумаге. В процессе такой работы вы уже, сами
того не замечая, немного упорядочили «планов гро-
мадье».
Что же касается тех противоречий, которые так и
остались, о них придется поразмышлять подольше. Но,
прежде всего, напомните себе: ваши цели, ваши жиз-
ненные планы — конструкция гибкая, поддающаяся
пересмотру и коррекции. Никто не загоняет вас в жес-
ткие рамки, вы вольны совершать выбор. И если вы-
брать более важную из двух целей, представляющих-
ся вам одинаково значимыми, невозможно, просто
признайте этот факт — и ищите компромисс.
После того как вы составите подробный план реа-
лизации каждой из «самых-самых» целей (о том, как
это делается, мы будем говорить ниже), сопоставьте
эти планы. Вполне возможно, что вам удастся обнару-
жить возможности для их параллельного осуществле-
ния. Очень часто цели кажутся несовместимыми лишь
до тех пор, пока существуют в виде общих формули-
ровок (например: «Больше работать» или «Проводить
больше времени с семьей»). Когда же вы продумывае-
те конкретные шаги, определяете конкретные условия,
то есть четко описываете, в чем именно должно выра-
жаться это «больше работать » и «больше быть с семь-
ей», становится понятным, как можно совмещать (или
чередовать) действия, направленные на достижение
разных целей.
Не забывайте и о том, что благодаря тайм-менедж-
менту вы будете использовать свое время намного эф-
фективнее. «Черных дыр», в которые утекали драго-
ценные минуты и часы, станет существенно меньше, а
возможностей для самых разных дел и занятий, соот-
ветственно, больше.




Это очень важно, и от того, насколько тщательно
вы поработаете на этом этапе, во многом зависит ус-
пешность ваших дальнейших действий.
Для того чтобы цель была реально осуществимой,
она должна быть корректно поставлена. Формулиров-
ка должна быть максимально отчетливой и конкретной.
Психологи обычно называют это «операциональным
определением»: по сути, из самой формулировки цели
должно быть ясно, что именно необходимо сделать для
ее осуществления. «Хочу стать более образованным » —
достойная всяческого уважения, но совершенно не кон-
кретная мечта. Что именно вы вкладываете в это поня-
тие?
Не спешите сказать, что не знаете точно, а «просто
так чувствуете ». Раз сама идея всплыла в вашем созна-
нии, значит, есть и некое представление о том, в чем
именно должен выражаться этот более высокий уровень
образованности. Переформулируйте цель с учетом ва-
ших желаний, особенностей, склонностей, возможно-
стей. Например: «Хочу получить второе высшее обра-
зование на таком-то факультете такого-то вуза» или
«Хочу закончить курсы повышения квалификации по
моей специальности », или «Хочу побольше читать, чаще
ходить в театры и музеи » и т. д.
Чувствуете разницу? Первоначальная расплывча-
тая формулировка не побуждала ни к каким действи-
ям. Она относилась к разряду благих намерений, и
было совершенно неясно, как перенести эту мечту в
реальность. Именно так происходит с «неудачниками»:
они всю жизнь мечтают о чем-то прекрасном и стра-
дают оттого, что не умеют воплотить свою мечту. На
самом деле, воплощать-то они, наверное, умеют, но не
могут этого сделать, поскольку не знают, с какого кон-
ца браться за дело.
Итак, тщательно просмотрите свои цели и, при не-
обходимости, измените общие формулировки на опе-
рациональные. Если вам трудно с ходу выразить мечту
в терминах конкретных действий, призовите на помощь
свое воображение. Расслабьтесь, включите тихую му-
зыку, закройте глаза и еще раз погрузитесь в свою меч-
ту. Представьте себе, что она исполнилась. Каким вы
себя видите теперь? Что изменилось в вас, в вашей жиз-
ни? Представьте себе эту новую картину во всех возмож
ных подробностях. Разница между тем, что есть сейчас,
и тем, как все будет, когда мечта осуществится, и есть,
по сути дела, план необходимых действий. Опишите
свою цель в терминах этих действий. Разумеется, на
данном этапе не нужно стараться вместить в одно оп-
ределение цели все необходимые шаги по ее осуществ-
лению — это задача следующего этапа.



Итак, прочитав эту главу, вы:
узнали, зачем нужно ставить перед собой
определенные цели;
навели порядок в хаосе своих желаний, со-
ставив список целей;
отделили то, что навязали вам извне, от того,
к чему вы действительно стремитесь;
определили наиболее важные долгосрочные
и краткосрочные цели;
сформулировали свои цели в терминах кон-
кретных действий, что поможет вам на са-
мом деле достичь желаемого.
ПУТЬ К ЦЕЛИ:
ШАГ ЗА ШАГОМ




ак было сказано выше, правильная постановка
целей — залог успеха. Но совершенно очевидно,
что просто поставить перед собой цель, пусть
даже очень привлекательную и очень конкрет-
ную, недостаточно. Нужно еще знать, как имен-
но к ней идти. Этим вопросом мы и займемся в
данной главе.
Каждому из нас с детства известен сомни-
тельный лозунг «Цель оправдывает средства».
Причем, большинство изначально знает, что он
именно «сомнительный »: очень часто его исполь-
зуют в качестве примера нарушения моральных,
этических законов человечества. Собственно, и
слышим мы его, как правило, именно в этом кон-
тексте: мол, так думать неправильно — безнрав-
ственно, цинично.
С этим спорить не буду. Хочется лишь доба-
вить, что и с прагматической точки зрения (в рам-
ках данной книги— с точки зрения эффектив-
ной организации времени) этот постулат если не
полностью ошибочен, то, по крайней мере, явно
недостаточен и непродуман. Ведь что он подра-
зумевает? Видишь перед собой цель — и ура! напролом,
не раздумывая, любыми путями, с использованием
любых средств, что есть под рукой, стремишься к ее
(цели) осуществлению.
Разумно ли это? Не слишком. Разумным подходом
будет следующий. Из всех теоретически возможных
средств выбрать те, что:
1) действительно позволят кратчайшим путем и с
минимальными затратами добиться желаемого;
2) не вступают в противоречие с другими целями,
задачами, а также вашими личными свойствами харак-
тера, способностями, убеждениями, потребностями
и т. д. (сюда, конечно, я включаю и упомянутые выше
нравственные и этические нормы).
Конечно, это портрет неких «идеальных средств»,
т. е. способов достижения цели. Понятно, что на прак-
тике нередко приходится лишь выбирать из двух зол
меньшее, отодвигая на задний план какие-то желания
и потребности ради того, чтобы исполнить задуман-
ное. Впрочем, о конфликте целей (а равным образом
существует и конфликт средств, т. е. методов дости-
жения целей) мы уже упоминали и будем говорить еще,
чуть более подробно.
Сейчас речь о другом. Давайте научимся грамотно
планировать те шаги, которые нужно совершить для
достижения цели. Мы уже сформулировали цели, но
теперь, вместо того чтобы пытаться взять их «наско-
ком», давайте освоим некоторые приемы организации
своей деятельности с тем, чтобы сделать ее более эф-
фективной.
Как разбить мечту
Не пугайтесь! Речь идет вовсе не об уничтожении
заветного желания, напротив — мы по-прежнему ра-
ботаем над его осуществлением.
Все, что я вам предлагаю, — это разбить процесс
достижения цели на несколько этапов. При этом да-
вайте сразу введем временные ограничения. Например,
мы выбираем одну из краткосрочных целей — тех, что
намерены воплотить в жизнь в течение ближайшего по-
лугодия. (Кстати, если опять возникает вопрос, как
выбрать из трех целей одну, мой вам совет — выбирай-
те, для начала, ту, что кажется вам наиболее осуще-
ствимой.) Многие люди считают, что должны (а кому,
собственно?) сразу браться за самое сложное, иначе,
якобы, успех будет не таким уж достойным. Это не-
правда. Если вы поставили перед собой цель и достиг-
ли ее — это успех, а то, насколько трудно вам было
осуществить задуманное, по большому счету, дело вто-
ростепенной важности. Если же такие рассуждения вас
не убеждают, воспользуйтесь другим критерием: вы-
бирайте в первую очередь ту цель, исполнение кото-
рой с наибольшей вероятностью заставит вас лучше

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign