LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ




В последние годы понятие «тайм-менеджмент» при-
обрело огромную популярность. Интересно, что с
детства знакомые слова: «дисциплина», «режим
дня», «расписание» и т. п. — большинству из
нас не кажутся привлекательными. Они
вызывают в памяти «школьные годы
чудесные»: ранние вставания
тоскливым зимним утром,
необходимость си-
деть за уроками
вместо того, чтобы
на свободе гулять с
друзьями, вынужденное
подчинение тем правилам, что
установили строгие взрослые...
Знаете, это известный парадокс: вот, на-
пример, когда в детском саду начинается «ти-
хий час» или дома мама заставляет днем ложить-
ся в постель, ребенок мечтает лишь об одном:
«Когда вырасту, ни за что не буду спать днем! И но-
чью тоже не буду — вообще никогда!» А через трид-


OCR: Jansal
for natahaus.ru
цать лет этот несчастный «тихий час» поче-
му-то оказывается недостижимой мечтой:
все бы отдал за возможность вот сейчас, не-
медленно, отключить все телефоны, забыть
обо всех проблемах и делах, упасть на кро-
вать — и спать, спать... Но, увы, — взрослый
человек, до предела «нагруженный» рабо-
той, почти никогда не может позволить себе
такой роскоши — отложить все дела и отды-
хать, как только возникнет такое желание.
По мере взросления мы постепенно от-
крываем для себя всю ценность этих «скуч-
ных» понятий— режим, дисциплина, распи-
сание. .. Более того, оказывается, дисциплина
может быть не только горьким лекарством,
принимаемым по необходимости, но без вся-
кого удовольствия. Присутствие этой самой
дисциплины, организованности делает жизнь
лучше!
Жизнь ребенка организуют взрослые —
родители, учителя, воспитатели. И зачастую
установленные взрослыми правила и требо-
вания кажутся ребенку ненужными и непри-
ятными. Ведь решающее значение для него
имеет сиюминутное удовольствие, а понятие
«долговременного выигрыша» ему пока не-
ведомо.
У нас с вами ситуация иная. Мы сами
делаем этот выбор — упорядочить соб-
ственную жизнь, сделать ее более органи-
зованной. Для взрослого человека дисцип-
лина — понятие внутреннее, а не навязан-
ное извне.
Тому, кто ничего не делает и ни к чему
не стремится, дисциплина не нужна. Но, чем
больше у нас возникает планов, желаний,
целей и намерений, тем острее мы чувству-
ем ее необходимость. Чем интереснее и на-
сыщеннее жизнь человека, тем нужнее ему
организация, разумное распределение во
времени всего множества дел и обязаннос-
тей.
Дисциплина, планирование, умение со-
ставлять расписание и придерживаться его —
все это отнюдь не является самоцелью: это
инструменты, при помощи которых вы може-
те осуществлять свои цели, добиваться все
большего и большего успеха.
Правда, тут кое-кто из читателей может
разочарованно вздохнуть: «Да что ж я, рас-
писания не составляю, что ли?! Только лег-
че-то от него не становится — все равно ни-
чего не успеваю!»
Разумеется, тайм-менеджмент вовсе не
сводится к частным техническим пробле-
мам — как правильно составить план дел на
предстоящую неделю и т. д. Все намного
увлекательней. Давайте же посмотрим, что
это такое — тайм-менеджмент и зачем он ну-
жен.
Кому необходимо умение управлять вре-
менем? Многие думают, что тайм-менедж-
мент «изобрели» исключительно для началь-
ников. Ну, действительно, топ-менеджеры —
люди, обладающие очень широким кругом
обязанностей, полностью загруженные дела-
ми. Им постоянно приходится решать множе-
ство серьезных вопросов, на них лежит боль-
шая ответственность, и порой они буквально
задыхаются под лавиной всевозможных дел,
которые необходимо выполнить. Впрочем,
выполнять миллион дел одновременно при-
ходится не только большим начальникам.
Фактически любой много работающий чело-
век сталкивается с этой проблемой — как все
успеть.
Потребность деловых людей в эффектив-
ной организации собственного времени со-
вершенно сознательна. Тут все довольно
просто: сделать нужно (и хочется!) очень
много, времени катастрофически не хвата-
ет — следовательно, нужно искать способы
как-то оптимизировать ситуацию...
И потому неудивительно, что всевоз-
можные семинары и тренинги, обучающие
курсы, посвященные тайм-менеджменту, с
каждым днем становятся все более востре-
бованными. Зайдите в Интернет, наберите в
поисковой системе заветные слова «тайм-
менеджмент», и вы, возможно, будете пора-
жены количеством информации, которая
обрушится на вас. Вы обнаружите, что су-
ществуют целые ТМ-сообщества, масса на-
учных (и, как водится, околонаучных) иссле-
дований, посвященных данной теме, множе-
ство людей, самостоятельно разрабатываю-
щих для себя эффективные программы
управления временем и готовых поделиться
своими методиками со всеми желающими.
Словом, никак нельзя сказать, что тайм-ме-
неджмент— очередная модная «штучка»
западных психологов и управленцев. Это ак-
туальная и, если можно так сказать, «жи-
вая» тема не только на Западе, но и в нашем
с вами родном Отечестве.
Правда, нередко можно услышать такое
соображение: тайм-менеджмент пригоден
для тех, кто работает «на себя » — имеет соб-
ственный бизнес или, опять-таки, занимает
высокий руководящий пост. Предполагает-
ся, что только такие люди имеют реальную
возможность управлять собственным време-
нем и временем своих подчиненных. Если же
речь идет о наемных работниках, об этих
самых подчиненных — к чему им эти премуд-
рости? Зачем овладевать секретам» плани-
рования, составлять какие-то расписания —
ведь есть начальник, который все равно «спу-
стит сверху» указания и потребует выпол-
нения своих планов!
Такую точку зрения можно смело на-
звать ошибочной. Разве станет кто-нибудь
всерьез утверждать, что наемный работник
начисто лишен свободы выбора? Можно ли
сказать, что наличие начальства автомати-
чески означает отсутствие самостоятельно-
сти, возможности и необходимости пла-
нировать свою деятельность, принимать
решения и воплощать их в жизнь? Конечно,
это не так!
А значит, и наемным работникам тайм-
менеджмент может принести ощутимую
пользу. Конечно, им приходится подчинять-
ся требованиям начальства, следовать ка-
ким-то инструкциям; но, благодаря умению
планировать дела, определять приоритеты,
правильно формулировать задачи и контро-
лировать ход их выполнения эффективность
работы значительно повышается.
И, разумеется, у любого успешного работ-
ника — независимо от того, ведет ли он соб-
ственное дело или работает по найму, — есть
свои цели, свои устремления (а не только те,
что «заданы»начальством). Время — тот «ка-
питал», который имеется в распоряжении
каждого из нас, и нам необходимо уметь гра-
мотно-им распоряжаться.
Обобщая, можно сказать так: тайм-ме-
неджмент не дает стопроцентной гарантии
успеха в бизнесе. Но без него такой успех
невозможен. И фокус здесь вот в чем.
Ставшее столь популярным понятие «уп-
равление временем» (которое постоянно бу-
дет встречаться и на страницах этой книги),
строго говоря... ошибочно (и мы позволим
себе использовать его просто потому, что
оно уже стало привычным и наиболее рас-
пространенным русским переводом понятия
«time management»). Временем нельзя уп-
равлять. Оно, время, ничуть не зависит от
действий (или бездействия) людей. По-на-
стоящему управлять мы можем только сами-
ми собой.
И недаром все чаще среди специалистов
встречаются призывы заменять понятие
«тайм-менеджмент» понятием «само-ме-
неджмент»! Ибо то, чему учат тренеры, ве-
дущие семинаров, авторы книг и пособий —
это, действительно, не работа со временем,
а работа над собой.
Мечта постоянно занятых деловых лю-
дей — все успевать! И, между прочим, неда-
ром слово «успевать» имеет два значения —
«добиваться успеха» и «находить достаточ-
но времени для выполнения всех необходи-
мых дел».
Уметь управлять своим временем — не
значит жить с секундомером в руке. Насто-
ящий тайм - менеджмент, прежде всего, вклю-
чает в себя:
умение ставить перед собой цели;
планирование своей деятельности:
формулировка задач, выбор опти-
мальных решений, наиболее эффек-
тивных способов достижения по-
ставленных целей;
развитие навыков самоконтроля, способно-
сти самостоятельно оценивать успешность
(или неуспешность) своих действий;
учет расхода времени, умение эффективно ис-
пользовать все доступные резервы времени.

Все перечисленное — не что иное, как шаги к более
организованной, более насыщенной, продуктивной и
успешной жизни. Возможно, у вас сложилось впечат-
ление, что жизнь по законам тайм-менеджмента — это
существование в жестких рамках, ежеминутный конт-
роль, неусыпная «слежка» за собственными действи-
ями. Не пугайтесь! На самом деле, главная «прелесть»
тайм-менеджмента состоит как раз в том, что вы ста-
новитесь более свободными, перед вами открываются
широкие перспективы и новые возможности. Вы — уж
простите за пафос! — берете жизнь в свои руки.
Конечно, придется поработать, приложить опреде-
ленные усилия — как всегда и везде. Постепенно, по
мере овладения секретами тайм-менеджмента, вы ста-
нете замечать, что соблюдение тех правил, которые вы
сами для себя установили, уже не требует от вас на-
пряжения и более того — доставляет удовольствие!
Именно это чувство — «я поступаю так, как решил,
и мне это нравится!» — будет самым надежным пока-
зателем: вы выбрали правильный путь, и он непремен-
но приведет вас к успеху.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ




Нацельтесь на успех!
то значит «поставить перед собой цель»? Мы бу-
дем подразумевать под этим четкую формулиров-
ку своих потребностей (как скрытых, так и явных),
интересов или желаний. Но просто назвать, опре-
делить свое желание — не то же самое, что поста-
вить перед собой цель. Последнее требует еще и
конкретизации действий, необходимых для испол-
нения желания. Именно так желание превраща-
ется в цель.
Желание можно заботливо «хранить» всю
жизнь — но так и не воплотить его в реальность.
А для того, чтобы поставить перед собой цель,
необходимо заглянуть в будущее: понять, что
именно изменит в вашей жизни исполнение дан-
ного желания, для чего вам нужно его исполнять
и каким именно образом вы можете это сделать.
Правильная постановка цели — первое и едва ли
не решающее условие достижения успеха. Имен-
но этот этап мобилизует все наши силы, органи-
зует нашу дальнейшую деятельность. Только в
том случае, если у вас есть четко определенная
цель, вы можете спланировать свои действия (и свое
время!), а также оценить свою успешность или неус-
пешность. Ведь единственным критерием личного ус-
пеха может быть только этот: достиг ли я желаемо-
го?
Успешный человек — тот, кто добивается своих
целей. Одна из величайших ошибок — сравнивать свои
достижения с чужими. Именно это обычно делают те,
кто считает себя неудачниками: все добились этого, а
я — нет, значит, я не достиг успеха. А сравнивать мож-
но и нужно только с самим собой. Поэтому, повто-
рим, первый и решающий шаг к успеху — постановка
целей.
Попробовав ставить перед собой четко сформули-
рованные и действительно желанные цели, вы обнару-
жите удивительную вещь: когда цель поставлена, она
начинает буквально притягивать вас к себе, подобно
магниту. Собственно, именно это можно считать од-
ним из наиболее значимых критериев правильности
выбора цели.
Если она действительно ваша, а не чужая, вы не ус-
покоитесь, пока не дойдете до нее. Она будет требо-
вать от вас действий, шагов, которые приведут вас к
ней. Если же цель чужая, не отражающая в действи-
тельности ваших желаний и потребностей, вы можете
сколько угодно убеждать себя в ее ценности и изво-
дить себя упреками за бездействие — но так и не сдви-
нетесь с места.
Научиться ставить перед собой цели нужно еще и
потому, что это умение прекрасно организует, упоря-
дочивает и ваше мышление, и вашу деятельность.
Многие люди любят повторять: «Проблемы нужно
решать по мере их возникновения ». И с этим, в принци-
пе, можно было бы согласиться, но есть одна тонкость:
рассматривая всерьез только то, с чем вы непосредст-
венно столкнулись в данный момент, вы утрачиваете
ощущение перспективы. Отсутствие некой направляю-
щей (то есть той самой Цели) приводит к тому, что че-
ловек погружается в сиюминутные мелочи, за деревья-
ми не видит леса — и потому плутает между этими
деревьями, не в состоянии выбраться на широкую до-
рогу, по которой можно было бы шагать в нужном на-
правлении.
Конечно, сказанное отнюдь не является призывом
к тому, чтобы вы стали фанатиком какой-то сверх-
идеи, подчинили всю свою повседневную жизнь лишь
достижению некой глобальной Цели. Но все-таки,
если вы желаете двигаться, хорошо бы знать, зачем и
куда именно. Четко обозначенная цель помогает вам
лучше организовывать собственные действия и, что
очень важно, открывает возможности для самоконт-
роля.
В самом деле, как вы можете оценить, добились
ли вы успеха, если вы не знаете, в чем именно он дол-
жен был выражаться? Если же у вас есть цель, вы мо-
жете оценить успешность своих действий, причем, не
только «на финише» («достиг желаемого или нет»),
но и в процессе достижения Цели.
Вы можете (и должны) задавать себе вопрос: «То,
чем я сейчас занят, помогает ли мне достичь цели?»
Благодаря наличию цели вы можете более или менее
обоснованно решить вопрос о «напрасной трате вре-
мени»: можете отделить те дела, которые действи-
тельно нужно выполнить, от тех, что не стоят ваших
временных и прочих затрат.


Какой должна быть цель
Не стоит думать, что цель — это нечто застывшее и
непреложное. Конечно, цель может меняться в процес-
се ее достижения. Насколько серьезными могут быть
эти коррективы? Думается, тут необходимо опираться
на здравый смысл. Бывает ведь и так: человек ставит
перед собой цель, направляет все усилия на ее дости-
жение и в ходе работы все больше убеждается в том,
что движется совсем не туда, куда нужно. Становится
все более очевидным, что цель нехороша: либо она во-
обще не заслуживает того, чтобы к ней стремиться,
либо усилия, необходимые для исполнения задуман-
ного, совершенно не соответствуют предполагаемому
результату. Но человек по-прежнему продолжает ра-
ботать в заданном направлении, желая придерживать-
ся им же установленного правила: «я поставил перед
собой цель, значит, я должен ее достичь».
Прежде всего, постановка правильных, «хоро-
ших» целей — не такое простое дело, как может по-
казаться. И если до сих пор у вас не было осознанно-
го опыта такой работы, будьте готовы к тому, что
первые «блины» получатся «комом» и вы можете не
раз столкнуться с ситуациями, подобными описанной
выше. Не загоняйте себя в чрезмерно жесткие рамки!
Тайм-менеджмент (и само-менеджмент) требует дис-
циплинированности, организованности — но не сле-
пого и безусловного подчинения правилам. Пусть это
звучит не слишком гладко, но все же: цель не должна
быть самоцелью. Вы ставите перед собой цель и дви-
гаетесь в заданном направлении не для того, чтобы
«натренироваться» в этих действиях как таковых, и
не для того, чтобы «выработать силу духа, приучить
себя всегда исполнять задуманное», а для того, что-
бы эффективно решить какие-то задачи, реально воз-
никающие перед вами в ходе профессиональной дея-
тельности или в «жизни вообще».
Поэтому, обнаружив, что цель была избрана невер-
но, смело отказывайтесь от нее. Но для того чтобы из-
бежать хаотичного метания от одной цели к другой
(«Нет, это я неправильно подумал, мне хочется совсем
другого, но, пожалуй, достичь этого будет труднова-
то, поэтому вообще-то лучше я пойду вот туда...»),
обязательно тщательно проанализируйте ситуацию с
неудачной постановкой цели. Простое накопление
ошибок может, конечно, рассматриваться как приоб-
ретение полезного опыта, но, с точки зрения потра-
ченного времени... Думаю, вы и сами понимаете, что
это не слишком разумно. Как ни банально это прозву-
чит, но из ошибок нужно все-таки извлекать уроки.
Лишь в этом случае вы получите полное моральное
право не заносить время, потраченное на движение в
неверном направлении, в графу «убытки».
Полная смена курса — ситуация возможная, но не
самая распространенная. Как правило, даже при ми-
нимальных навыках постановки цели людям все-таки
удается поставить перед собой более или менее под-
ходящую цель. Поэтому обычно речь идет о корректи-
ровке, а не о смене цели. И уж это происходит сплошь
и рядом: в процессе работы вы получаете новые зна-
ния, новый опыт, что позволяет вам вносить необхо-
димые уточнения в первоначальную формулировку

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign