LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.
3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации.
4. Изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у прикрепленного населения в соответствий с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.
5. Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.
6. Координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.
7. Организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.
В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилактики:
Осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:
— подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;
— приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохранению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера (включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизованного);
— организации и проведения акций профилактической направленности среди прикрепленного населения;
— создания банка санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т.д. для использования в работе;
— внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе о населением;
— организации лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;
— рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных работниками ЛПУ. Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:
— обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики;
— оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т.д.;
— контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;
— принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;
— сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.
Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:
— инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);
— сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;
— выдачу рекомендаций по коррекции здорового образа жизни;
— организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль за проведением профилактических прививок;
— разъясняет целесообразность проведения прививочной кампании;
— организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает их проведение как в организационно-методическом плане, так и санитарно-просветительной литературе.
В центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-просветительную работу по вопросам гигиены и эпидемиологии проводит каждый медицинский работник. Ответственный за этот раздел работы (врач или средний медицинский работник) осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания населения.
Медицинские работники должны квалифицированно использовать все доступные и необходимые методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Под словом «методы» в данном случае понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации, и соответственно обозначают: метод устной пропаганды, метод печатной пропаганды и т.д.
Термин «средства» (или формы) объединяет всю совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, кинодемонстрации, плакаты и пр.), используемый в процессе массового, группового и индивидуального воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов, отражая главную его характерную особенность.
К средствам метода устной пропаганды относятся: популярная лекция (эпизодическая, цикловая), агитационно-информационное выступление, беседа (групповая, индивидуальная), вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие (курсовое, кружковое), инструктаж вводный. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационное выступления) и средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радио выступление, выступления по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке, пластинке).
Лекция — наиболее распространенное средство устной пропаганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени, имеющее форму монолога. Лекция состоит из трех частей: введения, изложения основного материала и заключения.
Беседа — эффективное средство устной пропаганды. Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25—30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.
Вечер вопросов и ответов — это та же беседа, но здесь задает вопросы аудитория, а ведущий отвечает. Успешное проведение вечера зависит от степени подготовленности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.
Дискуссия — активная проработка темы в достаточно подготовленной группе. Может быть проведена кружковая подготовка с аудиторией, интересующейся отдельными вопросами. Она предполагает углубленное изучение материала на определенную тему.
Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляются также по средством программ на центральном и местном радиовещании и телевидении (это лекции, беседы, выступления, час «вопросов и ответов» и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.
Метод устной пропаганды является одним из ведущих и наиболее эффективным методом пропаганды здорового образа жизни. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод.
Метод печатной пропаганды включает средства: брошюра, буклет, бюллетень, журнал, календарь, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета.
Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения. Данный метод делится на две основные группы:
а) средства печатной пропаганды, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, санитарные стенные газеты, санитарные бюллетени, статьи и заметки в периодических изданиях);
б) печатная продукция (печатный лозунг, брошюра, памятка, листовка, газетные и журнальные публикации).
Среди многих ценных качеств средств метода печатной пропаганды наиболее важными являются: а) большой тираж печатных изданий; б) охват широких слоев населения; в) возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению; г) точность изложения.
Наиболее простое средство печатной информации — лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы.
Листовка — рассчитана на широкий круг читателей, имеет ярко выраженный агитационный характер.
Памятка — научно популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции. На промышленных предприятиях большим успехом пользуются передвижные цеховые библиотечки, составленные из брошюр на медицинские темы.
Доска вопросов и ответов — состоит из вопросов читателей н ответов врачей-специалистов. При доске должен быть специальный ящик для вопросов. Ответы даются краткие, научно подготовленные.
Санитарная стенная газета — выпускается в лечебно-профилактических учреждениях, в медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях.
Санитарный бюллетень — выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Он должен быть хорошо оформлен, к нему предъявляются следующие требования: красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.
Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает в себя:
1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, план, диаграмма, картограмма, фотография, фотолитовыставка, слайд крупномасштабный, слайд-серия, диапозитив (серия для секции), диафильм, кинофильм, видеофильм;
2) объемные средства: муляж, макет, модель, фантом, диарама, скульптура, чучело;
3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и как экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного, животного мира, изделия, продукты и др.);
4) комбинированные средства: вагон-выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр, агитбригады;
5) технические средства пропаганды: фильмоскоп, киноаппарат, эпидиаскоп, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, озвученные диапозитивы.
Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств.
Натуральные объекты — наиболее действенное средство в силу его достоверности, К таким объектам относятся: микроскопические препараты, макроскопические и натуральные объекты, предметы ухода за ребенком, наборы витаминных препаратов, средства для оказания первой помощи и др.
Если нет возможности демонстрировать натуральные объекты, используют их воспроизведения — объемные и плоскостные. К объемным воспроизведениям относятся: муляж (отличается большей точностью воспроизведения); модель (воспроизводит объект в измененном, уменьшенном или увеличенном виде); макет (приближенное воспроизведение натуры); скульптура, барельеф, горельеф (используются для музейного оформления).
К плоскостным изобразительным средствам относятся плакаты (средства агитации с ярким рисунком и кратким текстом). Основными требованиями к содержанию плаката являются: актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Различают три основных типа сюжета: положительный, отрицательный, двойной.
Требования к тексту плаката: 1) доходчивость (краткость, удачная лексико-синтаксическая структура, смысловая точность, смысловая связь изображения и текста); 2) выразительность (применение изобразительно-выразительных средств языка).
В гигиеническом обучении и воспитании может быть использован также комбинированный метод массовой информация, когда происходят одновременное воздействие слухового и сильного зрительного раздражения для хорошего восприятия аудиторией. Используются театральные постановки (например, кукольный театр), кинофильмы (санитарно-просветительные фильмы), эстрада, телевидение и т.п.
Глава 27 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Профессиональные союзы (профсоюзы)
Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Выделяют разные типы профессиональных союзов:
— первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
— общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
— территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).
Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.
1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
2. Право профсоюзов на содействие занятости.
Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
5. Право профсоюзов на информацию.
5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.
6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
9. Другие права профсоюзов.
9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.
9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Общества Красного Креста
Союз обществ Красного Креста и Красного полумесяца — одна из самых массовых общественных организаций в мире.
Свою историю Красный Крест начинает в середине XIX века, когда во многих странах Европы были созданы общества попечения о больных и раненых воинах. Созданный в 1863 г. в Женеве Международный комитет помощи раненым воинам, ставший в последствии Международным Комитетом Красного Креста (1880), объединил локальные, порой плохо связанные между собой движения в одно целое, имеющие уникальные основополагающие принципы, цели и эмблему. При его активном участии в Швейцарии в 1864 г. была подписана I Женевская конвенция об улучшении участи раненых больных в действующих армиях. Это соглашение вошло в историю под названием Женевской конвенции.
Конференция утвердила эмблему Обществ и отличительный знак санитарной службы армий. Из уважения к инициатору созыва конференции такой эмблемой стал красный крест на белом фоне — обратное цветовое изображение национального флага Швейцарии. По этой эмблеме и сами гуманные общества получили название «Общества Красного Креста». Позже к этому движению присоединилась Турция и Иран. В силу религиозных соображений они не могли принять знак креста. Для этих стран отличительными знаками были утверждены «Красный полумесяц» (для Турции) и «Красный Лев и Солнце» (для Ирана). В настоящее время знаком Красного Полумесяца пользуются большинство стран, где исповедуется мусульманство.
Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., этот год считается годом рождения Российского общества Красный Крест (РОКК). В первые годы существования РОКК главной задачей общества было оказание помощи раненым только в военное время. Однако по мере накопления материальных средств, появления сети лечебных и других специальных учреждений у большого числа его членов, главным идеологом которых стал Н.И. Пирогов сформировалось убеждение, что необходимо не только сосредоточиться на потребностях военного времени, но и стараться в мирной жизни удовлетворять чрезвычайные и повседневные нужды населения, так как это способствовало бы повышению авторитета РОКК и доверия к нему. Предпосылками появления этого направления деятельности общества послужил голод, охвативший в 1891 — 1892 гг. почти все губернии России. Тогда Российский Красный Крест собрал огромную сумму пожертвований, передав ее в виде хлеба, горячей пищи, одежды и семян для будущих посевов пострадавшему населению. Одновременно пришлось бороться с эпидемиями тифа, холеры, дифтерии и проказы в южных губерниях стран, оказывать помощь пострадавшим от землетрясения на Кавказе.
У истоков формирования РОКК стояли общины сестер милосердия, способствовавшие его обеспечению квалифицированными и подготовленными кадрами— медсестрами, сиделками, врачами. На протяжении многих лет активное участие в работе Российского Красного Креста принимали знаменитые русские врачи Н.В.Склифосовский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вельяминов, С.П.Боткин, С.И.Спасокукоцкий.
В результате дореволюционный Красный Крест был одним из самых крупных и активных в Европе: на 1 января 1917г. в его штате насчитывалось 2500 врачей, 20 000 сестер милосердия, более 50 000 санитаров, на фронтах было развернуто 685 000, а в тылу 482 000 коек.
Настоящим испытанием для РОКК стала гражданская война — только в результате ее первых 2 лет в стране насчитывалось более 1,5 млн. изувеченных и хронически больных. В этот период были сформированы и отправлены на фронт 439 лечебных, профилактических, санитарных учреждений, организован сбор средств внутри страны и за рубежом (в результате было собрано 28 млн. руб. золотом) для оказания помощи голодающему населению в Поволжье, значительные силы были брошены на борьбу с эпидемиями, антисанитарией.
Развивалось и крепло движение Красного Креста и Красного Полумесяца на Украине, в Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджане. В 1923 г. после подписания Декларации об объединении был образован Союз Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.
По окончании гражданской войны и ликвидации голода в Поволжье деятельность Красного Креста была направлена на решение острых социальных проблем, восстановление сети медицинских учреждений, организацию противоэпидемических мероприятий. Общество помогало создавать санитарные учреждения, запасы оборудования и перевязочных средств. Им была организована массовая подготовка сестринских кадров — к началу 1941 г. их число уже составило 52 800.
1933 г. стал годом рождения под эгидой Красного Креста санитарной авиации, сыгравшей важную роль в развитии экстренной медицинской помощи населению в труднодоступных районах. Создавались новые лечебно-профилактические учреждения для детей и взрослых на Крайнем Севере, санитарные поезда и амбулатории, больницы, диспансеры и санатории, пионерские лагеря (с 1925 по 1927 г. открыто 12 лагерей, в том числе и всем известный «Артек»), пункты первой помощи в колхозах, на заводах и дорогах. Эти учреждения во многом позволили обеспечить повышение уровня здоровья населения и помогли формированию сети медицинских учреждений. В 1937 г. 6111 лечебно-профилактических учреждений Общества были безвозмездно переданы государству. В тот же период Красный Крест начал работу по формированию донорских кадров. Значительные силы были направлены на профилактику инфекционной патологии.
Во всех странах Красный Крест создавался под лозунгом оказания помощи раненым, но никогда эта деятельность не достигала такого широкого размаха, как в период Великой Отечественной войны. В то время общество вынесло на своих плечах груз массовой подготовки санитарных и сестринских кадров, обучения населения, общественной помощи раненым в госпиталях; пропаганды донорства, акушерско-гинекологической помощи женщинам, сражающимся на полях войны, помощи эвакуированному населению и беженцам из районов боевых действий, борьбы с эпидемиями. Тысячи медсестер, подготовленных всего за 5,5 мес., работали в госпиталях, военно-санитарных поездах, войсковых частях. Сандружинницы (имея за плечами всего лишь 2,5 мес. подготовки) оказывали первую помощь и выносили раненых с поля боя, обученные по программам ГСО и БГСО миллионы добровольцев ухаживали за раненными в госпиталях, устраивали для них концерты, помогали писать письма, стирали и шили постельное белье и одежду. Тысячи литров крови добровольных доноров спасали жизни воинов, возвращая их в ряды армии. В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил нагрудный знак «Почетный донор СССР», который на протяжении многих лет от лица государства вручал Красный Крест. По инициативе его комитетов организовывались участки, на которых выращивались овощи и фрукты для детских домов и приютов, создавались специальные шефские фонды и комиссии. Активисты общества оказывали первую помощь пострадавшим от бомбежек, помогали при эвакуации населения. На освобожденную территорию направлялись представители Красного Креста, организовывалась доставка одежды и питания для населения, противоэпидемические отряды обследовали и дезинфицировали жилища, оказывали медицинскую помощь, строили бани и колодцы, следили за качеством питьевой воды.
В послевоенный период заслуживает особого внимания участие Красного Креста в массовом общественном движении по благоустройству населенных пунктов, профилактике заболеваний, повышению уровня санитарной культуры. Важную роль в этом направлении деятельности (а именно она в послевоенные годы стала приоритетной для общества) продолжал играть санитарный актив. Теперь он был представлен кружками по обучению первой помощи, санитарными дружинницами, санитарными уполномоченными и т.д. В середине 50-х годов санитарный актив насчитывал несколько миллионов человек. Красный Крест вел активную совместную работу с Институтом санитарного просвещения Минздрава СССР по изданию листовок, плакатов, таблиц и других материалов профилактической направленности, пропаганде донорства. Отвечая на потребности общества в оказании надомной медико-социальной помощи инвалидам и нетрудоспособным гражданам, Красный Крест создает патронажную службу медсестер, переименованную в 1988 г. в Службу милосердия РОКК. Создание похожей государственной структуры стало возможным лишь в 70-е годы и продолжается по сей день.
Сегодня основные усилия РОКК реализуются в нескольких направлениях.
1. Оказание медико-социальной помощи слабозащищенным слоям населения: одиноким пожилым людям, инвалидам, многодетным семьям. Эти мероприятия осуществляются с помощью патронажных сестер, оказывающих помощь на дому, а также в специальных центрах (комнатах) медико-социальной помощи РОКК-
2. Помощь детям. Под покровительством РОКК находятся дети-сироты, дети-жертвы национальных конфликтов, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей. Детям предоставляются горячее питание, одежда, обувь, проводятся медицинские осмотры, оказывается психологическая помощь. Опытные педагоги помогают осваивать школьную программу.
3. Помощь беженцам. РОКК осуществляет программу оказания многосторонней помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которая включает в себя:
— медицинскую помощь;
— лекарственную помощь;
— социальную, психологическую и юридическую помощь;
— профессиональное обучение;
— обучение детей мигрантов (прежде всего русскому языку).
4. Обучение населения приемам оказания первой медицинской помощи. Такая программа проводится с 1995 года и предусматривает создание Учебно-методических центров, подготовку инструкторов, методистов, издание специальных учебно-методических пособий для передачи знаний и навыков широким слоям населения.
Аналогичным образом проводится обучение населения основам ухода за больными на дому.
5. Борьба против туберкулеза. В этом направлении основными задачами для РОКК являются:
— просвещение населения по вопросам заболевания туберкулезом и его профилактика;
— контролируемое лечение и социальная поддержка больных туберкулезом из числа наиболее социально уязвимых групп населения силами сестер милосердия РОКК;
— помощь противотуберкулезным диспансерам в вопросах первичного выявления и амбулаторного лечения больных туберкулезом.
6. Профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодежи.
В рамках этого направления осуществляется подготовка добровольцев-инструкторов для проведения занятий в общеобразовательных учреждениях.
7. Донорство. Данная программа ставит перед собой задачу привлечения в ряды безвозмездных доноров и укрепление сотрудничества РОКК и государственной службы крови России, организации и пропаганды безвозмездного донорства на региональном уровне.
Профессиональные медицинские ассоциации
Профессиональные медицинские ассоциации играют значительную роль в здравоохранении многих стран. Основная их задача — обеспечение различных нематериальных потребностей медицинских работников. В отличие от профессиональных союзов, круг вопросов решаемых профессиональными ассоциациями лежит, в основном, вне сферы трудовых отношений.
С каждым годом эти организации играют все большую роль в реформировании отечественного здравоохранения, совершенствовании его на региональном, местном и учрежденческом уровнях.
Профессиональные медицинские объединения и ассоциации призваны решать следующие задачи:
1. Выступать с законодательной и нормотворческой инициативами, направленными на разработку новых и совершенствование действующих законодательных и нормативных актов в области охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
2. Проводить информационно-пропагандистскую деятельность, разъясняя широким слоям медицинской общественности стратегию и тактику развития здравоохранения, тем самым обеспечивая обратную связь с управленческими структурами, что повышает эффективность процесса управления;
3. Принимать участие в формировании кадрового состава системы здравоохранения, создавая квалификационные комиссии, а также участвуя в работе аттестационных комиссий при органах управления здравоохранением;
4. Осуществлять общественный контроль за соблюдением обязательств со стороны органов власти и управления, территориальных фондов ОМС по отношению к медицинским учреждениям при реализации программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
5. Участвовать в процессе управления качеством медицинской помощи в виде:
— содействия органам и учреждениям здравоохранения, территориальным фондам ОМС и др. субъектам здравоохранения в формировании единой политики управления качеством медицинской помощи;
— организации и проведении независимых медицинских экспертиз в сложных, конфликтных случаях;
— обобщения передового опыта по применению новых технологий внутреннего контроля качества медицинской помощи и распространение его среди медицинских учреждений;
— повышение мотивации персонала медицинских учреждений в повышении качества медицинской помощи;
6. Проводить мероприятия по правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников;
7. Осуществлять информационную поддержку членов организации прежде всего с целью распространения передового опыта (организация конференций, семинаров, создание информационных сайтов, издание профессиональных журналов и т.д.)
К сожалению, пока не все из перечисленных направлений деятельности профессиональных ассоциаций развиты в нашей стране в полной мере. Кроме того, имеющиеся медицинские общественные организации раздроблены, малочисленны (за редким исключением). Всего на 2001 год в России было зарегистрировано 96 общественных медицинских организаций, действующих на федеральном и региональном уровнях, при этом между собой они практически никак не взаимодействуют. В связи с этим в стране назрела необходимость создания единой врачебной организации, которая могла бы более активно участвовать в решении вопросов постдипломного обучения, улучшения качества медицинской помощи, и других вопросах развития здравоохранения.
Глава 28 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В настоящее время за рубежом существуют различные системы охраны здоровья населения. Все страны выделяют на здравоохранение определенный процент от валового национального продукта (ВНП). Так, в США расходы на здравоохранение составляют около 14% ВНП, в Великобритании — 6%, в странах Европейского Союза в среднем — 8%. Следует подчеркнуть, что в экономически развитых странах предусматривается значительное финансирование здравоохранения, которое ежегодно растет. В странах Центральной и Восточной Европы, а также в развивающихся странах, напротив, финансирование здравоохранения недостаточно.
Системы здравоохранения в экономически развитых странах
С точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделить три основные системы здравоохранения экономически развитых стран: государственную, страховую и частнопредпринимательскую.
Государственная система здравоохранения финансируется преимущественно (до 90%) из бюджетных источников. Действует в Великобритании, Дании, Ирландии.
Страховая система здравоохранения финансируется за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства. Финансирование из внебюджетных фондов медицинского страхования преобладает в Германии (78%), Италии (87%), Франции (71%), Швеции (91%), Японии (73%).
Частнопредпринимательская система финансируется главным образом за счет взносов по добровольному медицинскому страхованию и реализации платных медицинских услуг населению. Такая система действует в США, Израиле, Южной Корее, Нидерландах.
Ни одна из вышеназванных систем организации здравоохранения не является идеальной, и ни одна не существует в чистом виде. Финансовое обеспечение систем здравоохранения в развитых странах осуществляется из различных источников: государственного бюджета, средств предприятий и взносов частных лиц. Существуют лишь отличия в их структуре (см. табл. 28.1). Поэтому правильнее говорить о преимущественно государственной, преимущественно страховой и преимущественно частной системах здравоохранения.
Таблица 28.1
Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран

Источники финансирования здравоохранения, %



Страна
Субсидии
Взносы
Страховые
Прямые

государства
предпринимателей
взносы граждан
доплаты граждан
Бельгия
27
50
2
21
Германия
14,2
72,5
6,4
6.9
Франция
1,8
73'
3,7
21,5
Великобритания
78
10
3,8
8,2
Италия
36,2
45,5
3,3
15
Швеция
71
18,4
2
8,6
Швейцария
34
28,7
16,6
20
США
41,8
1,2
30,8
26,2

Рассмотрим каждую модель более подробно.
Государственная система здравоохранения
Государственная система здравоохранения обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управление здравоохранением осуществляют центральные и местные органы. За счет государства ведется строительство медицинских учреждений — больниц, поликлиник и др., приобретается медицинское оборудование. Государство обеспечивает подготовку медицинских кадров — врачей, медицинских сестер, планирует развитие сети лечебно-профилактических учреждений в стране. Государство финансирует текущее содержание медицинских учреждений, развитие медицинской науки, проведение профилактических мероприятий; обеспечивает бесплатную медицинскую помощь населению.
Государственная (бюджетная) система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Такое централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Кроме того, бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, ограничивают масштабы использования дорогостоящей и не всегда нужной техники, снижают вероятность злоупотреблений, значительно реже встречаются случаи навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств с целью получения дополнительного дохода.
Однако, поскольку финансирование здравоохранения является одной из статей государственного бюджета,, оно зависит от других статей и, более того, конкурирует с ними. Правительство не всегда располагает возможностью расширения фондов здравоохранения. И если выделенных сумм недостаточно для удовлетворения потребностей, то возможности привлечения дополнительных средств весьма ограничены.
Из-за недостатка ресурсов страны с бюджетным финансированием здравоохранения намного уступают в технической оснащенности медицины государствам с таким же уровнем социально-экономического развития, но с другим финансированием (страховым или частным). Не хватает современного оборудования, новейших медицинских учреждений с современными технологиями; пациенты зачастую вынуждены ждать очереди на госпитализацию; существует значительный разрыв между первичной медицинской помощью, общей практикой, госпиталями, местными службами здравоохранения. Кроме того, государственное здравоохранение неподотчетно населению: налогоплательщики не располагают информацией о том, на что и сколько расходуется средств, отсутствуют четкие критерии качества медицинской помощи. Система здравоохранения оценивает себя сама, а публикуемые сведения в основном нацелены на пропаганду достижений. Общественность не имеет механизмов воздействия на систему здравоохранения.
Для того, чтобы устранить или смягчить эти недостатки, в странах с государственной системой здравоохранения проводятся реформы по внедрению экономических методов управления, прежде всего медицинского страхования.
Примером страны с государственной системой организации здравоохранения является Великобритания, Здесь в результате проведенной в 1948 г. реформы здравоохранения создана общенациональная государственная служба здравоохранения, предоставившая практически всему населению бесплатную медицинскую помощь (пациенты оплачивают только лекарства, очки, половину стоимости лечения у стоматолога, некоторые услуги в больницах).
Здравоохранение на 85—87% обеспечивается государственным бюджетом; остальные средства идут из частных источников и добровольного медицинского страхования. Бюджет составляется из налогов предприятий и граждан, распределяется в соответствии с решениями парламента правительством через министерство здравоохранения.
Действуют государственные целевые фонды поддержки: фонд №1 — охраны здоровья матери и ребенка (в возрасте до 1 года), фонд №2 — подростковый, фонд №3 — организации медицинской помощи населению в экстремальных условиях, фонд №4 — медицинской помощи ветеранам и т.д.
Более трети имеющихся в стране врачей работают в системе общей практики, треть — в госпиталях и треть — в муниципальных учреждениях. В госпиталях и местных службах персонал получает фиксированную зарплату; в секторе общей практики оплата производится по принципу капитации (per capita), т.е. за каждого пациента, «приписанного» к врачу или группе врачей (в Великобритании распространена групповая практика; группе врачей предоставлены права фондодержателя). Консультации специалистов проводятся в амбулаториях госпиталей. На стационарное лечение пациентов обычно направляет врач общей практики.
Несмотря на известные преимущества английской системы здравоохранения (семейное обслуживание, выполнение значительной части услуг, которые обычно оказываются в стационарах или в амбулаториях стационаров, высокая квалификация и хорошая организация труда медицинского персонала), она имеет существенные недостатки, которые вынуждены признавать сами врачи и администраторы. Прежде всего — нехватка ресурсов. Более скромное, чем в других странах, финансирование здравоохранения (не более 6,5% ВНП) обуславливает нехватку дорогостоящего оборудования и сдерживает внедрение высоких медицинских технологий. Так, число компьютерных томографов на 1 млн. жителей составляет в Великобритании 2,7, в то время как в Бельгии — 6,4; в Германии — 7,7, в Нидерландах — 3,6. Частота гемодиализа в Великобритании 200 на 1 млн. жителей, в Германии — 300, в Бельгии — 394. Еще сильнее отставание от США. Например, хирургических операций на коронарной артерии английские врачи делают в 10 раз меньше (в расчете надушу населения), чем американские. Особенно велик разрыв по тем видам медицинской помощи, которые оказываются не по жизненным показаниям, а определяют качество жизни (например, операция артропластики бедра для устранения хромоты).
Другой часто отмечаемый недостаток британской системы здравоохранения — это излишняя централизация и монополизация управления.
В соответствии с реформой, проводимой в стране в последние годы, усиливаются финансовые и административные права руководителей госпиталей, прежде всего в районах (графствах); организуется допуск средств социального медицинского страхования; предусматриваются меры интеграции первичной и стационарной медицинской помощи; усиливается самоуправление больниц, в них создаются доверительные (трастовские) советы; активизируется профилактическая работа.
Страховая система здравоохранения
Страховая система здравоохранения наиболее распространена в мире. Эта система также управляется государственными органами власти, но финансируется, как правило, из трех источников: отчисления из заработной платы, отчисления из доходов (налогов) предпринимателей и субсидии государства. Размер отчислений в разных странах различен, но обычно за счет первых двух источников обеспечивается большая часть расходов на здравоохранение. Государство платит в фонды социального страхования существенно меньше, чем работодатели и застрахованные, и расходуются бюджетные средства в основном на общенациональные медицинские программы и финансирование общегосударственных учреждений. Страховыми средствами не исчерпываются все ресурсы: часть их (20—30%) восполняется за счет добровольного страхования, частных, благотворительных и других источников. Более того, обязательное медицинское страхование не обеспечивает 100% потребности застрахованных в медицинской помощи: часть расходов оплачивает сам застрахованный, либо за него платит предприятие, благотворительный фонд и пр. Но большая часть расходов на медицинскую помощь все же поступает из средств обязательного социального страхования. Вследствие этого обстоятельства система здравоохранения в тех странах, где существует такой механизм, названа страховой медициной.
Страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, участвующих в соответствующей страховой программе. Такая система имеет свои преимущества. Прежде всего, целевое финансирование обеспечивает более весомые позиции здравоохранения. Эти взносы идут не в общий бюджет, а непосредственно на нужды охраны здоровья и обеспечивают плательщикам твердую гарантию возвратности этих средств. Целевой характер финансирования позволяет более гибко и оперативно (в сравнении с государственной системой) реагировать на расширение потребностей в медицинской помощи.
Целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы. Объем медицинских услуг не зависит от материального достатка и размеров взносов в страховые фонды. В результате богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старого, т.е. действует принцип общественной солидарности.
В большинстве развитых стран системы медицинского страхования охватывают от 70 до 100% населения, т.е. практически всех лиц наемного труда и их иждивенцев, пенсионеров, студентов, мелких предпринимателей. Лишь небольшая часть наиболее обеспеченных граждан лечится за свой счет.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты страховой медицины: во-первых, участие в формировании страховых фондов трудящихся граждан совместно с предпринимателями и государством; во-вторых, государственное управление этими фондами; в-третьих, распределение фондов независимо от заработка получателей доходов, а также от размера их взносов.
В некоторых странах развито добровольное медицинское страхование. В этом случае гражданин самостоятельно заключает договор со страховой компанией, вносит определенную сумму финансовых средств и получает медицинскую помощь за счет страховой компании. Добровольное медицинское страхование бывает разное: на случай госпитализации, ухода за больными на дому, при онкологических заболеваниях, травмах и др.
Интересен опыт медицинского страхования в Германии, накопленный за более чем столетний период (первые страховые законы были приняты в 1883 г. канцлером О.Бисмарком). В случае болезни медицинская помощь оказывается бесплатно для застрахованных и членов их семей. Средний страховой взнос составляет 6,5% от заработной платы работника, столько же платит и работодатель. Финансирование здравоохранения Германии обеспечивается на 60% за счет фондов обязательного медицинского страхования, на 10% — за счет добровольного медицинского страхования, на 15% — из средств государственного бюджета. Обязательным медицинским страхованием охвачено 90% населения, остальные 10% пользуются добровольным медицинским страхованием. Существует балльная система цен на медицинские услуги. Сумма баллов на каждый вид медицинских услуг фиксирована и представлена в справочнике. Цена балла меняется в соответствии с конъюнктурой рынка медицинских услуг.
Во Франции медицинское страхование включено в государственную систему социального страхования, обязательного для всех рабочих и служащих. Ежемесячные отчисления предприятий и организаций на страхование составляют 36% фонда оплаты труда, при этом 6,5% удерживается из зарплаты работников, а остальное оплачивает работодатель. Медицинским страхованием во Франции охвачено более 80% населения. Поданным Института здравоохранения, медицинские расходы французов в настоящее время составляют 19,3% семейного бюджета (для сравнения: расходы на жилье — 17,3%; на питание — 13,8%). Цены на медицинские услуги устанавливаются соглашением между государственной организацией социального страхования «Securite sociale» и лечебными учреждениями, врачами. Так, консультация врача стоит 90 франков. Пациент оплачивает всю сумму и получает квитанцию, по которой «Securite sociale» возмещает ему 75% расходов. Остальные 25% могут быть возмещены, если пациент застрахован еще и в какой-либо частной компании. Расходы на медикаменты также возмещаются в пределах 70 — 90% их стоимости, установленной соглашением «Securite sociale». Цены на медицинские услуги ежегодно растут, следовательно, увеличиваются суммы страховых взносов. Контракты по медицинскому страхованию облагаются 9% налогом.
60% граждан Франции дополнительно обращаются к услугам частных страховых компаний.
Модели медицинского страхования, действующие во Франции и Германии, типичны для большинства европейских стран.
В Японии с 1961 г. введено общенациональное страхование здоровья, и в настоящее время финансирование здравоохранения осуществляется главным образом за счет фондов страхования. Большинство населения Японии застраховано либо по территориальному, либо по производственному принципу.
Территориальный принцип применяется, как правило, в отношении неработающих (инвалидов и др.), а также в отношении мелких собственников и членов их семей. Они платят страховые взносы в Ассоциацию национального страхования здоровья. Размер взноса зависит от величины дохода, места жительства, состава семьи. Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной медицинской помощи. Предусмотрены льготы для застрахованных: они составляют до 90% стоимости медицинских услуг. Пациенты полностью оплачивают стоимость лекарств, пост частной медицинской сестры, пребывание в отдельной больничной палате. Тарифы на медицинские услуги фиксированы и утверждаются Министерством здравоохранения и социального обеспечения.
Производственный принцип страхования охватывает лиц наемного труда и их иждивенцев. Для работников средних и мелких предприятий страховщиком выступает само государство. Администрация и работники крупного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли могут создать страховое общество.
По закону о благосостоянии престарелых лица старше 60 лет имеют право на ежегодное бесплатное медицинское освидетельствование, для них бесплатна консультативная и сестринская помощь. Пациенты старше 70 лет обеспечиваются полностью бесплатным медицинским обслуживанием.
Кроме того, в Японии есть общественные фонды, финансирующие мероприятия по профилактике туберкулеза, психических, инфекционных, наследственных заболеваний и компенсирующие ущерб, причиненный здоровью граждан загрязнением окружающей среды.
Частнопредпринимательская система здравоохранения
Частнопредпринимательская система здравоохранения полностью подчинена интересам рынка, и в основе деятельности большинства медицинских учреждений лежат коммерческие принципы. Здравоохранение финансируется главным образом из личных средств населения, и медицинская помощь предоставляется преимущественно на платной основе. При этом здравоохранение является не только видом медицинской деятельности, но и бизнесом: врач продает медицинские услуги, а пациент их покупает. Медицинская услуга является таким же товаром, как и другие потребительские блага.
Медицинскую .помощь населению, как правило, оказывают частнопрактикующие врачи, которые ведут прием в своих частных кабинетах и получают плату за свой труд непосредственно от пациента (гонорар) или через страховую организацию. Кабинет, приемная, оборудование, инструменты — все это личная собственность врача. Работодатель и работник, руководитель и исполнитель совмещаются в одном лице. Творческие мотивы и профессиональные обязательства дополняются экономическими стимулами.
Даже в формальном отношении врач частной практики не является наемным служащим. Действуя на договорной основе, он обладает определенной автономией: может оговаривать перечень оказываемых услуг, работать по совместительству в больнице, набирать помощников и оплачивать их труд.
Однако, работая в одиночку, врач не в состоянии обеспечить комплексное обследование и лечение, консультации у врачей-специалистов. В последние годы получила распространение система групповой практики, когда в одном помещении принимают больных несколько (обычно 5—7) врачей, в том числе врачи-специалисты. Групповая практика позволяет врачам совместно приобретать дорогостоящее оборудование, нанимать сестринский персонал.
Цены на медицинские услуги растут очень быстро, обгоняя значительно рост цен на потребительские и другие услуги. Поэтому жители стран с частнопредпринимательской системой здравоохранения предпочитают страховаться, затрачивая на приобретение медицинских полисов частных страховых компаний в среднем более 10% чистого дохода семьи. Таким образом, объем и качество медицинской помощи определяются денежными средствами, которые пациент может израсходовать. Люди с плохим состоянием здоровья и высокой вероятностью заболевания обычно страхуются на большую сумму и могут рассчитывать на оплату более значительных счетов за лечение.
Именно эта зависимость объема медицинской помощи от размеров взноса, т.е. от платежеспособности человека, отличает частное медицинское страхование, при котором каждый платит за себя, от социального, при котором действует принцип общественной солидарности.
Преимущественно частнопредпринимательская система здравоохранения характерна для Соединенных Штатов Америки.
Система здравоохранения США — страны с наиболее выраженными капиталистическими отношениями и рыночной экономикой — сложилась в условиях практически свободного рынка. Профессиональные медицинские ассоциации имели огромную власть, не допуская государственного вмешательства. В стране применяются два типа частного медицинского страхования: индивидуальное и групповое. Групповым страхованием охвачено 74% рабочих и служащих частного сектора экономики и 80% государственного сектора. За счет средств этого вида страхования оплачивается более трети всех медицинских услуг, прежде всего самых дорогих — больничных (более 35%) и почти половина внебольничной врачебной помощи.
В стране более 2000 страховых медицинских компаний. Из них две самые крупные, занимающиеся преимущественно страхованием больничной и внебольничной помощи, — «Синий крест» и «Синий щит». В США нет единого добровольного медицинского страхования. Есть разные его виды — на больничную помощь, амбулаторную, врачебную, сестринскую, хирургическую и др. Даже если застраховаться на все виды медицинской помощи, это не гарантирует стопроцентной оплаты за медицинскую помощь: часть выплат все равно должен нести застрахованный.
Стоимость медицинского обслуживания растет быстрыми темпами, и реальный объем и доступность медицинской помощи для большинства граждан сокращаются: они оплачивают 3/4 стоимости услуг частнопрактикующих врачей, полностью — лечение у стоматологов, приобретение лекарств, очков, протезов и послебольничный уход на дому. Особенно высоки расходы, связанные с госпитализацией и проведением сложных операций.
Из федерального бюджета, бюджетов штатов, местных органов управления финансируются принятые в 1965 году программы «Медикэр» (Medicare) и «Медикэйд» (Medicaid).
«Медикэр» — это единая общегосударственная программа медицинской помощи для престарелых (старше 65 лет) и потерявших трудоспособность людей. Программа предусматривает выплату пенсий по инвалидности в течение 2 и более лет, обязательное страхование пожилых людей на случай госпитализации; им предоставляется больничное и послебольничное обслуживание, уход на дому, место в хосписе. Вторая часть программы предполагает дополнительное добровольное страхование, по условиям которого государство покрывает 80% стоимости лечения, а остальные 20% оплачивают сами пациенты. Программа «Медикэр» обеспечивает страховки для 13% населения страны.
«Медикэйд» — государственная программа медицинской помощи семьям с низким доходом. Она охватывает 10% населения. Программа «Медикэйд» субсидируется федеральным правительством, но регулируется законами штатов. Семья имеет право на получение льгот по программе «Медикэйд», если ее доход ниже определенного уровня, устанавливаемого каждым штатом. Малоимущим людям предоставляется бесплатная медицинская помощь по программе «Медикэйд», если они имеют детей, либо являются беременными, слепыми, нетрудоспособными или людьми пожилого возраста. И все же около 60% тех, кто живет ниже официального уровня бедности, не охвачены программой. «Медикэйд» покрывает расходы на профилактическое лечение, лечение острых заболеваний и долговременную медицинскую помощь. Реализация программы требует больших финансовых затрат в связи с тем, что растет число малоимущих граждан, нуждающихся в бесплатной помощи.
Даже после введения в действие программ «Медикэр» и «Медикэйд» значительная часть населения США, не входившего в категории престарелых и малоимущих, в течение долгого времени не могла позволить себе медицинскую помощь в необходимом объеме. Начиная с 60-х годов, все большее распространение получали «Организации по поддержанию здоровья» (Health Maintenance Organizations). По сути, эти организации являются страховыми компаниями, работающими в условиях жесткой конкуренции по различным схемам. Они занимаются страхованием преимущественно по основным видам внебольничной, наиболее массовой помощи. Интересной является новая концепция, по которой работают эти организации — «управляемая медицинская помощь» (managed care). Поскольку организации, поддерживающие здоровье, являются плательщиками за все виды медицинских услуг, предоставляемых застрахованным, посредством правильного менеджмента им удается снижать расходы — за счет проведения профилактики (в случаях, когда это затратно-эффективно), лечения в амбулаторных условиях вместо стационарных, избежания неэффективных и неоправданных назначений. Эти организации пользуются поддержкой многих общественных ассоциаций, местной администрации и спонсоров; они обслуживают уже более 35 млн. граждан США.
Расходы на здравоохранение в США превышают 14% от ВНП; сумма, выделяемая ежегодно на эти цели, достигла 1000 млрд. долларов (более 3000 долларов на человека). При этих высочайших в мире расходах показатели здоровья населения страны относительно невысоки. Продолжительность жизни белого населения меньше, чем в большинстве европейских стран; что же касается чернокожих американцев, то показатели продолжительности их жизни сравнимы со странами Восточной Европы. При том, что медицина США является самой передовой в мире, 15% населения не имеют возможности пользоваться ее услугами, а еще 15% — застрахованы неадекватно.
Таким образом, огромные расходы на здравоохранение в США не приносят адекватных результатов, проблема доступности медицинской помощи остается нерешенной. В связи с этим всеми признано, что американская система здравоохранения нуждается в реформировании.
В настоящее время США делают решительный шаг в сторону социального страхования в медицине, которое в предстоящие годы призвано стать основой всей системы здравоохранения страны.
Медицинским страхованием, которое обеспечит примерно одинаковое обслуживание как самых богатых, так и самых бедных, будет охвачено все население. Участвовать в оплате предоставляемых услуг будут все застрахованные. Часть расходов понесут предприниматели. Источники бюджетного финансирования пока окончательно не определены.
Реформа не ликвидирует свободную практику врачей. Однако те из них, кто будет обслуживать застрахованных, должны стать участниками одного из страховых пулов, в которые будут объединены независимые частные страховые компании. При этом не исключено, что врачи из систем всеобщего медицинского страхования будут переведены на зарплату, прямо не связанную с доходами от обслуживания пациентов. Тем не менее, большинство врачей высказываются в поддержку реформы, так как издержки при существующем порядке в виде бюрократических проволочек, уязвимости перед частными страховыми компаниями и судебными исками пациентов, дороговизны больничных коек стали перевешивать прежние преимущества свободной врачебной практики.
Таким образом, во многих экономически развитых зарубежных странах основными принципами здравоохранения являются следующие:
1. Содействие расширению государственного характера здравоохранения; всемерное расширение бесплатной, общедоступной медицинской помощи.
2. Сочетание различных систем здравоохранения: государственной, медицинского страхования и частнопредпринимательской.
3. Совершенствование первичной амбулаторной медицинской помощи, которая в большинстве стран оказывается семейными врачами.
4. Развитие профилактического направления путем разработки государственных программ профилактики заболеваний; борьба за здоровый образ жизни.
Основные направления реформирования систем здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы
Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также новые независимые государства, входившие ранее в состав СССР, переживают период глобальных преобразований во всех сферах жизни, включая здравоохранение. При прежней системе медицинская помощь была всеобщей и бесплатной, но существовало немало проблем. Сегодня эти проблемы резко обострились в связи с нехваткой средств, вызванной экономическим кризисом. Почти все показатели здоровья населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых государствах.
Новые правительства стран, о которых идет речь, одобрили идеи свободной рыночной экономики. Поэтому начавшиеся реформы здравоохранения заключаются в приватизации, децентрализации, страховании и сокращении государственного финансирования.
В начале 90-х годов XX века в странах Центральной и Восточной Европы были составлены планы децентрализации или даже приватизации служб здравоохранения.
В Чехии приватизация не только стимулируется, но и регламентируется. Основной принцип регламентации — создание новой системы, основанной на медицинском страховании и финансировании медико-санитарных учреждений из различных источников. К концу 1992 г. было подано 6000 предложений о приватизации. Передача собственности осуществляется путем аукциона, открытого конкурса или создания акционерного общества. Однако те медицинские учреждения, которые имеют особое значение для общественного здравоохранения, приватизации не подлежат.
В системе медико-санитарной помощи в Венгрии в прошлом делался акцент на стационарную и специализированную помощь, высока была степень госпитализации. Одним из первых шагов к реформе здравоохранения в этой стране было введение в 1991 г. национальных средств общественного здравоохранения и медицинской инспекции. Нынешняя система имеет структуру общественного здравоохранения трех ступеней: городские и областные учреждения и национальные центры. Все они подчинены Министерству благосостояния. Новая система медицинской помощи базируется на страховании. Работающие граждане сами платят страховые взносы, за пенсионеров платит Пенсионный фонд, за безработных — Фонд солидарности. Нуждающихся в социальной поддержке определяют органы местного самоуправления. Их медицинское обслуживание оплачивается из государственного бюджета; соответствующая статья бюджета утверждается ежегодно. Таким образом, все население Венгрии охвачено этой системой. В услуги, предоставляемые в рамках медицинского страхования, входят медико-санитарная помощь, родовспоможение, до— и послеродовый уход, диспансеризация, субсидии на медикаменты и выплаты социального характера (бюллетени, пенсии по инвалидности, оплата декретных отпусков).
В 1992 г. было принято законодательство, предусматривающее свободный выбор врача. Это был первый шаг к семейной медицине и экономической конкуренции. Была также установлена временная контрактная система, регулирующая отношения между семейными врачами и фондами медицинского страхования. В группе, обслуживаемой по семейному принципу, должно быть не менее 1700 взрослых и 800 детей. Зарплата семейным врачам в Венгрии начисляется в зависимости от стажа врача и показателей (баллов) результативности, которые определяются числом и типом пациентов. Контроль за практикой осуществляет фонд медицинского страхования. За пределами новой системы медицинской помощи находятся стоматология и сестринское обслуживание.
Новая система финансирования имеет и отрицательные стороны: она слишком усложнена из-за двойного руководства (фонд медицинского страхования и местные органы управления здравоохранением); позволяет заключать контракты с врачами, не имеющими достаточного опыта; не обеспечивает качества медицинской помощи и не способствует ее преемственности.
В Польше реформа осуществляется по образцу службы здравоохранения Великобритании. В 1992 г. здесь вступил в силу закон об учреждении медико-санитарной помощи, который предусматривает меры по исправлению недостатков старой системы и стимулирует улучшение медицинской помощи. Новый закон позволяет частному сектору вступать в конкуренцию за государственные средства; контракты обеспечивают равенство всех секторов и таким образом ограничивают монополию поставщиков медицинских услуг. Однако пока еще не сформулированы необходимые регламентирующие акты, что задерживает применение закона. Нет определенности и в том, как следует финансировать медицинскую помощь и управлять реформированной системой здравоохранения. Пока еще государство несет ответственность за предоставление бесплатной медицинской помощи. Однако из-за недостатка ресурсов бесплатная помощь не всегда возможна. Подготовлено законодательство, которое определяет, будет ли медицинская услуга бесплатной или пациенту придется частично оплачивать ее — в соответствии с фиксированным перечнем цен. Большинство услуг остаются бесплатными. Кроме того, указаны льготные категории больных.
Реформируется и фармацевтический сектор. 88% аптек в Польше приватизировано, что резко повысило их доходность. В соответствии с новым законодательством, на большинство основных лекарственных средств установлены минимальные цены, на так называемые, дополнительные лекарства введена 30-процентная дотация, остальные медикаменты оплачиваются полностью.
Реформы здравоохранения, проводимые в странах Центральной и Восточной Европы, пока не дали большого эффекта, но уже накоплен некоторый положительный опыт.
Организация здравоохранения в развивающихся странах
К развивающимся странам относятся страны Африки, Восточного Средиземноморья и Латинской Америки.
Для этих стран характерны следующие особенности: низкий уровень материально-бытовых условий (до 40% населения живет ниже уровня бедности, отмечается неудовлетворительное состояние жилищ, отсутствие в большинстве случаев санитарно-бытовых удобств, несбалансированное питание, недостаток доброкачественной питьевой воды); низкий уровень производственных условий (преобладание ручного труда, работа на открытом воздухе, использование детского труда); низкий образовательный уровень (в городах до 20%, а в сельской местности до 80—90% жителей не имеют образования); высокий удельный вес сельского населения (60—95%); широкое распространение религиозных и национальных обрядов; низкая плотность населения; плохое сообщение между населенными пунктами.
В развивающихся странах сегодня существуют все перечисленные выше системы здравоохранения — государственная, страховая и частнопредпринимательская — с преобладанием одной из них в зависимости от политического и социально-экономического строя. В большинстве стран Восточного Средиземноморья и Африки принята за основу частно-государственная модель организации здравоохранения. В странах Латинской Америки в большей степени развита частнопредпринимательская система.
Медицинские службы развивающихся стран, унаследованные от колониальных режимов и не получающие достаточных средств, в 50-е — 60-е годы XX века испытали на себе влияние советской системы здравоохранения. Значительные средства выделялись университетским госпиталям в крупных городах; это практически лишало субсидий медицинские службы сельской местности и препятствовало развитию первичной медицинской помощи.
В 80-х годах под влиянием программ ВОЗ первичной медицинской помощи стало уделяться больше внимания. К достижениям этого периода следует отнести улучшение санитарной обстановки, значительное увеличение охвата населения вакцинацией, сокращение рождаемости, широкое применение оральной регидратационной терапии, предотвращающей смертельный исход при диарейных заболеваниях.
Вместе с тем повышение темпов урбанизации (к 2000 г. 41 % населения всех развивающихся стран проживает в городах), все более широкое распространение западного образа жизни ведет к росту заболеваемости неинфекционной патологией. На фоне огромных потерь от туберкулеза, малярии, других инфекционных болезней набирает силу эпидемия СПИДа; это тяжелым бременем ложится на систему здравоохранения, и без того испытывающую недостаток средств. При этом постоянно опережающими темпами растет и стоимость медикаментов и медицинских технологий.
Многие развивающиеся страны тратят на здравоохранение менее 4% своего небольшого национального дохода, (например, Эфиопия — 3,8%, Судан — 3,5%, Нигерия — 3,1%), причем большая часть этих сумм идет на обустройство дорогостоящих больниц в наиболее крупных городах. Отсутствие необходимых средств усиливает необходимость создания общенациональной системы медицинского страхования, способной охватить большую часть населения медицинским обслуживанием и обеспечить дополнительный приток средств на развитие здравоохранения.
Международное сотрудничество в области здравоохранения
В настоящее время активно работают более 200 международных медицинских организаций и ассоциаций, в том числе правительственные международные агентства: Организация объединенных наций (ООН), Международная организация труда (МОТ), Международный детский фонд (ЮНИСЕФ), Организация объединенных наций по науке и культуре (ЮНЕСКО), Международная продовольственная организация (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. Крупнейшей международной медицинской организацией является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Всемирная организация здравоохранения
Основной целью деятельности ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительств за здоровье своих народов, а также указано на нерасторжимую связь здоровья с укреплением международной безопасности и развитием науки.
Всемирная организация здравоохранения была создана после второй мировой войны. В 1946 г. в Нью-Йорке по решению ООН была созвана международная конференция по здравоохранению, в которой участвовали делегаты из 51 страны, а также представители международных организаций. На конференции был разработан Устав ВОЗ, который вступил в силу 7 апреля 1948 года, и с этого дня ВОЗ вошла в число международных организаций «семьи ООН» в качестве специализированного агентства ООН по здравоохранению. Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья.
В настоящее время членами ВОЗ являются 164 государства. ВОЗ сотрудничает почти со 180 международными организациями, агентствами, ассоциациями.
Структура ВОЗ
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, которая состоит из делегатов, представляющих государства — члены ВОЗ. От каждой страны выделяется не более трех делегатов, один из которых является главой делегации. Делегаты, как правило, являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны. Они должны обладать высокой квалификацией и специальными знаниями в области здравоохранения. Делегатов обычно сопровождают советники, эксперты и технический персонал.
Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблея определяет направления деятельности ВОЗ, рассматривает и утверждает планы работы, бюджет, принимает новых членов, назначает генерального директора ВОЗ, решает вопросы сотрудничества с другими организациями. Кроме того, Ассамблея ВОЗ рассматривает рекомендации ООН по вопросам здравоохранения и представляет доклады об их выполнении.
Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполнительный комитет, который собирается на очередные сессии 2 раза в год. В состав Исполкома входят 30 членов — представителей государств. Члены Исполкома избираются на 3 года.
Центральный административный орган ВОЗ — секретариат, возглавляемый генеральным директором, который избирается Ассамблеей по представлению Исполнительного комитета сроком на 5 лет.
Секретариат ВОЗ имеет децентрализованную структуру. Штаб-квартира расположена во «Дворце здоровья» в Женеве. Работает 6 региональных бюро: для стран Европы — в Копенгагене, Америки — в Вашингтоне, стран Восточного Средиземноморья — в Александрии (Египет), Юго-Восточной Азии — в Дели, Западной части Тихого океана — в Маниле (Филиппины), стран Африки южнее Сахары — в Браззавиле (Конго). В штаб-квартире и региональных бюро постоянно работает более 4,5 тысяч сотрудников.
Бюджет ВОЗ
Деятельность ВОЗ обеспечивается регулярным бюджетом, составляющимся из членских взносов государств. Более 2/3 всего бюджета платят развитые страны; максимальные взносы поступают от США (более 25% всего регулярного бюджета), России, Германии, Великобритании, Канады и др. Бюджет на два года планирования деятельности организации достигает почти 900 млн. долларов.
Большая часть бюджета ВОЗ ассигнуется в развивающиеся страны. В распоряжение европейского регионального бюро предоставляется около 6% бюджета.
Кроме того, деятельность ВОЗ финансирует также Добровольный фонд укрепления здоровья, учрежденный в 1960 г. Этот фонд складывается из пожертвований и добровольных взносов стран — членов ВОЗ. Внебюджетные ассигнования ежегодно увеличиваются и приближаются к величинам регулярного бюджета.
Функции ВОЗ
Согласно Уставу ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоохранению.
ВОЗ разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации в области здравоохранения и медицины, содействует их распространению.
Кроме того, ВОЗ проводит медицинские исследования, оказывает содействие правительствам стран в укреплении национального здравоохранения. ВОЗ содействует принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения.
Направления деятельности ВОЗ
• Укрепление и совершенствование служб здравоохранения.
• Предупреждение и борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
• Охрана и оздоровление окружающей среды.
• Охрана здоровья матери и ребенка.
• Подготовка медицинских кадров.
• Санитарная статистика.
• Развитие медико-биологических исследований.
Всемирная организация здравоохранения внесла огромный вклад в улучшение состояния здоровья человечества. Она удовлетворила потребность мирового сообщества в единой межправительственной организации, охватывающей весь мир и занимающейся всем комплексом проблем здравоохранения.
ВОЗ принадлежит важная роль в успешном решении ряда проблем международного и национального здравоохранения. По ее инициативе и при активной поддержке нашей страны и других государств была осуществлена глобальная кампания по ликвидации оспы в мире; распространенность малярии сократилась не менее чем в 2 раза; успешно осуществляются программа иммунизации против 6 инфекционных заболеваний, организация выявления и борьбы с ВИЧ, создание научных и справочных центров во многих странах, организация служб первичной медико-санитарной помощи, медицинских школ и учебных курсов и многое другое.
С 1981 г. ВОЗ действует, руководствуясь общей стратегией, которая была определена как «достижение здоровья для всех». Организация играет ведущую роль в решении проблем охраны здоровья во всем мире.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Глава 1 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
Глава 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ 13
Глава 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
Развитие правовых основ здравоохранения в России 29
Система правового обеспечения охраны здоровья граждан 30
Конституция РФ об охране здоровья граждан 31
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) 31
Глава 4 ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 37
Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность 37
Демографические показатели 39
Статика населения 40
Механическое движение населения 41
Естественное движение населения 43
Рождаемость населения 43
Смертность населения 44
Естественный прирост населения 46
Средняя продолжительность предстоящей жизни 47
Материнская смертность 48
Детская смертность 50
Перинатальная смертность 52
Заболеваемость населения 53
Общая заболеваемость по данным обращаемости 53
Заболеваемость по данным медицинских осмотров 56
Инфекционная заболеваемость 58
Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями 60
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 61
Госпитализированная заболеваемость 63
Инвалидность населения 64
Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем 67
Физическое развитие 70
Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья 72
населения России в конце XX века 72
Особенности демографических процессов в России 72
Современное состояние и особенности заболеваемости и инвалидности 77
Состояние физического развития и его тенденции 78
Глава 5 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ 81
Относительные величины (статистические коэффициенты) 90
Стандартизованные коэффициенты 92
Динамические ряды 99
Средние величины 104
Выборочный метод. 110
Оценка достоверности средних арифметических и относительных величин 110
Непараметрические критерии 121
Глава 6 СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ЗАБОЛЕВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ПРИ НИХ 123
Социально-гигиеническое значение болезней системы кровообращения и организации медицинской помощи при них 123
Социально-гигиеническое значение злокачественных новообразований и организация медицинской помощи при них 129
Туберкулез как социально-гигиеническая проблема и организация медицинской помощи больным туберкулезом 132
Травматизм 137
Психические расстройства как социально-гигиеническая проблема 139
Болезни органов дыхания 143
Инфекционная заболеваемость 145
Заболевания, передающиеся половым путем 148
ВИЧ-инфекция и СПИД 150
Глава 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ, БИОЭТИКИ 153
Глава 8 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ 171
1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации 171
2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения 175
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ 193
Глава 9 АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ 193
Общие принципы организации работы поликлиники 194
Организация работы регистратуры поликлиники 201
Организация работы отделения профилактики 204
Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники 206
Организация диспансерного обслуживания 210
Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) 216
Альтернативные формы стационарной помощи 225
Глава 10 ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ 230
Показатели стационарной (больничной) медицинской помощи 250
Патологоанатомическое отделение и другие службы больницы 254
Глава 11 ОРГАНИЗАЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 262
Глава 12 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ 278
Глава 13 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 289
Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей 297
ОРГАНИЗАЦИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 297
Организация работы женской консультации 298

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign