LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Бланки листков нетрудоспособности и справок установленной формы (ф. 095-у) являются документами строгой отчетности. Ответственность за получение, хранение и распределение бланков, а также за учет и отчетность по ним несут руководители и главные бухгалтеры органов и учреждений здравоохранения. Бланки документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность должны храниться в несгораемых шкафах специальных помещений, опечатываемых в нерабочее время.
Обеспечение бланками листков нетрудоспособности осуществляется за счет Фонда социального страхования РФ.
Органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения должны вести точный количественный учет прихода, наличия и расхода бланков. Для этих целей ведется книга учета бланков листков нетрудоспособности с пронумерованными страницами и записью на последней странице: наименование учреждения, количество страниц и печать учреждения. Записи в книге ведутся в хронологическом порядке при совершении операций лицом, ответственным за получение и хранение бланков документов, удостоверяющих ВН.
Использование бланков листков нетрудоспособности внутри учреждения фиксируется в книге регистрации распределения бланков.
Все документы о получении бланков и документы по их расходу нумеруются в хронологическом порядке и хранятся в папках отдельно друг от друга. На документах должна быть отметка о записи в книгу.
Медицинские работники ЛПУ получают бланки листков нетрудоспособности под расписку от лиц, ответственных за их хранение и распределение, отчитываются о расходовании документов, сдавая корешки ранее полученных бланков. За сохранность полученных бланков медицинские работники несут личную ответственность.
Учет справок в связи с болезнью студентов, учащихся техникумов, профессионально-технических училищ, школ (ф. 095-у) ведутся отдельно.
Учет бланков листков нетрудоспособности, выдаваемых врачами (фельдшерами) производится в журналах регистрации (ф. 036-у).
Испорченные бланки документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, хранятся в отдельной папке с описью, в которой указывается фамилия, имя, отчество врача: дата сдачи, номера и серии испорченных бланков. Уничтожение этих документов производится по акту комиссией, созданной по приказу руководителя учреждения, в конце календарного года. Корешки испорченных и использованных бланков хранятся в течение 3 лет, после чего ликвидируются.
ЛПУ обязаны предоставить в вышестоящие органы управления здравоохранением отчеты-заявки (отчет составляется главным бухгалтером) о фактическом расходовании бланков один раз в квартал, 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом.
Органы управления здравоохранением ежегодно представляют в Фонд социального страхования РФ поквартальную заявку на бланки листков нетрудоспособности на следующий год до 1 февраля текущего года. Заявка подписывается руководителем органа управления здравоохранением или его заместителем по лечебным вопросам и согласовывается с территориальным исполнительным органом Фонда социального страхования России.
Медико-социальная экспертиза
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.
МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Учреждения государственной службы МСЭ: структура, организация деятельности
Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:
— установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;
— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;
— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;
— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;
— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;
— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:
— направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;
— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;
— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;
— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.
Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.
Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.
Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.
Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.
Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.
Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.
Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.
Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.
МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.
Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.
По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.
Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.
Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.
Определение инвалидности
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется в соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (1996 г.) и «Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №1/30 (1997 г.).
Основаниями для признания гражданина инвалидом, являются:
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
— необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина в связи с наличием социальной недостаточности.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека. «Классификация» выделяет четыре основные группы нарушения функций:
— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
— нарушения статодинамической функции;
— нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Выделяют преимущественно четыре степени нарушения функций:
— I степень — незначительные нарушения функций;
— II степень — умеренные нарушения функций;
— III степень — выраженные нарушения функций;
— IV степень — значительно выраженные нарушения функций.
Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Классификация основных категорий жизнедеятельности
Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности
1. Способность к самообслуживанию (способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену);





2. Способность к самостоятельному передвижению (способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности);




3. Способность к обучению (способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми);





4. Способность к трудовой деятельности (способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы);








5. Способность к ориентации (способность определяться во времени и пространстве);




6. Способность к общению (способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации);





7. Способность контролировать свое поведение (способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм).

I степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
II степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
III степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц;
I степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
II степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
III степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

I степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и(или)с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
II степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

III степень — неспособность к обучению;
I степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема работы, невозможности выполнения работы по своей профессии;
II степень — способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
III степень — неспособность к трудовой деятельности;
I степень — способность к ориентации с использованием вспомогательных средств;
II степень — способность к ориентации с помощью других лиц;
III степень — неспособность к ориентации (дезориентация);
I степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
II степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
III степень — неспособность к общению;
I степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
II степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
III степень — неспособность контролировать свое поведение.

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи. Социальная недостаточность проявляется в невыгодном положении больного человека по сравнению с другими людьми, в полной или частичной утрате лицом способности или возможности выполнять обычную для него (с учетом возраста, пола, уровня образования и т.п.) роль в обществе. Основными видами социальной недостаточности являются: неспособность к самостоятельному проживанию, к поддержанию социальных связей, к социальной интеграции, к обеспечению экономической независимости (самостоятельности).
Критерии определения групп инвалидности
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: способности к самообслуживанию III степени; к передвижению III степени; к ориентации III степени; к общению III степени; способности контроля за своим поведением III степени.
Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: способности к самообслуживанию II степени; к передвижению II степени; к трудовой деятельности III или II степеней; обучению III или II степеней; к ориентации II степени; к общению II степени; способности контроля за своим поведением II степени. Ограничение способности к обучению II и III степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.
Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию: способности к самообслуживанию I степени; к передвижению I степени; к обучению I степени; к трудовой деятельности I степени; к ориентации I степени; к общению I степени; способности контроля за своим поведением I степени. Ограничение способности к общению I степени и способности к обучению I степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
В некоторых случаях основанием для определения инвалидности является наличие неблагоприятного или сомнительного (с тенденцией к неблагоприятному) клинического и реабилитационного прогнозов даже на фоне временно сохранных функций организма и отсутствия ограничений жизнедеятельности (например, при онкологических заболеваниях, иммунодефицитных состояниях и др.).
Лицу в возрасте до 18 лет при определении инвалидности устанавливается категория «ребенок — инвалид». Основанием для признания ребенка инвалидом является наличие значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к социальной дезадаптации вследствие нарушений здоровья, развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, пере-
движению, ориентации, общению, контролю за своим поведением, обучению, (игровой деятельности), трудовой деятельности в будущем.
Сроки установления инвалидности: инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок — инвалид» устанавливается на срок 1 год, 2 года или до достижения ребенком возраста 18 лет. Инвалидность может устанавливаться без срока переосвидетельствования: мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет; инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами; при невозможности устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективности реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты.
Определение причины инвалидности. При установлении инвалидности учреждение МСЭ решает также вопрос о причине инвалидности, которая определяет особенности мер социальной защиты (размер пенсии, льготы и ряд других). Устанавливаются следующие причины инвалидности:
— «общее заболевание»: если инвалидность не является следствием иных причин — в случае отсутствия оснований либо подтверждающих документов о трудовом увечье, профессиональном заболевании, военной травме, заболевании, связанном с военной службой или с радиационными воздействиями, а также о наступлении инвалидности в детстве;
— «трудовое увечье»: лицам, у которых повреждение здоровья произошло при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировки); в пути на работу или с работы; на территории предприятия или в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы); вблизи предприятия (организации) или иного места работы в течение рабочего времени, включая установленные перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка; при прохождении производственного обучения (практики) либо при проведении учебных опытов (экспериментов) во время учебы; при выполнении государственных обязанностей, заданий общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ; при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни (в том числе при исполнении донорских функций), охране собственности, правопорядка;
— «профессиональное заболевание»: лицам, у которых заболевание, приведшее к инвалидности, признано профессиональным, о чем имеется заключение специализированных учреждений (центра профпатологии, клиники или отдела профзаболеваний);
— «инвалидность с детства»: лицам, у которых инвалидность наступила в возрасте до достижения 18 лет (либо имеются достоверные сведения о том, что имелись ограничения жизнедеятельности в указанном возрасте);
— «военная травма»: если увечье (ранение, травма, контузия) получено военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в том числе поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ; заболевание возникло в период пребывания на фронте, либо в период службы за границей в государстве, где велись боевые действия и др.;
— «заболевание получено в период военной службы»: если заболевание возникло в период прохождения военной службы либо увечье (ранение, травма, контузия) получено военнослужащим в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; если инвалидность наступила в первые три месяца после демобилизации со срочной службы. Порядок установления бюро МСЭ причины инвалидности бывшему военнослужащему во многом зависит от наличия или отсутствия заключения военно-врачебной комиссии (ВВК) о его состоянии здоровья в период службы в армии или при увольнении.
Кроме перечисленных в бюро МСЭ могут быть установлены (в зависимости от соответствующих обстоятельств) и другие причины инвалидности: инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; инвалидность (заболевание, увечье), связанная с аварией на Чернобыльской АЭС; инвалидность (заболевание, увечье), связанная с последствиями радиационных воздействий; инвалидность (заболевание, увечье), связанная с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Учреждения МСЭ осуществляют также определение степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (2000 г.). Степень утраты профессиональной трудоспособности выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов: 100 процентов (при полной утрате трудоспособности); 70-90 процентов (если пострадавший может выполнять работу лишь в специально созданных условиях); 40—60 процентов (при возможности работы в обычных производственных условиях с выраженным снижением квалификации, либо с уменьшением ее объема); 10—30 процентов (если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо при изменении условий труда со снижением заработка, или если выполнение работы требует большего напряжения, чем прежде).
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется также его нуждаемость в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и составляется программа реабилитации пострадавшего (ПРП), в которой определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.
Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается на шесть месяцев, один год или два года; в случае необратимых последствий повреждения здоровья со стойким нарушением профессиональных способностей — бессрочно. Нуждаемость пострадавшего в тех или иных видах реабилитации бессрочно не устанавливается.
Определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах. При проведении этого вида экспертизы бюро МСЭ руководствуются Перечнями медицинских показаний на получение инвалидами автомобилей с ручным управлением (1969), на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением (1970), для обеспечения инвалидов кресло-велоколясками (1989). Одновременно с установлением медицинских показаний бюро МСЭ определяет годность к вождению автомобилем сроком на 2 года, а в отдельных случаях — на 1 год. По истечении указанных сроков решение о годности инвалида к вождению выносит водительская комиссия учреждения здравоохранения.
Реабилитация инвалидов
Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса инвалидов, достижение ими материальной и социальной независимости, интеграции (или реинтеграции) в обычные условия жизни общества. В соответствии с классификацией ВОЗ, выделяют три основных вида (направления) реабилитации:
— медицинскую реабилитацию;
— профессиональную реабилитацию;
— социальную реабилитацию.
Медицинская реабилитация — комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов. Цель ее — устранение или ослабление последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Профессиональная реабилитация — система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями. Система мер профессиональной реабилитации включает: медико-социальную (врачебно-трудовую) экспертизу; профессиональную ориентацию; подготовку инвалида к профессиональному труду (включая профессиональное обучение); подготовку производства к использованию труда инвалидов (с созданием соответствующих условий их трудовой деятельности); мероприятия по обеспечению занятости (трудоустройству) инвалидов; динамическое наблюдение и контроль рациональности трудоустройства; мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.
Инвалиды в зависимости от степени выраженности ограничений в трудовой деятельности, могут продолжать работать в обычных или специально созданных производственных условиях. В обычных производственных условиях (на обычных предприятиях и обычных рабочих местах вместе со здоровыми работниками) осуществляется в основном трудоустройство инвалидов III группы: в новой профессии с выполнением работы в полном объеме; в прежней профессии с уменьшением объема работы или со снижением квалификации. В специально созданных условиях осуществляется в основном трудоустройство инвалидов I и II групп: на специальных рабочих местах; в спеццехах, спецучастках, на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов; на дому.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости в соответствии с трудовой рекомендацией учреждения МСЭ (заключением о рекомендуемом характере и условиях труда). Помощь инвалидам в трудоустройстве, в соответствии с Законом «О занятости населения в РФ», оказывают органы и учреждения службы занятости населения, которые регистрируют инвалидов (при предъявлении справки МСЭ и ИПР) в целях поиска подходящей работы, а также в качестве безработных.
Социальная реабилитация — система социальных, социально-психологических, педагогических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами. Социальная реабилитация является важным условием для последующего включения или возвращения инвалида в обычные условия жизни в соответствии с возрастом, образовательным уровнем и способностями, занимаемым в обществе положением.
В комплексе средств и методов социальной реабилитации выделяют следующие меры и услуги: социальная диагностика; консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации; правовая помощь; обучение инвалида основным социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения); социальный тренинг; обеспечение техническими средствами реабилитации и обучение инвалидов пользованию ими; приспособление жилых помещений и жилой обстановки, применительно к потребностям инвалида; социально-психологическая помощь и поддержка; обучение навыкам организации и проведения отдыха, досуга, занятий спортом и другими видами рекреационной деятельности.
Основным документом в действующей системе реабилитации инвалидов, на основании которого инвалид может получить необходимые ему реабилитационные услуги, является индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая разрабатывается ему в учреждении МСЭ. ИПР выполняет следующие основные функции: определяет «реабилитационный маршрут» — конкретные мероприятия, сроки и порядок их исполнения, ответственных исполнителей; обеспечивает правовую гарантию исполнения намеченных мероприятий и закрепляет обязанности и ответственность исполнителей; определяет финансовую основу и гарантию исполнения реабилитационной программы.
ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида (или его законного представителя), которое выражается в виде заявления на имя руководителя учреждения МСЭ с просьбой разработать ИПР. Для инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. ИПР инвалида может включать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной (региональной) базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых может принять участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное ИПР техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду бесплатно.
ИПР состоит из следующих частей: паспортной части; результатов экспертно-реабилитационной диагностики; программы реабилитационных мероприятий (медицинской, профессиональной, социальной); заключения о выполнении ИПР. Для детей-инвалидов ИПР может быть также дополнена программой психолого-педагогической реабилитации.
ИПР разрабатывается специалистом по реабилитации с привлечением врачей-экспертов, специалиста по социальной работе, психолога и других специалистов бюро МСЭ. В случае необходимости к разработке ИПР могут привлекаться в качестве консультантов специалисты органов и учреждений здравоохранения, службы занятости населения, социальной защиты населения, образования и других, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации. Раздел ИПР «Программа медицинской реабилитации» составляется на основе примерного плана лечебно-восстановительных мероприятий, представляемых лечебным учреждением в качестве приложения к «Направлению на МСЭ».
Порядок и условия реализации ИПР. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения (лечебно-профилактические, образовательные и другие) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов; перечень учреждений — исполнителей ИПР — определяется на региональном уровне. Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляются органом социальной защиты населения.
Глава 21 ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Первый раздел закона раскрывает содержание понятия «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среду обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.
Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.
В четвертом разделе определены организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, санитарная охрана территории страны; меры в отношении больных инфекционными заболеваниями; гигиеническое воспитание населения.
Пятый раздел закона раскрывает государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; разработку и введение в действие санитарных правил санитарно-эпидемиологической экспертизы, государственной регистрации веществ и продукции.
В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений, описаны права должностных лиц службы; полномочия главных санитарных врачей и их заместителей.
Седьмая глава посвящена ответственности за нарушения санитарного законодательства.
В восьмом разделе указываются нормативные документы, которые утратили силу в связи с принятием Федерального закона.
Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:
— осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора;
— изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;
— динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;
— выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых инфекционных заболеваний и отравлений;
— координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;
— координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;
— учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.
Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье.
Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением правительства ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:
— созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;
— снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;
— улучшению условий труда и быта;
— строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;
— улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т.д.
Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.
Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:
— организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;
— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;
— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;
— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест, представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.;
— контрольной — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;
— научно-практический — проводят углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.
Определены основные методы работы санитарных врачей:
— социально-гигиенический мониторинг за состоянием окружающей среды и здоровья населения, изучение причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
— метод экспертных оценок санэпидблагополучия населения;
— лабораторные и инструментальные методы исследования факторов окружающей среды (объектов, территорий и т.д.);
— статистические методы;
— социологические методы;
— экспериментальные исследования.
Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы
С учетом развития санитарного законодательства и функций Госсанэпиднадзора на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление Госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления Госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.
Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).
Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру:
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:
1.1. Санитарно-гигиенический отдел:
— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;
— отделение гигиены труда;
— отделение гигиены питания;
— отделение гигиена детей и подростков;
— отделение радиационной гигиены.
1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.
1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).
1.4. Отдел лабораторного обеспечения:
— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);
— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические вирусологические и паразитологические исследования).
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.
2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.
2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.
2.4. Отделение метрологии и стандартизации.
2.5. Отделение комплексных программ (формируется на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
3.1. Центральная бухгалтерия.
3.2. Финансово-экономическое отделение.
3.3. Контрольно-ревизионное отделение.
3.4. Касса.
3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Штатное расписание центра Госсанэпиднадзора определяется главным
врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как было отмечено выше, центры ГСЭН осуществляют предупредительный и текущий санитарный надзор.
Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:
— учет всех проектируемых, строящихся или реконструируемых объектов и сооружений;
— согласование отвода земельного участка под строительство;
— согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта, сооружения;
— проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;
— прием выстроенного или реконструированного объекта. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы, утверждает их согласно требований государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, школьную и детскую мебель, красители и т.п., нарушение которых может повлиять на здоровье населения.
Предупредительному санитарному надзору, его контролю подлежат все медицинские биологические препараты, вакцины, сыворотки и пр.
В содержание текущего санитарного надзора в основном входят:
1) изучение санитарно-гигиенических условий труда (воспитания, обучения) и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства, состояния производственного оборудования и аппаратуры, обеспеченность санитарно-техническими установками и т.д.);
2) осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных заведений и государственных детских учреждений, производственных, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;
3) изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных отравлений, профессиональных заболеваний;
4) организация и контроль за проведением осмотров, строгое соблюдение санитарного законодательства в отношении работы подростков и женщин;
5) контроль за соблюдением гигиенических условий обучения, режима для школьника, а также детей в других учреждениях;
6) гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов, почвы;
7) санитарная охрана границ;
8) обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке и хранений, а также реализации;
9) разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;
10) организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;
11) контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами, и изучение эффективности этих мероприятий, разработка и предъявление планов-заданий оздоровительных мероприятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и др.
Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников, участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний, реализуют свои права и полномочия как федерального органа.
Структура районного (городского) центра ГСЭН:
— административно-хозяйственные подразделения;
— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;
Организация санитарно-эпидемиологической службы в РФ
397
— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов. Сюда же относятся отделения очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологическая лаборатория.
Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.
Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН
Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.).
Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое, научно-практическое, консультативное, планово-нормативное, учебно-методическое, штатно-кадровое, санитарно-статистическое, контрольное, организационно-массовое, внедрение элементов научной организации труда, совершенствование информационного обеспечения деятельности.
Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.
Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов.
Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).
Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-кадрового обеспечения центров ГСЭН.
Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности, составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН.
Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС «Санэпид», «Анализ противоэпидемических мероприятий», «Окружающая среда», «Кадры» и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.
Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право:
— вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан;
— беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, а также условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;
— предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
— поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения;
— выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей;
— приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать строительство и эксплуатацию объектов;
— вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения;
— принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источников их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих, о проведении дезинфекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям;
— вызывать в учреждения госсанэпидслужбы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам санитарных правонарушений;
— рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении дисциплинарных мер воздействия;
— предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов;
— получать от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения госсанэпидслужбы задач;
— отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты госсанэпидслужбы, осуществляющие санэпиднадзор, в пределах своей компетенция обязаны:
— использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений;
— координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, заинтересованными в защите прав граждан и общества, в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия;
— сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может быть им известна при выполнении своих функциональных обязанностей;
— содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия и выполнения санитарного законодательства Российской Федерации.
Формы и методы планирования работы центров ГСЭН
Для планирования работы в центрах ГСЭН необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни и перспективах социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды. Различают планирование перспективное (стратегическое) и текущее (тактическое). Организация выполнения планов включает мероприятия по подготовке различных решений, достаточному и своевременному обеспечению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, по координации деятельности различных специалистов медицинского и немедицинского профиля, методическое руководство и др. Планирование деятельности приобретает специфические особенности в соответствии с уровнем упреждения санитарно-эпидемиологической службы. Ответственность за организацию, планирование и непосредственное проведение мероприятий на конкретной территории лежит на главном государственном санитарном враче данного административного уровня.
Планы работы можно подразделить на 4 основные группы: 1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы центра ГСЭН по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и плана деятельности структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам, подлежащим санитарному надзору. При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами.
При планировании на территориальном уровне допускается сочетание функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости; 3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих проблем различных подразделений.
Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения научно-практической работы и т.п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период, дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте (изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения администрации, общественности и др.).
Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты. При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм: пищевые объекты — 7—8 раз, коммунальные — 4—5 раз, детские и подростковые учреждения — 8—9 раз. Один хозяйственно-пищевой водопровод планируется обследовать 10—12 раз в год. Посещать объекты в виде предупредительного санитарного надзора желательно не менее 4 раз в год.
Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды, профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий.
Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
Основное направление деятельности лечебно-профилактического учреждения — проведение мер индивидуальной профилактики (выявление ранних стадий заболеваний при профилактических осмотрах и диспансеризации, прививки, медицинское воспитание населения др.). Санитарно-эпидемиологическая служба решает вопросы общественной профилактики, осуществляя санитарный надзор за объектами национального хозяйства для предупреждения ситуаций, нарушающих здоровые условия жизни населения (условия труда, быта, питания, состояние окружающей среды и др.).
Первичная профилактика (медико-социальная, активная) направлена на предупреждение развития заболеваний путем разработки и внедрения научно обоснованных принципов труда, быта, отдыха и питания населения. В реализации задач первичной профилактики определенное место занимает и деятельность ЛПУ (активное наблюдение за состоянием здоровья здоровых людей, индивидуальные рекомендации по здоровому образу жизни, повышению иммунитета к заболеваниям др.).
Санитарные врачи участвуют в проведении профилактики по основным направлениям: 1) санитарно-гигиеническое (создание здоровых условий жизни, оздоровление природной и производственной среды); 2) формирование здорового образа жизни; 3) фукционально-биологическое (выявление и устранение биологических факторов риска); 4) лечебно-оздоровительное. Важными компонентами первичной профилактики являются диспансеризации здоровых лиц и проведение мероприятий по созданию невосприимчивости населения к заболеваниям.
Индивидуальный учет и постоянное активное наблюдение за переболевшими предусматривают участие санитарного врача в оздоровлении образа жизни, в рациональном трудоустройстве, при восстановительно-реабилитационных мероприятиях.
Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием ЛПУ
Проведение центрами ГСЭН совместно с лечебно-профилактическими учреждениями санитарно-противоэпидемических мероприятий является обязательным и регламентируется общими приказами и положениями. В обязанности поликлиники, амбулатории входит следующее:
1. Обеспечение ранней диагностики инфекционных заболеваний.
2. Принятие необходимых мер для своевременной госпитализации инфекционных больных, а в случае оставления больного с легким течением заболевания на дому — его лечение, взятие материала для лабораторного исследования, контроль за соблюдением противоэпидемического режима. Сообщение в центр ГСЭН о всех случаях нарушения режима и невыполнения противоэпидемических требований больными, оставленными для лечения на дому.
3. Подача в центр ГСЭН по месту жительства экстренного извещения на каждого выявленного инфекционного больного или подозреваемого на инфекционное заболевание.
4. Регистрация в специальном журнале всех выявленных больных или подозреваемых на инфекционное заболевание.
5. Проведение профилактических прививок, регистрация в журнале.
6. Проведение мероприятий по дегельминтизации населения.
7. Участие в проведении среди населения занятий по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, общественной и личной гигиены.
8. В обязанности поликлиники, амбулатории, станции (отделения) скорой медицинской помощи входит немедленное извещение соответствующего центра ГСЭН о всех случаях оказания первой помощи при пищевых отравлениях и токсикоинфекциях. Медицинский персонал обязан собрать рвотные и каловые массы (или промывные воды) и остатки подозреваемой пищи, направить собранный материал в бактериологическую лабораторию.
Обязанности сотрудников центра ГСЭН включают следующее:
1. Учет инфекционных заболеваний, систематическое изучение санитарно-эпидемического состояния обслуживаемого района. Разработка планов мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.
2. Подготовка и проведение совещаний и конференций медицинских работников по вопросам эпидемиологии, профилактики инфекционных заболеваний.
3. Снабжение ЛПУ бактерийными и вирусными препаратами для проведения профилактических прививок, контроль за надлежащим хранением бактерийных препаратов и правильным их использованием.
4. Эпидемиологическое расследование в очаге инфекционного заболевания (в том числе и при внутрибольничном заражении) и лабораторное обследование контактных лиц о целью выявления источников инфекции, носителей и больных со стертыми и атипичными формами заболеваний.
5. Эвакуация инфекционных больных.
6. Методическое руководство и контроль за проведением профилактических прививок.
7. Принятие необходимых мер при нарушении противоэпидемического .режима больными с легкой формой инфекционных заболеваний, оставленными для лечения на дому.
8. Контроль за соблюдением в стационарах должного противоэпидемического режима, за условиями и порядком приема пациентов, при изоляции и выписке инфекционных больных, за стерилизацией медицинского, лабораторного и другого инструментария, за обеззараживанием инфицированного материала, посуды, белья и др.
9. Проведение текущей и заключительной дезинфекции в очагах заболеваний.
Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается совместными усилиями органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан. Госсанэпидслужба осуществляет координацию, организацию и надзор за проведением комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий по охране здоровья населения и среды обитания человека. Цели, задачи и функции центров ГСЭН предопределяют необходимость широких контактов со всеми участниками этого процесса. Взаимодействующие с учреждениями Госсанэпиднадзора структуры условно можно разделить на следующие группы.
1. Органы власти (администрация территории).
2. Надзорные и контрольные органы (ведомственная санэпидслужба, территориальные структуры Госкомитета по охране окружающей среды, Госстандарта, Министерства труда, Министерства внутренних дел, Прокуратуры России, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета и др.).
3. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности (промышленные предприятия, лечебно-профилактические учреждения, детские учреждения, предприятия общественного питания, торговли и др.).
4. Общественные организации и граждане (общественные движения, деятельность которых направлена на охрану здоровья населения и окружающей среды, профессиональные союзы, общества Красного Креста, благотворительные фонды и др.).
По вопросам охраны окружающей среды, проведения противоэпидемических мероприятий (прививочная работа, карантинные мероприятия и др.), предупреждения и лечения инфекционных заболеваний, строительства крупных дорогостоящих объектов и приема их в эксплуатацию, выбора водоисточника, отвода земельного участка, сброса сточных вод, захоронения токсических и радиоактивных отходов и др. ведомственные санитарные службы подчиняются органам Госсанэпиднадзора и отчитываются передними.
Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предприятия и организации обязаны:
— обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил;
— разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;
— своевременно информировать органы и учреждения Госсанэпиднадзора об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
— выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы;
— применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении требований санитарного законодательства и санитарных правил;
— создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей;
— осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленные на повышение санитарной культуры и ведение здорового образа жизни;
— обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов, правовых отношений, предоставленных им настоящим законом.
Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН
Санитарные органы обязаны оформлять свои действия распорядительного характера в виде письменных документов, относящихся к категории административно-правовых актов или индивидуальных актов управления. В этой форме санитарные органы выполняют функции, возложенные на них законом.
К индивидуальным актам управления относятся:
— акты, содержащие распоряжения, но без элементов принуждения (акты санитарного обследования, предписания, планы-задания и др.);
—акты административного принуждения (определение сроков исполнения и исполнителя, запрет на реализацию, отстранение от работы, запрет на финансирование или функционирование и др.);
— акты разрешительные (заключение на право функционирования, разрешение на выдачу сертификата и лицензии, прием объекта в эксплуатацию и др.);
— акты юрисдикционные (по разрешению споров, заключение по жалобе, заключение комиссии арбитражного суда и др.).
Административно-правовые меры воздействия подразделяются на пресекательно-предупредительные, предупредительные и меры административного взыскания.
Пресекательно-предупредительные меры принуждения направлены на прекращение имеющихся санитарно-эпидемиологических нарушений с целью предотвращения еще более вредных последствий (запрещение использования токсических веществ, пестицидов, стимуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных и др.).
К предупредительным мерам относятся:
— временное или постоянное отстранение от работы лиц, являющихся больными или бактерионосителями и могущих быть источниками распространения инфекционных болезней;
— проведение обязательной госпитализации инфекционных больных, представляющих опасность для окружающих;
— наложение карантина на лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными;
— проведение обязательной дезинфекции предметов, находящихся в пользовании больного и представляющих опасность распространения инфекции, а также помещений, где находился больной, и окружающей территории;
— проведение профилактических прививок;
— обязательное прохождение медицинского осмотра лицами, занятыми на пищевых предприятиях, в детских коллективах и т.п.
Уклонение или отказ лица от проведения предупредительных мер служит основанием для применения других мер административного принуждения: пресекательно-принудительных (принудительная госпитализация, принудительное проведение прививок) и мер административных взысканий (штрафы за уклонение от профилактических прививок, осмотров и т.д.).
Меры административного взыскания служат не только средством устранения санитарно-эпидемиологических нарушений, но и средством наказания нарушителей с целью недопущения таковых в будущем. За нарушение санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм предусмотрены административное взыскание в виде штрафа или передача дел в административные комиссии, органы прокуратуры и др.
Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 55—57 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения, Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.
Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя), или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.
Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или у его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.
Методика анализа деятельности центра ГСЭН
Деятельность центра ГСЭН (независимо от типа и категории) анализируется по трем группам показателей — количественные, качественные и эффективности.
Количественные критерии оценки деятельности центров ГСЭН включают обеспеченность различными видами санитарно-эпидемиологического обслуживания, укомплектованность штатами и оборудованием, число обследований объектов, лабораторных исследований, проведенных мероприятий, полноту охвата объектов или контингентов, подлежащих санитарному надзору, показатели кратности проведенных обследований (исследований), выявление инфекционных больных и бактерионосителей.
Качественные характеристики деятельности центров ГСЭП оцениваются числом обследований с применением лабораторных и инструментальных методов, своевременностью их проведения, сроками выявления и ликвидации эпидемического очага и др.
К аналитическим задачам могут быть отнесены: изучение причин изменений в состоянии здоровья населения, окружающей среды, объектов надзора; определение приоритетных направлений деятельности; выявление факторов риска, оценка и маркетинг медико-профилактических услуг. Качественная деятельность центров ГСЭН предусматривает интеграцию и координацию усилий специалистов различных учреждений — внутриведомственных и вневедомственных, медицинского и немедицинского профиля.
Общие показатели эффективности свидетельствуют о динамике инфекционной заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности в течение ряда лет, о ликвидации или снижении числа профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, уменьшении числа объектов (в конце года), не отвечающих санитарным требованиям. Специальные показатели эффективности свидетельствуют об удельном весе объектов (анализов) с улучшенными характеристиками.
В контексте охраны здоровья населения различают 3 категории эффективности: социальную (отражение интересов конкретных групп населения), медицинскую (улучшение показателей здоровья) и экономическую, критериями которой являются экономический ущерб, предотвращенный ущерб и рентабельность затрат.
В качестве основного источника информации при проведении анализа и оценки деятельности врача используются документы государственной и отраслевой статистической отчетности. Учетные документы должны раскрывать содержание работы специалиста. Первичные документы должны быть формализованы, максимально унифицированы, с набором готовых группировочных признаков объекта, позволяющих быстро дать правильный ответ. Эти документы должны иметь большую информационную емкость, всесторонне отражать состояние объекта, быть сравнимы и сопоставимы.
Показатели анализа должны просто вычисляться. Среди показателей оценки состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения, работающих в этом направлении, следует выделить показатели:
— динамики состояния здоровья населения;
— санитарного состояния объектов надзора и среды обитания человека;
— собственно деятельности специалистов (количественные и качественные);
— позволяющие провести оценку и анализ качества условий труда специалиста, изучить эффективность использования кадров.
Определив непосредственные продукты труда, можно рассчитать показатель гигиенической эффективности (отношение числа случаев с достигнутым результатом к общему числу оцениваемых случаев),
Анализ показателей деятельности проводится по следующим основным разделам статистического годового отчета: штаты и структура; показатели предупредительного санитарного надзора, показатели текущего санитарного надзора; эпидемиологические мероприятия и работа в эпидочагах; меры административного принуждения; показатели хозяйственной деятельности. В статистических таблицах оцениваются показатели динамики санитарного состояния объектов надзора, среды обитания (водоемы, атмосферный воздух, почва) и др.
В приложении к годовому отчету (статистическая форма) должны быть проанализированы:
— структура, категория, укомплектованность штатами, квалификация кадров;
— обеспеченность оборудованием и оснащением;
— трудности в проведении санитарно-эпидемиологического обеспечения, причины невыполнения тех или иных запланированных мероприятий, конкретные предложения для улучшения работы;
— практическая помощь на местах в деле организации и проведения оздоровительных мероприятий;
— комплексность и интеграция в работе отделов и отделений;
— эффективность работы по улучшению санитарно-эпидемического состояния района;
— данные об организационно-методической и санитарно-просветительной работе (число совещаний, лекций, общих собраний).
Штаты и структура районного центра ГСЭН Штаты и структура центра определяются его типом и категорией. Главный врач, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов (в рамках фонда оплаты труда) в зависимости от социально-экономических и санитарно-экономических условий, наличия целевых комплексных программ и др.
Анализируются обеспеченность санитарными врачами (ориентировочно 2—3 на 10000 жителей), укомплектованность отдельными специалистами (отношение числа занятых к штатным должностям), соотношение между числом санитарных врачей, эпидемиологов и числом средних медицинских работников (желательно не менее 1:4) и другие показатели. В годовом отчете предоставляются сведения об усовершенствовании врачей (не реже 1 раза в 5 лет), специализации, подготовке на рабочем месте, повышении категории, получении лицензии и сертификата.
Показатели предупредительного санитарного надзора
Абсолютные данные для расчета показателей предупредительного санитарного надзора представлены в годовой отчетной форме №18 «Отчет о санитарном состоянии района, города, области, края, республики». Форма позволяет дифференцировать сведения по группам объектов надзора (населенные места и коммунальные объекты, пищевые объекты, промышленные предприятия, предприятия торговли и др.).
Анализ и оценка деятельности центра ГСЭН и отдельных специалистов предусматривают вычисление следующих показателей предупредительного санитарного надзора:
— выдача заключений по выбору земельного участка — процент заключений, по которым не получено согласование (от общего числа объектов);
— рассмотрение проектов строительства (доля несогласованных проектов строительства и реконструкции);

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign