LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Число вновь выявленных больных с данным заболеванием

Для оценки эффективности диспансеризации определяют:
Процент больных, снятых с диспансерного наблюдения в связи с излечением:

Число больных, снятых с диспансерного наблюдения в связи
___________с излечением ?100%
Общее число больных, состоящих на учете на начало года

Процент больных, состояние здоровья которых осталось без изменения:

Число больных, состояние здоровья
которых осталось без изменения ?100%
Общее число больных, состоящих на учете на начало года

Частота рецидивов у больных, получивших курс лечения:

Число обострений (рецидивов) у лиц получивших курс лечения ?100% Число лиц, прошедших курс лечения

Показатели работы по терапевтической стоматологии
Среднее число запломбированных зубов одним врачом в день:

Запломбировано всего зубов за данный период
Количество рабочих дней в периоде

Среднее число посещений для лечения одного зуба (в том числе по поводу кариеса, пульпита, периодонтита):

Количество посещений всего
Количество запломбированных зубов

Соотношение вылеченных зубов с неосложненным, кариесом к вылеченным зубам с осложненным кариесом:

Число вылеченных зубов с неосложненным кариесом
Число вылеченных зубов с осложненным кариесом

Частота осложнений после эндодонтического лечения (отдельно при пульпите и периодонтите):
Число осложнений после эндодонтического лечения ?100%
Общее число эндодонтических вмешательств

Частота переделок пломб:

Число переделанных пломб ? 100%
Общее число наложенных пломб

Показатели работы по хирургической стоматологии
Среднее число проведенных удалений зубов в день:

Общее число удалений зубов (временного и постоянного прикуса)
за определенный период__________________
Количество рабочих дней хирурга в периоде

Количество операций в день (кроме удалений зубов):

Общее число проведенных операций за определенный период
Количество рабочих дней хирурга в периоде

Процент больных, госпитализированных по показаниям в специализированные стационары (по отделению, поликлинике):

Число больных, госпитализированных в
специализированные стационары ?100%
Общее число больных, принятых на хирургическом приеме

Частота осложнений после хирургических вмешательств:

Число осложнений после хирургических вмешательств ?100%
Общее число хирургических вмешательств

Частота расхождения диагнозов поликлиники и стационара:

Число расхождений диагнозов поликлиники и стационара ?100%
Общее число направленных на стационарное лечение

Показатель оперативной активности (в%):

Число произведенных операций ?100%
Общее число больных
Частота расхождения клинических и цитологических диагнозов после удаления опухолей и опухолевидных образований челюстно-лицевой области:

Число расхождений клинических и цитологических диагнозов ?100% Общее число произведенных операций по удалению опухолей

Учитывая то, что на хирургическом приеме важным разделом работы врачей стоматологов является экспертиза нетрудоспособности, большее значение имеет изучение соответствующих показателей заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности.
Показатели работы по протезированию зубов
Количество посещений в день на одного врача стоматолога-ортопеда:

Количество всех посещений за определенный период
Число рабочих дней в периоде
Средние сроки ортопедического лечения (отдельно для несъемных и съемных протезов):

Общее число дней ортопедического лечения
Число лиц, получивших ортопедическое лечение
Удельный вес эстетических одиночных коронок:

Количество эстетических одиночных коронок ? 100%
Общее число одиночных коронок

Среднее число опорных коронок в мостовидном протезе:

Число опорных коронок в мостовидных протезах
Число мостовидных протезов
Удельный вес бюгельных протезов:

____________Количество бюгельных протезов?100%____________
Сумма всех частичных пластиночных съемных и бюгельных протезов

Среднее число посещений на одного больного, получившего протезы:

Число посещений для протезирования
Число лиц получивших протезы
Частота переделок зубных протезов (до истечения срока гарантии) :

Количество переделанных зубных протезов ? 100%
Общее число изготовленных протезов
Частота починок съемных протезов:
Число починок съемных протезов ?100%
Общее число съемных протезов

Доля бесплатного зубного протезирования:

Число лиц, получивших протезы бесплатно ?100%
Общее число лиц, получивших протезы

Показатели работы по ортодонтии
Среднее число посещений в день на одного врача стоматолога-ортодонта:
Количество всех посещений за определенный период
Количество рабочих дней в периоде

Показатели завершенности ортодонтической помощи:

Число детей, закончивших ортодонтическое лечение ? 100%
Число детей, получивших ортодонтическую помощь

Удельный вес внутриротовых несъемных аппаратов механического действия:
Количество внутриротовых несъемных аппаратов
механического действия?100%
Общее количество ортодонтических аппаратов

Удельный вес внутриротовых несъемных аппаратов функционально-направляющего действия:

Количество внутриротовых несъемных аппаратов
функционально-направляющего действия ? 100%
Общее число изготовленных ортодонтических аппаратов

Удельный вес внутриротовых съемных аппаратов функционального действия:
Количество внутриротовых съемных аппаратов
функционального _действия?100%
Общее количество внутриротовых съемных аппаратов

Удельный вес изготовленных протезов:

Количество протезов (съемных и несъемных) ?100%
Общее количество ортопедических конструкций

Показатели работы вспомогательных подразделений стоматологической поликлиники
Среднее количество физиотерапевтических процедур в день:

Количество отпущенных процедур за определенный период
Количество рабочих дней физиотерапевтического
кабинета в периоде (врача или медицинской сестры)

Среднее количество рентгеновских снимков в день:

Общее число рентгеновских снимков за определенный период
Число рабочих дней рентгеновского кабинета в периоде
(врача или рентген-лаборанта)

Показатели обеспеченности населения стоматологической помощью
Показатели, характеризующие уровень обеспеченности населения стоматологической помощью целесообразно рассчитывать в масштабах конкретной территории обслуживания (город, область, район и т.д.). При этом особую ценность представляет собой информация, касающаяся обращаемости населения за стоматологической помощью и уровня доступности последней.
Показатель обращаемости населения за стоматологической помощью:

Число первичных посещений в году ? 100%
Число жителей обслуживаемой территории

Показатель доступности стоматологической помощи:

Число первичных посещений ?100%
Число лиц нуждающихся в стоматологической помощи

Для оценки возможностей стоматологической помощи большое значение имеет определение показателя обеспеченности населения стоматологическими рабочими местами и врачами стоматологического профиля.
Обеспеченность населения действующими стоматологическими рабочими местами в расчете на 10000 жителей:

Число стоматологических рабочих мест ? 10000
Численность обслуживаемого населения

Обеспеченность населения врачами-стоматологами (зубными врачами) в расчете на 10000 жителей:

Число врачей-стоматологов (зубных врачей) • 10000
Численность обслуживаемого населения

Штатные нормативы стоматологической поликлиники утвержденные приказом Минздрава СССР от 01.10.1976 г. №950 носят рекомендательный характер и предусматривают:
— 4,0 должности врачей суммарно по терапевтической и хирургической стоматологии на 10000 взрослого городского населения;
— 4,5 должности — врачей суммарно по терапевтической, хирургической стоматологии и ортодонтии на 10000 детского городского населения;
— 1,0 должности врача стоматолога-ортопеда на 10000 взрослого городского населения;
Для определения возможностей стоматологического стационара можно рассчитать показатель обеспеченности населения стоматологическими койками:
Число больничных коек стоматологического профиля ?10000 Среднегодовая численность населения

Показатель уровня стоматологической помощи
Для оценки эффективности деятельности стоматологической службы наряду с вышеуказанными коэффициентами можно использовать специальный показатель, предложенный П. А. Леусом — индекс уровня стоматологической помощи (УСП):
100% -
где: К — среднее количество нелеченных незапломбированных кариозных поражений зубов; А — среднее количество удаленных зубов, не восстановленных протезами, КПУ — среднее значение коэффициента интенсивности кариозного процесса (кариес, пломба, удаление).
Критерии оценки уровня стоматологической помощи:
>10% — низкий уровень,
10—49% — недостаточный уровень;
50—74% — удовлетворительный уровень;
75% и > — хороший уровень.
Особенности стоматологической помощи жителям сельской местности
Относительно большой удельный вес сельских жителей в общей структуре населения страны и высокий уровень распространенности стоматологических заболеваний обязывают органы управления здравоохранением обеспечить сельскому населению доступную и высококвалифицированную стоматологическую помощь.
Специфика условий труда, сезонность сельскохозяйственных работ, отдаленность ряда населенных пунктов, низкая плотность населения затрудняют оказание стоматологической помощи сельским жителям. К тому же, обеспеченность сельского населения врачами стоматологического профиля существенно ниже обеспеченности городского населения. В этой связи изыскание и внедрение наиболее эффективных форм организации стоматологической помощи и приближение ее к сельским жителям остается одной из важнейших задач органов здравоохранения.
Учитывая специфические трудности оказания стоматологической помощи сельскому населению, необходимо стремиться к тому, чтобы она оказывалась в плановом порядке на всех уровнях медицинских учреждений во врачебных амбулаториях, участковых и районных больницах, стоматологических поликлиниках, а также в передвижных кабинетах, работающих непосредственно в селах. Поэтому организационной особенностью обеспечения стоматологической помощью сельских жителей является ее этапность.
Большая часть посещений к врачам стоматологического профиля (кроме посещений по ортопедической стоматологии) сельскими жителями приходится на стоматологические кабинеты участковых больниц и врачебных амбулаторий. Поэтому объем и качество стоматологической помощи сельскому населению в целом существенно зависит от уровня ее организации на сельском врачебном участке. Именно этому звену в организации стоматологической помощи должно уделяться особое внимание со стороны органов здравоохранения.
Наиболее эффективным методом работы сельского стоматологического кабинета является дифференцированный прием стоматологических больных при наличии на участке 4—5 тыс. жителей. Рекомендуется следующий график работы кабинета: на прием по обращаемости терапевтических больных отводится 2 дня в неделю, на прием хирургических больных — 1 день. Плановая профилактическая санация организованных групп населения должна проводиться 3 раза в неделю. Вполне понятно, что больным с острой болью помощь оказывается по обращаемости.
Для плановой санации полости рта организованных коллективов детей и взрослых, проживающих в селах, где нет стоматолога, целесообразно организовать стационарные стоматологические кабинеты на фельдшерско-акушерских пунктах, в профилакториях или школах, куда периодически может выезжать врач-стоматолог участковой больницы, врачебной амбулатории или центральной районной больницы.
В стоматологическом кабинете для больных должно быть вывешено расписание работы врача-стоматолога как в участковой больнице, так и на фельдшерском пункте. Организация таких кабинетов позволяет экономить рабочее время врача на передислокацию, увеличивает сроки годности оборудования, улучшает работу врача и создает возможность оказывать квалифицированную стоматологическую помощь.
Почти одна треть общего объема стоматологической помощи сельскому населению оказывается в центральных районных больницах, при которых функционируют стоматологические отделения и кабинеты, а также передвижные кабинеты непосредственно в сельской местности. График работы врачей стоматологического профиля в районной больнице должен строиться с таким расчетом, чтобы сельские жители смогли получить помощь в первой половине дня. При этом следует соблюдать принцип максимального оказания помощи в одно посещение с использованием односеансовых методов лечения осложненных форм кариеса зубов. Опыт показывает, что сельский житель обращается в районную больницу в основном в период острой боли. Однако после того, как врач-стоматолог снимает боль, пациент для окончания лечения зачастую не является. Поэтому в условиях села и особенно в период активных сельскохозяйственных работ необходимо широко применять односеансовые методы лечения, благодаря которым становится возможным предупреждение осложнения от незавершенного лечения.
В областной поликлинике сельское население получает консультативную и лечебную помощь по направлению врачей районных стоматологических учреждений. Специалисты областных поликлиник также оказывают стоматологическую помощь в период плановых выездов в районы и в составе специализированных бригад непосредственно в селах.
В период плановых выездов ведущих специалистов областной поликлиники наряду с оказанием организационно-методической помощи сельским учреждениям оказывается консультативная и лечебная помощь населению. График выездов сообщается в районные лечебные учреждения заранее, с тем, чтобы на местах была проведена подготовительная работа. К приезду специалистов больные приглашаются на консультацию, сверяются списки диспансерных больных, находящихся на учете как в областной, так и в районной больнице, которых также приглашают на прием к специалисту,
Больных, нуждающихся в лечении у областных специалистов, следует направлять сразу в областные поликлиники, а не в стационарные отделения областных больниц, так как часто туда направляют больных, которым можно оказать помощь в поликлинических условиях. Порядок госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении, утверждается органом управления здравоохранением области.
Одним из важных разделов деятельности всех стоматологических учреждений сельской местности, как и в городе, является плановая санация органов полости рта и зубов. Обязательной санации подлежат дети дошкольного и школьного возраста, подростки, беременные женщины, работники сельскохозяйственного производства, условия труда которых могут способствовать развитию стоматологических заболеваний. Осмотры с этой целью чаще проводятся на месте, для чего при областной больнице, или ЦРБ организуется работа передвижных стоматологических кабинетов
В каждом передвижном кабинете должны быть все основные виды стоматологической помощи, включая ортопедическую. Работа планируется таким образом, чтобы кабинет отработал в каждом хозяйстве по 2 мес. В году - весной и осенью. В передвижных кабинетах оказывается помощь прежде всего организованным коллективам детского и взрослого населения
График работы передвижных кабинетов должен составляться с учетом занятости населения на сельскохозяйственных работах и заранее доводиться до сведения граждан. При этом в обязательном порядке необходимо учитывать плотность населения, наличие и качество дорог, работу общественного транспорта, распространенность стоматологических заболеваний и другие местные особенности конкретной территории.
Глава 17 САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ
Санаторно-курортная помощь является действенным фактором в профилактике заболеваемости и оздоровлении населения. Курортное лечение, как один из основных методов естественного оздоровления и ведущая часть профилактической медицины, занимает важное место в системе охраны здоровья населения нашей страны.
Санаторно-курортная система, являясь частью общей системы здравоохранения, в то же время имеет особенности на всех этапах своей деятельности. При оказании квалифицированной медицинской помощи пациентам на курортах широко используются различные природные факторы.
В современной России, наряду с курортами местного значения, имеются и курорты республиканского значения: Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск, Минеральные Воды, Сочи, Старая Русса, Марциальные Воды и др.
Основным звеном курорта является санаторий. Это стационарное медицинское учреждение, которое обеспечивает лечение больного, используя различные лечебные факторы в зависимости от профиля курорта.
По своему назначению курорты делятся на климатические, бальнеологические, грязевые. На климатических курортах главным лечебным фактором является климат (морской, степной, горный, лесной). Бальнеологические курорты широко используют различные минеральные воды (углекислые, щелочные, железистые, радоновые и др.). На грязевом курорте основной фактор — грязевые аппликации. Местные санатории преимущественно используют в лечении климатические факторы и различные физические методы. Как правило, они предназначены для восстановительного лечения больных после лечения в больнице. В местных санаториях лечатся все лица, которым противопоказаны поездки в отдаленные курорты.
По профилю заболевания санатории делятся на кардиологические, пульмонологические, гастроэнтерологические, с заболеваниями нервной системы, заболеваниями органов движения, почек, кожными болезнями, гинекологические и др.
В лечебном процессе санатория широко используются, кроме природных факторов, специальный санаторный режим, диетпитание, лечебная физкультура, физиотерапия, психотерапия и пр.
Возглавляет работу санатория главный врач, который имеет двух заместителей: заместителя по лечебным вопросам и по административно-хозяйственным вопросам. Структура санатория приближена к структуре больничного стационара. В санатории имеется: приемное отделение, палаты для размещения больных, лечебные отделения с различными кабинетами: кабинет ЭКГ, рентгеновский, функциональной диагностики, лаборатория, физиотерапевтические кабинеты, лечебной физкультуры, массажа, водных процедур (души, ванны, гидромассаж), кислородотерапии, психотерапии и др. Питание организуется в столовой. Имеются помещения для культурного проведения досуга: библиотека, спортзал, кинозал, лекционный зал и другие помещения.
В спальных корпусах организуются круглосуточные посты медицинских сестер, которые, как правило, располагаются в процедурных кабинетах, оснащенных всем необходимым для выполнения медицинской сестрой всех врачебных назначений и при необходимости для оказания первой медицинской помощи в случае внезапных заболеваний или травм.
На большинстве курортов, кроме стационарного лечения, организуется амбулаторное лечение в специальных курортных поликлиниках для лиц, имеющих курсовки (документ на право получения амбулаторного лечения). Для таких больных организуются специальные диетические столовые, пансионаты для проживания или снимаются частные квартиры.
В соответствии с приказом Минздрава России от 14.06.2001 №215 «О направлении больных на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение» функции медицинского отбора и направления пациентов на санаторно-курортное лечение, выполнявшиеся ранее санаторно-курортными отборочными комиссиями, переданы клинико-экспертным комиссиям (КЭК) лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов управления здравоохранением. Через КЭК проходят наиболее нуждающиеся в санаторно-курортном лечении пациенты: длительно болеющие люди, в случае необходимости продления листка нетрудоспособности свыше 30 дней; пациенты, у которых выявлены признаки стойкой утраты трудоспособности и которых необходимо направить на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности; те, кому показано лечение за пределами административной территории и госпитализация в клиниках областного, краевого, республиканского, федерального уровня для проведения лечения.
Решение о необходимости санаторного лечения принимает лечащий врач. Для этой цели он проводит обследование больного, определяет наличие показаний для соответствующего курорта и дает соответствующие рекомендации больному, т.е. справку (форма №070/у) с рекомендацией санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач делает пометку в медицинской амбулаторной карте больного. Срок действия справки — 6 месяцев. Справка выдается пациенту для представления по месту работы в комиссию по социальному страхованию для решения вопроса о выделении путевки на санаторно-курортное или амбулаторно-курортное лечение. В справке врач указывает название курорта и его аналогов, вид лечения (курортное или амбулаторное), медицинский профиль санаторно-курортного учреждения, рекомендуемый сезон года.
Получив путевку или курсовку, пациент должен не ранее, чем за два месяца до начала срока ее действия, явиться к лечащему врачу, выдавшему ему справку, для проведения необходимого дополнительного обследования. При соответствии профиля санатория, указанного в путевке, ранее данной рекомендации врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту установленного образца (форма 072/у), в которой кратко излагается история болезни, состояние больного, результаты обследования, анализы и диагноз. В санаторно-курортной карте указывается также название санатория, курорта, сроки лечения по путевке, номер путевки. О выдаче санаторно-курортной карты врач делает отметку в амбулаторной карте пациента.
Если путевка выдана по соцстрахованию, пациенту выдается листок нетрудоспособности на срок санаторного лечения с учетом дороги туда и обратно, с зачетом срока очередного отпуска. В случае, когда пациент приобретает путевку или курсовку самостоятельно, по его просьбе лечащий врач организует необходимое обследование и, при наличии медицинских показаний для данного курорта, выдает санаторно-курортную карту.
При направлении больного в санаторий врач должен учитывать методические указания Минздрава России от 22.12.99 №99/227 «Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом)», где перечислены все установленные противопоказания для лечения в санаторных условиях.
К общим противопоказаниям относятся все острые заболевания, инфекционные, венерические, злокачественные новообразования, туберкулез и др. В каждом конкретном случае вопрос о наличии у пациента противопоказаний должен решаться совместно с заведующим отделением. Санаторно-курортную карту подписывают заведующий отделением и лечащий врач. При отсутствии санаторно-курортной карты или при наличии у больного противопоказаний для лечения больной в санаторий не принимается.
При поступлении пациента в санаторий санаторно-курортная карта сдается в приемное отделение и пациенту выписывается санаторная книжка, в которой санаторным врачом отмечается динамика заболевания, данные о состоянии больного, проведенном курсе лечения и исследованиях, результаты лечения и рекомендации по дальнейшим лечебным мероприятиям. Если во время санаторно-курортного лечения у пациента возникает острое заболевание, листок нетрудоспособности можно получить либо прямо в санатории (если он имеет лицензию на экспертизу временной нетрудоспособности), либо в ближайшем лечебно-профилактическом учреждении.
При возвращении пациента из санатория санаторная книжка сдается Лечащему врачу, и все необходимые сведения переносятся из нее в амбулаторную карту. Об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствует длительное отсутствие обострений, стойкая восстановленная работоспособность, улучшение общего состояния здоровья.
Многие промышленные предприятия имеют свои, так называемые, ночные санатории или санатории-профилактории. В них проводятся курсы оздоровительного лечения без отрыва от производства. После работы сотрудники предприятия доставляются в такой санаторий, где находятся до утра. Днем они работают, а в вечернее и ночное время пребывают в санатории, где в течение назначенного срока проводится курс лечения — физиотерапевтическое, диетотерапия, лечебная физкультура, массаж, бальнеотерапия и др. Обычно такие санатории строятся в загородной зоне, где возможно использовать и климатолечение.
Происходящие в стране рыночные преобразования глубоко отразились на функционировании всех отраслей здравоохранения, в том числе и на санаторно-курортном лечении. В современных условиях реформирования здравоохранения важное значение приобретает государственная политика в отношении курортного строительства и его правовое регулирование.
Санаторно-курортная деятельность законодательно определяется как «работа, направленная на удовлетворение социальной потребности граждан в лечении, реабилитации и отдыхе, создание и функционирование сети лечебно-профилактических объектов, специализирующихся на применении в лечебной практике природных факторов».
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», определивший принципы государственной политики и регулирование отношений в области курортного дела.
В 1996 г. постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения». Программа предусматривает сохранение и рациональное использование лечебных ресурсов на курортах.
Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены «Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» и «Положение об округах санаторной и горно-санаторной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».
Обновленное законодательство РФ (Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, природных оздоровительных местностях и курортах». Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.) создает реальные условия для проведения процесса реформирования сферы производства санаторно-курортных услуг. При этом реформа деятельности существующих здравниц не является самоцелью, а органично связана со всей системой современных экономических реформ, происходящих в России.
В настоящее время существуют разнообразные организационно-правовые формы санаторно-курортных учреждений: федерального подчинения муниципальные, ведомственные, принадлежащие профсоюзным организациям, акционерные общества закрытого и открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия. Появляются новые правовые формы предприятий указанной сферы деятельности, например, консорциумы и концерны. Многие санатории сменили форму собственности и приобрели статус самостоятельных субъектов хозяйствования. Новый статус позволил получить независимость от каких-либо внешних бюджетов; в то же время резко возросла ответственность персонала санаториев, в особенности управленческого, за рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов.
Все детские и противотуберкулезные санатории являются бюджетными учреждениями и находятся в подчинении федеральных или муниципальных органов управления здравоохранением. В федеральных и муниципальных санаториях лечатся граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, аварий, военных конфликтов, а также другие категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке. В целях сохранения потенциала санаторно-курортного комплекса как одного из ведущих звеньев восстановительного и профилактического лечения населения и в первую очередь его социально незащищенных слоев, Министерство здравоохранения России принимает меры по сохранению коечного фонда федеральных санаториев, укреплению их материально-технической базы.
Предпочтительно сочетанное развитие в курортном регионе всего многообразия организационно-правовых форм деятельности здравниц, в том числе малых предприятий семейного пансионного обслуживания.
Для современных санаторно-курортных учреждений характерны два основных направления деятельности: традиционное — лечебно-оздоровительное и новое — рекреационное. В связи с этим перед курортами стоят две важнейшие задачи. Первая задача — медицинское обслуживание хронически больных в смысле вторичной профилактики, т.е. раннего лечения имеющихся заболеваний с целью укрепления остаточной сопротивляемости организма или в форме медицинской реабилитации, направленной на предотвращение развития болезни и обучение больного образу жизни, адекватному его заболеванию. Вторая задача — оздоровительный отдых, во время которого отдыхающий получает информацию, касающуюся предупреждения нарушений здоровья.
Если до перестройки основное количество российских здравниц функционировало как лечебно-оздоровительные центры, то после обновления законодательной базы России санаториям отводится особая роль в проведении первичной профилактики, — укреплении и сохранении здоровья лиц трудоспособного возраста, не имеющих каких-либо хронических заболеваний, то есть в создании совершенно нового для отечественной курортологии рекреационного направления. Это направление активно внедряется в санаториях. Длительность пребывания в санатории для практически здоровых лиц должна устанавливаться индивидуально. Развитие дополнительных платных лечебно-оздоровительных услуг способствует расширению медицинских возможностей санатория и в то же время позволяет санаторно-курортному учреждению решать собственные экономические проблемы.
С учетом ориентации санаториев не только на лечебную работу, но и на рекреационную помощь необходимо повышать комфортность проживания отдыхающих, качество питания и особенно культурно-массовой работы, развивать индустрию развлечений. Возрастающая потребность населения в семейном отдыхе вызывает необходимость обеспечить рост числа муниципальных пансионов семейного типа. Фактически появилась новая врачебная специальность — курортный семейный врач.
Многие российские курорты, вне зависимости от их организационно-правовой формы, изменили профиль деятельности, начав принимать не только взрослых отдыхающих, но и родителей с детьми. Это привело к реформированию материально-технической базы здравниц: обычные двухместные палаты перестраиваются на апартаменты из 2-3 комнат, где могла бы разместиться семья из 3-5 человек, создаются игровые детские комнаты и площадки. Проводится реорганизация служб: в ряде санаториев созданы службы семейных врачей, воспитателей, введен специальный рацион детского питания в столовых.
Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР», право санатория осуществлять деятельность по оздоровлению должно быть подтверждено государственной лицензией. В процессе лицензирования и аккредитации проводится оценка объема деятельности санатория, кадрового обеспечения, эффективности использования материально-технической базы и оборудования, качества работы и соответствия деятельности санатория медико-экономическим стандартам. Актуальной задачей является разработка и внедрение интегральных критериев медицинской, социальной и экономической эффективности.
Глава 18 СОЦИАЛЬНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН
1. Основные понятия страхования
Страхование — это система экономических отношений, включающая образование специальных фондов, используемых для возмещения имущественного ущерба, обусловленного воздействием непредвиденных природных, хозяйственных или социальных явлений, а также для оказания помощи гражданам и их семьям при наступлении различных событий в их жизни (достижение пенсионного возраста, болезнь, утрата трудоспособности, смерть). Основное назначение страхования — защита имущественных интересов граждан при наступлении страхового случая. Оно дает возможность застрахованному гражданину получить относительно большую, по сравнению с размером уплаченного страхового взноса, страховую выплату при наступлении страхового случая.
Страховой случай — факт возникновения у застрахованного лица определенного события, являющегося объектом страхования и подлежащего оплате из страховых фондов страховщика согласно договору страхования.
Страхователь — юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее договор страхования со страховщиком или являющееся страхователей в силу закона.
Страховщик — это юридическое лицо организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством (страховая компания), имеющее право (лицензию) на проведение страховой деятельности.
Застрахованный — лицо, в пользу которого страхователем заключен договор страхования со страховщиком (страховой компанией).
Страхование возникло вместе с развитием мореплавания и колонизации, когда объектами страхования стали товары и транспортные средства. Позднее стали развиваться и другие формы имущественного страхования, в том числе страхование строений, производственных объектов, драгоценностей и т.д.
Лишь в середине XIX — первой половине XX в. объектом страховой деятельности становятся и социальные процессы. Являясь менее выгодным для страховщика, чем имущественное, социальное страхование представляет собой эффективный механизм перераспределения материальных благ от благополучной части населения к неблагополучной и обеспечивает наличие определенных социальных гарантий для всех граждан страны.
В зависимости от объектов страхования можно выделить три вида страхования:
— имущественное страхование;
— страхование ответственности;
— личное страхование.
1) Имущественное страхование. Правовые, финансовые и организационные основы имущественного страхования определена законом «О страховании». В соответствии с законом имущественное страхование представляет собой систему отношений по оказанию страховой услуги, когда защита имущественного интереса связана с владением, пользованием или распоряжением имуществом. Имущественные интересы граждан и предприятий могут нарушаться при повреждении, гибели или уничтожении, а также при пропаже имущества.
2) Страхование ответственности предполагает обязанность страхователя возместить ущерб, причиненный личности или имуществу какого-то лица или лиц вследствие деяния (действия или бездействия) страхователя.
Страхование ответственности призвано обеспечить выплату потерпевшему компенсации в денежной или иной форме, которая бала бы взыскана в его пользу (или в пользу его правопреемников) при гражданском иске в случае увечья или гибели самого потерпевшего или повреждения его имущества при обстоятельствах, когда не возникает уголовная ответственность. Гражданская ответственность всегда персональная, и ее страхование распространяется только на конкретную деятельность данного страхователя, которая указывается в полисе.
В большинстве стран широко распространено страхование гражданской ответственности на случай профессиональной ошибки среди бухгалтеров, врачей, юристов, а также владельцев частного и общественного транспорта.
3) Личное страхование представляет собой систему отношений по оказанию страховой услуги, когда защита имущественного интереса связана с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, пенсионным обеспечением. Типичными видами личного страхования являются, например, страхование от несчастных случаев, страхование жизни, медицинское и пенсионное страхование. Страхователями по личному страхованию выступают как физические, так и юридические лица, личное страхование всегда связано с конкретным лицом (личностью).
Страхованием может защищаться как имущественный интерес самого страхователя, так и другого лица, при наступлении несчастного случая. Страхователь может также застраховать другое лицо или других лиц, заключив договор личного страхования в их пользу и уплатив соответствующий взнос.
Страхование жизни обеспечивает получение материальной помощи при наступлении смерти застрахованного лица. Страховое обеспечение в случае смерти застрахованного получает лицо, в пользу которого страхователь (а при определенных видах страхования — застрахованный) сделал указание о получении страховой выплаты.
Пенсионное страхование существует в виде государственного пенсионного обеспечения, когда страховые пенсионные фонды формируются государством и являются их собственностью, а право на пенсионное обеспечение имеют все трудящиеся. Кроме того, существует дополнительное добровольное пенсионное страхование, при котором страховые взносы уплачиваются страхователями-гражданами, а страховые пенсионные фонды формируются страховщиком.
Цель страховой защиты имущественных интересов, связанная со здоровьем и трудоспособностью,— получать от страховщика материальную помощь для оплаты (компенсации) затрат на восстановление здоровья и трудоспособности, а также компенсации потерь дохода, возникших в связи с утратой трудоспособности.
Практически все виды личного страхования включают обязательное и добровольное страхование. Обязательное личное страхование осуществляется на основании законодательства. Этот вид страхования именуется социальным страхованием.
Социальное страхование — это система государственных мероприятий, защищающая граждан от факторов социального риска, к которым относятся болезнь, несчастный случай, потеря трудоспособности, материнство, старость, безработица, смерть родственников.
К социальному страхованию относятся и обязательное медицинское страхование.
2. Социальная защита. Социальное страхование
Социальная защита населения является важным направлением социальной политики государства. Право социальной защиты, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, распространяется на всех проживающих на территории граждан, однако реализуется оно при определенных условиях и обстоятельствах, например: низкий, меньше среднедушевого регионального уровня, доход; отсутствие средств существования; одиночество, неспособность к самообслуживанию, передвижению и другие причины.
Субъектами социальной защиты со стороны государства выступают:
— нетрудоспособные граждане, в том числе пенсионеры по возрасту, инвалиды разных категорий; потерявшие кормильца; дети;
— малообеспеченные граждане и семьи (в том числе многодетные и неполные семьи, молодые студенческие семьи);
— лица, попавшие в экстремальные условия (пострадавшие от социальных катаклизмов, катастроф, стихийных бедствий: вынужденные переселенцы; граждане, не имеющие определенного места жительства и занятий и др.); безработные.
Особой частью социальной защиты населения является система социальной защиты инвалидов. Она имеет сформировавшуюся нормативно-правовую, финансовую и организационную основу.
Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Основными формами социальной защиты инвалидов являются:
1. Материальное обеспечение — денежные выплаты (в виде пенсий, пособий, доплат к ним, компенсаций).
2. Натуральное обеспечение (предметами первой необходимости, в том числе питанием, одеждой, лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения; вспомогательными техническими средствами социально-бытового, спортивного, культурного, информационного, производственного назначения);
3. Социальные услуги и льготы по их предоставлению (медицинская и протезно-ортопедическая помощь; воспитание и обучение инвалидов; профессиональная подготовка и трудовое устройство — обеспечение занятости; медико-социальная помощь и уход; социально-бытовое обслуживание; социально-психологическая помощь и поддержка);
4. Правовая защита инвалидов (защита прав и свобод, законных интересов инвалидов обеспечивается государством; дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону; виновные в нарушении прав, свобод и интересов инвалидов, несут установленную законом ответственность).
Законодательной, нормативно-правовой основой системы социальной защиты инвалидов является обширный блок документов различного уровня. Они приняты на основе (согласуясь с требованиями) международных документов: «Декларация о правах инвалидов» (ООН, 1975); «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (ООН, 1993) и др.
Система социальной защиты инвалидов в РФ формируется и осуществляется на базе следующих основных принципов:
— государственный характер обеспечения прав и гарантий предоставления необходимой помощи и защиты (социальная помощь и защита реализуется государством через соответствующие органы управления, специальные учреждения, на закрепленной нормативно-правовой основе);
— комплексность мер социальной защиты и преемственность на всех этапах оказания помощи;
сочетание общедоступности мер социальной защиты и помощи и ее адресности (предоставление конкретной помощи с учетом индивидуальных потребностей), а также возможность замены форм и видов социальной защиты их конвертируемость (например, предоставление денежной компенсации взамен услуги или реабилитационного средства);
— разграничение ответственности и компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровне, а также устойчивость формирования ресурсного, финансового обеспечения мер социальной помощи и защиты, использование различных источников финансирования;
— участие инвалидов в формировании государственной политики, нормативной базы и реализации конкретных мер социальной защиты (в частности, через общественные организации или представительство в органах власти).
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» , (1995) выделяет три основных направления социальной защиты:
1.Медико-социальная экспертиза (МСЭ) —определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется на основе анализа и комплексной оценки клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица (с использованием утвержденных Правительством РФ классификаций и критериев). МСЭ проводится в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы.
2. Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
— медицинскую реабилитацию (восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование и проч.);
— профессиональную реабилитацию (профориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, профессионально-производственную адаптацию и др.);
— социальную реабилитацию (мероприятия по социально-средовой адаптации, социально бытовой адаптации и пр.)
Реабилитация осуществляется для каждого инвалида через индивидуальную программу реабилитаций (ИПР) — которая разрабатывается - в учреждениях МСЭ и содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер. Реализуется ИПР в учреждениях реабилитационного типа различной ведомственной принадлежности, действующих в системе реабилитации. ИПР является обязательной к исполнению органами государственной власти различного уровня и учреждениями, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов — система государственных гарантий, прав и льгот инвалидов в различных сферах жизнедеятельности. Этому направлению социальной защиты посвящена глава 4 указанного закона, где каждая статья посвящена закреплению определенных гарантий, прав и льгот. Сюда, в частности, относится создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов — обеспечение им беспрепятственного доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры (жилым зданиям, производственным, спортивным, культурным учреждениям, транспортным коммуникациям); обеспечение инвалидов жилой площадью и коммунальные льготы; транспортное обслуживание и льготы; материальное обеспечение; медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение; санаторно-курортное обслуживание и протезно-ортопедическая помощь; обеспечение воспитания, образования, профессиональной подготовки; социально-бытовое обслуживание; обеспечение занятости — трудоустройства в соответствии с показаниями и др.
Организационно система социальной защиты инвалидов обеспечивается органами управления различных уровней и учреждениями, оказывающими конкретные виды помощи, услуг.
На федеральном уровне ведомственным органом управления является Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд РФ): на региональном — Комитет (Управление, в автономной республике Министерство) по труду и социальной защите населения субъекта РФ; на местном — районные (в городах без районного деления городские) комитеты (управления) социальной защиты населения.
Основными видами учреждений, осуществляющими мероприятия социальной защиты в системе Минтруда РФ, являются следующие:
— учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (бюро и главные бюро МСЭ);
— протезно-ортопедические предприятия;
— стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для взрослых: психоневрологические и общего типа, специализированные; для детей: с умственной отсталостью и с физическими недостатками);
— нестационарные учреждения социального обслуживания (территориальные центры, в том числе комплексные, а также отделения социального обслуживания пожилых и инвалидов);
— учебные заведения для инвалидов (училища, техникумы, в том числе с интернатами, а также учебные центры и центры профессиональной реабилитации);
— реабилитационные учреждения (отделения и центры реабилитации многопрофильные и специализированные: медико-социальной, социальной, социально-бытовой, социально-психологической, профессиональной, творческой реабилитации и др.).
В системе Минтруда России работают учебные заведения среднего, высшего и последипломного профессионального образования для подготовки и повышения квалификации специалистов для системы социальной защиты населения России, а также научно-исследовательские центры МСЭ, протезирования и реабилитации (в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке).
Финансовая база системы социальной защиты инвалидов формируется из следующих источников:
— бюджет всех уровней (федеральный, региональные, местные);
— средства государственных внебюджетных фондов (средства государственного социального страхования): Пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования;
— средства целевых фондов (Социальной поддержки населения, Национального фонда содействия инвалидам, др.);
— благотворительных, гуманитарных организаций и фондов, в том числе международных;
— средств предприятий, организаций, отдельных граждан;
— общественных организаций инвалидов и др.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из норм права, установленных Конституцией РФ, Законодательством о труде. Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (1999), а также специальных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих особые (специальные) виды страхования. К ним относятся обязательное пенсионное, обязательное медицинское, обязательное государственное социальное, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными видами социальных страховых рисков (страховыми случаями) являются: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
— пенсия по старости;
— пенсия по инвалидности;
— пенсия по случаю потери кормильца;
— пособие по временной нетрудоспособности;
— пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
— пособие по беременности и родам;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— пособие по безработице;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— пособие на санаторно-курортное лечение;
— социальное пособие на погребение;
— оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и управляет средствами государственного социального страхования. В ФСС входят следующие исполнительные органы: региональные отделения (они управляют средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ); центральные отраслевые отделения (управляют соответствующими средствами в отдельных отраслях хозяйства); филиалы отделений (региональных и центральных отраслевых).
Средства Фонда образуются из взносов работодателей (предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности), страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, добровольных взносов граждан и юридических лиц, иных поступлений. Направляются средства ФСС на выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей; оплату проезда к месту лечения и обратно; и другие.
Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования; разработка предложений о размерах страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке кадров для системы государственного социального страхования; организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования и другие.
Особым видом социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщиком и, следовательно, финансовым гарантом и плательщиком по основному объему различных видов страхового обеспечения по данному виду страхования является Фонд социального страхования РФ.
Основными видами обеспечения по данному виду страхования являются:
1. пособия по временной нетрудоспособности;
2. страховые выплаты (единовременные и ежемесячные — в соответствии с установленной учреждением МСЭ степенью утраты профессиональной трудоспособности);
3. оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию — если учреждение МСЭ определило нуждаемость в указанных видах помощи и разработало программу реабилитации пострадавшего (ПРП).
К дополнительным расходам, в частности, относятся:
— дополнительная (сверх предусмотренной ОМС) медицинская помощь, в том числе дополнительное питание и приобретение лекарств;
— посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим, в том числе осуществляемый членами его семьи;
— санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, а также стоимость проезда, проживания и питания сопровождающего лица;
— протезирование, а также обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности, в быту и др.;
— обеспечение специальными транспортными средствами (по медицинским показаниям), их текущий и капитальный ремонт и оплата горючесмазочных материалов;
— профессиональное обучение (или переобучение). Закон предусмотрел и компенсацию морального вреда пострадавшему, а также, при необходимости, создание для него специального рабочего места за счет работодателя.
3. Медицинское страхование (определение, виды)
Медицинское страхование — вид страхования, при котором его объектом являются расходы, связанные с оказанием медицинской помощи и восстановлением здоровья граждан.
Обычно в медицинском страховании страховое возмещение осуществляется не в денежной форме (как при других видах страхования), а в виде медицинских услуг.
Эта особенность определяет присутствие дополнительного участника в схеме медицинского страхования — медицинского учреждения.
Наличие 4 (а не 3) участников делает медицинское страхование одним из наиболее сложных видов страхового дела.
Как и другие виды личного страхования, медицинское страхование может быть добровольным и обязательным.
Добровольное медицинское страхование впервые появилось в Англии еще в XVII веке в качестве так называемых «Дружеских обществ», которые финансировали медицинскую помощь застрахованным.
Родиной обязательного медицинского страхования является Германия. В 1883 г. в этой стране был издан первый закон об обязательном медицинском страховании. Первоначально в круг застрахованных входили только рабочие. Плательщиками страховых взносов являлись работники и работодатели. В случае болезни застрахованные получали денежное пособие. Медицинских услуг это страхование долгое время не гарантировало. Лишь позднее медицинская помощь стала входить в пакет страхового возмещения в случае заболевания застрахованного.
Отличительные особенности добровольного и обязательного медицинского страхования
1. Обязательное медицинское страхование (ОМЗ) регулируется специальным законом, который определяет участников системы, размер страховых взносов, порядок их уплаты, объем и порядок страхового возмещения, а также другие наиболее важные моменты.
При добровольном медицинском страховании (ДМС) все это определяется договорами между участниками страхования.
2. Страхователями в системе обязательного медицинского страхования обычно выступают:
— государство;
— работодатели;
— граждане (застрахованные). При добровольном страховании страхователями могут быть:
— работодатели (коллективное страхование);
— граждане (индивидуальное страхование).
3. При обязательном медицинском страховании страхователь обязан заключать договор со страховой компанией, а при добровольном страховании договор заключается только на добровольной основе.
4. Размер страховых взносов при обязательном медицинском страховании устанавливается законодательно и определяется в процентном отношении от заработной платы застрахованных. Например, в Германии страховой взнос составляет 13,5% от заработной платы (половину этой суммы выплачивает застрахованный, половину — его работодатель).
Такой подход обеспечивает действие основополагающего принципа обязательного медицинского страхования — «принципа солидарности», в соответствии с которым медицинская помощь оказывается всем застрахованным в равном объеме, независимо от абсолютной величины страховых взносов.
При добровольном медицинском страховании действует другой принцип «принцип эквивалентности», при котором объем предоставляемой помощи напрямую связан со стоимостью страховки (размером страховых взносов).
5. Тарифы на медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, при обязательном медицинском страховании определяются на территориальном уровне специальной тарифной комиссией, в которую входят представители страховых компаний, органов государственного управления, а также профессиональных медицинских организаций.
При добровольном страховании тарифы на медицинские услуги устанавливаются по соглашению между страховой компанией и медицинской организацией.
Система медицинского страхования в России

История развития медицинского страхования в России

В России страховая медицина имеет пусть небольшую, но свою историю. 23 июня 1912 г. в России был принят закон, который впервые в стране ввел страхование на случай болезни. С этого момента начала действовать система страхования рабочих промышленных предприятий. Она распространялась только на крупные предприятия. Под ее действие не попадали рабочие, занятые в строительстве, на транспорте, в торговле, в сельском хозяйстве, а также прислуга и временные рабочие. Закон не распространялся на Сибирь и Среднюю Азию.
Больничные кассы выдавали своим участникам денежные пособия в трех случаях:
— по болезни или несчастному случаю, связанному с утратой трудоспособности (от 1/2 до 2/3 заработка для семейных и от 1/4 до 1/2 — для остальных);
— по случаю родов (от 10% до 50% заработка работницы);
— на погребение (от 20-кратного до 30-кратного дневного заработка умершего).
Пособие по болезни выплачивалось с 3—4-го дня. Организация медицинской помощи рабочим, например, создание больниц, в обязанности больничных касс не входила. Предусматривались лишь амбулаторное лечение и первая помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях — расходы возлагались на предпринимателей.
После Февральской революции Временное правительство попыталось улучшить действующую систему. Страхование на случай болезни распространялось на строителей и ремесленников, а также на мелкие предприятия, где постоянно трудились не менее 5 рабочих. Больничные кассы получили право в своих лечебных учреждениях оказывать помощь не только членам семей, но и самим застрахованным. Однако, как и прежде, средства больничных касс составлялись из взносов самих рабочих и доплаты предпринимателей.
В первые месяцы Советской власти больничным кассам были бесплатно переданы принадлежавшие предпринимателям больницы и амбулатории. Предпринимателей обязывали выдавать больничным кассам средства на строительство и оснащение лечебных учреждений из расчета 1 больничная койка на 100 рабочих и 1 родильная койка на 200 работниц. Кассы не только выплачивали пособия, но и повсеместно занимались организацией бесплатной медицинской помощи рабочим. Денежные средства кассы получали от предпринимателей — они платили страховые взносы.
Созданные тогда же объединенные больничные кассы, располагавшие значительными средствами, организовали амбулаторную и стационарную помощь, помощь экстренную и в ночное время.
Однако уже на I съезде медико - санитарных отделов (июнь 1918 г.) был поставлен вопрос об «организационном слиянии» государственной и страховой медицины. В феврале 1919г. было принято постановление Совнаркома «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву», а в марте 1919 г. — о ликвидации больничных касс.
В период НЭПа( 1921 — 1923 гг.) произошел временный возврат к элементам страховой медицины, однако было сохранено единство советского здравоохранения при активном участии страховых компаний в организации медицинской помощи застрахованным, а период такой организации был кратковременным.
Кризисная ситуация, сложившаяся в нашем здравоохранении в конце 80-х — начале 90-х гг., заставила вспомнить историю больничных касс в нашей стране и изучить современный зарубежный опыт организации медицинского страхования.

4.2. Правовые основы медицинского страхования в России

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign