LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник и проводится, во-первых, по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка, во-вторых, в зависимости от имеющегося заболевания.
Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация профилактических осмотров. Выделяют следующие виды профилактических осмотров: профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка по месту жительства или в детском учреждении; углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру предшествует проведение определенных функционально-диагностических исследований; комплексные профилактические осмотры, при которых здоровье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов.
В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:
— дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения;
— дети, посещающие детские дошкольные учреждения;
— школьники.
Для первой группы детей наиболее целесообразным является выделение в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты в поликлиниках принимают только здоровых детей. Число таких дней работы во многом зависят от мощности поликлиники.
Так, в крупных городских поликлиниках выделяют 2 дня в неделю, причем поликлиника открыта для здоровых и для находящихся под диспансерным наблюдением детей всех возрастов. Для упорядочения работы матерям вручают памятку о том, какими специалистами должен быть осмотрен ребенок в различные возрастные периоды его жизни. В вестибюле вывешивается хорошо оформленная справка аналогичного содержания.
Частота профилактических осмотров врачами-специалистами предусмотрена так, чтобы своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья детей и организовать необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.
В настоящее время профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с «декретированными возрастными группами»:
1) перед поступлением в дошкольное учреждение;
2) за год до поступления в школу;
3) перед поступлением в школу;
4) конец первого года обучения;
5) переход к предметному обучению;
6) пубертатный период (14— 15 лет);
7) перед окончанием общеобразовательного учреждения — 10—11 класс (15—17 лет).
По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья детей. На каждого ребенка с выявленными заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного больного» (ф. 030/у). «Контрольная карта» наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) отражает такие данные о больном, которые помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения.
Каждому больному, взятому на учет, должно быть обеспечено тщательное наблюдение и активное лечение. Содержание диспансерной работы должно быть отражено в индивидуальных планах диспансерного наблюдения, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного и вносятся в «Историю развития ребенка».
В конце года врачи составляют на каждого состоящего на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья и эффективности проведения лечебно-профилактических мероприятий. Критериями оценки результатов проводимой диспансеризации являются: выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение. Эта общая оценка делается на основании данных записей «Истории развития», жалоб, объективного состояния.
Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то одновременно составляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год. После оформления эпикризов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по отдельным нозологическим группам за истекший год и его результат представляет заведующему отделением, которой составляет сводный отчет об итогах диспансерной работы за прошедший год. После анализа проведенной работы планируются мероприятия, направленные на повышение качества диспансерного обслуживания детей.
Диспансерный метод работы позволяет наиболее полно реализовать одно из важнейших положений профилактической работы — не только сохранять, но и улучшать здоровье здоровых.
Лечебная работа
Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:
— лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления;
— прием в детской поликлинике реконвалесцентов острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих;
— активное заявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление;
— проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры, водолечения);
— осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими дошкольными учреждениями, стационарами, санаториями;
— экспертиза временной нетрудоспособности;
— организация госпитализации.
Организация приема детей в поликлинике должна обеспечивать им квалифицированную медицинскую помощь в возможно короткие сроки.
Особенность работы детской поликлиники заключается в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому. В поликлинике проводится прием, в основном, здоровых детей, а также страдающих хроническими заболеваниями, повторных больных с инфекционными заболеваниями без острых явлений и реконвалесцентов после острых заболеваний.
Участковый педиатр активно (без вызова) посещает больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации.
Ежедневное наблюдение врача и медицинской сестры вплоть до выздоровления в возрасте до 1 года с любым заболеванием, оставленным для лечения на дому должно быть правилом работы детских поликлиник. В среднем отношение активных посещений к первичным вызовам составляет 2:1.
Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком.
По заявке лечащего врача детская городская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функциональных исследований и консультаций врачей «узких» специальностей.
Заведующая отделением детской городской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную помощь.
Участковый врач в случае необходимости организует госпитализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки ребенка из стационара, уделяет особое внимание нуждающиеся в долечивании — систематическом наблюдении в домашней обстановке. При направлении ребенка в стационар лечащий врач подробно указывает диагноз заболевания, тяжесть состояния, длительность и течение заболевания, проведенное лечение и обследования, индивидуальные особенности ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях или в школе. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, карантин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необходимых лечебных и диагностических мероприятий, лабораторных обследований в соответствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской сестры или ее регулярное посещение несколько раз вдень. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи, а участковый врач ежедневно посещает ребенка до полного выздоровления. Ребенок должен быть осмотрен заведующим отделением.
При выявлении хронической патологии у ребенка его следует взять под диспансерное наблюдение либо участкового педиатра, либо врача соответствующего профиля.
Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности одного из членов семьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями.
Противоэпидемическая работа
Структура и организация работы детской поликлиники предусматривают элементы противоэпидемического режима: оказание помощи на дому, остро заболевшие, выделение дней для профилактического приема, разделение по этажам кабинетов участковых врачей и врачей «узких» специальностей.
Ребенок, приведенный (принесенный) матерью на прием, предварительно в фильтре должен осматриваться медицинской сестрой с целью выявления симптомов инфекционного заболевания. В случае выявления такового или подозрения на него ребенок должен направляться в бокс, непосредственно примыкающий к фильтру и имеющий отдельный вход, где его принимает врач.
Однако в настоящее время большинство поликлиник ограничивается выделением входов для больных и здоровых детей с отдельным выходом из поликлиники.
В деятельности участковых педиатров борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение эпидемиологического благополучия занимает видное место. Этот вид деятельности участковых врачей осуществляется под руководством и контролем центра санэпиднадзора. Основными задачами этой работы являются: раннее выявление и госпитализация инфекционных больных, наблюдение за возможным очагом инфекционного заболевания, контактными лицами, реконвалесцентами и бациллоносителями. Врачи несут ответственность за санитарное состояние на участке и организуют профилактические прививки.
Участковый врач обеспечивает раннюю диагностику инфекционных заболеваний, устанавливает наблюдение за здоровьем детей, бывших в контакте с заболевшими. Сообщение об инфекционных заболеваниях в центр санэпиднадзора немедленно передается по телефону. В поликлинике ведется «Журнал регистрации инфекционных заболеваний» (уч.ф.060/у). Ежемесячно в целом по поликлинике составляется отчет «О движении инфекционных заболеваний».
Обязательной госпитализации подлежат дети с инфекционным гепатитом, менингитом, полиомиелитом, дифтерией, а также дети с острыми кишечными заболеваниями,
Дети, перенесшие инфекционные заболевания, берутся поддиспансерное наблюдение. Им проводятся контрольные обследования, при необходимости повторные курсы лечения, оздоровительные мероприятия.
Снимают с учета ребенка в порядке комиссионного решения участкового педиатра и эпидемиолога.
Огромную роль в снижении инфекционной заболеваемости сыграло внедрение средств активной иммунизации детского населения.
В городах профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках, а в сельской местности в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях. Детям, посещающим дошкольные учреждения и школы, делают прививки в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.
О днях проведения профилактических прививок детям необходимо заранее оповещать родителей.
После проведения прививки участковая медицинская сестра должна выяснить характер реакции на прививку, сообщить участковому педиатру и зафиксировать данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка».
Проведение учета и контроля за профилактическими прививками осуществляется при помощи «Карты учета профилактических прививок» (учетная форма №063/у). Форма 063/у заполняется на каждого новорожденного и каждого ребенка вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники.
Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируется прививочная карточка. Важным разделом организации прививочной работы в поликлинике является полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники.
Непосредственным помощником участкового врача-педиатра является участковая медицинская сестра, в обязанность которой входит:
— оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача;
— санитарно-просветительная работа (выставки, уголки здоровья и т.д.);
— дородовый патронаж беременных женщин своего территориального участка;
— посещение новорожденных совместно с участковым врачом-педиатром в первые три дня после выписки из родильного дома;
— обеспечение систематичности наблюдения за здоровыми и больными детьми;
— контроль выполнения родителями лечебных назначений;
— планирование профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения, и приглашение их на прививку в поликлинику;
— работа по своевременной организации врачебных осмотров детей, состоящих на диспансерном учете, по плану диспансеризации;
— оказание помощи врачу при проведении медицинских осмотров детей (проводит антропометрию, выписывает рецепты, справки, направления, листки нетрудоспособности, выписки, следит за очередностью приема);
— беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.
Наряду с участковой службой в детских поликлиниках организована широкая специализированная помощь, являющаяся составной частью «единой цепочки» поликлиника — стационар — санаторий.
Специализированная медицинская помощь может быть представлена в виде:
— специализированных кабинетов поликлиники;
— районных и межрайонных специализированных диспансеров.
В крупных городах создаются специализированные центры, в состав которых входят амбулаторное звено (консультативный поликлинический приезд), специализированный стационар, специализированный санаторий.
В зависимости от мощности поликлиники объем представленной в ней специализированной помощи может быть различным.
Районные специалисты ведут прием на базе одной из детских поликлиник, а межрайонные — в каждом из прикрепленных районов.
Специализированные кабинеты поликлиник должны быть оснащены современной аппаратурой для проведения диагностических и лечебных мероприятий.
Врач «узкой» специальности работает в тесном контакте с другими врачами детской поликлиники, участвует в оздоровлении детей в школах и дошкольных учреждениях.
Для проведения диспансеризации детей и лечения острых больных врачи узких специальностей детских поликлиник, как правило, закрепляются за определенными педиатрическими участками, школами и дошкольными учреждениями, расположенными на этих участках. Это позволяет специалисту детской поликлиники в течение ряда лет наблюдать за одними и теми же контингентами детей.
По достижении 15-летнего возраста или завершении обучения в образовательном учреждении дети, состоящие на учете в детской поликлинике, переводятся под наблюдение в поликлиники для взрослых.
С целью анализа, деятельности детской поликлиники, помимо расчета общепринятых показателей, характерных для любого амбулаторно-поликлинического учреждения (показатели нагрузки, диспансеризации и т.д.), целесообразно рассчитывать:
Показатели работы детской поликлиники.
1. Охват детей первого года жизни систематическим врачебным наблюдением:

Число детей первого года жизни, находящихся
под систематическим наблюдением врача-педиатра ?100%
Число детей, достигших одного года жизни в отчетном году

2. Частота грудного вскармливания (%):
Число детей, находившихся до 3 месяцев (6 месяцев)
_______________на грудном вскармливании______________?100%
Число детей, достигших одного года жизни в отчетном году

3. Частота расстройств питания у детей первого года жизни (в %):
Число детей, у которых в течение первого года жизни
____________выявлено расстройство питания____________?100%
Число детей, достигших одного года жизни в отчетном году

4. Частота активного рахита у детей первого года жизни (%):
Число детей с проявлениями активного рахита в течение
__________________первого года жизни__________________?100%
Число детей, достигших одного года жизни в отчетном году

5. Индекс здоровья:
Число детей, ни разу не болевших в течение
__________________первого года жизни_______________?100%
Число детей, достигших одного года жизни в отчетном году

6. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами (%):

Число детей, охваченных профилактическими осмотрами ?100%
Число детей, подлежащих профилактическим осмотрам

7. Полнота охвата детей профилактическими прививками (%):

Число детей, охваченных профилактическими прививками ?100%
Число детей, подлежащих иммунизации

8. Заболеваемость детей (на 1000 детей):

Число впервые выявленных заболеваний у детей?100%
Среднегодовое число детей, проживающих на
территории обслуживания детской поликлиники

Кроме того, в детской поликлинике рассчитываются показатели врожденной нетрудоспособности по уходу за больными детьми, показатели объема, качества и эффективности диспансерного наблюдения.
Ряд показателей, характеризующих основные параметры здоровья детей, были описаны в соответствующих главах, там же приведены основные формулы их расчета.
Детские дошкольные учреждения
К детским дошкольным учреждениям относятся детские ясли, детские сады и детские сады-ясли, а также детские дошкольные учреждения общего назначения санаторного типа и специального назначения (для детей с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта и т.д.)
Кроме того, могут создаваться детские дошкольные учреждения (группы) интернатного типа (для детей старше 1 года). Для детей старше 3-х лет могут быть организованы дежурные группы, которые работают как в будние, так и в воскресные и праздничные дни. Детские дошкольные учреждения специального назначения функционируют круглосуточно, как учреждения интернатного типа.
Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка.
Лечебно-профилактическую помощь детям в детских дошкольных учреждениях организует детская поликлиника, для чего в ее составе создаются специальные школьно-дошкольные отделения.
Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
Подготовку детей в школу осуществляет участковый врач-педиатр детской поликлиники.
Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиоревматолог, эндокринолог, дерматовенеролог и т.д.) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся детям 3 и 5 лет.
Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи-специалисты снова осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его Функциональную готовность к школе.
Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в «Медицинской карте ребенка» (учетная форма №026/у), которая передается в школу к началу учебного года.
Всю лечебно-профилактическую работу с детьми в школах до недавнего времени осуществляли, помимо медицинских сестер, врачи дошкольно-школьных отделений детских поликлиник. Однако, как и в детских дошкольных учреждениях, в дальнейшем их планируется заменить специально подготовленными средними медицинскими работниками. Медицинский работник школы обязан:
— проводить амбулаторный прием в школе и оказывать медицинскую помощь нуждающимся;
— организовывать и проводить периодические профилактические медицинские осмотры школьников и на основе их результатов разрабатывать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
— обеспечивать динамическое наблюдение за диспансерной группой больных и проводить их оздоровление;
— осуществлять медицинский контроль за проведением физического воспитания, режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся; за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
— заниматься профилактикой травматизма, учетом и анализом всех случаев травм; санитарно-просветительной работой среди персонала школы, родителей и учащихся.
Для детей, которым семья по тем или иным причинам не может обеспечивать правильное воспитание, создаются школы-интернаты (общего типа; для детей с недостатками умственного или физического развития, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Кроме того, школы-интернаты создаются для углубленного изучения отдельных предметов (языковые, спортивные и т.д.). В школах-интернатах дети находятся на полном государственном обеспечении круглосуточно и лишь на воскресные, праздничные дни, а также на каникулы по желанию возвращаются в семьи. Школы-интернаты требуют особого внимания со стороны детской поликлиники.
В школах-интернатах, помимо обычных школьных помещений, должны быть предусмотрены спальни.
Разделы работы медицинских работников школ-интернатов общего типа и углубленного изучения отдельных предметов во многом совпадают с разделами работы медицинских работников обычных школ, а в специализированных — с разделами работы медицинских работников детских домов.
Летняя оздоровительная работа с детьми школьного возраста осуществляется в лагерях отдыха.
С целью оздоровления больных детей с хроническими заболеваниями профсоюзными органами совместно с органами народного образования и здравоохранения на летний период создаются лагеря отдыха санаторного типа.
Дом ребенка
Дом ребенка — это государственное лечебно-воспитательное учреждение для детей от рождения до 3-х лет. В специализированных домах ребенка содержатся дети с дефектами физического или психического развития, с тяжелыми нарушениями слуха и речи до 4-х летнего возраста. В дом ребенка принимаются: сироты, дети одиноких матерей, покинутые дети, а также дети, родители которых по суду лишены родительских прав или отбывают наказание.
Дома ребенка находятся в ведении органов здравоохранения, и дети принимаются туда только по путевкам местных органов здравоохранения.
Организация стационарной помощи детям
Детские стационары могут быть объединенными (с детской поликлиникой) и необъединенными; по профилю — многопрофильными и специализированными, различной коечной мощности.
В организации работы детского стационара детской больницы много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако имеются и некоторые свои особенности.
Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и Детских учреждений.
Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:
1. Направление.
2. Подробная выписка из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.
3. Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия — 24 часа).
4. Справка о проведенных прививках.
Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3—4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера—Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2—3-х изолированных смотровых кабинетов и одного-двух санпропускников.
Для оказания неотложной помощи ребенку в приемном отделении должен быть постоянный набор необходимых медикаментов и средств первой помощи. При приемном отделении организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции больных.
Врач приемного отделения должен собрать тщательный анамнез, произвести осмотр больного, установить предварительный диагноз, назначить и провести лечение (при необходимости), решить в какое отделение направить больного и возможен ли допуск матери к уходу за ребенком.
В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.
Врачи приемного отделения работают в тесном контакте с врачами-специалистами отделений больницы. В приемном отделении ведется журнал приема детей на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделений о количестве свободных мест по отделениям. При отсутствии стола справок через приемное отделение родители получают сведения о состоянии здоровья ребенка.
Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту и по характеру заболеваний. В зависимости от возраста выделяют следующие отделения (палаты): для недоношенных, для новорожденных, для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные и другие узкопрофильные отделения (палаты).
Оборудования палат и оснащение отделений зависит от их профиля и диктуется спецификой работы и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения детей и выполнения персоналом служебных обязанностей.
В отделениях для детей дошкольного и школьного возрастов палаты должны быть небольшие — с числом коек не более четырех. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог следить за состоянием детей и их поведением.
Важной особенностью организации работы этих отделений является необходимость проведения там воспитательной работы с детьми. Для этой цели в детских больницах устанавливаются специальные должности педагогов-воспитателей, С больными, которые лечатся в стационаре длительное время, проводится также и учебная работа. В отделении должны быть предусмотрены столовые, игровые, веранды или прогулочные комнаты, хорошо оборудованный участок для прогулок на территории больницы. Отделения должны быть обеспечены игрушками, играми, книгами, материалами для вырезания, рисования, лепки, изготовления самодельных игрушек. Организация досуга детей в стационаре особенно важна в вечерние часы. Ручной труд, лепка, рисование, чтение вслух, проводимые в конце больничного дня, улучшают настроение детей и способствуют спокойному сну. Немаловажная роль в правильной организации досуга детой принадлежит палатным медицинским сестрам. Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.
В комплексе лечебных мероприятии важное значение имеет правильное, организованное питание детей. Для этого дети грудного возраста госпитализируются с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрасту.
В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. Для предотвращения заноса инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать только не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больными детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство).
Возглавляет работу детского отделения стационара заведующий. На должность заведующего отделением детской больницы назначается квалифицированный врач, имеющий опыт работы по соответствующей специальности. Заведующий отделением подчиняется главному врачу больницы и заместителю главного врача по медицинской части. В повседневной работе он руководствуется положением о детской больнице, о своих функциональных обязанностях и другими официальными документами, а также указаниями и распоряжениями вышестоящих органов здравоохранения.
Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным детям.
Выписка ребенка из больницы производится: при полном его выздоровлении; при необходимости перевода его в другие лечебные учреждения; стойком улучшении состояния больного, когда дальнейшая госпитализация уже не нужна; при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении; по требованию родных или опекуна до излечения заболевания, если выписка не угрожает непосредственно жизни больного и не опасна для окружающих.
В последнем случае необходимо предупредить родителей о последствиях для здоровья ребенка несвоевременной выписки. О выписке больного ребенка по требованию родителей делается запись в истории болезни с указанием, что о несвоевременности выписки родители предупреждены. О выписке ребенка, требующего еще лечения на дому, немедленно сообщается детской поликлинике с необходимыми лечебными рекомендациями стационара, а позднее направляется эпикриз с подробным описанием проведенного обследования, лечения и необходимых рекомендаций на будущее.
Анатомо-физиологические особенности новорожденных, своеобразный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоношенных детей в составе детских больниц. Организация этих отделений позволяет создать особые условия для наиболее ранимого контингента больных, сконцентрировать, специально подготовленные в области физиологии и патологии периода новорожденное™, кадры, а также специальную аппаратуру и оборудование. Создание таких отделений дает возможность своевременно переводить заболевших новорожденных из родильных домов, что способствует более четкой организации и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в акушерских стационарах.
Организация работы отделений для новорожденных и недоношенных детей имеет весьма существенные особенности.
Основными задачами этих отделений являются:
— оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей;
— проведение организационно-методической работы и повышения квалификации педиатров по актуальным вопросам неонаталогии;
— анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе обслуживания.
В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.
Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных домов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обязательного согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.
Транспортировка новорожденных детей производится в специально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащенной кузовом, в сопровождении среднего медицинского персонала, подготовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных детей.
В отделение реанимации и интенсивной терапии транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей производится по принципу «на себя» в специализированной транспортной реанимационной машине с врачом реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленным по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.
На базе детских поликлиник или стационаров детских больниц организуются дневные стационары.
В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационарному (по объему и интенсивности), но находятся под наблюдением медперсонала только в дневные часы.
Длительность работы стационара должна составлять не менее 10 часов при 6-дневной рабочей неделе. Количество коек определяется материально-техническими возможностями базового учреждения, а также потребностью в данном профиле коек. Целесообразна организация дневных стационаров по тем или иным профилям патологии: гастроэнтерологические, неврологические, диагностические и т.д. Длительность лечения ребенка зависит от профиля патологии и составляет в среднем 2—3 недели.
Больные в дневном стационаре пользуются 2-разовым питанием по действующим нормативам для стационаров и дополнительно за счет привлеченных средств предприятий, общественных фондов.
Приготовление пищи больным осуществляется в пищеблоке лечебного учреждения, в составе которого находится дневной стационар. Контроль за качеством пищи возлагается на врача-диетолога больницы и органы санэпиднадзора.
Больничные листы и справки по уходу за больными детьми родителям на период лечения в дневном стационаре не выдаются, ибо уход, кормление и лечение детей берет на себя дневной стационар.
Работа дневного стационара проводится в тесном контакте с амбулаторно-поликлинической и стационарными службами лечебно-профилактических учреждений.
Документация стационара детской больницы, как и расчет количественных и качественных показателей деятельности принципиально не отличаются от таковых в стационаре для взрослых.
Глава 16 ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Здоровье полости рта является важным условием нормального общего физического состояния организма человека. Известно, что имеется тесная связь почти всех неинфекционных болезней с поражением зубов и полости рта. Возникновение у людей различных видов патологии сердечнососудистой системы, ревматизма, нефропатии, многих инфекционно-аллергических состояний, болезней желудочно-кишечного тракта и печени рассматривается клиницистами в связи со стоматологическими заболеваниями.
При наличии очагов хронической инфекции в полости рта частота соматических болезней повышается в 2—4 раза, а при выявлении еще и неудовлетворительного индекса гигиены полости рта — более чем в 5 раз. Поэтому задача охраны здоровья населения не может быть решена без устранения стоматологической патологии.
Стоматологическая помощь уже давно относится к числу самых массовых видов медицинской помощи. При этом в 99% случаев больные обслуживаются в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В структуре стоматологических заболеваний, требующих госпитализации (около 1 % больных), ведущее место занимают одонтогенные воспалительные заболевания, новообразования и травмы челюстно-лицевой области.
Сегодня Министерство здравоохранения России, органы здравоохранения регионов страны и муниципальных советов в пределах своей компетенции осуществляют планирование мероприятий по развитию стоматологической помощи населению и контроль за деятельностью подведомственных стоматологических служб. На всех административных уровнях управления здравоохранением назначается главный специалист по стоматологии.
Подготовка врачей-стоматологов осуществляется на стоматологических факультетах медицинских вузов. Наряду с этим, в России до сих пор продолжается выпуск зубных врачей со средним медицинским образованием. Сегодня показатель обеспеченности населения кадрами всех врачей, стоматологического профиля составляет в среднем 4,7 (в ряде крупных городов — более 5) специалиста на 10 тысяч жителей.
Согласно действующей в России номенклатуре врачи-стоматологи с высшим образованием могут работать в учреждениях здравоохранения как по основной специальности «стоматология», так и по специальностям, требующим углубленной подготовки: «ортодонтия», «стоматология детская», «стоматология терапевтическая», «стоматология ортопедическая», «стоматология хирургическая».
Амбулаторная стоматологическая, помощь городскому населению оказывается в различных типах специализированных лечебно-профилактических учреждений. К ним относятся:
1) государственные и муниципальные стоматологические поликлиники (для взрослых и детские);
2) стоматологические подразделения (отделения и кабинеты) в составе других государственных учреждений здравоохранения (территориальные поликлиники, медико-санитарные части, больницы, диспансеры, женские консультации и др.);
3) стоматологические кабинеты в немедицинских организациях (школы и дошкольные учреждения, высшие и средние специальных учебные заведения);
4) частные стоматологические клиники.
В сети государственных стоматологических учреждений страны за последние десять лет каких-либо серьезных изменений не произошло. Общее количество стоматологических поликлиник в эти годы практически оставалось неизменным и составляет сегодня около 950 учреждений. При этом несколько сократилось число стоматологических подразделений (отделений и кабинетов) в составе других организаций.
Переход к рыночным отношениям в сфере здравоохранения, либерализация цен, развитие нового гражданского законодательства — все это способствовало бурному росту в течение последнего десятилетия частных стоматологических клиник. Сегодня частный сектор стоматологической помощи представлен как различными по своей организационно-правовой форме коммерческими структурами (производственные кооперативы, хозяйственные общества и товарищества), так и отдельными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность по оказанию стоматологических услуг индивидуально (без образования юридического лица).
Основную массу частных стоматологических служб составляют небольшие амбулатории (в среднем на 2—3 кресла) и отдельные кабинеты. Реже встречаются более крупные клиники и даже целые сети клиник, которые можно встретить практически только в больших городах.
В условиях свободного рынка медицинских услуг у населения появилась реальная возможность выбора стоматологического учреждения и врача. Причем сегодня платная стоматологическая помощь уже стала важнейшим фактором финансового состояния не только частных, но и государственных стоматологических учреждений. В этих условиях уже идет конкуренция между клиниками за привлечение пациента, что в известной мере способствует повышению качества стоматологической помощи в целом.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 26.11.99 №1194 «О программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью» за счет средств ОМС гражданам предоставляется помощь при заболеваниях зубов и полости рта. Кроме того, за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется льготное протезирование зубов определенным категориям граждан, включая детей до 18 лет, пенсионеров по старости, инвалидов войн, инвалидов с детства, инвалидов труда I и II групп, героев Советского Союза, героев РФ, полных кавалеров орденов Славы, жителей блокадного Ленинграда, ветеранов боевых действий на территории других стран, и т.д.
При обеспечении граждан бесплатной помощью необходимо сочетать известные принципы централизации и децентрализации в организации стоматологических служб. При централизованной форме прием населения проводится непосредственно в стоматологической поликлинике или в стоматологическом отделении (кабинете) другого лечебно-профилактического учреждения.
Децентрализованная форма обслуживания предусматривает создание постоянно действующих стоматологических кабинетов на предприятиях и в организациях. Преимущество этой формы заключается в том, что, во-первых, обслуживание населения происходит на месте и постоянно; во-вторых, имеется возможность полного медицинского обслуживания работающих или учащихся; в-третьих, увеличивается возможность более тесного контакта врача с пациентом. В оказании стоматологической помощи детям целесообразна децентрализованная форма ее организации на базе учреждений образования.
Организация работы стоматологической поликлиники
Среди всех медицинских учреждений, оказывающих стоматологическую помощь, особое место занимает стоматологическая поликлиника. Стоматологическая поликлиника — это лечебно-профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Стоматологические поликлиники различаются:
1. По уровню обслуживания: республиканские, краевые, областные, городские, районные.
2. По подчиненности: территориальные, ведомственные.,
3. По источнику финансирования, бюджетные, хозрасчетные.
4. По категориям: в зависимости от мощности, которая определяется числом посещений в смену.
Стоматологическая поликлиника создается в установленном порядке и осуществляет свою деятельность на правах самостоятельного учреждения здравоохранения. Границы района деятельности поликлиники, перечень организаций, которые она обслуживает, устанавливаются органом управления здравоохранением по подчиненности поликлиники. Основными задачами стоматологической поликлиники являются:
а) проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди населения и в организованных коллективах;
б) организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление больных с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение;
в) оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи населению. Для осуществления основных задач поликлиника организует и проводит:
— в плановом порядке, по графикам, согласованным руководителями предприятий и организаций, профилактические осмотры работников промышленных предприятий, строительных организаций, учащихся высших и средних учебных заведений, работников и учащихся других организованных коллективов с одновременным осуществлением лечения выявленных больных;
— осуществление полной санации полости рта всем лицам, обращающимся в поликлинику по вопросам оказания стоматологической помощи;
— полную санацию полости рта у допризывных и призывных контингентов;
— оказание экстренной медицинской помощи больным при острых заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области;
— диспансерное наблюдение за определенными контингентами больных стоматологического профиля;
— оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи с осуществлением своевременной госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении;
— экспертизу временной нетрудоспособности больных, выдачу больничных листков и рекомендаций по рациональному трудоустройству, направление во врачебно-трудовые экспертные комиссии лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
— весь комплекс реабилитационного лечения патологий челюстно-лицевой области и, прежде всего, зубное протезирование и ортодонтическое лечение;
— анализ заболеваемости населения стоматологическими болезнями, в том числе заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих, работающих на промышленных предприятиях, расположенных на территории обслуживаемого района, а также разработку мероприятий по снижению и устранению причин, способствующих возникновению заболеваний и их осложнений;
— отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
— внедрение современных методов диагностики и лечения, новой медицинской техники и аппаратуры, лекарственных средств;
— санитарно-просветительную работу среди населения с привлечением общественности, Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и использованием всех средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, кино и т.д.);
— мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
В состав стоматологической поликлиники могут входить следующие подразделения (схема 1):
— регистратура;
— отделения терапевтической и хирургической стоматологии (в том числе в соответствующих случаях — детские);
— отделение ортопедической стоматологии с зуботехнической лабораторией;
— вспомогательные подразделения (кабинеты рентгенодиагностики, физиотерапии);
— передвижные стоматологические кабинеты;
— кабинет неотложной стоматологической помощи;
— административно-хозяйственная часть;
— бухгалтерия.
В структуре стоматологических поликлиник предусматривается создание смотровых кабинетов. Работающие в них врачи обеспечивают обоснованное направление больных к врачам поликлиники, которые оказывают специализированную стоматологическую помощь. Врачи-стоматологи смотровых кабинетов могут и сами оказывать помощь больным при отсутствии возможности направить их в соответствующее отделение.
Кроме того, в поликлинике могут быть организованы отделения и кабинеты по оказанию узкоспециализированной помощи стоматологическим больным. К ним относятся кабинеты профилактики, пародонтологии, ортодонтии, кабинет для приема больных с патологическими изменениями слизистой оболочки полости рта, кабинет функциональной диагностики, аллергологический кабинет.
В структуре республиканских, областных, городских стоматологических поликлиник создаются организационно-методические кабинеты, сотрудники которых совместно с главными специалистами проводят организационно-методическую работу по стоматологии, ее планирование, анализ деятельности учреждений, разрабатывают мероприятия по повышению качества стоматологической помощи населению.
Стоматологическая поликлиника республиканского, краевого, областного подчинения:
— осуществляет организационно-методическое руководство стоматологическими поликлиниками, отделениями и кабинетами, расположенными на соответствующей территории;
— анализирует заболеваемость на этой территории, потребность в стоматологической помощи и разрабатывает мероприятия, направленные на ее совершенствование;
— обеспечивает в необходимых случаях выезды специалистов в населенные пункты сельской местности для проведения в них всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Непосредственное руководство стоматологической поликлиникой осуществляет главный врач, права и обязанности которого определяются соответствующим положением. Администрация поликлиники, совместно с общественными организациями устанавливает правила внутреннего трудового распорядка. Режим работы поликлиники определяется органом здравоохранения по подчиненности с учетом потребности населения и конкретных условий.
Стоматологическая поликлиника, оснащенная современным оборудованием, укомплектованная квалифицированными кадрами, владеющими современными методиками диагностики и лечения стоматологических заболеваний, обеспечивает наиболее высокое качество медицинской помощи.
Важным разделом работы стоматологической помощи является профилактическая деятельность. С целью активной борьбы с кариесом зубов и другими наиболее распространенными стоматологическими заболеваниями стоматологические поликлиники проводят плановую санацию зубов и полости рта детям в школах и дошкольных учреждениях, студентам вузов и учащимся техникумов, профтехучилищ, рабочим-подросткам, рабочим, связанным с профессиональными вредностями, призывникам, беременным женщинам и другим контингентам населения
Регистратура играет большую роль в организации приема и регулировании потока больных, которое осуществляется выдачей талонов или предварительной записью на прием. Первичные талоны выдаются на прием к хирургу или на плановый прием к терапевту, к специалисту узкого профиля (парадонтологу, специалисту по заболеваниям слизистой полости рта). Ортопедическое и детское отделения имеют, как правило, свои регистратуры.
Кроме регулирования посещений регистратура выполняет еще ряд важных функций: оформление и хранение амбулаторных историй болезни, их подбор, доставку в кабинеты и раскладку после приема, оформление листков временной нетрудоспособности и их регистрацию; имеет справочно-информационную службу; осуществляет финансовые расчеты с пациентами по оплате платных медицинских услуг.
В организации приема больных в стоматологической поликлинике большая роль принадлежит дежурному стоматологу. Он оказывает при необходимости неотложную стоматологическую помощь, осматривает пациента и определяет объем, необходимой ему дальнейшей стоматологической помощи, направляет больных к другим специалистам поликлиники.
Повторные посещения больными поликлиники назначаются и регулируются лечащими врачами. При правильной организации работы больной наблюдается одним врачом до полной санации. Некоторые стоматологические поликлиники проводят работу по участковому принципу, что повышает ответственность каждого врача, позволяет оценивать эффективность его работы и контролировать качество помощи.
В ряде поликлиник повышение качества стоматологической помощи обеспечивается путем введения гарантийной системы обслуживания: по окончании лечения и полной санации полости рта больному выдается так называемый «санационный» талон, который дает больному право в случае обнаружения дефектов обратиться к врачу в любое время вне очереди в течение года со дня выдачи талона.
Основными разделами работы врача-стоматолога, работающего в поликлинике, являются:
— оказание лечебно-профилактической, хирургической или ортопедической помощи по обращаемости;
— проведение консультаций для врачей других специальностей;
— диспансерное наблюдение за определенными группами стоматологических больных;
— проведение плановой санации полости рта у определенных контингентов населения;
— санитарно-просветительная работа.


Детское стоматологическое отделение работает преимущественно по методу плановой санации. Этот метод реализуется в два этапа:
1-й этап — осмотр полости рта, определение нуждаемости в различных видах стоматологической помощи и ее объема;
2-й этап — оказание необходимой лечебно-профилактической помощи в возможно более короткие сроки до полной санации. В ряде случаев плановая санация предусматривает и третий этап — последующее систематическое активное наблюдение за больными, т. е. диспансерное наблюдение.
Плановая санация организованных детских коллективов производится по специальному графику. За выполнение этого графика несет ответственность не только стоматологическая поликлиника, но и администрация школ, детских садов.
Плановой санацией охватываются и некоторые контингенты взрослого населения: инвалиды Великой Отечественной войны, беременные женщины, допризывники, соматические больные, состоящие под диспансерным наблюдением у терапевта, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, представители некоторых профессий.
Особого внимания заслуживает организация работы ортопедического отделения. Зубопротезная помощь оказывается на заключительном этапе лечения стоматологических больных, после проведения полной санации.
Ортопедическое отделение имеет свою регистратуру, смотровой кабинет, кабинеты врачей-протезистов, зуботехническую лабораторию, может иметь кабинет врача-ортодонта. Больной, нуждающийся в зубопротезировании, обращается в регистратуру ортопедического отделения. При наличии справки о полной санации на него заводится специальная амбулаторная карта и выдается талон на прием к врачу смотрового кабинета. В смотровом кабинете составляется план протезирования, после чего больной направляется на прием к лечащему врачу-стоматологу-ортопеду, который осматривает больного, знакомится с планом протезирования и оформляет наряд на изготовление протезов. После оплаты зубопротезных работ в лаборатории начинается изготовление протезов.
Кроме изготовления новых протезов в ортопедическом отделении производится ремонт и замена старых протезов, даются консультации по вопросам протезирования зубов и ортопедического лечения стоматологических заболеваний. В некоторых крупных поликлиниках оказывается специализированная ортодонтическая помощь.
Бесплатным зубопротезированием обеспечиваются инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда I и II групп, персональные пенсионеры, дети и некоторые другие контингенты населения.
Стоматологические поликлиники оказывают в случае необходимости помощь больным на дому по вызову врачей территориальных поликлиник. Для оказания стоматологической помощи на дому в поликлинике имеется портативная аппаратура. На дому осуществляются все необходимые виды помощи, включая зубопротезирование. Квартирные вызовы обслуживаются или специально выделенными для этого врачами, или всеми врачами поликлиники в порядке очередности.
Неотложная стоматологическая помощь в часы работы поликлиники оказывается дежурными стоматологами, в выходные и праздничные дни, а также в ночное время — в специальных пунктах неотложной стоматологической помощи, которые организованы в нескольких поликлиниках города.
Большое место в работе стоматологической поликлиники занимает диспансеризация стоматологических больных. Под диспансерным наблюдением находятся больные с активно протекающим кариесом зубов, с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта, хроническим остеомиелитом челюстей, злокачественными новообразованиями лица и полости рта, врожденными расщеплениями губы и неба, аномалиями развития и деформации челюстей и др. Отбор таких больных проводится как в ходе профилактических осмотров и плановой санации, так и при обращениях к стоматологам для оказания медицинской помощи.
Поликлиника работает по планам, в которых предусматриваются конкретные организационные и лечебно-профилактические мероприятия. Учет деятельности поликлиники осуществляется в порядке, установленном органами управления здравоохранения по учетным и отчетным документам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Учет и оценка деятельности стоматологической службы
Решение задач организации стоматологической помощи населению невозможно без анализа статистических данных о работе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), содержащихся в отчетной и учетной документации. Деятельность отдельных врачей, учреждений и стоматологической службы в целом оценивается с помощью определенных статистических показателей. Важно не только владеть методикой расчета этих показателей, но и оценивать их в динамике, сравнивать с нормативами, средними показателями по региону, показателями других однопрофильных учреждений. Следует отметить, что наряду с экспертной оценкой и медицинскими стандартами показатели работы являются также важнейшими средствами контроля качества стоматологической помощи. Анализ деятельности стоматологической службы осуществляется для:
1) совершенствования организации работы стоматологических учреждений, текущего и перспективного планирования их деятельности и ресурсного обеспечения;
2) определения эффективности различных методов лечения и диагностики, новых медицинских технологий и новых форм организации труда персонала;
3) оценки всех компонентов (структуры, технологии и результатов) качества оказания стоматологической помощи населению.
Основную роль по организации первичного статистического учета в лечебно-профилактических учреждениях и по составлению отчетной документации выполняют кабинеты медицинской статистики. Функциями кабинета медицинской статистики являются:
1) организация статистического учета в подразделениях учреждения;
2) инструктаж работников, заполняющих отчетную документацию и контроль за правильным ведением документации и достоверностью содержащейся в ней информации;
3) составление сводных (ежедневных, ежемесячных, квартальных и т.д.) учетных документов и вычисление показателей, необходимых для оперативного управления;
4) составление периодических (ежемесячных, квартальных, полугодовых) отчетов и годового отчета и представление их в адреса и сроки, предусмотренные табелем государственной статистической отчетности;
5) проведение специальных статистических разработок по заданию руководства;
6) подготовка статистических материалов и участие в работе по анализу деятельности учреждения при составлении бизнес-планов;
7) подготовка статистических материалов для лицензирования и аккредитации учреждения;
8) рациональная организация хранения учетных документов и контроль за бесперебойным снабжением всех подразделений необходимыми учетными статистическими документами.
Основным отчетным документом медицинского учреждения любого профиля является годовой отчет «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении за__год» (форма №30) и вкладыши к отчету:
— «Сведения о медицинских кадрах» (форма № 17);
— «Сведения о деятельности лечебно-профилактического учреждения в системе ОМС за__год» (форма №52, форма №14).
Следует отметить, что в годовом отчете содержатся только самые элементарные, общие сведения не раскрывающие все специфические стороны и качественные характеристики деятельности стоматологической службы. По этой причине в каждом конкретном стоматологическом учреждении обычно заполняются различные вкладыши к годовому отчету, более подробно характеризующие особенности работы по оказанию стоматологической помощи населению.
Отчетные документы составляются в кабинете медицинской статистики на основании данных учетных статистических документов, которые заполняются работниками соответствующих подразделений.
В настоящее время для учета труда врачей стоматологического профиля используется система, основанная на измерении объемов работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ).
Приказом Минздрава СССР №50 от 25.01.1988 г. «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема» определен перечень 183 видов работ с соответствующей их оценкой в УЕТ, являющихся экономическим эквивалентом трудозатрат на выполнение лечебно-профилактических мероприятий по оказанию стоматологической помощи. Например, наложение пломбы при поверхностном или среднем кариесе учитывается как 1 УЕТ, сложное удаление зуба как 1,5 УЕТ, а шинирование при переломах челюстей составит 4 УЕТ.
Учет работы врачей по условным единицам трудоемкости обеспечивает:
1. Ориентацию работы врачей на получение конкретного результата, выраженного в УЕТ.
2. Стимулирование работы на оказание максимальной помощи в одно посещение.
3. Возможность разработки адекватной системы материального стимулирования работы врачей с учетом конечного результата.
4. Получение стоимостной оценки каждого случая санации одного больного.
5. Разработку плановой оценки трудовых затрат врачей на проведение одной санации.
6. Дифференциацию высокотрудозатратных видов работ по УЕТ.
7. Возможность получения экономической оценки трудозатрат и средств.
8. Четкие критерии для перехода на дифференцированную оплату труда врачей в зависимости от объема и качества труда.
Перечень видов работ, выраженных в УЕТ, разделен на две группы:
1. Взрослый прием.
2. Детский прием.
Виды работ по взрослому приему, в свою очередь, разделены на общие и связанные с терапевтическим, пародонтологическим, хирургическим и профилактическими приемами.
Необходимо обратить внимание, что для оценки каждого отдельного вида работ по детской стоматологии установлено большее число УЕТ. Например, такой вид работы детского стоматолога, как лечение пульпита с пломбированием 2 корневых каналов постоянного зуба цементом оценивается на взрослом приеме в 4,5 УЕТ, а на детском — в 5 УЕТ. Указанные различия в оценке трудозатрат на взрослом и детском приеме объясняются специфическими факторами, которые имеют место при оказании помощи детям: особенности психики, лабильность поведения и т.п.
В соответствии с существующими нормативами, врач стоматологического профиля при шестидневной рабочей неделе должен выполнять работу эквивалентную 21 УЕТ, при пятидневной — 25 УЕТ в рабочий день.
Основными учетными статистическими документами, используемыми в настоящее время в стоматологических учреждениях, являются:
— медицинская карта стоматологического больного (ф. №043/у);
— листок ежедневного учета работы врача-стоматолога, зубного врача стоматологической поликлиники, отделения, кабинета (ф. №37/у-88);
листок ежедневного учета работы врача-стоматолога-ортопеда (ф. №037-1 /у);
дневник учета работы врача-стоматолога-ортодонта (ф. 039 — 3/у -88);
— дневник учета работы врача стоматолога-ортопеда (ф. 039;4/у);
— контрольная карта диспансерного наблюдения 030/у;
— направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты (форма №028/у);
— журнал записи амбулаторных операций;
— журнал для записей заключений КЭК (035/у);
— книга регистрации выданных листков нетрудоспособности (0366/у);
— талон на заключительный случай временной нетрудоспособности (ф. 025-9/4-у-96) и др. На основании данных учетной документации составляется годовой отчет (ф. 30), в котором (в разделе П, п. 5. «Работа стоматологического (зубоврачебного) кабинета») представлены сведения о деятельности стоматологических подразделений.
Применение указанных форм статистической учетной документации позволяет получить необходимую информацию для анализа деятельности стоматологических учреждений на всех уровнях. При рациональном использовании сведений, содержащихся в этих документах, можно получить целый ряд количественных и качественных показателей, характеризующих лечебно-профилактическую работу стоматологической службы в целом и отдельных ее учреждений, подразделений и врачей.
Показатели профилактической работы стоматологических учреждений
Количество санаций в день на одного врача:

Всего санировано в порядке плановой санации и по обращаемости Количество рабочих дней
Удельный вес санации по обращаемости (рассчитывается для врача, по отделению, поликлинике):

Число санированных по обращаемости первичных больных?100%
Общее число принятых первичных больных

Удельный вес санации по профилактической работе:

Количество санированных из числа выявленных
при плановой санации ?100%
__________________________________________________
Количество нуждающихся в санации из числа осмотренных

Отдельные показатели профилактической работы имеют наибольшую значимость при обслуживании детского населения.
Процент детей, получивших медикаментозную профилактику кариеса:

Число детей, получивших медикаментозную профилактику ?100%
Общее число осмотренных в плановом порядке

Охват детей санацией (%):

(здоровые + ранее санированные + санированные) ?100%
Число детей по списку

Количество случаев осложненного кариеса на 1000 детей:

Количество случаев осложненного кариеса для
зубов временного (или постоянного) прикуса • 1000
Число обследованных детей


Процент детей с удовлетворительным гигиеническим состоянием полости рта:
Число детей с удовлетворительным
гигиеническим состоянием полости рта • 100%
Число обследованных детей

Общие показатели лечебной работы
Среднее число посещений в день:

Общее число принятых больных всего за
определенный период (месяц, год)
Количество рабочих дней в периоде

Соотношение вылеченных и удаленных зубов:

Запломбировано зубов всего
(временного и постоянного прикуса)
Удалено зубов постоянного прикуса

Среднее количество УЕТ (условных единиц трудоемкости) в день на одного врача:
Общее количество выработанных УЕТ за отчетный период
Количество рабочих дней в периоде

Количество УЕТ на одно посещение:

Общее количество выработанных УЕТ
выполненных врачом
за определенный период_______________
Всего посещений к врачу

Особое значение представляют показатели диспансеризации, к которым относятся следующие:

Полнота охвата диспансерным наблюдением:

Число больных с определенным заболеванием (пародонтит, лейкоплакия, др.), состоящих под наблюдением на начало года + число больных, вновь взятых под наблюдение в течение года — число больных не наблюдавшихся
_____________________в отчетном году 100%______________________
Число зарегистрированных больных с данным заболеванием
Своевременность охвата больных диспансерным наблюдением:

Число больных, взятых под наблюдение из числа
вновь выявленных ?100%

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign