LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Охрана материнства и детства — это система мер государственного, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции — рождения и воспитания здорового ребенка. Она предполагает социально-правовую защиту женщин и детей, обеспеченную соответствующими законами, а также создание и эффективное функционирование специальной сети медицинских учреждений охраны материнства и детства.
Учреждения системы охраны материнства и детства условно подразделяют на 2 группы: 1) учреждения, оказывающие акушенско-гинекологическую помощь; 2) учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь детям.
ОРГАНИЗАЦИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Акушерско-гинекологическая помощь населению оказывается:
— родильными домами (общего профиля и специализированными);
— женскими консультациями (самостоятельными, в составе объединенного родильного дома, поликлиники или амбулатории);
— родильными и гинекологическими отделениями НИИ, вузов, медицинских академий последипломного образования (клиник);
— акушерско-гинекологическими отделениями многопрофильных городских и прочих больниц;
— НИИ акушерства и гинекологии;
— перинатальными центрами;
— женскими консультациями и гинекологическими кабинетами медико-санитарных частей;
— смотровыми кабинетами поликлиник;
— консультациями «Брак и семья»;
— медико-генетическими консультациями (кабинетами);
— центрами планирования семьи и репродукции;
— санаториями для беременных
— и другими учреждениями, не предусмотренными номенклатурой учреждений здравоохранения.
Основными учреждениями, оказывающими амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, являются женские консультации.
Организация работы женской консультации
Женская консультация — лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению.
Основными задачами женской консультации являются:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний.
2. Оказание лечебной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории.
3. Внедрение в практику работы современных достижений в диагностике и лечения патологии беременности, заболеваний родильниц и гинекологических больных, новых организационных средств работы, способствующих снижению недонашиваемости беременности, материнской и перинатальной смертности.
4. Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных с акушерско-гинекологическими стационарами и другими лечебно-профилактическими учреждениями .(поликлиникой, детской поликлиникой, кожно-венерологическим диспансером, онкологическим диспансером и др.
5. Оказание помощи населению по планированию семьи (профилактика абортов, контрацепция, лечение бесплодия).
6. Проведение гигиенического воспитания и обучения населения по формированию здорового образа жизни.
7. Оказание социально-правовой помощи женщинам. Структура женской консультации обусловлена стоящими передней задачами. Основными структурными подразделениями крупной современной женской консультации являются: регистратура, кабинеты участковых акушеров-гинекологов, кабинеты по профилактике беременности, кабинеты психопрофилактической подготовки к родам, физиотерапевтический кабинет, манипуляционная, кабинеты для приема терапевта, онкогинеколога, дерматовенеролога, стоматолога, социально-правовой кабинет (кабинет юриста), комната «молодой матери», операционная для проведения амбулаторных операций, эндоскопический кабинет, цитологическая и клинико-диагностическая лаборатории, кабинет функциональной диагностики, рентгеновский кабинет. Для обследования и лечения гинекологических больных могут быть организованы дневные стационары для проведения малых гинекологических операций и манипуляций.
Женская консультация строит свою работу по территориально-участковому принципу, т.е. каждый врач акушер-гинеколог (участковый) обслуживает определенную часть женского населения, проживающего на закрепленной территории (участке).
Необходимое число участковых акушеров-гинекологов рассчитывается по действующим нормативам, а участковых акушерок — по числу врачей.
Режим работы женской консультации строится с учетом безотказного обеспечения амбулаторной акушерско-гинекологической помощью женщин в их нерабочее время.
Регистратура женской консультации обеспечивает предварительную запись на прием к врачу на все дни недели при личном посещении или по телефону.
В регистратуре должна быть представлена наглядная информация: расписание приемов участковых акушеров-гинекологов, работы врачей других специальностей, лечебных и диагностических кабинетов.
Участковый акушер-гинеколог основную часть рабочего времени проводит на амбулаторном приеме, чередуя приемы в утренние и вечерние часы, а также оказывает помощь на дому женщинам, которые по состоянию здоровья не могут сами явиться в консультацию. По назначению врача средним медицинским персоналом на дому осуществляются лечебные процедуры и манипуляции диагностического характера.
С целью совершенствования профессионального мастерства акушера-гинеколога, работающего в женской консультации, объединенной с родильным домом, целесообразна периодическая работа врача участка в отделении стационара. Чередование работы в консультации и стационаре следует проводить через год, при этом важно закрепление за одним участком двух врачей, несколько лет взаимно заменяющих друг друга в консультации и в стационаре, хорошо знающих свой участок. Врачи консультации могут привлекаться к несению дежурств в акушерско-гинекологическом стационаре.
В работе врачу помогает акушерка. Она составляет список проживающих на акушерском участке женщин старше 15 лет, готовит инструменты, медицинскую документацию, проводит взвешивание беременных и измеряет артериальное давление, выдает направления на анализы и консультации, производит лечебные процедуры.
Основные разделы работы участкового акушера-гинеколога
I. Диспансеризация беременных и родильниц
1. Взятие беременной под наблюдение женской консультации и определение срока родов. Проводимые консультацией мероприятия по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода, могут быть эффективными лишь при условии своевременного (до 12 недель беременности) взятия беременной на учет женской консультацией, что позволяет: уменьшить риск ошибки в определении срока беременности; решить вопрос о возможности сохранения или необходимости прерывания беременности без существенного ущерба здоровью женщины; выявить гинекологическую и экстрагенитальную патологию и, при необходимости, пролечить беременную щадящими методами.
С точным определением срока беременности связано своевременное предоставление беременной дородового отпуска, позволяющего женщине спокойно подготовиться к родам.
Высокий процент ошибок (родоразрешение ранее или позже установленного срока на 15 дней и более) при определении срока беременности свидетельствует о недостаточной квалификации медицинского персонала и диагностической базе учреждения.
2. Оформление медицинской документации на беременную. Все данные опроса и обследования женщины, советы и назначения должны записываться в «Индивидуальную карту; беременной и родильницы» (ф.111/у), которые хранятся в картотеке каждого акушера-гинеколога по датам планируемого посещения. Там же хранятся карты: родившихся; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных.
В целях сформирования акушерского стационара о состояния здоровья женщины и особенностях течения беременности врач женской консультации выдает на руки каждой беременной (при сроке беременности 28 недель) «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы» (ф.113/у) и при каждом посещении беременной женской консультации все сведения о результатах осмотров и исследований заносятся в нее.
3. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья беременных (обследование, определение группы риска, лечение соматических заболеваний).
Здоровой женщине рекомендуется посещать консультацию при нормальном течении беременности в первую ее половину — 1 раз в месяц, после 20 недель — 2 раза в месяц и после 32 недель беременности — 3—4 раза в месяц. За время беременности женщина должна посетить консультацию примерно 15 раз. При наличии заболеваний частота осмотров и порядок обследования определяются индивидуально.
Каждая беременная должна быть осмотрена терапевтом (при первой явке и в 32 недели беременности), стоматологом, оториноларингологом.
4. Организация дородового патронажа беременных. Патронаж (посещение на дому) производится акушеркой по назначению врача, в первую очередь — к женщинам, не явившимся в назначенный срок в консультацию. Цель патронажа: изучение условий жизни семьи и обучение женщины правилам ухода за будущим ребенком.
5. Госпитализация беременных, нуждающихся в стационарном лечении.
При сроке беременности до 20 недель и наличии экстрагенитальной патологии женщины могут быть госпитализированы в многопрофильные стационары. В более поздние сроки дородовая госпитализация осуществляется, как правило, в отделении патологии беременности акушерского стационара.
6. Физическая и психопрофилактическая подготовка беременных к родам.
Физическая подготовка начинается с первых посещений женской консультации и проводится групповым методом. Женщины осваивают специальный комплекс упражнений, которые рекомендуется выполнять дома в течение определенного времени. Групповые занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно начинать с 32—34 недель беременности. Подготовка беременных к родам проводится врачом участка, одним из врачей консультации или специально подготовленной акушеркой.
7. Организация и проведение занятий в «Школах матерей». Занятия начинаются с 15—16 недель беременности. Темы занятий: «О режиме беременной женщины», «О питании во время беременности», «Об уходе за будущим ребенком» и др.
8. Изучение условий труда беременных.
Условия труда женщины во многом определяют исход беременности. Если они не соответствуют «Гигиеническим рекомендациям к рациональному трудоустройству беременных женщин», акушер-гинеколог дает «Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу» (ф. 084/у). При необходимости выдает листок нетрудоспособности, который оформляется в соответствии с действующей инструкцией и регистрируется в «Книге регистрации листков нетрудоспособности» (ф. 036/у).
9. Лечебно-профилактическая помощь родильницам.
Первое послеродовое посещение консультации женщина должна сделать не позже, чем через 10—12 дней после выписки из акушерского стационара. Это ей следует разъяснить еще до родов. При нормальном течении послеродового периода женщина осматривается акушером-гинекологом вторично через 5—6 недель после родов.
Патронажу подлежат родильницы:
— не явившиеся в консультацию через 10—12 дней после выписки из родильного дома;
— по указанию акушерского стационара (телефонное или письменное извещение);
— при осложненном течении послеродового периода;
— не явившиеся повторно в установленный срок.
II. Гинекологическая помощь
1. Активное выявление гинекологических заболеваний. Возможны два пути выявления патологии: по текущей обращаемости (на приеме и на дому) и при проведении профилактических медицинских осмотров (активно).
Каждая женщина должна осматриваться акушером-гинекологом 1 раз
в год с применением цитологического и кольпоскопического методов обследования. На женщин, подлежащих профилактическому осмотру составляется «Список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру» (ф. 048/у), на осмотренных — «Карта профилактически осмотренного» (ф. 074/у).
2. Обследование и лечение гинекологических больных. На каждую женщину, первично обратившуюся в женскую консультацию, заводится «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф. 025/у).
Лечение гинекологических больных осуществляется, главные образом, в женской консультации, но может быть организовано и в здравпунктах (по месту работы), в диспансерах, в территориальных и ведомственных поликлиниках (смотровые акушерско-гинекологические кабинеты), а также на дому (по назначению врача). В случае необходимости женщина может быть направлена на консультацию к специалистам других ЛПУ. В крупных женских консультациях могут быть организованы специализированные приемы по гинекологической эндокринологии, бесплодию, невынашиванию беременности и т.д.
3. Госпитализация женщин с гинекологической патологией.
В случаях, когда женщина с гинекологическим заболеванием нуждается в стационарном лечении, акушер-гинеколог оформляет направление на госпитализацию, акушерка проверяет факт поступления больной в стационар и делает соответствующие записи в медицинской карте.
После завершения стационарного лечения женщина возвращается под наблюдение консультации с «выпиской» стационара, сведения из которой заносятся в карту амбулаторного больного. При необходимости женщина продолжает лечение в амбулаторных условиях женской консультации.
4. Экспертиза трудоспособности при гинекологических заболеваниях осуществляется на общих основаниях.
5. Диспансеризация гинекологических больных и женщин с неблагоприятным акушерским анамнезом.
Выделяют три группы женщин, подлежащих диспансеризации в женской консультации:
I группа — здоровые и беременные;
II группа — акушерская; женщины .с неблагоприятным акушерским анамнезом (осложнения в предыдущих родах, недонашивание и невынашивание, мертворождение, рождение детей с аномалиями, перенесшие кесарево сечение).
III группа — гинекологическая: женщину с определенными гинекологическими заболеваниями (эрозия шейки матки, полипы цервикального канала, (фибромиома матки, опухоли яичников, пузырный занос, хорионэпителиома, лейкоплакия, воспалительные процессы придатков матки с частыми рецидивами, маточные дисфункциональные кровотечения, злокачественные новообразования, бесплодие и т.д.). На каждую женщину, подлежащую диспансеризации, заполняется «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. 030/у).
III. Профилактика абортов, контрацепция.
Искусственное прерывание беременности является причиной многих гинекологических заболеваний, вторичного женского бесплодия, одной из первых причин материнской смертности. Это явление имеет социально-медицинский характер,так как связано не только с уровнем использования противозачаточных средств, но и с экономическим положением общества.
Направление на операцию искусственного прерывания беременности дает участковый акушер-гинеколог, врач общей практики (семейный врач), а в сельской местности акушер-гинеколог районной или участковой больницы.
Аборт производится только в условиях стационара. В амбулаторных условиях его разрешается проводить лишь:
— вакуум-аспирацию (мини-аборт) в ранние сроки беременности при задержке менструаций до 20 дней;
— женщинам без отягощенного акушерского анамнеза при сроке беременности до 12 недель в стационаре дневного пребывания на базе профильных НИИ, клинических многопрофильных городских и областных больниц.
В предупреждении абортов важную роль имеют рекомендации, индивидуальный подбор и обучение женщин использованию противозачаточных средств. Для этого в консультации желательно организовать выставку и продажу противозачаточных препаратов, литературы по предохранению от нежелательной беременности, мероприятия должны сопровождаться наглядным разъяснением опасности и вреда абортов. Идея профилактики абортов должна активно проводиться в санитарно-просветительной работе женской консультации.
IV. Работа по формированию здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни — одна из главных задач санитарно-просветительной деятельности, которая проводится каждым медицинским работником, является его функциональной обязанностью, оплачивается на общих основаниях и фиксируется в «Журнале учета санитарно-просветительной работы» (ф. 038-0/у).
V. Учет и отчетность
В каждом медицинском учреждении имеется перечень учетных документов, утвержденных МЗ РФ которые заполняются медицинскими работниками по мере надобности и служат основанием для составления документации. Сведения, полученные из отчетов используются для расчета показателей и анализа деятельности учреждения в целом, отдельного подразделения или конкретного медицинского работника.
Для анализа работы женской консультации рассчитывается ряд характерных только для данного учреждения показателей. И хотя некоторые из них исключены из государственной статистики, для отдельного лечебно-профилактического учреждения они имеют несомненное значение. Это следующие показатели:
1. Своевременность взятия беременных под наблюдение женской консультации.
1.1. Раннее поступление:

Поступило под наблюдение женщин со сроком
_________беременности до 12 недель ?100
Поступило под наблюдение всего беременных

1.2. Позднее поступление:
Поступило под наблюдение женщин со сроком
_______беременности 28 недель и более_______?100
Поступило под наблюдение всего беременных

2. Частота ошибок в определении сроков родов:
2.1. Процент женщин, родивших ранее установленного срока на 15 дней и более:
Число женщин, родивших ранее установленного
______консультацией срока на 15 дней и более_______?100
Число родивших женщин, имевших дородовый отпуск

2.2. Процент женщин, родивших позже установленного консультацией срока на 15 дней и более:

Число женщин, родивших позже установленного
консультацией срока на 15 дней и более ?100
Число родивших женщин, имевших дородовый отпуск

Удельный вес беременных, которые были осмотрены терапевтом:

Число беременных, которые были осмотрены терапевтом ?100
Число женщин, закончивших беременность родами,
+ абортами + выкидышами

4. Частота осложнений беременности:

Число беременных, страдавших токсикозами
второй половины беременности ? 100
Число женщин, закончивших беременность родами
+ абортами + выкидышами

5. Частота абортов
5.1. Частота абортов рассчитывается на число женщин фертильного возраста:

Число беременных, закончивших беременность абортами,
из числа состоящих на учете в женской консультации?100
Число женщин фертильного возраста, состоящих
на учете в женской консультации

5.2. Частота абортов рассчитывается на число родов (соотношение):
Число абортов
Число родов

6. Частота использования методов контрацепции (на 1000 женщин фертильного возраста):

Частота = Число женщин, применяющих ВМС ?1000
использования Число женщин фертильного возраста

Аналогично рассчитываются показатели по каждому методу контрацепции.
7. Структура исходов беременности:
а) удельный вес закончивших беременность родами в срок:
Число женщин, закончивших беременность родами в срок
Число женщин, закончивших беременность родами + ?100
+ абортами + выкидышами

б) удельный вес преждевременных родов:

Число женщин, закончивших беременность абортами?100
Число женщин, закончивших беременность родами
+ абортами + выкидышами

в) удельный вес абортов:

Число женщин, закончивших беременность абортами ?100
Число женщин, закончивших беременность родами +
абортами + выкидышами

8. Антенатальная смертность:

Число умерших детей в антенатальном периоде развития
(28 недель беременности и более) до
начала родовой деятельности ?1000
Общее число родившихся живыми и мертвыми

Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
Перед сетью учреждений, оказывающих стационарную акушерско-гинекологическую помощь, стоят следующие задачи: оказание стационарной квалифицированной медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях, а также оказание квалифицированной медицинской помощи и уход за новорожденным во время пребывания их в акушерском стационаре.
Основным учреждением, оказывающим стационарную акушерско-гинекологическую помощь, является родильный дом.
Различают самостоятельные родильные дома и объединенные (имеют в своем составе женскую консультацию), а также специализированные (обслуживают женщин с отдельными видами экстрагенитальной патологии).
Родильный дом работает, в основном, по территориальному принципу, но при желании женщина имеет право сама выбрать родовспомогательное учреждение.
Стационар родильного дома, родильного отделения больницы имеет следующие основные отделения:
1) приемно-смотровой блок (для каждого отделения);
2) физиологическое акушерское отделение (первое);
3) обсервационное акушерское отделение (второе);
4) отделение (палаты) патологии беременности;
5) палаты для новорожденных в составе каждого акушерского и отделения патологии беременности;
6) гинекологическое отделение;
7) лабораторно-диагностическое отделение.
Планировка помещений родильного дома должна обеспечивать полную изоляцию здоровых женщин, поступивших для родоразрешения, от больных; строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима. Первое и второе акушерское и гинекологическое отделения должны быть разобщены.
Направление женщин в родильный дом для оказания неотложной помощи осуществляется станцией (отделением) скорой и неотложной помощи, а также врачом акушером-гинекологом, врачами других специальностей и средними медицинскими работниками.
Кроме того, женщина может самостоятельно обратиться в родильный дом. Плановая госпитализация беременных в родильный дом осуществляется врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии — акушеркой.
Беременные с экстрагенитальными заболеваниями, нуждающиеся в обследовании и лечении, направляются в стационары по профилю патологии.
Подлежат госпитализации в родильный дом беременные (при наличии медицинских показаний), роженицы, родильницы в раннем послеродовом периоде (в течение 24 часов после родов) в случае родов вне лечебного учреждения.
Для госпитализации в отделение патологии беременных женской консультацией (или другим учреждением) выдается направление, выписка из «Индивидуальной карты беременной и родильницу» (ф. 111/у) и «Обменная карта родильного дома» родильного отделения больницы» (ф. 113/у) после 28 недель беременности.
При поступлении в родильный дом роженица или родильница направляется в приемно-смотровой блок, где предъявляет паспорт, направление на госпитализацию и «Обменную карту» (ф. 113/у), если она уже выдана.
На каждую женщину, поступившую в родильный дом, в приемно-смотровом блоке оформляют: «Историю родов» (ф. 096/у), производят запись в «Журнале учета приема беременных, рожениц и родильниц» (ф. 002/у) и в алфавитную книгу.
Прием женщин в приемно-смотровом блоке ведет врач,(в дневные часы — врачи отделений, затем — дежурные врачи) или акушерка, которая при необходимости вызывает врача.
В приемно-смотровом блоке целесообразно иметь одну комнату — фильтр и 2 смотровые комнаты.
Одна смотровая комната предусмотрена для приема женщин в физиологическое акушерское отделение, другая — обсервационное.
Врач (или акушерка) оценивает общее состояние поступающей, знакомятся с обменной картой, выясняют: инфекционные и воспалительные заболевания женщины до и во время беременности, обращая особое внимание на заболевания, перенесенные непосредственно перед поступлением в родильный дом, наличие хронических воспалительных заболеваний, длительность безводного промежутка.
В результате сбора анамнеза, осмотра, знакомства с документами женщины в комнате-фильтре беременные разделяются на два потока: с нормальным течением беременности (направляются в первое акушерское отделение) и представляющие «эпидемиологическую опасность» для окружающих (направляются в обсервационное отделение).
Госпитализации в обсервационное отделение подлежат беременные и роженицы, имеющие:
— острые воспалительные и инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, ангина, пиелит, цистит, пиелонефрит, инфекция родовых путей, токсикоплазмоз, листериоз);
— лихорадочное состояние;
— диарея;
— кожные и венерические заболевания; ˜ длительный безводный период;
— внутриутробная гибель плода;
— отсутствие «Обменной карты родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. 113/у);
— родильницы в раннем послеродовом периоде в случае родов вне лечебного учреждения.
В смотровых физиологического и обсервационного отделений проводят объективное обследование женщины, ее санитарную обработку, выдают комплект стерильного белья, берут на анализы кровь и мочу.
Из смотровой в сопровождении медицинского персонала женщина переходит в родовой блок или отделение патологии беременных, а при необходимости ее транспортируют на каталке обязательно в сопровождении врача или акушерки.
Родовой блок включает: предродовые палаты, родовые палаты, палату интенсивной терапии, детскую комнату, малую и большую операционные, санитарные помещения.
В предродовой палате женщины проводят весь первый период родов. Дежурная акушерка или врач постоянно наблюдают за состоянием роженицы. В конце первого периода родов женщина переводится в родовую палату (родильный зал).
При наличии двух родильных залов прием родов в них осуществляется поочередно. Каждый родильный зал работает в течение 1 —2 суток, затем в нем проводят генеральную уборку. При наличии одного родильного зала прием родов проводят поочередно на различных кроватях. Два раза в неделю проводят генеральную уборку родильного зала. Нормально протекающие роды принимает акушерка.
После рождения ребенка акушерка показывает его матери, обращая внимание на его пол и наличие врожденных аномалий развития (если таковые имеются). Далее ребенка переносят в детскую комнату.
Родильница должна находиться в родовом отделении под наблюдением акушерки не менее 2 часов.
После выделения последа акушерка проходит в детскую комнату.
В детской комнате акушерка после мытья рук под проточной водой и их обработки проводит вторичную обработку пуповины, первичную обработку кожных покровов, взвешивание ребенка, измерение длины тела, окружностей груди и головы. К рукам ребенка привязываются браслетки, а после пеленания поверх одеяла — медальон. На них указываются: фамилия, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, масса, рост, час и дата его рождения.
После окончания обработки новорожденного акушерка (врач) заполняет необходимые графы в «Истории родов» и «История развития новорожденного».
«Историю развития новорожденного» заполняет дежурный педиатр, а при его отсутствии — дежурный акушер-гинеколог. При оформлении «Истории развития новорожденного» ее номер должен соответствовать «Истории родов» матери.
При нормальном течении послеродового периода, спустя 2 часа после родов, женщина переводится на каталке вместе с ребенком в послеродовое отделение.
При заполнении палат послеродового отделения необходимо соблюдать строгую цикличность, одну палату разрешается заполнять роженицами не более трех суток.
Цикличность заполнения материнских палат должна соответствовать цикличности заполнения палат новорожденных, что позволяет здоровых детей выписывать с матерями в одно и то же время.
При появлении у рожениц или новорожденных первых признаков заболевания их переводят во второе акушерское (обсервационное отделение) или в другое специализированное учреждение.
В обсервационное отделение женщины поступают как через приемно-смотровой блок акушерских отделений, так и из физиологического акушерского отделения.
В обсервационное отделение помещают: больных женщин, имеющих здорового ребенка; здоровых женщин, имеющих больного ребенка; больных женщин, имеющих больного ребенка.
Палаты для беременных и родильниц в обсервационном отделении по возможности должны быть профилированы. Недопустимо размещение беременных и родильниц в одной палате. Послеродовые палаты должны быть маломестными.
Палаты для новорожденных выделяются в физиологическом и обсервационном отделениях.
В современном родильном доме не менее 70% коек (физиологического послеродового отделения должно быть выделено для совместного пребывания матери и ребенка. Такое совместное пребывание значительно снижает частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболеваний новорожденных детей. Основной особенностью таких родильных домов или акушерских отделений является активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком. Совместное пребывание матери и ребенка ограничивает контакт новорожденного с медицинским персоналом акушерского отделения, снижает возможность инфицирования ребенка и создает благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери. При таком режиме обеспечивается раннее прикладывание новорожденного к груди, происходит активное обучение матери навыкам практического ухаживания и ухода за новорожденным.
При совместном пребывании матери и новорожденного они размещаются в боксах или полубоксах (на одну-две кровати).
Внедрение метода совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме требует строжайшего соблюдения противоэпидемического режима.
С целью снижения перинатальной смертности, организации постоянного наблюдения за состоянием жизненно важных функций новорожденных и своевременного проведения коррегирующих и диагностических мероприятий в родовспомогательных учреждениях создаются специальные палаты реанимации и интенсивной терапии новорожденных.
В реанимационную палату переводятся новорожденные с тяжелыми поражениями жизненно важных органов и систем, нуждающиеся в проведении реанимационных мероприятий. В палаты интенсивной терапии переводятся новорожденные из группы высокого риска развития нарушений адаптации в раннем неонатальном периоде. Для работы в палатах реанимации и интенсивной терапии выделяются квалифицированные медицинские сестры, прошедшие специальную подготовку.
Осмотр детей, диагностическое наблюдение и проведение диагностических и лечебных манипуляций осуществляет квалифицированный врач-неонатолог с обязательным регулярным консультативным осмотром заведующего отделением новорожденных.
Основными критериями для выписки женщины из родильного дома являются: удовлетворительное общее состояние, нормальные: температура, частота пульса, артериальное давление, состояние желез, инволюция матки, результаты лабораторных исследований.
При обострении экстрагенитальных заболеваний родильницы могут быть переведены в соответствующий стационар, а при возникновении осложнений послеродового периода — в обсервационное отделение.
При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной динамике массы тела мать с ребенком могут быть выписаны на 5—6 сутки после родов.
Выписка осуществляется через специальные выписные комнаты, раздельные для родильниц из физиологического и обсервационного отделений. Эти комнаты следует размещать смежно с помещением для посетителей.
Выписные комнаты должны иметь 2 двери: из послеродового отделения и из помещения для посетителей. Нельзя использовать для выписки родильниц приемные помещения.
Перед выпиской педиатр в каждой палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях. Медицинская сестра в палате должна дополнительно обработать и перепеленать ребенка.
В выписной комнате медицинская сестра отделения новорожденных пеленает ребенка в принесенное домашнее белье, обучает мать пеленанию, обращает ее внимание на запись фамилии, имени и отчества на браслетках и медальоне, состоянии кожных покровов и слизистых ребенка, еще раз рассказывает об особенностях ухода в домашних условиях.
В «Истории развития новорожденного» медицинская сестра отмечает время его выписки из родильного дома и состояние кожных покровов, слизистых; знакомит мать с записью. Запись удостоверяется подписями медицинской сестры и матери. Медицинская сестра выдает матери «Медицинское свидетельство о рождении» (ф. 103/у) и «Обменную карту родильного рода, родильного отделения больницы (ф. 113/у).
Врач-педиатр обязан отметить в «Обменной карте» основные сведения о матери и новорожденном.
В день выписки ребенка старшая сестра отделения новорожденных сообщает по телефону в детскую поликлинику по месту проживания основные сведения о выписанном ребенке. Это обеспечивает более быстрое проведение первого патронажа на дому. Старшая сестра отмечает в журнале дату выписки матери и ребенка и записывает фамилию сотрудника поликлиники, принявшего телефонограмму.
Выписку желательно осуществлять в торжественной обстановке, целесообразно обеспечить молодую мать брошюрами и рекомендациями по уходу, вскармливанию и воспитанию новорожденного ребенка.
Отделение патологии беременных, организуется в крупных родильных домах с мощностью 100 коек и более.
В отделение патологии беременных госпитализируют: женщин с экстрагенитальными заболеваниями, осложнениями беременности (-тяжелые токсикозы, угроза прерывания и т.д.), с неправильным положением плода, с отягощенным акушерским анамнезом.
Планировка отделения патологии беременных должна предусматривать полную изоляцию его от акушерских отделений, возможность транспортировки беременных в родовое физиологическое и обсервационное отделения (минуя другие отделения), а также выход для беременных из отделения на улицу.
Палаты желательно иметь небольшие — на 1 —2 женщины. В отделении необходимо иметь: кабинет функциональной диагностики с современным оборудованием (в основном кардиологическим), смотровую, малую операционную, кабинет физиопсихопрофилактической подготовки к родам, крытые веранды или залы для прогулок беременных. Отделение должно безотказно снабжаться кислородом.
В последние годы стали организовываться отделения патологии беременных с полусанаторным режимом, имеющие тесную связь с санаториями для беременных, где закрепляют результаты лечения, полученные в родильном доме.
Из отделения патологии беременных женщин могут перевести: в связи с улучшением состояния под наблюдение женской консультации или в санаторий для беременных, для родоразрешения в физиологическое или обсервационное отделение. Перевод женщин в родильное отделение осуществляется обязательно через приемное отделение. Где ей проводят полную санитарную обработку. При наличии условий для санитарной обработки в отделении патологии беременных ее производят непосредственно в отделении.
Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей:
1. Для госпитализации больных, нуждающихся в оперативном лечении.
2. Для больных, нуждающихся в консервативном лечении.
3. Для прерывания беременности (абортное).
В структуру отделения должно входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные, физиотерапевтический кабинет, комната для выписки, палата интенсивной терапии. Кроме того, для диагностики и лечения гинекологических больных используют другие подразделения родильного дома: клиническую лабораторию, рентгеновский кабинет и т.д.
В последние годы отделение для прерывания беременности стараются выводить из акушерских стационаров с созданием самостоятельных отделений. Организуются самостоятельные гинекологические больницы, дневные стационары. Отделения для онкологических больных, как правило, размещаются в соответствующих стационарах.
Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных детей и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен быть организован и проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий. Этот комплекс включает:
— своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями;
— своевременное выявление носителей инфекции и их санация;
— применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля, перевязочного материала, инструментов, шприцев;
— использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и т.д.).
Заведующие отделениями вместе со старшими акушерками (сестрами) отделений организуют и контролируют эту работу. Старшая акушерка (сестра) отделения проводит инструктаж среднего и младшего персонала по выполнению санитарно-гигиенических мероприятий не реже 1 раза в месяц. Персонал, поступающий на работу в родильный дом, проходит полный медицинский осмотр и инструктаж по проведению санитарно-гигиенических мероприятий на порученном участке работы. Весь персонал родильного дома должен находиться под диспансерным наблюдением для своевременного выявления очагов инфекции.
Зав. отделением один раз в квартал организует осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными шкафчиками для одежды, индивидуальными полотенцами. Санодежду меняют ежедневно; при возникновении внутрибольничных инфекций, в обсервационном отделении ежедневно 4-х слойные маркированные маски меняют каждые 4 часа. Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.
При возникновении в родильном доме внутрибольничных инфекций прием рожениц прекращается, проводится детальное эпидемиологическое обследование и комплекс противоэпидемических мероприятий.
Около 5% коек родильного дома выделяют под изоляторы. В крупных родильных домах организуют специальные септические отделения.
Ответственность за проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями в родильном доме возлагается на главного врача.
Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в родильном доме осуществляет территориальный центр санэпиднадзора.
Для анализа деятельности стационара родильного дома, помимо общепринятых для любого стационара показателей, целесообразно рассчитывать:
1. Показатели, характеризующие активность медицинской помощи:
а) частота обезболивания родов (% медикаментозного обезболивания родов):

Число родов с применением обезболивания . 100%
Общее число принятых родов

б) частота кесаревых сечений:
Число кесаревых сечений • 100%
Общее число принятых родов

в) % ВЦЖ-ирования новорожденных:
Число сделанных противотуберкулезных прививок •100%
Число детей, родившихся живыми

2. Показатели, характеризующие здоровье матери: а) частота осложнений родов (разрывы промежности, кровотечения, пре- и эклампсии):

Частота эклампсий = Число случаев эклампсий •1000
Число принятых родов

Аналогично рассчитываются показатели по каждому из осложнений.
б) частота послеродовых заболеваний у родильниц:

Число послеродовых заболеваний • 1000
Число родов

в) материнская смертность:
Число женщин, умерших от осложнений
беременности, родов и послеродового периода• 1000
Общее число принятых родов

Показатели, характеризующие здоровье новорожденного:
а) заболеваемость новорожденных:

Число случаев заболеваний новорожденных
доношенных и недоношенных •1000
Число родившихся живыми

Аналогично рассчитываются показатели отдельно для доношенных и недоношенных новорожденных.
б) % новорожденных с низкой массой тела (до 2500 г):

Родилось с массой тела до 2500 г •1000
Число родившихся живыми

в) смертность новорожденных:

Число умерших новорожденных, всего •1000
Число родившихся живыми

Аналогично рассчитываются показатели отдельно для доношенных и недоношенных новорожденных
г) перинатальная смертность:

Число новорожденных, умерших в возрасте 0—6 суток +
число родившихся мертвыми
_________________________________________________________•1000
Число родившихся живыми + число родившихся мертвыми

д) ранняя неонатальная смертность:

Число новорожденных, умерших в возрасте 0—6 суток
__________________________________________________•1000
Всего родилось живыми
е) мертворождаемость:


Родилось мертвыми в отчетном году_____•1000
Родилось живыми + мертвыми в отчетном году
Глава 15 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» в ст. 24 определяют права несовершеннолетних в интересах ох--раны их здоровья.
Эти права обеспечиваются широкой сетью лечебно-профилактических учреждений для детей, к которым относятся: детские городские больницы, детские больницы на железнодорожном транспорте, детские областные (краевые), окружные больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические и т.п.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, родильные дома, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.
Основной объем первичной лечебно-профилактической помощи детям выполняют детские городские поликлиники.
Организация работы детской поликлиники
Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение по оказанию внебольничной медицинской помощи детям от рождения до 15 лет и учащимся образовательных учреждений независимо от возраста.
Детские поликлиники могут быть самостоятельными или являются структурными подразделениями детской больницы, крупной городской поликлиники, ЦРБ и т.д.
Главное направление деятельности детской поликлиники — обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка, проведение первичной профилактики заболеваний, оказание лечебной помощи больным детям, организация лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и состоянии здоровья.
В настоящее время детская городская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:
1) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:
— наблюдения за новорожденными, проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;
— проведения профилактических прививок в установленные Министерством здравоохранения сроки;
— проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и т.д.;
2) лечебно-консультативную помощь детям на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь; направление детей на лечение в стационары, на восстановительное лечение в санатории; проводит отбор детей в оздоровительные учреждения;
3) противоэпидемические мероприятия (совместно с центром санитарно-эпидемиологического надзора);
4) лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах.
Структура детской поликлиники строится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает:
— фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;
— кабинеты врачей-педиатров и врачей «узких» специальностей;
— кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка);
— отделение восстановительного лечения;
— лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры и др.);
— прививочный кабинет;
— регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания;
— административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках.
В современных условиях в городах организуются и строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600—800 посещений в смену, имеющие все условия для правильной организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейна для плавания, водо— и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, передвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.
Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники. Он осуществляет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей; занимается профилактикой заболеваний и травматизма среди детей; обеспечивает своевременную и качественную диагностику с целью выявления преморбидных состояний и ранних форм заболеваний; лечение больных детей в поликлинике и на дому; отбор детей, нуждающихся в лечении у врачей «узких» специальностей, госпитализации, санаторно-курортном лечении; проводит профилактическую и лечебную работу в детских организованных коллективах.
Вся деятельность участкового врача-педиатра строится в соответствии с задачами детской поликлиники в четырех основных направлениях:
— профилактическая работа;
— лечебная работа;
— противоэпидемическая работа;
— лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах.
Профилактическая работа
Главной целью профилактической деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, широкое внедрение гигиенических требований в повседневную жизнь семьи.
Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод — метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и за здоровыми детьми.
Организация профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья ребенка, фактически начинается еще до его рождения. Наблюдение за здоровьем беременной женщины осуществляется совместно врачами женской консультации и детской поликлиники. С момента взятия беременной женщины на учет участковый педиатр организует проведение патронажа беременной, совместно с акушерами-гинекологами женской консультации проводит занятия «Школы молодых матерей».
Беременная женщина должна посетить кабинет здорового ребенка, участковый педиатр и медицинская сестра проводят индивидуальные и групповые беседы, знакомят будущую мать с наглядными пособиями и предметами ухода за новорожденным.
Согласно существующему положению, врач-педиатр и медицинская сестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый же день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1 —2 дня в течение первой недели и еженедельно — в течение первого месяца жизни.
Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14-й день, затем на 21 -и день жизни.
Под особым наблюдением участкового врача находятся дети из группы риска:
— дети из двоен;
— недоношенные;
— родившиеся с большой массой тела;
— с родовой травмой;
— родившиеся у матерей с патологией беременности, родов или перенесших инфекционное заболевание во время беременности;
— выписанные из отделения патологии новорожденных;
— дети из неблагоприятных социально-бытовых условий.
При патронажном посещении на 4 неделе жизни новорожденного участковая медицинская сестра приглашает мать на первый прием в поликлинику.
Участковый педиатр наблюдает здорового ребенка на первом году жизни 1 раз в месяц, желательно в условиях поликлиники. Во время приема врач осуществляет контроль за правильным физическим и нервно-психическим развитием ребенка, дает необходимые рекомендации матери по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам.
Прогрессивной формой гигиенического воспитания родителей с детьми первого года жизни являются групповые профилактические приемы, которые предусматривают не только обследования, но и тщательный опрос матерей относительно режима жизни ребенка, вскармливания и ухода за ним.
Участковая медицинская сестра посещает на дому здорового ребенка первого года жизни не реже одного раза в месяц.
Медицинское наблюдение за развитием детей этой возрастной группы должно вестись с учетом как индивидуальных особенностей ребенка, так и наиболее ответственных периодов в жизни детей первого года жизни: выписка из родильного дома; начало специфической профилактики рахита; введение докорма, прикорма; проведение профилактических прививок; прекращение грудного вскармливания; оформление ребенка в детское учреждение и т.д.
В возрасте 3, 6, 9, 12 месяцев (декретированные возраста) участковый врач на основании тщательного осмотра ребенка, антропометрических измерений, беседы с матерью составляет подробный эпикриз, в котором дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития в динамике, а также составляет план наблюдения и оздоровительных мероприятий, если в этом есть необходимость, на последующий период.
Участковый врач-педиатр наблюдает ребенка 2-го года жизни один раз в квартал (с проведением антропометрических измерений), при этом он дает подробное заключение о состоянии его здоровья, оценивает физическое и нервно-психическое развитие. Это заключение необходимо довести до сведения родителей, обращая внимание на недостатки в воспитании ребенка, выполнении тех или иных назначений, рекомендаций по дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребенка.
Медицинская сестра должна посещать ребенка первые 2 года жизни на дому не реже 1 раза в квартал.
На 3 году жизни ребенка осматривают педиатр (1 раз в полгода) с профилактической целью и патронажная сестра (1 раз в полгода). Основное внимание при проведении осмотров детей данной возрастной группы уделяют организации режима, проведению закаливающих мероприятий, физическому воспитанию, рациональному питанию, развитию движений, нервно-психическому и физическому развитию ребенка. Два раза в год ребенку проводятся антропометрические измерения. В конце 3 года жизни, когда заканчивается наиболее важный период развития ребенка — период раннего возраста, врач подводит итоги трехлетней профилактической работы с ребенком, оценивает состояние здоровья, динамику физического и нервно-психического развития, составляет план оздоровительных мероприятий на последующий период, а при необходимости и план лечения.
Участковый врач-педиатр обеспечивает профилактическое наблюдение за неорганизованными* [* Не посещающие организованные коллективы (дошкольные учреждения)]
детьми в возрасте от 3 до 7 лет. За этот период врач осматривает детей не реже 1 раза в год с заключительной диспансеризацией перед поступлением в школу. Антропометрию проводят у детей в возрасте 5 лет и 6—7 лет. Особое внимание в этот период обращают на организацию режима, нервно-психическое и физическое развитие ребенка, готовность детей к школе.
Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской, поликлиники организуется кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
— пропаганда здорового образа жизни в семье;
— обучение родителей основным; правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);
— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;
— гигиеническое обучение и воспитание ребенка. Медицинский персонал кабинета здорового ребенка;
— оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий «Школ молодых матерей, отцов»;
— проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;
— обучает родителей методике ухода за детьми, организации режима Дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;
— проводит работу по профилактике рахита у детей;
— совместно с участковым педиатром и участковой медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;
— обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;
— осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;
— ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами и наглядными пособиями по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний.

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign