LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Пожар: есть пострадавшие
1
2
3
4
нет пострадавших
2
1
3
4
(дежурство)




Ранение: ножевое
1
2
3
4
огнестрельное
1
2
3
4
Роды:
4
2
3
1
родила на дому
1
3
4
2
роды, маточное кровотечение
1
3
5
2
Судороги (припадок):




в сознании
2
1
3
4
без сознания
1
2
3
4
Травма изолированная:




головы: в сознании
2
1
3
4
без сознания
1
2
3
4
груди
2
1
3
4
руки
2
1
3
4
ноги
2
1
3
4
Утопление
1
2
3
4
Укусы: змей
1
2
3
4
насекомых: есть аллергия
1
2
3
4
нет аллергии
2
1
3
4
собак, кошек: множественные
1
2
3
4
единичные
2
1
3
4
Ушибы
2
1
3
4
Электрофтальмия
Электротравма
4
1
1
2
2
3
3
4

Исходя из обращаемости населения по приведенным в таблице поводам к вызовам, рассчитывается нужное количество тех или иных бригад.
При этом необходимо учитывать следующие принципиальные соображения:
1) врачебная помощь по качеству выше фельдшерской;
2) если врачебная бригада выполняет вызовы, не требующие врачебной помощи, то это быстро ведет к утрате квалификации;
3) работа фельдшерских бригад при любых обстоятельствах требует врачебного контроля.
Схема может быть адаптирована к местным условиям.
Основные требования к работе выездных бригад
— оперативность;
— качественное оказание скорой медицинской помощи;
— взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений;
— качественное оформление медицинских документов.
— Оперативность работы выездных бригад предполагает, что:
— после получения вызова бригада выезжает в течение 1 минуты;
— прибывает к месту вызова по оптимальному маршруту и докладывает о прибытии в оперативный отдел;
— затрачивает минимальное время на качественное оказание помощи в полном объеме (объем помощи может быть сокращен только в условиях ЧС);
— о выполнении вызова докладывает немедленно.
В понятие качественного оказания скорой медицинской помощи включается:
— правильное распознавание заболеваний и повреждений;
— выполнение необходимых лечебных мероприятий;
— верное тактическое решение.
Взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также и сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных и других учреждений:
а) осуществляется в интересах как больного, так и работников выездной бригады;
б) требует неукоснительного исполнения должностных инструкций и других нормативных документов.
Качественное оформление медицинских документов подразумевает:
— полное описание в карте вызова анамнеза и данных объективного исследования больного, а также дополнительных исследований (электрокардиография, экспресс-тесты и др.);
— логичную и последовательную формулировку диагноза с учетом требований МБК-10;
— запись времени осуществляется каждой лечебной процедуры;
— стандартные временные отметки от начала до окончания выполнения вызова;
— при доставке больного в стационар — обязательное заполнение сопроводительного листа форма 114/у) с кратким описанием «когда и что случилось?», состояние больного, оказанной помощи и (если есть) дополнительных сведений.
Контроль работы выездных бригад
Оперативная работа выездных бригад отслеживается по двум направлениям: 1) выезд на вызов со станции (подстанции) и 2) работа на линии.
Выезд на вызов контролируется следующими должностными лицами: фельдшером по приему и передаче вызовов (далее — диспетчер) станции (подстанции, отделения), врачом-инспектором линейно-контрольной службы (ЛКС), главным врачом станции (заведующим подстанцией или отделением). Для контроля оперативности выездной бригады врач-инспектор ЛКС, либо главный врач станции периодически передает по телефону диспетчеру контрольный вызов и проверяет время выезда бригады.
Оперативность работы на линии контролируется:
а) Оперативным отделом станции, который отслеживает время прибытия бригады к месту вызова, время выполнения вызова. Старший выездной бригады обязан доложить о прибытии к месту вызова, а если обслуживание вызова занимает более 1 часа, то сообщить об этом в оперативный отдел (контроль местонахождения и состояния бригады). Время прибытия бригады к месту вызова может контролироваться с помощью радиосвязи (по сообщению бригады), либо с помощью системы навигации, позволяющей определять фактическое местонахождение выездных бригад и наблюдать за их перемещением с использованием электронной карты города.
б) Инспектором линейно-контрольной службы, который может проверить фактическое время выезда бригады к месту вызова, время пребывания бригады на месте вызова, время передачи больного дежурному персоналу стационара.
в) Заведующим подстанцией (начмедом станции), который проверяет карту вызова и может выявить несоответствие между действиями врача (фельдшера) и временем, затраченным на эти действия.
Качество оказания помощи контролируется:
— Заведующими подстанциями (отделениями) — по медицинским документам (картам вызовов, возвратным талонам сопроводительных листов) и при контрольных выездах.
— Старшими врачами оперативного отдела (тактические решения выездных бригад).
— Врачами бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад).
— Старшими врачами-специалистами станции (по медицинским документам).
— Заместителем главного врача по медицинской части (по медицинским документам).
— Лечебно-контрольной комиссией станции, назначаемой приказом главного врача.
Особое внимание при оценке работы уделяется тактике выездных бригад. Понятие тактики на догоспитальном этапе включает следующее. Это — сумма мероприятий, позволяющих в каждом отдельном случае, с учетом конкретной обстановки, обеспечить наиболее верное достижение цели: своевременность и эффективность оказания экстренной медицинской помощи и безопасность транспортировки в стационар или преемственность наблюдения и лечения больного в необходимых случаях на дому.
Основанием для выводов о правильности тактических решений выездных бригад служит правильное выполнение должностных инструкций работниками выездных бригад, приказов и распоряжений главного врача станции (в том числе и изданных совместно с руководством правоохранительных органов), регламентирующих взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений.
Контроль взаимодействия с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений осуществляется:
— старшими врачами оперативного отдела (тактические решения выездных бригад);
— врачами бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад, оформление сопроводительных листов);
— линейно-контрольной службой (по решению старшего врача оперативного отдела).
Качество оформления медицинских документов проверяется:
— заведующими подстанциями (отделениями);
— врачами бюро госпитализации (сопроводительные листы);
— заместителем главного врача по медицинской части (выборочно);
— комиссией по проверке деятельности подразделений, назначаемой главным врачом.
Работа оперативного отдела
Оперативный отдел является важнейшим звеном управления работой станции по оказанию скорой медицинской помощи населению.
Основные функции оперативного отдела:
Прием вызовов от населения.
Передача вызовов на исполнение.
Оперативное управление выездными бригадами.
Обмен информацией с подстанциями по вопросам оперативной работы.
Взаимодействие с дежурными службами города (сельского района) — милицией, ГИБДД, пожарной охраной, МЧС и т.д.
Срочная информация руководства станции о чрезвычайных и конфликтных ситуациях.
Информация о чрезвычайных ситуациях инстанций, определенных государственными органами управления здравоохранением.
Выдача населению информации справочного характера.
Основные элементы структуры оперативного отдела:
Отдел приема вызовов.
Отдел направления.
Отдел госпитализации.
Информационно-справочный отдел.
Мощностью станции скорой медицинской помощи определяется структура оперативного отдела — от единственного круглосуточного поста фельдшера (медсестры) по приему и передаче вызовов от населения — до крупного оперативного отдела, работа которого в течение суток возглавляется старшим дежурным врачом и его помощниками-врачами. При наличии в городе нескольких стационаров создается также отдел госпитализации, который ведет учет коечного фонда и обеспечивает равномерную доставку больных в стационары в соответствии с наличием свободных мест, профилем стационара и местонахождением пациента. Для обеспечения экстренной госпитализации вводится круглосуточный диспетчерский пост, на котором дежурит фельдшер, либо врач-эвакуатор (в зависимости от сложности работы).
Для того чтобы в равной степени соблюдались интересы пациентов и работников оперативного отдела, на уровне исполнительной и законодательной власти должны быть утверждены правила вызова скорой медицинской помощи в городе (сельском районе), а руководством станции скорой медицинской помощи — должностные инструкции по всем разделам оперативной работы.
Прием вызовов осуществляется средним медицинским работником, должностная инструкция которого должна предусматривать алгоритм его действий.
Основные действия:
Выслушать гражданина, обратившегося по телефону «03».
Решить вопрос о приеме вызова в соответствии с инструкцией.
При сложности принятия решения — переключить телефонную линию на старшего врача.
Если принято решение о приеме вызова, то фиксировать данные:
— адрес и телефон;
— фамилию, имя и отчество, возраст пациента;
— фамилию и телефон вызывающего, отношение к больному;
— что случилось? На основания полученного ответа сформулировать повод к вызову: Передать данные в отдел направления.
Отдел направления осуществляет:
1. Передачу вызовов выездным бригадам через подстанцию, либо непосредственно по телефону или радиосвязи.
2. Решение о профиле направляемой на вызов бригады.
3. Связь между выездной бригадой и врачом (фельдшером) эвакуаторов.
4. Прием отчетов выездных бригад о заполнения вызовов.
5. Сбор информации об укомплектованности и персональном составе выездных бригад и о выходе автотранспорта на линию.
6. Контроль оперативной работы выездных бригад.
В зависимости от возможностей станции скорой медицинской помощи обработка вызовов может вестись вручную или на основе автоматизированной системы.
Организационно-методическая работа
На станции скорой медицинской помощи организационно-методическая работа проводится по следующим направлениям:
1) сбор статистической информации и анализ работы станции;
2) составление плана работы станции;
3) систематическое изучение передового опыта службы скорой помощи в Российской Федерации и зарубежных странах и разработка методических рекомендаций по совершенствованию оперативно-диагностической и лечебной работы;
4) выработка предложений руководству станции по совершенствованию службы скорой медицинской помощи;
5) осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала;
6) работа с письмами и заявлениями граждан, составление проектов ответов, учет и отчетность;
7) организация научно-практических конференций по вопросам скорой медицинской помощи;
8) участие в составлении положений о работе подразделений, должностных инструкций работников станции и других нормативных документов —по поручению главного врача.
Для выполнения этой работы в зависимости от возможностей станции создается организационно-методический отдел, либо эти функции возлагаются на заместителя главного врача по медицинской части. В отделениях скорой медицинской помощи при больницах скорой помощи организационно-методическая работа проводится заместителем главного врача больницы по скорой медицинской помощи (заведующим отделением).

Повышение квалификации медицинского персонала
На станции скорой медицинской помощи применяются следующие формы повышения квалификации медицинского персонала.
1. Разбор оказания помощи больным и летальных случаев на утренних конференциях (на станции, подстанциях, в отделении скорой медицинской помощи).
2. Разбор дефектов оказания помощи на заседаниях лечебно-контрольной комиссии.
3. Лекции и семинары для медицинского персонала, проводимые старшими специалистами станции (отделения) или специалистами других лечебно-профилактических учреждений.
4. Научно-практические конференции.
5. Направление врачей и фельдшеров на курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет (по возможности — 1 раз в 3 года).
Для повышения квалификации медицинских работников определенную пользу приносит аттестация на присвоение квалификационной категории. В ходе подготовки к аттестации работники «освежают» свои знания по специальности.
Совершенствование знаний медицинской психологии в работе врача, а также всех членов бригады скорой медицинской помощи поможет осуществлять индивидуальный подход к больному, добиться большей эффективности профилактики и лечения, укрепить веру больного в скорейшее выздоровление, и способствовать реализации требований врачебной этики и медицинской деонтологии.
Основными показателями работы скорой помощи являются:
— количество бригад (среднесуточное);
— количество выполненных вызовов (в том числе с оказанием медицинской помощи);
— количество вызовов по поводу внезапных заболеваний (в том числе по разным нозологическим формам) и несчастных случаев;
— количество направлений на госпитализацию;
— среднесуточная нагрузка;
— время выезда бригады от момента приема вызова;
— время прибытия бригады к месту вызова;
— количество летальных исходов до прибытия и в присутствии бригады;
— количество повторных вызовов и их исходы;
— процент расхождения диагнозов направления и приемного покоя, а также некоторые другие.
Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы. Поэтому так важно выполнение мероприятий, которые выполняются отделениями скорой медицинской помощи поликлиник.
Задачами отделений скорой медицинской помощи поликлиник являются:
— оказание больным в минимально короткие сроки (не позднее 15 минут после поступления вызова) экстренной врачебной квалифицированной медицинской помощи в местах их постоянного или временного проживания;
— вызов по показаниям в помощь специализированных бригад скорой помощи;
— госпитализация, которая осуществляется путем получения наряда в Бюро госпитализации СМИ;
— обеспечение преемственности с поликлиникой и стационарами;
— обеспечение взаимосвязи с центром санэпиднадзора, осуществление мероприятий по выполнению требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
— осуществление своевременной транспортировки больных из мест проживания, районных поликлиник, женских консультаций в стационары по собственным направлениям и направлениям врачей территориальных государственных учреждений здравоохранения;
— доставка пациентов в государственные учреждения социального профиля по направлениям врачей-терапевтов территориальных поликлиник;
— доставка пациентов из мест проживания для проведения гемодиализа, консультаций и обследования (по распоряжению главного врача поликлиники);
— оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся самостоятельно в отделения;
— оказание экстренной помощи больным и пострадавшим при остановке бригады скорой медицинской помощи в пути следования;
— выполнение активных вызовов к больным, нуждающимся в динамическом врачебном наблюдении, по заявкам врачей поликлиник;
— ежедневный контроль и учет работы санитарного автотранспорта;
— ведение ежедневного медицинского статистического учета и составление отчетности в установленном порядке;
— изучение качества, эффективности и своевременности медицинской помощи, разработка мероприятий, направленных на их совершенствование;
— повышение квалификации и профессионального мастерства, внедрение передового опыта;
— проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях.
В систему скорой медицинской помощи входят также стационары (в первую очередь больницы скорой помощи, которые в ряде городов объединены с СМП) и НИИ скорой помощи, которые, наряду с лечебной диагностической, проводят большую организационно-методическую работу. В крупных городах при муниципальных органах управления создаются координационные советы по скорой помощи. Так, в Санкт-Петербурге при Комитете по здравоохранению существует координационно-экспертный совет по скорой помощи, который позволяет интегрировать все службы в единую систему.
Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий
Глава 12 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

История организации медицинской помощи на предприятиях восходит к временам земской медицины. В ее задачи входило медицинское обеспечение населения не только по месту жительства, но и на зарождающихся заводах и фабриках. При многих из них были созданы больничные кассы, финансировавшие оказание медицинской помощи работающим.
С созданием в 1918 г. в стране государственной системы здравоохранения промышленная медицина начала развиваться ускоренными темпами. Рабочие промышленных предприятий получили право преимущественного обслуживания, которое осуществлялось по месту жительства и дополнительно — по месту работы. Росла сеть врачебных и фельдшерских здравпунктов, медико-санитарных частей, расширялась цеховая служба, широко использовавшая возможности санаториев-профилакториев, санаторно-курортных учреждений, центров здоровья и спортивно-оздоровительных комплексов, учреждений общественного и диетического питания. Эта служба работала в тесном контакте с руководством предприятий, санитарно-эпидемиологической службой и другими организациями, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья работников предприятий, профилактике профессиональных заболеваний и производственных травм. Во 2-й половине XX века сложилась стройная система медико-санитарного обслуживания работающего населения. К началу 80-х годов в стране действовало свыше 1000 медико-санитарных частей (МСЧ) различной ведомственной принадлежности, более 1500 врачебных и 20 тыс. фельдшерских здравпунктов, в промышленном здравоохранении работали около 80 тыс. врачей, в том числе более 10 тыс. врачей-терапевтов цеховых врачебных участков. Промышленные предприятия вкладывали дополнительно к бюджету значительные средства в строительство и ремонт медицинских учреждений, оснащение их современным лечебно-диагностическим оборудованием, развитие социальной сферы, оказывали помощь лечебно-профилактическим учреждениям во внедрении новых медицинских технологий. Особенно значительный вклад в промышленное здравоохранение вносили градообразующие предприятия.
Экономические преобразования последнего десятилетия привели к росту числа предприятий различных форм собственности. В то же время стало выделяться гораздо меньше средств на улучшение условий труда, совершенствование оборудования и технологий; причины этого — ухудшение бюджетного финансирования и отсутствие экономической заинтересованности работодателей в здоровье работающих. На многих предприятиях нарушаются требования законодательства в части охраны труда. По данным официальной статистики (возможно, заниженным), на работах с вредными и опасными условиями труда заняты около 7 млн. человек, половина из которых — женщины.
Все перечисленное, наряду с социальной и экономической нестабильностью и множеством иных стрессовых факторов, негативно сказывается на здоровье как населения России в целом, так и экономически активной его части, от которой главным образом зависит экономическое возрождение государства и благополучие всего общества.
Чрезвычайно остро стоит проблема сверхсмертности трудоспособного населения, особенно от неестественных причин, в число которых входят травмы и несчастные случаи на производстве. Уровень смертности этого вида в России сегодня такой же, как 100 лет назад; он почти в 2,5 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах и в 1,5 раза — в развивающихся.
Значительную часть трудопотерь, связанных с заболеваниями, травмами и преждевременной смертью, возможно частично и полностью предотвратить, но для этого необходимо решать стоящие перед страной социально-политические, экономические, производственные, экологические и медицинские проблемы. Решение этих проблем должно стать основой государственной политики в области охраны здоровья населения, в том числе работающего. Однако ясно, что сегодня подходы к организации здравоохранения в целом и промышленной медицины — в частности не могут быть такими, как до начала реформ.
Уже к середине 80-х годов в промышленной медицине, как и в отечественном здравоохранении в целом, накопилось множество проблем. И если в условиях нового хозяйственного механизма и позднее, в период внедрения медицинского страхования, вопросы финансирования территориальной амбулаторно-поликлинической и стационарной служб в какой-то мере решались благодаря появлению дополнительных внебюджетных источников финансирования, то медико-санитарные службы предприятий, не участвовавшие в экономическом эксперименте по внедрению нового хозяйственного механизма и впоследствии не включенные в систему обязательного медицинского страхования (за исключением стационаров медсанчастей и поликлиник медсанчастей открытого типа), оказались в сложной ситуации. В связи с этим в настоящее время материально-техническая база некоторых медико-санитарных частей не соответствует современным требованиям и не позволяет комплексно и качественно проводить профилактические мероприятия с учетом производственных факторов, отрицательно влияющих на здоровье работающих условий их производственной деятельности.
Серьезную проблему представляло собой дублирование медицинской помощи работающим: «распыление» лечебных воздействий. Помощь оказывали участковые и цеховые врачи, специалисты муниципальных и цеховых медицинских учреждений. Это обуславливало высокие затраты и в то же время не позволяло сконцентрировать всю медицинскую, а также профессиональную историю пациента в руках одного ответственного лечащего врача. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников предприятий нередко проводились учреждениями и комиссиями, не располагающими полной информацией о пациентах. Такая практика приводила к снижению качества медицинского контроля, многочисленным экспертным ошибкам; к профессиональной деятельности зачастую допускались лица, которым она была противопоказана.
Для сохранения имеющегося потенциала отечественного промышленного здравоохранения и существенного улучшения охраны здоровья работающего населения необходимо более эффективное использование имеющихся ресурсов и внедрение экономических методов управления.
С учетом этого была разработана и в 1997 г. одобрена Правительством Российской Федерации Концепция развития медицинской науки и здравоохранения. Основа Концепции — постепенный, поэтапный переход к системе единого лечащего врача, несущего ответственность за все медицинские аспекты профилактики, своевременной диагностики, лечения и реабилитации пациента, а также за экспертизу его профессиональной пригодности и допуск к профессиональной деятельности, связанной с воздействием неблагоприятных факторов или повышенной опасности для работника и окружающих. Таким единым лечащим врачом для пациента может быть врач общей практики (семейный врач), либо участковый терапевт лечебно— профилактического учреждения, в котором пациенты получают медицинскую помощь на постоянной основе (по месту постоянной регистрации или по договору обязательного медицинского страхования).
23.06.94 г. вступил в действие приказ Минздравмедпрома России №130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования». Приказ определил принципы работы лечебно-профилактических учреждений общелечебной сети по медицинскому обеспечению работающих, впервые наметил основные направления реформирования цеховой службы и медико-санитарных частей, их интеграции в систему муниципального здравоохранения, превращения дублирования медицинской помощи работающим путем перехода к системе единого лечащего врача и медицинского учреждения. Сейчас по рекомендации Министерства юстиции отдельные положения приказа приводятся в соответствие с принятым позднее Гражданским кодексом Российской Федерации, но основные его положения остаются в силе. Реализация приказа способствовала сохранению медицинских учреждений и кадров промышленного здравоохранения и более рациональному их использованию.
В 1995—1996 гг. Минздравом РФ утверждены новые медицинские регламенты допуска к профессии в связи с развитием новых производственных технологий и проведения профилактических медицинских осмотров работников, имеющих контакт с производственными факторами риска (приказы от 05.10.95 №280/88, от 14.03.96 №90; от 10.12.96 №405). В этих документах актуализированы регламенты допуска к профессии в связи с развитием новых производственных технологий и связанного с этим появления новых повреждающих воздействий. Введен новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров: они должны проводиться только с участием лечащего врача, выполнением всего объема обследований, с рассмотрением, при необходимости, материалов клинико-экспертной комиссии соответствующего учреждения или с освидетельствованием пациента этой комиссией. Определена возможность направления лиц, длительно работающих с отдельными повреждающими факторами, на углубленное медицинское обследование в Центр профпатологии.
В соответствии с действующим законодательством предварительные медосмотры проводятся за счет граждан либо по решению работодателя, принимающего на работу или учебу (тогда — за его счет), а периодические только за счет средств работодателя. Если работодатель не финансирует эту работу и допускает работников к профессиональной деятельности, связанной с воздействием вредных производственных факторов или повышенной опасностью для работника и окружающих, без медицинского заключения, он должен нести за это ответственность в установленном законом порядке. Контролирующую функцию в данном случае осуществляют (наряду с другими организациями) органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Среди учреждений, оказывающих помощь работникам предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, наиболее совершенной формой является медико-санитарная часть (МСЧ). Это комплексное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывается специализированная амбулаторно-поликлиническая, а при наличии стационара и больничная медицинская помощь трудящимся предприятия и прикрепленному населению; проводятся профилактические осмотры, осуществляется диспансеризация работающих на предприятии и необходимые оздоровительные мероприятия.
МСЧ бывают закрытого и открытого типа. Закрытая МСЧ предназначена для оказания медицинской помощи исключительно работающим на предприятии, при котором она организована. МСЧ открытого типа обеспечивает также помощь членам семей работающих на предприятии, она может иметь в составе отделения (участки) для обслуживания населения прилегающих микрорайонов. График работы МСЧ строится с учетом режима работы предприятия, чтобы медицинская помощь была доступна в свободное от работы время.
Сейчас МСЧ может быть самостоятельным государственным учреждением (федерального, ведомственного или муниципального уровня) с правом юридического лица либо структурным подразделением предприятия негосударственной организационно-правовой формы собственности; в последнем случае юридический статус и реквизиты МСЧ определяются Уставом предприятия.
По действующим нормативным документам (приказ № 130 от 23.06.94) учредителями государственных МСЧ являются Минздрав России, другие министерства и ведомства, территориальные органы управления здравоохранением и Госкомимущество России (территориальные комитеты по управлению имуществом). Учредителями медико-санитарных частей на предприятиях с негосударственными формами собственности являются сами предприятия и Госкомимущество России с его комитетами на местах.
Независимо от форм собственности, деятельность МСЧ регламентируется законодательными и нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, уставом предприятия и действующим Положением о медико-санитарной части. Вся деятельность осуществляется в соответствии с выданной лицензией и полученным сертификатом.
В задачи МСЧ входит оказание специализированной квалифицированной и своевременной медико-санитарной помощи работникам предприятия при заболеваниях и травмах с целью снижения трудопотерь по болезни и инвалидности; планирование и осуществление совместно с администрацией предприятия и санэпидслужбой санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по оздоровлению условий труда, снижению общей заболеваемости, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за состоянием здоровья работающих.
Структура МСЧ организуется в соответствии с задачами и функциями, в зависимости от численности обслуживаемого контингента, по согласованию с учредителем. В состав МСЧ, как правило, входят поликлиника, врачебные и фельдшерские здравпункты. В крупных МСЧ имеются стационары. В состав МСЧ могут входить также другие подразделения: ночные санатории-профилактории или пансионаты, отделения неотложной помощи, Женские консультации, кабинеты психофизиологической разгрузки и др. Важным подразделением МСЧ является отделение восстановительного лечения. Взаимоотношения между структурными подразделениями МСЧ определяются Уставом.
В состав поликлиники входят типовые подразделения: регистратура, кабинеты для амбулаторного приема пациентов цеховыми врачами-терапевтами и основными специалистами, в том числе кабинеты подросткового врача, акушера-гинеколога. В поликлиниках крупных МСЧ организуются отделения профилактики.
Стационар открывается оптимально на 400—600 коек; в нем организуются как минимум два отделения: терапевтическое и хирургическое. Могут быть и специализированные отделения: неврологическое и др. Лечебно-диагностическая часть является общей для поликлиники и стационара, как и кабинет медицинской статистики и административно-хозяйственная часть.
Объединенная МСЧ, состоящая из поликлиники и стационара, является оптимальной формой. Чаще при предприятиях организуются необъединенные медицинские учреждения, состоящие из одной поликлиники.
Медико-санитарной частью может называться и больница, и поликлиника, если они обслуживают в основном рабочих, а не только население. Такие медицинские учреждения организуются при предприятиях на определенное количество работающих.
Во главе медсанчасти стоит главный врач — как правило, высококвалифицированный специалист, имеющий опыт организаторской работы. Поликлиника возглавляется заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, который и считается заведующим поликлиникой. Во главе стационара стоит заместитель главного врача по стационару, которым обычно является начмед.
Для осуществления своих задач медсанчасть организует и проводит деятельность по следующим направлениям:
1. Оказание лечебной поликлинической и стационарной медицинской помощи по основным врачебным специальностям.
2. Планирование совместно с санитарно-эпидемиологической службой и осуществление профилактических медицинских осмотров трех видов:
предварительных — при поступлении на работу; периодических — для рабочих тяжелых и вредных профессий и целевых.
3. Медицинская экспертиза временной утраты трудоспособности.
4. Диспансеризация рабочих, особенно часто и длительно болеющих (к этой группе относят болеющих 4 раза в году и более с общей длительностью свыше 40 дней по одному заболеванию и болевших более 6 раз с длительностью более 60 дней по разным заболеваниям).
5. Контроль за санитарным состоянием и условиями труда работающих. Для этого цеховые врачи-терапевты периодически, в соответствии с заранее составленным графиком работы, выходят в цеха, на производственные участки и там непосредственно на местах осуществляют организационно-методическую работу.
6. Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание работников предприятия по всем аспектам формирования здорового образа жизни.
7. Составление и реализация единого комплексного плана оздоровительных мероприятий и вообще планирование оздоровительной работы по всем возможным направлениям. Мероприятия, требующие больших капитальных затрат, обычно отражаются в коллективных договорах, в планах по технике безопасности, в планах социального и экономического развития коллективов предприятия; они, как правило, утверждаются директором предприятия и обязательны для исполнения. В комплексном же плане медико-санитарной части находят отражение разделы оздоровительной работы, требующие меньших затрат и касающиеся в основном деятельности медиков. Эти планы разрабатываются сотрудниками медсанчасти под руководством главного врача, согласовываются с администрацией и утверждаются директором предприятия на очередной календарный год. Работа МСЧ по снижению заболеваемости и травматизма проводится в соответствии с этим планом. Как правило, в планах обязательно отражаются четыре группы мероприятий: 1) организационно-методические мероприятия: (решение вопросов по охране здоровья работающих; выступления медицинских работников на различных производственных совещаниях и собраниях); 2) санитарно-технические мероприятия, связанные с автоматизацией производственных процессов, механизацией трудоемких работ, внедрением новых производственных технологий и др.; 3) санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на снижение степени воздействия профессиональных вредностей (запыленности и загазованности рабочей зоны, шума, вибрации), утепление и освещение производственных помещений, совершенствование системы водоснабжения, канализации и др.; 4) лечебно-профилактические мероприятия (диспансеризация, профосмотры, вакцинация работающих при угрозе распространения инфекционных заболеваний и др.).
8. Мероприятия по профилактике травматизма: подготовка санитарного актива, обучение работников предприятия само— и взаимопомощи, организация медицинских аптечек на рабочих местах и прочие меры.
9. Повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в области гигиены труда, санитарно-противоэпидемического дела, современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний; изучение и распространение передовых форм и методов работы.
10. Организация учета и медицинской отчетности в целях анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, оценки качества и эффективности проводимой работы.
11. Разработка аварийного плана, создание неприкосновенного запаса лекарственных средств и медицинского оборудования на случай аварий и (или) стихийных бедствий.
Вся работа по этим и другим направлениям проводится медсанчастью в тесном контакте с администрацией предприятия, профсоюзными организациями, отделом техники безопасности, а также с организациями и учреждениями вне предприятия: санэпиделужбой, органами и учреждениями здравоохранения, противопожарной службой, отделениями МЧС (чрезвычайных ситуаций).
Деятельность МСЧ строится на основе договоров об оказании медицинской помощи с учредителем, территориальным фондом обязательного медицинского страхования или страховыми медицинскими организациями, органами управления здравоохранением. В своей деятельности МСЧ использует принципы хозяйственного расчета, т.е. осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных Уставом, в котором определяются имущественные и иные права и обязанности предприятия. Все взаиморасчеты за оказание медицинской помощи осуществляются в утвержденном законом порядке.
Финансирование деятельности МСЧ производится:
1) из средств предприятия-учредителя на капитальное строительство, содержание помещений, включая оплату коммунальных услуг, ремонт, оснащение и эксплуатацию медицинского оборудования и транспорта, содержание медицинского персонала цеховых врачебных участков, врачебных и фельдшерских здравпунктов, сверхштатных нормативов, определенных в индивидуальном порядке.
2) Из средств государственного бюджета (федерального, отраслевого или местного) — при реализации целевых территориальных и федеральных программ, на содержание здравпунктов, организованных в пределах рекомендованных штатных нормативов.
3) Из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) или страховых медицинских организаций в соответствии с программой ОМС.
4) Из средств, полученных от реализации договоров по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).
5) Из средств, полученных при оказании платных медицинских услуг населению.
6) Из иных источников, не запрещенных законодательством РФ, в том числе подсобных прибольничных хозяйств, трудовых мастерских, благотворительных взносов и пр.
Контроль за работой медсанчасти и ее руководителя в области медицинской и финансово-хозяйственной деятельности осуществляют в пределах своей компетенции, определенной Уставом и другими нормативными документами, Учредитель, органы управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационные комиссии, территориальный фонд ОМС, налоговая инспекция и другие органы.
Более распространенной и приближенной к рабочим организационной формой оказания медицинской помощи на производстве являются здравпункты. Они организуются на предприятиях и в учебных заведениях для оказания первичной медико-санитарной помощи, а также для проведения мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости и улучшению санитарно-гигиенических условий на производстве.
В здравпунктах оказывается доврачебная и первая врачебная помощь при травмах, внезапных заболеваниях, отравлениях (в том числе профессиональных), острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности. При необходимости здравпункт организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения. Кроме того, здравпункт проводит мероприятия по борьбе с общей и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, по оздоровлению условий труда и быта.
Персонал здравпунктов осуществляет плановые лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия: организует медицинские осмотры работающих и их диспансеризацию; контролирует выполнение администрацией санитарных правил на производстве и перевод рабочих и служащих на работу в соответствии с состоянием их здоровья; проводит профилактические прививки; наблюдает за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными; обучает приемам само— и взаимопомощи при травмах; осуществляет работу с санитарным активом: участвует в разработке и анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности; проводит гигиеническое воспитание и пропаганду здорового образа жизни.
Здравпункты подразделяют на врачебные и фельдшерские. Они, как правило, входят в состав медсанчастей или городских (районных) больниц, поликлиник. При численности работников (учащихся) 1200 чел. и более организуется врачебный здравпункт. Фельдшерский здравпункт создается, как правило, при численности работников 500 чел. и более; в некоторых случаях (на шахтах, в геологоразведочных партиях и экспедициях, на удаленных участках) и при меньшей численности работников. В составе медико-санитарной части на крупном промышленном предприятии в отдельных цехах создаются цеховые фельдшерские здравпункты.
Персонал здравпунктов устанавливается по рекомендуемым штатным нормативам приказа № 130 от 23.06.94 г.
На промышленных предприятиях Ленинграда уже с 1968 г. вместо врачебных здравпунктов стали организовывать фельдшерские, а врачей здрав-' пунктов переводить в ближайшие территориальные поликлиники в качестве цеховых терапевтов и объединять в цеховые отделения. Так возникла новая, более прогрессивная форма организации медицинской помощи на промышленных предприятиях — цеховые отделения территориальных лечебно-профилактических учреждений. Врач, работая в поликлинике, осуществляет амбулаторный прием работников закрепленных за ним подразделений и периодически посещает фельдшерские здравпункты на предприятии, где также принимает пациентов, проводит профилактическую и организационно-методическую работу.
В последние годы, в связи с акционированием предприятий и переходом на медицинское страхование, количество цеховых врачей в поликлиниках сокращается, многие участки ликвидируются, как экономически невыгодные для предприятий. Тем не менее, представляется целесообразным привлекать амбулаторно-поликлинические учреждения по договорам с предприятиями и по договорам коллективного добровольного страхования для оказания медицинской помощи работникам предприятий, не имеющих медицинских подразделений.
Центральное место в системе промышленного здравоохранения занимает цеховой врач — терапевт, обслуживающий рабочих закрепленного за ним цехового врачебного участка.
Участок организуется при определенной численности работающих; средний норматив для обычных отраслей машиностроительной и легкой промышленности составляет 2000 чел. на один участок, а в тяжелых отраслях промышленности (угольной, горнорудной, металлургической, химической) — 1500 чел. При формировании участка необходимо учитывать три особенности. Во-первых, учитывается однородность технологического процесса, чтобы врачу было легче добиваться оздоровления условий труда. Во-вторых, учитывается тяжесть 'условий труда и вредность профессиональных факторов на отдельных производственных участках, т.е. цеха и подразделения распределяются по участкам так, чтобы нагрузка на цеховых врачей была равномерной. И, наконец, рационально формировать участки из близко расположенных цехов, чтобы они были компактными и не растянутыми по территории предприятия. В настоящее время состав участка и численность рабочих на нем определяются условиями контракта.
Цеховой врач осуществляет свою работу в соответствии с условиями контракта, заключенного с администрацией промышленного предприятия и территориальными органами здравоохранения. Главной задачей его является оказание медицинской помощи в условиях лечебно-профилактического учреждения совместно со специалистами этого учреждения, а также на месте работы пациентов. По согласованию с органами управления здравоохранением и по договору с территориальным фондом ОМС врач может оказывать первичную медико-санитарную помощь и на дому, т.е. работать по территориально-цеховому принципу. Содержание деятельности врача определяется законодательными нормативными актами (о длительности рабочего времени, режиме труда и др.) по вопросам охраны здоровья населения, уставом предприятия (учреждения), положением о МСЧ и городской поликлинике, а также положением о враче-терапевте цехового врачебного участка (приложение №2 к приказу Минздравмедпрома РФ № 130 от 26.06.94). В своей работе врач подчиняется руководителю (главному врачу) лечебно-профилактического учреждения, в котором он работает, и администрации предприятия. В подчинении у него находится средний и младший медицинский персонал, закрепленный за участком и кабинетом для амбулаторного приема.
Исходя из задач и в соответствии с полученным сертификатом цеховой врач должен выполнять следующие функции:
— оказывать первую медицинскую помощь при острых заболеваниях, производственных травмах и отравлениях, организовывать транспортировку больных в ЛПУ;
— осуществлять амбулаторный прием, лечение и реабилитацию больных и инвалидов;
— обеспечивать организацию своевременной консультации врачей-специалистов, госпитализацию пациентов, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
— проводить экспертизу временной нетрудоспособности и своевременно направлять больных на медико-социальную экспертизу;
— осуществлять координацию и проведение предварительных и периодических медицинских профилактических осмотров;
— проводить диспансеризацию хронических больных, в том числе часто и длительно болеющих, с осуществлением всего комплекса мер общественной профилактики: трудоустройство нуждающихся, отбор на санаторно-курортное лечение, диетическое питание и др.; картотека диспансерных больных должна включать данные на 100—150 пациентов. Диспансерные осмотры проводятся до 3—4 раз в год, осмотры часто и длительно болеющих — 2 раза в год; — осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья рабочих своего участка на основе своевременного выявления общих и профессиональных заболеваний, полицевого учета случаев нетрудоспособности и анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
— проводить организационно-методические мероприятия по оздоровлению условий труда на рабочих местах, контролировать выполнение мероприятий коллективного договора и комплексного плана;
— проводить работу по подготовке санитарного актива на участке, санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию работников предприятия, формированию здорового образа жизни.
Врач составляет комплексный план работы на год и поквартально на основе действующих текущих и перспективных планов работы медсанчасти. Рабочий день врача планируется следующим образом: 5 часов ежедневно отводится на амбулаторный прием и 2,5 часа — на организационно-профилактические мероприятия.
Если медико-санитарная часть имеет в своем составе поликлинику и стационар, то в работе врачей действует система чередования: год-полтора врач работает в поликлинике, затем несколько месяцев — в стационаре.
Врач имеет право не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию с отрывом от места работы за счет средств предприятия и личных средств; проходить аттестацию на врачебную категорию в установленные сроки; заключать в установленном порядке договоры добровольного медицинского страхования и получать плату за оказание дополнительных медицинских услуг; разрабатывать и вносить предложения администрации цехов по вопросам охраны здоровья работающих; в спорных и конфликтных случаях обращаться в органы управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационную комиссию, независимую экспертную комиссию, арбитраж и правоохранительные органы.
Приказ № 130 ввел в номенклатуру специальность и должность врача-профпатолога и создал нормативную базу, позволяющую развить в каждом субъекте Федерации сеть центров профпатологии. С момента издания приказа в стране создано и функционирует свыше 80 территориальных центров профпатологии. Начата подготовка врачей по специальности «Профпатология» в интернатуре и клинической ординатуре согласно утвержденным образовательно-профессиональным программам первичной специализации.
Необходимо подчеркнуть, что одной из важнейших причин приоритетного развития промышленной медицины в сложных социально-экономических условиях 30-х — 50-х годов было стремление государства организовать преимущественное медицинское обслуживание работников отраслей, обеспечивающих рост национального дохода и безопасность страны. Экономический же кризис последнего десятилетия наоборот, по сути, привел к свертыванию промышленного здравоохранения и сокращению объема лечебно-профилактической помощи, оказываемой по производственному принципу.
Что касается принципа преимущественного медицинского обслуживания промышленных рабочих, то он, безусловно, носит временный характер; в будущем, при создании равных для всех условий оказания медицинской помощи надлежащего уровня и качества, актуальность этого принципа отпадет, и он будет исключен из практики здравоохранения. Остальные организационные формы, принципы и методы медицинского обслуживания работников промышленных предприятий, как показала длительная история развития этого направления в отечественном здравоохранении, оказались действенными, жизнеспособными и экономически выгодными; в новых социально-экономических условиях они заслуживают признания, дальнейшего развития и совершенствования.
Глава 13 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Среди организационных принципов современного общественного здравоохранения одним из важных является соблюдение единства и преемственности медицинской помощи населению в городской и сельской местности. Огромная часть населения мира проживает в сельских районах. В Российской Федерации в сельской местности проживает немногим менее 30% населения страны.
Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинский учреждений: характер расселения жителей, радиус обслуживания, сезонность работ, воздействие погодных условий при полевых работах, специфические условия трудового процесса, неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий, регионально-национальные особенности и обычаи, образовательный и культурный уровень и др. Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.
Основными особенностями организации медицинской помощи сельскому населению России были и являются в настоящее время:
— этапность;
— наличие специальных лечебно-профилактических учреждений в структуре сельского здравоохранения;
— специальные организационные формы и методы работы медицинского персонала и ЛПУ в целом.
Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям. Основными организационными формами медицинской помощи являются стационарная и разъездная.
Первый этап — сельский врачебный участок, охватывающий территорию с радиусом 5—10—15 км (в разных областях России) и включающий следующие ЛПУ: сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерские и фельдшерско-акушерские медпункты, здравпункты, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях ясли-сады и др. На этом этапе сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтически, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую, в ряде случаев — педиатрическую). Эти условия наиболее соответствуют соблюдению принципов общеврачебной практики и семейного медико-социального обслуживания.
Сельский врачебный участок является звеном первого контакта пациентов в системе медицинского обслуживания. Его основная задача — оказание населению участка доступной квалифицированной, приближенной к населению, врачебной помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Сельский врач должен быть (и по существу является) врачом общей практики. Численность населения на участке — от 5000 до 7000 человек.
Ближайшим медицинским учреждением, куда обращается сельский житель, является федьдшерско-акушерский пункт (ФАП), ФАП является одной из особенностей сельского здравоохранения; открытие и функционирование ФАП в современных условиях вызвано необходимостью приблизить медицинскую помощь к населению в условиях большого радиуса обслуживания сельской участковой больницы и невысокой плотности населения в сельской местности. ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более, при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км, а при удаленности более 7 км от ближайшего медицинского учреждения ФАП может быть организован в населенных пунктах с числом жителей 300—500 человек.
Основными задачами ФАП являются оказание доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер ФАП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививочную работу, физиотерапевтические мероприятия, и в полном объеме выполняет назначение врача, организует патронаж детей и беременных женщин, под руководством врача проводит профилактические, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия.
Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория. Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице в основном определяются ее мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Здесь оказывается амбулаторная и стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь, осуществляется диспансерное наблюдение, профилактические мероприятия (прививки, профилактические осмотры, санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая работа, санитарное просвещение, раннее выявление туберкулеза и онкопатологии и др. В штате сельской участковой больницы в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы (ЦРБ) могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия). .
Основными критериями при организации сельского врачебного участка является количество населения, радиус обслуживания и характер территории.
В различных странах имеются свои особенности в организации первичной медицинской помощи сельскому населению. Общий принцип их работы состоит в приближении медицинской помощи к месту жительства и к месту работы; осуществлении перехода к системе общеврачебной практики и семейной медицине; оказании амбулаторной помощи и клинических лабораторных обследований; наличии врачебных кабинетов терапевта, хирурга, педиатра, акушер-гинеколога, стоматолога и др. В наиболее отдаленных местностях могут быть создана маленькие стационары доя взрослых и детей, дал оказания помощи при родах и др.
В ряде стран при отсутствии врачей специалистов в амбулатории педиатрическая и гинекологическая помощь оказывается в рамках разъездной системы медицинской помощи. По мнению экспертного Совета ВОЗ участковые медицинские службы должны располагать небольшим числом родильных коек и палат для экстренной терапевтической и хирургической помощи (особенно, если транспортировка больных из этой местности затруднена). В других случаях предлагается разнообразная структура сельских медицинских учреждений от медицинского центра без коек до вполне развитой сельской больницы в отдаленных районах или больницы с койками для определенных заболеваний.
В настоящее время в ряде районов России происходит преобразование сельских больниц в стационары для реабилитации, восстановительного лечения, сестринского ухода (в том числе с совместным финансированием органами социальной защиты населения). Кроме того, далеко не всегда целесообразно существование малых участковых больниц как с экономической, так и с медицинской точки зрения. Доказано, что в более крупных больницах меньше финансовых средств (в расчете на койко-место) приходится расходовать на отопление, содержание обуживающего персонала, хозяйственно-технические нужды, питание, инженерно-техническое обустройство и др. Кроме того, среднегодовая занятость койки многих участковых больниц не превышает 200—250 дней. В маломощных больницах трудно организовать на современном уровне оказание диагностической и лечебной помощи. В силу этих соображений сохраняются лишь относительно крупные, рентабельные сельские участковые больницы, а небольшие больницы реорганизуются во врачебные амбулатории и центры общеврачебной практики.
Следующим вторым этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью является районное звено во главе с центральной районной больницей (ЦРБ), ЦРБ имеются во всех районных административных территориях. В каждом районном центре функционирует центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭИ).
В структуре здравоохранения районов такие могут быть межрайонные специализированные центры, номерные больницы, диспансеры, центры здоровья, здравпункты, районные и городские больницы и др.
Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. У него имеются заместители по организации медицинского обслуживания населения (ему непосредственно подчинен организационно-методический отдел): по медицинской части (который главным образом занимается вопросами работы стационара ЦРБ), по родовспоможению и детству, может быть также заместитель по организации поликлинической помощи. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом ГСЭН. В районе имеется также штат районных специалистов, как правило, заведующие профильными отделениями ЦРБ, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности в районе. В районную больницу обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельского участка при необходимости специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультации у врачей-специалистов, а также жители приписных участков и самого райцентра. Категории районных больниц определяются численностью населения района числом коек (с учетом сельских участковых больниц). Всего выделяют 6 категорий ЦРБ: от 100 (VI категория) до 400 (I категория) коек. Штатное расписание районных больниц дозволяет иметь врачей большинства специальностей (в некоторых густонаселенных районах, особенно имеющих межрайонные специализированные центры, — до 30). Районное звено является главным звеном в здравоохранении сельской административной территории, которое осуществляет специализированную квалифицированную медицинскую помощь по основным ее видам. Кроме того, специалисты центральной районной больницы (ЦРБ) осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района.
В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов и соответствующими лечебно -диагностическими отделениями, организационно -методический кабинет, отделение скорой медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.). Районные специалисты выезжают для консультаций, проводят показательные операции, обследование и лечение больных, направляют бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельского участка, заслушивают отчеты врачей участковых больниц, заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами, анализируют планы работ, статистические отчеты, проводят научные конференции, семинары, повышение квалификации на рабочем месте и др.
Помимо ЦРБ, расположенных в подавляющем большинстве случаев в районном центре, на территории района могут быть другие районные больницы, так называемые «номерные» больницы, которые часто выполняют функции филиала ЦРБ или могут специализироваться по тем или другим видам медицинской помощи.
В целях лучшего обеспечения специализированной медицинской помощью создаются межрайонные специализированные центры (отделения), оснащенные современным оборудованием. Межрайонные специализированные центры оказывают лечебную и консультативную помощь, осуществляют организационно-методическую работу, повышают квалификацию медицинского персонала районных и участковых больниц и поликлиник, анализируют показатели здоровья и факторы риска, определяющие заболеваемость по конкретной специальности.
Важным структурным подразделением центральной районной больницы является организационно-методический кабинет, работа которого направлена на обеспечение методического руководства: анализ деятельности медицинских учреждений, осуществление мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы, повышение квалификации специалистов, организация работы по медицинской статистике и оценке здоровья населения, изучение и распространение новых современных форм работы по медицинскому обслуживанию, перспективное планирование развития здравоохранения района, организация работы по внебюджетной коммерческой деятельности и медицинскому страхованию. Оргметодкабинет должен быть укомплектован наиболее опытными врачами-специалистами. Для правильной организации работы и осуществления организационно-методического руководства кабинеты должны располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения.
На основе систематического анализа состояния здоровья населения района, планов районных учреждений организационно-методический кабинет составляет комплексный план мероприятий по улучшению медицинской помощи и укреплению здоровья населения района.
Обеспечение методического руководства учетно-статистической работой и контроля за ней всех учреждений района является важнейшей функцией оргметодкабинета. В обязанности кабинетов входит прием годовых отчетов. На оснований данных отчетных форм и специального анализа оргметодкабинет составляет обзор о состоянии здоровья различных групп населения и оценивает показатели здравоохранения. В оргметодкабинетах должны быть сведения о районных конференциях и занятиях с врачами и средним медицинским персоналом, о семинарах с участием районных специалистов, специализации и повышении квалификации медицинских работников (которые в сельской местности должны проходить 1 раз в 5 лет). Ежемесячно, ежеквартально кабинет вычисляет основные показатели работы каждого медицинского учреждения. Проводится анализ качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению.
В составе ЦРБ могут быть выездные врачебные бригады (постоянно действующие функциональные подразделения). Кроме того, для приближения специализированной помощи к населению района важное значение имеют передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, флюрографические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, зубоврачебные и зубопротезные кабинеты.
В системе специализированной помощи важна также роль диспансеров. На уровне района, как правило, функционируют противотуберкулезный и кожно-венерологический диспансеры (если других диспансеров нет, то соответствующие специалисты работают в поликлинике ЦРБ).
Большое внимание уделяется организации скорой медицинской помощи в сельских районах.
Анализ деятельности стационара и поликлиники ЦРБ оценивается такими же показателями, как в городской больнице и поликлинике.
Третий этап (уровень) медицинской помощи сельскому населению областные учреждения здравоохранения, расположенные в областном центре (областная больница с консультативной поликлиникой, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр государственного санэпиднадзора и др.). На этом этапе оказывается высококвалифицированная медицинская помощь практически по всем специальностям.
Областная больница является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения. Основные ее функции: оказание высококвалифицированной, специализированной, консультативной амбулаторной и стационарной медицинской помощи; оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экстренной медицинской помощи современными средствами сантранспорта, вплоть до санитарной авиации; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области; анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности в области, разработка мероприятий, направленных на их снижение; проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала; внедрение новых технологий и методов управления, осуществление экспертных функций.
Структурными подразделениями областной больницы являются: стационар, консультативная поликлиника, клинико-диагностические подразделения, лечебно-диагностические, оргметодотдел с отделением медицинской статистики (в ряде больниц — отделы клинико-экспертные и организационно-экономической роботы), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, пансионат для пациентов, общежитие для медработников. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисту областного комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными отделениями).
Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Наиболее целесообразны и экономически рентабельны областные больницы на 700—1000 коек.
Основными задачами консультативной поликлиники областной больницы являются: обеспечение направленным больным из медицинских учреждений участкового или районного уровня квалифицированной консультации по установлению или уточнению диагноза, определение объема и методов лечения, определение нуждаемости в стационарной помощи в отделениях областной больницы или ЛПУ области (района) для проведения дальнейшего лечения. Областная поликлиника выполняет не только консультативно-лечебную функцию, но и оценивает качество работы сельских врачей, районных и участковых больниц. В областную консультативную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов. Для равномерного распределения потока больных областная поликлиника регулярно сообщает о наличии свободных мест в общежитии, в отделениях больницы, согласовывают сроки поступления больных с учреждениями сельской местности. Консультативная поликлиника совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи организует и проводит выездные консультации врачей-специалистов. На каждого больного консультативная поликлиника дает медицинское заключение, в котором указывается диагноз заболевания, проведенное лечение и дальнейшие рекомендации. Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами лечебно-профилактических учреждений районов при обследовании и лечении больных на местах.
Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, используя средства санитарной авиации или другой санитарный транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты или места дислокации (работы) сельских жителей. Отделение обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, вызовы из районов и поддерживает связь с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи. Отделение экстренной помощи в неотложных случаях организует доставку больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области, срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных.
Вся деятельность областной больницы по руководству сельскими медицинскими учреждениями координируется, анализируется и направляется специальным подразделением — отделом клинико-экспертной и организационно-экономической работы. Являясь структурной частью областной больницы, отдел служит базой областного управления здравоохранением по анализу состояния здоровья населения, оценке деятельности учреждений здравоохранения, лечебно-профилактического обслуживания населения области в целом. Среди основных направлений работы и функций районного отдела областной больницы можно выделить такие, как организационная, методическая, научно-практическая, консультативная, планово-нормативная, учебно-методическая, медико-статистическая, кадрово-штатная, экспертная и др.
К организационной деятельности относится также изучение, обобщение, распространение опыта передовых учреждений (базовых и профильных), организация комплексных медицинских обследований населения, проведение плановых выездов и купирования, составление и издание инструктивно-методических и нормативных материалов.
Организационные формы научно-практической работы включают планирование научных исследований, внедрение результатов научных разработок в практическую работу медицинских учреждений, связь с кафедрами медицинских вузов и отделами научно-исследовательских институтов, организацию научных конференций и семинаров, участие врачей в работе научных обществ, публикации материалов и др.
Планово-нормативная функция предусматривает комплексное планирование оздоровительных мероприятий на административных территориях области, участие специалистов медицинских учреждений в экономическом и медико-социальном развитии области. Причем для обеспечения системности в решении данных вопросов необходима действенная связь с административными органами области, а также с различными общественными организациями.
Учебно-методическое направление предусматривает планирование мероприятий по повышению квалификации специалистов (курсы усовершенствования, рабочие места, семинары, прерывистые курсы, учебно-научные конференции, ординатура, аспирантура).
Специалистами оргметодотдела составляются положения о работе общественных советов больниц, о совместной деятельности с депутатскими комиссиями по здравоохранению с работой обществ Красного Креста, ассоциаций медицинских работников и др. Важной задачей является совершенствование трудовой деятельности медицинских работников, пересмотр их профессиональных обязанностей и должностных инструкций применительно к видам медицинской деятельности, правовая защита медицинских работников.
Таким образом, основными направлениями совершенствования медицинской помощи сельскому населению на современном этапе являются:
— развитие общеврачебной практики (на уровне сельского врачебного участка и районного звена);
— совершенствование выездных видов специализированной медицинской помощи;
— более широкое внедрение телемедицины;
— реорганизация сельских участковых больниц;
— развитие стационарзамещающих технологий (на всех этапах сельского здравоохранения).
Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей

Здоровье матери и ребенка является важнейшим индикатором социально-экономической ситуации в стране и его охрана — приоритетная задача общества и государства.

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign