LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Политическое окружение (политическая стабильность).
Технологическое окружение.
Социально- культурное окружение.
5. Международное окружение.
Одним из наиболее распространенных методов анализа внешней среды в зарубежных странах является СВОТ (CWOT) — анализ, предполагающий анализировать следующие факторы:
— мощь (capacity) организации по отношению к внешней среде;
— слабость (weakness) по отношению к внешней среде;
— возможности (opportunity), проистекающие из внешней среды;
— угрозы (treat), проистекающие из внешней среды.
При этом ставятся задачи по развитию ЛПУ, по использованию его мощи и уменьшению его слабости с тем, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.
Внутренняя среда организации
Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации. Основными составляющими внутренней среды являются: ее цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, культура организации.
Под целью в управлении обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Успешная деятельность организации в значительной мере обусловлена его материально-технической базой и применяемыми технологиями, причем, для медицинских учреждений эти составляющие внутренней среды имеют особое значение. При отсутствии современного оборудования невозможно использовать новые эффективные медицинские технологии, а значит, и оказывать помощь высокого качества.
К оборудованию предъявляют, как правило, три основных требования: мощность, универсальность и надежность.
Среди составляющих внутренней среды организации необходимо отметить и культуру организации.
Под культурой организации понимаются позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются основные ценности. Культура организации находит свое отражение в структуре организации и ее кадровой политике.
Структура организации
Реализация стремлений организации, продуктивное взаимодействие с внешней средой в значительной мере определяются рациональностью построения структуры организации, которая представляет собой совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей.
Исторически сложились четыре основных типа организационных структур:
линейная;
линейно-функциональная;
— линейно-штабная;
— матричная.
Линейная структура управления характеризуется четким единоначалием — каждый руководитель, каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу. Линейная структура управления может быть эффективной в небольших организациях с высоким уровнем технологической специализации. В практическом здравоохранении данная структура получила распространение в женских консультациях, небольших по мощности специализированных диспансерах. В линейно-функциональных структурах управления помимо линейного управления добавляется функциональное, связанное с дальнейшей специализацией управленческого труда.
Каждое структурное подразделение получает указание и распоряжения не только от руководителя учреждения, подразделения (главного врача, заведующего отделением), но и от руководителей функциональных служб (заместителя главного врача по медицинской части, по клинико-экспертной работе и т.д.) Данная структура наиболее целесообразна для средних и крупных учреждений и объединений.
Линейно-функциональная структура в настоящее время функционирует в большинстве крупных стационаров, территориальных медицинских объединений и крупных амбулаторно-поликлинических учреждений. Однако, и линейная, и линейно-функциональная структура недостаточно адаптированы к меняющимся условиям внешней среды.
В подобном случае линейно-функциональную структуру управления целесообразно дополнить штабом, наделенным определенными полномочиями и правами, которые обычно ниже полномочий руководителя организации.
В здравоохранении штабные структуры необходимо создавать в следующих случаях:
— во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных катастроф и аварий;
— для внедрения новых организационных и медицинских технологий в практику;
— при реорганизации различных медицинских служб.
Матричная структура управления основана на принципе одновременного управления по вертикали и по горизонтали. Ее основу образует линейно-функциональная структура управления, которая дополняется структурными элементами программного управления. Помимо руководителя организации, линейных и функциональных руководителей назначается руководитель программы, причем его ранг выше ранга руководителя организации. Как правило, подобные структуры создаются для реализации целевых, прежде всего, межотраслевых программ.

ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Современный руководитель в своей повседневной деятельности выполняя управленческие функции, использует различные принципы и методы управления, придерживаясь определенного стиля управления. Принципы управления по сути представляют собой определенные правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления.
На разных этапах развития управления принципы управления менялись. В условиях административно-командной системы управления ведущими принципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общественным, централизация управления и др. В настоящее время по мнению ведущих специалистов в области управления ведущими принципами являются:
— лояльность к работающим;
— ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
— коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
— атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников организации;
— установление долевого участия каждого работника в общих результатах деятельности;
— методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
— умение слушать окружающих: покупателей, поставщиков, подчиненных, руководителей;
- непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;
— честность и доверие к людям;
— этика бизнеса;
— опора на фундаментальные основы менеджмента;
— своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
— четкое представление о перспективах развития организации.

Методы управления
Большое значение для эффективного управления имеет оптимальное сочетание различных методов управления.
Методы управления представляют собой способы и совокупности приемов воздействия на коллективы людей или отдельных работников в процессе их трудовой деятельности.
Методы управления делятся на три основные группы:
1. Административные.
2. Экономические.
3. Социально-психологические.
Административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.
В управлении здравоохранением используется достаточно большое число способов административного воздействия, в том числе:
а) стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности.
К стабилизирующим методам относятся: Положения (об учреждении здравоохранения, о подразделении ЛПУ, о комиссиях ЛПУ и т.д.), нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.;
б) распорядительные методы направлены на решения конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами.
Следует отметить, что в управлении могут использоваться две формы реализации распорядительного метода: документальная и устная. Так, директивы и постановления оформляются только документально, а приказы, распоряжения и указания могут быть даны и устно, и письменно;
в) дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое соблюдение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской. Административные методы обычно быстро дают результаты в отличие от экономических и социально-психологических способов воздействия, результаты которых, как правило, проявляются с определенным «шагом времени» (то есть с определенной задержкой). Однако, в современных условиях жесткое администрирование, игнорирование мотиваций коллектива и отдельных работников нередко приводит к ухудшению социально-психологического климата в медицинском учреждении (подразделении), снижению качества медицинской помощи, созданию отрицательного имиджа ЛПУ.
Экономические методы управления можно представить как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий.
Они основаны на применении экономического стимулирования производственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют путем активизации экономических интересов объекта управления ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).
Широкое применение экономические методы управления получили в период внедрения в практику здравоохранения принципов нового хозяйственного механизма. В новых условиях хозяйствования развивались прогрессивные формы организации и оплаты труда: бригадный, коллективный и арендный подряд. Оплата труда каждого работника была увязана не только с объемом, но и со сложностью и с качеством выполненной работы.
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов.
Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы:
— прямые методы;
— косвенные методы.
Прямые методы социально-психологического воздействия включают:
а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека);
б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств);
в) подражание (воздействие на основе личного примера);
г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов);
д) принуждение (применение авторитета и власти руководителя);
е) побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы).
Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа.
Это опосредование может осуществляться:
1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности, степени нагрузки.
Так, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень нагрузки обеспечивается распределением потока больных работниками регистратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, организацией доврачебного кабинета, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.;
2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования;
3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.

Стиль управления
Под стилем управления понимается система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений.
Стиль управления формируется и под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления. Принято выделять 3 основных стиля:
1. Авторитарный (автократический) стиль управления характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Менеджеры, придерживающиеся этого стиля исходят из теории X Мак-Грегора. Преобладают административные методы управления. Деятельность подчиненных строго регламентируется.
2. Либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем.
3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении основаны на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями. Менеджеры полностью доверяют своим подчиненным. Основной мотивацией является возможность вознаграждения, поощрения. Персонал во всех подразделениях чувствует реальную ответственность за цели организации. Существует множество коммуникативных связей и большие возможности для коллективной деятельности. Менеджеры этого стиля исходят из теории Y Мак—Грегора, в управлении преобладают социально-психологические и экономические методы. Организации, где такой стиль доминирует, характеризуются высокой степенью децентрализации, активным участием сотрудников в принятии решений.
Важно также подчеркнуть, что в медицинских учреждениях авторитарный стиль управления с преобладанием административно-командных методов управления в современных условиях, характеризующихся отсутствием необходимых средств для обеспечения лечебно-диагностического процесса и низким уровнем заработной платы, наименее эффективен. К тому же, в лечебно-профилактических учреждениях нередко возникают ситуации, когда требуется выполнить какие-то дополнительные виды работ, больший их объем (например, выполнение квартирных вызовов с другого участка, прием больных с участка врача, работающего в другую смену), и вряд ли использование принудительных методов воздействия в этих случаях уместно.

Функции управления
Основными функциями управления являются:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Координация и регулирование.
4. Стимулирование и мотивация.
5. Контроль.
Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения.
Функция планирования имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование, программирование.
Первым этапом планирования является прогнозирование, то есть метод научно-обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Так, при планировании открытия офиса общеврачебной практики в составе территориальной поликлиники заранее нужно предусмотреть изменение распределения потоков больных между ВОП и врачами-специалистами, изменение потребностей в различных видах исследований и т.д.
Важной подфункцией планирования является и моделирование различных ситуаций и состояний системы в течение планируемого периода. Например, для успешной реализации Программы реструктуризации коечного фонда и его дифференциации по степени интенсивности лечения и ухода, необходимо прежде всего создать модели новых типов стационарных учреждений: больницы интенсивного лечения, больницы для долечивания и восстановительного лечения, больницы длительного пребывания больных, больницы сестринского ухода, хосписы.
Задачей третьей подфункции планирования является программирование перевода системы в новое заданное состояние. Данный этап включает разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбор научных средств и методов управления.
Планирование может быть долгосрочным (15-20 лет), среднесрочным (обычно на 5 лет) и краткосрочным или текущим (обычно на год). Текущее планирование является необходимым элементом управленческой деятельности в любой организации. В последние годы некоторые медицинские учреждения (в первую очередь с негосударственной формой собственности) составляют бизнес-планы, позволяющие решать следующие задачи:
— определить долговременные и краткосрочные цели учреждения (фирмы), стратегию и тактику их достижения;
— определить конкретные направления деятельности учреждения, его место на рынке медицинских услуг;
— выявить соответствие ресурсов поставленным целям и направлениям развития ЛПУ;
— сформулировать перечень маркетинговых мероприятий учреждения по изучению рынка медицинских услуг и т.д. Важной функцией управления является организация работ, включающая следующие элементы:
— разработка структуры управления;
— определение рациональных форм разделения труда;
— распределение работ среди подразделений и отдельных работников;
— регламентация функций, подфункций, работ, операций, выполняемых работниками;
— установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
— подбор и расстановка кадров.
Чрезвычайно значима эта функция при проведении реорганизации учреждений здравоохранения, подразделений и отдельных служб. Эффективность управленческой деятельности тесно связана с функцией регулирования и координации.
Регулирование — это деятельность по поддержанию в динамической системе заданных параметров. Целью данной функции является сохранение состояния упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления.
Координация — это обеспечение согласованности действий во времени и в пространстве всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. В свою очередь, коммуникация — это процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри организации и при обмене ею с внешней средой. Посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения — их исполнителям. Для успешного достижения целей организации необходимы активизация и стимулирование работников. Стимулирование — это побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов. Стимулирование может быть материальным и моральным. Мотивация — это создание у работников внутреннего побуждения к труду. Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.
Контроль как функция включает выявление соответствия процесса плановым показателям или естественному ходу процессов.
В функцию контроля входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей.
Существует множество классификаций видов контроля. Прежде всего, выделяют стратегический, связанный со стратегическим планированием и тактический или административный контроль за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов.
На разных этапах выполнения управленческих решений осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.
В соответствии с функциональным подходом выделяют: финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества.
Независимо от вида контроля он должен включать три основных этапа:
1) установление норм (стандартов);
2) измерение соответствия выполнения работ этим нормам;
3) коррекция отклонения от норм и планов.
В настоящее время контроль деятельности ЛПУ включает в обязательном порядке контроль качества медицинской помощи, который осуществляется субъектами ведомственного и вневедомственного контроля.
Управленческий цикл и его элементы
Управленческий цикл включает следующие элементы:
— сбор, обработку и анализ информации;
— разработку и принятие решения;
— реализацию принятого решения;
— контроль выполнения решения.
Огромное значение в управленческом цикле имеет первый этап, то есть сбор, обработка и анализ информации, представляющей собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также о состоянии окружающей среды.
Информация, используемая для управления, требует тщательной подготовки. Прежде всего, из нее должен быть устранен так называемый информационный шум — та информация, которая не имеет прямого отношения к процессу управления.
Информация должна удовлетворять определенные требования:
1) необходимое и достаточное количество и качество;
2) достоверность и точность информации;
3) своевременность получения информации;
4) полезность информации;
5) оптимальные технологические характеристики (плотность размещения, возможность сохранения, скорость обработки, возможность размножения и т.д.).

Управленческие решения
Управленческие решения принимаются на всех уровнях управления в соответствии с функциями, обязанностями и правами руководителей. Характерной чертой любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие большого числа возможных, вариантов действий, из которых нужно выбрать наилучший.
В идеале решение — это выбор определенного оптимального курса действий из возможных вариантов.
По характеру организации разработки и принятия решения выделяют: единоначальные, коллегиальные, коллективные; а по характеру целей: текущие, тактические и стратегические решения.
Процесс принятия решений включает ряд обязательных, последовательных этапов, которые могут быть соединены друг с другом как прямыми, так и обратными связями, образуя интегративные циклы. В конкретных случаях, особенно при разработке массовых «стандартных» решений, отдельные этапы выпадают или интегрируются. Таким образом, фактическое число этапов определяется самой проблемой.
Процесс разработки и принятия решения осуществляется в такой последовательности этапов:
1. Диагностика проблемы — формулировка и обоснование проблемы, отражающей либо потенциальную возможность повышения эффективности деятельности, либо разницу между существующим и желаемым состоянием системы, либо разницу между полученными и запланированными результатами деятельности. Собственно процесс диагностики проблемы начинается с получения информации о состоянии внешней среды и внутренней среды учреждения. После выявления проблемы главная задача менеджера — ее четкое формулирование, от которого зависит дальнейшее определение целей и задач, позволяющих решить данную проблему.
2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения. К числу ограничений для принятия конкретного управленческого решения можно отнести:
— недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;
— потребность в слишком дорогой технологии;
— невозможность закупить все необходимые ресурсы по приемлемым ценам и т.д.
Важным моментом является и формулировка критериев для принятия управленческого решения. Реализация решений, как правило, всегда связана с потреблением трудовых, материальных, энергетических и финансовых ресурсов. И в качестве критериев выбора варианта решения могут приниматься следующие критерии: наименьшие затраты, максимизация объема производства медицинских услуг, максимальное использование оборудования (например, при развертывании КДЦ в крупных многопрофильных стационарах); ценность решений с социальной точки зрения (например, создание хосписов и отделений сестринского ухода).
3. Формулировка и отбор возможных вариантов решения с помощью прогнозирования и «отсечения» нежелательных вариантов решений, для принятия или реализации которых имеются ограничения. При отборе возможных вариантов используются в основном эвристические методы, основанные на логике.
4. Выбор лучшего, оптимального варианта решения.
По результатам сравнения вариантов решения выбирается наиболее целесообразный для конкретных условий вариант, который обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной цели.
К оптимальному варианту решения применимы следующие требования: всесторонняя обоснованность, своевременность, полнота содержания, полномочность, согласованность с ранее принятыми решениями.
Каждое принятое из решений должно включать: цель; средства и ресурсы, необходимые для его реализации; основные пути и сроки достижения цели; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.
5. После того, как управленческое решение принято, обрело соответствующую форму и юридическую силу, наступает этап его реализации.
Значение этого этапа определяется тем, что в конечном итоге именно степень полноты реализации принятых решений обеспечивает реальные результаты и смысл функционирующей системы. «Реализуемость» решений — важный показатель эффективности работы системы управления, которая должна действовать по принципу «одна проблема — одно решение».
Принятое управленческое решение может быть выражено в устной или оформлено в письменной форме (приказами, распоряжениями, инструкциями).
6. Важным элементом управленческого цикла является осуществление контроля за реализацией принятого решения (см. функции управления).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Глава 9 АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ

Ведущим звеном отечественного здравоохранения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Это самый массовый вид медицинской помощи, обеспечивающий высококвалифицированное медицинское обслуживание населения. В стране постоянно растет сеть амбулаторно-поликлинических учреждений. Ежегодно в них лечатся 80% всех больных. Амбулаторно-поликлинические учреждения являются главным звеном в диспансеризации населения, всех профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и улучшение здоровья граждан. Уровень работы этих учреждений, качество поликлинической помощи во многом зависит от правильной, научно-обоснованной и рациональной организации их деятельности.
К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относятся все поликлиники, различные виды диспансеров, женские консультации, амбулатория, здравпункты.
Специальным приказом МЗ РФ №395 от 3.11.99 г. утверждена номенклатура амбулаторно-поликлинических учреждений (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Амбулаторно-поликлинические учреждения
Амбулатория;
Косметологическая лечебница;
Линейная амбулатория на железнодорожном транспорте;

Поликлиники:
— восстановительного лечения
— городская
—детская городская
—детская стоматологическая
—консультативно-диагностическая
— на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная)
— на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная)
— стоматологическая
физиотерапевтическая
центральная районная
Фельдшерско-акушерский пункт
Центры:
—восстановительного лечения для детей
— диагностический
—консультативно-диагностический для детей
—лечебной физкультуры и спортивной медицины
—патологии речи и нейрореабилитации.
Общие принципы организации работы поликлиники
В основу деятельности поликлиники положен территориально-участковый принцип, т.е. оказание медицинской помощи населению, проживающему на закрепленной территории. Этот принцип сохранен в работе отдельных врачей; участковый принцип для терапевтов и бригадный метод для других специалистов, которые так же, как и участковые врачи закрепляются за конкретным населением.
Такое закрепление дает много преимуществ в организации медицинского обслуживания населения, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, т.е. о демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни, труда и пр. Первостепенное место, в повышении качества поликлинической помощи занимает продуманная научно обоснованная система управления. Научно обоснованное управление всегда должно начинаться со сбора информации и составления текущих и перспективных планов, которые должны быть в основе всего управления.
Постоянное изучение потребности населения во внебольничном обслуживании является важным моментом в развитии амбулаторно-поликлинической помощи.
Основным плановым показателем в поликлиниках является посещаемость (количество посещений в расчете на 1 жителя в год).
Размещение поликлиник в крупных городах должно быть основано на принципе ступенчатости с учетом медико-санитарного зонирования территории города.
Рекомендуются три основных уровня: общегородской - для оказания узкоспециализированной медицинской помощи населению всего города в поликлинических учреждениях городского значения (консультативные поликлиники медицинских вузов, научно-исследовательские институты, городские диспансеры); в крупных городах уровень медико-санитарных зон — для оказания специализированной помощи населению нескольких административных районов (консультативные поликлиники при многопрофильных больницах); районный уровень - для оказания медицинской помощи по основным медицинским специальностям населению одного административного района. На этом уровне должно быть два типа поликлиник: в одном микрорайоне - поликлиника, оказывающая медицинскую помощь по основным специальностям (терапии, хирургии, неврологии, офтальмологии, оториноларингологии, кардиологии, ревматологии), в другом - базовая поликлиника, где помимо приема по основным специальностям организуются прием и консультации больных по некоторым «узким» специальностям, не представленным в обычных поликлиниках.
В составе таких поликлиник организуются специализированные диагностические отделения или кабинеты (электрофизиологические, радиоизотопные, фиброгастроскопии, биохимический); отделения, кабинеты восстановительного лечения.
В случае необходимости больные из базовых поликлиник могут направляться для консультации в специализированные центры зональных многопрофильных больниц, в консультативные поликлиники научно-исследовательских институтов и вузов.
Вся специализированная служба должна быть предназначена прежде всего для помощи участковому врачу в его диагностической и лечебной работе. Дифференциация медицинских специальностей способствует значительному повышению качества медицинской помощи населению. Это, несомненно, прогрессивное явление. Однако в условиях амбулаторно-поликлинической помощи здесь еще много дискуссионных моментов.
Опыт показывает, что организация, так называемых, микроспециализированных приемов на 0,5 оклада врача не оправдана. И, наоборот, сосредоточение специалистов в одном месте в сочетании с надлежащей материально-технической базой значительно поднимает уровень медицинской помощи. Во избежание ошибок необходима единая система планирования специализированной амбулаторно-поликлинической помощи в городе. С появлением значительного количества разнообразной дорогостоящей медицинской техники организация новых видов специализированной медицинской помощи в поликлиниках на современном этапе не может решаться одним учреждением в отрыве от интересов района и города. Поэтому перспективные планы развития амбулаторно-поликлинической помощи по отдельным районам с адресной программой строительства новых поликлиник составляются на общегородском уровне. В них же определяются основные направления и пути развития специализированных видов помощи. В планах же района уже более конкретно определяется, где и какие специализированные кабинеты предполагается открыть на планируемый период.
Такие планы составляются с обязательным участием главных врачей поликлиник и с учетом возможностей отдельных медицинских учреждений. При составлении проекта плана важно учитывать инициативу «снизу», исходящую от коллективов медицинских работников. С этой целью проект плана должен детально обсуждаться с медицинским активом района. Каждая поликлиника составляет свой перспективный план развития, В нем учитываются контрольные показатели районного плана и задачи, стоящие перед поликлиникой, а также возможности, которыми она располагает. Такой план составляется специальной комиссией под председательством главного врача и обсуждается коллективом поликлиники.
В основу планирования деятельности поликлиники и ее штатов должна быть положена численность населения, обслуживаемого поликлиникой, его возрастной и половой состав, уровень и специфика заболеваемости. С этой целью следует силами участковых медицинских сестер периодически проводить перепись населения своего участка. В перспективном плане поликлиники должны быть учтены все возможные изменения численности населения, особенно если в районе ведется новое строительство жилых домов, расширяются промышленные предприятия. Средняя рекомендуемая численность терапевтического участка — 1700 жителей, педиатрического — 800 детей.
Однако при формировании терапевтических и педиатрических участков следует учитывать их протяженность, удаленность от поликлиники, наличие автотранспорта. Исходя из этого, численность населения на участке может несколько колебаться.
При планировании деятельности поликлиники должна учитываться потребность населения в поликлинической помощи, которая исчисляется на основе обращаемости населения в поликлинику, т.е. по количеству посещений на 1 жителя в год. Кроме посещений по поводу заболеваний, необходимо учитывать и профилактические посещения.
Профилактические посещения составляют приблизительно 30—35% от общего числа посещений. План посещений определяется по каждой специальности, по всем вспомогательным отделениям и кабинетам. Планируется объем работы каждого вспомогательного отделения или кабинета: в лаборатории — количество анализов, в рентгеновском кабинете — количество рентгеноскопии и рентгенографии, в физиотерапевтическом — объем процедур и т.д. Необходимо также соблюдать четкое планирование штатов поликлиники. Важным разделом плана является организация лечебно-диагностической деятельности поликлиники. Учитывается освоение новых методов диагностики, внедрение современных достижений медицинской науки в обследовании и лечении больных у разных специалистов.
Намечаются мероприятия по совершенствованию экспертизы трудоспособности, диспансеризации населения. В отдельном разделе плана должна быть представлена санитарно-профилактическая работа поликлиники (определение контингентов, подлежащих профилактическим осмотрам, флюрографическому обследованию, прививкам). Намечаются меры улучшения санитарно-просветительной работы.
В разделе плана «Работа с кадрами» выделяются мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала; намечается контингент врачей и медицинских сестер, направляемых для усовершенствования и специализации. Завершается план поликлиники мероприятиями по улучшению материально-технической базы учреждения: медицинское снабжение, ремонт, реконструкция и пр.
Все изложенное и служит основанием к составлению перспективного плана развития поликлиники, а также основой для составления плана работы поликлиники на год. Причем годовой план должен быть более конкретным, с указанием календарных сроков исполнения и исполнителей.
Современная поликлиника является крупным многопрофильным, с специализированным лечебно-профилактическим учреждениям, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваний. В ее функции входят: оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах, лечение больных при обращении в поликлинику и на дому; организация и проведение диспансеризации; экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности, направление больных на санаторно-курортное лечение; своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении. Поликлиника проводит большую профилактическую работу, противоэпидемические мероприятия, санитарно-просветительную работу среди населения обслуживаемого района и изучает здоровье прикрепленного контингента населения, выявляет раннюю заболеваемость, организует статистический учет и анализ показателей состояния здоровья населения, изучает заболеваемость с временной утратой трудоспособности на прикрепленных промышленных предприятиях.
В настоящее время в крупных городах имеются два типа поликлиник: объединенные с больницами и необъединенные — самостоятельные.
Основными структурными частями городской поликлиники являются:
1. Руководство поликлиники.
2. Регистратура.
3. Отделение профилактики.
3.1. Кабинет доврачебного приема.
3.2. Смотровой женский кабинет и другие медико-профилактические кабинеты.
4. Лечебно-профилактические подразделения.
4.1. Терапевтические отделения.
4.1.1. Кабинет для оказания медицинской помощи подросткам.
4.2. Цеховое терапевтическое отделение.
4.3. Хирургическое отделение (кабинет).
4.3.1. Централизованная стерилизационная.
4.4. Травматологическое отделение (кабинет).
4.5. Урологический кабинет.
4.6. Стоматологическое отделение (кабинет).* [* * В крупных и больших городах функционируют самостоятельные стоматологические поликлиники, где и оказывается специализированная стоматологическая помощь. ]

4.6.1. Кабинет терапевтической стоматологии.*
4.6.2. Кабинет хирургической стоматологии.*
4.7. Зубопротезное отделение (кабинет)* - содержится на хозрасчете за счет спецсредств.
4.8. Офтальмологическое отделение (кабинет).
4.9. Оториноларингологическое отделение (кабинет).
4.10. Неврологическое отделение (кабинет).
4.11. Кардиологический кабинет.
4.12. Ревматологический кабинет.
4.13. Эндокринологический кабинет.
4.14. Кабинет инфекционных заболеваний.
4.15. Женская консультация.
4.16. Врачебные здравпункты.
4.17. Фельдшерские здравпункты.
4.18. Отделение восстановительного лечения.
4.18.1. Физиотерапевтическое отделение (кабинет).
4.18.2. Кабинет лечебной физкультуры.
4.18.3. Кабинет механотерапии.
4.18.4. Кабинет трудотерапии.
4.18.5. Кабинет логопедии, психологии.
4.19. Отделение скорой помощи.
4.20. Процедурный кабинет.
5. Вспомогательные диагностические отделения.
5.1. Рентгеновское отделение (кабинет).
5.2. Лаборатория.
5.3. Отделение (кабинет) функциональной диагностики.
5.4. Эндоскопический кабинет.
6. Кабинет для оформления медицинской документации.
7. Кабинет учета и медицинской статистики.
8. Административно-хозяйственная часть.
Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления. Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача.
Поликлиникой на правах единоначалия руководит главный врач. На должность главного врача назначаются наиболее квалифицированные врачи, имеющие организаторские способности и навыки. Главный врач назначается органом здравоохранения, в ведении которого находится поликлиника. Главный врач несет полную ответственность за врачебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике; проводит подбор и укомплектование поликлиники кадрами врачей, медицинских сестер, санитарок, административным и хозяйственным персоналом; планирует работу поликлиники и готовит резерв руководителей подразделений поликлиники.
Главный врач организует и контролирует:
— лечебно-диагностическую и профилактическую деятельность поликлиники;
— диспансеризацию населения;
— своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в прикрепленном районе;
— соблюдение врачебным персоналом установленного порядка выдачи больничных листов;
— повышение квалификации медицинского персонала;
— вовлечение врачей в научно-исследовательскую работу;
— правильность ведения документации;
— учет и хранение сильнодействующих средств и ядовитых веществ, рецептурных бланков на них в соответствии с действующими инструкциями;
— обеспечение поликлиники медицинским оборудованием, инструментами, хозяйственным и мягким инвентарем;
— регулярный анализ деятельности всех подразделений поликлиники, состояния инфекционной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
— финансово-хозяйственную деятельность поликлиники.
Главный врач утверждает планы повышения квалификации врачебного и среднего медицинского персонала, врачебных конференций, семинарских занятий; устанавливает распорядок работы поликлиники, утверждает графики работы персонала.
В обязанности главного врача входят прием на работу и увольнение медицинского и административно-хозяйственного персонала поликлиники, а также поощрение хорошо работающих, инициативных сотрудников и привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих трудовую дисциплину, не выполняющих свои обязанности.
Главный врач совместно с главный бухгалтером составляет смету поликлиники, являясь распорядителем кредитов, контролирует правильность исполнения бюджета и обеспечивает экономное и рациональное расходование средств, сохранность материальных ценностей; обеспечивает правильное составление и своевременное представление в соответствующие инстанции статистических, медицинских и финансовых отчетов, своевременное рассмотрение жалоб и заявлений населения и принимает по ним необходимые меры.
Главный врач отвечает за санитарное состояние, противопожарную безопасность здания и территории поликлиники, за технику безопасности и охрану труда. Главный врач инициирует деятельность наиболее 'активных членов трудового коллектива на разработку и реализацию перспективных планов развития учреждения в целом и его подразделений. В ряде случаев уже сегодня главные врачи руководят работой по разработке бизнес-планов поликлиник.
Вторым лицом в поликлинике является заместитель главного врача по лечебной работе, который назначается главным врачом из наиболее квалифицированных, обладающих организаторскими способностями, врачей. В отсутствии главного врача он исполняет его обязанности.
Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники. Он организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных в поликлинике и на дому; следит за постоянным внедрением в практику работы врачей современных, наиболее эффективных методов профилактики, диагностики и лечения больных, новых организационных форм и методов работы передовых медицинских учреждений. Он обеспечивает преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационарами; организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении.
Под руководством заместителя главного врача проводится вся профилактическая работа поликлиники — плановые и целевые профилактические осмотры прикрепленных контингентов; своевременное проведение профилактических прививок населению; санитарно-просветительная работа, проведение диспансеризации населения.
Заместитель главного врача обеспечивает выполнение плана повышения квалификации медицинского персонала; направляет на стажировку в стационары, на курсы усовершенствования и специализации; организует различные семинары, научно-практические конференции и реферативные обзоры, лечебно-контрольные комиссии с обсуждением состояния лечебно-диагностической работы, расхождений диагнозов и врачебных ошибок, работу кабинета медицинской статистики.
Прямым помощником заместителя главного врача по медицинской части является главная (старшая), медицинская сестра, которая организует и контролирует работу среднего медицинского персонала поликлиники, выполнение им своих функциональных обязанностей. Главная (старшая) медицинская сестра поликлиники:
— осуществляет рациональную расстановку и использование среднего и младшего медицинского персонала, а также составление графиков работы и отпусков;
— обеспечивает четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других лечебных кабинетов, работающих без врачей;
— осуществляет контроль за соблюдением дисциплины и направляет работу младшего и среднего медицинского персонала на поддержание надлежащего уровня культуры в обслуживании больных и выполнение врачебных назначений;
— контролирует учет, распределение, расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, а также хранение и учет сильнодействующих ядовитых медикаментов, ведение медицинской документации;
— всемерно содействует внедрению мероприятий по научной организации труда;
— составляет планы повышения квалификации средних и младших медицинских работников, организует и контролирует их выполнение.
Ответственным лицом в поликлинике является заместитель главного врача по административно-хозяйственной части, который назначается и увольняется главным врачом поликлиники.
В его обязанности входит:
— руководство всей административно-хозяйственной деятельностью поликлиники;
— проведение текущего и капитального ремонта поликлиники;
— организация и руководство снабжением, контроль за бесперебойным обеспечением электроэнергией, горячей водой, отоплением.
Организация работы регистратуры поликлиники
Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Она является основным ее структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому.
В задачи регистратуры входит:
— организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
— обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
— проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.
Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам. Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок.
Работа регистратуры должна строиться по централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения и бригадного метода работы врачей поликлиники. Работой регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники.
Медицинскому регистратору отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первый встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема. Медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных.
Важнейшим элементом работы регистратуры является запись посетителей на прием к врачу, регистрация вызовов на дом, направление обратившихся в поликлинику на флюорографическое обследование и профилактические осмотры. От организации работы регистратуры зависит в значительной степени ритмичность работы всех подразделений поликлиники, обеспечение наиболее оптимального распределения потоков посетителей, уменьшение затрат времени больных на посещение поликлиники.
В настоящее время предусмотрено три метода организации записи посетителей на прием к врачу: талонная система, самозапись, комбинированный метод. При талонной системе записи поток первично обратившихся больных проходит через участковых регистраторов. Посетители предварительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием. При самозаписи на прием к врачу посетители сами в специальные листы вписывают свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самозаписи на 5 дней вперед. Дежурный регистратор дает необходимые устные справки, в отдельных случаях помогает посетителям записаться на прием к врачу. Заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохранилища, которые по ним подбирают медицинские карты амбулаторных больных. Перед приемом медицинская сестра кабинета берет из картохранилища подобранные медицинские карты и лист самозаписи. По окончании приема медицинская сестра кабинета возвращает карты в регистратуру, а лист самозаписи — в кабинет медицинской статистики. При необходимости срочного приема больного регистратор направляет его к соответствующему специалисту или в кабинет доврачебного
приема. Одновременно он заказывает в картохранилище нужную карту, которая сразу же доставляется в кабинет врача.
Как показал опыт работы ряда поликлиник, система самозаписи позволила значительно сократить затраты времени посетителей на запись к врачу, которая составляет в среднем 1 мин., а на получение справок пациенты затрачивают в основное не более 2,5 минут.
При комбинированном методе в лист самозаписи записываются только первичные больные. За 15—20 мин до начала приема врача больной получает в регистратуре заранее заготовленный талон и идет к кабинету врача, где будет принят в соответствии с указанным в талоне временем. При такой системе регистратор всегда знает, сколько человек не явилось на прием к врачу, и имеет право по истечении определенного времени выдать талоны другим больным, желающим попасть на прием к врачу в это время. Повторным больным врач выдает специальную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон формы №025-4/у. При посещении больных на дому, если врач определил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу же выдает больному талон формы №025-4/у с указанием даты, времени приема и номера очереди.
Внедрение комбинированного метода записи позволяет решить следующие задачи:
— разделить поток первичных и повторных больных;
— точно учитывать и контролировать нагрузку врача;
— использовать талоны неявившихся больных для выдачи больным, нуждающимся в приеме врача в день обращения;
— уменьшить время ожидания больными приема врача.
Очень важно наладить прием вызовов врачей на дом. Вызов врача для оказания медицинской помощи на дому производится очно и по телефону. Принимаемые от населения вызовы регистратор заносит в книгу записей вызовов врача на дом, в которой помимо паспортных данных, указывают основные жалобы больного или просьбу о вызове того или иного специалиста. Эти книги ведутся по каждому терапевтическому участку, а также для врачей «узких» специальностей отдельно. В ряде поликлиник существует «самозапись» вызовов врача на дом. Вызывающи врача на дом заполняет специальный бланк, в котором указывает фамилию, имя, отчество, адрес больного, основные жалобы, температуру и опускает бланк в ящик вызовов. Поступившие заявки медицинский регистратор вносит в книгу. В ряде поликлиник функционируют автоматизированные информационные системы типа «Регистратура», где все вызовы врачей на дом оператор-регистратор заносит в персональный компьютер, а затем на принтере делается распечатка всех вызовов на дом по каждому врачу. При этом практикуется система присвоения каждому жителю, прикрепленному к поликлинике, персонального индивидуального номера-кода (ПИН-код), которой вносится в память компьютера.
За каждым регистратором закрепляется 9—10 определенных врачебных участков, что составляет, как правило, одно терапевтическое отделение. Это позволяет регистратору лучше знать соответствующий раздел картотеки, что повышает не только эффективность его труда, но также и ответственность за свой участок работы.
При отсутствии самозаписи или при комбинированном методе большое значение в правильной организации работы регистратуры имеют рациональное устройство и организация рабочего места участкового регистратора. Над рабочим местом каждого участкового регистратора должны быть помещены надписи с указанием номера терапевтического отделения и перечислением названия улиц и номеров домов, которые обслуживаются регистратором, а также с указанием фамилий участковых врачей отделений (бригады) и работающих вместе с ним и хирургов, невропатологов, отоларингологов и окулистов. В некоторых поликлиниках подробное описание работы врачей всех специальностей помещается отдельно в вестибюле поликлиники.
Если на территории, обслуживаемой поликлиникой, имеются небольшие промышленные предприятия, прикрепленные к ней для обслуживания, то в регистратуре организуют специальные рабочие места для регистратора, в ведении которого находятся цеховые участки этих промышленных предприятий.
Быстрое обслуживание больных, обратившихся в регистратуру, зависит от рационального размещения в ней амбулаторных карт. Более всего отвечает этим требованиям система расстановки амбулаторных карт в стеллажах по участкам, а внутри них — по улицам, домам и квартирам. Во многом облегчает работу медицинского регистратора система маркировки амбулаторных карт, когда каждый терапевтический участок имеет свою цветовую маркировку. Хорошо зарекомендовала себя номерная система хранения медицинских карт, при которой поиск одной карты сокращается до нескольких секунд. Для этого каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории (как резерв следует добавить приблизительно 100 номеров из расчета возможного роста населения).
В поликлинике целесообразно организовать более подробную «немую справку»: расписание работы врачей всех специальностей с указанием часов приема на все дни недели, номеров кабинетов врачебных участков с входящими в них улицами и домами и распределение их между бригадами. Четкая информация должна быть и о правилах вызова врачей на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам с учетом системы самозаписи.
В регистратуре должны быть табло, позволяющие пациентам получить исчерпывающие сведения о режиме работы всех подразделений поликлиники: время И место приема населения главным врачом и его заместителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни, поэтажный указатель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом и вызова дежурных врачей в дневное и вечернее время, часы и объем работа кабинетов доврачебного приема, правила подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализов крови и т.д.).
Для использования медицинской и общей документации в практической и научной работе в поликлинике должен быть создан медицинский архив. В медицинском архиве производятся прием, учет, классификация, хранение и выдача документальных материалов как персоналу поликлиники, так и больным в случае изменения их места жительства или запросов различных организаций. В архиве хранятся вся документация о работе поликлиники, в том числе приказы по поликлинике, годовые отчеты, личные дела уволенных, а также вся медицинская документация (в основном медицинские карты амбулаторных больных). Медицинские карты амбулаторных больных поступают в архив из регистратуры в том случае, если больной в течение 3 лет не обращался в поликлинику. Кроме того, в действующий архив можно передавать «утолщенные» и принявшие небрежный вид медицинские карты, после того как взамен их будут заведены новые с выкопировкой из старых карт уточненных диагнозов и краткого эпикриза.
Значительное место в работе регистратуры занимает оформление медицинских документов: справок, направлений и др. Регистраторам предоставлено право задерживать неправильно выданные и неверно оформленные документы и передавать их для выяснения администрации. Вместе с тем, они несут ответственность за документы, наряду с лицами, выдавшими документ.
Особого внимания требует оформление листков нетрудоспособности (больничных листов). Бланки листков нетрудоспособности, выданные врачам с указанием номеров, регистрируются в «Книге регистрации листков нетрудоспособности ».
Организация работы отделения профилактики
Основными задачами отделения профилактики являются: организационное обеспечение диспансеризация населения; организация и проведение предварительных и периодических, осмотров; раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска; подготовка и передача врачам медицинской документации на выявление больных и лиц с повышенным риском заболевания для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий; санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
В составе отделения профилактики организуется анамнестический кабинет. Кабинет обеспечивает: сбор анамнеза и анкетирование проходящих профилактический осмотр с выявлением имеющихся факторов риска и ранней симптоматики заболеваний по анамнестической карте.
Кабинет централизованного учета диспансеризации организуется в составе отделения профилактики и обеспечивает: полицевой учет населения, обслуживаемого территориальным поликлиническим (поликлиническим отделением, амбулаторией) учреждением; определение лиц, подлежащих первичной диспансеризации в конкретных лечебно-профилактических учреждениях; учет контингентов, прикрепленных к данному территориальному лечебно-профилактическому учреждению для проведения профилактических осмотров.
Кабинет фукциональных (инструментальных) исследований входит в состав отделения профилактики. Основной задачей кабинета является проведение на доврачебном этапе диспансеризации: антропометрии, динамометрии, измерения артериального кровяного давления, тонометрии, исследования остроты зрения, определения остроты слуха (речь на расстоянии, шепотная речь), ЭКГ.
Кабинет функциональных (инструментальных) исследований обеспечивается набором необходимого медицинского оборудования и инструментария.
Кабинет взятия материала для экспресс-диагностики осуществляет взятие крови и мочи у проходящих осмотр, направление полученного материала в лабораторию для анализа крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов) и исследования мочи на сахар и белок. Кабинет работает в тесном контакте с клинико-диагностической лабораторией амбулаторно-поликлинического учреждения. Кабинет обеспечивается необходимыми реактивами, инструментарием и оборудованием. Для взятия материала кабинет должен иметь туалет.
Смотровой женский кабинет входит в состав отделения профилактики, а там, где оно отсутствует, действует как структурное подразделение поликлиники. Работу в смотровом кабинете осуществляет акушерка. Задачами кабинета являются осуществление профилактического осмотра женщин с 18 лет с целью раннего выявления гинекологических заболеваний, предопухолевых и раковых заболеваний женских половых органов и других видимых локализаций (кожи, губ, молочных желез), доврачебный опрос.
Кабинет пропаганды здорового образа жизни. Основой деятельностью кабинета является организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения: групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни среди проходящих профилактические осмотры; разъяснение цели и задач диспансеризации населения; пропаганда борьбы с возникновением и развитием факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.); пропаганда активного отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом; разъяснение принципов рационального питания; рекомендации по созданию, укреплению и сохранению психологического климата на работе, в учебе и быту; расширение и углубление санитарно-гигиенических знаний среди проходящих профилактические осмотры. Кабинет организует и контролирует данную работу в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
Содержание и организация работы терапевтического отделения поликлиники
Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке в 1700 человек (до 2000 человек). К каждому участку прикрепляются определенный врач-терапевт и медицинская сестра, которые призваны оказывать лечебно-профилактическую помощь жителям своего участка. Н.А.Семашко писал, что участковый принцип дает возможность лечащему врачу лучше знать свой участок, условия труда и быта своего населения, выявлять часто и длительно болеющих, знать своих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, лучше бороться с возникновением и распространением заразных болезней. Участковый врач делается, таким образом, «домашним» врачом, другом семьи. Знание своего участка и его жителей дает возможность лучше распознать и лечить больных. Соблюдение участкового принципа повышает ответственность врача за судьбу больных и в конечном счете определяет эффективность работы поликлиники.
Постарение населения, рост хронических заболеваний, дифференциация и специализация медицинской помощи вызвали необходимость распространять участковый принцип на работу и врачей других специальностей. Каждому терапевтическому отделению придаются врачи: хирург, невропатолог, отоларинголог и окулист.
Этот метод получил название бригадного, когда указанные специалисты стали обслуживать больных в поликлинике и на дому с определенных терапевтических участков. Вое члены бригады оперативно подчинены заведующему терапевтическим отделением, а заведующие специализированными отделениями осуществляют в отношении своих подчиненных лечебно-консультативные функции и общее организационно-методическое руководство.
Работа каждого отделения-бригады организуется таким образом, что все ее члены работают в одни и те же часы. Врачи более «узких» специальностей, равно как и участковые терапевты отделения, оказывают медицинскую помощь населению прикрепленных участков как в поликлинике, так и на дому.
Опыт показал, что при организации работы поликлиники по бригадно-территориальному принципу возрастает роль терапевта в процессе медицинского обслуживания, усиливаются контакты между врачами разных специальностей по вопросам диагностики, лечения, экспертизы трудоспособности и диспансеризации.
Работа участкового врача-терапевта осуществляется по графику, утвержденному заведующим отделением иди руководителем учреждения. Составление графика работы участковых терапевтов является важным организационным мероприятием. Рационально составленный график работы позволяет повысить доступность участкового врача-терапевта для населения своего участка, в частности обеспечить высокую степень соблюдения участковое™ в обслуживании населения. В графике работы должны быть предусмотрены фиксированные часы амбулаторного приема больных, помощь на дому, профилактическая и другая работа.
Как показала практика работы поликлиник, наиболее удобным для населения является такой график, при котором врач поочередно работает в разные часы дня и в разные дни недели.
Важный разделом работы участкового терапевта является прием пациентов в поликлинике. Каждое посещение больным врача необходимо в пределах существующих возможностей сделать исчерпывающим и законченным. Повторные назначения на прием должны исходить исключительно из медицинских показаний. Серьезного внимания заслуживают лица, многократно болеющие в течение года. Необходимо также внимательно проводить обследование, тщательно и своевременно лечить больных с острыми заболеваниями, так как это является залогом предупреждения целого ряда хронических заболеваний.
Большое место в деятельности врача — участкового терапевта занимает медицинское обслуживание больных на дому. В среднем затраты времени участкового врача при оказании помощи на дому должны составлять 30—40 мин на одно посещение.
Участковый врач обязан обеспечить раннее выявление заболеваний и своевременное оказание квалифицированной лечебной помощи населению участка как в поликлинике, так и на дому; посещать больных на дому в день поступления вызова, обеспечить систематическое, динамическое наблюдение, активное лечение больных до их выздоровления или госпитализации. В домашних условиях труднее, чем в поликлинике или стационаре, провести диагностическое исследование, тем более почти 2/3 вызовов осуществляется к больным пожилого возраста. Осмотрев на дому больного по вызову, участковый врач в последующем (по мере необходимости) должен посещать больного по своей инициативе. Организация повторных посещений больного при одном и том же заболевании является важным моментом, в известной мере характеризующим качество медицинской помощи на дому. Повторный визит должен осуществляться без повторного вызова. Повторные (активные) посещения, выполняемые по инициативе лечащего врача — признак правильно организованной медицинской помощи на дому.
Важным помощником участкового врача-терапевта является участковая медицинская сестра. На каждую должность участкового терапевта устанавливается 1,5 должности участковой медицинской сестры. Целесообразно, чтобы с терапевтом работала постоянно одна и та же медицинская сестра. Прежде всего она помогает врачу при амбулаторном приеме, ей отводится большая роль в организации наблюдения за больными на дому и выполнения назначений врача.
Медицинская сестра должна приходить на работу на 20—30 мин раньше врача. За это время ей необходимо подготовить рабочее место, проверить поступление медицинских карт из регистратуры, наличие всей необходимой документации, выявить нуждающихся в первоочередном приеме, измерить у больных температуру, артериальное, давление (если это не было сделано в кабинете доврачебного приема) и т.д. Все эти мероприятия необходимо провести для того, чтобы врач, не теряя времени, сразу же начал прием.
В 70—80-е годы XX века все больший акцент делался на профилактической работе участкового врача-терапевта. Приоритет широких социально-профилактических мероприятий для увеличения средней продолжительности жизни населения, усиление внимания к здоровому человеку с тем, чтобы предотвратить возникновение у него заболеваний, особо поднимет роль участкового врача в общей системе мер профилактики. Участковый врач первым сталкивается с заболевшим человеком, он должен знать не только настоящее, но и прошлое больного, объектом его заботы и деятельности должен являться не только больной, но и здоровый человек, условия его жизни и труда. Он должен выступать проводником профилактики в широком смысле слова, нести гигиенические знания в конкретную семью, рекомендовать их применительно к конкретному человеку, его работе, характеру питания и отдыха. Участковый врач-терапевт во многом должен предопределить и характер гигиенического поведения человека. Ему следует обратить внимание на, так называемые, контингента повышенного риска в возрасте 30—50 лет, так как именно в этом возрасте, особенно мужчины, не всегда обращаются за медицинской помощью при отсутствии острых симптомов хронического заболевания. Участковый врач должен заниматься активным выявлением таких больных.
Для успешного предупреждения заболеваний участковый врач в современных условиях должен осуществлять медицинское наблюдение за всей семьей, бороться с наиболее распространенными хроническими болезнями, первичное предупреждение которых должно начинаться с детских лет, воздействовать на факторы риска, корректировать отдельные элементы образа жизни всех членов семьи. Поэтому особое внимание в санитарно-просветительной работе следует уделить борьбе с гипокинезией, перееданием, курением, избыточной лекарственной терапией, устранению вредного влияния стрессов и т.д. Участковый врач должен уметь влиять на формирование семейных отношений.
Ответственным разделом работы врача поликлиники любой специальности, особенно участкового врача-терапевта, является направление и подготовка больного к госпитализации. В этом случае участковый врач обязан назначить больному лабораторные, рентгенологические и другие исследования, а также провести соответствующее подготовительное лечение, проконсультировать больного у заведующего терапевтическим отделением, а если необходимо, то и у врачей других специальностей. Результаты анализов должны быть переданы в стационар вместе с «Медицинской картой амбулаторного больного» или выписке из нее.
Важным вопросом в деятельности участкового терапевта, как и других врачей поликлиники, является отбор и направление больных на санаторно-курортное лечение.
Кабинет инфекционных заболеваний является лечебно-диагностическим и косультативно-методическим центром поликлиники по вопросам борьбы с инфекционной заболеваемостью. Он является первым специализированным звеном инфекционной службы в нашей стране. В задачи кабинета инфекционных заболеваний входит: обеспечение своевременного и раннего выявления инфекционных больных; проведение организационно-методической работы и обеспечение квалифицированной консультативной помощи по диагностике и лечению больных инфекционными и паразитарными заболеваниями в амбулаторно-поликлинических учреждениях: изучение и анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, разработка и осуществление мероприятий по повышению качества и эффективности диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. В соответствии с этими задачами врач кабинета инфекционных болезней осуществляет:
— систематическую работу по повышению знаний участковых врачей и других специалистов, ведущих амбулаторный прием, по вопросам клиники, ранней диагностики, лечения и диспансеризации инфекционных больных, организуя конференции по разбору всех случаев несвоевременно выявленных больных инфекционными заболеваниями или необоснованно направленных в кабинет;
— консультацию участкового врача-терапевта по обследованию больных, подозреваемых на инфекционное заболевание, и о порядке направления их в кабинет для окончательного диагноза;
— консультативную помощь больным в поликлинике и на дому с целью уточнения диагноза, назначения лечебно-профилактических мероприятий и решения вопроса о госпитализации;
— дополнительные (лабораторные и др.) исследования инфекционных больных;
— лечение инфекционных больных в поликлинических условиях и долечивание реконвалесцентов после выписки из стационара;
— контроль за полным клиническим и бактериологическим выздоровлением с использованием методов инструментального и лабораторного исследования (ректороманоскопия, дуоденальное зондирование и др.);
— анализ работы по проведению профилактических прививок у взрослых;
— диспансерное наблюдение и санацию реконвалесцентов, больных с хроническими инфекционными заболеваниями, бактерио— и паразитоносителей;
— учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, паразитоносителей на основании экстренных извещений об инфекционных заболеваниях, направленных в Центр санэпиднадзора;
— анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, качества и эффективности диагностических и лечебных мероприятий, диспансеризации, противорецидивного лечения в районе деятельности городской поликлиники;
— проведение пропаганды медицинских знаний по профилактике инфекционных заболеваний.
Организация диспансерного обслуживания
Профилактическое направление отечественного здравоохранения наиболее полно выражено в диспансерном методе работы многих амбулаторно-поликлинических учреждений. Под диспансерным методом понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности (А.Ф.Серенко). По этому методу в стране работают специальные диспансерные медицинские учреждения: диспансеры — противотуберкулезные, кожно-венерологические, психоневрологические, онкологические, кардиологические, противозобные, врачебно-физкультурные; он широко используется в работе женских консультаций, МСЧ, детских поликлиник и поликлиник для взрослых.
В стране неоднократно ставилась задача о всеобщей диспансеризации населения, но реализована она не была из-за отсутствия необходимой материальной базы и финансовых средств.
Следует заметить, что всеобщая диспансеризация населения — это высший уровень заботы государства о здоровье народа. Реализация ее возможна только в том случае, если на это будут предусмотрены специальные кадровые силы и средства. Это должно учитываться и при организации диспансерного наблюдения в отдельных медицинских учреждениях, в частности в поликлиниках врачу для выполнения диспансеризации должно выделяться специальное время, в счет его основной рабочей нагрузки. Эта работа ни в коем случае не должна являться дополнительной нагрузкой.
Главным лицом в организации диспансерного обслуживания в поликлинике является участковый врач-терапевт. Этим вопросом в определенной степени занимаются врачи всех специальностей. Участковый терапевт отвечает за организацию диспансерного обслуживания населения своего участка. В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы; отбор контингентов путем активного выявления, регистрация их, проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, и оценка результатов эффективности диспансеризации. На одного участкового врача-терапевта должно приходиться не более 120-150 диспансеризуемых больных. Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или при посещении их на дому. Известное значение имеют и различные профилактические осмотры, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. Все больные, отобранные для диспансерного наблюдения, регистрируются на «Контрольных картах диспансерного больного». С помощью этого документа врач может установить контроль за сроками явки на повторные обследования. Основным медицинским документом является амбулаторная карта с соответствующей отметкой о том, что больной находится на диспансерном наблюдении. Весьма удачным оказался опыт поликлиники, когда на руки диспансерным больным выдаются книжки, где врач отмечает медикаментозное лечение и другие назначения, указывает дату следующей явки на прием. Как показали наблюдения, такие книжки в какой-то мере дисциплинируют больных, способствуют тому, что они без дополнительного вызова являются в назначенное время на прием к врачу. Первый этап диспансеризации заканчивается выявлением и регистрацией больного. Затем начинается второй, более ответственный этап — собственно диспансерное наблюдение. Здесь проводится тщательное комплексное медицинское обследование, активное лечение и систематическое наблюдение с осуществлением санитарно-оздоровительных мероприятий. Важное значение имеет и учет эффективности всей диспансерной работы, проводимой в поликлинике. Существует большое количество методик проведения диспансеризации: 1) введение единых диспансерных дней для всей поликлиники; 2) введение единых диспансерных дней для отделений; 3) ежедневный вызов диспансерных больных по 2—3 человека на прием. Со временем, стало очевидным, что более организованно диспансеризация проходит в специально выделенные для этого дни. В этот день участковый врач не проводит обычного приема больных в поликлинике. Неотложные больные направляются к дежурному врачу. Повторные больные на эти дни не назначаются. В диспансерный день все вспомогательные службы поликлиники работают только для диспансерного обслуживания. Больные могут быть обследованы в лаборатории, рентгеновском кабинете, кабинете функциональной диагностики, проконсультированы соответствующими специалистами.
По завершении ежегодной диспансеризации выделяются следующие 3 группы; здоровые — лица, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе, у которых при медицинском обследовании не обнаружено изменений со стороны отдельных органов и систем, результаты лабораторно-диагностических исследований без отклонений от нормы; практически здоровые — лица, имеющие в анамнезе хроническое заболевание, которое не приводит к нарушению функций организма и не влияет на трудоспособность и социальную активность; в группе практически здоровых выделяются лица с факторами риска в отношении сердечнососудистых, онкологических, неспецифических заболеваний легких, эндокринных и др.; больные с хроническими заболеваниями подразделяются в зависимости от стадии компенсации процесса: полная компенсация, субкомпенсация, декомпенсация.
Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется в форме ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по борьбе за здоровый образ жизни, пропаганду санитарно-гигиенических знаний.
Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма. Эта группа осматривается с использованием общепринятого минимума исследований, а также дополнительных исследований, связанных с характером риска. Второй раз в году эта группа обследуется только с использованием методик, позволяющих выявить ранние формы заболеваний, «грозящих» диспансеризируемому. Для каждого из этой группы в дополнение к общему плану мероприятий предусматриваются индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Так, например, если диспансеризуемый является часто болеющим острыми заболеваниями, в плане должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к влиянию внешней среды (закаливающие процедуры, физическая культура, физиотерапия, фармакотерапия общеукрепляющего Действия и направленная на этиологический фактор, устранение вредных привычек и т.д.). Индивидуальные мероприятия рекомендуются пациенту и проводятся врачом в период профилактических медицинских осмотров.
Таким образом, динамическое диспансерное наблюдение 1 — II групп лиц предусматривает проведение первичной профилактики — предупреждение возникновения заболеваний и укрепление здоровья диспансеризуемых.
Динамическое наблюдение лиц III группы диспансерного учета (реконвалесценты после острых заболеваний, хронические больные) имеет своей целью предупреждение рецидивов, обострений и осложнений уже имеющихся заболеваний, т.е. является важным звеном вторичной профилактики.
При диспансеризации каждый врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение по всякому поводу (заболевание, профилактический осмотр, получение справки, оформление санаторно-курортной карты, посещение врачом больного на дому, стационарное лечение и т.д.) для прохождения им минимума обследований, необходимых для диспансеризации данной группы населения, и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.
Диспансерную группу больных, подлежащих динамическому наблюдению врачами-терапевтами, в том числе участковыми, по мнению ученых-клиницистов и организаторов здравоохранения, должны составлять больные со следующими заболеваниями: гипертоническая болезнь I стадии, инфаркт миокарда, хроническая ишемическая болезнь сердца с гипертонической болезнью и без нее; реконвадесценты после острой пневмонии, хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь и кистозная гипоплазия легких, абсцесс легкого; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, атрофический хронический гастрит, хронический гепатит, хронический панкреатит, хронический холецистит, желчно-каменная болезнь, хронический колит и энтероколит, цирроз печени, пострезекционные синдромы (через 2 года после операции на брюшной полости); состояние после перенесенного острого гломерулонефрита, хронический пиелонефрит, хронический диффузный гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность в стадии компенсации. Вместе с тем, в соответствии с утвержденной в 2001 г. базовой программой ОМС в поликлиниках для взрослых диспансерному наблюдению подлежат больные, перенесшие острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения.
Терапевты специализированных кабинетов осуществляют консультативные функции. Вместе с тем, наиболее тяжелые больные, требующие специализированного наблюдения и лечения, какой-то период могут и должны находиться под наблюдением соответствующих специалистов и затем снова направляться к участковому врачу.
Важнейшим условием правильной организации диспансеризации являются ежегодное подведение итогов и объективная оценка ее эффективности.
Анализ деятельности поликлиники
Важнейшим условием правильной организации работы поликлиники является объективная оценка эффективности ее деятельности. К основным показателям, характеризующим организацию работы поликлиники, относятся:
1. Динамика посещений поликлиники:

число посещении поликлиники за год______________ ?100
число посещении поликлиники за предыдущий период

Изменение этого показателя может быть связано с ростом численности населения, увеличением штата врачей, увеличением нагрузки врачей и т.д.
2. Обеспеченность населения поликлинической помощью:

число врачебных посещений в поликлинике (на дому) ?100
число обслуживаемого населения

3. Распределение посещений поликлиники по виду обращений (по поводу заболеваний или профилактического осмотра):

число посещений по поводу заболеваний ?100
общее число посещений поликлиники

Этот показатель дает возможность видеть основное направление в работе врачей определенных специальностей.
4. Нагрузка на врачебную должность — количество посещений на одну врачебную должность за год, месяц, час приема:

число посещений врачей поликлиники
число занятых врачебных должностей

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign