LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. Каковы основные источники потенциальных военных угроз России?
2. Каковы наиболее опасные реальные угрозы безопасности России?
3. Какие принципиально новые угрозы породил процесс глобализации?


ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
2. Гыске А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000.
3. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М.,2001.

© Прохожев А.А., 2002






РАЗДЕЛ III


ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Глава I
Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации





1. Обеспечение национальной безопасности:
сущность, задачи, принципы

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Эта деятельность определяется политикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — это деятельность не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов, их практическую реализацию. Политика обеспечения национальной безопасности — это деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.
Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.
Основные направления политики национальной безопасности России определяются жизненно важными интересами личности, общества и государства, необходимостью выработки и использования эффективных средств в противодействии внутренним и внешним угрозам этим интересам. Достижение долгосрочных целей политики национальной безопасности реализуется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах жизнедеятельности. Для эффективного осуществления политики национальной безопасности государством разрабатываются соответствующие федеральные целевые программы, в рамках которых определяются и решаются главные задачи политики обеспечения национальной безопасности.
Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключал опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.
Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
— своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
— реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
— обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
— обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
— укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
— обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
— подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
— укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
— принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных Государств, направленной против Российской Федерации;
— выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
— усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
— укрепление системы правоохранительных органов прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
— привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
— расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами — участниками Содружества Независимых Государств;
— содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
— достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
— выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
— адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
— содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
— развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;
— противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
— пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
— осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств;
— предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
— предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
— экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
— безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
— создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;
— совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;
— совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
— противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
— законность;
— соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
— взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
— интеграция с международными системами безопасности;
— соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
— единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
— приоритетность политических, дипломатических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;
— реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;
— соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);
— сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности в соответствии с федеративным устройством России и разграничение полномочий в этой области между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;
международные договоры и соглашения, заключенные или ратифицированные Российской Федерацией.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.


2. Система обеспечения национальной безопасности России

Национальная безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности, системой мер экономического, политического и организационного характера, адекватных угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в соответствии с Законом «О безопасности», образуется государственная система обеспечения национальной безопасности.
Закон Российской Федерации «О безопасности» (ст. 8) определяет, что эту систему «образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности».
Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом и составляющим негосударственную систему обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, в систему обеспечения национальной безопасности входят органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Спектр функций системы обеспечения национальной безопасности очень широк. Он включает не только те из них, которые определены Законом «О безопасности», но также планирование деятельности органов и сил безопасности в различных режимах функционирования системы; организацию взаимодействия между различными государственными, коммерческими и общественными организациями; координацию действий органов и сил по проведению мероприятий в области обеспечения национальной безопасности; обеспечение единства действий по укреплению безопасности на федеральном, местном и региональном уровне.
Силы обеспечения национальной безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для выполнения краткосрочных и долгосрочных федеральных программ обеспечения национальной безопасности; включают в себя: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и ведомства, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции по обеспечению национальной безопасности.
Полномочия сил обеспечения национальной безопасности определяются соответствующими законодательными актами. Не допускается создание сил обеспечения национальной безопасности, не установленных федеральными законами.
Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами — политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными — на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.
Основные ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных особенностей географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, достаточно высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и недр и рядом других факторов. Особо следует подчеркнуть определяющее значение интеллектуального потенциала как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства.
Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Законодательством не допускается создание каких-либо органов или сил обеспечения национальной безопасности, не установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности; в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации; определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;
Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

3. Основные направления политики государства, способствующие обеспечению национальной безопасности России

Помимо перечисленных задач, непосредственно решаемых системой обеспечения национальной безопасности, государство осуществляет политику по выполнению многих других задач, способствующих обеспечению национальной безопасности.
В этом отношении приоритетным направлением политики государства является решение задач, относящихся к экономической сфере. Это прежде всего:
— подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
— преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.
Важнейшими задачами такого рода во внешнеэкономической деятельности являются:
— создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
— расширение рынков сбыта российской продукции;
— формирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
Важное значение приобретает проведение сбалансированной кредитнофинансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями внутриэкономической деятельности государства, способствующими обеспечению национальной безопасности России являются:
— правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
— усиление государственного регулирования в экономике;
— принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Среди важнейших задач: опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. Для их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов в приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического потенциала и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Требуется создать все необходимые условия для организаций приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этно-политических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:
— обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;
— разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
— выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
— совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств.
В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.
В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:
— рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
— коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена:
— на проведение активного внешнеполитического курса;
— на упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
— на обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
— на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
— на развитие отношений с государствами — участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
— на полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
— на обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира.
Главным в обеспечении национальной безопасности являются политическая воля государства, координация деятельности и объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, на улучшение ситуации в экономической и социальной сферах. Проблема обеспечения национальной безопасности затрагивает каждого члена общества, поэтому все граждане обязаны обладать хотя бы минимумом знаний в этой области.
Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под обеспечением национальной безопасности?
2. В чем заключается сущность государственной политики обеспечения национальной безопасности?
3. Что такое система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и каков ее состав?


Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 09.04.1992. № 15. Ст. 769.
2. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000. № 24 // Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. №2. Ст. 170.
3. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.
4. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.

© Возжеников А.В., 2002

Глава II
Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации





1. Государственные органы, силы и средства

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Основными задачами Совета Безопасности являются:
— определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
— разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
— подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
— подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;
— подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
— разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
— совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
— рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий;
— подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, введения экономических санкций, информационного развития, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации;
— рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, введения экономических санкций, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации, представление рекомендаций по ним Президенту Российской Федерации;
— подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
— организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников;
— осуществление контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Федерации;
— рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;
— рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;
— накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;
— организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;
— организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
— решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.
Для осуществления практической деятельности по реализации поставленных политикой задач по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации, как и в любой другой стране, создана и развивается государственная система обеспечения национальной безопасности, основу которой составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.
Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.
К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (комитеты, службы, агентства). По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно выделить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
К основным министерствам и ведомствам, напрямую связанным с решением вопросов обеспечения национальной безопасности России, относятся: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба охраны, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба при Правительстве Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральная служба Специального строительства, Государственный таможенный комитет, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, а также Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации, Федеральные надзоры России. Кроме того, такие министерства и ведомства Российской Федерации, как Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство юстиции, Министерство атомной энергии, Министерство труда и социального развития, Министерство природных ресурсов.
К основным органам обеспечения национальной безопасности следует отнести Прокуратуру РФ и Верховный Суд РФ. Они напрямую связаны с деятельностью по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Крупнейшим органом системы государственной обеспечения национальной безопасности страны является Министерство обороны. В соответствии с Законом РФ «Об обороне» 1996 г. оно реализует политику в области строительства Вооруженных Сил в соответствии с решениями высших органов государственной власти; участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине; разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил; разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники; координирует и финансирует работы, научные исследования в целях обороны; обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны; координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств. Важной функцией Министерства обороны является подготовка предложений в проект оборонного бюджета, долгосрочные государственные программы и годовые планы работ в интересах обеспечения обороны, закупки вооружений и военной техники. На него возложены функции обеспечения учебно-материальной базы тех общественных организаций, которые занимаются подготовкой граждан по военно-учетным специальностям; оно организует прохождение военной службы и обеспечивает социальную защищенность военнослужащих, гражданского персонала и лиц, уволенных с военной службы. Это министерство осуществляет и другие полномочия, предусмотренные соответствующим положением о Министерстве обороны. Министр обороны является постоянным членом Совета Безопасности РФ.
Сердцевиной Министерства обороны является Генеральный штаб. В его функции входит разработка планов применения Вооруженных Сил, мобилизационных планов, планов оперативного оборудования территории, предложений по военной доктрине и строительству Вооруженных Сил. Генеральный штаб является основным органом оперативного управления войсками и силами флота. Он организует разведывательную деятельность в интересах обороны, мобилизационную подготовку, поддерживает необходимую военную готовность Вооруженных Сил, организует оперативную подготовку штабов и войск, осуществляет военно-научные исследования оперативно-стратегического характера.
Основным внешнеполитическим органом государственной системы обеспечения национальной безопасности России является Министерство иностранных дел (МИД), которое осуществляет «государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями». Основными задачами МИДа являются:
— разработка общей стратегии внешней политики и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
— реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
— координация международных связей субъектов Российской Федерации;
— обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;
— защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
— обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
— координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Глава ведомства — министр иностранных дел, а также его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства. Министр иностранных дел является одним из главных советников Президента в определении, формулировке и осуществлении внешней политики, постоянным членом Совета Безопасности.
Вторым после Министерства обороны органом системы обеспечения безопасности России по количественному составу сил и средств безопасности является Министерство внутренних дел. Главными задачами МВД России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 являются:
— обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка;
— осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений;
— оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов;
— обеспечение исполнения уголовного наказания;
— организация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по выполнению возложенных на них задач и обязанностей.
Деятельностью министерства руководит министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Одним из важнейших подразделений министерства, непосредственно связанным с решением вопросов обеспечения национальной безопасности, являются внутренние войска. В их задачи входит оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охрана государственных объектов, а также участие в территориальной обороне. Командующий внутренними войсками назначается Президентом. Другим важным подразделением МВД является милиция, которая подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местная милиция).
Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.
Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. Руководство всей милицией Российской Федерации осуществляет министр внутренних дел.
К основным органам государственной системы обеспечения национальной безопасности относятся также органы, образовавшиеся после реформирования Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. К ним относятся:
Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральная пограничная служба (ФПС).
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; разведывательная деятельность; борьба с преступностью.
Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения разведывательной информации об угрозах безопасности России. Кроме того, органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также по выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Федеральную службу безопасности возглавляет директор на правах федерального министра, постоянный член Совета Безопасности. Контроль за деятельностью ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и судебные органы, прокуратура в пределах их полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Федеральный закон «О внешней разведке» (1996 г.) определил правовое положение и основные задачи Службы внешней разведки (СВР) как составной части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз1 [1 См.: Федеральный закон «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 143.]. Разведывательная деятельность органов СВР включает в себя добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. В соответствии с законом разведывательная деятельность осуществляется органами СВР в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации за пределами ее территории и командированных за границу граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Деятельностью Службы внешней разведки руководит директор также назначаемый Президентом.
Федеральное агентство правительственной связи и информации является составной частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и призвано обеспечить информационную безопасность государственной связи. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке» на него возложено ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов. В соответствии с Законом РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» на него возложено также и обеспечение высших органов государственной власти России достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области национальной безопасности1 [1 См.: Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 423.].
Федеральная служба охраны (ФСО) создана в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Служба осуществляет физическую и информационно-психологическую защиту первых лиц государства, а также самостоятельно проводит весь комплекс оперативных и оперативно-технических мероприятий в интересах государства и охраняемых лиц2 [2 Федеральный закон «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.].
Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС), согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 232, — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики России в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации. В функции ФПС входит, помимо охраны границ Российской Федерации, а также границ стран СНГ на основе двусторонних соглашений и организации пограничного и иных видов контроля, обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности России в сфере охраны государственной границы, а также обеспечение проведения дознания органами Пограничной службы. ФПС возглавляет директор в ранге федерального министра, который одновременно является главнокомандующим пограничными войсками, членом Совета Безопасности и назначается Президентом.
Одним из крупнейших органов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, руководитель которого входит в Совет Безопасности, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Основными его задачами являются:
— разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, катастроф и стихийных бедствий;
— руководство гражданской обороной страны, войсками гражданской обороны, поисково-спасательной службы России;
— обеспечение функционирования системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
— руководство работами по ликвидации крупных аварий и катастроф.
МЧС возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Он же руководит войсками гражданской обороны и является первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации по должности.
Остальные органы исполнительной власти, участвующие в решении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, по направлениям их деятельности, можно разделить на несколько групп.
Во-первых, это министерства и ведомства, сфера деятельности которых затрагивает проблемы экономической безопасности. К ним относятся Министерство финансов, Министерство экономики и торговли, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции. Государственный таможенный комитет (ГТК). В их функции входит подготовка бюджета, в том числе и оборонного, контроль за его исполнением, координация российского экспорта и импорта, в том числе и экспорта оружия, содействие экономической деятельности российских фирм за рубежом.
Ко второй группе можно отнести ведомства, занимающиеся вопросами, непосредственно влияющими на состояние обороноспособности страны, - Министерство по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство путей сообщения, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Российское агентство по государственным резервам, Федеральная энергетическая комиссия, Федеральная служба геодезии и картографии, Российское авиационно-космическое агентство и целый ряд других органов исполнительной власти. В их компетенции находятся вопросы разработки военной и военно-технической политики государства, политики закупок вооружений, их разработки и производства, создания резервов на случай войны, организация и проведение конверсии.
Третья группа — это министерства и ведомства, в функции которых входит решение вопросов обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения. Это Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный горный и промышленный надзор.
В четвертую группу входят Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, некоторые другие органы исполнительной власти. Эти ведомства решают вопросы, связанные с разработкой и осуществлением социальной политики государства, и таким образом влияют на состояние внутренней безопасности страны.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


2. Совет Безопасности Российской Федерации как важнейший орган государственной системы обеспечения национальной безопасности

В состав Совета Безопасности входят: Председатель, Секретарь, постоянные члены. В число постоянных членов Совета Безопасности входят Председатель Правительства Российской Федерации, Директор ФСБ России, Министр иностранных дел РФ, Министр обороны, Секретарь Совета Безопасности.
Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики, финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, внешней разведки Российской Федерации, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом Российской Федерации.
Работой Совета Безопасности руководит его Председатель — Президент Российской Федерации. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, но не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безопасности. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета Безопасности определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета Безопасности. Ведет заседание Совета Безопасности Председатель Совета либо по его поручению один из постоянных членов.
Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета Безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.
Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту Российской Федерации, входит в число постоянных членов Совета Безопасности, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом.
Обязанности Секретаря Совета Безопасности:
— информирует Президента Российской Федерации по проблемам внутренней и внешней безопасности страны, обороноспособности, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем;
— обобщает и представляет в Совет Безопасности информационно-аналитические обзоры состояния безопасности Российской Федерации;
— готовит планы работы Совета Безопасности, формирует повестки дня заседаний Совета Безопасности;
— координирует работу межведомственных комиссий Совета Безопасности, научного совета при Совете Безопасности, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке необходимых материалов к заседаниям Совета Безопасности;
— готовит проекты решений Совета Безопасности;
— организует разработку концептуальных подходов к формированию стратегии в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и предложений для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
— представляет на утверждение Президента Российской Федерации решения Совета Безопасности и проекты нормативных правовых актов по их реализации;
— осуществляет контроль за выполнением решений Совета Безопасности, документальную проверку работы федеральных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности страны;
— координирует деятельность по разработке и реализации федеральных целевых программ обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации;
— представляет Совету Безопасности предложения по координации деятельности сил обеспечения безопасности в связи с чрезвычайными ситуациями;
— представляет (по поручению Президента Российской Федерации) его интересы по вопросам безопасности в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
— вносит Президенту Российской Федерации и в Совет Безопасности предложения о привлечении к ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по обеспечению безопасности Российской Федерации;
— вносит в Совет Безопасности предложения об образовании и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности;
— вносит Президенту Российской Федерации предложения, касающиеся функций межведомственных комиссий Совета Безопасности и их составов по должностям;
— организует и координирует деятельность межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности;
— представляет по поручению Президента Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Совету Безопасности информацию о кандидатурах, рекомендуемых к назначению на высшие государственные должности;
— организует экспертизу проектов решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам безопасности, подготовку и представление их обоснований и заключений на них для рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности;
— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций, должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления деятельности Совета Безопасности и его аппарата;
— привлекает для выполнения исследовательских, экспертных работ государственные и негосударственные организации, учреждения и отдельных ученых, а также отдельных экспертов;
— представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность заместителей Секретаря Совета Безопасности;
— вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности заместителей Секретаря Совета Безопасности;
— выступает с разъяснениями принятых Советом Безопасности решений по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства;
— организует выполнение поручений Президента Российской Федерации и Совета Безопасности, относящихся к сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства;
— для реализации своих полномочий издает приказы и распоряжения по аппарату Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности организует взаимодействие аппарата Совета Безопасности с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функциональными и региональными ассоциациями и объединениями, представителями трудовых коллективов и предпринимательских кругов, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности являются основными рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.
Вопрос об образовании и упразднении межведомственных комиссий решается Советом Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности.
В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии.
Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности, председатели этих комиссий и их составы по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов государственной власти, должностные лица которых включены в ее состав.
Заседания межведомственных комиссий Совета Безопасности проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться их внеочередные заседания.
Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, представители которых участвуют в работе этих комиссий, а также аппарат Совета Безопасности.
Постоянные и временные межведомственные комиссии Совета Безопасности в своей работе взаимодействуют с аппаратом Совета Безопасности.
На межведомственные комиссии и аппарат Совета Безопасности Российской Федерации возлагаются:
— оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;
— подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации:
— разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;
— накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
— информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;
— организация научных исследований в области обеспечения безопасности;
— подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.


3. Особенности и недостатки государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых ее геополитическими положением, исторической самобытностью, традициями. Ряд особенностей вызван современным внутренним положением страны, которое отражает своеобразие переходного периода к гражданскому обществу.
Согласно Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции и суверенитета России. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является одним из законодателей страны, представляет интересы России на международной арене. Он же является Верховным Главнокомандующим и руководит строительством Вооруженных Сил. Президент назначает с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Председателя Правительства. Единолично назначает заместителей Председателя Правительства. Он представляет Совету Федерации судей высших судебных инстанций государства, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Президент может выступать в роли арбитра для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России.
Особенность российской системы обеспечения национальной безопасности состоит в том, что она громоздка и разветвлена по многим функциональным направлениям. Для принятия быстрых и нестандартных решений в области национальной безопасности она предполагает создание ряда межведомственных уровней, в качестве которых выступают различные межведомственные комиссии при правительстве и главе государства. В этой связи существуют резервы для ее реорганизации и реформирования.
Таким образом, Президент Российской Федерации обладает высшей компетенцией в области обеспечения национальной безопасности и реализует свои полномочия, опираясь на сеть органов государственной власти, а также на консультативные и совещательные органы. Пределы компетенции Президента соответствуют в основном общепризнанным нормам международного права и зарубежной законодательной практике.
Особенность российской системы обеспечения национальной безопасности — непосредственная подчиненность Президенту целого ряда федеральных органов исполнительной власти — так называемых силовых ведомств. А таких ведомств более двадцати, что делает их деятельность трудно управляемой. Достаточно отметить, что в их состав входят соответствующие ведомства, в которых законом разрешена военная служба, т.е. они имеют воинские части, формируемые личным составом срочной службы. К таким ведомствам относятся: Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны. Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Федеральная служба специального строительства, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба железнодорожных войск, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главное управление спецпрограмм Президента Российской Федерации. Такого расточительства скудных ресурсов нет ни в одной стране мира. Жизнь настоятельно требует сокращения числа подобных ведомств, их объединения, что, помимо всего прочего, позволит избавиться от неизбежного параллелизма и дублирования в работе.
В России влияние парламента на систему обеспечения национальной безопасности находится в стадии становления. Трудности становления выражаются в том, что парламент пытается вторгнуться в компетенцию исполнительной власти по управлению органами и силами системы обеспечения национальной безопасности, упуская зачастую насущные вопросы законотворчества.
В последние годы Федеральное Собрание стало увереннее представлять законодательную власть России, обеспечивая такое политическое устройство общества, при котором представительные учреждения обладают реальной политической властью, обеспечивается законность и правосудие, сохраняется возможность действовать и негосударственной (общественной) системе обеспечения национальной безопасности в интересах реализации прав и свобод личности.
Переход от традиционной для нашей страны системы обеспечения государственной безопасности к новой системе обеспечения национальной безопасности, которая охватывает все сферы жизнедеятельности — социально-политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную и другие, естественно, проходит сложно.
Формирование новой системы обеспечения национальной безопасности происходит в условиях переходного периода, когда тоталитарная система разрушена, а новая, демократическая, еще не построена полностью. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток как на структурные, так и на функциональные компоненты системы. В России все еще отсутствует до конца разработанная, достаточно обоснованная и официально принятая национальная концепция развития с определением национальных интересов и целей, методов, средств и механизмов достижения целей и отстаивания интересов.
Отсутствие концептуальных основ национального развития в первую очередь определяет недостатки существующей системы обеспечения национальной безопасности. В частности, и в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации фактически жизненно важные интересы личности и общества в национальных интересах не учтены, доминируют только интересы государства. В ней также отсутствуют национальные цели, без чего невозможно успешно сформировать политику и стратегию обеспечения национальной безопасности.
Современные политические процессы в России характеризуются лоббированием интересов отдельных политических сил, выражающих интересы той или иной социальной группы, того или иного региона. Ориентация не на установившиеся интересы всего общества, а на интересы отдельных его групп приводит зачастую к принятию решений, снижающих уровень национальной безопасности, к неэффективности и сбоям в работе всей государственной системы обеспечения национальной безопасности.
Одним из недостатков существующей системы обеспечения национальной безопасности является отсутствие должной целевой и ресурсной координации социально-политических, экономических, экологических, военных и информационных мероприятий, направленных на практическую реализацию системного подхода к решению взаимосвязанных проблем безопасности и простой координации действий многочисленных элементов системы.
В настоящее время основные мероприятия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах проводятся в рамках президентских, федеральных, региональных и межгосударственных программ. Как правило, эти программы не имеют общей системной концептуальной основы, не анализируются в едином центре. До сих пор в стране нет соответствующих механизмов государственного программного регулирования, которые обеспечивали бы использование системного подхода к решению и текущих, и перспективных задач развития России.
Отсутствует комплексное решение вопросов организационного, нормативно-правового, научного, методического, аналитического, информационного и экспертного обеспечения деятельности органов и сил национальной безопасности.
Не отлажен в достаточной мере механизм подготовки и принятия решений в области национальной безопасности, ослаблены контроль и проверка выполнения таких решений. Совет Безопасности Российской Федерации не имеет в полном объеме задач по координации и межведомственного взаимодействия в обеспечении национальной безопасности.
И, наконец, еще одним недостатком существующей системы обеспечения национальной безопасности является, на наш взгляд, отсутствие скоординированной модели действий по обеспечению безопасности на региональном, местном и общегосударственном уровне.


Вопросы для самоконтроля

1. Каков состав государственных органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности России?
2. Каковы основные задачи Совета Безопасности Российской Федерации?
3. Каковы недостатки и возможные пути совершенствования государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?


Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 09.04.1992. № 15. Ст. 769.
2. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». М., 2000.
3. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.
4. Правоохранительные органы Российской Федерации. Т. 1, 2. М., 1999.

© Возжеников А.В., 2002

Глава III
Силовые и ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности





1. Возможные меры разрешения вооруженных конфликтов

Для России, переживающей период радикальных реформ, предотвращение локальных войн и мирное разрешение назревающих военных конфликтов (особенно на своей территории) становится первостепенной задачей. Эти конфликты, потеряв очертания глобального противостояния двух военных блоков, становятся в наши дни все более кровопролитными и более масштабными в отношении привлекаемых сил, средств и вовлекаемого в них мирного населения.
Сегодня эта проблема исключительно важна не только для России, но и для многих других стран мира, так как исчезновение глобальной военной конфронтации по целому ряду известных причин не устранило угроз возникновения войн и вооруженных конфликтов, а лишь видоизменило, сделав их более специфическими, сложными, многообразными, переводя ситуацию от противостояния «Восток — Запад» в область еще менее предсказуемых региональных и межэтнических конфликтов.
Среди специалистов и ученых ведущих стран мира ширится понимание ограниченности силовых мер как инструмента разрешения конфликтных ситуаций, растет убежденность в необходимости и целесообразности преимущественного применения в этих целях несиловых, ненасильственных мер.
Специалисты и ученые развитых стран мира приходят к выводу о том, что важным инструментом достижения необходимого для этого взаимопонимания и доверия могут стать их совместные усилия:
— по изучению последствий возможных войн с применением современного оружия и технических средств;
— по контролю за испытаниями и нераспространением ядерного оружия, за сокращение обычных вооружений и ограничением военной и военно-морской деятельности;
— по участию в совместных миротворческих операциях в самых различных регионах мира.
Этому способствуют углубление научных представлений о характере будущих войн и вооруженных конфликтов с применением современных средств поражения и их возможных последствиях, а также рост и растущее вовлечение народных масс в формирующиеся мировые процессы.
С этих позиций вопросы насилия и войны не могут рассматриваться в отрыве от всех проявлений неравенства и реального соотношения сил и средств вооруженной борьбы, которыми располагают различные страны мира, и концепциями их применения в межгосударственных отношениях для достижения своих политических и иных целей.
Сегодня одна из основных задач в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации состоит в разработке конструктивной теории и создании действенного механизма для целостного, комплексного использования всех имеющихся средств (с приоритетом несиловых) при разрешении вооруженных конфликтов на ранних фазах их развития. До настоящего времени еще не разработана стройная теория военных конфликтов, отсутствует единая и сколь-нибудь совершенная система подготовки страны и вооруженных сил к предотвращению и разрешению военных конфликтов, отсутствуют достаточно разработанные критерии и методы оценки эффективности мер по их разрешению на разных фазах развития. Исторический опыт свидетельствует о существовании целого арсенала невоенных, а также несиловых мер, успешно применяемых для разрешения военных конфликтов, эффективность которых различна не только в каждом отдельно взятом конфликте, но и на различных этапах их развития.
Несмотря на все усилия мирового сообщества, в настоящий период военные конфликты остаются неизменным атрибутом межгосударственных отношений. За последние 50 лет имело место 259 локальных войн и военных конфликтов. Реалии наших дней свидетельствуют о том, что военная сила продолжает оставаться одним из основных средств при разрешении межгосударственных и межнациональных противоречий. Однако становится все более очевидным, что возможности военной силы не безграничны в разрешении конфликтов, что требует глубокого фундаментального исследования природы военных конфликтов и разработки нетрадиционных путей их разрешения с комплексным использованием всех возможных средств и мер.
С одной стороны, наличие военной силы, возможные угрозы ее применения могут спровоцировать военный конфликт, но, с другой стороны, военная сила в руках умелых политиков может стать эффективным инструментом сдерживания, предупреждения различного рода вооруженных столкновений и вооруженного насилия и других проявлений агрессивности в межгосударственных и межнациональных отношениях.
Следует особо остановиться на закономерностях спада и подъема военной активности. В конфликтологии одним из показателей опыта человечества считаются войны, непосредственными участниками которых являются великие державы. С 1495 г. таких войн было 64 (с интервалом — 8 лет), за два последних столетия — 11 войн (с интервалом — 19 лет), за последние три года — две такие войны.
В реальной жизни все чаще конфликтуют общности, которые принадлежат к разным цивилизациям и «запрограммированы» на разные стратегии отношений. При этом возникают «асимметричные» конфликты, в которых одна сторона (государство, блок, коалиция), будучи на одном уровне цивилизационного развития, исходит из одних представлений о мире, о ходе и исходе возможной войны, а вторая — из прямо противоположных.
В модели меняющегося мира такого рода конфликты, особенно имеющие идеологические корни (любого происхождения), представляются наиболее вероятными и опасными с точки зрения угроз национальной безопасности Российской Федерации и миру в целом. Если воспроизвести на карте районы наиболее значительных военных конфликтов прошлого и сопоставить их с крупнейшими военными и военно-морскими базами развитых стран мира, сохраняющими до настоящего времени свою готовность к использованию в соответствии с их предназначением, можно заметить своеобразную дугу «нестабильности», к которой, по-видимому, и должно быть приковано особое внимание специалистов, стремящихся предотвратить возникновение вооруженных конфликтов и создать надежный механизм их разрешения с комплексным использованием всех возможных средств и мер (с приоритетом несиловых и ненасильственных).
Богатейший опыт локальных войн и вооруженных конфликтов позволяет сформулировать важнейшие закономерности, принципы и пути разрешения военных конфликтов на мирных фазах их развития, которые должны стать основой дальнейшего совершенствования подготовки вооруженных сил и государства в целом к защите своих национальных интересов.
Во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах, имевших место на нашей планете за последние 50 лет, основными факторами, связанными с их возникновением, развитием, ведением и разрешением были экономические факторы. Они отражали возможность государства обеспечить материальные потребности жизни и развития общества, а также производить все необходимое для войны.
Отмечается строгая закономерность: в своем подавляющем большинстве инициаторами и участниками локальных войн и вооруженных конфликтов были государства с нестабильной экономикой, резким сокращением общественного производства, а иногда и находящиеся в состоянии общего кризиса их систем. Отсутствие экономической стабильности общества и государства способствовало появлению лидеров, которые прибегали к авантюрным мерам, к развязыванию локальных войн и вооруженных конфликтов. Опыт имевших место военных конфликтов позволяет утверждать, что государствам, имеющим слабую экономику, неустойчивый политический строй, необходимо, в первую очередь, заботиться о создании своих вооруженных сил, их укомплектованности, обученности и боеготовности. Вооруженные силы являются не только атрибутом государственности, но и той силой, которая может играть сдерживающую роль от развязывания военных конфликтов против суверенного государства. Таким образом, суверенитет государства непосредственно зависит от расходуемых средств на создание своих вооруженных сил.
Морально-политические факторы также являются весьма важными в военных конфликтах. Они во многом зависят от созданной государственной системы и связаны с готовностью не только вооруженных сил, но и всего народа выстоять в борьбе за национальную безопасность и суверенитет государства.
К величайшему сожалению, в России этим факторам не уделяется должного внимания. Сейчас никто не занимается вопросами единения общества. С уходом в небытие коммунистической идеологии еще не выработано другой идеологии государства, способной поднять общество на решение сложнейших задач. Имеющиеся в России различные движения, блоки, партии преследуют лишь узкокорпоративные интересы—добиться победы на различных выборах, сформировать поддержку или оппозицию руководству государства.
Военные факторы, которые определяются возможностью государства поддерживать и непрерывно совершенствовать свою военную мощь, также являются весьма важными. Это фактически та общая военная сила, которая кроме вооруженных сил включает в себя пограничные и внутренние войска, а также железнодорожные и другие войска, созданные государством на правовой основе.
Опыт многих локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что в большинстве из них основой военной силы выступала лишь армия, что не всегда было оправдано обстановкой. Обеспечить безопасность общества и государства от вооруженного насилия можно лишь опираясь на общую военную силу, а не только на армию.
Важным для государства является научный фактор, определяющий способность науки, и в частности военной науки, решать научные проблемы, связанные с военными конфликтами на любой фазе их зарождения, развития, ведения и разрешения.
Представляется очевидным, что каждой фазе военного конфликта требуется совершенно конкретный набор мер по его локализации и разрешению, применение которых на различных фазах должно носить комплексный характер и соответствовать фазе развития конфликта.
Политические меры:
— встречи (официальные, неофициальные) глав государств и правительств, политических делегаций;
— переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений;
— проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций для совместных действий;
— объявление ультимативных требований государствам-агрессорам;
— использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующих международную обстановку.
Дипломатические меры:
— активизация переговоров по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях государств;
— укрепление мер доверия;
— организация (перенос, отмена) визитов политических лидеров, государственных делегаций;
— передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснении в связи с создавшейся ситуацией;
— сокращение численности персонала посольств, консульств и представительств, вывоз членов семей дипломатов;
— разрыв дипломатических отношений. Экономические меры:
— прекращение (расширение) внешнеэкономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам;
— заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе;
— прекращение переговоров о расширении торгово-экономического сотрудничества;
— уменьшение (прекращение) кредитов, вклада инвестиций, введение эмбарго на поставку сырьевых энергоносителей;
— осуществление блокады воздушных, наземных и морских границ;

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign