LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




Научно-редакционный совет серии "Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации"

Председатель совета
Медведев Д.А.
первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

Сопредседатель совета
Егоров В.К.
президент-ректор РАГС

Члены совета

Бойков В.Э.
заведующий кафедрой РАГС

Григорьев В.В.
зам. министра по делом печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ

Демидов Ф.Д.
проректор РАГС

Игнатов В.Г.
ректор Северо-Кавказской академии государственной службы

Кирпичников М.П.
первый зап. министра промышленности, науки и технологии РФ, академик РАН

Мальцев Г.В.
заведующий кафедрой РАГС

Мерцалов А.А.
ректор Орловской региональной академии государственной службы

Месяц Г.А.
вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК

Михайлов В.А.
заведующий кафедрой РАГС

Никандров Н.Д.
президент Российской академии образования

Степашин С.В.
президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты РФ

Филиппов В.М.
министр образования РФ

Фролов Г.Я.
директор Издательского центра РАГС

Чубинский-Надеждин В.В.
ректор Северо-Западной академии государственной службы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ








ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Учебник


Под общей редакцией
доктора экономических наук, профессора
А.А. Прохожева










Москва
Издательство РАГС
2002
УДК 378 (075.8):351.746
ББК68
Об13



Издание осуществлено
в рамках Федеральной программы книгоиздания


Рецензенты:
Павленко С.З. — доктор политических наук, профессор;
Явчуновская Р.А. — доктор политических наук, профессор.


Авторский коллектив:
Возжеников А. В. — кандидат педагогических наук, доцент;
Кривельская Н.В. — кандидат юридических наук, доцент;
Макаренко И. К. — кандидат военных наук, профессор;
Проскурин С.А. — доктор политических наук, профессор;
Прохожев А.А. — доктор экономических наук, профессор;
Смульский С.В. — доктор политических наук, профессор.


Общая теория национальной безопасности: Учебник /
\Об 13 Под общ. ред. A-А.Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2002. — 320 с. [20] л. Учебник, 2000 экз.

В издании изложены методические основы новой учебной дисциплины. Впервые представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению. Издание включено в серию "Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации". Для изучающих теоретические и практические вопросы национальной безопасности России.


ISBN 5-7729-0138-9
УДК378(075.8):351.746
ББК68

УИздательство РАГС, 2002

Введение

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения в мире, произошедшие в различных областях в 90-х гг. XX в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положение в России. Осуществление внутренних реформ и преобразований невозможно без учета нового геополитического положения России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без успешного решения которой невозможно успешное реформирование страны.
Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, специалисты-профессионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.
Специалисты в области национальной безопасности должны знать:
— особенности геополитического и геостратегического положения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем коллективной, региональной и глобальной безопасности;
— теоретические основы национальной безопасности и отдельных ее видов;
— механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;
— структуру, функции, состав сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обеспечения национальной безопасности;
— основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, межэтнических и других социальных конфликтов;
— современные методы анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интересам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.
Специалисты в области национальной безопасности должны уметь:
— творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументировано отстаивать и настойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;
— анализировать и прогнозировать развитие военно-политической обстановки в мире, социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах;
— выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и добиваться сбалансированной структуры интересов между гражданами, отдельными слоями общества и государством;
— анализировать и прогнозировать динамику развития потенциальных и реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реальные;
— оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;
— разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;
— организовать реализацию принятых решений и проверку их исполнения, обеспечить контроль за деятельностью подведомственных структур;
— защищать интересы народа и Родины. К сожалению, в нашей стране работа по подготовке таких специалистов не велась. По этой причине в стране нет и соответствующих учебников и учебных пособий, раскрывающих с единых методологических позиций весь комплекс проблем безопасности.
Хотя понятие безопасность как явление в нашем обществе вызывает повышенный интерес — о ней сегодня говорят ученые и политики, журналисты и предприниматели, ее проблемы освещаются в специальных журналах и средствах массовой информации, в школах введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», есть еще немало вопросов, не получивших однозначного решения и требующих углубленной теоретической проработки.
При разумном подходе к решению любой проблемы необходима прежде всего глубоко проработанная, научно обоснованная понятийная база. Это требование касается не только научных разработок, но и нормативно-правовой документации, которая должна содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к любой проблеме.
Однако в отечественной литературе можно обнаружить различные формулировки даже самых основополагающих понятий в этой области — «безопасность», «национальная безопасность», «общенациональная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» и т. д. Поэтому необходимо прежде всего сформировать строгий понятийный аппарат и соблюдать терминологическую дисциплину.
Все эти проблемы призвана рассматривать общая теория национальной безопасности.
Объектом общей теории национальной безопасности является система социальных интересов личности, общества, государства; система национальных интересов России.
Предмет общей теории национальной безопасности — деятельность личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угроз, закономерности и принципы обеспечения национальной безопасности.
Цель учебника — систематизирование изложить основные положения общей теории национальной безопасности, являющейся ядром формирования и становления новой учебной и научной дисциплины. Учебник призван оказать помощь слушателям в изучении ряда основополагающих тем в соответствии с программой курса.

©ПрохожевА.А.,2002






РАЗДЕЛ I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



Глава 1
Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности



1. Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.
В Толковом словаре В. Даля «безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность». В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось также, но в несколько урезанном виде, как отсутствие опасности, сохранность.
Однако применительно к нашему предмету исследования данного лингвистического толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.
Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого является самосохранение и развитие.
В настоящее время особое внимание уделяется изучению внутренних механизмов развития организации и функционированию развивающихся объектов, какими являются человек, общество, государство.
Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение конкретных материальных объектов, ведущее к возникновению или их качественно новых состояний, или принципиально новых объектов как целостных своеобразных систем. Только наличие всех трех этих свойств отличает процессы развития от других изменений. Это связано с тем, что обратимость изменений характеризует процессы функционирования, т. е. циклическое воспроизведение постоянной системы функций; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; а при отсутствии направленности — изменения не могут накапливаться и процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной траектории1 [1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 516.].
Понимание развития того или иного объекта как такое его изменение, в результате которого более полно выявляются все присущие данному объекту стороны, характеристики, черты, связи, отношения, или, как говорил Гегель, «движение вперед от несовершенного к более совершенному»2 [2 Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 54.], служит важнейшей методологической основой для наук об обществе и управлении общественными процессами. Но чтобы отличить развитие от тех или иных изменений, необходимо выявить не только основные характерные черты развития, но и специфику отдельных его этапов.
Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Анализ механизмов развития общества требует глубокого изучения его внутреннего строения, его организации и функционирования.
Законы диалектики как общей теории развития действуют и в обществе, но в специфических формах, еще недостаточно изученных. Социальная форма развития представляет собой высший, наиболее сложный способ развития объективной реальности, отличающийся целенаправленностью, единством объективного (материального) и субъективного (идеального) развития. Социальная форма развития в наиболее отчетливой форме показывает, что развитие есть интегративный процесс роста сложности и богатства содержания как на уровне общественной жизни в целом, так и на уровне развития отдельной личности. Конкретно интегративный характер социального развития проявляется в накоплении материального и духовного богатства общества, усложнении, возникновении новых элементов, функций, связей, отношений в общественной системе.
Развитие предполагает увеличение возможностей и ресурсов человека, общества и государства в различных сферах бытия. Оно обеспечивается правовыми, политическими и экономическими и другими средствами, не нарушающими выработанных человечеством механизмов функционирования и воспроизведения жизни.
Важнейшей особенностью социальной формы развития является тесная взаимозависимость между развитием и безопасностью. Фактически, развитие и безопасность — это две стороны общего процесса жизни общества. Еще в Древнем Риме четко выделялись эти две коренные функции человека и общества. Более того, Цицерон, к примеру, на первое место выдвигал проблему безопасности (видимо, с учетом конкретных условий общественной жизни того времени). Он говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь ...избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни»1 [1 Цицерон. Об обязанностях. М., 1999. С. 131.].
По большому счету люди придумали когда-то само государство как форму своей организации с главной целью — обеспечить свою безопасность. Так, еще в XIX в. русские специалисты отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»2 [2 Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб., 1889. Т. 5. С. 304.].
Первичным является развитие, безопасность — вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз. Неразрывность отношений функции развития и безопасности объясняется прежде всего принципиальным единством всех процессов человеческой деятельности, деление которых на отдельные сферы, отрасли, направления носит чисто условный характер, облегчающий познание реальности, но не имеющий к ней отношения. Специфика этого подхода объясняется системным, комплексным характером, поскольку безопасность едина и неделима. Это связано также и с тем, что практически в центре всех видов и уровней безопасности находится человек, так как именно он в первую очередь страдает от любых чрезвычайных ситуаций - военных, социально-политических, экономических, экологических, техногенных и т. д.
Однако вторичность безопасности ничуть не умаляет ее роли и значения в объективной действительности.
Подчеркивая тесную связь теории и практики, Цицерон ставил обеспечение безопасности в первый ряд практической деятельности и выше теории: «Познание и созерцание природы были бы в каком-то отношении неполными и только начатыми, если бы за ними не последовало действия. Действие это бывает более всего видно в охране интересов людей; оно, таким образом, имеет прямое отношение к человеческому обществу, поэтому его надо ставить превыше познания»3 [3 Цицерон. Об обязанностях. М., 1999. С. 218.].
Как видим, современный подход к безопасности как защите интересов людей и общества имеет давнюю историю. В конце XIX в. российские специалисты подчеркивали: «Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются»1 [1 Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 5. С. 304.].
Иными словами, без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма. Именно это обстоятельство, с одной стороны, объясняет огромную сложность познания проблем обеспечения безопасности и слабую разработанность многих ее теоретических и практических аспектов, а с другой — порождает столь высокий интерес к проблемам безопасности со стороны чуть ли не всех отраслей науки, в первую очередь, общественных наук.
Высокая значимость функции обеспечения безопасности объясняется также и тем, что она активно влияет на формирование направлений и возможные уровни развития в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако содержание этого развития принципиально не может являться областью обеспечения безопасности.
Действительно, многие задачи, стоящие перед нашей страной в области общественного развития и в области обеспечения безопасности, зачастую близки и похожи. К тому же, поскольку национальная безопасность обеспечивается всей совокупной мощью государства, естественно, что чем более развита страна в различных направлениях, тем больше у нее возможностей обеспечения своей безопасности.
Однако по своей сути и содержанию задачи развития и обеспечения безопасности всегда имеют прямо противоположную направленность. Развитие органически требует постоянного расширения, обновления, инноваций в тех или иных сферах деятельности общества. Безопасность же требует стабильности существующего положения ограничения всякого рода новаций, особенно рискованных.
Конечно, реальная взаимосвязь между развитием и безопасностью носит более сложный диалектический характер, поскольку эти две важнейшие функции жизнедеятельности общества тесно связаны между собой и раздельно осуществляться в принципе не могут, являясь как бы двумя сторонами одной медали.
Безопасность не может выступать в качестве какого-то обособленного объекта изучения, она может являться только особым специфическим подходом к изучению различных сторон состояния и развития общества.
Представляется, что повышенное внимание к проблеме безопасности в настоящее время, небывалый ажиотаж в этой области отражает также острейшую необходимость реального познания хотя бы через безопасность нашего общества в целом. Суть проблемы заключается в том, чтобы изучить страну как единое целое, как сложную систему, чего, в сущности, никогда не делалось.
Несмотря на то что в стране имеется множество научно-исследовательских институтов, они изучают преимущественно отдельные области жизнедеятельности общества, комплексным же изучением страны не занимается ни один научный центр.
Напомним, что в США насчитывается более 150 научных центров, специализирующихся на комплексном изучении нашей страны. В результате они нередко лучше нас разбираются в процессах, происходящих в нашем обществе.
Понятие «безопасность» как сложнейшее многогранное социально-политическое явление объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе природа—человек—общество.
В советский период в нашей стране доминировала узкая трактовка безопасности, под которой понималась исключительно государственная безопасность, да и та сводилась главным образом к области контрразведки и недопущению какой-либо оппозиции и инакомыслия. Даже в военной сфере практически никогда не говорилось о военной безопасности, а преимущественно об обороноспособности страны, что далеко не одно и то же.


2. Наука безопасности общества

В настоящее время в программу среднего и высшего образования введена специальная учебная дисциплина 330110 под названием «безопасность жизнедеятельности». Это понятие наиболее общее с точки зрения практических потребностей. Безопасность жизнедеятельности — это защищенность материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Объектами безопасности в рамках этого определения являются природа и общество. Исходя из данной структуры объектов, безопасность жизнедеятельности можно классифицировать следующим образом (схема 1).


Схема 1. Структура безопасности жизнедеятельности

Бытовая безопасность, или безопасность существования человека, есть его защищенность от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму. Данная категория безопасности относится к человеку как биологическому существу и отражает необходимость защиты его чисто физиологических потребностей, заложенных природой, в первую очередь потребности в самосохранении. Данная безопасность обеспечивается соблюдением человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в повседневной жизни, в быту. Сюда относятся противопожарная безопасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т. д.
Безопасность животного и растительного мира — это защищенность всех видов фауны и флоры от вымирания и исчезновения из-за негативных воздействий различного характера. Она обеспечивается выработанными природой различными механизмами регуляции в ходе борьбы за существование.
Эти два вида безопасности жизнедеятельности заслуживают самостоятельного рассмотрения в рамках специальных исследований. Предметом же данного курса является безопасность человеческого общества и человека как социального существа.
Следует иметь в виду, что проблема такой безопасности возникла не вчера, не сегодня, а одновременно с зарождением общества и государства.
Стремление к безопасности явилось одной из главных причин объединения людей в общество. Русские ученые еще в XIX в., отчетливо понимая исключительную важность безопасности, подчеркивали: «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития»1 [1 Энциклопедический словарь. И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 5. С. 304.]. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: обеспечение безопасности с самого зарождения цивилизации выступала важной частью деятельности отдельных индивидуумов, а в последующем общества и государства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы основные функции, выполняемые людьми в процессе своей жизнедеятельности?
2. Какова взаимосвязь между категориями «развитие» и «безопасность»?
3. Что такое безопасность жизнедеятельности?


ЛИТЕРАТУРА

1. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 669.
3. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

© Прохожее А.А., 2002


Глава II
Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности



1. Сущность и содержание национальной безопасности

В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и защиты интересов личности и общества.
Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»1 [1 «О национальной безопасности». Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. С. 3—4.].
Данное определение фактически идентично определению «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.
К тому же основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г.
В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» вы глядит следующим образом: национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеяте.льности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.
Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец.
Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.
Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.
Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический принцип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства. Гражданское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает полиэтничность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может. Американский политолог К. Дейч кратко и однозначно определяет нацию как народ, обладающий государством1 [1 Deutsch К. Nationalism and Social Communication. Cambrige,1986. P. 96.]
.
Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.
В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте. Личность — это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. Индивид — это отдельный человек с его специфическими особенностями.
Общество — это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.


2. Система национальной безопасности

Национальная безопасность — это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз (схема 2).
При этом следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая — это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.
В центре системы национальной безопасности, как и ее отдельных видов, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Нередко можно слышать критические замечания, что при таком подходе к безопасности, мы вынуждены защищать нечто непонятное, неконкретное, абстрактное, камуфлированное категорией интересов. В качестве объекта защиты предлагается ставить не интересы, а непосредственно человека, территорию, общество, государство и т. д. Подобные взгляды нашли отражение даже в некоторых законах по отдельным видам безопасности. Но это совершенно неверно. Нет ничего более конкретного и важного, чем интересы.
Центральная роль и их особое значение определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.
Как учил Гегель, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть»1 [1 Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М., 1990. С. 206.]. Перефразируя это выражение от обратного, наличие интереса означает жизнь, поэтому при указанном подходе к безопасности, защищая интересы, мы защищаем жизнь, жизнь человека, общества, государства, нации. Что может быть благороднее, важнее и конкретнее?
Проблема заключается в другом, а именно в слабости, уязвимости, неразвитости этой категории российской общественной жизни. Дело в том, что в нашей стране испокон веков не признавались никакие другие интересы, кроме государственных, особенно это характерно для советской эпохи.
И даже теперь, когда мы декларативно на первое место поставили интересы личности, перечисленные в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы по содержанию фактически отражают только интересы государства, может быть, лишь за исключением социальной сферы, где хотя бы речь идет об обеспечении высокого уровня жизни народа. И это не вина авторов Концепции, это беда всего нашего общества. Мы не знаем своих интересов, не знаем, чего хотят люди, каковы потребности, интересы отдельных индивидов, слоев и групп общества по профессии, национальности, вероисповеданию, территориальному размещению населения по стране и т. д. Более того, в России никто не занимается целенаправленным формированием интересов у людей, кроме рекламной деятельности СМ И, тогда как за рубежом такая работа с человеком начинается чуть ли не с момента его рождения. Только у Совета Безопасности Российской Федерации записано в функциональных обязанностях: «Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства». Но разве по существу это его обязанность?



Схема 2. Система национальной безопасности

Сложившаяся ситуация дает повод американцам называть россиян народом без потребностей. Справедливости ради следует признать, что действительно непритязательность к условиям жизни и работы отражает как раз низкий уровень развития интересов. Мы упорно не хотим признать, что именно традиционное игнорирование роли и первостепенной значимости личных интересов как основной движущей силы социального развития и привело к тому, что Россия уже не одно столетие, независимо от типа общественно-политической формации, топчется, можно сказать, на одном и том же месте в своем историческом развитии.
Еще Наполеон говорил: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес»1 [1 Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991. С. 92.]. К сожалению, начиная с Ивана Грозного и до сих пор, задачи развития и безопасности страны решаются традиционным методом опоры на страх. Чтобы изменить эту печальную тенденцию, надо осознать важность интересов и целенаправленно формировать их в обществе, как это делается в других развитых странах.
Интересы существуют не сами по себе, их перечень, список, простая констатация, как это изложено в Концепции, не могут сыграть какой-то организующей роли в деятельности в первую очередь органов государственной службы. Интересы только тогда становятся движущей силой развития, когда они находят отражение в политике государства в соответствующих конкретных сферах жизнедеятельности: экономические интересы — в экономической политике, социальные — в социальной политике и т. д. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации и достижения поставленных целей. Угрозы социальным интересам возни кают только в процессе их реализации в практической деятельности общества и государства, что порождает и необходимость защиты интересов, а по сути — политики и стратегии их реализации от этих угроз.
Широко используемая в исследованиях трактовка безопасности как защищенности достаточно обоснована, но следует иметь в виду, что защита — это лишь один из возможных, хотя и наиболее часто используемых, вариантов реагирования на угрозу. Но в принципе безопасность всегда связана с защитой процесса реализации интересов, а вот какой характер носят сами интересы и процесс их реализации — наступательный или оборонительный — это другой вопрос. Это наглядно можно видеть на примере США, которые всегда наступательно продвигают и реализуют свои национальные интересы, а потому и деятельность по защите, охране этих интересов выглядит такой же активной и наступательной. Обеспечение безопасности является условием существования и развития личности, общества и государства, что и позволяет им сохранять накопленные духовные и материальные ценности. Критерием обеспечения безопасности можно считать определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем.


3. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности

Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность — ее права и свободы; общество — материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.
В законе говорится также, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека — самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.
Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.
Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности.
Принципы обеспечения национальной безопасности — это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Однако применение вооруженной силы предполагается только в крайнем случае — для обороны от агрессии против России и защиты жизненно важных интересов страны. В настоящее время при обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и иных невоенных средств.
При выполнении даже внутренних (фактически полицейских) функций главной целью использования силовых структур является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан, оказание необходимой помощи и создание условий для решения конфликта политическими средствами.
Данный подход свидетельствует, что обеспечение национальной безопасности — долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимается под термином «национальная безопасность»?
2. Что такое система национальной безопасности?
3. Каковы принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?


ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М.,2000.
4. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.

© Прохожее А.А., 2002

Глава III
Структура системы национальной безопасности




1. Внутренняя и внешняя безопасность

При изучении проблем и организации обеспечения национальной безопасности важное значение приобретает ее структурная классификация. Конечно, всякая классификация достаточно условна, и каждая из них строится с определенными целями и задачами.
В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю безопасность (схема 3). В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы — международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы — порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности.
Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.
Российский подход в основном направлен на обеспечение внутренней безопасности.




Схема 3. Типы национальной безопасности в зависимости
от местонахождения источника опасности

Основные направления обеспечения внутренней безопасности России сейчас — это решение следующих задач: принятие всех возможных мер для выхода России из кризиса, что имеет решающее значение для ее возрождения как мировой державы;
успешное осуществление рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, могущих перерасти в военные конфликты; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, создание достойных условий его существования, а также условий существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; повышение эффективности и уровня образования в России.
Одним из самых ключевых и трудных направлений политики внутренней безопасности в настоящее время является борьба с преступностью.
Российское государство отличается обширностью территории. Отсюда важным направлением политики внутренней безопасности, обеспечивающим устойчивое демократическое развитие России, является сбалансированная региональная политика, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях. С этой точки зрения особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны многие регионы практически существуют только за счет дотаций из средств федеральной власти.
И все же действительную угрозу не только жизненным интересам России в отдельных регионах и сферах экономики и политики, но и самому ее существованию представляет скорее региональный, чем национально-территориальный сепаратизм.
Принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является одним из самых опасных факторов, размывающих единое правовое пространство страны.
Нарушение принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в конституционном, уставном законотворчестве субъектов Федерации выражается в присвоении в одностороннем порядке права приостановления действия федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, если они в какой-то степени не соответствуют Конституции России, уставу, законам субъектов Федерации или правовым интересам субъектов Федерации. С позиций обеспечения национальной безопасности нельзя игнорировать попытки принимать нормативно-правовые акты в сферах, относящихся к исключительной компетенции Российской Федерации, в частности в области установления государственной границы, обеспечения целостности территории России и т. д.
Характерным нарушением является стремление отдельных республик закрепить за собой такие права, как объявление военного положения; принятие решений по вопросам войны и мира; согласие на дислокацию на своей территории воинских формирований; регулирование вопросов внешней политики и международных договоров.
В ряде субъектов Федерации приняты законы о безопасности, в которых содержатся положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и законодательству России, созданы даже министерства по вопросам безопасности, что является прямым нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации», не допускающих их двойного подчинения. В нормативно-правовых актах субъектов Федерации содержатся положения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов безопасности, что также нарушает принципы и правовые нормы, регулирующие кадровые вопросы в системе органов Федеральной службы безопасности, Генеральной прокуратуры и т. д.
Для создания и совершенствования федерализма и укрепления национальной безопасности страны необходимо обеспечить сохранение государственного суверенитета как единого и неделимого на всей территории России, пресечение процесса конфедерализации, переход от нынешней стихийной десуверенизации Российского государства к продуманной, последовательной, сбалансированной децентрализации полномочий и функций органов государственной власти в рамках конституционно-правового пространства.
Все эти обстоятельства и объясняют особое значение внутренней составляющей в обеспечении национальной безопасности России в настоящее время.
Подход России к проблемам национальной безопасности характерен пониманием того, что в условиях современной ядерной эры недопустимо и невозможно обеспечить собственную внешнюю безопасность за счет снижения уровня безопасности других стран.
Любая концепция обеспечения безопасности разрабатывается в соответствии с конкретными историческими условиями. Ранее каждое государство обходилось в основном собственными силами для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что невозможно свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Поэтому единственным разумным путем обеспечения внешней безопасности является достижение определенного баланса своих интересов и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной безопасности.
Международная безопасность — это защищенность системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, вооруженных конфликтов и войн.
Международная безопасность подразделяется на глобальную, или всеобщую, региональную и коллективную (схема 4).



Схема 4. Классификация видов международной безопасности

Глобальная безопасность — это защищенность системы взаимоотношений всего мирового сообщества от угрозы дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн.
Региональная безопасность — это защищенность системы взаимоотношений государств того или иного региона от угроз дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн регионального масштаба.
Коллективная безопасность — это защищенность интересов группы (союза) государств от внешних угроз, гарантируемая взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.
Международная безопасность основывается на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающих решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой.
Важнейшими принципами международной безопасности являются принцип равенства и одинаковой безопасности, а также принцип ненанесения ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами.


2. Виды национальной безопасности

Помимо выделения в структуре национальной безопасности двух указанных выше типов — внутренней и внешней безопасности — важное значение имеет ее классификация по видам безопасности, что способствует выработке более конкретной политики и стратегии обеспечения национальной безопасности.
Закон Российской Федерации «О безопасности» предусматривает деление национальной безопасности на следующие виды: государственную, экономическую, общественную, оборонную, информационную, экологическую и иные (ст. 13). Однако законодатель не дал ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к подлинному беспределу в совершенно необоснованном дроблении родового понятия. В литературе и в средствах массовой информации можно встретить федеральную, конституционную, генетическую, планетарную и т. д.
В основу всякой классификации должны быть положены какие-то наиболее существенные единые признаки. Среди них прежде всего следует выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности.
В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, русскоязычного населения, государственных служащих и т. д. (схема 5).



Схема 5. Классификация видов национальной безопасности по объектам

При этом под безопасностью того или иного объекта имеется в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз.
В зависимости от характера угроз, их источника, специфики можно выделить такие виды безопасности, как безопасность от угроз природного характера, безопасность от угроз антропогенного характера, безопасность от угроз социального характера, которые в свою очередь можно дробить на более мелкие виды безопасности от конкретных угроз (схема 6).



Схема 6. Классификация видов национальной безопасности
по характеру угроз

При этом под безопасностью от того или иного вида угроз понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз данного вида.
В человеческом обществе жизненно важные интересы всех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных угроз, поэтому особую практическую значимость имеет подразделение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. Именно по этому принципу классифицированы жизненно важные интересы, угрозы и направления обеспечения национальной безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее обобщенно подобную классификацию можно ограничить выделением пяти видов безопасности, которые можно дробить на более мелкие виды безопасности по конкретным сферам жизнедеятельности (схема 7).
В этом случае под тем или иным видом безопасности понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Так, военная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в оборонной сфере от внутренних и внешних угроз.
Соответственно экономическая безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Аналогичным образом определяются и другие понятия. Подобный подход упорядочивает классификацию видов безопасности, дает возможность избегать существующего сейчас смешения принципов классификации и позволяет рассматривать национальную безопасность как единую систему видов безопасности, каждый из которых является самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями. Практика свидетельствует, что все эти подсистемы тесно связаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии. В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности нельзя предавать забвению ни один из видов национальной безопасности, как это имело место, к сожалению, в недалеком прошлом, когда Советский Союз распался на пике своего военного могущества, достигнутого в ущерб экономической и социальной безопасности. Безусловно, на каждом этапе исторического развития приоритеты тех или иных видов безопасности объективно меняются, и потому важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности является достижение в каждый временной период определенного рационального паритета между различными видами безопасности.



Схема 7. Классификация видов национальной безопасности
по сферам жизнедеятельности

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы основания для деления национальной безопасности на два типа — внутреннюю и внешнюю?
2. Что такое международная безопасность?
3. Какова классификация национальной безопасности по сферам жизнедеятельности?

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15.Ст.769.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М.,2000.
3. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М.,2001.

© Прохожев А.А.,2002


Глава IV

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign