LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 61
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Дело в том, что психика человека состоит из различных слоев, включая, в
частности, и слой прошлого. Там, где серьезные жизненные задачи это позволяют,
эти дремлющие тенденции и устремления прошлого мгновенно пробуждаются, акти­
визируясь в содержании игры. Однако существует и слой будущего. «В каждый момент
настоящего будущее дано не только в том отношении, что оно осознанно предвосхи­
щается», но и тем, что оно в зачаточной форме представлено и в виде функций, еще
недостаточно созревших для серьезного выполнения своего предназначения. Тем не
менее, они стремятся к проявлению, реализуясь в игре.
Поэтому игра действительно является предварительным упражнением наших
сил, как это доказал Гроос, однако, наряду с этим, по мнению Штерна, игра пред­
ставляет собой предварительную пробу (Vortastung) различных возможностей дейст-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




401
Психология воображения

вия с тем, чтобы в конце концов были найдены наиболее подходящие формы. Игра,
в то же время, есть прогностическое внешнее проявление субъекта, поскольку в про­
цессе игры субъект задействует зачаточные формы своей будущей жизни, так что
ребенок во время игры познается лучше, чем в процессе серьезной активности.
Теория Штерна заслуживает внимания особенно в том отношении, что в ней
предпринята попытка преодоления свойственных всем остальным теориям односто­
ронних точек зрения, исходя из идеи многостороннего значения игры. Несмотря на
это, разделить эту теорию все-таки не представляется возможным. Дело в том, что
неправильной представляется основная идея. Как мы убедились, суть теории Штерна
заключается в том, что им игра мыслится проявлением неразвитых, зачаточных фун­
кций и тенденций. Во-первых, будь это так, автору не следовало бы говорить об игре
взрослых, а счесть игру лишь явлением детского возраста. Во-вторых, известны фак­
ты игры, о которых никак нельзя сказать, что они представляют собой проявление
сил, пребывающих в зачаточном состоянии. Например, ребенок играет в «дочки-ма­
тери», в одном случае выполняя роль матери, а в другом — ребенка. Что касается пер­
вого случая, то здесь действительно можно говорить о тех функциях и тенденциях
ребенка, которые находятся еще в зачаточном состоянии. Однако как быть со вторым
случаем, когда ребенок играет не роль матери, а ребенка — быть может, даже груд­
ного! Очевидно, что в данном случае говорить о зачаточных функциях совершенно
неправомерно. В этом случае ребенок проявляет не свое будущее, а скорее прошлое.
Штерн мог бы возразить, что игра служит проявлению и удовлетворению также тен­
денций прошлого, но это уже следует считать недостатком его теории и показателем
ее эклектичной природы.
Д. Теория фукциональной тенденции.
Все явления имеют единую сущность, а все основные особенности, его ха­
рактеризующие, представляют собой следствие этой единой сущности. Правильной
теории явления долженствует найти эту сущность, и тогда для объяснения его раз­
личных сторон не понадобится прибегать к различным принципам. Исключение не
составляет и игра, также имеющая свою сущность. Эта сущность состоит в следую­
щем: ребенок, как человеческое дитя, имеет определенные тенденции и функции,
которые он либо вовсе не может использовать, либо не может задействовать все­
сторонне и всецело. Функции, тенденции — это «силы», а для силы характерно
именно то, что она по своей сути является подвижной, действенной; сила — дина­
мическое понятие. Следовательно, очевидно, что все эти силы ребенка не могут
оставаться в бездейственном состоянии: функциональная тенденция, проистекающая
из факта невозможности существования сил в бездействии, объясняет активность
ребенка и в тех случаях, когда делать ему ничего не нужно, когда эта активность
предназначена не для получения некоего продукта, а важна только в качестве са­
мого процесса. Понятие функциональной тенденции объясняет факт игры.
Следовательно, в основе игры, будь то игра ребенка или взрослого, лежит
функциональная тенденция.
С учетом этого становится понятным и то, как играет ребенок, и содержа­
тельная сторона игры. В самом деле, коль скоро игра — проявление функциональной
тенденции, то ясно, что ее содержание должно соответствовать функциям, являю­
щимся в данный момент активными. Данные функции, конечно, представляют со­
бой функции человека, филогенетически сформировавшиеся в процессе определенной
деятельности. Следовательно, в какой же форме может проявиться их активность,
как не в виде этой определенной деятельности!




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава десятая
402

Таким образом, игра ребенка по своему содержанию представляет собой под­
ражание деятельности взрослого человека.
Исходя из этой позиции, становится понятен и замеченный Гроосом факт:
коль скоро игра по своему содержанию представляет собой различные формы дея­
тельности человека, тогда очевидно, что посредством игры действительно происхо­
дит упражнение ребенка в этой деятельности и, стало быть, подготовка к будущей
жизни.
Таким образом, можно сказать, что теория функциональной тенденции, кото­
рой мы придерживаемся, дает правильную характеристику сущности игры. Во всяком
случае, несомненно, что все частные особенности игры, каждая из которых исполь­
зовалась в качестве основы отдельной теории, в соответствии с теорией функцио­
нальной тенденции вытекают из одной и той же сущности.




Последующее развитие фантазии
Примечательно, что с «возрастом игры» совпадает так называемый «возраст
сказки», то есть возраст, характеризующийся сильным интересом к сказкам (от 4
до 8 лет). Это так и должно быть. Анализ содержания сказок доказывает, что оно
содержит те же особенности фантазии, что и фантазия игры. Здесь действует та же
пассивная, некритичная, столь же субъективная и все одушевляющая анимистичес­
кая фантазия, что проявляется обычно во время игры.
Однако сказка уже содержит заметно развитые элементы независимой, свобод­
ной работы фантазии; и отсюда остается всего лишь один шаг до независимой сво­
бодной работы фантазии подростка.
Известно, что подростки, особенно в период полового созревания, увлечен­
но отдаются мечтам. Никогда человек не строит так много воздушных замков, как
на этой возрастной ступени. Однако здесь достижением развития фантазии является
другое обстоятельство. Дело в том, что у подростка появляется переживание дей­
ствительности новой модальности — действительности фантазии. Теперь он с реа­
льностью и миром фантазии уже не обращается одинаково. С этой поры можно го­
ворить об истинной фантазии, так как представления фантазии в переживании уже
дифференцированы.
В юношеском периоде у подростков появляется способность понимания ис­
кусства. Зачастую они и сами пробуют свои силы в этом направлении; примечатель­
но, что ни на одной возрастной ступени не пишется столько стихов, как в пору
юношества, когда почти все считают себя поэтами. Данное обстоятельство показы­
вает, что в развитии фантазии начинается новый период — весьма значительный,
можно сказать, критический. Если до сих пор работа фантазии ребенка протекала
главным образом спонтанно — не только в период игры, но и в последующем, в
пору мечтаний, — то сейчас к делу уже подключается воля, и мы становимся сви­
детелями возникновения активной фантазии. Можно сказать, что лишь после этого
фантазия начинает работать на истинно человеческие цели, лишь после этого она
начинает выполнять ту огромную роль, которая возложена на нее в истории куль­
турного развития человека.
Согласно Рибо, в развитие фантазии можно выделить три периода: первый
период начинается с трех лет, продолжаясь в течение всего раннего детства. Харак­
терным для этого периода является то, что фантазия тут совершенно свободна от




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




403
Психология воображения

рациональных элементов. Но вслед за развитием интеллекта и в зависимости от дос­
тигаемого им уровня фантазия все больше и больше противопоставляется влиянию
интеллекта, и начинается второй период — критический период, пора борьбы между
объективностью интеллекта и субъективностью фантазии.
Третий период — это период победы интеллекта, когда фантазия насыщается
его элементами и становится на путь рационального творчества. Следствием этого
является то, что у некоторых фантазия резко снижается, они прощаются с идеалами
молодости, своими прежними мечтами и погружаются в прозу жизни. Но для тех, кто
обладает действительно богатой фантазией, привнесение рациональных элементов в
фантазию создает лишь благоприятные условия — фантазия обогащается, проявляя
истинно творческие способности.
Представленная схема нуждается в некоторых поправках. Следует подчеркнуть,
что Рибо правильно указывает на основной, решающий момент в процессе развития
фантазии. По его мнению, этот момент состоит в пронизывании фантазии рацио­
нальными элементами. И вправду, как известно, на пути развития фантазии особое
значение имеет тот этап, когда пассивная, непроизвольная работа воображения пре­
вращается в активный, произвольный, творческий процесс. Однако этому предше­
ствуют еще две ступени. Одна — ступень фантазии игры, которая феноменологически
все еще не может быть сочтена ступенью подлинной фантазии и объективно пред­
ставляет собой процесс диффузного характера. Вторая ступень, формирующаяся меж­
ду 6—8 годами и проявляющаяся в форме свободной работы фантазии, уступает ме­
сто указанному Рибо переходному периоду, сменяясь, в конце концов, ступенью
продуктивной, активной фантазии.
Разумеется, как и в общем везде, здесь также следует учитывать, что достиже­
ние новых ступеней развития отнюдь не означает полное уничтожение старых, кото­
рые, правда в снятом виде, все-таки продолжают свое существование.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Библиография




I. Психология как наука
Herbart J. Psychologie als Wissenschaft, neu gegrundet auf Erfahrung, Metaphysik und Ma-
thematik. 2 Bd. 1824-1825
Ebbinghaus H. Grundzuge der Psychologie. Bd. III.
Wundt W. Grundzuge der physiologische Psychologie. 3 Bd. (1-е изд. 1874).
Он же. Grundri? der Psychologie, 15-е изд. 1992.
Он же. Probleme der Volkerpsychologie. 1921.
Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkte. 1874. (2-е изд. 1924).
Messer A. Psychologie. 4-е изд. 1928.
Kohler W. Gestalt Psychologie. 1929-1930.
Он же. Psychologische Probleme. 1933.
Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. 1935.
Watson J.B. Psychology from the Standpoint of a Behaviorist. 3-е изд. 1929.
Tolman E. Purposive Behavior in Animals and Men. 1932.
Mc Dougall W. Outline of Psychology. 1923.
Stern W. Allgemeine Psychologie. 1935.
Рубинштейн С. Основы психологии. М., 1935.
Узнадзе Д. Основы экспериментальной психологии. Т. 1. Принципиальные основы и
психология ощущений. Тифлис: издание Тифлисского ун-та, 1925. (на груз. яз.)
Frobes I. Lehrbuch der experimentelle Psychologie. 2 Bd. 1929.
Dumas G. Nouveau Traite de Psychologie. T. I, II, III, IV, V, VI.
Klemm O. Geschichte der Psychologie. 1911.
Boring E. A. A History of Experimental Psychology. 1929.




Библиография не является полной. Она содержит только те публикации, которые имеют основ­
ное значение для рассмотренных в книге вопросов.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




405
Библиография

II. Биологические основы личности
Becher E. Gehirn und Seele. 1911.
Stern W. Personalistik als Wissenschaft. 1930.
Он же. Die menschliche Personlichkeit. 1923.
Kretschemer E. Korperbau und Charakter, 10-е изд. 1931.
Богомолец А. Кризис эндокринологии. 1927.
Орбели Л. Лекции по физиологии нервной системы. 1935.
Бериташвили И. Общая физиология. 1940.
Flourens. Recherches experimentales sur les propietes et les fonctions du systeme nerveux
dans les animaux vertebres. 1842.
Gall F. I. Sur les fonctions du cerveau et sur celles de chacune des ses parties. 1825.
Soury I. Systeme nerveux central. T. II. 1899.
Лешли К. Мозг и интеллект. 1933.

III. Установка
Узнадзе Д. Основы экспериментальной психологии. Т. 1. Принципиальные основы и
психология ощущений. Тифлис: издание Тифлисского ун-та, 1925. ( н а груз. яз.)
Он же. Основной закон смены установки // Психология. 1930. Т. III, вып. 3.
Он же. Gewichtstauschung und ihre Analoga // Psychologische Forschung. 1931.
Он же. К психологии установки // Материалы к психологии установки. 1 Труды пси­
хологического общества Грузии. Тбилиси, 1938. ( н а груз. яз.) (см. также: Untersu­
chungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica. 1939).
Он же. К теории постгипнотического внушения // Труды научно-исследовательского ин­
ститута функционально-нервных заболеваний. 1 . 1936. ( н а г р у з . яз.)
Хмаладзе Г. Иллюзия объема // Труды психологического общества Грузии. 1938. Т. I.
( н а г р у з . яз.)
Хачапуридзе Б. Иллюзорный характер действия установки // Труды психологического
общества Грузии. 1938. Т . I . ( н а г р у з . яз.)
Он же. К продолжительности искусственно созданной установки // Труды психологи­
ческого общества Грузии. 1938. Т. I. ( н а груз. яз.)
Мдивани К. Иллюзия установки в случае истерии // Труды научно-исследовательского
института функционально-нервных заболеваний. 1936. Т. 1. ( н а груз. яз.)
Бжалава И. Иллюзия установки в случае эпилепсии // Труды научно-исследовательско­
го института функционально-нервных заболеваний. 1936. Т. 1. ( н а груз. яз.)
Узнадзе Д. (Ред.) Материалы к психологии установки // Труды Тбилисского госу­
дарственного университета. 1940. Т. 17. ( н а груз. яз.)

IV. Эмоциональные процессы
Wundt W. Zur Lehre von Gemutsbewegungen // Philosophishe Studien. 1890.
Он же. Grundri? der Psychologie. 1922.
Lehmann A. Die Hauptgesetze des menschlichen Gefuhlslebens. 1914.
Darwin Ch. The Expression of Emotions in Man and Animals. 1872.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Библиография
406

McDougall W. Emotion and Feeling distinguished // Feeling and Emotion.
James W. What is an Emotion. 1884.
Lange С. Uber Gemutsbewegungen. 1887.
Cannon W. Bodily Changes in Pain, Hunger and Rage. 1929.
Он же. The James-Lange Theory of Emotions // American Journal of Psychology. 1927.
Krueger F. Das Wesen der Gefuhle. 1929.
Stern W. Allgemeine Psychologie. 1935. (Последняя глава)
Кречмер Э. Строение тела и характер. 1930.
Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. 1937.
Luria A. The nature of human conflicts. 1932.

V. Психология поведения
Ach N. Uber den Willensakt und das Temperament. 1910.
Michotte A., Prum E. Le choix volontaire et ses antecedants immediats // Archives de
Psychologie. 10. 1910.
Lewin К. Vorsatz, Wille und Bedurfnis // Psychologische Forschung. 7. 1926.
Он же. Die Entwicklung der experimentelle Willenspsychologie und der Psychotherapie.
1929.
Lindworsky I. Der Wille. 3-е изд. 1923.
Wundt W. Grundzuge der physiologische Psychologie. Bd. III.
Stern W. Allgemeine Psychologie. 1935 (V глава).
Aveling. Personality and Will. 1931.
Evald G. Temperament und Charakter. 1924.
Hoffman H. Das Problem des Charakteraufbaus. 1926.
Jaensch E. Psychologische Konstitutionstypen. Handworterbuch der medizinische Psycho-
logie. 1930.
Jung C. G. Psychologische Typen. V. 1930.
Klages L. D. Grundlagen der Charakterkunde VI. 1928.
Spranger E. Lebensformen. 1930.

VI. Ощущение и восприятие
Helmholtz H. Handbuch der physiologischen Optik, 3 Bd. 1909-1911.
Он же. Die Lehre von den Tonempfindungen. 1913.
Katz D. Der Aufbau der Tastwelt. 2-е изд. 1925.
Он же. Der Aufbau der Farbwelt. 2-е изд. 1930.
Он же. Methoden zur Untersuchung des Vibrationssinnes, 1930.
Henning H. Der Geruch. 1924.
Weber E. H. Tastsinn und Gemeingefuhl // Wagners Handworterbuch der Physologie. 3.
1846.
Узнадзе Д. К проблеме постижения значения (Содержание и предмет) // Известия Тиф­
лисского ун-та. Т . VII. 1927. ( н а г р у з . яз.)




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Библиография 407

Он же. Психологические основы наименования // Наша наука, 1923. ( н а груз. яз.)
Он же. Основы экспериментальной психологии. Т. 1. Принципиальные основы и психо­
логия ощущений. Тифлис: издание Тифлисского ун-та, 1925. ( н а груз. яз.)
Uznadze D. Zum Problem der Bedeutungserfassung // Archiv der Psychologie. 1927.
Он же. Die Psychologische Grundlagen der Namengebung // Psychologische Forschung. 5.
1924.
Ehrenfels Chr. Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie.
14. 1890.
Kohler W. Uber unbemerkte Empfindungen und Urteilstauschungen // Zeitschrift fur Psycho-
logie. 66. 1913.
Он же. Die Physischen Gestalten in Ruhe und stationarem Zustand. 1920.
Он же. Gestaltpsychologie. 1929-1930.
Rubin E. Visuell wahrgenommene Figuren. T. I. 1921.
Wehrteimer M. Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie, 1925.
Он же. Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt // Psychologische Forschung.
Он же. Experimentelle Untersuchungen uber das Sehen der Bewegung // Zeitschrift fur Psy-
chologie. 61, 1912.
Hornbostel E. M. Die Einheit der Sinne, Melos, 1925.
Zietz K. Die gegenseitige Beeinflussung von Farb- und Tonerlebnissen // Zeitschrift fur Psy-
chologie. 121, 1931.
Кравков С., Теплов Б. (ред.). Зрительные ощущения и восприятия. М., 1935.
Stumpf С. Uber der psychishen Ursprung der Raumvorstellung. 1873.
Benussi V. Psychologie der Zeitauffassung. 1913.
Bourdon В. La perception // Dumas G. (ed.) Nouveau traite de Psychologie. T. V. 1936.

VII. Память
Hering E. Uber das Gedachtnis als allgemeine Funktion der organizierten Materie, 1870.
Stern W. Psychische Prasenzzeit // Zeitschrift fur Psychologie. 13. 1897.
Betz W. Vortstellung und Einstellung // Archiv fur die gesamte Psychologie. 17. 1910.
Jaensch E. Uber den Aufbau der Wahrnehmungswelt. 2-е изд. 1927.
Kroh O. Subjective Anschauungsbilder bei Jugendlichen. 1924.
Claparede Ed. L'association des idees. 1909.
Ebbinghaus H. Uber das Gedachtnis. 1885.
Iost A. Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhangigkeit von der Verteilung der Wiederholungen //
Zeitschrift fur Psychologie. 14. 1897.
Muller G. E. Zur Analyse der Gedachtnistatigkeit und des Vorstellungsverlaufes. 3 Bde. 1911,
1917, 1924.
Buhler K. Uber Gedankenerinnerungen // Archiv fur die gesamte Psychologie. 12, 1908.
Bartlett R. I. Remembering. 1932.
Thorndike E. L. The Fundamentals of Learning. 1932.
Stern W. Allgemeine Psychologie. 1935.
Stern W. und Cl. Erinnerung - Aussage und Luge in der fruhen Kindheit. 4-е изд. 1931.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Библиография
408

Pieron H. La memoire // Dumas G. (ed.). Nouveau traite de Psychologie. T. IV.
Brunswik E. Untersuchungen zur Entwicklung der Gedachtnisses. 1932.
Ranschburg P. Das kranke Gedachtnis. 1911.
Volkelt H. Uber die Vortstellungen der Tiere.
Узнадзе Д. Восприятие и установка (С точки зрения биосферной психологии) // Извес­
тия Тифлисского ун-та. Т. VI. 1926. ( н а груз. яз.)
Блонский П. Память и мышление. 1935.

<< Пред. стр.

страница 61
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign