LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 54
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

проявлением аффективности, а Пьерон единственным фактором внимания считал
интерес, то есть и он признавал аффективную природу процесса внимания. Все это
безусловно правильно, если в этом, в первую очередь, подразумевать динамику по­
требности. В общем импульс всего поведения, в котором участвует и активность
внимания, исходит от потребности, и очевидно, что и внимание получает свой
импульс из этого же источника.
Потребность же может быть двоякой: актуальной, непосредственной, испыты­
ваемой субъектом именно сейчас, в данный момент времени, и косвенной, так ска­
зать, отвлеченной, искусственной, подразумевающей не данный конкретный момент
времени, а перспективу всей жизни субъекта. Импульс внимания может исходить как
от первого, так и от второго вида потребности.
В первом случае внимание должно меняться по мере изменения актуальной
потребности; появление новой потребности означает, что внимание должно подчи­
ниться ее импульсу, действовать в соответствии с ее целями. Следовательно, актив­
ность внимания в данном случае зависит от возникновения новых потребностей, бу­
дучи импульсивной, автономной, пассивной, непроизвольной, полностью зависящей
от осознанных, стабилизированных целей и стремлений субъекта.
Совершенно иное положение отмечается во втором случае. Здесь говорить
о случайности уже невозможно. Здесь внимание игнорирует импульс непосредствен­
ной потребности и превращается в произвольное, активное внимание.

2. Факторы пассивного внимания
В данном случае следует говорить лишь о факторах, непроизвольно направля­
ющих наше внимание. Несомненно, что это было бы невозможно, не будь эти фак­
торы связаны с нашими потребностями. Дело в том, что и такие случаи пережива­
ются как активность нашего внимания, ведь внимание, пусть даже в вынужденном
порядке, направляем все-таки мы сами, а не оно направляется само по себе. Следо­
вательно, в конце концов эти факторы должны действовать на наши потребности,
именно таким путем вызывая активность внимания. Это тем более должно быть так,
поскольку дело отнюдь не ограничивается возникновением внимания, ведь внима­
ние, возникнув, обычно продолжает работать в данном определенном направлении
так долго, как это нужно.
В психологической литературе факторы непроизвольного внимания часто имену­
ют либо объективными факторами (Мессер), либо генеральными факторами (Пьерон).
А. Интенсивность. В соответствие с традицией, введенной Лотце, первое место
обычно отводится фактору интенсивности впечатления. И действительно, ничего не­
вольно более не привлекает нашего внимания, чем интенсивность впечатления. Имен­
но по этой причине в качестве сигнала обычно используется звонок; во всех случаях —
будь то пожар, приход гостей, вызов по телефону или предупредительный звонок ва­
гоновожатого трамвая — используется звук интенсивного звонка, и всегда, сколь ув­
лечены бы мы ни были, в конце концов оказываемся вынуждены перенести внимание
на этот сигнал.
Но коль скоро под интенсивностью подразумевается фактор количества, необ­
ходимо охарактеризовать его величину.
Известно, что большое по величине более привлекает наше внимание, чем ма­
ленькое. В психологии рекламы данное обстоятельство учитывается уже давно: чем
больше плакат или афиша, тем больше они привлекают внимание общества. В психо­
логии рекламы этому обстоятельству придается значение закона, формула которого




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




355
Психология внимания

гласит, что сила притяжения внимания растет пропорционально квадрату площади
поверхности плаката.
Помимо этого, «просексигенное»1 (привлекающее внимание) значение сами
по себе имеют и впечатления некоторых модальностей — очень тонкий голос, очень
яркий цвет, горький вкус, боль, некоторые запахи легко привлекают внимание, не­
зависимо от своей интенсивности.
Здесь же следует назвать и некоторые пространственные факторы: близлежащее
впечатление привлекает внимание больше, нежели отдаленное — прикосновение к
лицу мы чувствуем больше, чем к другим частям тела. Что касается зрительной обра­
сти, то и здесь отмечается аналогичное положение: мы в первую очередь замечаем
близлежащие объекты, лишь после этого переходя на более отдаленные.
Б. Изменение. Известно, что ночью при внезапной остановке мельницы мель­
ник тотчас же просыпается. Почему, спрашивается, он спит, когда шумно, просы­
паясь именно тогда, когда шум прекращается. Очевидно, что причиной его про­
буждения является прекращение шума. Когда в комнате шумят, вполне возможно
внимательно читать книгу, не обращая внимания на этот шум. Но как только вдруг
шум прекращается, мы тотчас же обращаем внимание на это обстоятельство. При­
веденный пример с очевидностью свидетельствует о том, что изменение существую­
щего или обычного положения безусловно является просексигенным фактором.
Однако изменение — весьма и весьма неоднозначное или, во всяком случае,
очень обширное понятие. Например, движение также следует считать одним из случа­
ев изменения, ведь это — изменение месторасположения, перемещение. Поэтому не­
удивительно, что движение справедливо считается фактором, привлекающим внима­
ние. Данное обстоятельство замечено уже давно. Инстинктивно этим пользуются даже
животные, зачастую замирая на месте, чтобы враг их не заметил. Тот, кто прячется,
в общем избегает движения, пытаясь по мере возможности оставаться в своем убе­
жище неподвижным. Существуют животные (особенно — batracitus), внимание кото­
рых привлекают лишь движущиеся объекты.
Можно сказать, что к этой же категории, то есть категории изменения, от­
носится также новое, незнакомое, неожиданное, необычное. Но ведь на самом деле обо
всем этом можно говорить лишь тогда, когда существующее положение как-то ме­
няется — пусть даже в том смысле, что появляется нечто новое, которое, конечно
же, привлекает наше внимание.
Однако удивительно, что не менее энергичным фактором внимания является
и прямо противоположное: знакомое, привычное, ожидаемое также привлекает вни­
мание. Это настолько очевидно, что сомневаться в этом не приходится. Встретив­
шись в комнате с незнакомым обществом и случайно обнаружив знакомого, мы в
первую очередь замечаем именно его. Ожидая прихода кого-то, мы тотчас же реаги­
руем даже на слабый стук в дверь. Но внимательнее приглядевшись к этим приме­
рам, убеждаешься, что по сути и в данном случае налицо признаки изменения. И
действительно, незнакомое среди знакомого суть то же самое, что знакомое среди
незнакомого, ведь общее впечатление создает большинство, и отличный от этого
большинства объект — будь то знакомый или незнакомый — вносит в общее впе­
чатление нечто новое. Что касается просексигенного значения ожидаемого, то и
ожидаемое, и неожиданное одинаково привлекает внимание, поскольку и то, и
другое означают нечто новое, то, чего сначала не было, а теперь появилось.

1
Термин введен Пьероном.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
356

Пересмотрев теперь все эти просексигенные факторы, нетрудно заметить, что
каждый из них непременно имеет какую-то значимость, какой-то смысл для субъек­
та, он обязательно связан с его некой потребностью: стимул, действующий с боль­
шей интенсивностью, — появление большого по величине предмета или существа,
внезапное заметное изменение в окружающей среде — обычно не есть индифферен­
тное явление для живого существа; вслед за подобным стимулом почти всегда нечто
следует — или опасное, или, возможно, даже полезное. Следовательно, в интересах
живого существа все это заметить и своевременно принять надлежащие меры.
Таким образом, факторы непроизвольного внимания для живого существа слу­
жат, по существу, сигналом; именно по этой причине они и активизируют работу
внимания.
По словам Титченера, непроизвольное внимание представляет собой первичное
внимание, и как таковое, оно свойственно всем живым существам. Что касается че­
ловека, то его специфическая особенность — наличие воли — проявляется, разуме­
ется, и в данном случае, обусловливая своеобразную форму работы внимания — так
называемое «произвольное внимание».




Факторы произвольного внимания
1. Воля как фактор
О факторах произвольного внимания мало что можно сказать. Уже из самого
названия явствует, что основным и, можно сказать, единственным фактором данной
формы внимания является наша воля. В данном случае на внимание не оказывают
влияния ни фактор интенсивности, ни фактор изменения. Решающую роль выполня­
ет намерение, осознанное стремление субъекта. Когда нам нужно решить какую-ни­
будь задачу, наше внимание направлено не на интенсивные или изменяющиеся раз­
дражители, действующие в данный момент со стороны среды, а на то, что нужно
сделать. В данном случае нам, разумеется, приходится подавлять наш актуальный
интерес, затрачивая зачастую на это немало усилий, чтобы обеспечить систематичес­
кое, устойчивое направление внимания.
Очевидно, что произвольное внимание представляет собой, как это отметил
еще Рибо, продукт довольно высокого культурного развития. Произвольное внима­
ние могло возникнуть лишь на основе той формы практики, что является специфи­
ческим достоянием человека. Произвольное внимание зародилось и развилось в про­
цессе труда: «Как только появилась необходимость труда, произвольное внимание
превратилось в первостепенный фактор этой новой формы борьбы за существова­
ние. Как только у человека появилась способность к труду, то есть к осуществлению
активности не привлекательной, но необходимой, представляющей собой средство
существования, у него развилось и произвольное внимание. Легко доказать, что до
возникновения цивилизации произвольное внимание либо не существовало вооб­
ще, либо, подобно молнии, проявлялось лишь моментально. Произвольное внима­
ние — явление социальное... произвольное внимание — это приспособление к усло­
виям высшей, социальной жизни».




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




357
Психология внимания

2. Опосредствованный характер произвольного внимания
Первым периодом развития произвольного внимания человека является та пора,
когда человек, еще не обладая способностью организации своего внимания, все-таки
пытался направить чужое внимание, что было не так уж и трудно. Достаточно было в
этих целях использовать то, что непроизвольно привлекало внимание, тем самым на­
правив внимание своего соратника в нужном направлении. Как видно, в этом огром­
ную роль сыграла рука — ведь показать, указать рукой — это самое распространенное
средство направления внимания. Интересно, что способность переносить взор с руки
на указанный предмет, как видно, особенно свойственна человеку. Следовательно,
переключение внимания изначально происходило не непосредственно, а через нечто
третье, причем можно сказать, что до сегодняшнего дня так оно и осталось: произволь­
ное внимание— опосредствованное внимание. В этом смысле очень интересно, что на
начальном этапе обучения чтению человек пальцем следует за словами, тем самым,
как видно, помогая своему вниманию: там, где быть внимательным трудно, человек
обычно прибегает к помощи внешних средств.
Выдающимся достижением советской психологии, в частности Выготского и
его школы, несомненно является и то, что было подчеркнуто и экспериментально
обосновано важное значение опосредствования, опосредствующих знаков в психичес­
ком развитии человека. В частности, суть произвольного внимания также состоит в
опосредствовании: человек обращает внимание на закономерности, направляющие
естественный процесс внимания, а в последующем, при возникновении задачи на­
править свое или чужое внимание, он прибегает к этим закономерностям, тем самым
используя их произвольно.


3. Ожидание
Типичным случаем произвольного внимание может считаться ожидание, по­
этому его изучение вызывает особый интерес.
Допустим, мы ждем получения какого-либо впечатления; это означает, что
наше внимание направлено на это будущее впечатление, и стоит ему появиться, оно
тотчас же овладеет нашим вниманием. Каким образом нам удается это? Согласно
Мюллеру, это происходит следующим образом: мы по мере возможности пытаемся
восстановить состояние, испытанное нами при восприятии этого впечатления в про­
шлом. Восстановить положение тела нетрудно, поскольку мы уже хорошо владеем
моторикой тела и способны направить ее в нужном направлении. Что касается пси­
хического содержания, его мы восстанавливаем в виде представления, пытаясь как
можно лучше представить его. Когда в этих условиях, то есть условиях ожидания,
появляется ожидаемое впечатление, оно, естественно, мгновенно овладевает внима­
нием. Можно сказать, что в данном случае первый период действия внимания — пе­
риод приспособления, или адаптации, требующий, как отмечалось уже выше, опре­
деленного времени — выпадает из самого процесса внимания, переходя в период
ожидания. Поэтому понятно, что сам процесс укорачивается.
Подытожив все то, что высказано различными авторами по поводу ожидания,
можно заключить следующее: конкретное представление будущего впечатления не
является обязательным, ожидание возможно и без этого; необязательно также, что­
бы субъект испытывал при этом напряжение. Главное и основное — это наличие за­
дачи либо в виде определенной мысли, либо ненаглядного знания, либо же установ­
ки. Без этого последнего, по словам Фребеса, ожидание неспособно создать даже
самое живое представление.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
358

Влияние внимания

1. Оживление активности
как основной эффект внимания
Влияние внимания на психическую активность человека огромно. Можно ска­
зать, что оно представляет собой важнейшее условие, лежащее в основе возможно­
сти плодотворной деятельности. Дело в том, что в распоряжении каждого отдельно­
го человека на каждой заданной ступени его развития имеется, как видно, лишь
определенное количество энергии. То, на что будет направлена эта энергия, в виде
какой активности она проявится, зависит от нашего внимания. Однако коль скоро
внимание означает направление нашей психической энергии в том или ином на­
правлении, тогда очевидно, что влияние внимания действительно должно быть
очень велико и должно проявляться, прежде всего, в активизации соответствующей
психической деятельности. Когда художник создает какое-либо произведение, и его
внимание, и активность максимально сконцентрированы на этом произведении.
Когда Архимед был полностью погружен в свои геометрические задачи, его психи­
ка наиболее оживленно работала, разумеется, в сфере умственных операций; когда
человек учится езде на велосипеде, с напряженным вниманием пытаясь восстано­
вить нарушенное равновесие, наиболее оживленная активность протекает в мышеч­
ной системе его тела.
Естественным следствием этой оживленной работы внимания является более
быстрое, точное, плодотворное протекание активности. Рассмотрев отдельные на­
правления психической активности человека — восприятие, представление, мыш­
ление, фантазию, чувства, убедимся, что за оживлением внимания везде следует
аналогичный эффект, но, разумеется, в формах, соответствующих каждому из этих
направлений.


2. Сенсорная активность
Какое влияние оказывает внимание на такую форму активности, как восприя­
тие? Общий ответ у нас уже готов: оно оживляет эту активность, то есть наш сенсор­
ный механизм в этом случае начинает работать более энергично, чем тогда, когда
внимание действует преимущественно в ином направлении. В результате мы получаем
более высококачественный продукт — более ясные и отчетливые ощущения и вос­
приятия. Так что, в конечном итоге, можно сказать, что влияние внимания на сен­
сорную активность проявляется в том, что наши сенсорные содержания, восприятия
и представления становятся более явственными и отчетливыми.
И действительно, ведь все прекрасно знают, что воспринятое более внима­
тельно всегда является более ясным и отчетливым, нежели воспринятое менее вни­
мательно! Данное положение было уточнено и в экспериментальных условиях: ис­
пытуемым тахистоскопически — так же, как при проведении опытов по объему
внимания — предъявляли несколько простых раздражителей и просили ответить,
сколько элементов воспринимались ими отчетливо. Оказалось, что: 1) в случае, если
испытуемые получали до экспозиции предупредительный сигнал, они быстрее и
правильнее замечали раздражители; 2) в случае, если испытуемым что-либо меша­
ло сосредоточиться, допустим, когда им вместе с тахитоскопическим раздражите­
лем предъявлялся еще какой-нибудь внешний раздражитель, они замечали гораздо




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




359
Психология внимания

меньше элементов. Очевидно, что в этом повинно ослабление внимание. Как по­
казали опыты Вестфаля, существует несколько ступеней ясности восприятия, каж­
дая из которых зависит от того, насколько интенсивное внимание испытуемый уде­
ляет задаче.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что влияние внимания заклю­
чается в усилении ясности и отчетливости сенсорного содержания.


3. Вопрос влияния внимания
на интенсивность сенсорных содержаний
Коль скоро внимание усиливает явственность ощущения или восприятия,
можно предположить, что оно оказывает аналогичное влияние и на их интенсив­
ность. Тем более, что ясность и отчетливость, с одной стороны, а интенсивность —
с другой, представляют собой чисто количественные характеристики ощущения,
будучи чисто квантитативными признаками.
Данный вопрос относится к числу тех вопросов, которые классическая психо­
логия XIX века исследовала с особым интересом и энергией. Сегодня от этого жи­
вого интереса почти ничего не осталось — данный вопрос вместе с проблемой ощу­
щения переместился на задний план. Тем не менее, его рассмотрение не лишено
определенного интереса — как по существу, так и особенно в историческом плане.
Вопрос об усиливающем влиянии внимания на интенсивность ощущений по­
чти всеми решался положительно. Исключение составлял только Мюнстенберг, ут­
верждавший, вопреки общепринятому мнению, что внимание не усиливает ощуще­
ние, а, напротив, ослабляет его. Но его никто не поддержал, и он так и остался
единственным приверженцем подобного взгляда. Разногласие среди психологов по
данному вопросу проявлялось лишь в том, что одни придерживались мнения о пря­
мом, непосредственном влиянии внимания на интенсивность ощущения, тогда как
другие отрицали это, считая скорее, что интенсивность ощущения усиливается не
потому, что на него непосредственно действует внимание, а в силу того, что оно
способствует адаптации органов чувств, создавая тем самым предпосылку усиления
интенсивности ощущения — внимание лишь опосредованно воздействует на интен­
сивность ощущения. Первого мнения придерживались особенно авторитетные психо­
логи — Вундт, Г. Мюллер, Штумпф, в второго — Липпс и др.
Веские доводы в пользу первого мнения были получены в результате опытов
Мейера и Штумпфа. Мейер в результате напряжения внимания получал настолько
наглядное и интенсивное представление, что оно даже оставляло после себя опти­
ческий след. Из данного факта вытекает следующий вывод: коль скоро под воздей­
ствием внимания интенсивность представления поднимается до уровня интенсивно­
сти восприятия, то аналогичный эффект должен проявиться и в случае ощущения!
Штумпф доказал, что посредством внимания можно усилить любой тон в
слабом аккорде, услышав таким образом определенную мелодию. Что касается
сильных тонов, то еще более увеличить их интенсивность ему не удалось. В общем
замечено, что влияние внимания сказывается на интенсивности слабого ощуще­
ния, хотя некоторые авторы указывают на аналогичный эффект и в случае силь­
ного ощущения (Бентли). Наиболее бесспорные результаты дают опыты по сопос­
тавлению порогов. Как оказалось, в случае большей концентрации внимания порог
ниже, нежели тогда, когда концентрация внимания слабее; очевидно, что интен­
сивность восприятия увеличивается.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
360

Таким образом, вопрос о влиянии внимания на интенсивность чувственных
содержаний решается положительно — если не в целом, то, по крайней мере, при­
менительно к сенсорным содержаниям слабой интенсивности.

4. Влияние внимания на моторную активность
Оживление моторной активности, обусловленной моторным вниманием, вы­
ражается в увеличении быстроты, усилении и уточнении движений.
Доказать это очень легко:
1. Поручите испытуемому как можно быстрее стучать по столу кончиком каран­
даша. Сравните, сколько раз он сумеет сделать это в случае концентрации внимания
и в случае наличия какой-либо помехи. Вы убедитесь, что в первом случае результат
будет выше, чем во втором.
2. Поручите испытуемому максимально сжать рукой динамометр в аналогичных
предыдущему опыту условиях; окажется, что под воздействием внимания моторика
(сокращение мышц) станет более интенсивной.
3. Поручите испытуемым в тех же условиях проводить линии определенной дли­
ны, и вы убедитесь, что в случае концентрации внимания моторика окажется гораз­
до более точной.
Почти с уверенностью можно сказать, что подобное влияние внимания на
моторную активность объясняется тем, что, как уже известно давно, оно способству­
ет сенсомоторному приспособлению.
Отмеченный факт был обнаружен во время проведения так называемых «опы­
тов реакции». Людвиг Ланге первым заметил, что время так называемой простой ре­
акции было то более длительным, то более кратковременным. Выяснилось, что ког­
да испытуемому вместе с сигналом давали задание: услышав сигнал, как можно
быстрее убрать палец с электровыключателя (подсоединенного для учета времени к
чувствительному аппарату, например, хроноскопу Пика, прекращающего подачу
электротока, вследствие чего стрелка аппарата останавливается, указывая в тысяч­
ных долях секунды — так называемых «сигмах» — промежуток времени с момента
подачи сигнала до поднятия пальца, то есть до реакции; этот промежуток времени
называется временем реакции), то концентрация внимания на задаче всегда замет­
но снижает время реакции.
Ланге первым (1888) обратил внимание, когда испытуемый больше внимания
уделяет сигналу, а не своей реакции, время реакции возрастает (сенсорная реакция),
но когда он сосредотачивает внимание на своем движении, с тем чтобы не опоздать
ответить как можно быстрее, время реакции заметно сокращается (моторная реакция).

<< Пред. стр.

страница 54
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign