LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 53
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Вопрос распределения внимания
В наше время вопрос объема сенсорного внимания свою актуальность уже ут­
ратил. Если раньше, во времена Вундта, публиковались многочисленные исследо­
вания по вопросу объема сенсорного внимания, сейчас положение изменилось.
Но если проблема объема внимания иногда и сегодня вызывает определенный ин­
терес, то это обусловлено совершенно иной причиной, нежели раньше. Сегодня пе­
ред психологами стоят вопросы более практического характера. Человек выполняет
различные операции, однако известно, что чем больше число одновременно выпол­
няемых операций, тем меньше внимания уделяется каждой из них. Следовательно,
вопрос можно поставить следующим образом: не существуют ли такие операции,
одновременное выполнение которых относительно легко, а также такие, которые
должны выполняться только по отдельности? Данный вопрос имеет особую прак­
тическую значимость, ведь существует множество профессий, требующих одновре­
менного выполнения различных операций. Для рациональной организации труда
очень важно, конечно, знать, какие операции можно успешно выполнять одновре­
менно, а какие операции следует размежевать.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
348

Таким образом, перед нами встает вопрос концентрации и дистрибуции вни­
мания, однако применительно не к отдельным сенсорным элементам, а к операци­
ям в целом.
Уже давно замечено, что между этими двумя формами внимания — концент­
рацией, с одной стороны, и дистрибуцией, то есть распределением по отдельным со­
держаниям, — с другой стороны, существует определенная, закономерная взаимоза­
висимость, а именно: чем выше концентрация внимания, тем меньше ее дистрибуция,
и, наоборот, чем больше дистрибуция, тем ниже концентрация внимания на каждом
отдельном содержании.
Однако данное положение не имеет характера закона. Существуют операции,
объединить которые не только легко, но и желательно. В этом случае «закон» наруша­
ется, приобретая совершенно противоположное содержание: в определенных пределах
чем больше дистрибуция, тем выше концентрация. Об этом с очевидностью свидетель­
ствуют опыты Мак-Дугалла, Меймана и особенно Г. Бакрадзе. Испытуемому поручает­
ся выполнение определенной задачи, одновременно с которой он должен дополни­
тельно выполнить еще одну операцию. Оказалось, что существуют операции, не только
не препятствующие, а, наоборот, способствующие концентрации внимания: в случае
выполнения только одной операции внимание испытуемого менее эффективно, неже­
ли тогда, когда он вместе с ней выполняет и вторую операцию.
С другой стороны, замечено, что существуют операции, одновременное вы­
полнение которых не препятствует концентрации на них внимания; например, так
называемые «автоматические операции» — ходьба, дыхание и пр. совершенно не ме­
шают, скажем, мышлению, игре на фортепиано, созерцанию картины. Одним сло­
вом, чем легче операции, тем меньше они мешают друг другу. Автоматические опе­
рации, будь то врожденные или приобретенные, обычно совершенно не требуют
внимания. Поэтому неудивительно, что совмещать такие операции легко. Однако если
каждая отдельная операция требует специальной концентрации внимания, тогда кон­
куренция между операциями неизбежна и их одновременное выполнение затруднено.
Следовательно, речь идет о том, насколько неизбежна конкуренция между одновре­
менно выполняемыми операциями.
С данной точки зрения правильное решение вопроса о дистрибуции и кон­
центрации внимания относительно нетрудно. Как видим, одно дело, когда субъект
выполняет операции, определенным образом конкурирующие друг с другом, и со­
всем иное, если такая конкуренция менее выражена. Следовательно, следует разли­
чать два случая дистрибуции внимания: 1) если операции не противоречат и не
конкурируют друг с другом, тогда интенсивность дистрибуции и концентрации не
является взаимопротивоположно направленной; 2) при наличии подобного проти­
востояния между дистрибуцией и концентрацией отмечается обратно пропорцио­
нальная зависимость.
Естественно возникает вопрос о том, возможно ли ослабление или снятие
конкуренции между операциями? Или же положение скорее такое, что если между
операциями противостояние существует, то оно является абсолютным и постоянным
и преодолеть его невозможно?
Ответить на данный вопрос нетрудно. Оставаясь на старой, механистической
позиции «психологии элементов», мы будем вынуждены признать, что изменить ни­
чего нельзя: если одна операция противоречит другой, то это изменить невозможно,
конкуренция между ними неизбежна.
Однако сегодня для нас ошибочность подобного представления уже очевидна.
Все зависит от условий и среды: одно дело — отдельная операция как часть более




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




349
Психология внимания

сложной целостной операции, а другое — та же операция в качестве независимой
единицы. Если две независимые операции объединяются в одну, более обширную
целостную операцию как ее частичные моменты, то противоречие между ними мо­
жет совсем исчезнуть, и тогда части одного целого могут не только не мешать друг
другу, но, напротив, содействовать. Чтобы убедиться в правильности данного поло­
жения, достаточно приглядеться к любой выполняемой человеком более или менее
сложной операции. В этих целях особенно иллюстративен процесс обучения подоб­
ной сложной операции. Почти всегда это происходит следующим образом: вначале
субъект испытывает затруднения при выполнении отдельных частичных операций,
однако потом, как будто внезапно, ему удается объединить их, после чего одновре­
менное выполнение всех операций никаких затруднений уже не вызывает. Обычно
это называют координацией. И действительно, весь процесс развития человека зак­
лючается в координации или, точнее, организации все более и более отдаленных
операций. Мы создаем все более и более совершенные целостности, облегчая себе
тем самым выполнение частичных операций. Простым примером этого может по­
служить, скажем, обучение езде на велосипеде. Садясь впервые на велосипед, нам
приходится следить отдельно за положением тела, отдельно — за движением рук,
ног; даже работа зрения и слуха — все это представляет отдельные, еще не взаимо­
увязанные операции. Но постепенно нам удается добиться такой организации всех
этих движений, что они превращаются в частичные моменты единой операции. Пос­
ле этого езда на велосипеде никаких трудностей уже не вызывает, входящие в нее
частичные операции теперь совершенно не мешают друг другу. Так же происходит и
во всех других случаях. Например, мы учимся водить машину. Сколько отдельных
операций включает это сложное дело! Надлежащие движения рук, ног, слежение за
пешеходами, машинами, сигналами... Наше внимание должно распространиться на
множество впечатлений, распределиться между ними. Но постепенно все эти опе­
рации взаимоувязываются, объединяясь в единое целое. Обучение профессии во­
дителя автомашины состоит в организации, объединении этих операций. После
объединения этих многообразных движений в единую целостность они не только
не конкурируют друг с другом, а, наоборот, могут даже облегчать выполнение каж­
дой из них.
Разумеется, подобное объединение операций не происходит путем простого
суммирования, простого соединения, Нет, подобная организация операций нужда­
ется в предварительной основе, и эта основа заключается в специфическом измене­
нии самого субъекта как целого, а именно — в установке, вырабатываемой в про­
цессе обучения. Соответственно, так называемое «распределение» внимания отнюдь
не означает, что все операции, выполняемые, например, при вождении машины,
являются предметом внимания, что внимание равномерно распределяется между
ними, поскольку подобное распределение внимания было бы совершенно невоз­
можным. Нет, распределение внимания означает организацию, объединение. Анало­
гично тому, как сенсорное внимание замечает шесть отдельных букв, но при заме­
щении букв словами это количество увеличивается втрое (по данным некоторых
авторов, это число достигает сорока), так и при так называемом распределении
внимания принципиально происходит то же самое: говорить о распределении внима­
ния можно лишь в том случае, когда удается на единой основе объединить все операции
в одну целостность.
Однако это удается не везде и не всегда. Существуют операции, уже сами по
себе являющиеся столь самостоятельной целостностью, что превратить их в часть
какого-либо другого еще более сложного целого невозможно. В психологической ли-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
350

тературе такого рода случаи, в которых речь идет об одновременном выполнении
подобных операций, именуют многомерными действиями (Mehrfachhandlung).
Многомерные действия неоднократно изучались экспериментально. Штерцин¬
гер (1927) поручал своим испытуемым выполнение двух достаточно самостоятель­
ных действий: слушать рассказ, который им читали и содержание которого по за­
вершении следовало изложить, и, в то же время, заполнять ряд простых чисел.
Результат оказался следующим: при одновременном выполнении этих операций пло­
дотворность каждой из них снижалась до 35%, то есть успешность работы испытуе­
мых уменьшалась втрое по сравнению со случаем, когда данные действия выполня­
лись ими раздельно.
Известны и старые опыты Полана (1887), также проливающие свет на данный
вопрос. Выяснилось, что при попытке одновременного выполнения двух несовмести­
мых операций эффективность заметно падала. Например, если для умножения опре­
деленных чисел правой рукой оказалось достаточно 8 секунд, а левой — 15 секунд,
то на выполнение этих операций одновременно обеими руками понадобилось 38 се­
кунд, то есть гораздо больше времени, чем при последовательном их выполнении
(8+ 15 = 23 сек).
Даже не касаясь результатов других аналогичных опытов, можно с уверенно­
стью сказать, что при одновременном выполнении таких независимых операций,
которые не удается объединить в одно сложное действие, плодотворность заметно
снижается.
Естественно возникает вопрос: действительно ли в таких случаях происходит
одновременное выполнение этих операций, насколько правомерно говорить в данном
случае об одновременности?
Согласно существующим исследованиям, ответ на данный вопрос является ско­
рее отрицательным: два гетерогенных сенсорных впечатления, не объединяющиеся в
единое впечатление, требуют, по-видимому, двойной перцепции и, следовательно,
воспринимаются скорее последовательно, а не одновременно. Когда эта последова­
тельность быстрая, то обычно остается впечатление полной одновременности, хотя на
самом деле операции выполняются последовательно. В пользу этого свидетельствует и
то, что испытуемые, лучше выполняющие одновременные операции, лучше и быст­
рее переходили с одного дела на другое.
В этой связи особого интереса заслуживает вопрос о том, насколько быстро
удается переключить внимание с одного впечатления на другое. Данный вопрос был
исследован еще Вундтом. Согласно полученным им данным, для этого достаточно
одной десятой доли секунды. Систематическое исследование Фейлгенхауера показа­
ло, что для переключения внимания с одного акустического раздражителя на другой
нужно 0,32 секунды, с тактильного на тактильный — 0,31 секунды, с акустического
на тактильный — 0,33 секунды. Но в данном случае так или иначе речь идет о род­
ственных впечатлениях, и несомненно, что, когда внимание касается более отдален­
ных впечатлений, времени потребуется больше.


4. Темпоральные свойства внимания
Очевидно, что на внимание влияет время. Это обстоятельство, разумеется, со­
мнению не подлежит: как известно, среди факторов так называемой умственной ус­
талости немаловажную роль выполняет внимание. В психологии внимания в связи с
фактором времени особенно внимательно изучаются следующие вопросы: 1. Как ско­
ро внимание приспосабливается к новому впечатлению? 2. Как долго концентрация




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




351
Психология внимания

внимания человека может оставаться на одном и том же неизменном уровне? 3. Как
долго внимание может оказать сопротивление впечатлениям, являющимися помехой?
Посмотрим, как решаются данные вопросы в современной экспериментальной
психологии.
1. Адаптация внимания. Экспериментальные исследования показали, что при­
способление внимания к новому раздражителю требует определенного времени. Счи­
тается, что для этого обычно достаточно 1-2 секунд.
Очевидно, что гораздо легче остановить внимание на каком-либо объекте,
нежели его впервые заметить. Наверное, многие замечали, что наблюдать за полетом
самолета высоко в небе совсем нетрудно, но достаточно на миг отвести взор —
и найти его уже становится затруднительным.
Скорость приспособления (адаптации) внимания у различных людей разная.
Существует целый ряд профессий, в которых способность быстрой адаптации внима­
ния играет очень важную роль. Таковы, например, профессии водителя, машиниста.
Психологическая проверка и наблюдения над этими профессиями выявили суще­
ствование двух противоположных типов адаптации внимания: одни очень быстро и
легко приспосабливаются к каждому новому впечатлению, внимание других же ра­
ботает очень медленно. Помимо этих двух противоположных типов, существуют и
другие группы: а) люди, внимание которых работает быстро лишь вначале; б) лица,
вниманию которых мешает действие посторонних раздражителей; в) лица, внимание
которых при возникновении опасности работать перестает.
2. Колебание внимания. Впервые еще известный австрийский отологист Урбан¬
чич (1875) обратил внимание на тот факт, что когда для проверки остроты слуха он
предлагал своим пациентам послушать издали какой-либо слабый звук, например ти­
канье часов, то они часто говорили, что звук слышится то лучше, то хуже, причем
это происходило с соблюдением определенных интервалов времени. Проверить это
очень легко: послушайте тиканье обычных часов издали или вблизи, и вы убедитесь,
что оно то усиливается, то ослабевает. Аналогичные явления отмечаются и в зритель­
ной сфере, и в случае мышечных усилий.
Чем объясняется такое кажущееся изменение интенсивности слабого ощущения?
Русский психолог Н. Ланге (1888) впервые объяснил это явление колебанием
внимания. Так что данное понятие внесено по сути именно этим автором. В результа­
те изучения ощущений различных модальностей он пришел к выводу, что периоды
колебания отмечаются везде, причем с одинаковой длительностью, составляющей
2,5-4 секунды. Кроме этого, оказалось, что в случае одновременного действия аку­
стического и оптического раздражителей колебания попеременно сменяют друг дру­
га в области обеих модальностей. По мнению Н. Ланге, данное явление может быть
объяснено только причиной центрального происхождения, а не периферийного,
ведь иначе колебание в одной модальности не зависело бы от другой.
Однако в противовес центральной теории Ланге была выдвинута так называ­
емая «периферийная теория», согласно которой в основе фактов колебания внимания
лежат процессы, протекающие в периферийном органе. Участие соответствующего
органа чувств в акте внимания сомнению не подлежит, и можно предположить, что
периодическое изменение интенсивности внимания объясняется частичной усталос­
тью органа чувств. Например, зрительное внимание с необходимостью требует ра­
боты глазных мышц: необходимы, во-первых, движения самих глаз, а, во-вторых,
аккомодация. Следовательно, возможно, что колеблется работоспособность мышц,
в результате чего создается впечатление колебания внимания (Мюнстерберг).




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
352

Однако оказалось, что факт колебания внимания отмечается как в случае ат¬
ропинизации глаз, так и при оперативном удалении хрусталика, невзирая на то,
что говорить об аккомодации не приходится. Помимо этого, специальное изучение
движений глаз показало отсутствие какого-либо параллелизма между колебанием
внимания и движениями глаз. Даже сам Мюнстерберг отмечал, что движения глаз
никак не влияют на колебание внимания. В последующем Пилсберн, сфотографиро­
вав движения глаз в момент колебания внимания, установил, что эти движения
происходят беспорядочно, апериодически, тогда как колебание внимания характери­
зуется периодичностью.
3. Константность внимания. О колебании внимания обычно можно говорить в
тех случаях, когда субъекту в качестве предмета внимания предлагается один ка­
кой-либо объект с тем, чтобы выяснить, как долго сумеет он сохранить макси­
мальный уровень внимания в этих условиях. Однако в повседневной жизни подоб­
ного рода задачи перед нашим вниманием встают редко. Как правило, объекты
нашего внимания являются сложными, и говорить о чисто сенсорном, чисто мо­
торном или чисто интеллектуальном внимании можно лишь с точки зрения анали­
за, ведь реально в активности внимания человека почти всегда одновременно уча­
ствуют всегда все эти три формы. Это означает, что на нас действуют сложные
впечатления, и успешное разрешение стоящих перед нами задач с необходимостью
требует задействования внимания в различных направлениях. Вопрос о том, какова
устойчивость внимания в подобных случаях, не может быть сочтен вопросом ко­
лебания внимания; в данном случае речь идет о константности внимания, его ус­
тойчивости во времени. Вопросы колебания и константности внимания не совпада­
ют и в тех случаях, когда предметом внимания является какое-либо, пусть даже
простое, сенсорное впечатление: ведь мерцающая свеча может неравномерно све­
тить всю ночь! Одно дело — интенсивная работоспособность в каждый момент вре­
мени, и совсем иное — работоспособность в течение более или менее длительного
времени. В первом случае можно говорить о колебании внимания, а во втором —
об его константности.
Константность внимания — свойство индивидуально изменчивое. Есть люди,
которым хватает одного импульса для того, чтобы в течение длительного времени
остановить внимание на одном и том же объекте, — это называется статичным вни­
манием. Другим же людям для того, чтобы надолго остановить внимание на одном и
том же объекте, требуются все новые и новые импульсы: одного акта решения им
недостаточно, поскольку их внимание либо очень быстро устает, либо очень быстро
«перенасыщается» от воздействия одного и того же предмета. В этом случае говорят о
динамическом внимании. Однако сколь статичным ни было внимание, тем не менее
его константность всегда более или менее определена. Не следует думать, что сниже­
ние уровня внимания субъекта всегда вызвано его усталостью. Нет, тот факт, что за­
частую внимание тотчас же начинает интенсивно работать в другом направлении,
доказывает, что причина — отнюдь не в усталости.
4. Упражнение и внимание. Естественно встает вопрос о том, может ли упраж­
нение оказать какое-либо влияние на данное свойство внимания? Положительное
решение данного вопроса, причем с установлением пределов, в которых пози­
тивное влияние упражнения окажется несомненным, позволит сделать очень важ­
ные с практической точки зрения выводы. Дело в том, что внимание представляет
собой важнейшее условие нашей умственной и физической активности, и воз­
можность его развития и остроты имеет, конечно же, огромное значение, особен­
но с педагогической точки зрения.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




353
Психология внимания

Поэтому отнюдь неудивительно, что данному вопросу особое внимание уде­
ляют именно исследователи, работающие в сфере педагогической психологии. Мей¬
ман пришел к выводу, что влияние упражнения на внимание сомнению не под­
лежит. Согласно полученным им данным, вырисовывается следующая картина: у
субъектов с медленной адаптацией в результате упражнения вырабатывалась более
быстрая способность адаптации; помимо этого, под влиянием данного фактора за­
метно повышались как интенсивность концентрации, так и константность. И, на­
конец, благодаря упражнению наряду с ростом способности концентрации оказа­
лось возможным и развитие способности распределения внимания.




Протекание процесса внимания
До сих пор мы обсуждали вопросы, связанные с природой и различными свой­
ствами и сторонами внимания, сейчас же можно перейти на рассмотрение процесса
его протекания в целом.
В первую очередь следует выяснить, какие факторы определяют активность
внимания. Данный вопрос имеет исключительно важное значение. Дело в том, что
решение принципиальных вопросов, связанных с вниманием, во многом зависит
от осмысления возникновения данного процесса. Разумеется, предопределенность
явления фактором сомнению не подлежит, но, в свою очередь, ведь не менее оче­
видно, что и само явление в определенным смысле определяет фактор: то, каково
явление, зависит от действующего на него фактора, но разве то, какие именно
факторы воздействуют на данное явление, не зависит от природы самого этого яв­
ления! Поэтому вопрос о факторах внимания следует рассмотреть относительно
подробно.
Выяснив, какие факторы вызывают активность внимания, следует изучить
эффекты, или результаты, сопутствующие данной активности. Эти результаты могут
быть двоякими — психическими и телесными. Необходимо выяснить существующие
в современной психологии в этой связи данные. И, наконец, для полного уяснения
процесса внимания необходимо обратиться и к физиологическим механизмам, ле­
жащим в его основе.


1. Потребность как основной фактор внимания
При изучении факторов внимания необходимо учитывать, что вопрос ка­
сается не только того, что именно впервые усиливает внимание человека, но непре­
менно и того, что дает ему импульс к более или менее длительной работе в опре­
деленном направлении. С учетом этого легко понять, что основной фактор внимания
в первую очередь следует усматривать в самом субъекте: то, когда и в каком направ­
лении начнется и завершится работа внимания, безусловно зависит от имеющихся
в данный момент у субъекта потребностей и от того, на удовлетворение которой из
них он сейчас направлен. Внимание всегда включено в сложный акт какого-либо
поведения, будучи его необходимым условием, а на поведение всегда непременно
возложена задача прямого или косвенного удовлетворения той или иной потребно­
сти. Поэтому понятно, что многие психологи существенным фактором внимания
считают так называемый «интерес». Рибо, например, предполагал, что механизм
внимания является аффективным механизмом; для Блейлера внимание являлось




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
354

<< Пред. стр.

страница 53
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign