LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 52
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бенно для педагогической практики. В средней школе метод наглядности уже не име­
ет такого большого значения, как на уровне начальной школы.
Добавив к этому и то, что способность к формально-логическому мышлению
пробуждается именно в этом возрасте, становится понятно, насколько важна данная
возрастная ступень в истории онтогенетического развития понятийного мышления.
Дело в том, что на предыдущих возрастных ступенях понятийное мышление ребенка
было тесно связано с содержанием понятий; в частности, о взаимоотношениях меж­
ду понятиями он судил, основываясь на том, что он эмпирически знал о содержа­
нии их взаимоотношений. Если же ребенок об этом ничего не знал, то не мог сказать
почти абсолютно ничего толкового относительно их взаимосвязи, то есть формаль­
ное, алгебраическое мышление ему было совершенно недоступно.
Теперь же, в возрасте 11—13 лет, происходят изменения и в этом плане. Под­
росток может вовсе не знать содержание данного понятия, но это не мешает ему




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




341
Психология мышления

высказать свое мнение по поводу взаимозависимости понятий. В этом случае он ру­
ководствуется не эмпирическими, а исключительно логическими, формальными от­
ношениями. Например, предложим ребенку этого возраста следующую задачу: «пусть
х = а + b, а = с; какое число больше — с или х?»; мы убедимся, что он легко решит
ее, невзирая на то, что не знает содержания ни х, ни с. «Если х содержит а и b,
при этом с не больше а, то оно будет меньше х» — ответит ребенок. В предыдущем
возрастном периоде случаи такого формального, алгебраического мышления встре­
чаются только в виде исключения. Таким образом, логическими взаимоотношениями
понятий подросток впервые овладевает в периоде 11—13 лет.

6. Последняя ступень школьного возраста (14-17 лет)
На данном этапе завершает свое развитие все то, чего не доставало форми­
рованию полноценного понятия в предшествующем периоде, и подросток достигает
самого высокого уровня, вообще доступного для школьного возраста.
В первую очередь развитие касается сознания существенного признака. Обыч­
но 14—17-летний подросток сам чувствует необходимость обоснования собственных
интеллектуальных операций, причем в этом обосновании, как правило, превалиру­
ет высокая познавательная ценность существенного признака. То, что на предыду­
щем этапе было доступно лишь некоторым подросткам, становится обычным явле­
нием для всех. Особенно примечательно, что теперь это достижение определяется
отнюдь не только конкретными признаками — отныне подростком уже постигнута
и сфера признаков отвлеченных соотношений. Сознание соотношений достигает вы­
сокого уровня, что оказывает зримое влияние на понятийное мышление в целом.
В первую очередь это проявляется в еще более интенсивном развитии вербаль­
ного мышления: 14—17-летний подросток одинаково оперирует как наглядным, так
и вербальным материалом; в возрасте 14—17 лет данное достижение становится все­
общим достоянием подростков.
Если на предыдущем возрастном этапе недоставало спонтанного сознания ис­
тинного синтеза признаков, подразумеваемых в понятии, то здесь, на данной возра­
стной ступени, налицо совершенно иное положение дел. Большинство подростков
вообще более не нуждается во внешних стимулах при решении задачи синтетическо­
го объединения данных конкретных понятий и, следовательно, выработки совершен­
но нового понятия — они делают это спонтанно.
Однако это не означает, что трудности, связанные с синтезом, преодолены
окончательно. Дело в том, что объединение отвлеченных понятий в еще более высо­
кое понятие и этим путем создание нового, еще более общего понятия, непосильно,
как правило, и подросткам данного возраста.
Легко понять, что постижение логической связи понятий и развитие формаль­
ного, алгебраического мышления идет вперед быстрыми шагами. В данном возрасте все
это уже доступно всем, то есть обычный, нормально развитый подросток 14—17 лет
под логическими соотношениями никогда не подразумевает только количественные
или только эмпирические соотношения.
Таков процесс развития понятия в онтогенезе. Развитие же других форм мыш­
ления зависит преимущественно от этого процесса, но на их рассмотрении мы здесь
не будем останавливаться.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
Психология внимания



Внимание
1. Что такое внимание
Что такое внимание? Что мы подразумеваем, говоря о внимании? Обратимся
к примеру. Скажем, в аудитории присутствует несколько десятков студентов, а про­
фессор читает лекцию. В данном случае на всех действуют приблизительно одина­
ковые внешние раздражители: слышен голос лектора, во дворе кто-то поет, там же
рабочие пилят доски... Таковы слуховые раздражители. Еще более велико число зри­
тельных раздражителей: перед каждым субъектом расположено множество предме­
тов различной формы и цвета — доска, кафедра, стены, лампочки, сам лектор, его
очки... свет в аудитории, тетради на столе, карандаш в руке, сидящие рядом и впе­
реди товарищи... Точно также неисчислимы раздражители и других модальностей —
тактильные, кинестетические. Одним словом, среда содержит огромное множество
раздражителей, и эта среда воздействует на всех находящихся в аудитории лиц.
Посмотрим, каково содержание сознания каждого из этих субъектов, кото­
рое должно представлять собой отражение именно этой среды. Первое, что в дан­
ном случае обращает на себя наше внимание, это то, что мы не сумеем найти хотя
бы одного человека, имеющего соответствующие всем этим раздражителям пережи­
вания и, следовательно, полностью отражающего действующую на него среду. Спро­
сив каждого из них, какие звуки доносились со двора, какую песню пели студен­
ты, какого цвета был галстук лектора, что было написано на доске, мы убедимся,
что, как правило, на подобные вопросы почти никто не может ответить. Большин­
ство отметит лишь то, о чем говорил лектор. Что касается других раздражителей, то
об одних они абсолютно ничего не смогут сказать, о других же скажут, мол, слы­
шалось что-то, но я не обратил внимания.
Таким образом, как видим, из огромного множества действующих на челове­
ка раздражителей в сознании отражается лишь их определенное число. Следователь­
но, наше сознание в каждый данный момент отражает лишь совершенно опреде­
ленный отрезок действующей на нас действительности. Складывается впечатление,
что ареал сознания узок и не способен вместить все то, что на нас действует. Дан­
ное обстоятельство отметил еще Гербарт, и с тех пор оно известно под названием
«узости сознания».




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




343
Психология внимания

Второе, что явствует из нашего примера, это то, что даже тот незначитель­
ный отрезок действительности, которой отражается в сознании, не переживается с
одинаковой отчетливостью. То, о чем говорил лектор, субъект представляет ясно,
однако что касается, например, той же доносившейся со двора песни, то он может
сказать лишь то, что она действительно слышалась, но какая это была песня, он
ответить не сможет. Зато субъект может сообщить более подробные сведения о лек­
торе, которого он действительно видел, о его голосе, который прекрасно слышал,
о том, что лектор писал на доске формулы...
Следовательно, в центре сознания находится какое-либо одно переживание,
испытываемое максимально отчетливо. Остальные переживания располагаются вок­
руг этого переживания, а их отчетливость зависит от близости к основному пережи­
ванию: чем ближе они к нему, тем явственнее переживаются.
Однако такую картину дает сознание лишь тех субъектов, активность которых
состояла в слушании лекции. Но, предположим, что в аудитории находились и лица,
имеющие, пусть даже временно, иную целенаправленность: например, у кого-то
испортилась «вечная» ручка, и он, разобрав ее, пытается починить. Что можно ска­
зать о содержании сознания этого субъекта? То же, что и о других: в данном случае
ясно и отчетливо переживается лишь незначительный отрезок действительности, то
есть данное переживание занимает в сознании центральное место, а все остальные
переживания располагаются вокруг него. То, что не касается данного переживания,
в сознании места не находит, причем более близкое переживается более явственно,
а отдаленное — более туманно.
Одним словом, строение, структура сознания и здесь такая же, как в иных
случаях. Тем не менее, различие велико; это различие касается содержания, ведь в
данном случае центральное место в сознании занимает не содержание лекции, а ма­
нипуляции, моторные акты, к которым обращается субъект для достижения своей
цели — починки механизма авторучки. Все остальное для него фактически не суще­
ствует; пока он увлечен своим делом, он не слышит ни голоса лектора, ни донося­
щуюся со двора песню и ни что иное.
В аналогичном положении могут пребывать и другие. Например, кто-то очень
старается слушать лекцию, но ему это не удается, так как у него в голове крутится
задача, которую он не может решить вот уже второй день, а сейчас вроде бы нашел
правильный путь... Заглянув в сознание данного субъекта, убедимся, что здесь ясным
содержанием являются лишь мысли, связанные с задачей, тогда как все остальное
почти полностью остается за пределами его сознания.
Во всех подобных случаях говорят о внимании: то, что расположено в центре
сознания и переживается отчетливо, это и есть то, на что мы обращаем внимание;
то же, что объективно существует, но не становится предметом нашего внимания,
остается за пределами нашего ясного сознания. Таким образом, явления, харак­
терные для процесса внимания, состоят в следующем: ясное переживание какого-
либо отрезка действительности; его превращение в господствующее содержание со­
знания; переживание всех остальных содержаний лишь в увязке с ним. Энергия
человека может быть задействована лишь в определенном направлении, и состоя­
ние внимания — это то состояние, когда наша энергия мобилизируется в данном
определенном направлении.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
344

2. Внимание как акт
Из вышесказанного очевидно, что характеристика внимания как состояния
психического содержания неправомерна. Тиченер, Эббингауз и некоторые другие
психологи усматривали во внимании своеобразное состояние содержания нашего
сознания, утверждая, что внимание представляет собой не что иное, как степень
ясности и отчетливости данного содержания. Но в этом случае субъект полностью
остается в стороне. В действительности же переживание внимания безусловно под­
разумевает и участие субъекта: признаки ясности и отчетливости содержания со­
знания переживаются как вторичные явления, существующие благодаря субъекту
и для него.
Внимание — не содержание, а акт. выполняемый субъектом. Разумеется, он
всегда проявляется в виде определенного содержания, без которого охарактеризовать
данный акт невозможно. Однако это означает не то, что внимание представляет
собой определенные признаки содержания, а что существует исходящая от субъек­
та, от Я сила, динамика которой вызывает определенные изменения психического
содержания, необходимые для достижения целей этого Я, этого субъекта. Ведь от­
четливое переживание того или иного отрезка действительности субъекту необ­
ходимо для того, чтобы более целесообразно направить свою активность. Исходя из
этого, понятно, что в случае внимания особое значение имеет именно целенаправ­
ленность, осознание цели.
Соответственно, внимание не есть состояние какого-либо содержания нашего
сознания; нет, это — акт субъекта, существенным образом связанный с поведением
и представляющий собой предварительное условие успешности поведения.
В свете сказанного понятно, что внимание имеет избирательный характер.
Из многочисленных раздражителей внешней действительности путь к сознанию
прокладывают лишь некоторые, именно потому ясно и отчетливо переживается
лишь определенный отрезок этой действительности, тогда как остальное остается в
темноте. Теперь становится понятно и то, что в сознании субъекта отражается лишь
то, что объединяется в целостность — представления, мысли, действия создают
единую систему, лишь в таком виде составляя содержание внимания.


3. Виды внимания
В зависимости от осуществляемой активности можно выделить три вида вни­
мания: чувственное (сенсорное) внимание, моторное внимание и интеллектуальное
внимание.
1. О сенсорном внимании говорят в случае, когда субъекта интересуют перцеп­
тивные акты; скажем, когда человек слушает песню, смотрит кинофильм, он стре­
мится, прежде всего, испытать как можно более ясные сенсорные переживания. По­
этому его энергия мобилизуется именно в этом направлении. Это в первую очередь
проявляется в телесных процессах: внешние раздражители вызывают в организме оп­
ределенную рефлекторную реакцию, облегчающую восприятие. Например, когда луч
света попадает на периферическую часть сетчатки, глаз сразу же поворачивается
так, чтобы луч света попадал на более подходящую зрительную область. Когда от­
куда-то доносится какой-либо звук, мы тотчас же рефлекторно поворачиваем голо­
ву в его направлении. Одним словом, раздражитель рефлекторно вызывает телесные
изменения, создающие благоприятные условия для ясного восприятия.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




345
Психология внимания

С точки зрения рефлексологии внимание есть не что иное, как эти рефлектор­
ные процессы, соответствующая направленность тела. Мы видим, что в данном слу­
чае имеем дело лишь с одним из значимых условий сенсорного внимания, а не с са­
мим вниманием вообще. Как справедливо отметил Бюлер, оптически картина может
быть максимально отчетливой, однако многие ее моменты все-таки ускользают от
нашего внимания: помимо периферийных процессов, внимание подразумевает и цен­
тральные процессы.
2. Моторное внимание может быть различным в зависимости от того, какое дви­
жение составляет его предмет. Когда человек танцует, содержание его сознания скон­
центрировано на соответствующих движениях ног и тела. Еще более отчетливо видны
особенности моторного внимания в случае различных спортивных соревнований; на­
пример, игра в футбол или быстрый бег требуют максимального напряжения внима­
ния, и иногда успех зависит от того, сумеет ли спортсмен сохранить такое напряже­
ние внимания достаточно долго.
Разумеется, соответствующая направленность тела в данном случае еще более
важна, чем при сенсорном внимании. Можно сказать, что весь процесс соревнова­
ния состоит не только в соответствующей направленности определенной части тела,
скажем мускулатуры ног, но, наряду с этим, и в соответствующей регуляции муску­
латуры всего тела. Роль надлежащей направленности тела в процессе моторного вни­
мания особенно наглядно проявляется в подготовительный момент, когда, напри­
мер, бегуны ждут стартового сигнала, чтобы мгновенно сорваться с места. В данном
случае весь организм находится в состоянии своеобразного напряжения, хотя спорт­
смены неподвижно стоят на одном месте.
Не подлежит сомнению, что моторное внимание выполняет большую роль в
жизни человека, причем чем ниже ступень развития, тем больше эта роль. Невзирая
на это, о моторном внимании начали говорить относительно недавно; традиционная,
классическая психология в большей степени была заинтересована сенсорным вни­
манием и теми его формами, которые более свойственны статическому, а не дина­
мическому состоянию человека.
3. Интеллектуальное внимание. Допустим, до начала некоторых действий не­
обходимо предварительно решить какую-то задачу — например, человек еще не
знает, как лучше действовать в данной ситуации. В таком случае его внимание на­
правлено не на действие, а в ином направлении: он осмысливает различные со­
ображения в пользу или против того или иного действия, причем этот процесс
может продолжаться довольно долго — до тех пор, пока субъект не выберет одну из
линий поведения.
В истории развития человечества этот предшествующий действию период пос­
тепенно усложнялся, превратившись в конце концов в отдельную, самостоятельную
форму поведения в виде умственного труда. Интеллектуальное внимание представля­
ет собой культурное достижение человека; оно сосредоточивается не на том, что дано
актуально — актуальном раздражителе или актуальном движении, а на мыслях или
представлениях человека.
Тот факт, что тело и в данном случае выполняет важную роль, видно из спе­
цифического положения во время глубоких размышлений. По наблюдению Джеймса,
в таких случаях наблюдается поза тела, противоположная той выпрямленной, что от­
мечается при сенсорном внимании.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава девятая
346

Свойства внимания
КОЛЬ скоро внимание проявляется в ясности и отчетливости содержания со­
знания, то тогда оно непременно должно иметь и ступени интенсивности, в соот­
ветствие с которыми изменяется уровень ясности и отчетливости. Наряду с этим
внимание имеет определенный объем, то есть большее или меньшее количество со­
держания, на которое оно распространяется. И, наконец, внимание может иметь
более или менее длительное действие, следовательно, оно имеет и темпоральные
свойства — константность и лабильность, быструю и медленную адаптацию.
Рассмотрим каждое из этих свойств в отдельности.

1. Вопрос интенсивности внимания
Интенсивность внимания различна не только у разных людей, но и у одного и
того же человека в различные периоды жизни и в различных условиях: наши мысли
и представления порой характеризуются необыкновенной отчетливостью, а иногда
бывают весьма неопределенными и туманными. Одним словом, уровень нашего со­
знания всегда характеризуется определенными колебаниями, которые в нормальных
пределах можно считать колебанием внимания.
На интенсивность внимания влияют следующие факторы: 1) эмоциональные
переживания: эмоция возбуждающего характера средней интенсивности, например,
радость, способствует интенсивности внимания, а переживание противоположного
содержания становится помехой и снижает его; 2) умственная усталость снижает
уровень активности внимания. Наши реакции замедляются и утрачивают точность,
снижается сенсорная координация, ослабевает чувствительность органов чувств,
умственная работа становится менее продуктивной; 3) питание и различные фар­
макологические вещества по-разному действуют на различные формы активности;
4) влияние внешних условий, например времени года, местонахождения и пр.
на плодотворность нашей активности сомнений не вызывает; 5) влияют также
различные периоды суток: у одних внимание интенсивнее работает по утрам, у других —
по вечерам, некоторые достигают максимального уровня в полдень, а другие —
в полночь.


2. Объем внимания
Объем сенсорного внимания. Вследствие «узости сознания» внимание человека
может уделяться лишь определенному количеству явлений или объектов. Следователь­
но, оно вынуждено из неисчислимого количества внешних раздражителей выбирать
лишь некоторые. Естественно возникает вопрос: каков объем внимания человека?
Сколько впечатлений одновременно с одинаковой отчетливостью мы можем пере­
жить в максимально благоприятных условиях?
Для изучения данного вопроса проведено множество экспериментальных ис­
следований, посвященных, в первую очередь, объему сенсорного внимания.
Для этих целей обычно используется тахистоскоп — аппарат, преимущество
которого состоит в возможности моментального предъявления оптических впечат­
лений. В результате различных исследований выяснилось, что человек одновременно
способен различить шесть простых впечатлений: скажем, шесть точек, шесть букв
или цифр. Но если число элементов превышает шесть, мы приходим в состояние
растерянности и не замечаем, сколько их. Из последующих опытов выяснилось, что




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




347
Психология внимания

количество элементов значения не имеет: когда испытуемому предъявляют сложные
единицы, содержащие по несколько элементов, он и в этом случае замечает шесть
таких единиц; например, если распределить по четыре или по шесть точек так, что­
бы они составили какую-либо единицу (например, четырехугольник), то испытуе­
мый заметит шесть таких фигур. Следовательно, он замечает не шесть точек, а го­
раздо больше (шесть раз по шесть). Неважно, что предъявляется испытуемому —
отдельные слова или отдельные буквы, в обоих случаях объем его внимания опре­
деляется шестью единицами, невзирая на то, что в случае предъявления испытуе­
мому слов количество букв значительно превышает (по Вундту, в три раза) число
несвязанных букв.
Из сказанного очевидно, что убежденность традиционной психологии в том,
что все зависит от элементов, то есть взгляд так называемой «психологии элемен­
тов» ошибочен: наше внимание интересуют не элементы, а целостные «гештальты»,
то есть то, что может иметь какой-либо смысл для субъекта поскольку, поскольку
оно связано с поведением.
Следует отметить, что наряду с этими шестью элементами замечаются и дру­
гие, но очень туманно. Как отмечалось выше, структура сознания в случае работы
внимания является следующей: существует особенно ясное содержание, а наряду с
ним — менее ясные, в зависимости от их близости к господствующему содержанию
сознания.
Как показало исследование Вестфаля, существует несколько ступеней со­
знания, резко отличающихся друг от друга. Особенно можно выделить три ступени:
1) ступень простой данности, заключающаяся в том, что испытуемый, замечая
форму фигуры, не замечает ее цвет, хотя и знает, что она имеет и определенный
цвет. Следовательно, содержание сознания составляет заданность цвета, но не его
качество; 2) вторая ступень — ступень замечания, то есть субъект воспринимает дан­
ную фигуру в каком-то аспекте, скажем с точки зрения ее формы. И, наконец, сту­
пень, на которой происходит фиксация замеченного словесно, то есть, говоря, на­
пример, «треугольник», мы уже имеем ступень 3) констатации, или подтверждения.
Исследования объема сенсорного внимания подтвердили существование этих ступе­
ней сознания.


<< Пред. стр.

страница 52
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign