LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 39
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

материала, сам процесс учения. Во всех этих случаях обучение заметно облегчается,
протекая быстрее и плодотворнее. Как видим, в данном случае сам заучиваемый ма­
териал не имеет никакого значения. Здесь мы имеем дело с проявлением чисто фор­
мального интереса.
Но оказалось, что подобный интерес, как чисто формальный, особой ценно­
сти не имеет, поскольку соревнование с другими или с самим собой дает немного,
если оно носит лишь спортивный характер и служит только целям проявления соб­
ственных сил, собственных возможностей, то есть действительно является именно
формальным интересом. Результат оказывается гораздо более эффективен, а волевые
усилия — намного интенсивнее в случае, когда соревновательный интерес обуслов­
лен не просто намерением проявить чисто индивидуальные возможности, а более ши­
рокими, более общими целями.
Особенно важен содержательный интерес. Он необыкновенно облегчает про­
цесс систематического обучения, если этот последний касается тех содержаний, по
отношению к которым субъект проявляет особый интерес; например, известно, что
математик легко запоминает математический материал, а биолог — биологический.
Штерн приводит пример дирижера, помнящего наизусть всю партитуру концерта.
В таком случае, происходит, по существу, не заучивание материала наизусть, а его
внутренняя переработка, после чего он превращается в достояние личности.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




255
Психология восприятия

Разумеется, педагогическое значение содержательного интереса сомнения не
вызывает — он безусловно представляет собой один из важнейших факторов настоя­
щего обучения, настоящего образования.
По-видимому, положительному действию интереса на процесс запоминания
должно способствовать и то обстоятельство, что интерес связан с приятными эмо­
циями, ведь всем прекрасно известно, что заниматься интересным делом приятно. По
данным экспериментального исследования Франка, на процесс запоминания прият­
ный запах влияет положительно, а неприятный — отрицательно. Как отмечает Пье¬
рон, этот факт находится в соответствии с известным наблюдением, согласно кото­
рому интенсивные неприятные эмоции не только мешают запоминанию нового, но
и вызывают даже так называемую «ретроактную амнезию», то есть человек забывает
и то, что до тех пор хорошо помнил.


3. Физиологический фактор
Одним из факторов запоминания считаются и диспозиции чисто физиологическо­
го характера. Замечено, что запоминание в определенные утренние часы протекает
плодотворнее, нежели в другое время. Причина этого может быть в том, что в разное
время суток физиологические диспозиции находятся в различном состоянии (Пьерон).
Однако это имеет глубоко индивидуальный характер; для некоторых оптималь­
ным является одно время суток, для других — совершенно другое. Поэтому не удает­
ся установить какое-то определенное время в качестве оптимального для всех. Во вся­
ком случае, при произвольном использовании памяти данное обстоятельство важно
хотя бы уже потому, что каждый из нас может упорядочить свой индивидуальный
распорядок так, чтобы работа памяти планировалась именно на те часы, когда физи­
ологические диспозиции создают для этого наиболее благоприятные условия.


4. Сенсорный фактор
Для запоминания довольно большое значение имеет и то, какого рода сен­
сорный материал должен быть запомнен, то есть сенсорные аппараты какой модаль­
ности участвуют в работе.
Наблюдения показывают, что одни легче запоминают зрительный материал,
вторые — акустический, третьи же — моторный. Это хорошо показывает и метод,
каким каждый из нас заучивает материал наизусть: одни предпочитают читать про
себя (зрительный тип), вторые — чтобы им читали вслух (акустический тип), тре­
тьи же читают вслух сами, закрепляя, в то же время, заучиваемый материал в па­
мяти какими-то движениями, например делая записи (моторный тип). Конечно, в
чистом виде эти типы встречаются крайне редко, причем только среди творческих
личностей; в частности, чисто зрительный тип — художник, акустический — музы­
кант, моторный — танцовщик. Среди обычных же людей, как правило, чаще встре­
чаются смешанные типы. Однако в тех случаях, когда участие одного из органов
чувств все-таки преобладает, мы вправе говорить о соответствующем типе. Напри­
мер, если человек лучше запоминает визуальные впечатления, а потому отдает пред­
почтение именно такому материалу, мы имеем полное право отнести его к зри­
тельному типу.
Сенсорный материал имеет значение и в том отношении, что для запомина­
ния, например, словесного материала предпочтительнее предъявлять его не только




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава седьмая
256

визуально или акустически, а одновременно, то есть визуально-акустически. Что
касается каждой из этих форм в отдельности, то акустическое предъявление мате­
риала по сравнению с визуальным оказалась более предпочтительным даже тогда,
когда речь идет о субъекте, в других отношениях проявляющем себя как зритель­
ный тип (Мюнстерберг, Хольман). Этот факт, между прочим, указывает и на то,
что человек в случае одного материала может относиться к одному типу, а друго­
г о — к совершенно другому; в частности, геометрические фигуры он может лучше
запоминать зрительно, слова — акустически. Как видим, материал имеет огром­
ное значение.


5. Интеллектуальный фактор
Одним из важнейших факторов произвольной памяти является, конечно же,
и интеллект. Уже то обстоятельство, что настоящее произвольное поведение невоз­
можно вне существенного участия интеллекта, свидетельствует о бесспорности дан­
ного положения.
Однако интеллект оказывает зримое влияние на протекание запоминания
и без этого. Что дает обучение? Что нам дает учение? Что мы благодаря ему приобре­
таем? Разумеется, знания. Однако знания, приобретаемые в процессе учения, не все­
гда одинаковы. Иногда дело ограничивается выработкой навыков, но очень часто сто­
ит вопрос приобретения и запоминания настоящих знаний. Разумеется, говорить об
истинных знаниях можно лишь тогда, когда мы не только понимаем смысл того или
иного положения, но вполне владеем им, используя по мере надобности. Знания под­
разумевают не только понимание, но и прочное запоминание и свободную репро­
дукцию. Излишне говорить, что для понимания нужен интеллект. Но он важен —
именно по этой же причине — и для запоминания. Дело в том, что человеку обычно
трудно запомнить бессмысленный материал. Следовательно, даже тогда, когда перед
ним стоит задача обычного запоминания, человек пытается найти в запоминаемом
материале смысл, поскольку он запоминается лучше, нежели психическое содержа­
ние, подразумевающее этот смысл. При рассмотрении пассивных форм памяти мы об
этом уже говорили. Легко понять, что в случае активного запоминания человек спе­
циально пытается уловить смысл запоминаемого материала, а сделать это, конечно,
тем легче, чем выше его интеллект. Дело в том, что в некоторых случаях смысл не
всегда выражен достаточно четко, и поэтому для его постижения необходимы доста­
точно интенсивные умственные усилия.
Значение участия интеллекта в процессе активного запоминания иногда четко
проявляется и в случае запоминания бессмысленного материала. Среди методик ис­
следования памяти встречаются и такие, в которых испытуемому предъявляют не ряд
бессмысленных слогов, а серию совершенно не связанных друг с другом отдельных
слов, фигур или картинок, а иногда и предложений. В таких случаях испытуемый сам
пытается искусственно связать их; и если сделать это ему удается, то он запоминает
материал гораздо легче. Указанное обстоятельство с очевидностью свидетельствует о
том, что в случае запоминания осмысленного материала постижение смысла имеет,
конечно, первостепенное значение.
Помимо этого, роль интеллекта для памяти особенно велика и в том отноше­
нии, что испытуемые часто прибегают к различным приемам с тем, чтобы облегчить
запоминание материала. А изыскание подобных приемов зачастую требует значитель­
ного интеллектуального развития; во всяком случае, найти и оценить их — безуслов-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




257
Психология восприятия

но, дело интеллекта. Между прочим, одна из причин слабости памяти ребенка состо­
ит как раз в том, что у него еще не развита способность нахождения и целенаправ­
ленного применения подобных приемов.




«Законы» заучивания
1. Закон месторасположения
запоминаемой единицы в ряду
В свое время еще Эббингауз обратил внимание на то, что на скорость запо­
минания заметное влияние оказывает место, занимаемое тем или иным элементом
в серии запоминаемого материала. Как правило, подтверждается, что преимуще­
ственными являются первое и последнее места в серии. Эта закономерность, впервые
выявленная при использовании метода Эббингауза, была проверена и другими ме­
тодами, причем подтвердилась как в случае бессмысленных слогов, так и цифр (Ро­
бинзон и Браун).
Согласно Пьерону, аналогичная закономерность действует и в случае запо­
минания слов. Однако здесь отмечаются и определенные отклонения. Трудно найти
осмысленные слова, полностью лишенные аффективного значения. А данное обсто­
ятельство, как это подтвердило специальное исследование Смита, оказывает несом­
ненное влияние на плодотворность запоминания; в частности, слова с аффектив­
ным содержанием либо содействуют, либо препятствуют ему. По Смиту, например,
оказалось, что среди слов, лучше всего запоминаемых испытуемыми, особое место
занимают слова с сексуальным значением (любовь, поцелуй и др.). Согласно на­
блюдению Пьерона, под влиянием данного нового фактора закон месторасположе­
ния иногда нарушается, а именно: слово с особым аффективным смыслом, даже
если оно расположено в середине серии, запоминается человеком лучше, нежели
индифферентные слова, предъявленные в начале или конце ряда. Тем не менее, как
видно из приведенных ниже данных, результаты Пьерона в общем свидетельствуют
в пользу этого закона.

Место слова
V VI
I II III IV VII VIII XIV XV
IX
в серии
Правильная
79,0 73,0 65,3 47,0 35,9
56,8 47,0 43,6 41,8 65,3 65,3
репродукция (%)

Однако встречаются и такие случаи, когда данный закон как будто совершен­
но не действует. Например, согласно исследованию Дроба, предлагавшего своим ис­
пытуемым для запоминания картинки, гораздо лучше запоминалась не первая, а тре­
тья и четвертая картинки. Как видно, важное значение имеет содержание, которое,
конечно, фактор месторасположения не может полностью затенить. Поэтому данный
закон остается в силе лишь тогда, когда элементы запоминаемого материала при всех
прочих равных условиях отличаются друг от друга только расположением. Поэтому
понятно, почему этот закон выявился именно в случае использования метода бес­
смысленных слогов.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава седьмая
258

2. Закон Ф у к о
На легкость запоминания влияет, разумеется, и объем материала. Известно,
что чем больше объем запоминаемого материала, тем труднее его запомнить. Однако
данная зависимость не является прямо пропорциональной; в частности, человек с
одного прочтения запоминает шестичленный ряд бессмысленных слогов, однако для
запоминания ряда из 12 членов ему нужно прочесть их не два раза, а 10—12 раз; ряд,
состоящий из 24 слогов, вместо 4 раз приходится повторять 44 раза.
Как меняется скорость запоминания по мере роста объема материала? Имен­
но на этот конкретный вопрос попытался ответить Фуко. Он давал своим испытуе­
мым (всего семь человек) серию слов различного объема, вынуждая повторять их
до полного запоминания материала наизусть. По каждой отдельной серии он полу­
чил в среднем следующие показатели времени:
Серии 8 слов 10 слов 12 слов 15 слов

Время (сек.) 109,0 217,7
156,5 372,5

Отсюда Фуко заключил, что между объемом материала и необходимым для его
запоминания временем существует совершенно определенная зависимость. Для ее вы­
ражения Фуко предложил следующую формулу: t = kl2 ( t — время запоминания, 1 —
объем запоминаемого материала, а к — константа), то есть время, необходимое для за­
поминания материала того или иного объема, растет пропорционально квадрату объема
материала.
Следует отметить, что данную закономерность совершенно независимо от
Фуко обнаружил и другой исследователь — Лайон (1914), однако, согласно его ре­
зультатам, этот закон имеет силу лишь в случае запоминания бессмысленных сло­
гов и чисел. Что касается осмысленного материала (стихов и прозы), то время, не­
обходимое для его запоминания, растет пропорционально его объему.
Пьерон после рассмотрения закона Фуко пришел к выводу, что данный за­
кон выражает истинное положение дел лишь приблизительно. По его мнению, было
бы правильнее сказать, что необходимое для запоминания время не находится в
функциональной связи с квадратом объема материала; показатель степени не явля­
ется константной величиной и возрастает по мере увеличения объема запоминаемо­
го материала.
Что касается времени, необходимого для запоминания каждого отдельного
элемента, установлено, что существует определяющая величина объема материала,
запоминающаяся быстрее, нежели любой другой объем, — так называемый «опти­
мум». Очевидно, что на запоминание входящих в него элементов времени затрачива­
ется меньше, чем на элементы материала неоптимального объема.
Согласно Пьерону, в серии из 20 цифр на каждую цифру приходится по 0,180
повторений, из 50 — по 0,100, а из 75 — по 0,125. Как видим, в данном случае
оптимум располагается между сериями из 50 и 75 цифр. Фуко в этой связи выдви­
гает следующее положение: время, необходимое для запоминания одинакового матери­
ала, растет пропорционально объему той серии, в которую он входит, как его часть.
Как справедливо отмечает Пьерон, этот закон Фуко правомерен лишь приблизи­
тельно, да и то в определенных условиях запоминания и определенных пределах
объема запоминаемого материала.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




259
Психология восприятия

3. Закон гештальтизации
Когда испытуемым предлагается запомнить материал достаточно большого
объема, они пытаются упростить его, чтобы таким образом облегчить запоминание.
Главный прием, к которому они в этом случае прибегают, состоит в объединении
отдельных элементов серии с целью получения более сложных единиц — так на­
зываемых «комплексов» (Г. Мюллер). В результате использования этого метода серия
разбивается на меньшее количество единиц, и поэтому ее легче запомнить. Дело в
том, что запоминание, например, восьми отдельных букв или цифр по трудности
приблизительно аналогично запоминанию восьми отдельных слов. Это доказывает,
что в определенных пределах для запоминания значимым является количество еди­
ниц, а не то, из скольких элементов состоит каждая из них. Когда материал яв­
ляется осмысленным, составить такие единицы не трудно. Но гораздо сложнее сде­
лать это в случае бессмысленного материала, например, бессмысленных слогов. Тем
не менее, оказалось, что память и в этом случае следует тем же путем: смежные
элементы взаимоувязываются, образуя, например, ритмичные единицы, вследствие
чего упрощается состав всей серии.
В опытах Мюллера и Шумана были предприняты специальные меры с тем,
чтобы исключить возможность ритмизации материала. В результате некоторые испы­
туемые вовсе не смогли запомнить этот материал.
В общем можно считать доказанным, что для запоминания материала важны
сто расчлененность и выраженность частей, то есть его гештальтизация. Думается, что
установленный американским психологом Огденом факт того, что для запоминания
материала любого заданного объема существует оптимальная скорость его прочтения,
объясняется тем, что процесс гештальтизации материала требует определенного вре­
мени, а потому очень быстрое или медленное предъявление материала становится
для него помехой.


4. Темп заучивания
С вышеотмеченным тесно увязан вопрос о темпе заучивания, то есть о том, что
с точки зрения максимизации запоминания дает лучший результат — быстрое или
медленное прочтение? Эббингауз в результате своих опытов пришел к выводу, что
при заучивании наизусть, например, стихотворения быстрый темп приносит лучший
результат, нежели относительно медленный.
Однако не вызывает сомнения и то, что темп заучивания зависит от естествен­
ного темпа самой личности, ведь есть люди, работающие в быстром темпе, тогда как
другие предпочитают работать более медленно. Поэтому было бы неправомерным ре­
комендовать всем одинаковый темп обучения, поскольку он также зависит от есте­
ственного темпа каждого индивида.


5. Закон месторасположения повторения
В случае, когда объем запоминаемого материала превышает определенную ве­
личину, для его заучивания становится необходимым повторение.
Выше мы уже отметили, что мнемическое значение каждого отдельного по­
вторения зависит от объема материала: шестичленный ряд бессмысленных слогов за­
поминается с одного прочтения, но на запоминание ряда из 12 членов требуется не
два, а 10—12 повторений. Естественно возникает вопрос о том, имеет ли каждое от-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава седьмая
260

дельное повторение одинаковое мнемическое значение? Или, иначе говоря, если,
например, на запоминание серии из 12 членов необходимо 12 повторений, то запо­
минается ли при каждом отдельном повторении одно и то же количество материала
(в данном случае — 12:12 = 1)?
Экспериментальный ответ на данный вопрос оказался отрицательным — мне­
мическое значение каждого отдельного повторения зависит от места, занимаемого
им в ряде повторений. Это значение тем меньше, чем отдаленнее оно от первого. Стало
быть, наибольшее мнемическое значение имеет первое прочтение, а наименьшее —
последнее. Например, пятнадцатое прочтение дает больший дополнительный эффект,
чем любое последующее, скажем, двадцатое. Следовательно, если с первого проч­
тения мы запоминаем, скажем, десятую часть материала, это отнюдь не означает,
что для запоминания материала целиком окажется достаточным десять повторений.
Отсюда ясно, что чем больше повторяешь материал, тем меньше и меньше прибав­
ляешь к уже запомненному количеству.
Указанное обстоятельство естественно ставит вопрос о так называемой «гипер­
фиксации», или избыточном заучивании.

6. Закон «гиперфиксации»
Согласно закону месторасположения повторения, наименьший дополнитель­
ный эффект дает последнее повторение. При последующем увеличении числа повто­
рений каждое из них должно давать все меньший и меньший дополнительный резуль­
тат. Однако интересно выяснить, имеет ли какое-либо мнемическое значение лишнее
повторение, то есть имеет ли какой-либо смысл повторять материал и после того,
когда он уже хорошо заучен?
Этот вопрос особенно хорошо изучен американскими психологами. Учитывая
практическое значение данного вопроса, представляется необходимым остановится
на нем хотя бы вкратце.
Общий вывод, следующий из опытов по изучению гиперфиксации, состоит
в следующем: положительное мнемическое значение избыточных повторений в опре­
деленных пределах (особенно это касается первых излишних повторений) сомнения
не вызывает и выражается в закреплении заученного. Это означает, что, если мы еще
раз читаем, например, уже выученное наизусть стихотворение, это нельзя считать
пустой тратой времени; это стихотворение запоминается на более долгий срок.


7. Закон Йоста
Закон месторасположения повторений остается в силе лишь в случае, когда
речь идет о непрерывном ряде последовательных повторений. Но если они на опреде­
ленное время прекращаются, а затем вновь возобновляются, то дело обстоит не­
сколько иначе. И действительно, ведь можно предположить, что в данном случае
вместо одной серии повторений имеет место несколько и, следовательно, месторас­
положение каждого повторения и его мнемическое значение должно соответствую­
щим образом измениться. Очевидно, что в этом случае решающее значение имеет
интервал времени между повторениями — при малом интервале с меньшим осно­
ванием можно говорить о прекращении серии, чем при более длительном. Так или
иначе, в любом случае следует выяснить хотя бы то, имеет ли длительность интерва­
ла времени между повторениями какое-либо мнемическое значение.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




261
Психология восприятия

Ответ на данный вопрос дает известный закон Йоста (1897): на запоминание

<< Пред. стр.

страница 39
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign