LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 36
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ДЛЯ того, чтобы что-то узнать, необходимо его воспринимать, ведь узнать
можно лишь то, что видишь, то есть, в общем, то, что воспринимаешь. Но если
ничего не воспринимаешь, то о каком же узнавании может идти речь! А это озна­
чает, что в актах узнавания мы имеем дело с такими случаями действия памяти,
которые появляются не независимо, а лишь в связи с неким восприятием. На дан-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




235
Психология восприятия

ной ступени развития памяти ее действие с необходимостью нуждается в импульсе
восприятия. Представим себе человека с такой памятью, запертого в темной комна­
те, в полной тишине — одним словом, в условиях минимального воздействия внеш­
них раздражителей, с тем чтобы максимально исключить возможность восприятия.
Нетрудно догадаться, что именно потому, что воспринимать и, стало быть, узна­
вать ему нечего, его память остается в бездействии. Пусть и нам в таких условиях
узнавать будет нечего, однако это не только не помешает, но может даже помочь
интенсивному задействованию нашей памяти, которая восстановит целую галерею
воспоминаний прошлого.
Таким образом, узнавание связано с восприятием, оно не существует вне вос­
приятия. Следовательно, его следует считать зависимой формой памяти.

3. Повторение как фактор узнавания
Обычным условием узнавания является повторение. Для того, чтобы что-то уз­
нать, необходимо, чтобы оно предварительно хотя бы однажды было воспринято.
Однако однократное восприятие чего-либо еще не гарантирует его обязательного уз­
навания при вторичном восприятии. Об этом можно судить и из экспериментальных,
и из повседневных наблюдений, свидетельствующих, что единократно, а иногда и
многократно воспринятое может показаться совершенно незнакомым.
С другой стороны, каждый из нас не раз тотчас же узнавал лишь единожды
воспринятое. Как видно, повторение дает эффект, который, возможно, мог бы про­
явиться и без повторения. Следовательно, здесь речь идет уже о состоянии субъекта,
ведь сам предмет восприятия остается неизменным и в случае повторного восприя­
тия. Таким образом, в основе узнавания лежит некое состояние субъекта, чаще всего
возникающее под воздействием повторного восприятия, но иногда — и под влияни­
ем однократного впечатления.

4. Привычное и знакомое
Так или иначе — вследствие повторного восприятия или по иной причине,
у субъекта возникает определенное отношение к внешним предметам и явлениям
или к окружающей среде в целом — данная среда становится его привычной сре­
дой. Каждое явление, каждый отдельный предмет вызывает у него соответствующую
реакцию так, что ни в коем случае нельзя сказать, будто это происходит лишь пос­
ле того, как субъект предварительно узнает их, то есть отождествит с предшеству­
ющим восприятием.
Возьмем нашу повседневную жизнь: входя в свою рабочую комнату, я сажусь
на стул, беру книгу или, по мере надобности, ручку и начинаю писать; разве мож­
но сказать, что мне нужно узнавать каждый из этих предметов, вспоминать, что
это — то, что я раньше использовал для одной цели, а это — для другой. Не вызы­
вает сомнения, что подобная сознательная работа совершенно не нужна, с каждым
предметом я и так обращаюсь надлежащим образом; необходимо лишь восприятие
каждого из них.
В аналогичном положении находится и животное. Приглядимся к собаке, при­
выкшей жить с нами. Она проводит жизнь в своей привычной среде, все идет при­
вычным путем. Но, допустим, внезапно во двор врывается необычное животное или
раздается его голос; пусть происходит нечто даже незначительное, но непривычное.
Поведение собаки тотчас же меняется, зачастую мы становимся свидетелями ее




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава седьмая
236

страха, беспомощности, во всяком случае — совершенно иного поведения. Инте­
ресно, что после того, как это же явление станет привычным, полностью изме­
няется и отношение животного к нему, становясь таким же, как к другим привыч­
ным предметам.
Так происходит и с нами: увидев на своем столе совершенно непривычный
предмет, мы обращаем на него внимание, невольно спрашивая себя, что это, то есть
у нас возникает вопрос определения сущности, а следовательно, узнавания этого
предмета. Применительно к другим предметам подобный вопрос не возникает, по
отношению к ним мы ведем себя надлежащим образом и без этого.
А это говорит о том, что с привычными вещами или явлениями мы обраща­
емся как со знакомыми предметами и явлениями; в этом случае нам не требуется
специального переживания того, что с ними мы сталкивались и раньше. Подобное
переживание необходимо лишь применительно к относительно новым или, во вся­
ком случае, непривычным в данной ситуации объектам.
Следовательно, когда предмет или явление привычны, нам не приходится уз­
навать их повторно, мы заведомо обращаемся с ними как с привычными. Но когда
они являются новыми, необходим сознательный акт их узнавания.


5. Качество знакомости
Чем отличается первое от второго, знакомое от еще незнакомого? Впервые
этот вопрос попытался решить Гефдинг. Он отметил, что в нашем переживании зна­
комым предметам и явлениям свойствен своеобразный признак, которым они резко
отличаются от незнакомых. Данный признак весьма специфичен, его можно назвать
«качеством знакомости». Одним словом, посмотрев на предмет, мы сразу же пере­
живаем не только его чувственные свойства — цвет, форму, но его знакомостъ или
незнакомость.
В соответствии со сказанным получается, что восприятие привычных предметов
подразумевает и восприятие их знакомости. В данном случае нам достаточно восприя­
тия, в ином сознательном переживании мы не нуждаемся. Однако при столкновении с
необычным предметом одного лишь восприятия оказывается недостаточным, и возни­
кает необходимость его специального узнавания.
Но на чем же в таком случае основывается это узнавание? Как происходит то,
что иногда предмет кажется нам незнакомым, то есть воспринимается наделенным
качеством незнакомости, оказываясь, в конце концов, все-таки знакомым? На чем в
данном случае основывается этот факт узнавания, если не на качестве знакомости,
содержавшимся в восприятии этого предмета? Согласно Гефдингу, иной ответ невоз­
можен. Но этот ответ представляется совершенно неудовлетворительным: ведь если
бы предмету было присуще качество знакомости, он с самого начала показался бы
нам знакомым. Однако если это качество проявляется лишь после узнавания предме­
та, тогда качество знакомости нельзя считать основой акта узнавания, поскольку
тогда получится, что не оно определяет узнавание, а, наоборот, само узнавание
предопределяет его.

6. Чувство знакомости
Вундт предпринял попытку усмотреть основу узнавания не в свойстве пред­
мета, а в самом субъекте. По его убеждению, узнавание определяет специфическое
эмоциональное состояние, сопутствующее восприятию знакомого предмета, то есть




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




237
Психология восприятия

характеризующее не предмет, а самого субъекта. Это эмоциональное состояние он
назвал «чувством знакомости».
Однако рассуждения Вундта также не идут глубже описания явления; в сущно­
сти, он подтвердил лишь то, при узнавании чего-либо у человека всегда появляется
своеобразное эмоциональное переживание. Но откуда возникает это чувство знако­
мости? Почему случается так, что иногда даже единожды воспринятое может вызвать
это чувство, а иной раз это непосильно даже многократно повторявшемуся восприя­
тию? Но заслугой Вундта следует считать то, что при исследовании данного явления
он перенес внимание на субъект.

7. Узнавание и установка
В этом же направлении пытался решить данный вопрос и В. Бец, но с той раз­
ницей, что он, не довольствуясь известными, традиционными психологическими по­
нятиями, попытался использовать относительно новое понятие. Основная его мысль
состоит в следующем: при восприятии чего-либо у нас, наряду с ощущениями или
ясно выраженными чувствами, появляется и своеобразная, специфическая для дан­
ного восприятия, телесная установка. Повторное восприятие предмета вызывает у нас
эту же установку, а потому теперь и сам предмет представляется знакомым.
Однако из предложенного Бецом анализа установки получается, что психо­
логически она полностью сводится на связанные с состоянием тела сенсорные и
эмоциональные переживания. Но тогда непонятно, почему в основу узнавания ложат­
ся именно эти сенсорные и эмоциональные переживания, а не несравненно более
ясные, наглядные сенсорные и эмоциональные переживания, составляющие содер­
жание самого предмета восприятия. И еще одно: если первые касаются лишь субъек­
та, то вторые характеризуют сам объект. А поскольку дело касается узнавания не
состояния субъекта, а объекта, то основу узнавания скорее следует увязать именно
с этими последними.
Но если взять то понятие установки, о котором речь шла выше, то тогда не
вызывает сомнения, что в процессе узнавания установка действительно должна вы­
полнять важную роль. Согласно основному смыслу, вкладываемому нами в данное
понятие, при противопоставлении объективной действительности в субъекте как це­
лостности происходит соответствующая модификация. Его восприятие и поведение
полностью строится на данном целостно-личностном эффекте. Следовательно, в ос­
нове восприятия всегда лежит то или иное целостно-личностное состояние, именуе­
мое установкой. При повторном восприятии предмета появляется та же установка,
что возникла при предшествующем восприятии этого предмета, поэтому понятно,
что восприятие данного предмета отличается от других случаев восприятия.
Разумеется, в данном случае вопрос о том, почему установка, как целостно-
личностное состояние, делает то, с чем не может справиться сенсорное содержание
восприятия, не возникает. Подобный вопрос не возникает потому, что установка —
это свойство самого субъекта как целого, тогда как сенсорное содержание восприя­
тия представляет собой лишь частичное содержание сознания.
Но коль скоро в основе акта узнавания лежит тождественность установки, тог­
да понятно, почему восприятие знакомого объекта несет на себе отпечаток «знако­
мости», вызывая у субъекта «переживание знакомости» — ведь оба эти переживания
строятся на основе установки, лежащей в основе соответствующего восприятия.
Однако совершенно не обязательно, чтобы восприятию знакомого объекта
всегда сопутствовали эти переживания. Случается и так, что узнавание основывает-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава седьмая
238

ся только на установке, вовсе не проявляясь в сознании. Это, наверное, оказывает­
ся достаточным в тех случаях, когда субъект в течение долгого времени неизменно
сталкивается с одними и теми же предметами. В этом случае участие сознания из­
лишне, достаточно руководства со стороны установки в том виде, в каком ее вос­
создает актуальная ситуация.
Следовательно, с данной точки зрения очевидно, что в привычной среде нам
не приходится прибегать к сознательному узнаванию, так как в подобной ситуации
наше поведение и без этого адекватно. Однако появление чего-то непривычного
с необходимостью требует вмешательства сознания.


8. Иллюзия узнавания
В психологической литературе описываются случаи, когда порою человеку ка­
жутся знакомыми отдельные предметы или явления, а иногда и вся ситуация в це­
лом, хотя все это он видит впервые в жизни. Подобные случаи именуются по-разно­
му, иногда их называют fausse reconnaissance («ошибочное узнавание»), иногда —
illusion de deja vu («иллюзия уже виденного»). Для иллюстрации сущности данной ил­
люзии можно использовать нижеследующее описание:
«Уже шесть лет, как мне даже объективно совершенно новое представляется
знакомым. Это явление в моей практике преимущественно связывается с людьми и
определенными ситуациями, реже — с ландшафтными впечатлениями. Например,
встречая в каком-то незнакомом городе человека, которого, разумеется, я до сих
пор никогда не видел, я внезапно пугаюсь, и он мне кажется знакомым. Я пытаюсь
вспомнить, где же я встречал его. Это чувство продолжается 1,5—10 минут, а затем
совершенно исчезает. Fausse reconnaissance возникают у меня отнюдь не в возбуж­
денном состоянии, нет, в это время я нахожусь в совершенно спокойном состоя­
нии. Мне было 16 лет, когда я впервые испытал эту иллюзию. Тогда, будучи еще
школьником, я обсуждал с друзьями вопрос об устройстве школьного праздника. Я
отлично помню, что, высказав какую-то мысль, я замолчал — вынужден был за­
молчать, так как меня объял страх, а в уме крутилась неприятная мысль: ведь все
это однажды уже было, я и тогда произнес эти же слова» (Штерн).
«Однажды я беседовал с отцом... Вдруг у меня возникло очень отчетливое и
стойкое впечатление, что однажды я все это уже испытал. Это чувство в ходе бесе­
ды еще более окрепло. Будто я заранее знал и вопросы своего отца, и собственные
ответы. Мне казались знакомыми поза отца, движения его головы, рук, казалось,
что когда-то я слышал и интонации собственного голоса... Мне казалось, что это
воспоминание относится к очень отдаленному прошлому, не имеющему ничего об­
щего с моей нынешней жизнью...» (Делакруа).
А вот как описывает это же переживание Диккенс: «В жизни человека бывают
моменты, когда мы убеждены, что то, что мы говорим и делаем, когда-то в очень
далеком прошлом уже говорили и делали, моменты, когда мы припоминаем, что как
будто нас окружали те же предметы, те же лица, те же случаи, моменты, когда нам
заранее прекрасно известно, что нам скажут, как будто припоминаем все это вместе
со сказанным».
Известны и радикально противоположные наблюдения. У субъекта, находяще­
гося в полностью знакомой ситуации, вдруг возникает такое чувство, будто бы он
видит все это впервые в жизни; все представляется ему чуждым и незнакомым. Это
иллюзию называют — illusion du jamais vu, то есть иллюзией «никогда не виденного».




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




239
Психология восприятия

Оба эти феномена могут возникнуть у совершенно нормального человека,
преимущественно в состоянии усталости. Поэтому ни одна из этих иллюзий не может
быть сочтена непременно патологической. Но если они становятся обычным явлени­
ем и господствующей формой работы памяти, тогда, конечно, речь идет о настоя­
щей патологии.
Невзирая на то, что описано множество случаев подобных иллюзий, до сих
пор не удалось найти их окончательное объяснение. Различные авторы данное явле­
ние объясняют по-разному, и каждая из этих многочисленных попыток хорошо
объясняет лишь один частный случай. Общая, удовлетворительная теория, позволя­
ющая объяснить все эти случаи, на сегодняшний день не существует. Думается, что
данное явление зиждется на той же основе, что и нормальные случаи узнавания:
корни переживания знакомости и феномена, имеющего место в случае deja vu, сле­
дует искать в особенностях целостного состояния субъекта — его установки, во всех
частных случаях обусловленной особыми причинами.




Ассоциация представлений
1. Представление
С последующей формой действия памяти встречаемся в случае, когда восста­
новление, или репродукция, прошлого переживания происходит вне восприятия,
когда факт существующего в прошлом восприятия проявляется не только в специ­
фическом переживании актуального восприятия — наложении на него чувства зна­
комости, а непосредственно возникает в сознании субъекта в виде самостоятельного
образа. Человек наделен не только способностью узнавания виденного, но и его при­
поминания. Возьмем простой пример. Снаружи до меня доносится разговор; прислу­
шавшись, я узнаю голос — это голос моего соседа. Таким образом, я узнаю голос,
но моя память этим не довольствуется — я четко вспоминаю лицо обладателя этого
голоса, вспоминаю, что вчера встретился с ним в городе, что его автомобиль чуть не
задавил ребенка, вспоминаю испуганное лицо ребенка. Одним словом, я заново пе­
реживаю предметы вчерашнего и более отдаленного восприятия; несмотря на то, что
в данный момент я не вижу ни своего соседа, ни, разумеется, того, что что про­
изошло вчера на моих глазах; все это вновь появляется в моем сознании, как будто
вновь становясь предметом моего восприятия. Следовательно, я способен четко, кон­
кретно переживать и то, что непосредственно не находится у меня перед глазами, что
случилось в другом месте и в другое время. Однако этому переживанию всегда сопут­
ствует осознание того, что имеешь дело не с самим предметом, а лишь с его образом.
Подобного рода переживание, как уже отмечалось выше, называется представлением.
Таким образом, действие памяти человека проявляется и в способности ре­
продуцировать в виде представлений то, что когда-то в прошлом было предметом
его восприятия.

2. Представление и восприятие
Не вызывает сомнения, что в данном случае речь действительно идет о высо­
кой форме памяти. Можно сказать, что все те формы памяти, о которых до сих пор
шла речь, представляют собой лишь простое проявление мнеме. Все эти формы так




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава седьмая
240

или иначе можно считать и достоянием животного. Совершенно иное — способность
репродукции представлений, являющаяся исключительно важным достоянием живо­
го существа, поскольку предоставляет ему новые возможности последующего раз­
вития, недостижимые лишь на основе восприятия.
Разумеется, представление по сравнению с восприятием не дает ничего ново­
го. Предмет восприятия и представления один и тот же. Более того, в первом он пред­
ставлен гораздо более точно и ясно, нежели во втором. С данной точки зрения пред­
ставление не только не дает больше, чем восприятие, но не может дать и того, что
предоставляет восприятие, так как это последнее — единственный источник, пита­
ющий представление любого предмета. Преимущества представления следует искать в
другом. Восприятие — это актуальное переживание, в нем дано лишь то, что актуаль­
но воздействует на нас здесь и сейчас. Можно сказать, что восприятие представляет
собой «непосредственный» ответ психики на воздействие раздражителей. Следова­
тельно, в случае восприятия мы имеем лишь то, что непосредственно воздействует
на нас, причем лишь до тех пор, пока данное воздействие продолжается.
Совсем иное дело представление. Оно дает не то, что актуально действует на
нас, а то, что действовало когда-то; оно дает нам то, что некогда было отражено
нами в виде восприятия.
Следовательно, в случае представлений наше сознание совершенно не зави­
сит от актуального раздражителя, то есть от данной конкретной ситуации, воздей­
ствующей на нас здесь и сейчас. В представлении мы можем пережить и то, что
никак не связано с актуальной ситуацией. Стало быть, оно дает гораздо больше,
нежели каждый отдельный акт восприятия, освобождая нас из плена актуального
времени и пространства и позволяя заново пережить то, что было пережито в иное
время и в ином месте.
А это — безусловно большее преимущество, ведь без этого наше сознание
было бы определено лишь актуальным, лишь тем, что составляет содержание на­
стоящего. Нечто из этого содержания могло носить отпечаток прошлого, но это по­
казалось бы нам всего лишь знакомым. Следовательно, мы и здесь не сумели бы
выйти за пределы данного, актуального содержания. Зато представление позволяет,
находясь в данной конкретной ситуации — сидя здесь, в этой комнате, когда перед
нами лежат книги, а за окном идет дождь, — думать о вопросах, не имеющих ни­
чего общего с актуальной ситуацией. Представления неизмеримо расширяют гори­
зонт нашего сознания — как в плане времени, так и пространства.
Наряду с этим представление по сравнению с восприятием имеет еще одно
преимущество. Поскольку представление, невзирая на время и пространство, в кото­
ром оно происходит, предоставляет возможность воспроизведения всех частных слу­
чаев восприятия, переживание предмета представления лишено конкретности, вре­
менной и пространственной определенности, являющейся необходимым элементом
восприятия. Как отмечалось выше, предмет восприятия совпадает с его содержани­
ем, чего нельзя сказать о представлении, в котором предмет имеет более обобщенное
содержание, поскольку в нем он скорее подразумевается, чем дается. Поэтому представ­
ление по сравнению с восприятием всегда имеет более обобщенный характер, буду­
чи более отдаленным от единичного, конкретного, индивидуального. Однако это —
только первый шаг на пути к истинному обобщению, всего лишь подготовительная
ступень, от которой живое существо может подняться до уровня понятийного мыш­
ления. Все это свидетельствует о том, сколь важное значение имеет изучение данной
формы памяти, определяющей протекание представлений.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




241
Психология восприятия


3. Ассоциация
В качестве самого простого случая данной формы памяти можно привести сле­
дующий пример: увидев фотографии знакомого, я тотчас же его вспоминаю или,
услышав голос знакомого, я сразу же представляю себе его лицо. Как видим, в дан­
ном случае представление возникает не самопроизвольно, а ему предшествует вос­
приятие (фотография, голос), лишь в связи с которым будто бы и возникает пред­
ставление.
Как видим, в одном случае представление знакомого вызвано восприятием
фотографии, а в другом — его голосом.
Однако представление вызывает не только восприятие, оно может быть вызва­
но и представлением. Например, мы представляем лицо знакомого, услышав его го­
лос, но не менее вероятно, что данное представление может напомнить нам о его
квартире, квартира — дом, в котором она расположена, дом — другого знакомого,
проживающего в этом же доме. Одним словом, вызвать представление может не толь­
ко восприятие, но и представление.
Но разве восприятие или представление способно напомнить нам все в рав­
ной степени? Конечно же, нет. Следует учитывать, что восприятие или представле­

<< Пред. стр.

страница 36
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign