LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ет элементарный физиологический процесс (возбуждение), за которым следует
элементарный психологический процесс — ощущение. Восприятие строится из та­
ких элементарных процессов, представляя собой производный процесс. Например,
утверждалось, что восприятие яблока происходит следующим образом: к ощуще­
нию цвета прибавляется ощущение вкуса, запаха и др.; вместе все эти ощущения
дают восприятие яблока.
В основе такого понимания ощущения лежит заведомое убеждение в том, что
психика имеет такое же строение, как физическая реальность. А ведь эта последняя
состоит из элементарных процессов! Следовательно, при ее воздействии на нас,
в сущности, одновременно действует целый ряд элементарных физических процес­
сов, то есть раздражителей, каждый из которых вызывает соответствующее возбужде­
ние и соответствующее ощущение. Стало быть, результат их совместного действия —
восприятие должно представлять собой простую сумму отдельных ощущений.
Исходя из этого, казалось очевидным, что для изучения восприятия достаточ­
но изучить соответствующее ему раздражение; обнаруживая действие раздражения,
следует признать и существование соответствующего ему ощущения, даже если в вос-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




\


Психология восприятия 175

приятии оно никак не проявляется. Например, мы слышим аккорд; даже сконцент­
рировав внимание, нельзя сказать, что в нем слышится несколько тонов вместе. Нет,
аккорд испытывается нами как совершенно простое переживание. Однако физичес­
кий раздражитель, дающий аккорд, фактически состоит из нескольких тонов. Следо­
вательно, согласно вышеотмеченной точке зрения, следует заключить, что каждый
из этих физических тонов должен сопровождаться отдельным ощущением и что ак­
корд представляет собой не простое переживание, а совокупность всех этих ощуще­
ний. Неважно, что заметить эти ощущения в переживании невозможно! В действи­
тельности же их существование не должно вызывать сомнений.
Таким образом, согласно этому мнению, получается, что могут существовать
и незаметные ощущения. Заслугой психолога Кёлера следует считать то, что он впер­
вые обратил внимание на это непроверенное исходное положение традиционного
взгляда на ощущения — так называемую «гипотезу константности», показав ее
несостоятельность. Совершенно очевидно, что наше восприятие ни в коем случае
не строится из таких психических элементов, каждый из которых представляет со­
бой отдельную, самостоятельную психическую реальность, простое отражение от­
дельного, частичного раздражения — между раздражением и психическими процес­
сами нет такого прямолинейного соответствия, подобного параллелизма.
Следовательно, старое атомистическое понимание понятия ощущения сегодня
не может считаться правомерным. Однако понятие ощущения все-таки должно ос­
таться в психологии. Анализ восприятия все-таки необходим, и среди единиц, полу­
ченных в результате подобного анализа, встречается специфический чувственный
психический материал, предоставляющий данные об отдельных органах чувств. Так
вот, для обозначения именно этих чувственных психических содержаний в психоло­
гии по сей день употребляется понятие ощущения.
Конечно, в нормальных условиях наши органы чувств никогда не действуют
отдельно, разобщенно, никогда, стало быть, не давая соответствующих ощущений
самостоятельно, в отрыве друг от друга. Но, тем не менее, для выявления того, как
происходит отражение, восприятие среды, самостоятельное, отдельное рассмотрение
специфических чувственных данных каждого отдельного органа чувств — ощущений
оказывается весьма полезным. Вполне понятно, что в курсах классической психоло­
гии психологии ощущения отводилось особенно большое место. Сегодня же иногда
вопрос ощущений и вовсе оставляют без внимания. Ни один из этих подходов не
представляется целесообразным — на наш взгляд, необходимым и достаточным яв­
ляется краткий обзор основных данных психологии ощущения.


5. Моменты ощущения
Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных ощущений, остановимся на
общих вопросах психологии ощущений.
Во-первых, какие стороны, или моменты, присущи ощущениям, благодаря
которым становится возможным их взаимосопоставление?
Какое бы ощущение мы ни взяли, одно остается абсолютно безусловным —
оно непременно связано с каким-либо органом чувств и дает совершенно своеоб­
разное, полностью отличное от других переживание; ощущение органа зрения —
цвет и свет — это нечто совершенно иное, нежели ощущение органа слуха — тон и
шум. Построенная на почве обычного, повседневного наблюдения ненаучная, наи­
вная психология, в том или ином виде присущая каждому из нас, подразумевает,
что между ощущениями различных органов чувств нет ничего общего, что цвет, на-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава шестая
176

пример, не имеет ничего общего со звуком. Сегодня в научной психологии уже ус­
тановлено, что это мнение не совсем правильно, так как выяснилось, что ощуще­
ние все-таки является единым. В этом плане был прав еще Аристотель, говоривший
о существовании «общего чувства». Ощущение — одно, но в связи с различными
органами чувств оно проявляется по-разному. После Гельмгольца эту сторону ощу­
щений называют модальностью. Стало быть, первое, чем отличаются ощущения друг
от друга, это — модальность.
Однако не совсем одинаковы и ощущения каждой отдельной модальности. На­
пример, одно — ощущение красного цвета, а зеленого цвета — совсем другое; или
же соленое — это одно переживание, а острое — совсем иное. Интрамодальное (внут¬
римодальное) различие между ощущениями именуют качественным.
Интересно, могут ли ощущения одной и той же модальности и качества еще
как-то отличаться друг от друга. Как известно, ощущение какого-либо тона может
меняться, невзирая на неизменность его качества. Подобное изменение касается
силы, интенсивности ощущения.
Таким образом, ощущения могут отличаться друг от друга по модальности, ка­
честву и интенсивности. Все эти три стороны есть у всякого ощущения — оно не­
пременно имеет какую-либо модальность, определенное качество и определенную
интенсивность.


6. Так называемый
«закон специфической энергии»
В связи со сказанным естественно возникает вопрос: если ощущение едино,
то какова роль различия органов чувств? Можно предположить, что все возможные
различия между ощущениями полностью зависят от различия органов чувств. Преж­
де за ответом на данный вопрос обращались к теории физиолога Иоганнеса Мюл­
лера. Исходный пункт данной теории составляет то бесспорное наблюдение, что
ощущение каждой отдельной модальности связано с совершенно определенным
органом чувств, что не существует ни одного случая -в рамках ни нормы, ни ано­
малии — перемещения ощущения какой-либо модальности на другой орган чувств.
Короче говоря, никогда не случалось так, чтобы человек слышал глазом и видел ухом.
Одним словом, каждый орган чувств способен дать только собственное специ­
фическое ощущение.
От чего это зависит? Воздействуя на один и тот же орган чувств совершенно
различными раздражителями, получаем всегда один и тот же результат — в любом
случае мы будем иметь дело с одним и тем же ощущением, чем бы оно ни было
вызвано; например, результатом раздражения органа зрения всегда будет зрительное
ощущение. Следовательно, модальность ощущения совершенно не зависит от объек­
тивного раздражителя. Но тогда остается единственная возможность — она зависит
от органа чувств. Складывается такое впечатление, будто бы зрительный нерв обла­
дает особой способностью специфического действия, то есть специфической энер­
гией, и в ответ на любое раздражение может выявить только эту энергию; например,
зрительный нерв может только видеть. Аналогичное следует сказать и об остальных
органах чувств.
Что вытекает из этого? Получается, что, имея, например, ощущение цвета,
я тем самым получаю сведения не о вызвавшем данное ощущение объекте, а об
особенностях самого органа чувств, его способности действия. Одним словом, ощу-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




\


Психология восприятия 177

щение вовсе не является отражением объективной действительности, а всего лишь
выявляет специфику действия органов чувств.
По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) по­
лучается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то,
что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строе­
ния органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллю­
зорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько много­
образен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших
органов чувств — любое качественное различие ощущений основывается на разли­
чии соответствующего органа чувств.
Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть
сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим уша­
ми различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосно­
вение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни
глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощуще­
ния, не являются по существу одним органом — каждый из них должен включать в
себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выя­
вить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существо­
вание соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием
данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств
велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый
ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощу­
щения света (так называемые «палочки») и ощущения цвета (так называемые «кол­
бочки»), а на коже — отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д.
Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не ме­
нее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение
представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие орга­
низации органов чувств.
В чем же правильна теория Мюллера? Наблюдение, на которое она опирает­
ся, представляет собой несомненный факт, игнорировать который невозможно. Оче­
видно и то, что органы чувств взрослого человека безусловно обладают специфи­
ческой энергией, то есть глаз может только видеть, а ухо — слышать. Однако это не
означает, что сам раздражитель не имеет никакого значения. Напротив, будь органы
чувств полностью индифферентны по отношению к качественному различию раз­
дражителей, то было бы совершенно непонятно, почему у каждого органа чувств
появилось свое специфическое строение и, следовательно, специфическая энергия.
Не вызывает сомнений, что формирование органов чувств произошло в результате
длительного процесса развития, и организация каждого органа чувств является след­
ствием этого развития. Это с очевидностью подтверждает даже краткое рассмотре­
ние истории развития органов чувств.
В самом начале развития никакого различия между органами чувств не суще­
ствовало — единственным органом живого существа была вся масса протоплазмы,
весь организм, и интересно, что он одновременно был и органом чувств, и двига­
тельным органом, то есть тем, чем организм и воспринимал, и отвечал на воздей­
ствие раздражителя. Размежевание органов чувств и движения и возникновение за­
тем многочисленных, отличных друг от друга органов чувств является следствием
последующего развития.
Этот путь развития нужно представить следующим образом: первичная, диф­
фузная двигательная и чувственная, то есть сенсомоторная, функция отделяется от




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава шестая
178

тела в целом, увязывая с его отдельными частями; на теле вычленились отдельные
части, на которые было возложено выполнение этих двух функций. Таким образом,
общая функция всего тела превратилась в функцию его отдельных частей. Так воз­
ник первый специальный орган, выполняющий сенсомоторные функции. Следует
особо подчеркнуть, что примитивная чувствительность живого организма, стало
быть, непосредственно связана с движением — ощущение не существует отдельно,
вместе с ним возникает и соответствующее движение организма. Размежевание этих
функций произошло на более высокой ступени развития.
Далее развитие пошло по пути дифференциации самостоятельных органов
чувств. Во-первых, для нахождения и идентификации пищевых объектов, произво­
дящих химическое воздействие на организм, в этом последнем выделились отдель­
ные части, наделенные особой химической чувствительностью, и потому легче и
точнее справлявшиеся с этой функцией. Так возник орган вкуса, строение которого
со временем все больше и больше соответствовало возложенной на него функции.
Также возник и орган обоняния, воспринимающий химическое воздействие пищи
и на расстоянии, облегчая, тем самым, организму ее поиск. К этому добавилось за­
рождение и последующее развитие аппаратов, специально устроенных для получе­
ния механических и микромеханических раздражителей, — органов осязания, зрения
и слуха. Если прежде эти раздражители воспринимались всем организмом, то теперь
положение изменилось; для их отражения вычленились отдельные части организма,
наилучшим образом приспособленные для решения данной задачи.
Таким образом, становится ясным, что выделение отдельных органов в про­
цессе развития служило лучшему приспособлению организма к среде. Потому-то и
появились органы с различным строением, что существовали различные раздражи­
тели, к которым организму приходилось приспосабливаться. Потому-то и выполня­
ет каждый отдельный орган соответствующую своему строению специфическую
функцию, что его развитие происходило в условиях воздействия специфического
раздражителя. Итак, можно заключить, что отмеченные Мюллером факты специфи­
ческого действия органов чувств доказывают не их независимость от природы раз­
дражителей, а, напротив, полную зависимость от последних; стало быть, ощуще­
ния дают нам не иллюзию действительности, а представляют собой ее отражение.
Таким образом, мы можем остановиться на следующем положении: наша ак­
тивность протекает во взаимосвязи с объективной действительностью; для ее успеш­
ного осуществления необходимо правильное отражение объективной действитель­
ности, и субъективно такое отражение дает наше чувственное восприятие.
Естественно встает вопрос: каков вклад каждого отдельно взятого органа
чувств в отражении объективной действительности?
Однако прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует уяс­
нить, какая взаимосвязь существует между ощущением и раздражением с точки зре­
ния интенсивности.

7. Закон Вебера и Фехнера
Каждое ощущение, кроме качества, непременно обладает определенной степе­
нью интенсивности, или силы. Представляется интересным выяснить, каково взаи­
моотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения. Воз­
можно, что интенсивность ощущения либо совершенно не связана с интенсивностью
раздражения, либо, наоборот, она представляет собой прямое отражение этого пос-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология восприятия 179

леднего, либо же, наконец, между ними имеется специфическая взаимосвязь, под­
чиняющаяся определенной закономерности.
Решить данный вопрос невозможно ни путем простого наблюдения, ни на
основе того или иного теоретического соображения. В этом случае дать что-либо зна­
чимое может только эксперимент. Поэтому неудивительно, что первый шаг, сделан­
ный на пути научного решения данного вопроса, носил экспериментальный харак­
тер; вместе с тем, это был тот первый психологический вопрос, разрешить который
попытались путем эксперимента. История экспериментальной психологии начина­
ется с того времени, когда физиолог Вебер поставил вопрос о соотношении между
ощущением и раздражением, то есть между психическим и физическим, с точки
зрения их интенсивности. В последующем опыты Вебера продолжил физик Фехнер,
окончательно заложив тем самым основы той части психологии, которая известна
под названием «психофизики» и которая в течение нескольких десятилетий счи­
талась наиболее интересной и важной отраслью психологии.
Так, что же выяснилось о взаимосвязи между ощущением и раздражением
с точки зрения их интенсивности?
Во-первых, окончательно подтвердились наблюдения, свидетельствующие
о том, что человек ощущает отнюдь не любое изменение раздражения, а чувствует
лишь раздражение относительно большой интенсивности. Во-вторых, в результате
точных исследований был найден закон, лежащий в основе соотношения между ин­
тенсивностями раздражения и ощущения.
Для понимания этого закона особенно важным является понятие так называ­
емого «порога», установленное в процессе психофизических исследований.
Выяснилось, что интенсивность раздражения должна достигнуть определен­
ного уровня с тем, чтобы мы хоть как-то почувствовали его воздействие. Уровень
раздражения, дающий такое едва заметное ощущение, называется «нижним порогом»
ощущения. Однако существует и такой уровень интенсивности раздражения, после
увеличения которого интенсивность ощущения уже не усиливается. Этот уровень
называется «верхним порогом» ощущения. Воздействие раздражения мы чувствуем
только в интервале между этими порогами, поэтому их принято называть и «внеш­
ними порогами» ощущения.
Примечательно, что полного параллелизма между интенсивностями ощущения
и раздражения не существует и в межпороговом интервале интенсивностей. Напри­
мер, беря в руки книгу, мы, разумеется, чувствуем ее вес. Следовательно,
в данном случае интенсивность ее веса находится в промежутке между нижним и вер­
хним порогами. А теперь заложим в книгу лист бумаги; физически вес книги уве­
личится, то есть уровень интенсивности раздражения повысится. Однако, взяв книгу
в руки, мы это изменение ее веса не почувствуем. Увеличение веса должно достиг­
нуть определенного уровня, чтобы мы могли это как-то заметить. Величина прироста
раздражения, необходимого для получения этого едва заметного различия между
ощущениями, называется «порогом различения». Раздражение, по интенсивности пре­
вышающее данную величину, называется «запороговым», а раздражение с меньшей
интенсивностью — «допороговым». Уровень порога различения (высокий или низкий)
зависит от чувствительности к различению: чем выше чувствительность к различе­
нию, тем ниже порог различения.
Вебер первым обратил внимание (1834) на то, что порог различения бывает
двояким — абсолютным и релятивным и что очень важно отличать их друг от друга.
Абсолютным порогом различения называется прирост интенсивности раздражения,




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава шестая
180

необходимый для достижения порога различения. Например, если для того, чтобы
почувствовать едва заметное изменение 2000-граммового веса, к нему необходимо
добавить 200 грамм, и тогда эта величина представляет собой абсолютный порог
ощущения. Показатель абсолютного порога не является постоянной величиной и за­
висит от веса основного раздражителя. Например, если к основному раздражителю
весом в 2000 грамм следует добавить 200 грамм, то в случае 4000-граммового раздра­
жителя 200 грамм уже недостаточно — к нему нужно прибавить больше.
Если эту же величину (в нашем примере — 200 грамм) выразить не в твердых
физических единицах измерения (в нашем примере — граммах), а числом, выража­
ющим отношение между добавочным раздражением и основным раздражением, то
получим релятивный порог различения (в нашем примере вес основного раздражи­
теля составлял 2000 грамм, а добавочного — 200 грамм; отношение между ними
составляет 200/2000 = 0,1. Следовательно, релятивный порог равен 0,1). Когда Вебер
вычислил релятивный порог различения для различных случаев основного раздра­
жения, выяснилось, что этот порог представляет собой константную величину. В об­
ласти модальности веса он равен 0,1. Это означает, что для того, чтобы почувст­
вовать едва заметное изменение веса, его нужно увеличить или уменьшить на одну
десятую часть.
Именно в этом заключается известный основной психофизический закон Ве­
бера, сыгравший столь значительную роль в истории психологии. Его формула очень
проста и выражается следующим образом:
dr/r = const,
где dr — величина дополнительного раздражения, а r — величина основного
раздражения.
После опубликования Вебером формулы своего закона было проведено мно­
жество экспериментальных исследований с целью установления величины релятив­
ного порога различения во всех модальностях ощущения. Фехнер дал закону Вебера
точное математическое выражение: для того, чтобы интенсивность ощущения росла в
математической прогрессии, интенсивность раздражения должна расти в геометричес­
кой прогрессии. Более короткая математическая формула данного положения выгля­
дит следующим образом:
Е = logR,
где Е — интенсивность ощущения, R — интенсивность раздражения.
Последующие интенсивные исследования подтвердили, что закон Вебера-
Фехнера имеет приблизительное значение — он действителен лишь в определенных
пределах. В этих пределах величина порога различения для разных модальностей ока­
залась следующей:
Вес - 10% (в пределах 2000-6000 грамм).
Давление — 5% (на кончике указательного пальца, в пределах 50—2000 грамм).
Свет — 1—3% (в пределах 1000-2000 люкс).
Острота зрения — 2% (при сравнении линий, плоскостей).
Тон — 12% (в пределах средней высоты и средней силы).
Шум - 33%.
Ошибка Фехнера главным образом заключалась в том, что он счел возмож­
ным точное измерение интенсивности ощущения, приняв за единицу измерения так
называемую «едва заметную разницу между интенсивностями ощущения». Экспери­
ментальное изучение вопроса не подтвердило правильности его подхода.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология восприятия 181


Психология ощущений

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign