LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ны его характера.
Таким образом, в понятии характера целое и частичное диалектически взаи­
мосвязаны друг с другом, и изучение характера можно лишь на основе этой связи.

3. Среда и характер
В связи с вышеотмеченным возникает естественный вопрос: коль скоро ха­
рактер — целостная особенность, проявляющаяся в отдельных волевых актах, то есть
характер представляет собой волевую диспозицию, предваряющую и предопре­
деляющую отдельные акты, не следует ли тогда думать, что характер — врожденное
свойство человека, не подчиняющееся никакому внешнему и воспитательному воз­
действию? Одним словом, встает вопрос о природе взаимосвязи между средой и ха­
рактером. Мы знаем, что успех волевого акта зависит от того, сможет ли мысленная




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава пятая
168

ситуация вызвать установку, лежащую в основе произвольного поведения; иными
словами, успешность волевого акта зависит от того, способна ли личность актуали­
зировать данную установку под влиянием упомянутой ситуации, то есть имеется ли
у личности эта установка диспозиционально. Стало быть, получается, то, что обыч­
но именуется характером, на самом деле представляет собой диспозиционную уста­
новку личности, способность актуализации определенных установок.
Достаточно принять во внимание это обстоятельство, как станет ясно, что
характер, как способность актуализации той или иной установки, или диспози­
ция, зависит от того, в какой среде произошло становление личности и какая
ситуация действует на нее в каждом отдельном случае. Это не подлежит сомне­
нию, так как выше мы убедились, что возникновение установки вне воздействия
объективного фактора — внешней среды совершенно невозможно. Установочные
диспозиции каждого из нас, наш характер формируются в условиях воздействия
внешней среды.
Но, с другой стороны, как известно, для создания установки необходимо уча­
стие не только среды, но и наличие у субъекта определенных потребностей, то есть
установка подразумевает и субъективный фактор. Потребности, конечно, имеют свои
биологические, органические основы. Но многообразие потребностей человека созда­
но в процессе его исторического развития, а потому потребности человека зависят
скорее от его истории, нежели протекающих в его организме процессов. Например, в
основе жажды, разумеется, лежит состояние организма, но потребность для утоле­
ния жажды выпить пиво, а не просто воду, является уже полностью следствием его
культурно-исторического развития. Потребности каждого из нас зависят, в конечном
счете, от внешних условий, в которых мы жили и живем. Возникающие на основе
протекающих в организме процессов потребности приобретают определенный вид в
зависимости от условий окружающей среды, ведь жажда, обусловленная потребнос­
тью нужды организма в жидкости, могла получить вид потребности в пиве или вине
только в тех странах, где росли хмель и пшеница или виноград и где занимались пи­
воварением или виноделием. Но если такое можно сказать о витальных потребностях,
то что же говорить о так называемых «высших потребностях», играющих столь важ­
ную роль в процессе волевого поведения человека.
Таким образом, можно считать доказанным, что характер как диспозиция вы­
явления определенных установок формируется в условиях воздействия среды.
Однако характер отнюдь не является только продуктом внешнего воздействия.
Интересно, что он и сам влияет на среду, придавая ей определенный вид, ведь
среда испытывает воздействие человека и, следовательно, носит отпечаток его ха­
рактера. В самом деле, наше волевое поведение направлено на среду, представляю­
щую собой объект нашего непрерывного воздействия. В результате этого среда изме­
няется, уже нигде не встречаясь в своем первозданном, естественном виде. Но
волевое поведение проистекает из нашего характера, и поэтому изменения, вноси­
мые поведением в среду, отмечены и своеобразием нашего характера.
Таким образом, вне всякого сомнения, что среда не только формирует наш
характер, но и этот последний, в свою очередь, в определенных пределах формиру­
ет среду.
Стало быть, воспитание характера не только возможно, но и представляет со­
бой задачу особой важности, поскольку внешние обстоятельства, в которых человеку
предстоит жить и под воздействием которых произойдет становление его характера,
зависят также и от характера человека, воздействующего на окружающую среду.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




169
Психология поведения


4. Типы характера
Изучение типов характера имеет особенно большое значение. Но чем следует
руководствоваться при установлении типов характера? Характер можно рассматривать
с трех точек зрения:
1. С точки зрения тех потребностей, действовать в направлении которых более
предрасположен субъект, то есть целей, которыми он склонен руководствоваться.
Штерн называет данную точку зрения «телической» («телос» — цель).
2. В какой степени способен субъект к быстрому и точному осуществлению дан­
ных целей? Это — второй признак, по которому можно дифференцировать характе­
ры. Здесь Штерн говорит о динамике характера.
3. Большое значение имеет то, каков характер как целостность, какие особен­
ности присущи ему как целостности. Здесь речь идет о структуре характера.
В зависимости от этого, следует выяснить, какие типы характера существуют
с точки зрения каждого из этих подходов.
I. Особенно важно установить различия в характерах в зависимости от того,
в соответствии с какими целями в общем скорее предрасположен действовать субъект.
Здесь перед нами встает вопрос о качественном различии характеров. Он касается оп­
ределения тех сфер действительности, на службу которым более всего склонен субъект
направить свою активность, то есть речь идет о том, какого рода соображения могут
стать мотивом поведения субъекта.
Понятно, что существует множество попыток типологизации характеров с дан­
ной точки зрения. Здесь необходимо ознакомиться с наиболее известными из них.
В первую очередь следует назвать классификацию немецкого психолога Шпран­
гера, предложенную им уже лет двадцать назад. Он полагал, что для установления ти­
пологии человека решающее значение имеет учет тех сфер жизни, тех ценностей, ко­
торые особенно привлекательны для него. Шпрангером выделено шесть основных
ценностей и, соответственно, предложено шесть различных типов людей, а именно:
1) теоретический человек (или человек теории), которого преимущественно привле­
кает познавательная сфера; высшей ценностью, которую он может ощутить и кото­
рая движет им, является познание; 2) эстетический человек, для которого высшей и
актуальной ценностью является прекрасное, искусство; 3) экономический человек,
для которого на первом плане стоят экономические ценности, материальное блага;
этим главным образом предопределены мотивы его поведения; 4) для политического
человека высшую ценность представляет собой власть; в своих действиях и стремле­
ниях он исходит из этой ценности, везде и всегда стремясь к господству; 5) соци­
альный человек, для которого наиболее привлекательным является не господство над
другими, а служение людям; он отдает предпочтение не власти и господству, а соли­
дарности и сотрудничеству; 6) для религиозного человека высшей ценностью, смыс­
лом жизни, направляющим всю его деятельность, является Вселенная, Бог.
Вторая попытка типологии характеров, заслуживающая внимания, принадле­
жит В. Штерну. Он полагал, что любая система целей человека строится на основ­
ных взаимоотношениях между личностью и миром, между Я и средой. Здесь цель
может иметь двоякое направление. С одной стороны, она может касаться Я, а с дру­
гой — мира, среды. В зависимости от того, какое из этих направлений превалирует
в системе целей, Штерн различает аутотелическую и гетеротелическую направлен­
ность, а в зависимости от особенностей взаимосоотношения последних выделяет три
различных типа характера: аутистический, гетеристический и интроцептивный.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава пятая
170

1. В аутистическом характере преобладают аутотелические стремления. Цель
воли аутиста по сути всегда составляет он сам. Он либо индивидуалист, то есть по­
стоянно стремится выдвинуть на передний план и подчеркнуть особенности своей
личности, либо субъективист, то есть его отношение ко всему строится в зависи­
мости от того, какое значение имеет это для его личности, либо же эгоист, то есть
относится ко всем и ко всему как средству осуществления своих личных целей.
2. Гетеристический характер имеется в том случае, когда целенаправленность
выходит за рамки собственной личности, стремясь к осуществлению лежащих за ее
пределами ценностей. Различают три типа гетеристов: а) альтруист, усматривающий
свою цель в основном в благополучии ближнего, других людей; для него характерна
причастность к целям других людей, сочувствие, или синтелия; б) гипертелист, то
есть человек, устремленный в основном на службу коллективу (государству, Родине,
классу, человечеству и пр.); он переживает себя, в первую очередь, членом какой-
либо группы, коллектива, а не отдельным индивидом, стремясь действовать на благо
коллективу; в) идеотелист видит свое предназначение не в службе отдельным лицам
или коллективу людей, а отвлеченным идеям и идеалам; его поведение определяют
идеалы справедливости, свободы, братства. Идеотелист, готовый пожертвовать собой
во имя, например, свободы людей, может оказаться в отношении отдельного чело­
века строгим и беспощадным, а гипертелист, готовый принести себя в жертву инте­
ресам родины, может быть чрезвычайно индифферентен в отношении конкретного
гражданина.
3. С настоящим, завершенным характером имеем дело при структурном объеди­
нении чужой и личной целеустремленности (аутотелии и гетеротелии), когда
субъект не противопоставляет чужую и личную целеустремленность, переживая их
как взаимодополняющие и взаимозавершающие моменты. Такой характер Штерн на­
зывает интроцептивным, для которого служба родине, человечеству или иным иде­
алам означает не отрицание собственной индивидуальности, а скорее ее упрочение
и развертывание, поскольку собственная индивидуальность находит свое воплоще­
ние именно в этом.
Разумеется, интроцептивный характер представляет собой идеальный тип,
поскольку реально трудно, наверное, найти человека, сумевшего в полной мере
объединить личные и объективные, аутистические и гетеристические цели. Обычно
подобное объединение касается лишь определенных, весьма узких сфер; для субъек­
та лишь некоторые объективные цели становятся неразрывной принадлежностью
личности, тогда как остальные выходят далеко за пределы его личных устремлений.
Здесь, в этих узких пределах, мы действительно имеем дело с целостностью. Вне же
этих пределов личные и объективные устремления обычно находятся в конфликте
друг с другом.
II. Дифференциация характера возможна и в зависимости от того, как обыч­
но человек направляет свою энергию. Воля служит определенным целям. Следова­
тельно, энергия должна быть использована на осуществление этих целей. Позитив­
ную динамику воли следует искать именно в этом. Но этому препятствуют наши
импульсы, требующие затрат энергии для своих целей. Отсюда исходит негативная
задача воли — осуществление положительных целей требует экономии энергии. А
это возможно лишь путем торможения импульсов. Борьба с импульсами, тормозя­
щая их сила считается иногда сущностью воли. В действительности же, по мнению
Штерна, это — всего лишь условие возможности позитивной работы воли.
Таким образом, типология характера с точки зрения динамики должна быть
сделана только с позиций позитивной работы воли. Штерн здесь в количественном




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




171
Психология поведения

аспекте различает твердый и слабый характер, а в качественном — освоенность или
неосвоенность действия.
III. Характер представляет собой целостность, непременно содержащую и от­
дельные моменты. В зависимости от представленности этих двух аспектов можно гово­
рить о структурном различии характеров. С одной стороны, возможно, что отдельные,
частичные моменты объединены таким образом, что создают настоящую, гармоничную
целостность — они не противоречат друг другу, а помогают и укрепляют друг друга.
С другой стороны, может иметь место и совершенно противоположная картина, когда
частные, частичные моменты пребывают в постоянном конфликте, в их отношениях
вместо гармонии царят непрекращающаяся борьба и противостояние. В первом случае
имеем дело с гармоничным характером, во втором — внутренне раздвоенным, конфликт­
ным характером.
Для гармоничного характера специфично то, что импульсивные устремления и
волевая целенаправленность почти не противоречат друг другу — в данном случае даже
высшие идеалы находятся в гармоничных отношениях с естественными стремлениями.
Поэтому здесь осознанная мотивация играет весьма незначительную роль — зачем ис­
кать мотивы, коль скоро волевая целенаправленность сразу же вызывает стремление
выполнить намерение.
Что касается внутренне раздвоенного, конфликтного характера, здесь стрем­
ления, обусловленные естественными импульсами, естественными склонностями,
резко противостоят целям, намеченным волей. Поэтому воле приходится постоянно
тормозить вытекающие из витальных стремлений импульсы, чтобы обрести возмож­
ность использования энергии в положительных целях. В данном случае склонности и
обязанности резко противоречат друг другу. Следовательно, здесь на передний план
выступает борьба мотивов.


5. Д р у г и е попытки типологии
В современной психологической литературе известны и другие попытки типо­
логии. Особое распространение нашла типология К. Юнга, в которой выделено два
различных типа — интровертивный и экстравертивный. Интровертивным считается
человек, направленный «внутрь», интересующийся в первую очередь самим собой,
своим внутренним миром. Экстравертивный человек, наоборот, ориентирован на
внешний мир, на объективное; его интересы находится в сфере объективного.
Как видим, типология Юнга по существу не может считаться типологией ха­
рактера. Она касается скорее общей направленности интересов человека, преимуще­
ственных сфер его психической активности, общей структуры его психики, нежели
качественного своеобразия его волевой диспозиции.
Примерно то же самое можно сказать и об особенно широко распространенной
типологии Кречмера. Он исходит из различия физической конституции и выделяет два
основных типа — шизотимический и циклотимический. Однако, как уже отмечалось,
признаки, по которым эти типы различаются, скорее касаются темперамента, чем
характера. О темпераменте уже шла речь выше.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава шестая
Психология восприятия



Элементарные условия
и закономерности восприятия

1. Сущность восприятия
Активность бывает двух видов: акция, то есть спонтанное (независимое, свобод­
ное) воздействие субъекта на объективную действительность, и реакция, то есть ак­
тивность, возникающая в результате воздействия на субъекта объективной дейст­
вительности. Объективная действительность, как видим, должна существовать в обоих
случаях — без нее невозможна никакая активность. Однако ее только лишь объектив­
ного существования недостаточно, необходимо, чтобы и субъект в каком-то виде
переживал ее. Такое переживание объективно существующего называют восприятием.
Я воспринимаю вот эту книгу, вот эту тетрадь — это означает, что теперь данные пред­
меты существуют и для меня, что сейчас и я их замечаю, переживаю.


2. Раздражение
Для чувственного восприятия необходимы две вещи: должны существовать,
во-первых, нечто объективное, воздействующее на субъекта, а во-вторых — некий
аппарат, делающий возможным переживание этого воздействия. Первое обычно име­
нуется «раздражителем» или «раздражением», а второе — «органом чувств».
Раздражителем можно считать все, что может воздействовать на наши органы
чувств. Однако после Фехнера раздражителем обычно считался лишь элементарный
физический процесс, полученный в результате анализа воздействующего на нас пред­
мета или явления. Например, согласно Фехнеру, раздражителем следует считать не
аккорд, а отдельный тон, который дает анализ этого аккорда, или, вернее, элемен­
тарный физический процесс, соответствующий каждому отдельному тону. Но в совре­
менной психологии, не разделяющей элементаристически-физиологического опреде­
ления раздражения, раздражителем принято считать именно аккорд.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология восприятия 173

3. Органы чувств
Орган чувств в широком смысле этого слова состоит из трех основных частей.
Первая часть представляет собой рецептор — внешний аппарат со специфическим
строением для получения раздражения. Вторая часть — проводящий нерв, по которому
раздражение поступает в третью часть органа чувств — центр, расположенный в со­
ответствующей сенсорной области головного мозга. Органы чувств четко отделены
друг от друга, особенно это касается четырех органов чувств — зрения, слуха, обо­
няния и вкуса. Каждый из них расположен в определенной части тела, и соответству­
ющие раздражения принимаются исключительно благодаря им: лучи света пронизы­
вают весь организм, но как раздражитель свет воздействует только лишь на глаза.
Точно так же происходит и в случае слуха, обоняния и, возможно, вкуса.
Особое место в этом смысле занимает так называемый «пятый» орган чувств —
поверхность нашего тела, кожа, или, как его называют, орган осязания. Как выясни­
лось, он вовсе не представляет собой орган только лишь одного чувства. В нем обна­
ружился целый ряд органов в виде отдельных точек, воспринимающих раздражения
тепла и холода и позволяющих ощутить температуру, также точек, воспринимающих
раздражение осязания, и, наконец, отдельных участков для рецепции болевого раз­
дражения. К этому следует добавить окончания чувствительных нервов в мышцах и
суставах как органы совершенно иного чувства — кинестетического чувства и, нако­
нец, орган равновесия тела, расположенный во внутреннем ухе, в трубках формы
полумесяца и специальных мешочках, имеющих внутри нервные окончания, разд­
ражение которых происходит посредством движения так называемой «эндолимфы»
в трубочках и так называемых «отолитов» в мешочках.
Пятый орган чувств занимает особое место не только благодаря тому, что
включает в себя целый ряд отдельных и различных органов чувств, но особенно и
потому, что он не выделен из всего организма так же четко, как вышеотмеченные
четыре органа чувств. Когда мы что-либо видим или слышим, то всегда чувствуем,
что воздействию раздражителя подвергаются именно эти части тела — глаз, ухо. Но
когда дело касается пятого органа чувств, то это не всегда происходит так. Бывают
случаи, когда трудно сказать, какой участок тела чувствует тепло или холод, какая
часть тела подвергается давлению. Находясь, например, в воде, мы воспринимаем
ее температуру и давление всем телом, а не его отдельными частями, в частности,
отдельными температурными или осязательными точками. Данная особенность еще
более явственно проявляется в случае кинестетического ощущения и, особенно,
чувства равновесия. В этом плане пятое чувство действительно занимает особое место.
И в самом деле, потребовалась специальная исследовательская работа для уяснения
того, что здесь имеем дело с целым рядом различных органов чувств, тогда как
органы зрения и слуха, обоняния и вкуса в открытии не нуждались — их сущест­
вование было очевидным изначально.
Роль органов чувств очень велика, ведь именно они дают возможность отра­
жения существующего вне нас объктивного мира и установления с ним соответ­
ствующих отношений. Для приспособления живого организма к внешней среде,
целесообразного воздействия на нее, безусловно, большое значение имеет то, на­
сколько близко должен подойти организм к источнику раздражения, к раздражите­
лю, чтобы ощутить его воздействие. В этом плане решающее значение имеет строе­
ние принимающего аппарата органов чувств — рецептора. Существуют такие органы
чувств, которым необходим непосредственный контакт с раздражителем для отра-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава шестая
174

жения его воздействия; однако существуют и органы, способные получать раздра­
жение издали. К первой группе следует отнести органы осязания и вкуса — это так
называемые контактные органы, а ко второй — группу действующих на расстоянии,
или дистанционных, органов, то есть органы зрения, слуха и обоняния. Для получе­
ния осязательного или вкусового ощущения необходимо, чтобы раздражитель не­
посредственно соприкоснулся с соответствующим органом, ведь на расстоянии по­
чувствовать вкус или получить осязательное ощущение невозможно. Зато глаз и ухо
ощущают воздействие раздражителя и издали. Промежуточное положение занимает
орган обоняния. Разумеется, запах чувствуется и на расстоянии; однако для этого
необходимо, чтобы мельчайшие частицы объекта, вызывающего запах, пришли в
непосредственный контакт со слизистой оболочкой носа; иначе ощутить запах не­
возможно. Однако у нас имеются и такие органы, которые могут быть отнесены как
к дистанционным, так и к контактным. Таковым является орган ощущения темпе­
ратуры — тепло, например, можно почувствовать как на расстоянии, так и при
непосредственном прикосновении.


4. Ощущение
В результате воздействия раздражителя в органе чувств возникает определен­
ный физиологический процесс — так называемое возбуждение. Посредством про­
водящего нерва этот процесс достигает головного мозга и распространяется в его оп­
ределенных областях — в соответствующих сенсорных центрах. Психический процесс,
возникающий вследствие этого, можно назвать ощущением.
В психологии девятнадцатого века ощущение считалось элементом восприя­
тия; подразумевалось, что в результате воздействия среды у человека обычно возни­
кает восприятие — некое сложное явление, для понимания которого необходим
анализ. В качестве конечного результата такого анализа получаем элементарные
процессы, которые с целью их размежевания от восприятия именуются ощущения­
ми. В среде ощущению соответствует элементарный физико-химический процесс,
воздействующий, в свою очередь, на нервные элементы и вызывающий в них этот
элементарный физиологический процесс — возбуждение.
Таким образом, представление психологии девятнадцатого века об ощуще­
нии было следующим: элементарный физический процесс (раздражение) вызыва­

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign