LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Предисловие научного редактора
8

пах деятельности, в частности импульсивной и волевой. Глава «Психология пове­
дения», безусловно, является одной из интереснейших в книге. Она содержит не­
мало удачных теоретических ходов — как при описании, так и при объяснении фе­
номена поведения. Особого внимания заслуживает анализ процесса мотивации и
сформулированное в этом контексте различение между так называемыми «физичес­
ким» и «психологическим» поведением. Весьма плодотворны соображения, обосно­
вывающие центральную роль акта принятия решения в волевом процессе. В этом
акте, по мнению автора, происходит реальная смена установки, окончательно фор­
мируется установка на новое — произвольное поведение. Если происходит сбой в
создании или функционировании установочного механизма произвольного поведе­
ния, возникают описанные в главе различного вида психопатологии воли.
Кроме импульсивного и волевого поведения, Узнадзе рассматривает и другие
виды деятельности, а именно: внушение и принуждение, показывая их установочную
основу. Однако в главе отсутствует развернутая классификация форм поведения, раз­
работанная автором позднее. Можно сказать, что данная классификация по сей день
остается уникальной в психологической науке. Нет сомнения, что она существенным
3
образом дополнила бы эту главу .
Сознательные психические явления и процессы функционируют в поведении,
протекающем на базе установки. Однако они существенно разнятся между собой как
феноменально (структурно), так по назначению (функционально) и по уровню раз­
вития (генетически). Эти аспекты, разумеется, взаимосвязаны и, в конечном счете,
определены общим механизмом поведения. Поэтому Узнадзе начинает рассмотрение
отдельных психических процессов с эмоциональных явлений, полагая, что они пред­
ставляют собой начальную ступень развития сознания, непосредственно примыкаю­
щую к установке как целостному состоянию субъекта, и отражают именно его внут­
реннее состояние. Отсюда — субъективность и целостность эмоциональных процессов,
которые отличают их от когнитивных, служащих дифференцированному отражению
внешней действительности. Дав такую краткую формулировку проблемы взаимосвязи
установки и эмоций, Узнадзе не углубляется далее в возникающие здесь сложные те­
оретические вопросы. Однако он хорошо понимал их важность и постоянно держал в
поле зрения. Об этом свидетельствуют материалы, сохранившиеся в личном архиве
Узнадзе, в частности так называемые «Тетради для заметок», которые он вел с 1944
по 1949 годы. Они были восстановлены и опубликованы в Вестнике Академии наук
Грузии4. Чуть ли не треть записей Узнадзе содержит соображения по поводу различных
аспектов психологии эмоций с точки зрения теории установки. Следует отметить так­
же, что в середине сороковых годов Узнадзе подготовил и прочел специальный курс
по эмоциям, в котором изложил и существенным образом проанализировал все име­
ющиеся в ту пору основные взгляды на психологию эмоциональных переживаний (со­
хранилась стенограмма этих лекций). Исходя из этого, следует думать, что Узнадзе
намеревался написать большое исследование по эмоциональным явлениям, которое
содержало бы критическую и позитивную части.
Трудно сказать, какие из многочисленных гипотетических соображений автор
изложил и развил бы в этом, увы, неосуществленном произведении; но нельзя не
отметить, что некоторые из них довольно убедительны, вполне соответствуют духу
3
Узнадзе Д.Н. Формы поведения человека // Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.,
1966.
4
Узнадзе Д.Н. Тетради для заметок // Мацне. Серия по философии и психологии. 1988. № 2, 4;
1989. № 1. (на груз. яз.)




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Научное творчество Узнадзе 9

и букве теории установки и, что важно, в данном контексте обогащают и дополня­
ют текст анализируемой главы. Поэтому мы ненадолго задержим внимание читателя
на указанных соображениях.
Перед Узнадзе актуально стояла проблема взаимосвязи эмоциональных пере­
живаний и телесных (соматических) процессов, в частности вопрос о природе выра­
зительных движений. Узнадзе предлагает следующее решение: основополагающей для
теории установки является идея о целостном характере реагирования индивида на
различные воздействия. Эффект внешнего воздействия распространяется на все сфе­
ры реагирования организма (висцеральную, моторную, психическую), в основе чего
лежит его целостное первичное изменение — установка. Все отдельные процессы есть
дифференцированное проявление целостного первичного эффекта. В противовес су­
ществующим в психологии эмоций двум конкурирующим взглядам (Вундт и др. и
Джеймс—Ланге), Узнадзе формулирует альтернативную позицию: эмоциональные
переживания и телесные изменения, в том числе выразительные движения, не явля­
ются причиной или выражением друг друга. Они представляют собой два самостоя­
тельных явления, одновременно возникающих из одного источника — установки.
Однако то, что объективно не является каким-либо выражением, в социальной сре­
де используется людьми в качестве внешнего выражения чувств. Но это стало воз­
можным только благодаря наличию у этих различных явлений единой реальной пси­
хологической основы.
Не останавливаясь на других интересных рассуждениях автора (например, о ха­
рактере взаимосвязи между эмоциональными и познавательными процессами, в кото­
рых, в сущности, реализуется та же теоретическая позиция), рассмотрим лишь то, как
выстраивает Узнадзе схему отношений между установкой, поведением и эмоцией.
Схема, лишь обозначенная в «Общей психологии» и развернутая в «Тетрадях»,
в принципе, такова: эмоции выступают в качестве определенного пускового механиз­
ма поведения на уровне сознания (переживания) или в виде «стимула для разверты­
вания поведения, соответствующего установке»5. Тем самым они как бы следуют за
установкой и предшествуют реализации поведения.
Однако в «Тетрадях» данная схема развивается и усложняется. Эмоциональные
явления не только следуют за установкой, но и предшествуют ей, выполняя функ­
цию ее субъективного фактора. Являясь импульсом, потребность вместе с тем изна­
чально представляет собой более или менее определенную эмоцию. «Потребность
эмоциональна», — говорит Узнадзе.
Далее автор дифференцирует эмоциональные явления в зависимости от ха­
рактера их отношения к поведению; выделяются эмоции, упреждающие поведение
и выражающие наличие готовности к осуществлению конкретной деятельности (то
есть то, что говорится в «Общей психологии»), и эмоции, возникающие в самом
процессе поведения. Последние представляют собой отражение в сознании особен­
ностей реализации установки в ходе поведения. В соответствии с этим решается воп­
рос о качественной стороне эмоциональных переживаний. Поскольку содержание ус­
тановки каждого конкретного поведения, равно как условия и обстоятельства,
затрудняющие или, напротив, способствующие реализации этого последнего, в каж­
дом данном случае своеобразны, то должно иметься столько же соответствующих
разновидностей эмоциональных переживаний.
Следуя традиции, автор начинает рассмотрение когнитивных процессов с сен­
сорных процессов. Делает он это довольно лаконично, обговорив это обстоятельство
5
Там же. № 1. С. 93.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Предисловие научного редактора
10

в предисловии и сделав ссылку на свой первый учебник — «Основы эксперименталь­
ной психологии», как источник более полной информации по данной теме. Тем не
менее, нужно отметить, что Узнадзе существенно обогатил эту часть главы новыми
данными, полученными со времени опубликования (1925) указанной книги.
Что касается центрального, пожалуй, вопроса данного обзора — в чем имен­
но нашло свое выражение своеобразие установочного подхода к анализу отдельных
психических процессов, то в этой части следует заострить внимание на том, как
решает автор проблему интермодального единства ощущений. Решение данной про­
блемы в духе теории установки напрашивается как бы само собой. В самом деле,
поскольку различные модальности переживаются единым субъектом, то вполне ло­
гично искать причину сходства между этими переживаниями именно в нем, в его
целостном состоянии. Установка, как именно такое состояние, возникает в резуль­
тате воздействия на индивида среды, то есть довольно многообразных сенсорных
стимуляций. В свою очередь, единство установочной основы определяет единство и
родственность переживаний, в частности, ощущений различной модальности. Этим
же механизмом объясняются и остальные феномены из этой сферы: факты синес­
тезии и эффекты взаимодействия органов чувств.
Разговор о восприятии Узнадзе начинает с постановки вопроса о взаимосвя­
зи предмета и содержания восприятия и обсуждения результатов своих опытов, на­
правленных на его решение. Эти эксперименты выявили интересные закономерности
взаимовлияния содержания и предмета восприятия, при явном приоритете после­
днего. Положение об основополагающей роли предмета в процессе восприятия яв­
ляется несущей конструкцией всей главы.
Особое внимание автора привлекает такое свойство восприятия, как целост­
ность, гештальтность. Это вполне естественно, так как психология установки, по
сути, есть психология целостности. Но это — целостность субъекта; и именно субъект
как целое, полагает Узнадзе, забыт гештальттеорией. Явление целостности восприя­
тия в ней сведено к закономерностям гештальтизации, то есть объективной органи­
зации перцептивного поля. Автор предлагает альтернативную формулу: комплекс раз­
дражителей (объект) — целостный процесс в субъекте — восприятие как целостность.
Осмысливая установку в качестве опосредствующего звена, Узнадзе приходит к сле­
дующему пониманию механизма восприятия: мотивированный субъект начинает вза­
имодействовать с внешним миром, результатом чего является целостное изменение
субъекта, вызванное в нем объективной действительностью. Так возникает установ­
ка, представляющая основу действия и переживания индивида, в том числе и вос­
приятия.
В «Общей психологии» рассуждения на данную тему этим и завершаются. Од­
нако проблема остается. Дело в следующем: согласно теории установки, восприятие
как полноценная психическая активность, как предметное переживание, должно ос­
новываться на установке. Но последняя, как известно, возникает на базе потребнос­
ти и ситуации, то есть подразумевает предварительное отражение, восприятие ситу­
ации. Вот и возникает дилемма — для создания установки необходимо восприятие
ситуации, которое, в свою очередь, нуждается в наличии действующей установки.
Автор теории установки ясно видел проблему и настойчиво искал пути ее ре­
шения. Об этом свидетельствуют несколько записей в «Тетрадях», а также целый
раздел в его последней работе под названием: «Восприятие как фактор установки:
два значения этого термина». При этом в примечании дан второй вариант авторско­
го текста, что свидетельствует об особой тщательности, с которой Узнадзе разраба­
тывал данную проблему. Ее решение вырисовывается в контексте трехступенчатой




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




11
Научное творчество Узнадзе

модели восприятия. На первой ступени установке как целостному состоянию субъек­
та «предшествует некоторый первичный эффект действия раздражителя на один из
его чувственных органов — эффект, который еще нельзя рассматривать как подлин­
ное, завершенное восприятие определенного, локализованного во внешнем мире
объективного раздражителя. Поэтому естественнее всего характеризовать эту ступень
восприятия, как ступень замечания, или, еще точнее, как ступень ощущения дей­
6
ствующих извне раздражений» . В «Общей психологии» эта простейшая форма вос­
приятия также описывается и обозначается, как «ощущенческое восприятие»; при­
чем она предшествует следующей ступени восприятия как в онтогенезе, так и в
актуалгенезе. Вторую ступень перцептивной активности составляет обычное предмет­
ное восприятие. Высшая же ступень осуществляется на уровне объективации как
активный, произвольный процесс — в «Общей психологии» он именуется наблю­
дением. Две последние формы перцептивной активности протекают на основе уста­
новки; первая сама является условием возникновения установки.
Данная теоретическая конструкция Узнадзе, какое бы содержание ни вклады­
валось в термины «замечание», «ощущение» или «наглядное восприятие», по мнению
некоторых интерпретаторов, говорит о том, что возникновению установки всегда
предшествует какая-то «работа» или активность 7 . Следует полагать, что это вполне
резонное замечание вряд ли было бы отвергнуто самим автором теории установки.
Однако все дело в том, нужно ли считать эту активность поведением (деятельностью)
или, может, точнее и разумнее было бы, вслед за Узнадзе, квалифицировать ее как
рефлекс или «рефлексоидный акт».
Поскольку тут мы имеем дело с гипотетическим построением, влекущим за
собой далеко идущие теоретические выводы, требуется особая точность изложения.
Поэтому прямо процитируем одну из «заметок» Дмитрия Николаевича, о серьезно­
сти и важности которой свидетельствует ее заголовок — «Пределы правомерности
постулата непосредственности». Узнадзе пишет: «Было бы неверно полагать, что в
субъекте ничего не возникает непосредственно — под влиянием среды, что все опос­
редствовано установкой субъекта. Думается, в случае, когда у субъекта нет нужды
или потребности устанавливать взаимоотношения со средой, или же у него нет та­
кой возможности... вероятно, среда все-таки воздействует на него и вызывает не­
посредственный эффект в психике, организме или соматике. Данный эффект мы
можем называть рефлексом или рефлексоидным эффектом. Таковыми будут: ощущение —
в познавательной сфере, удовольствие—неудовольствие — в эмоциональной сфере,
рефлексы — в моторной сфере. На первый взгляд, представляется правомерным на­
блюдение предшествующей психологии, согласно которой ощущение, чувство (при­
ятное—неприятное) и рефлексы представляют собой элементарные содержания на­
шей психики и поведения. Однако правомерно оно лишь в том смысле, что отсюда
берется материал, из которого строятся наши переживания. Но что именно строит­
ся и какими будут конкретные переживания в каждый данный момент, это зависит
от того, какова потребность субъекта и ситуация ее удовлетворения, создающие в
субъекте соответствующую установку, — переживания зависят от этой установки.
Разумеется, в действительности между ними — материалом и установкой —
нет столь резкого разграничения. Поэтому, бывают случаи, когда, скажем, раздра­
житель красного вызывает ощущение другого цвета, твердый кажется мягким... То же


6
Узнадзе Д.Н. Тетради для заметок // Мацне. 1988. № 4. С. 61. (на груз. яз.)
7
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М, 1979.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




12 Предисловие научного редактора

самое относится к приятному—неприятному. Моторные рефлексы также зависят от
8
состояния субъекта» .
Хотя автор последним пассажем несколько смягчает позицию, она высказана
достаточно категорично и, на наш взгляд, существенно корректирует и уточняет ба­
зисное положение теории. К ней следует отнестись со всей серьезностью, ибо, кон­
статируя наличие таких форм активности, на которые не распространяется прин­
цип установочного опосредствования, она заметно увеличивает объяснительный
потенциал психологии установки, делает ее более гибкой как в методологическом,
так и в чисто теоретическом отношении.
В контексте обсуждаемой проблемы данное гипотетическое построение автора
позволяет устранить все «парадоксы», связанные с возможностью безустановочной
репрезентации факторов установки. Причем, данное решение касается не только до-
установочного «восприятия» ситуации, но и фактора потребности, на который, в
принципе, также можно распространить парадокс первичности. Если первичная реп­
резентация ситуации может осуществляться в форме непосредственного «рефлексо¬
идного» процесса «ощущения», то субъективный фактор установки может быть
представлен в виде «рефлексоидного» эмоционального переживания. Выше, в ком­
ментариях к главе, посвященной психологии эмоций, уже было отмечено, что Уз­
надзе в принципе допускает такую возможность, говоря об «эмоциональности по­
требности».
Завершая обсуждение главы о восприятии, отметим одну ее особенность. В ней
совершенно не затронут вопрос об иллюзиях восприятия, тогда как данная тема не­
изменно обсуждается во всех старых и современных учебниках. Это выглядит несколь­
ко странно, поскольку именно иллюзии восприятия составляют основу созданного
Узнадзе и его сотрудниками методического аппарата по изучению установки. И едва
ли какая-либо другая общепсихологическая теория может сказать больше и весомее
об иллюзиях восприятия, чем теория установки. Для подтверждения этого далеко
идти не приходится. С.Л. Рубинштейн в своем знаменитом учебнике, кстати, издан­
ном в том же году, что и учебник Узнадзе, обсуждая тему иллюзий восприятия, пря­
мо указывает на опыты Узнадзе и его сотрудников, доказывающие установочную, то
есть центральную, а не периферическую обусловленность иллюзий. Как бы там ни
было, анализ этого вопроса в широком плане мог, безусловно, лучше продемонст­
рировать объяснительный потенциал теории установки в сфере психологии восприя­
тия. Это, несомненно, усилило бы установочное звучание всего учебника и способ­
ствовало реализации замысла автора.
Концепция объективации, созданная в рамках общепсихологической теории
установки в последний период научного творчества Узнадзе, могла бы существенно
преобразить многие главы «Общей психологии», в первую очередь — касающиеся так
называемых «высших познавательных процессов». Впрочем, читателю не трудно будет
заметить, что наметки модели объективации даны уже в самом учебнике, в частно­
сти, там, где обсуждается вопрос о взаимоотношении восприятия и мышления. Хотя
идея и термин появились еще раньше («Сон и сновидения»), к основательной разра­
ботке этой теоретической модели Узнадзе приступил в сороковых годах. Во всяком
случае, в «Тетрадях» автор неоднократно возвращается к обсуждению данной темы.
Впервые в развернутом виде концепция излагается в трудах Тбилисского университе­
та, в исследовании «Проблема объективации» (1948). В последних обобщающих рабо­
тах она приобретает завершенный вид.

8
Узнадзе Д.Н. Тетради для заметок // Мацне. 1988. № 4. С. 61. (на груз. яз.)




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Научное творчество Узнадзе 13

Концепция объективации достаточно хорошо известна, поэтому лишь напом­
ним, что, согласно Узнадзе, активность человека разворачивается на двух уровнях:
на уровне импульсивного поведения, где реализация установки происходит беспре­
пятственно, и на уровне объективации, где осуществление поведения сталкивается
с трудностями, практическая активность блокируется — что приводит к акту объек­
тивации. Объективация создает условия для начала теоретической активности, на­
правленной на решение возникшей проблемы и, в конечном счете, корректировку
установочного механизма, обеспечивающего целесообразность поведения. Для этого
субъект приводит в действие свои высшие когнитивные функции и, в целом, реф­
лексивное сознание.
Таким образом, способность объективации коренным образом меняет облик
психики, делая ее специфически человеческой. Благодаря акту объективации у че­
ловека появляется возможность переживания чего-то как данного, как некоего
объекта. Этот объект или ситуация содержит причину задержки поведения. Поэтому
«перед нами возникает вопрос о том, что же это такое — что мы объективируем,
что переживаем как данное. И первое, что раньше всего появляется в ответ, это
сознание того, что это то же самое, что переживаем; у нас появляется сознание
тождества, или идентичности, предмета нашего переживания»9. «Это обстоятельство
делает возможным выработку у человека специфического отношения к миру — он
начинает познавать его»10.
Познавательный процесс — процесс синтетический. И не только потому, что
подразумевает синхронизированную и организованную работу нескольких когнитив­
ных функций, но и в том смысле, что эти функции взаимопроникают друг в друга,
создавая сложные когнитивные способности и образования.
В последней работе Узнадзе мы находим лишь эскизное описание этого про­
цесса. Все, естественно, начинается с акта объективации; он, в свою очередь, созда­
ет предпосылки для весьма существенного акта, без которого невозможно дальней­
шее развитие познавательного процесса — акта идентификации, или «логического
закона тождества». Затем, по-видимому, происходит фокусировка внимания, тесней­
шим образом связанного с объективацией (об этом подробнее ниже). Далее следует
процесс повторного восприятия некоторых свойств ситуации или объекта, которые
не были должным образом отражены в установке практического поведения и при­
вели к срыву деятельности. Но для этого необходимо не только повторное пережи­
вание этих свойств, но и их «предуцирование» при помощи слова — «это получает­
ся, в конечном счете, в результате объединенной работы восприятия и логического
(словесного) мышления, то есть того, что мы обычно называем наблюдением». На­
блюдение как начальный этап вторичного отражения действительности «является
первым проявлением работы нашего мышления или — еще точнее — он является
сложным процессом, объединяющим в одно целое работу нашего ощущения и на­
шего словесного мышления»".
Теоретическая активность, возникшая на базе объективации, не может
обойтись без процессов памяти. Причем память рассматривается не как единая и
качественно однородная во всех своих проявлениях функция, а как способность,
представляющая собой одновременно несколько ступеней развития, решающая
различные задачи в деятельности человека. Соответственно, выделяются пассивные
9
Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. С. 190.
10
Там же. С. 193.
11
Там же. С. 195.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Предисловие научного редактора
14

формы — узнавание, непосредственная память, ассоциативная память, и активные
формы — заучивание и воспоминание. Данные формы проявления мнемической
функции подробно описываются в «Общей психологии». При этом Узнадзе особое
внимание уделяет раскрытию природы представления как основного строительного
материала памяти, неоднократно возвращаясь к анализу этого вопроса в различных
текстах. Подход Узнадзе здесь опять-таки остается синтетическим; отличительная
особенность высших форм представления состоит в их обобщенности, или, иначе,
интеллектуализации.
Наконец, завершают процесс решения теоретической задачи операции соб­
ственно логического мышления — при помощи данных внимания, наблюдения,
представления и возможностей идентификации и номинации, полученных благода­
ря объективации.
Из всех отмеченных звеньев познавательной активности, описанных в рамках
концепции объективации, наиболее запутанным и дискуссионным представляется

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign