LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На основании этого Шеррингтон пришел к выводу, что эмоциональное пере­
живание возникает без органических ощущений, постольку сущность эмоций нико­
им образом не может быть сведена к висцеральным процессам.
Аналогичный вывод был сделан и Кенноном. Оперативным путем он полнос­
тью вырезал у кошки часть нервной системы, ответственной за висцеральные реак­
ции, сопутствующие эмоции страха или гнева, исключив тем самым возможность
возникновения органических ощущений. Затем он поместил подопытное животное в
ситуацию страха (показал собаку). Выяснилось, что в этих условиях кошка реагирует
точно так же, как до операции — выявляет выраженную реакцию страха, то есть те­
ория Джеймса—Ланге еще раз была опровергнута.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




115
Психология эмоциональных переживаний


4. Физиологические основы эмоций
Эксперименты того же Кеннона показали, что эмоциональные переживания
безусловно связаны с определенными соматическими изменениями, как это осо­
бенно отмечал Джеймс. Но природа этих изменений оказалась, прежде всего, гумо­
ральной; выяснилось, что они связаны с активностью желез внутренней секреции,
в частности надпочечной железы. Кеннон вызывал у экспериментального животного,
кошки, интенсивное эмоциональное состояние — гнев, со всеми характерными для
этого состояния специфическими телесными проявлениями. Во всех этих случаях ис­
следование подтверждало увеличение выделения сахара, что указывало на гиперсек­
рецию гормона надпочечной железы — адреналина. Примечательно, что то же самое
явление имело место и тогда, когда вместо гнева вызывалась эмоция страха — кош­
ку помещали вблизи от собаки.
Таким образом, в случае интенсивных эмоций гнева и страха в организме про­
исходит усиленная секреция адреналина.
Какое взаимоотношение существует между этим гуморальным феноменом и
теми висцеральными и вазомоторными процессами, которые, согласно перифери­
ческой теории Джеймса—Ланге, составляют сущность эмоций? Опыты Маранона да­
ют исчерпывающий ответ на этот вопрос. В результате введения человеку инъекции
адреналина Маранон получил все те висцеральные явления, которые обычно со­
путствуют эмоциональным переживаниям страха и гнева. Испытуемый всем своим
обликом походил на испуганного или разгневанного человека — учащенное сердце­
биение, стоящие дыбом волосы, бледность, дрожь...
Следовательно, можно сказать, что висцеральные и вазомоторные процессы,
сопутствующие эмоциональным переживаниям, имеют гуморальную основу. Как бы
получается, что сущность указанных эмоциональных реакций действительно состоит
в секреции гормона надпочечной железы, адреналина, что подтверждает, пусть даже
косвенно, основную мысль теории Джеймса.
Однако из тех же опытов Маранона очевидно, что это не так: секреция адре­
налина и возникшие на этой почве висцеральные процессы ни в коем случае не
могут считаться сущностью эмоций. Дело в том, что, во-первых, испытуемые Ма­
ранона, у которых в результате инъекции адреналина были вызваны все телесные
проявления эмоции, не чувствовали никакой эмоции; и во-вторых, эти висце­
ральные процессы оказались идентичными как во время страха, так и гнева, то есть
в случае совершенно различных эмоциональных переживаний.
Очевидно, что основу эмоций следует искать в ином. Можно считать доказан­
ным, что эмоция не представляет собой явление периферического происхождения.
Но это отнюдь не означает, что периферические процессы — висцеральные и вазо­
моторные реакции не имеют никакого значения для эмоций, что это — просто слу­
чайные явления, сопутствующие нашему переживанию, но не оказывающие на не­
го какого-либо воздействия. Сегодня считается бесспорным, что они участвуют в
процессе становления эмоции, усиливают ее и придают определенность; по словам
Рубинштейна, висцеральные и вазомоторные реакции являются «добавочными фак­
торами» эмоциональных процессов. По наблюдению Лемона, эмоция вне телесных
симптомов имеет характер не настоящего, а представленного переживания. По Шер­
рингтону, специфическое обморочное ощущение, возникающее у человека во вре­
мя страха, входит в состав самого эмоционального переживания в качестве его не­
обходимого компонента.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава четвертая
116

Таким образом, участие вегетативной нервной системы и эндокринного аппа­
рата в генезисе эмоциональных переживаний сомнений не вызывает. Но бесспорно и
то, что только этого недостаточно. Возникновение эмоционального переживания че­
ловека без участия центральной нервной системы совершенно непредставимо. Эта
мысль находит все большее распространение в современной физиологии, и сегодня
можно считать доказанным, что эмоциональное переживание человека действительно
представляет собой факт центрального происхождения, основано на процессах, про­
текающих в головном мозге. Спорным скорее является то, какой именно участок
мозга должен быть признан центром эмоциональных переживаний.
По мнению большинства исследователей, особенную роль в этом случае дол­
жен играть зрительный бугор. С этой стороны очень иллюстративен случай, описан­
ный Хедом: один его больной совершенно не выносил музыку, если она звучала с
правой стороны, и был к ней полностью равнодушен, если она звучала слева. У
пациента обнаружилось одностороннее нарушение зрительного бугра; по всей веро­
ятности, именно по этой причине одна и та же мелодия вызывала различные эмо­
циональные переживания.
Однако выяснилось, что наряду со зрительным бугром в регуляции эмоцио­
нальных переживаний участвует и кора головного мозга: эмоция представляет собой
продукт взаимодействия коры и зрительного бугра. Именно поэтому нарушение свя­
зи между корой и зрительным бугром оказывает особенно заметное влияние именно
на эмоциональные переживания.




Темперамент
1. Понятие темперамента
Наши эмоциональные переживания могут отличаться друг от друга всего лишь
по четырем основным направлениям: удовольствие и неудовольствие, возбуждение
и успокоение. Но это не означает, что все эти направления в каждом отдельном
индивиде должны быть представлены одинаковым образом. Нет! В этом отношении
между людьми отмечаются весьма значительные различия. Существуют люди, наст­
роенные более оптимистически, или эвколически, либо, наоборот, более пессимис­
тически, или дисколически. У первых приятные чувства возникают легче, чем непри­
ятные, а у вторых, наоборот, неприятные чувства появляются легче, чем приятные.
Следовательно, в первом случае можно говорить о диспозиции удовольствия, а во
втором — о диспозиции неудовольствия.
Такие же диспозиционные различия подтверждаются и в направления воз­
буждения—успокоения. Некоторые индивиды проявляют особую предрасположен­
ность к возбужденным эмоциональным переживаниям, другие же склонны к более
спокойным эмоциям.
В современной психологии упомянутые эмоциональные диспозиции чаще все­
го именуются темпераментом, хотя иногда под темпераментом подразумевается зна­
чительно более широкое понятие — в нем усматривают диспозицию всех психологи­
ческих особенностей индивида.
Диспозиции имеются и в других случаях. Например, интеллект считается дис­
позицией мышления, а характер — диспозицией произвольного поведения. Однако
темперамент резко отличается от этих диспозиций, так как он гораздо теснее свя-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология эмоциональных переживаний 117

зан с телесными процессами, нежели интеллект или характер. А это позволяет пред­
положить, что в случае темперамента мы действительно имеем дело в первую оче­
редь с эмоциональной диспозицией, поскольку, как известно, ничто не связано с
телесными процессами столь тесно, как эмоциональные переживания. Наверное,
именно этим объясняется то, что при характеристике темперамента эмоциональным
переживаниям отводится значительное место даже тогда, когда в нем усматривают
основу всей личности, а не только ее эмоциональной сферы.

2. темперамента
ТИПОЛОГИЯ
Понятие темперамента ввел в науку основоположник медицины Гиппократ
(более 2000 лет тому назад), причем предложенная им классификация сохранена без
изменения до сегодняшнего дня. Согласно данной классификации, различают че­
тыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхо­
лический.
Человек с сангвиническим темпераментом склонен скорее к положительным
эмоциям; он беспечен, ожидает от жизни больше хорошего, чем плохого, добросер­
дечен, весел; легко воспламеняется, но также легко успокаивается.
Противоположную этому картину дает флегматический темперамент; флегма­
тик равнодушен, почти апатичен, ему чужды аффекты; однако это не означает, что
он вообще бесчувственен. Нет! Ему свойственно редкое и медленное возникновение
эмоций — ему неведомы эмоциональные взрывы. Но, воспламенившись, он не успо­
каивается долго.
У человека с холерическим темпераментом эмоции возникают легко, чем он
напоминает сангвиника; однако в отличие от последнего его эмоции более ин­
тенсивны и продолжительны. Он любит командовать, не любит подчиняться, горд
и жаден, легко теряет равновесие, впадая в ярость, пребывая большей частью
рассерженным.
Человек с меланхолическим темпераментом во всем, что его касается, усматри­
вает плохое; он преимущественно находится в плохом настроении, будто жизнь ему
опостылела.
Приглядевшись к данным типам темперамента, нетрудно заметить, что санг­
винический и флегматический типы представляют собой скорее диспозиции по­
ложительных эмоций, а холерический и меланхолический — отрицательных. Зато
в аспекте возбуждения—успокоения объединяются сангвинический и холерический
типы, как более возбудимые, и флегматический с меланхолическим, как более
спокойные.
Таким образом, классификация типов темперамента производится в зависимо­
сти от того, как представлены в каждом из них диспозиции удовольствия—неудо­
вольствия и возбуждения—успокоения.
Среди психиатров особенно распространена типология Кречмера. По мнению
Кречмера, темперамент является главным компонентом конституции человека,
предопределяющим психические особенности личности; темперамент вместе с те­
лосложением, то есть физическими особенностями, составляет констититуцию.
Пикническое телосложение связано с циклотимическим темпераментом, а астени­
ческое, атлетическое или их сочетание — с шизотимическим темпераментом. Креч­
мер, стало быть, различает всего лишь два типа темперамента — циклотимический и
шизотимический. Однако каждый из них включает в себя несколько подвидов: цик­
лотимический — гипоманиакальный (веселый, подвижный человек), синтонический




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава четвертая
118

(практичный реалист) и медленный (мягкий, расслабленный, грустный человек).
Всем им свойственна особенность синтоничности (по терминологии Блейлера), или
экстравертированности (по терминологии Юнга). Основной особенностью людей с
шизотимическим темпераментом является интровертированность, включающая в
себя три подвида — от чрезвычайно чувствительного до крайне бесчувственного,
холодного эгоиста, в частности: гиперстенический (нежный, чувствительный, не­
рвный человек), аутистический (энергичный, систематический, спокойный, отре­
шенный, аристократический) и анестетический (холодный, со слабыми аффекта­
ми, бесчувственный эгоист).
Согласно Кречмеру, в основе соответствия между темпераментом и телосло­
жением, или физической конституцией, лежит эндокринный фактор; нервной сис­
теме он отводит меньшее значение.
Зато для Павлова темперамент представлял собой именно тип нервной систе­
мы. Он полагал, что типология темперамента совпадает с типологией нервной систе­
мы. Как отмечал Павлов, темперамент является наиболее общей характеристикой
любого человека, наиболее существенной характеристикой его нервной системы.
Согласно исследованиям Павлова, типы нервной системы различаются в зави­
симости от протекания основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Выяснилось, что эти процессы отличаются друг от друга большей или меньшей си­
лой, уравновешенностью и подвижностью.
Существуют животные (как известно, Павлов проводил свои опыты на соба­
ках), нервная система которых легко переносит воздействие необычайно сильных
раздражителей. Например, у них вырабатывается условный рефлекс даже на звуки
такой силы, которые у слабо возбудимых животных вызывают остановку всего ус­
ловнорефлекторного действия, вызывая иногда хроническое заболевание нервной
системы. В этом случае мы имеем дело с сильно возбудимой нервной системой.
То же самое происходит и в случае процессов торможения. Нервная система
некоторых животных длительно выдерживает процесс так называемого «внутреннего
торможения» (до 5—10 минут), тогда как у других попытки создания столь продол­
жительного процесса торможения сопровождаются серьезным заболеванием нервной
системы. В первом случае мы имеем дело с типом нервной системы с сильным тормо­
жением, а во втором — со слабым.
В некоторых случаях сильной нервной системы оба этих процесса уравновеше¬
ны, то есть сильным является как процесс возбуждения, так и процесс тормо­
жения; в других же случаях равновесие нарушено — обычно в сторону процесса
возбуждения, то есть процесс возбуждения является сильным, а процесс тормо­
жения — слабым.
В случае сильной нервной системы мы встречаемся с еще с одним признаком —
подвижностью нервных процессов. Если у животного выработан условный рефлекс на
тон определенной высоты, то на другой тон он реагировать не будет. Но если принять
надлежащие меры, у него вскоре выработается рефлекс на этот тон. В данном случае
нервная система легко переходит от процесса торможения к процессу возбуждения и
наоборот. Соответственно, сильная нервная система может быть двоякой — подвижной
и менее подвижной, то есть инертной.
Что касается слабой нервной системы, то есть нервной системы со слабыми
процессами возбуждения и торможения, то оказалось, что здесь невозможно говорить
ни о большем или меньшем равновесии, ни о большей или меньшей подвижности.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология эмоциональных переживаний 119

В соответствии с этим Павлов различает следующие четыре типа:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный, живой тип.
2. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения,
безудержный, возбудимый тип.
3. Сильный, уравновешенный, инертный — спокойный, медлительный тип.
4. Слабый тип.
Павлов отожествляет выделенные им типы с типами древней классификации
Гиппократа:
1) в основе сангвинического темперамента лежит сильная, уравновешенная,
подвижная нервная система;
2) холерический темперамент — сильный, неуравновешенный тип;
3) флегматический темперамент — сильная, уравновешенная, инертная не­
рвная система;
4) меланхолический темперамент — слабая нервная система.
Несмотря на то, что Павлов решающее значение отводил врожденному типу
нервной системы, он все же отмечал, что для поведения живого существа наряду
с врожденным типом нервной системы большое значение имеет и все его прошлое.
Таким образом, старая типология темперамента как будто остается в силе
и сегодня. Вместе с тем можно считать доказанным, что физиологическую основу
темперамента следует усматривать не только в эндокринных, но и особенно в не­
рвных процессах.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава пятая
Психология поведения



Импульсивное поведение
1. Живое существо и витальная потребность
Ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потреб­
ностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении. Это значит, что
для него характерна активность, то есть он должен установить определенные взаимо­
отношения с внешней действительностью, без чего, разумеется, ни одна потребность
не может быть удовлетворена. Несомненно, что данная активность составляет по су­
ществу все содержание жизни; говорить о жизни вне активности было бы неуместно.
Отсюда ясно, что понятие потребности занимает исключительное место в любой на­
уке, ставящей себе целью понимание живого существа, тем более в психологии.
Потребность — источник активности. Там, где нет потребности, не может быть
и речи об активности.
В этом смысле понятие потребности является очень широким. Оно касается все­
го, в чем нуждается живой организм, но чем он в данный момент не обладает.
Однако то, в чем живой организм может испытывать нужду, зависит от уровня
развития самого организма. Потребности развиваются, и очевидно, что человек на
нынешней ступени развития обладает множеством таких потребностей, подобных
которым нет не только у животного, но и у человека, стоящего на примитивной сту­
пени культурного развития.
Тем не менее, есть и такие потребности, без которых не может существовать ни
один живой организм, на какой бы ступени развития он ни находился. Подразуме­
ваются потребности, связанные с жизнедеятельностью организма, — питание и
размножение, то есть основные витальные, или чисто биологические потребности.
Потребности в питании, росте, размножении имеются у любого живого организма —
как самого простого, так и самого сложного. Конечно, это не означает, что в процессе
развития эти потребности остаются неизменными, что у амебы и у человека потреб­
ность в питании является одинаковой. Нет, в данном случае мы хотим подчеркнуть
лишь то, что всякий живой организм, на какой бы высокой ступени развития он ни
находился, имеет витальные потребности, поскольку без них жизнь невозможна вооб­
ще. Однако вряд ли, конечно, сегодня кто-либо может отрицать, что и эти потребно­
сти развиваются, усложняются, становясь все более разнообразными.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




121
Психология поведения

2. Витальная потребность и поведение
Что же характерно для витальной потребности? Во-первых, совершенно не
обязательно, чтобы она была дана и психически. Достаточно, если она существует
объективно, то есть организм действительно в чем-то нуждается. Невзирая на то, что
субъект может даже не знать о наличии витальной потребности, он все-таки безоши­
бочно прибегает к средствам, необходимым для ее удовлетворения. Это происходит
приблизительно так, как в случае потребности дыхания. Организм вовсе не чувствует
особо, что он в чем-то нуждается, что это нечто — воздух, добыть который можно
только через дыхание. Тем не менее, он нормально дышит, и для этого ему не нужен
ни собственный предварительный опыт, ни чья-либо помощь.
Так по существу обстоит дело во всех случаях основных витальных потребно­
стей. Если новорожденному ребенку, организм которого нуждается в питании, то
есть при наличии у него потребности в пище, положить в рот сосок груди, он тот­
час начнет сосать, хотя его этому никто не учил. Точно также не нуждается в обу­
чении ни теленок, сразу находящий нужную траву, ни цыпленок, который клюет
зерно, а не, скажем, песчинки, хотя у них еще нет никакого опыта.
Одним словом, животное изначально, вне научения, находит соответствую­
щий корм, должным образом обращаясь с ним. Витальная потребность сама направ­
ляет организм к нужному предмету — он научается находить предмет удовлетворе­
ния потребности отнюдь не постепенно, и при наличии определенной потребности
из бесчисленного множества предметов, находящихся в окружающей среде, на него
воздействует именно тот из них, который может удовлетворять эту его потребность.
В результате у живого существа возникает установка соответствующего поведения, а
при отсутствии преград реализуется и само это поведение. В таком случае обычно
говорят, что у живого существа, будь то цыпленок или человек, имеются врожден­
ные способности удовлетворения некоторых потребностей; любое живое существо
не только обращается именно к тому, что может удовлетворить его потребности
(цыпленок — к зерну, а не к песку), но и прибегает к поведению, посредством
которого можно достигнуть цели (начинает сосать, клевать и т.д.). Такое врожден­
ное целесообразное поведение обычно называют инстинктом, подразумевая, что
оно связано с основными элементарными потребностями.


3. Обслуживание как отдельная форма поведения
Однако такая картина наблюдается только в том случае, когда удовлетворение
потребности не встречает никаких препятствий, когда среда непосредственно предо­
ставляет то, что нужно для удовлетворения имеющейся потребности. Например, ког­
да в изобилии имеется воздух, то для нормального дыхания организму нужно просто
дышать им; или же перед цыпленком на песке разбросаны зерна, и он начинает их
клевать. В таком случае процесс удовлетворения потребности протекает сам собою, не
требуя вмешательства сознания, и все поведение действительно протекает инстинк­
тивно. Но таков лишь первичный вид поведения, то есть примитивная активность,
направленная на сам процесс удовлетворения потребности, а не на добывание средств,
необходимых для этого. Данная форма активности известна под названием «потреб­
ления», и мы видим, что она осуществляется вне участия сознания, а именно —
в виде инстинктивных актов.
Однако допустим, что на пути удовлетворения потребности возникло препят­
ствие, например затруднилось дыхание. Что же произойдет в этом случае? Несом-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign